Научная статья на тему 'Особенности развития экологического туризма на Востоке Казахстана'

Особенности развития экологического туризма на Востоке Казахстана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
276
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭКОТУРИСТОВ / ТУРЫ / СОСНОВЫЙ БОР / РАПА / ЭТНОГРАФ / РАДОНОВЫЕ ИСТОЧНИКИ / ОАЗИС / ЛАНДШАФТ / TOURISM / ECOTOURISTS / TOURS / PINE FOREST / RAPA / ETHNOGRAPHER / RADON SPRINGS / OASIS / LANDSCAPE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аяпбекова А. Е., Джангельдина Д. И., Мусапир Ж. К., Каримова Г. С., Акмурзин А. К.

Выявлены основные факторы влияния на развития экологического, научно-познавательного и рекреационного туризма в городе Семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL TOURISM IN THE EAST OF KAZAKHSTAN

The main factors of influence on the development of ecological, scientific, educational and recreational tourism in the city of Semey are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности развития экологического туризма на Востоке Казахстана»

УДК 338.48; 796.5

FEATURES OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL TOURISM IN THE EAST OF KAZAKHSTAN

Ayapbekova A.

Candidate of Geographical Sciences., Turan-Astana University, Nur-Sultan, Kazakhstan

Jangeldlna D.

candidate of pedagogical Sciences, Professor, Kazakh University of Technology and Business

Musapir Zh.

Honored Arts, University of Turan-Astana, Nur-Sultan, Kazakhstan

Karimova G.

Master pedagogics and psychology, University "Turan-Astana", Nur-Sultan, Kazakhstan

Akmurzin A.

master's degree, Turan-Astana University, Nur-Sultan, Kazakhstan ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА ВОСТОКЕ КАЗАХСТАНА

Аяпбекова А. Е.

к.г.н., доцент, университет «Туран-Астана», г. Нур-Султан, Казахстан

Джангельдина Д.И.

кандидат педагогических наук, профессор КазУТБ г. Нур-Султан, Казахстан

Мусапир Ж.К.

заслуженный деятель искусств, университет «Туран-Астана» г. Нур-Султан

Каримова Г.С.

старший преподаватель, университет «Туран-Астана», г.Нур-Султан, Казахстан

Акмурзин А.К.

магистрант, университет «Туран-Астана», г. Нур-Султан, Казахстан

Abstract

The main factors of influence on the development of ecological, scientific, educational and recreational tourism in the city of Semey are revealed. Аннотация

Выявлены основные факторы влияния на развития экологического, научно-познавательного и рекреационного туризма в городе Семей.

Keywords: tourism, ecotourists, tours, pine forest, rapa, ethnographer, radon springs, oasis, landscape Ключевые слова: туризм, экотуристов, туры, сосновый бор, рапа, этнограф, радоновые источники, оазис, ландшафт

В наш век глобализации, когда Казахстан активно внедряется в мировое экономического пространство, развитие туризма как одного из перспективных кластеров приобретает особое значение

Являясь катализатором общественного развития, способствуя улучшению экономического положения страны и создавая условия для формирования смежных областей, туризм может сыграть неоценимую роль в повышении благосостояния населения, привитии здорового образа жизни и в конечном итоге, послужит достижению самой гуманной цели человечества - увеличению продолжительности жизни, о чем говорил в своем обращении к народу президент РК Токаев К. Ж.

Одним из перспективных направлений развития туризма в Казахстане является экотуризм [1].

На основании анализа данных ряда литературных источников, где экотуризм называют также «зеленым», «мягким», «тихим», «ландшафтным», «аграрным», «устойчивым» и даже «нравственным» можно заключить, то экотуризм это - путешествие в нетронуты уголки природы, (в том числе ООПТ) с целью отдыха, включающее:

заботу об окружающей природной среде, участие в природоохранных мероприятиях (с учетом 10 заповедей экотуристов, установленных ВТО) [2].

