Научная статья на тему 'Духовно-нравственные ценности казахского народа и их влияние на воспитание студенческой молодежи'

Духовно-нравственные ценности казахского народа и их влияние на воспитание студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1213
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONALITY / VALUE / ETHNOCULTURAL TRADITIONS / FOLKLORE / EDUCATION / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ФОЛЬКЛОР / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баубекова Г.Д., Кабылда М.Б., Мусина Ж.А.

В статье показано влияние казахской народной педагогики на духовно-нравственное развитие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF KAZAKH PEOPLE AND THEIR INFLUENCE ON EDUCATION OF STUDENT YOUTH

The article shows the influence of Kazakh folk pedagogy on spiritual and moral development of the individual.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные ценности казахского народа и их влияние на воспитание студенческой молодежи»

достоинство в том, что она не только даёт прочные начальные знания, но и воспитывает в человеке своеобразный психологический комплекс: настойчивость, сознательное стремление к достижению цели, умение взяться за дело, способность к усвоению знаний и переработке самой разнообразной информации на собственном опыте. Создав новый проект можно поэтапно решать поставленные теоретические и практические задачи, всесторонне и достоверно изучать объект или явление с помощью адекватных методов исследования, а по завершению работы обсуждать и оценивать.

Проектные технологий мы рассматриваем как модель учебного процесса, как источник интеллектуального и эмоционального развития учащихся колледжа, их познавательных интересов и коммуникативных умений. Зная то, что будущий учитель будет учить своих учеников так, как его учили в колледже, необходимо с первого курса включать учащихся в атмосферу поиска и творчества, поставить их в активную позицию учебной деятельности.

ual.

сти.

На современном этапе развития общества в экономической сфере завершается переход к рыночной экономике, в политической сфере развиваются институты гражданского общества, в идеологической сфере осуществляется переход к общечеловеческим, гуманистическим ценностям. Именно теперь востребована ориентация системы образования на духовную, национальную идентификацию и

Творческое удовольствие, оптимистический взгляд на жизнь прямо зависит от уровня активности педагога. Ориентация на профессию формируется и углубляется на протяжении всей жизни педагога, и каждый этап несет свои возможности для самореализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Осипова С. И., Гафурова Н. В. О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. — 2010. № 1. С. 117124.

2. Панюкова С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориенти-рованном обучении. — М.: Прогресс. 1998. 43 с.

3. Исаева К.Р. Компетентность профессионально-педагогической подготовки специалистов для профильной школы // Вестник Карагандинского университета. Серия Педагогика. 2012. №2(66). С. 37-43

социализацию личности для усвоения, закрепления, проявления и трансляции опыта национальной культуры.

Необходимо внести гармоничное переплетение демократических ценностей и национальной специфики в формировании личности. Предложенное в статье Н.А.Назарбаева «Взгляд в буду-

SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF KAZAKH PEOPLE AND THEIR INFLUENCE ON

EDUCATION OF STUDENT YOUTH

Baubekova G.,

doctor of science, professor of Turan-Astana university, Nur-Sultan,

Kabylda M.,

master of sciences, teacher of Turan-Astana university, Nur-Sultan

Mussina Z.

master of sciences, senior teacher of Turan-Astana university, Nur-Sultan

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАЗАХСКОГО НАРОДА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Баубекова Г.Д.,

д.п.н., профессор, университет «Туран-Астана», г.Нур-Султан, Казахстан Кабылда М.Б.,

магистр, преподаватель, университет «Туран-Астана»,

г.Нур-Султан, Казахстан Мусина Ж.А.

магистр, старший преподаватель, университет «Туран-Астана»,

г.Нур-Султан, Казахстан

Abstract

The article shows the influence of Kazakh folk pedagogy on spiritual and moral development of the individ-Аннотация

В статье показано влияние казахской народной педагогики на духовно-нравственное развитие лично-

Keywords: personality; value; ethnocultural traditions; folklore; education.

Ключевые слова: личность; ценность; этнокультурные традиции; фольклор; воспитание.

щее: модернизация общественного сознания» духовное обновление казахстанского общества является пошаговым возрождением в современных условиях. В этих стратегических документах реализуется антропологический принцип, т.к. в центре внимания находится человек [1].

Академик Г.Н. Волков, отмечая историческую эволюцию ценностей, считал особо важными общечеловеческие, непреходящие ценности. Фундаментом духовно-нравственного развития, он считал усвоение элементарных норм человеческого общежития, отраженных в фольклоре: неприкосновенность личности, неприкосновенность чужих и общественных вещей, трудовое обслуживание самого себя, этикет и товарищеское отношение к людям, бережное отношение к природе и продуктам человеческого труда, учение и общение с искусством [3, 12].

