Научная статья на тему 'Проблемы оценки эффективности обучения студентов медицинского вуза'

Проблемы оценки эффективности обучения студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / "СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ" ОТНОШЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕСКРИПТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калишев М.Г., Коваленко Л.М., Мацук Е.В., Чурекова В.И., Рогова С.И.

В статье рассматриваются вопросы оценки эффективности обучения студентов-медиков Республики Казахстан в контексте компетентностного подхода к профессиональному образованию. Указывается на необходимость поиска и апробации адекватных критериев и показателей, эффективных методов оценки степени сформированности ключевых компетентностей в соответствии с дескрипторами. Предлагается использовать результаты оценки выполнения практических, лабораторных занятий, компетентностно-ориентированных заданий и портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калишев М.Г., Коваленко Л.М., Мацук Е.В., Чурекова В.И., Рогова С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ASSESSMENT OF EFFECTIVENESS OF EDUCATION MEDICAL STUDENTS

The article deals with the evaluation of the effectiveness of training medical students of the Republic of Kazakhstan in the context of the competency approach to professional education. The necessity of finding and testing of appropriate benchmarks and indicators, better methods to evaluate the degree of formation of key competences in accordance with the descriptors. It is proposed to use the results of evaluation of the implementation of practical, hands-on labs, competence-oriented assignments and portfolios.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки эффективности обучения студентов медицинского вуза»

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Калишев М.Г.

Карагандинский государственный медицинский университет, и.о. профессора

Коваленко Л.М.

Карагандинский государственный медицинский

университет, доцент

Мацук Е.В.

Карагандинский государственный медицинский университет, преподаватель

Чурекова В.И.

Карагандинский государственный медицинский университет, преподаватель

Рогова С.И.

Карагандинский государственный медицинский университет, старший преподаватель

PROBLEMS OF ASSESSMENT OF EFFECTIVENESS OF EDUCATION MEDICAL STUDENTS KalishevM.G., Karaganda State Medical University, Acting Professor Kovalenko L.M., Karaganda State Medical University, Associate Professor Matsuk E.V., Karaganda State Medical University, teacher Churekova V.I., Karaganda State Medical University, teacher Rogovа S.I., Karaganda State Medical University, Senior Lecturer

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы оценки эффективности обучения студентов-медиков Республики Казахстан в контексте компетентностного подхода к профессиональному образованию. Указывается на необходимость поиска и апробации адекватных критериев и показателей, эффективных методов оценки степени сформированности ключевых компетентно-стей в соответствии с дескрипторами. Предлагается использовать результаты оценки выполнения практических, лабораторных занятий, компетентностно-ориентированных заданий и портфолио.

ABSTRACT

The article deals with the evaluation of the effectiveness of training medical Sudents of the Republic of Kazakh^an in the context of the competency approach to professional education. The necessity of finding and teeing of appropriate benchmarks and indicators, better methods to evaluate the degree of formation of key competences in accordance with the descriptors. It is proposed to use the results of evaluation of the implementation of practical, hands-on labs, competence-oriented assignments and portfolios.

Ключевые слова: медицинское образование, образование, ориентированное на результат, самостоятельная учебная деятельность, «субъект-субъектные» отношения, компетентностный подход, дескрипторы.

Keywords: medical education, result-oriented education, self-learning activities, "subject-subject" relationship, competence approach, descriptors.

В этом году исполняется 25 лет образования Республики Казахстан, и все годы независимости происходит перманентное реформирование системы образования в целом и медицинского образования в частности. В настоящее время одним из вызовов является необходимость совершенствования образования в условиях экономического кризиса и жесткой экономии [9,14].

Высшее образование в Республике реформируется, преимущественно, в соответствии с основополагающими принципами Болонского процесса, одними из которых являются ориентация на конечный результат и упор на самостоятельное обучение [1,16].

Образование, ориентированное на результат, не является чем-то принципиально новым. Любое обучение направлено на достижение какого-либо результата, а не на сам образовательный процесс. Также далеко не ново утверждение о том, что мы должны заниматься образованиемв широком смысле этого слова, а не обучением. Об активизации самостоятельности в учебной деятельности на протяжении многих десятилетий говорили ведущие советские и российские

педагоги, такие как Ю.К. Бабанский, Т.И. Шамова, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман и многие другие [2,6,7,20,21,23]. Все они делали акцент на одной из главных задач образования - «научиться учиться».

