Научная статья на тему 'Роль информационно-коммуникационных технологий в использовании современных методов обучения'

Роль информационно-коммуникационных технологий в использовании современных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / CBL / TBL / COMMUNICATIONS / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / TECHNOLOGIES / INNOVATIONS / CASE TECHNOLOGIES / АқПАРАТТЫқ-КОММУНИКАТИВТіК құЗЫРЕТТіЛіК / ТЕХНОЛОГИЯЛАР / ИННОВАЦИЯЛАР / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯЛАР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабдолда Б., Тажина А.М., Айткенова А.А.

В статье осуществлен анализ современного состояния и основных тенденций совершенствования процесса иноязычного обучения студентов медицинских вузов, обоснованы плюсы и минусы в решении данного вопроса на основе применения современных кейс-технологий team-based learning, case-based learning на занятиях по информатике с английским языком преподавания, что является эффективным способом реализации информационно-коммуникативной компетенции в иноязычном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хабдолда Б., Тажина А.М., Айткенова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE USE OF MODERN TEACHING METHODS

The article analyzes the current state and main trends of improving the process of foreign language training of medical students. The pros and cons of solving this issue on the basis of the use of modern case-technologies team-based learning, case-based learning in the classroom for computer science with English language teaching were justified. What is an effective way to implement information and communication competence in foreign language training.

Текст научной работы на тему «Роль информационно-коммуникационных технологий в использовании современных методов обучения»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2019 УДК 004:378:61

Б. Хабдолда, А. М. Тажина, А. А. Айткенова

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Кафедра информатики и статистики Медицинского университета Караганды (Караганда, Казахстан)

В статье осуществлен анализ современного состояния и основных тенденций совершенствования процесса иноязычного обучения студентов медицинских вузов, обоснованы плюсы и минусы в решении данного вопроса на основе применения современных кейс-технологий team-based learning, case-based learning на занятиях по информатике с английским языком преподавания, что является эффективным способом реализации информационно-коммуникативной компетенции в иноязычном обучении.

Ключевые слова: коммуникации, информационно-коммуникативная компетенция, технологии, инновации, кейс-технологии, CBL, TBL

В настоящее время в свете европейской и мировой интеграции нашего государства владение иностранными языками признается неотъемлемой частью ключевой компетенции любого выпускника вуза. Современные перемены в самой системе образования и новые условия к выпускникам повлекут за собой потребность пересматривания основных концептуальных, содержательных и организационных элементов учебного процесса. В современном мире, где очень сильны процессы интеграции во всех сферах жизни общества, особую значимость приобрела способность к иноязычной коммуникации и навыки общения (делового) на иностранных языках. Рост международных связей обусловил повышенный интерес специалистов неязыковых направлений к изучению иностранного языка для решения своих профессиональных задач. И, как результат, выросла актуальность профессионально-ориентированного образования, и иностранный язык стал неотъемлемой частью подготовки будущих специалистов. Профессионально-ориентированное обучение подразумевает обучение, основанное на учете реальных потребностей студентов и отражающее особенности их дальнейшей деятельности по выбранной специализации. Другими словами, особенность такого образования с использованием иностранных языков (английского языка) студентов неязыковых вузов, в том числе и медицинских, направлений подготовки напрямую зависит от их профессиональных потребностей, направленных на чтение литературы, общение с зарубежными коллегами и многое другое. Отсюда сама суть профессионально-ориентированного образования, предполагающего сочетание владения языком профессиональной коммуникации и социокультурных знаний, состоит в его интеграции со специальными дисциплинами, к примеру, информатики и английского

языка. Стало быть, новые программы обучения в казахстанских высших заведениях должны учитывать эти факторы и включать в себя формирование и развитие необходимых профессионально-ориентированных компетенций, нацеленных преимущественно на практические нужды будущих, в том числе медицинских специалистов. Так как именно коммуникативная составляющая обучения на английском языке считается приоритетным компонентом профессиональной деятельности специалиста, процесс иноязычного образования должен иметь соответствующую коммуникативную направленность [5].

