Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности обучения фармацевтов в современных условиях'

Пути повышения эффективности обучения фармацевтов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
922
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фармацевтическое образование / компетентностный подход / pharmaceutical education / competence-based approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. В. Лосева, С. Б. Ахметова, Г. А. Абдулина

Эффективная работа персонала сегодня является основным фактором, определяющим конкурентоспособность и успешность любой фармацевтической организации, что предъявляет серьезные требования к компетентности молодых специалистов, выпускников вузов, принимаемых на работу. В статье отражены современные тенденции развития фармацевтического образования в Республике Казахстан, подходы к реализации и опыт внедрения компетентностного подхода к обучению студентов специальности «Фармация» в вузе в соответствии с государственным стандартом образования и современными требованиями фармацевтического рынка труда. Представлены основные проблемы, связанные с организацией учебного процесса и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И. В. Лосева, С. Б. Ахметова, Г. А. Абдулина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF INCREASING OF THE TRAINING EFFECTIVENESS OF PHARMACISTS IN MODERN CONDITIONS

The effective work of the staff today is the main factor determining the competitiveness and success of any pharmaceutical company that imposes strict requirements for the competence of young specialists, graduates received a job. The article reflects modern trends in the development of pharmaceutical education in the Republic of Kazakhstan, implementation approaches and experience in implementing competence-based approach for training students of specialty "Pharmacy" in the university in accordance with the state standard of education and the requirements of modern pharmaceutical labor market. The main problems associated with the organization of educational process and their solutions.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности обучения фармацевтов в современных условиях»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 61 (07)

И. В. Лосева, С. Б. Ахметова, Г. А. Абдулина

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФАРМАЦЕВТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Карагандинский государственный медицинский университет

Эффективная работа персонала сегодня является основным фактором, определяющим конкурентоспособность и успешность любой фармацевтической организации, что предъявляет серьезные требования к компетентности молодых специалистов, выпускников вузов, принимаемых на работу.

В статье отражены современные тенденции развития фармацевтического образования в Республике Казахстан, подходы к реализации и опыт внедрения компетентностного подхода к обучению студентов специальности «Фармация» в вузе в соответствии с государственным стандартом образования и современными требованиями фармацевтического рынка труда. Представлены основные проблемы, связанные с организацией учебного процесса и пути их решения.

Ключевые слова: фармацевтическое образование, компетентностный подход

В связи с серьезными преобразованиями в системе производства и распределения лекарств, высокой конкуренцией, повышением требований, предъявляемым к субъектам фармацевтического рынка со стороны государства, кадровый вопрос в настоящее время приобретает все большую значимость для фармацевтических организаций.

Среди наиболее актуальных задач по совершенствованию лекарственной помощи в Республике Казахстан на сегодняшний день можно выделить: улучшение ее качества путем внедрения международных стандартов (система стандартов GXP) на всех этапах жизненного цикла лекарственных средств; обеспечение доступности лекарственной помощи за счет дальнейшего улучшения системы государственных закупок лекарств, внедрения мониторинга и государствннного регулирования ценовой политики

фармацевтических предприятий; улучшение эффективности и безопасности лекарственной помощи за счет дальнейшего совершенствования формулярной системы, в том числе активного использования возможностей Национального казахстанского формуляра, мониторинга эффективности лекарственной терапии в медицинских учреждениях [1]. Роль специалиста с фармацевтическим образованием при этом существенно изменяется - от традиционого и обывательского образа фармацевта как «продавца лекарств» к представлению о фармацевте как о помощнике и консультанте врача по рациональму использованию лекарствннных средств. Современный специалист в области фармации должен иметь возможность влиять на решение вопросов,

касающихся лекарственной терапии. Взаимоотношения с работниками

здравоохранения, в частности, с врачами должны быть партнерскими, основываться на взаимном доверии, особенно в вопросах, касающихся лекарственных средств.

Таким образом, программы обучения специалиста фармацевта должны быть направлены на формирование ключевых ком-петентностей, позволяющих им эффективно работать в современной системе здравоохранения. Эти компетентности (фармацевт 7 звезд) Ванкуверской комиссией ВОЗ в 1997 году определены как:

• фармацевт - работник системы здравоохранения, член команды;

• способен принимать ответственные решения;

• является специалистом по коммуникации, посредником между врачом и пациентом;

• обладает качествами лидера;

• менеджер, способный эффективно управлять ресурсами и информацией;

• готов учиться всю жизнь;

• наставник, участвует в подготовке молодых специалистов.