знакомсвто (изучение) с этнокультурными особенностями местного населения;

экономическую помощь местному населению

[3].

У нас в стране для развертывания экотуризма имеются все предпосылки, это:

эколого-географическое (бескрайние нетронутые просторы и ООПТ)

экономические (жаждущее заработка населения регионов) [4];

этно-культурные (обилие историко-архитек-турных памятников и объектов культурного наследия; малоизученный быт, традиции и обычаи населения разных уголков в регионах) [5];

возможности привлечения финансовых средств (инвестиции, спонсорство, меценатство и т.д.) [6].

Несмотря на это, реализация процесса идет очень медленно. На наш взгляд этому есть объективные и субъективные причины [7].

Объективные причины:

отставание социально-экономического

развития нашего общества, являвшегося в недалёком прошлом лишь сырьевым придатком индустриальной империй;

недостаток средств, выделяемых из бюджета для развития туризма;

Субъективные причины: недостаточно полная изученность рекреационного потенциала регионов;

нечеткое обозначение функции компетентных звеньев, ответственных за организацию тур деятельности в регионах.

Какие меры нужно принять, чтобы экотуризм в нашей стране получил активное развитие? На наш взгляд решение этой проблемы заключается в нижеследующем:

Изменить политику формирования туринду-стрии в сторону развития регионов, заняться комплексным прогнозированием и долгосрочным планированием регионально-территориальной организации туризма.

Четко разграничить функции компетентных инстанции управления туризмом. К примеру, в числе ответственных за организацию работы в регионах должны быть не только местные исполнительные органы, должны привлекаться также все учреждения на местах (музеи, вузы, экоорганиза-ции и т.п), которые причастные процессу реализации экотуров;

Активизировать работу информационных центров в регионах по выпуску рекламных материалов. Организовать выставки, форумы, ярмарки, научные конференции с приглашением специалистов из-за рубежа для обмена опытом. Создавать контакты с дипломатическими представительствами и тур предприятиями за рубежом.

Поднимать патриотическое и экологическое сознание населения регионов.

Более активно развивать региональную инфраструктуру:

Организовывать курсы повышения квалификации местных кадров за рубежом;

Не ждать помощи инвесторов со стороны, иначе могут возникнуть проблемы, о которых пишут киргизские ученые, такие как «отсутсвие прозрачности в движении финансовых средтв». прозрачиости в движении финанеовых средств». Вместо этого изыскивать другие всевозможные альтернативные методы привлечения финансовых средств (спонсорство, меценатство и т.п.);

При организации экотуров ориентироваться больше на дикис уголки природы, чем на ООПТ, создавая комбинированные туры.

Использовать дорожную карту бизнеса, и как сказал наш Президент: «обучать безработное население в регионах новым профессиям, но с отдачей в будушем».

При учете вышеуказанных мер, в регионе г. Семей можно было бы организовать следующие виды комбинированных недельных экотуров международного значения.

Эколого-исторический тур в урочище Жидебай, в мавзолей Абая, протяженностью в 200 км.

Путешествие можно начать с отдыха на природе, в пригороде, с осмотра реликтового ленточного бора, который окружает г.Семей с северной стороны, вдоль берега реки Иртыш. Туристов можно разместить в имеющихся в данном районе: здании профилактория, гостинице учебного лагеря месного педагогического института, на дачных домиках городского департамента и работников почты. Зимой гуристов можно занять катанием на лыжах на специальной базе отдыха, летом организовать поход-экологическую тропу, которая булет включать следующие остановки: база летнего учебного лагеря пединститута, село Старая Крепость, пойма реки Иртыш (пляж), небольшая церковь-часовня на краю ущелья, которое расположено по правую сторону от трассы.