В Казахстане одним из веяний совершенствования медицинского образования стало введение современных образовательных технологий в процесс обучения для развития личности и интеллектуальных способностей, которые определяют индивидуализацию мышления, которые могут способствовать саморазвитию и в дальнейшем. К примеру, в некоторых медицинских университетах стали применяться такие технологии обучения, как team-based learning (TBL) и case-based learning (CBL). Использование и внедрение подобных инноваций на основе кейс-технологии (case study) в преподавании дисциплин сводится к ориентированности учебной и будущей профессиональной деятельности студентов на достижение целей обучения. Командно-ориентированный метод развивает коммуникативную, самообразовательную компетенцию студентов, позволяет совокупно находить решение в поставленных задачах. Студенты же, в свою очередь, отмечают у себя возросшую мотивацию в выполнении задач кейс-технологии, успех которого слагается из комплекса профессиональных знаний, навыков и умений членов команды, помноженного на слаженность работы в группе (распределение обязанности, знание вопросов те-

мы, личное мнение, основы профессиональной коммуникабельности). К кейс-методам относятся TBL и CBL. В дальнейшем метод CBL (командно-ориентированное образование) успешно будет использоваться при проведении практических занятий. Кейс-метод - это метод анализа ситуаций, метод ситуационного обучения. Увязывая теорию с практикой, case-study продуктивно вырабатывает способность продуманно получать решения в условиях ограниченного времени. И в данном случае можно отметить способности будущих специалистов свободно использовать казахский, русский и иностранные языки как инструмент делового общения в своей деятельности. И становится явным, что в условиях современности максимальный интерес при обучении, в том числе и на иностранном языке, нужно уделить созданию компетенции делового общения на иностранных языках (английском языке). Под этой компетенцией подразумевается интегративное качество самой личности, которое обеспечивает вероятность действенного общения на английском языке в области своей профессиональной деятельности. Эта компетенция предполагает собой трудоемкое, многомерное и многоуровневое образование, которое включает в себя наиболее узкие, определенные компетенции, а также задачи образования и формирования, которые находят решение на разных уровнях обучения.

Образование компетенции иноязычного общения обязано реализовываться на базе междисциплинарного подхода. Данный подход связывает лингвистические, профессиональные, психологические и культурологические направления образования и дает возможность однородно разделить все содержимое программы обучения. В ходе обучения на базе междисциплинарного подхода находят решение задачи всеохватывающего развития абсолютно всех компетенций, которые составляют компетенцию иноязычного общения. Улучшение коммуникативной компетенции содержит в себе решение таких проблем, как изучение основ ораторской речи и навыки представления научных проектов, создание баз коммуникативных стратегий и тактик, которые нацелены на общение в профессиональной деятельности и социокультурные нормы. Для данного в качестве учебных заданий предлагаются, например, речи (отчеты) на английском языке, демонстрации научных проектов[2].

Процесс образования компетенции иноязычного общения в условиях Медицинского университета Караганды осуществляется на

основе междисциплинарной интеграции и, следовательно, вызывает комплексное применение знаний и умений, которые получены в процессе обучения. Это позволяет реализовы-вать успешную коммуникацию на изучаемом английском языке в профессиональной области в условиях многонационального взаимодействия [3].

В свою очередь, при условии сформированной так именуемой «ИКТ-компетенции» студенты сумеют наиболее качественно улучшать свою иноязычную коммуникативную компетенцию, что обусловлено различными причинами:

- увеличение мотивации обучения (современные информационные технологии имеют большое признание у молодежи);

- применение доступной круглые сутки аутентичной информации;

- непосредственность взаимодействия;

- индивидуализированное образование (потенциал принимать во внимание степень довузовского образования, психологические особенности студентов);

- множество источников данных (потенциал быстрого нахождения множества источников, что позволяет любому студенту исследовать проблематику поставленной цели со всех сторон, а также способствует осмыслению полученных данных со стороны межкультурного аспекта);

- всеобъемлемость данного подхода.

Обучение в вузе на занятиях по информатике с использованием английского языка связано с образованием и улучшением информационной компетентности. Информационная компетентность напрямую сопоставляется с умениями обрабатывания полученных данных на базе применения информационно - коммуни -кационных технологий (ИКТ). Но в свою очередь, сами по себе ИКТ не смогут гарантировать эффективность подобного иноязычного обучения. Впрочем, их целевое применение в учебном процессе формируют эффективные дидактические положения для построения персональных образовательных направлений в обучении иностранному языку и на иностранном языке. Предлагается применять в языковом образовании следующие ИКТ:

- индивидуальная либо же групповая работа (к примеру, использование блог-техно-логий, или вики-технологий);

- вырабатывание дискурса в письменной форме (на сервере «вики» ^й) или «бло-гов» (Ыод) либо устной форме (на сервере «подкастов» (podcast);

- управление формированием соответственных умений только лишь преподавателем либо преподавателем и группой студентов (при помощи обсуждения научных проектов в микроблоге в сети Internet).