Эффективная работа персонала сегодня является основным фактором, определяющим конкурентоспособность и успешность любой фармацевтической организации, что предъявляет серьезные требования к компетентности молодых специалистов, выпускников вузов, принимаемых на работу. Зачастую в процессе адаптации молодого специалиста на рабочем месте выявляются серьезные пробелы в его компетентности - высокая теоретическая подготовка не всегда соответствует уровню владения практическими навыками, часто

оказывается, что нынешние выпускники не в должной степени способны адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям фармацевтического сектора здравоохранения.

Разработкой оптимальной модели фармацевтического образования занимаются многие страны и вузы - не являются исключением и образовательные учреждения Казахстана. На современном этапе подготовки специалистов в области фармацевтической деятельности большое значение приобретает формирование в процессе обучения не только специальных знаний и умений, конкретных практических навыков, но и других профессиональных и личностных способностей, которые принято называть компетентностями специалиста. Такая позиция отражена в проекте нового государственного стандарта обучения по специальности «Фармация», по которому планируется проводить уже ближайший набор абитуриентов на обучение.

Анализ показывает, что учебные программы специальности в Казахстане по содержанию практически не отличаются от подготовки специалистов-фармацевтов в высших учебных заведениях как на постсоветском пространстве, так и в странах Западной Европы. Продолжительность обучения (5 лет) также в большинстве стран совпадает. В Казахстане уже проведены все соответствующие организационные мероприятия для максимального приближения содержания и организации обучения по специальности «Фармация» к требованиям Болонской декларации - введена кредитная система обучения путем перевода учебных часов в зачетные единицы; дисциплины учебного плана представлены как обязательным компонентом, так и компонентом по выбору, что позволяет формировать индивидуальные учебные планы студента согласно выбранной траектории; проведена корректировка учебных программ со смещением в сторону увеличения доли самостоятельной работы студента, развивается академическая мобильность студентов и преподавателей.

Однако сама организация учебного процесса в вузах в соответствии с конечной целью обучения также требует серьезной модернизации. В Карагандинском государственном медицинском университете (КГМУ) сделан акцент на повышение квалификации преподавателей, результатом которого стало активное внедрение в учебный процесс новых интерактивных методов обучения, направленных на развитие аналитического мышления студентов, решение конкретных практических задач и реализацию

творческого и научного потенциала студентов - командно-ориентированное обучение (TBL), проблемно-ориентированное (PBL), метод проектов, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, учебная конференция и другие. При этом меняется и роль самого преподавателя -из носителя знаний он превращается в инициатора самостоятельной работы студента. Одной из серьезных проблем, с которой приходится сталкиваться, является организация полноценной учебной и производственной практики студентов. Фармацевтические организации практически полностью находятся в частном секторе экономики, поэтому организация практики часто наталкивается на отказ от сотрудничества со стороны большинства фармацевтических предприятий. Однако сегодня ситуация и по этому вопросу постепенно меняется - многие аптечные и фармацевтические организации приходят к пониманию преимуществ своего участия в подготовке фармацевтических кадров, т.к. они при этом они не только имеют возможность не только оказывать влияние на формирование компетентно-стей выпускника, но и проводить их отбор для дальнейшего трудоустройства. В условиях пока сохраняющегося кадрового дефицита в отрасли это обусловливает выгоду и для работодателей. Такое сотрудничество вузов и фармацевтических предприятий, кроме того, позволяет вузу получать эффективную обратную связь от работников здравоохранения для своевременного реагирования на изменения в отрасли внесением корректировок в образовательную программу; проводить согласование рабочих программ обязательных и элективных дисциплин. Также внедряются элементы практики дуального образования, которая предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с пе-риодами производственной деятельности. Приветствуется практика, когда студенты старших курсов имеют возможность в свободное от аудиторного учебного процесса время 2-3 ч работать в качестве помощника в аптеках, с которыми заключены договора о сотрудничестве. Дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании обучаемых, при этом предприятием не только предоставляются условия для обучения на практике, но и компенсируются все расходы, связанные с ним.