После завтрака (обеда), устроенного на учебной базе можно отправиться в поход протяженностью 1-2 км в сторону села Старая Крепость, вниз по берегу реки Иртыш, через сосновый бор по сложенной тропинке. По пути можно рассказать о значении уникального реликтового соснового бора, взятого под охрану государством резервате, рассказать туристам о представителях местной флоры и фауны. Например, упомянуть о том, что здесь встречается редкий вид неядовитых змей-полоз, для которого, -характерно яйцеживорождение. Обитают: степной хорь, ондатра, уж, сосновая белка, в глубинах иногда можно обнаружить лося или косулю. Из птиц отмечены здесь четыре вида чаек, крачка, ястреб-канюк (сарыч), филин-нсясыть. Часто в глаза бросается интересная птичка из воробьиных-трясогузка, которая получила свое название из-за того, что во время бега по грунту она беспрестанно покачивает своим длинным хвостиком (один из пяти видов, встречаюицихся по территории СНГ). В реке Иртыш обитают такие виды рыб: налим, щука, нельма, окунь, бычки, лещь, сазан, стерлядь (из семейства осетровых). В былые времена в Иртыше отлавливали и осетра. Об этом писал местный этнограф и историк Николай Абрамов (1861г.): «Осетры бывают в Семипалатинске весом до полутора пудов, стерляди до 20 фунтов... » (пуд=16,4 кг; фунт =410 г.).

Старая Крепость - селение в пойме реки6получившее название от Ссминалатинской военной крепости, построенной на данной территории, затем в 1718г. перестроена на нынешнем месте города. Жители села занимаются выращиванием овощных культур (зимой используют теплицы), разведением домашних птиц и могут обеспечить туристов экологически чистой едой. Можно привлечь местных жителей также и к организации рыбалки, пляжного отдыха туристов, продаже сувениров (изделий ремесел местного производства). Можно организовать встречи -беседы со старожилами.

Следующий пункт назначения - пойма реки Иртыш. С района села Старая Крепость по пешеходной тропинке можно спуститься к пляжному месту поймы, где имеется выход из пойменного леса на открытое мелкокаменистое побережье с тихим течением реки. Здесь туристы могут заняться купанием в чистой проточной воде и принимать загар.

Завершить путешествие в загород можно посещением церквушки - часовни, которая расположена в ущелье у полога соснового бора с правой стороны трассовой автодороги, которая ведет от г.Семей до г. Павлодар. Про эту часовню существует быль о том, что в роднике, который протекает по дну ущелья была найдена как-то икона с ликом одного известного святого, и от того вода в роднике стала обладать целебными свойствами. После того случая это место было обозначено «святым местом», и была построена часовня для паломничества. Действительно, по сей день люди ездят в это место, чтобы помолиться и набрать воды для лечения. Говорят, помогает! Если еще дальше проехать по трассе, то можно наткнуться на озеро Шошкалы, соленая вода которого (рапа) также является лечебной.

Следующие несколько дней можно провести в самом городе Семее. Город издавна известен как духовно - культурный центр нашей страны, как родина великого акына, просветителя и философа Абая, филолога и мыслителя Шакарима, классика литературы - М.Ауэзова, первого академика и крупного ученого- геолога К.Сатпаева, знаменитого певца и поэта А.Кашаубаева. В Семее, в разные годы проживали: великий писатель Ф.М.Достоевский, путешественники: П.Г. Семенов-Тянь-Шанский, Н.Н.Потанин и Н.М.Преживальский. Почетными гражданами города являются известные деятели культуры Б. Толегенова, М.Ешекеев.

В городе имеются четыре театра, четыре музея, семь мечетей, две церкви и два научно -исследовательских института - радиационной медицины и экологии.

Город с 1939г. по 1997г. являлся областным центром; фуикционировали имевшие союзное значение: мясокомбинат, цементный, машиностроительный (танковый), кабельный, арматурный и силикатный заводы; фабрика первичной обработки шерсти, комвольно-суконный, вяляльно-войлочный, мукомольно- крупяной комбинаты; обувная, чулочная и рубашечная фабрики. В 2000г. был построен новый автомост через реку Иртыш, аналоги которого известны лишь за рубежом страны.