В профессиональной подготовке специалистов системы здравоохранения, при формировании у врачей клинического мышления и практических навыков, огромное значение имеет непосредственная передача опыта от наставника студенту. В некоторых медицинских областях хороший врач-практик может дать студенту гораздо больше для его профессионального развития, чем профессор-теоретик [13]. Тем не менее, и в медицинском образовании активная самостоятельная деятельность учащихся также необходима для развития их когнитивных способностей, творческого овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками путем самостоятельного и группового обсуждения проблемных ситуаций, поиска путей их разрешения, использования элементов научных исследований и др. [11,18].

Повышение мотивации студентов к самообучению, развитие самостоятельности невозможно в условиях тради-

ционных подходов, когда учащийся рассматривается как объект педагогического процесса [15,22]. В современной образовательной среде нередко вызывает озабоченность тенденция к упрощению и схематизации сложных процессов, когда творческий педагогический процесс приравнивают к конвейеру, на котором из учащихся-«полуфабрикатов» вытачивается продукт с заданными параметрами. Обучение превращается в «научную систему выжимания пота» из всех участников этого процесса, естественно лишенное гуманистического ореола, отсутствия перспективного видения результатов своей деятельности, которые ведут к сопротивлению и инерции в освоении нового, нежеланию совершенствовать формы и методы работы.

В связи с этим формирование «субъект-субъектных» отношений в образовательном пространстве является не добрым пожеланием, а насущной необходимостью для воспитания высококвалифицированного, ответственного и инициативного профессионала, обладающего всеми необходимыми для этого качествами [3].

Современная парадигма высшего образования ориентирована не только на формирование профессиональных способностей будущего специалиста, но и на развитие его личностных качеств, выработку нравственных и культурных установок. С этим логично связана концепция высшего медицинского образования, основанная на компетентностном подходе, предполагающем всестороннее развитие качеств (компетентностей) будущего специалиста, необходимых для эффективного решения профессиональных задач [19].

Действующие нормативные документы в сфере высшего образования требуют при разработке учебных программ определения конечных результатов обучения в соответствии с формируемыми ключевыми компетентностями □ 5,17,100. При этом конечные результаты обучения должны определяться в соответствии с дескрипторами, которые представляют собой согласованные требования к оценке результатов на каждой ступени обучения. Согласно Болон-ской декларации Дублинские дескрипторы являются одним из аспектов Европейской рамки квалификаций высшего образования [8].

В соответствии с компетентностным подходом в подготовке профессиональных кадров оценка эффективности обучения основана на использовании двух главных критериев: оценке степени усвоения учебного материала и сформиро-ванности ключевых компетентностей, включающих, помимо прочего, профессиональные умения и навыки [12].

Оценка степени усвоения учебного материала осуществлялась всегда и, в связи с этим, не представляет особой проблемы. Представление об эффективности обучения можно получить путем сопоставления результатов выполнения заданий базисного и итогового контроля по дисциплине. При этом от того, насколько грамотно составлены задания, зависит степень достоверности получаемой информации.

Методом сбора и анализа результатов экзамена в форме устного собеседования или тестовых испытаний можно определить объем усвоенного материала. Основными показателями при изучении степени усвоения учебного материала являются традиционно используемые средний балл, показатель успеваемости, качественный показатель.

В настоящее время серьезные затруднения связаны с оценкой сформированности у студентов ключевых компе-тентностей, поскольку существующие критерии оценки достижений обучающихся в соответствии с балльно-рей-

тинговой системой фактически учитывают только профессиональные знания, умения и навыки.

Совершенствование системы оценки степени сформиро-ванности компетентностей студентов медицинского ВУЗа возможно путем включения в рейтинговую систему результатов анализа портфолио и оценок выполнения дополнительных компетентностно-ориентированных заданий по дисциплинам.

Таким образом, в качестве показателей формирования ключевых компетентностей студентов могут использоваться результаты оценки выполнения практических, лабораторных занятий, компетентностно-ориентированных заданий, а также баллы экспертной оценки портфолио.

Оценку эффективности образовательных программ и обучения в целом необходимо дополнить еще двумя субъективными критериями: определением мнения обучающихся об учебной программе и определением мнения преподавателей о результатах реализации учебной программы.

