Научная статья на тему 'Проектные технологии, способствующие формированию профессиональной компетентности студентов'

Проектные технологии, способствующие формированию профессиональной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION TECHNOLOGIES / PROJECT TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева К.Р., Цой А.А.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования, которое связано не только с развитием техники и технологий, но и развитием информационного общества. Соответственно, одной из главных задач современной системы образования является разработка проектов и программ, способствующих формированию профессиональной компетентности специалиста современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT TECHNOLOGIES THAT CONTRIBUTE TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS

Informatization today is considered as one of the main ways to modernize the education system, which is associated not only with the development of technology and technology, but also the development of the information society. Accordingly, one of the main tasks of the modern education system is to develop projects and programs that contribute to the formation of professional competence of a specialist in modern society.

Текст научной работы на тему «Проектные технологии, способствующие формированию профессиональной компетентности студентов»

In general, in our article we tried to briefly analyze and compare part of the research work. In general, all scientific works provide an analysis of historical experience in solving the problem of orphan hood in the Soviet space. The causes of the problem of homelessness and orphan hood are studied, as well as the ways and methods of solving them within the framework of the emerging and developing Soviet system of the social system of "state children".

Still, all scientific research work has determined the relevance and relevance of this problem to historical science in modernity. Especially the study of the history of homelessness and orphan hood in the context of local history, which is becoming more relevant and is a response to the challenges of globalization.

REFERENCES:

1. Nazarova I. Opportunities and conditions for the adaptation of orphans // Socis, 2001, No. 4, - p. 70

2. The Great Soviet Encyclopedia. S. 94-96; C 61-64 .; S 783-790

3. Bender E. A. The fight against homelessness and neglect of minors in the RSFSR in the 1920s and 1930s. (based on materials from Leningrad and the Leningrad region). Diss. work. As a manuscript. St. Petersburg, 2015, 187 s

4. Salova Yu.G. "Children's leisure in Soviet Russia (1920s)" Yaroslavl, 131c.

5. Krinko E.F., Tazhidinova I.G., Khlypina T.P. "The everyday life of Soviet people in the 1920s and 1940s: life under conditions of social transformations." Rostov-on-Don, 2011, 360s

6. Zh. B. Abylkhozhina, M. L. Akulova, A. V. Tsai "Living memory. Stalinism in Kazakhstan - the Past, Memory, Overcoming »Almaty, 2019, 272c.

7. Anpilogova T. Children's homelessness in the Lugansk region of the 1920-1930s: the genesis and ways of eliminating Lugansk, 2016, 176 pp.

8. Smirnova T.M. "Orphanages and labor of the colony: life" the life of state children "in Soviet Russia 1920-1930" // https://cyberleninka.ru/article. 1-23s.

9. Slavko A.A. Children's homelessness and neglect in Russia in the late 1920s-early 1950s: a social portrait, reasons, forms of struggle. // Abstract of dissertation for the degree of Doctor of Historical Sciences, Samara, 2011, 43 pp.

10. Samsonova S. A. About politics and social practice of overcoming child homelessness in the Stavropol Territory and the Terek in the 1920s and 1930s. XX century Stavropol 2012-27s.

УДК 378.1

PROJECT TECHNOLOGIES THAT CONTRIBUTE TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL

COMPETENCE OF STUDENTS

Issayeva K.,

candidate of pedagogics, Professor, Faculty of physics and technology E. A. Buketov Karaganda state University, Karaganda, Kazakhstan

Tsoi A.

Graduate, Faculty of physics and technology E. A. Buketov Karaganda state University, Karaganda, Kazakhstan

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Исаева К.Р.,

кандидат педагогических наук, профессор,Физико-технический факультет Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова, г.Караганда, Казахстан

Цой А.А.

магистрант, Физико-технический факультет Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова, г.Караганда, Казахстан

Abstract

Informatization today is considered as one of the main ways to modernize the education system, which is associated not only with the development of technology and technology, but also the development of the information society. Accordingly, one of the main tasks of the modern education system is to develop projects and programs that contribute to the formation of professional competence of a specialist in modern society.