Город известен также историко-культурными памятниками. На месте современного города, в результате проведенных археологических раскопок на правом берегу Иртыша, были найдены руины древнего города 16 века: Доржынкит (Жетышатыр), названный именем основателя города Асма дархан Доржына [9]. Во времена царской России город имел название (Тас Мешит) «Каменная Мечеть». Впервые тогда описавший древний город

профессор Миллер в 1616г., отмечал, что жилища города постороенные из кирпича и камня, имели разную форму (четырехугольную, квадратную, иногда цилиндрическую). Эти жилища назывались семью шатерами (жети шатыр), в них процессе раскопок были найдены опорные деревянные балки, которые были вырезаны в виде фигур различных животных, а именно - льва, улитки, быка и лошади. Впоследствии один из таких балок был им перевезен в Санкт - Петербургскую Академию наук. Руины города окружали курганы (могильники) древних тюрских племен. На одном из надгробных камней могилы женщины была обнаружена надпись, (возможно древнее название реки Иртыш).

Сведения об этих курганах содержатся также в работе русского историка и этнографа Н.Абрамова «Областной город Семипалатинск» «за рекой Иртыш находятся две принадлежащие городу слободки. В окрестностях слободок много насыпных земельных курганов, высотой по-видимому, от двух до трех аршин, и в окружности сажень 15 и более (аршин=711 мм; сажень=2,1 м) [2]. Это могилы прежних обитателей-чжуньгаров или монголов» (в 1858г. в раскопках останков города принимали участие Ф.М. Достоевский, братья Белослюдовы и Врангель. Но, написав, о том, что город населяли джунгары и монголы автор ошибался, т к. сегодня в результате неоднократно проведенных раскопок известно, что это-поселение древних тюрских племен живших во времена тюрских каганатов (государств) бронзовой эпохи, которое впоследствии приемствовали племена кипчаков, кереев и найманов. Об этом свидельствует также найденные золотые и другие изделия тех времен, в результате проведенных раскопок студентов - историков во время археологической практики , которые украшают вестибюль конференнцзала пединститута в гроде Семей.

Современный город был построен в 1782 г. как военная крепость. С 1782 г. он стал городом уездного значения и начиная с 1854 г. приобрел статус областного.

Об этом историк Н.Абрамов пишет следующее: «В 1854 году, по положению Сибирского комитета Государь Император 19 мая высочайшие повелеть соизволил: из частей, находящихся на левом фланге Киргизской степи, именно: из Кокпектинского и Аягузского внешних округов, из Семипалатинска и из Усть-Каменогорска и земель, занимаемых киргизами, кочующими на внутренней стороне Сибирской линии, по правую сторону Иртыша и селений по Иртышской линии, от крепости Железинской до Малонарымска включительно, образовать особую область под именем Семипалатинской».

В конце 19 века город был местом политической ссылки. Переселенцы Е.П. Михаэлис, А.Л.Леонтьев, М.С. Филлипов, Н.И. Долгополов, П. Бабановский сыграли немаловажную роль в жизни города. С их помощью была организована городская библиотека (в

советские годы - имени Гоголя, с 1992г. - имени Абая), которую часто посещал великий Абай. Окончив медресе муллы Ахмета Ризы в городе Семипалатинске. Абай много времени уделял самообразованию. Владея арабским, персидским, и другими языками, читал лучшие произведения Востока и запада. Чудом сохранилась библиотека из медресе Ахмета Ризы. Когда его закрывали, то новые владельцы дома сбросали библиотеку на чердак. Оказалось, что здесь кроме духовной литературы и произведений классиков Востока сохранились также: литература по истории, шедевры Афинской философской школы, учебники по математике. Данный факт свидетельствует о том, что медресе давало своим шакиртам образование соответствующее лицейскому времен Пушкина [8].