Выяснение мнения студентов о программе обучения и работе преподавателей проводят путемих интервьюирования (анкетирования). Оно позволяет выявить степень сложности образовательной программы. Обсуждение результатов реализации учебной программына заседаниях сотрудников кафедры дает возможность выяснить проблемные вопросы учебной программы, степень эффективности используемых форм и методов обучения и оценивания достижений обучающихся, соразмерность объема заданий и количества учебных часов, выделенных на их выполнение, степень мотивации учащихся при освоении учебной программы. Анализ оценок за отдельные темы учебной программы и рубежного контроля знаний студентов позволяет определить проблемные разделы и темы учебной программы.

Таким образом, одной из актуальных задач современного высшего медицинского образования является поиск и апробация адекватных критериев и показателей, эффективных методов оценки степени сформированности ключевых ком-петентностей студентов медицинских специальностей по каждой дисциплине в соответствии с дескрипторами.

Литература

1. Арупов А. А. Интеграция Казахстана в Болонский процесс как шаг в мировое образовательное пространство // сб. статей: Болонский процесс: практика внедрения в вузах Республики Казахстан. Астана, 2010. С. 61.

2. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 558 с.

3. Бабинова Н.В. Субъект-субъектные отношения как условие организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2015. №4. С. 45-50.

4. Бухарестское Коммюнике Европейской конференции министров. Бухарест, 26-27 апреля 2012 г.

5. Государственный общеобязательный стандарт высшего и послевузовского образования. Утвержден постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 г. за №1080. [Электронный ресурс]. Доступ из инф.-правовой системы ««Эдшет»».

6. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.

7. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

8. Европейская рамка квалификаций высшего образования («Дублинские дескрипторы»). [Электронный ресурс]. URL: http://www.tempus-russia.ru/Tem-pus-3call.pdf (дата обращения: 20.05.2016).

9. Клячко Т. Л. Модернизация образования и экономический кризис // «Universum: Вестник Герценовского университета». 2009. №5. С. 3-12.

10. Коммюнике Европейской конференции министров, ответственных за высшее образование. (Берген, 19-20 мая 2005 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/ text/80/054/34934.php (дата обращения: 20.05.2016).

11. Коновалова С. В., Амиров А. Ф. Самостоятельная работа студентов медицинского вуза // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 156-159.

12. Косолапова Л. А., Шеремета Т. В. Использование современных технологий оценивания результативности обучения в вузе в контексте компетентностного подхода // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - [Электронный ресурс]. URL: http://research-journal.org/pedagogy/ispolzovanie-sovremennyx-texnologij-ocenivaniya-rezultativno&i-obucheniya-v-vuze-v-konteMe-kompetentnoflnogo-podxoda/ (дата обращения: 20.05.2016).

13. Кузьминов О. М., Пшеничных Л. А., Крупенькина Л. А. Формирование клинического мышления и современные информационные технологии в образовании: монография. Белгород: Изд-во, 2012. 110с.

14. Кузьминов Я. И. Вероятные последствия экономического кризиса для системы и качества человеческих ресурсов России. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mhs548.ru/2/10/kuzminov.pdf (дата обращения: 20.05.2016).

15. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. Челябинск, декабрь 2013 г. С. 160-163.

16. Омирбаев С. М. О ходе внедрения принципов Бо-лонского процесса в Казахстане // сб. статей: Болонский процесс: практика внедрения в вузах Республики Казахстан. Астана, 2010. С. 19-20.

17. Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения. Утверждены приказом МОН РК от 20 апреля 2011 г. за №152. [Электронный ресурс]. Доступ из инф.-правовой системы ««Эдшет»».

18. Разумова Л. Н. Активизация самостоятельной работы студентов вузов в процессе профессиональной подготовки. Челябинск: УВВАКИУ, 2008. - 158 с.

19. Русина Н. А. Компетентностный подход в системе высшего медицинского образования // Высшее образование в России. 2010. №2. С. 100-107.

20. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №4. С.77-90.

21. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 209 с.

22. Щербакова И. В. Пути повышения уровня учебной мотивации студентов медицинского вуза на занятиях по биометрии // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014. №11. Т 4. С. 1272-1273.

23. Эльконин Д. Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.