Аннотация

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования, которое связано не только с развитием техники и технологий, но и развитием информационного общества. Соответственно, одной из главных задач современной системы образования является разработка проектов и программ, способствующих формированию профессиональной компетентности специалиста современного общества.

Keywords: information technologies, project technologies, professional competence, pedagogical technologies

Ключевые слова: информационные технологий, проектные технологий, профессиональная компетентность, педагогические технологий

Анализ учебного процесса в учебных заведениях свидетельствует о том, что, как правило, для практического обучения выделяются частные умения, не отражающие целостную профессиональную деятельность, в основе которой лежит целеполага-ние и целеосуществление, а сами частные умения весьма разрозненны и в совокупности не охватывают все стороны деятельности специалиста.

Одним из способов определения содержания практической подготовки является моделирование профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе (создание модели профессиональной подготовки специалиста), которое предполагает разработку комплекса задач и заданий для овладения необходимыми умениями; определение их места в содержании обучения; внесение коррективов в рабочие программы. Новая модель обучения и развития, основанная на гуманистических принципах, модель, обеспечивающая возможность реализовать сотрудничество в обучении.

Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения, навыки, развивать у них мышление, но и обучить их формам, методам, средствам самостоятельного добывания знаний. Формирование студентов умению самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации - одно из направлений совершенствования качества подготовки специалистов. Личность будущего учителя способна решать основные задачи образования, сформулированные в Законе «Об образовании», программа развития образования республики Казахстан до 2011-2020 годы, творческая индивидуальность которого должна проявляться не только в стремлении создать нечто новое, но, прежде всего в способности к изменению самого себя.

Современный преподаватель, находясь в условиях многообразия учебных программ, пособий, учебников, из разнообразия педагогических технологий он может выбирать те, которые наиболее соответствуют особенностям его профессиональной культуры. При этом данные технологии должны быть рассчитаны на развитие личности, на возможности его самореализации. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий преподаватель отдает предпочтение тем, которые наиболее эффективны по результатам, невысоки по затратам и гарантируют достижение образовательного стандарта. Конечно, никакое учебное заведение не в состоянии научить своих выпускников всему и на все случаи жизни. Но оно может и обязано вооружить методами и опытом научного познания, чтобы специалист мог с наименьшими затратами дополнительного труда и времени усваивать новую информацию, пополнить профессиональные знания и расширить свой теоретический кругозор, т.е. выпускник наряду с базовыми знаниями должен приобрести такое важное качество, как умение учиться.

Для решения данной проблемы важным представляется формирование у будущих учителей спо-

собности проектировать педагогическую деятельность с учетом специфики задач, стоящих перед тем или иным типом школы. Наиболее эффективной формой обучения является та, которая основывается на активном включении студентов в информационные технологий. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования, которое связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества. Соответственно, одной из главных задач современной системы образования является разработка проектов и программ, способствующих формированию профессиональной компетентности специалиста современного общества. Сбор, обработка и анализ результатов с помощью информационных технологий помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся, расширяют кругозор, а также способствуют развитию качеств личности, необходимых будущим учителям.

Опираясь на исследования [1], под информатизацией образования будем понимать процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, принципиально новые, востребованные современным обществом образовательные результаты.

Для развития профессиональной компетентности преподавателя необходимы соответствующие условия:

• комфортный психологический климат в процессе обучения студентов и работы преподавателя;

• организация самостоятельной, творческой и поисковой деятельности;

• профессиональное обучение преподавателя и студентов

Использование информационно-коммуникационных технологий качественно повышает уровень деятельности учащегося. Поднимаясь по ступеням интеллектуальной активности и самостоятельности, учащийся идет от восприятия и усвоения готовой информации - через воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности, знакомство с образцами научного решения проблем - к овладению методами научного познания, к самостоятельному и творческому их применению.