Следующий исторический объект - бывшая Семипалатинская учительская семинария, ныне педколледж. Он был открыт в 1903 г., как одно из первых средне- специальных учебных заведений (семилетнее, с тремя основными и одним подготовительным классами). Здесь обучались видные общественные деятели казахского народа: Мухтар Ауэзов, Алькей Маргулан, Нуржакып Аймауытов, Азильхан Нуршаихов, Шакен Айманов. В 1918 году в стенах семинарии М.Ауэзов и Н.Аймаутов выпустили журнал «Абай».

Руины другого исторического памятника-здания женской гимназии во времена царской власти (еще раннее - молельни), в советское врсмя -пединститута занимают центральное место в городе и ныне.

С 1982 года под охраной государства находится памятник архитектуры - двухминаретная мечеть, построенная в 1859-62гг. Здание выполнено фигурной кирпичной кладкой; двери фигурные, бревенчатые; фигурной кирпичной кладкой выполнены 14 окон; потолки внутренних помещений заканчиваются куполом. Два минарета установленные на крышах входных помещений органично вписываются в общую композицию. Ныне здесь расположены - филиал областного краеведческого музея и выставочный зал областной (региональный) художественный выставки.

С 1920г. в городе действует драматический театр имени Абая, с 1934г. - театр драмы имени Достоевского.

Главным объектом созерцания я рассматриваемом туре является государственный историко-культурный, литературно-

мемориальный музей- заповедник имени Абая, утвержденный постановлением Совета Министров Казахстана в апреле 1990 года. Здесь были созданы экспозиции фонда, содержащие ценные свидетельства не только о творчестве Абая, но и из области истории и этнографии нашего государства. Впервые музей Абая был создан в 1940 году к его 95 - летию. В музейно - заповедный комплекс входит также архитектурно-мемориальный комплекс -мавзолей Абая, построенный в 1996 году к 150-летию Абая, на месте захоронения Абая и

Шакерима, в урочище Жидебай - зимовье Абая, Высота мавзолея достигает 5 метров, длина - 200 метров и ширина 60 метров. Мавзолей включает 4 мечети соединенные коридорами: Абая, Шакерима, для паломников и для молитв. Через здание можно попасть в летний конференцзал на крыше мемориала. Здание мемориала обрамлено ракушечником из Мангыстауской области. В музейный комплекс вашли также дома - зимовья Абая в Жидебае и семьи Ауэзовых в местности Борли и другие здания - всего 16 мемориальных объектов на площади 6400га заповедной земли.Так, сюда входят, и медресе Кокпая Жанатаева, с которым четверть вска длился творческий союз Абая.

В городской комплекс, рядом с музеем Абая, перенесено с улицы Найманбаева по бревнышку подлинное медресе Ахмета Ризы, в котором в свое время учился Абай.

Вот о чем повествует в своей статье «Музей -не тихая заводь», посвященной 60-летию музея, замдиректора по научной работе музея -заповедника Майкен Жунусова: «Еше при жизни Абая и сразу после его кончины русские ученые и казахская интеллигенция воздавали должное творчеству поэта. Говоря современным языком, многих восхищала удивительная квитэссенция поэтической мудрости Востока и европейской новизны образов, широта и глубина взглядов поэта. Не случайно подлинники - золотой фонд всякого музея - попали из Жидебая-усадьбы зимовья поэта в город и сохранились для его музея еще при жизни Абая. Часть привез гостивший тогда там врач, политический ссыльный, русский чиновник Нифонт Иванович Долгополов еще в 1885 году. Другая часть попала через государственные источники. Так сохранился прижизненный графический портрет А.Кунанбаева написанный политическим ссыльным Павлом Бабановским по заказу статического комитета (членом которого был Абай) к Уральской промышленной выставке. Третья часть уникальных экспонатов музея - дар потомков Абая и М.Ауэзова, то, что несмотря на конфискации оставалось у них как память о поэте» [8].