Благодаря увеличению роли практической подготовки будущие специалисты лучше осваивают производственные навыки уже на стадии обучения, и, кроме того, повышаются их заинтересованность в обучении и его ре-

зультативность, что подтверждается обратной связью со студентами и показателями результатов обучения. Наряду с такими позитивными тенденциями в сфере сотрудничества вуза и аптечных организаций существуют значительные сложности проведения производственной практики по технологии лекарств и контролю качества.

Другим направлением модернизации образовательного процесса, способствующим повышению его эффективности, является внедрение межпрофессионального и междисциплинарного обучения, направленного на развитие коммуникационных способностей фармацевтов, создание продуктивного взаимодействия фармацевтов, работающих на различных этапах лекарственного обеспечения, а также фармацевтов с медицинскими работниками (медицинскими сестрами, врачами, менеджерами медицинских организаций).

В КГМУ изменяется не только содержание образовательной программы, но и методы оценки результатов обучения. Так, на этапе прохождения государственной аттестации выпускников, внедрен объективный структурированный практический экзамен. Перечень практических навыков, оцениваемых на выходе, полностью соответствует конечным компетент-ностям специальности, для оценки каждого навыка разработана станция и база заданий, включающих в себя навыки самостоятельного выполнения расчетов, демонстрацию методик

лабораторных исследований, принятия решения по проблемным ситуациям, оформления документации, эффективного общения с коллегами и пациентами и др. На станциях студенту предлагают решать различные практические задачи, а экзаменаторы наблюдают за его действиями, анализируют и максимально объективно оценивают его навыки согласно разработанным оценочным листам.

Таким образом, с целью реализации компетентностного подхода к процессу обучения фармацевтов в КГМУ кафедрами проводится большая работа по модернизации образовательной программы, внедрению активных методов обучения, объективных методов оценки, совершенствуется система практической подготовки обучающихся, что позволяет надеяться на улучшение качества подготовки специалиста в области профессиональной фармацевтической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА 1 Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулык» на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. - URL: https://http://www.mzsr.gov.kz REFERENCES 1 Health development government program of the Republic of Kazakhstan «Densaulyk» for 2016-2020 [Electronic resource]. - URL: https://http://www.mzsr.gov.kz (in Russian)

Поступила 09.02.2016 г.

I. V Loseva, S. B. Akhmetova, G. A. Abdulina

METHODS OF INCREASING OF THE TRAINING EFFECTIVENESS OF PHARMACISTS IN MODERN CONDITIONS Karaganda state medical university

The effective work of the staff today is the main factor determining the competitiveness and success of any pharmaceutical company that imposes strict requirements for the competence of young specialists, graduates received a job. The article reflects modern trends in the development of pharmaceutical education in the Republic of Kazakhstan, implementation approaches and experience in implementing competence-based approach for training students of specialty "Pharmacy" in the university in accordance with the state standard of education and the requirements of modern pharmaceutical labor market. The main problems associated with the organization of educational process and their solutions.

Key words: pharmaceutical education, competence-based approach И. В. Лосева, С. Б. Ахметова, Г. А. Абдулина

КАЗ1РГ1ЖАТДАЙДА ФАРМАЦЕВТЕРД1 ОК,ЫТУДЫЦ ТИ1МД1Л1Г1Н АРТТЫРУДЬЩ ЖОЛДАРЫ KapaFaнды мемлекеттк медицина университет

Ka3ipri танда фармацевтикалык е^рюке жумыска алынатын жас мамандардын, жорарры оку орындарынын тYлектеpiнiн бткттИне катан талаптар койылуына байланысты жумыс оейлн кызметкерлердн тиiмдi жумыс icrey жетiстiктеpi мен бэсекеге кабтетплИн аныктау непзп фактор болып табылады.

Макалада Казакстан Республикасынын фармацевтикалык б1л1м беру1н1н заманауи даму тенденциялары, жорарры оку орнында «Фармация» мамандырынын студенттер^ мемлекетпк б1л1м беру стандарты мен фармацевтикалык нарык енбепне кажетт заманауи талаптарра сэйкес окытуда студенттердщ бткттИн дамыту айкындалран. Оку YPД¡сiнiн уйымдастыруымен байланыскан непзп мэселелер жэне олардын шешу жолдары карастырылран.

Клт сездер: фармацевтикалык б1л1м беру, компетентттк тэсiлдеpi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.