Применение ИКТ в образовании и их возможности существенно могут расширить границы и языкового и профессионального обучения, впрочем, надлежит создавать индивидуализированную траекторию в образовании лишь только при присутствии условий: само стремление студента и способность преподавателя формировать весь учебный процесс определенного студента по собственной индивидуальной траектории; обеспечение студенту возможности собственного предпочтения в выстраивании данной траектории; создание множества различных учебных материалов из различных источников по выбранной теме; призвание преподавателя проводить педагогические исследования и мониторинг учебной деятельности.

Подобное обучение с использованием CBL можно охарактеризовать такими специфи-ками, как:

- взаимозависимость всех студентов группы;

- ответственность любого студента группы за свои успехи и успехи других студентов;

- общая коммуникативная, творческая и другая образовательная деятельность;

- социализация образовательной деятельности;

- совместное оценивание работы группы студентов, складывающееся из оценивания самой формы общения, наравне с академическими итогами образовательной деятельности [3].

При этом смешанное обучение таких предметов как, например, информатика, английский язык, определяют, как:

- синтез технологий и классического обучения на базе гибкого подхода к образованию, учитывающий все плюсы информационно -коммуникационных технологий, но кроме того использующий иные способы и методы, улучшающие итоги образовательной деятельности студентов;

- соединение обучения в течение личного общения и программированного обучения в едином образовательном пространстве;

- языковой курс, который сочетает обучение в ходе личного общения с подходящим применением информационно-коммуникационных технологий.

Можно выделить три элемента такого смешанного обучения с использованием CBL:

1) само обучение при присутствии личного контактирования студентов и преподавателя в форме классических аудиторных занятий;

2) самостоятельная работа студентов, которая содержит разнообразные формы учебной деятельности (поиск в Internet, вебквесты и другое);

3) групповое электронное обучение, которое состоит в исполнении разных заданий в Internet и локальной сети вуза, принимании участия в научных вебинарах, он-лайн конференциях, вики и др. [1].

Преимущества использования информационных технологий проявляются в синтезе аудио-и видеонаглядности, гарантировании действенности оценки и запоминания получаемой учебной информации, экономии учебного времени, т.е. интенсификации обучения. Применение новых информационных и образовательных технологий на занятиях увеличивает мотивирование, познавательную активность студентов, оказывает содействие преодолению эмоционального барьера в процессе общения на иностранных языках в профессиональной деятельности, дает возможность избежать ошибочных самооценок и увеличивает эффективность обучения и его качество. В условиях кардинальных изменений, происходящих во всех сферах жизнедеятельности современного общества, интеграции нашего государства в мировое сообщество, интеграционных процессов в образовании и производстве актуальность интеграционный стратегии обучения не вызывает сомнений. Данная стратегия дает возможность преподавателю моделировать условия как для усвоения обучаемыми конкретных знаний и выработки умений, так и для способов их реализации в различных ситуациях.

Информационно-коммуникативные технологии на базе использования CBL способствуют совершенствованию межкультурной компетенции обучаемых, повышению информационной культуры, реализации международных проектов. Следует отметить, что умение преподавателя иностранных языков комплексно использовать современные образовательные технологии для обучения студентов в условиях постоянно сокращающегося количества часов дисциплины «Иностранный язык» позволит как оптимизировать и интенсифицировать процесс обучения, так и будет способствовать формированию у студентов личност-но-значимых способов обучения, развитию критического мышления, точной самооценки, продуктивной работе в сотрудничестве и возможности успешно реализовать себя в своей будущей профессиональной деятельности [4].

Внедрение информационно-коммуникационных технологий очень важно для воплощения дифференцированного подхода в образовании, позволяет студентам реализовать собственный потенциал в согласовании с избранным темпом развития личности.

Интеграция таких предметов, как английский язык и информатика, в процесс обучения студентов медицинских вузов может также происходить с помощью обучающих программ. Практика использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, несомненно, одно из многообещающих направлений образования в Казахстане. Материалы, представленные на английском языке, позволяют существенно обогатить и расширить знания студентов как по изучаемому предмету, так и по английскому языку. Информационно-коммуникационные технологии обучения на занятиях с английским языком преподавания считаются лучшим педагогическим инструментом изучения и формирования коммуникативных навыков. Многие отечественные и зарубежные ученные и педагоги отмечают, что использование ИКТ содействует ускорению самого процесса обучения, увеличению интереса студентов к предмету изучения, совершенствуют качество усвоения новых материалов, дают возможность индивидуализировать процесс обучения и помогают исключить субъективность оценивания. Подобные занятия выделяются разнообразием, увеличенным интересом обучающихся к иностранному языку, эффективностью.