Большинством ученых понятие «ценность» характеризуется как выделение признаков, свойственных всем формам общественного сознания; значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Понятие «ценность» охватывает широкий круг материальных и духовных явлений, служащих условием её формирования (Г.Н. Волков, Л.С. Выготский, Е.В. Бондаревская, М. Рокич). Существует взгляд на культуру как на ценность, выполняющую межпоколенную связь (В.В. Давыдов, А.Е. Леонтьев, Э.С. Маркарян, М. Мид, А.Б. Панькин, Э.В. Соколов и др.). Формирование личности, по мнению Л.С. Выготского, происходит через присвоение ею ценностей культурно-исторического опыта в активной деятельности. Эти нормы зафиксированы в этнокультурных традициях, фольклоре, религиозной культуре и выступают как образцы, где сосредоточены лучшие качества личности, нравственные эталоны, принятые в этом обществе. Так как социальный опыт передается и фиксируется в форме исторически сложившихся явлений человеческой культуры, то приобщение к культуре происходит через освоение определенных образов [4, 38].

Современная педагогика призвана сделать эти постулаты мудрости предусловием и условием интегрального синтеза двух основ: природосообразу-ющей и трудосообразующей. Их взаимосвязь и взаимодействие через человеческую суть создадут гармонически развитого, созидающего и творящего человека. Это будет, как утверждал Г.Н.Волков, симбиоз двух составных: любви и примера [3, 1718].

С раннего детства ребёнок наполняется духовностью, любовью и примером, далее формируется и развивается уже заложенное. Масару Ибука в книге «После трёх уже поздно» отмечает, что до 3 лет уже формируется личность ребёнка, её интеллектуальные задатки. Ребёнок в три года лучше понимает Моцарта, нежели в 30 лет. Образная память сохраняет духовные ценности народа, интеллектуальные задания, эмоциональные впечатления раннего детства на всю жизнь [5, 46].

С раннего детства ребенок растет на основных средствах фольклора - сказках, притчах, легендах,

пословицах, поговорках и т.д. Фольклор является национальным богатством, огромным пластом духовной культуры, который складывался усилиями многих поколений на протяжении столетий. Казахский национальный фольклор - один из самых богатых в мире. Он насыщен педагогическим опытом и народной мудростью. На основе народного фольклора был создан огромный пласт этико-педагоги-ческих идей: уважение к старшим, патриотизм, свободолюбие, трудолюбие, гостеприимство, толерантность, доброжелательность, уважение к чужому мнению. Патриотизм, свободолюбие, толерантность, любовь к детям, гостеприимство, как традиционные добродетели, постепенно стали отличительными чертами казахов. Более того, они соседствуют с такими качествами, как личное достоинство, целенаправленность, активность. Фольклор с воспитывающим содержанием, бытовые традиции, праздники, казахская классическая литература - это те понятия, которые оказывают огромное влияние на формирование национального характера.

Забота и внимание к ребёнку с рождения отражены в таких семейных традициях, как «Шилдехана», «Ат кою», «Бесикке салу», «Кыркыдан шыгару», «Тусау кесер» и т.д. Яркая эмоциональная насыщенность этих семейных традиций, искреннее проявление добрых чувств по отношению к малышу со стороны родителей и родственников служили основой для формирования и развития личности ребенка, а также были примером для подражания, ориентируя других детей на проявление заботы о младших, прочные семейные взаимоотношения в будущем.

Общеизвестно, что в духовно-нравственном воспитании детей большое значение имеют пословицы. В семье казахов постоянно в форме пословиц и поговорок дают назидание, наставление, советы детям. Казахская мудрость гласит: «Речь украшают пословицы, семью - дети». Народ издавна очень высоко ценил силу, педагогическую направленность слова. Например, чтобы сформировать у подрастающего поколения уважение к родителям, народ подчёркивал: "Ата -аскар тау, ана - бауырындагы булак, бала -жагасындагы к¥рак"(отец - высокая гора, мать - на груди горы родник, дитя - рядом выросший тростник). Действительно, испокон веков отец для казаха - это авторитет, защитник, советник, образец для подражания.