Подобно тому, как в жизни конкретного человека бывают взлеты и падения так и в истории музея чередовались светлые и черные периоды. Успешно начавшись с 16 октября 1940 г., когда Совет Министров Казахстана признал необходимым открыть музей поэта в Семипалатинске, его история фиксирует замечательный факт. В 1947 г. музей стал отделением Академии Наук Казахстана. К 50-ым годам казалось, что все признали Абая основоположником казахского литературного языка, новой письменной литературы . Но вокруг личности поэта неожиданно возникла бурная полемика . Кому-то не давало покоя его социальное происхождение. И музей Абая попал в такую опалу, что от него отказались и Академия наук и Министерство культуры. Ни на какую исследовательскую работу средства не отпускались . Известный в абаеведении ученый Каюм

Мухамеджанов, бывший тогда директором музея, за свою диссертацию «Поэтичекая школа Абая, был осужден к 25 годам лагерей. Но работа музея не прекращалась. Только в 60-ые годы Министерство культуры Казахской ССР возвратило музею статус республиканского, и наконец 5 апреля 1990 года Совет Министров Казахстана принял постановление о преобразовании музея Абая в историко-культурный, литературно-мемориальный музей заповденик.

Такова история создания музея великого казахского поэта, просветителя и философа, основателя новой, казахской национальной письменной литературы и казахского литературного языка Абая . Никогда не потеряют своего значения его произведения «Слова назидания - Гаклия» и «Сегизаяк», которые являются своего рода моральным кодексом всех времен.

Тур завершается поездкой в мемориальный комплекс Абая в Жидебае. По пути туристы увидят памятник историческим героям Енлик и Кебек, жертвам репрессии господствующего класса против их союза любви. Но прежде, на расстоянии 40 км от г. Семей туристы проезжают горы Семейтау, которые тянутся с северо-запада на юг до 45 км. С гор берет начало река Мукур, которая пересекает шоссейную дорогу. На месте, где дорога проходит через ущелье, путники предпринимают отдых на живописном месте. Здесь около родников и природных ключей густо произрастают кусты дикой смородины, окруженные ивняком. Ущелье с двух сторон обрамлено пологими каменистыми склонами гор.

В кустарниках зимой и летом можно увидеть стаи рябчиков, которые при приближении быстро взлетают вверх и устремляются быстро улететь как можно подальше от Вас. Если подняться на гору по правой стороне дороги и пройти чуть дальше, то на их склонах можно увидеть заросли таволги (лабазника), который благодаря содержанию в них дубильных веществ издавна в народе использовался при изготовлении кумыса. Кожаный бурдюк обкуривали дымом таволги, который придавал особый вкус и приятный аромат кумысу. Здесь также можно найти кусты земляники и полакомиться ягодами.

Чуть ниже по дороге отсюда расположен ансамбль невысоких гор-«Кыз емшек», прозванный так благодаря сходству с бюстом молодой девушки. По левую сторону от трассы в нескольких километрах расположено небольшое соленое озеро «Бальщтыкел». Далее, в 60 километрах от города Вы приезжаете в село Знаменка-бывшее поселение переселенцев из Украины. Их потомков можно узнать по своеобразному «хохлацкому» говору -(«бачете»- видите, «девись» - посмотри) и т.п. Здесь можно устроить отдых и беседу со старожилами, поделиться экологическими проблемами (а их у них - достаточно, взять хотя бы проблему питьевой воды, местные жители употребляют соленую колодцевую воду). Раннее жители здесь в основном занимались овцеводством и зерноводством.