Таким образом, применение новых современных информационно-коммуникационных технологий с использованием CBL в преподавании считается одним из самых важных аспектов улучшения и оптимизации учебного процесса, обогащения всего кейса методических инструментов и приемов, которые дают возможность разнообразить виды и формы практических занятий и сделать их интересными и запоминающимися для студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1 Краснова Т. И. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе /Т. И. Краснова, Т. В. Сидоренко //Образовательные технологии и общество. - 2014. - №2. - С. 403-413.

2 Ниязова А. Е. К вопросу о применении информационно-коммуникационных образовательных технологий на уроках английского языка /А. Е. Ниязова, М. Д. Тукибайкызы // Язык и культура. - 2016. - №3. - С. 45-49.

3 Попова Т. П. Роль инновационных тех-

нологий в обучении иностранным языкам в вузе //Вестник ВГУ. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2016. - №1. - С. 128-133.

4 Свинторжицкая И. А. Современные образовательные технологии в преподавании иностранных языков студентам неязыковых вузов //Сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки». - Уфа, 2016. - С. 198-210.

5 Степанова М. М. Формирование компетенции делового общения на иностранном языке в магистратуре неязыкового вуза // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. - СПб, 2013. - №2. - С. 108-112.

6 Яковлева Л. В. Использование информационных технологий в процессе обучения иностранному языку /Л. В. Яковлева, Т. Г. Со-бакарь, Е. В. Черняк. - М., 2016. - С. 82.

REFERENCES

1 Krasnova T. I. Smeshannoe obuchenie kak novaja forma organizacii jazykovogo obra-zovanija v nejazykovom vuze /T. I. Krasnova, T. V. Sidorenko //Obrazovatel'nye tehnologii i ob-shhestvo. - 2014. - №2. - S. 403-413.

2 Nijazova A. E. K voprosu o primenenii informacionno-kommunikacionnyh obrazovatel'n-yh tehnologij na urokah anglijskogo jazyka /A. E. Nijazova, M. D. Tukibajkyzy //Jazyk i kul'tura. -2016. - №3. - S. 45-49.

3 Popova T. P. Rol' innovacionnyh tehnologij v obuchenii inostrannym jazykam v vuze //Vestnik VGU. Ser.: Lingvistika i mezhkul'turnaja kommunikacija. - 2016. - №1. -S. 128-133.

4 Svintorzhickaja I. A. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v prepodavanii inostrannyh jazykov studentam nejazykovyh vuzov //Sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Problemy, per-spektivy i napravlenija innovacionnogo razvitija nauki». - Ufa, 2016. - S. 198-210.

5 Stepanova M. M. Formirovanie kompe-tencii delovogo obshhenija na inostrannom jazyke v magistrature nejazykovogo vuza //Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. Gumanitarnye i obshhestvennye nauki. - SPb, 2013. - №2. - S. 108-112.

6 Jakovleva L. V. Ispol'zovanie infor-macionnyh tehnologij v processe obuchenija in-ostrannomu jazyku /l. V. Jakovleva, T. G. So-bakar', E. V. Chernjak. - M., 2016. - S. 82.

Поступила 10.01.2019 г.

B. Khabdolda, A. M. Tazhina

THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE USE OF MODERN TEACHING METHODS Department ofInformatics and statistics of Karaganda medical university (Karaganda, Kazakhstan)

The article analyzes the current state and main trends of improving the process of foreign language training of medical students. The pros and cons of solving this issue on the basis of the use of modern case-technologies team-based learning, case-based learning in the classroom for computer science with English language teaching were justified. What is an effective way to implement information and communication competence in foreign language training.

Key words: communications, information and communication competence, technologies, innovations, case technologies, CBL, TBL

Б. Хабдолда, А. М. Тажина

ОК.ЫТУДЫЦ ЗАМАНАУИ ЭДЦСТЕРН КОЛДАНУДАЕЫ АК,ПАРАТТЫК,-КОММУНИКАЦИЯЛЫК, ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫН РОЛ1

Информатика жэне стасистика кафедрасы. КараFанды медицина университет (КараFанды, Казахстан).

Макалада медициналык жорары оку орындарынын студенттер1н шет т1лд1 окыту YPДiсiнiн каз1рг1 жардайы мен непзп YPДiстерiн талдау жYргiзiледi. Осы мэселен шешуде team-based teaming, case-based learning каз1рг1 заманры кейс-технологияларын колдану непз^де арылшын т^нде сабак бере™ информатика сабарында артыкшылыктары мен кемшiлiктерi непзделдг Шет т1лд1 окытудары акпараттык-коммуникатив™ кузыреттшкт жYзеге асырудын тиiмдi тэс1л1 болып табылады.

Клт свздер: коммуникация, акnараттык-коммуникативтiк кузыретплк, технологиялар, инновациялар, кейс-технологиялар, CBL, TBL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.