В процессе обучения в колледже принципиальное значение имеет решение задач по формированию профессиональной мотивации учащихся, как необходимого условия успешного обучения будущего педагога. Правильно организованные информационные практические занятия способствуют формированию будущего специалиста, который сможет не только выполнять работу по заданию, но и вести самостоятельный творческий поиск. Научить анализировать и обобщать полученную на практических занятиях информацию, можно только

на основе умения учащихся самостоятельно ориентироваться в изучаемом материале. В большей степени этому способствует использование проектной технологии обучения. Информационная деятельность при проектной технологии представлена следующими структурно-содержательными блоками: диагностическим, мотивационным, научно- практическим.

Использование информационных технологии в процессе обучения дает возможность студентам применять свои навыки и умения на практике. Это нацеливает их на развитие определенных исследовательских, творческих замыслов в рамках заданной темы, самостоятельно добывать, анализировать необходимую информацию, взаимодействовать с другими участниками работы. С. В. Панюкова, развивая концепцию реализации личностно — ориентированного обучения при использовании средств новых информационных технологий делает вывод, что ряд дидактических принципов этого обучения не может быть реализован в учебном процессе без средств информационных и коммуникационных технологий. Ею сформулированы «требования к личностно-ориентированному обучению в условиях использования информационных — коммуникационных технологий»; индивидуализация и дифференциация обучения; доступность к необходимой информации; объективный контроль знаний; обеспечение условий, способствующих саморазвитию и самоуправлению [2].

Одним из ярких проявлений сформированно-сти информационных технологий, исследовательского подхода у учащихся колледжа является умение анализировать, моделировать, представить результаты своего труда в виде графиков, диаграмм, схем, таблиц.

При проектной технологии интегрируются два основных принципа познавательной деятельности - исследовательский и творческий. Сам процесс получения и усвоения знаний становится равноценным научно-исследовательскому поиску, а результат для студентов является своего рода научным открытием. Именно процесс исследования, поиска представляют максимальную методическую ценность. Проектные технологий представляет собой единое научное сообщество студентов и преподавателей. Где каждому предоставляется возможность творчества, возможность реализации собственных взглядов, позиций, научных концепций. Проектные технологий основывается во многом на реализации творческого научного и личностного потенциала учащихся и преподавателей. Работа при проектном технологий всегда начинается с постановки актуальной проблемы, затем определяются цели и задачи исследования. Творческий подход заключается, прежде всего, в том, что участники проекта ничем не ограничены в выборе целей и методов исследования. Все участники проекта, работая над проблемой, приходят к какому-то общему результату, который определяется конкретными целями.

Проектные технологий предполагает использование самых разных форм работы, единственное

требование заключается в том, что они должны стимулировать исследовательскую и творческую активность а также профессиональную компетентность студентов, а также использовать познавательный потенциал группы. Наиболее эффективными и интересными представляются такие формы работы, как работа в малых группах, тренинги, психологические игры.

Необходимо также отметить, что проектные технологий является универсальным методом и может быть использована при изучении самых разных предметов и дисциплин. Научно-методический поиск проектный технологий организован по следующему алгоритму:

• диагностика уровня профессиональной деятельности ;

• выявление и актуализация проблемы;

• теоретическое решение проблемы;

• практическое решение проблемы;

• выработка методических рекомендаций.

Опережающий характер образования возможен только тогда, когда студенты будут непосредственно участвовать в проектировании, в разработке новых технологий и форм его организации. Поэтому готовность специалиста к профессиональной деятельности следует определять по интеллектуальным умениям - умению анализировать ситуацию и стоящие перед профессионалом задачи, проектировать деятельность, видеть перспективу в своей работе.