Но не только советник и защитник, он наставник и строгий судья поступкам детей: "Ата -балага сыншы" (отец - оцениватель, критик ребёнка). И не только оценивает поступки сына отец, он ответственен за их совершения, это он их научил действиям, вот почему тяжело и почётно быть отцом: "Атаньщ жуп - атанньщ жуп"( тяжела ноша отца, словно вьюк верблюда). Наверное, поэтому аксакалы спрашивают: «Юмнщ баласысыц? (Чей сын ты?)». И, если отец человек достопочтимый, то и на сына переносится часть заслуженного отцом уважения: "Жаксы эке - жаман балага кырык жылдык ризык"(Добрая слава отца сорок лет защищает непутевого сына).

Особое место отводится в семье роли матери, ведь она не только рожает и воспитывает детей, но и поддерживает авторитет мужа: "Жаксы эйел жаман еркекп хан кылады" (хорошая женщина и плохого мужчину сможет сделать ханом). Неоценима роль матери в воспитании дочери: "Анасын керш кызын ал" ( Узнав, кто мать, женись на её дочери).

В казахской семье, в отличие от других родственных народов, особое место занимает дочь: "Кыз - конак"( дочь - гостья в доме), она выйдет замуж, уедет в другую семью, поэтому в отчем доме стараются её баловать.

Если у узбекского, таджикского, туркменского народов дочь садится за стол после отца и братьев, казахи сажают дочь на почётное место, оберегают, за шалости строго не наказывают. У узбекского и таджикского народов есть пословица: «если в отчем доме дочь - служанка, в доме мужа будет шахиней», т.е. научившись всем премудростям быта в родительском доме, она займёт достойное место в доме мужа. А у казахского народа девушка и в доме отца любимица, баловница, и в семье мужа старается остаться такой. В отличие от других центральноазиатских сверстниц, казашки не носили паранджу. Много казахских пословиц о девушках, отражающих их особое положение в семье: "Кыз жок жерде кызык жок"(если нет девушек - нет радости в жизни), "Астыц дэмш т^з келпрер, ауылдыц сэнш кыз келпрер" (пища с солью вкусна, аул красив своими девушками), "Ырыс алды кыз" (дочь - предвестник достатка и счастья).

К семейным ценностям казахов относится умение поддерживать тёплые отношения к снохам и зятьям, а также к сватам. "Жаксы келш -кызыцдай, жаксы куйеу - ^лындай" (хорошая невестка, что дочь родная, хороший зять, он сын родной), а о сватах до нас дошли такие изречения: "^йеу жуз жылдык, к¥да мын жылдык" ( зять дан на сто лет, сват же - на тысячу), "Досты перште косады, к¥даны к¥дай косады" ( друга находит ангел, а свата приводит сам Бог).

Одним из ценностей семейного воспитания, оказывающим влияние на воспитание нравственности ребёнка, является обычай «бел кетерер» - угощение для пожилых, которые нуждались в заботе, особом уходе. Для них готовили угощение: казы (деликатес из конины), сливочное масло, жент (разновидность халвы из

пшена), кумыс (кобылье молоко), шубат (верблюжье молоко), творог, мед и т.д. Продукты готовили и приносили дети, соседи, близкие. Аксакалы и бабушки выражали свою признательность «батой» (благопожеланием).

Казахи говорят: «Жас келсе - юке, кэрi келсе -аска» ( молодой пришёл на подмогу, а пожилому готовьте угощение), «Карты бар YЙдiн казынасы бар» (пожилой человек в доме - сокровище данной семьи). Эти пословицы служат подтверждением того, что люди пожилого возраста олицетворяют мудрость и являются хранителями житейского опыта и этнокультуры.

Все факторы, обуславливающие духовно-нравственное становление, и развитие личности можно разделить на три группы: природные (или биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными воспитательными влияниями личность социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения.

Принятие обоснованных решений по вопросам формирования духовно-нравственных ценностей не может быть осуществлено без привлечения всестороннего анализа и оценки опыта мировых образовательных систем с учетом их взвешенного осмысления, критической переработки и соответствующей адаптации к условиям казахстанской системы образования, имеющей свой богатый опыт и свои плодотворные традиции. В мировой науке сложились определенные теоретические и эмпирические предпосылки изучения проблемы формирования духовно-нравственных ценностей на основе фольклора.

Список литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. - М., 1996.- с.38

2. Волков Г.Н. Этнокультурная направленность ценностных ориентаций // Гегярлт. № 1,2 -2006. - с. 12-18.

3. Масару Ибука . После трёх уже поздно. -М., 2013. - 223 с.

4. Назарбаев Н. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. «Казахстанская правда», 13 апреля 2017 г.

5. Послание Главы государства Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». -Астана, 17 января 2014 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.