Тур это-эколого - научный тур от города Семей до города Курчатов, где находилась штаб-квартира бывшего национального ядерного центра

испытательного полигона. Полигон, площадью 18,5 квадратных километров, охватывал территорию Абралинского района

Семипалатинской области и некоторую часть территорий Павлодарской и Карагандинской областей. Сегодня на территории полигона расположен Институт радиационной безопасности и экологии. Будучи открытым приказом Министерства Обороны и Министерством атомной промышленности в 1949 году полигон просуществовал до 29 августа 1991 года. За это время было произведено 470 ядерных испытаний (из 715 в СССР). Из них 26 - неземные, 354 -подземные, 90 воздушных. Первый взрыв мощностью в 30 килотонн был произведен 29 августа 1949 года в 6 часов 30 минут утра, без предупреждения населения.18 октября 1951 года была взорвана урановая бомба, 12 августа 1953 года- водородная бомба, мощностью 500 килотонн. Облака распространились на 304000 квадратных метров плошади. Уровень радиации составило 448 бэр. В последствие, в зависимости от радиуса распространения радиации от эпицентра, были выделены три экологически неблагополоучные зоны: чрезвычайной опасности , кризиса и бедственного положени. Населению регионов были выплачены средства по компенсации ущерба здоровью, проведены реабилитационные мероприятия. Большую роль в этом сыграло движение «Невада-Семипалатинк», которую возглавил известныйй общественно-политический деятель, поэт Олжас Сулейменов. Благодаря их усилиям, по приказу нашего президента 29 августа 1991 г. полигон был закрыт.

Данный тур предлагается начинать также с отдыха в окрестности г. Семей, в бору, и 2-3 дня провести в городе. Экскурсию по городу можно было бы завершить научным семинаром в стенах Института радиационной медицины, с задачей обсуждения вопросов, касающихся последствий ядерных испытаний, принятых мер по реабилитации здоровья населения, восстановлению территорий бывшего полигона и по другим социальным проблемам. Тур должен завершится практическими мерами, то есть оказанием реальной помощи населению региона и тогда цель данного тура будет достигнута.

До города Курчатов можно доехать и на поезде и на автомашине, маршрут составляет 120 км протяженности.

Тур - эколого-оздоровительный,

начинающийся также с г. Семей и продолжающийся до санатория Барлык-Арасан, протяженностью 600 км. Начинать его также лучше с окрестности с последующим переходом в город , затем на поезде доехать до г. Аякоз, райцентр, основанный в 1831 г. В 1847 г. в честь сына российского царя Александра 11 княза Сергея, он был переименован в г.Сергиополь.

В связи со строительством Туркестано-Сибирской железной дороги в 1929-30 годы Аякоз стал крупной станцией государственного значения, в 1939 году ему присвоен статус города. В 2003 г. в городе состояло 37,8 тысяч жителей. В городе функционируют: завод железо-бетонных изделий и машино- ремонтный завод, мясокомбинат,

маслозавод, вагонное и локомотивное депо, типография и другие предприятия.

Рельеф территории овражно-холмистый, много рек и озер, южная часть её занята равниной Балхаш-Алакольской впадины. Климат континентальный, с жарким летом и холодной зимой. Преобладают каштановые почвы, произрастают: ковыль, типчак и другие виды степных растений. Водятся в здешних местах архар, волк, лисица и заяц. Вдоль реки Аякоз, которая пересекает город. гнездятся гуси, утки и чайки. В городе числятся 18 исторических памятников, среди них памятник Козы-Корпеш и Баян-сулу, казахских Ромео и Джульетты. От г.Аягуза дальше нужно будет ехать по автомобильной дороге через селения: Таскескен, Урджар (райцентр), Маканчи (райцентр), Карабулак и Жарбулак, которые расположены у подножья хребта Тарбагатай. Хребет проходит между озерами Зайсан и Алаколь, в пределах Казахстана находятся: западная половина-от хребта Хабарсу до рски Аякоз и восточная половина северного склона Климат засушливый. С северных склонов хребта берут начало многочисленные реки. Питание рек преимушественно снеговое. Склоны гор расчленены ущельями. Древесная растительность распространена по долинам рек, на южном склоне произрастают в основном кустарники.