Для успешного осуществления профессиональной деятельности современному специалисту уже недостаточно наличия глубоких познаний в области психологии, педагогики и преподаваемого предмета. Все большую значимость приобретает формирование и совершенствование проектной деятельности [3]. Для этого необходимо не только и столько совершенствовать методику преподавания, сколько выходить на уровень дидактического требования и формированию профессиональной компетентности. Важнейшим качеством будущего специалиста является его профессиональная компетентность - способность нестандартно и эффективно изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, что подразумевает:

- целевая личностная установка на выполнение работ нетрадиционными методами, с новыми результатами;

- органический интерес к знаниям, навыки поисковой, познавательной деятельности;

- поиск оптимальных способов получения конечного результата на основе осознанного и обоснованного выбора вариантов;

- способность испытывать удовольствие от выполненной работы с использованием нетрадиционных методов, средств, способов;

- внутренняя установка на непрерывность приобщения к результату творчества и навыки её поэтапной реализации.

Проектные технологий - прекрасная, ничем не заменимая школа для будущего учителя. Её главное

достоинство в том, что она не только даёт прочные начальные знания, но и воспитывает в человеке своеобразный психологический комплекс: настойчивость, сознательное стремление к достижению цели, умение взяться за дело, способность к усвоению знаний и переработке самой разнообразной информации на собственном опыте. Создав новый проект можно поэтапно решать поставленные теоретические и практические задачи, всесторонне и достоверно изучать объект или явление с помощью адекватных методов исследования, а по завершению работы обсуждать и оценивать.

Проектные технологий мы рассматриваем как модель учебного процесса, как источник интеллектуального и эмоционального развития учащихся колледжа, их познавательных интересов и коммуникативных умений. Зная то, что будущий учитель будет учить своих учеников так, как его учили в колледже, необходимо с первого курса включать учащихся в атмосферу поиска и творчества, поставить их в активную позицию учебной деятельности.

ual.

сти.

На современном этапе развития общества в экономической сфере завершается переход к рыночной экономике, в политической сфере развиваются институты гражданского общества, в идеологической сфере осуществляется переход к общечеловеческим, гуманистическим ценностям. Именно теперь востребована ориентация системы образования на духовную, национальную идентификацию и

Творческое удовольствие, оптимистический взгляд на жизнь прямо зависит от уровня активности педагога. Ориентация на профессию формируется и углубляется на протяжении всей жизни педагога, и каждый этап несет свои возможности для самореализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Осипова С. И., Гафурова Н. В. О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. — 2010. № 1. С. 117124.

2. Панюкова С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориенти-рованном обучении. — М.: Прогресс. 1998. 43 с.

3. Исаева К.Р. Компетентность профессионально-педагогической подготовки специалистов для профильной школы // Вестник Карагандинского университета. Серия Педагогика. 2012. №2(66). С. 37-43

социализацию личности для усвоения, закрепления, проявления и трансляции опыта национальной культуры.

Необходимо внести гармоничное переплетение демократических ценностей и национальной специфики в формировании личности. Предложенное в статье Н.А.Назарбаева «Взгляд в буду-

SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF KAZAKH PEOPLE AND THEIR INFLUENCE ON

EDUCATION OF STUDENT YOUTH

Baubekova G.,

doctor of science, professor of Turan-Astana university, Nur-Sultan,

Kabylda M.,

master of sciences, teacher of Turan-Astana university, Nur-Sultan

Mussina Z.

master of sciences, senior teacher of Turan-Astana university, Nur-Sultan

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАЗАХСКОГО НАРОДА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Баубекова Г.Д.,

д.п.н., профессор, университет «Туран-Астана», г.Нур-Султан, Казахстан Кабылда М.Б.,

магистр, преподаватель, университет «Туран-Астана»,

г.Нур-Султан, Казахстан Мусина Ж.А.

магистр, старший преподаватель, университет «Туран-Астана»,

г.Нур-Султан, Казахстан

Abstract

The article shows the influence of Kazakh folk pedagogy on spiritual and moral development of the individ-Аннотация

В статье показано влияние казахской народной педагогики на духовно-нравственное развитие лично-

Keywords: personality; value; ethnocultural traditions; folklore; education.

Ключевые слова: личность; ценность; этнокультурные традиции; фольклор; воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.