В 1855 году ученый-этнограф Шокан Уалиханов детально исследовал окресности озера Алаколь. Им составлена схематичная карта Тарбагатайского региона, ставшая

картографической основой при составлений первых карт этого округа. В 1968 году на террритории Тарбагатайского и Зайсанского районов ВКО создан заказник «Тарбагатайский». Здесь, на склонах гор, в ущельях густо произрастают заросли деревьев: барбариса, шиповника, жимолости, караганника, ивы, черемухи, осины и березы. Обитают занесенные в Красную Книгу животные: архар, снежный барс и полосатый полоз; и птицы: дрофа, журавль-красавка, чернобрюхий рябок и сокол-сапсан. Кроме того, здссь можно встретить достаточно широко распространенные следующие виды животных и птиц: косулю, зайца, сурка; соколо-балобана, беркута-могильника, степного орла, серую куропатку, тетерева, кеклика, огаря, крохаля и филина.

На территории Урджара климат позволяет выращивать садовые и ягодные культуры. Название селения Таскескен происходит от сочетания слов: «вода, прорезавшая камень». Село расположено в живописной местности, среди горных ручейков, окруженных заролями кустарников. С территории села Маканчи до озера Алаколь простирается пустынный ландшафт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Санаторий Барлык-Арасан расположен в ущелье, недалеко от озера. Радоновые источники -главный лечебный материал санатория. Ванны предписаны больным с проблемами опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой и нервных систем, а также кожного покрова.

Используется также природная минеральная вода для лечения болезней желудочно-кишечного источники тракта.

Местность представляет собой оазис среди пустынного ландшафта- ущелье с родниками, окруженным густой древесно-кустарниковой растительностью. Бытует легенда о трех присутствующих здесь видах родниках-ключей с кровавой, молочной и прозрачными водами; о том, что целебная вода в них лечит разные болезни в зависимости от их цвета. В советское время из далекой России сюда приезжали лечиться космонавты.

Жителей села Жарбулак (который расположен рядом с озером) можно привлечь для организации экосайтов по проведению вылазок вокруг территории санатория и ознакомления туристов с местныи этно особенностями и продажи сувениров-поделок ремесленников.

Недалеко от санатория по побережью озера Алаколь расположена зона домов отдыха, где туристы могут несколько дней насладиться красотами природы, купанием и загаром. К тому же соленая вода озера имеет целебный эффект, не хуже, чем радоновые ванны. Во всяком случае, при условии предоставления хорошего питания и сервиса, туристы приехавшие сюда из-за рубежа должны остаться довольными.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что при правильной организации работы по реализации экотуров в регионах можно добиться ожидаемых результатов без особых усилий и затрат, так как для этого есть все материальные и духовные основания, нужно лишы изменить подход к решению проблем, уметъ правильно использовать все имеющиеся резервы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Атышев К.А. Экогуризм - Бишкек, 2015. -320 с.

2. Базанов В.Этнограф и историк Николай Абрамов. - Статья в Семипалатинской газете «Наше дело», 2000 г. № 4, стр 6.

3. Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма: Учеб.пособие для студ. высш.учеб. заведений-М.: Изд.центр «Академия», 2016.-256 с.

4. Миляев К.В. Экологическая тропа-особая форма туризма: Метод. пособие-Астана, 2007.-65с.

5. Никитинский Е.С. Этапы становления и современное состояние туристской индустрии в Республике Казахстан: Учеб.пособие для вузов-Астана, 2007.-174 с.

6. Послание президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана, 2011.-60 с.

7. Смыкова М.Р. Туризм: экономика, менеджмент и маркетинг: Учебник- Алматы:Нур-пресс, 2017. -220 с.

8. Часнык П.Музей-не тихая заводь: Статья в Семипалатинской газете «Спектр». 2000г., № 45 (199), стр.4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.