Экономико-географические проблемы территориальной организации народного хозяйства Чувашской Республики1 Economic-geographical problems of territorial organization of national economy
Л
of the Chuvash Republic
Владимир Антонович Мукин,
кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и методологии науки ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Vladimir Antonovich Mukin, candidate of physical and mathematical Sciences, associate Professor, head of the Chair of philosophy and methodology of science FSBEI HE «The Ulianov Chuvash State University»
e-mail: [email protected] Лариса Юрьевна Соколова, ассистент кафедры философии и методологии науки ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Larisa Yurevna Sokolova, assistant of the Chair of philosophy and methodology of science FSBEI HE «The Ulianov Chuvash State University»
e-mail: [email protected] Аннотация. В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы к решению экономико-географических проблем региона с учётом единства производственных процессов и социокультурных факторов. Рассмотрены экономико-географические факторы, регулирующие темпы и результаты развития региона с точки зрения взаимодействия со сферой деятельности университета. Установлена корреляционная связь, показывающая применимость научно-образовательного потенциала опорного университета региона к решению производственно-технических и экономико-географических
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Кабинета Министров Чувашской Республики в рамках научного проекта № 16-46-210140 «р_а»
The study was performed by financial support RFBR and the Cabinet of Ministers of the Chuvash Republic as part of scientific project No. 16-46-210140 "RA".
1
проблем, связанных с воспроизводством человеческого капитала. На основе пространственного сопоставления разных направлений деятельности университета со стратегией развития региона показано, что интеллектуальный капитал является главным фактором развития экономики.
Abstract. The article considers theoretical and methodological approaches to economic and geographical problems of the region taking into account the unity of the production processes and sociocultural factors. It considers economic and geographical factors that regulate the rate and results of the region's development from the point of view of interaction with the sphere of the University activity. A correlation, showing the applicability of the scientific and educational potential of the regional basic University to solving production and technical, economic and geographic problems associated with the reproduction of human capital, was established. On the basis of the spatial adjustment of different areas of University activity to the strategy of development of the region it is shown that intellectual capital is the main factor of economic development.
Ключевые слова: народное хозяйство, экономико-географические факторы, опорный университет, стратегия развития, метод пространственных представлений.
Keywords: national economy, economic and geographical factors that support the university development strategy, the method of spatial representations.
Научно-образовательные ресурсы регионального опорного университета в той или иной мере связаны с решением проблем развития современного общества не только в части воспроизводства его человеческого капитала, но и с необходимостью разработки конкретных теоретических вопросов территориальной организации народного хозяйства. Высока роль научного сообщества университета в обосновании эффективности размещения производительных сил с учётом природно-ресурсного потенциала в масштабе не только региона, но и всей России. Принципиально важным показателем для успеха экономики региона является экспертная оценка учёных университета. Это способствует повышению не только методологии, но и технологии производства за счёт разработок учёных. Такой подход будет свидетельствовать о должном уровне культуры производства и совершенствовании рационального
использования природно-ресурсного потенциала России. Отсюда вытекает необходимость обучения и доведения до соответствующего уровня как профессиональных, так и личностных качеств не только участников производства, но и всего населения региона. Всё должно проистекать в рамках общероссийской политики формирования новых трудовых ресурсов России, отвечающих вызовам современности и готовых обеспечить созидательное развитие общества в целом. Мы полагаем, что миссия регионального опорного университета, каковым фактически является Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова, состоит, именно, в обеспечении институтов общественного воспроизводства интеллектуальными, социальными и кадровыми ресурсами способными сформировать и реализовать потенциал развития экономической, политической, духовной и социальной сфер народов Чувашской Республики.
В условиях глобализирующегося мира, когда перспективы региональной социально-экономической политики во многом определяются на международном уровне, на республиканском уровне актуализируется потребность разработки соответствующего теоретико-методологического подхода к организации народного хозяйства. Это возможно только на стыке науки и практики, ибо практика не только заказчик, но и критерий истины. С нашей точки зрения, новизной нашего подхода к исследованию взаимодействия университетской науки с культурой регионального производства заключается в том, что мы рассматриваем производственный процесс в единстве с социокультурными факторами. В частности, без учёта экологических факторов, замыкающих цикл любого производства, немыслимо в полном смысле понятие её эффективности. Мы полагаем, что здесь речь идёт о цикле проявления движущих сил жизнедеятельности общества, включая духовно-нравственную составляющую процессов природопользования и обеспечения жизненных ценностей каждому представителю не только региона, но и всей России. Таким образом, объектом нашего научного интереса является осмысление теории и методологии территориальной организации народного хозяйства Чувашской Республики.
Все региональные технологии хозяйствования находятся в тесном взаимодействии с общероссийскими и имеют во многом общие признаки. Мы обратимся к предмету исследования, нацеленному на выявление особенностей экономико-географических проблем Чувашской Республики. Они ожидают своё разрешение через научно-образовательный потенциал регионального опорного университета путём внедрения инновационных методов использования, как природных ресурсов, так и интеллектуальных возможностей человеческого капитала. Целью данной работы является выявление и оценка связей опорного университета (в пространственном представлении направлений его деятельности) с экономико-географическими факторами территориальной организации народного хозяйства Чувашской Республики. Пространственное представление университета во всех формах его деятельности объясняется тем, что такой подход по замыслу и исследовательской методологии близок к пространственной экономической теории. «Укрупнённо представленное пространство в виде регионов (районов) вместе с проживающим на нем населением и объектами производства и жизнедеятельности и особенностями их взаимодействия являются важнейшими элементами, необходимыми для учета в технологиях экономического управления страной» [1. С. 9]. Метод пространственного представления социально-экономических явлений, проявляющийся в факторах и механизмах их взаимодействия, отражает не только одновременность в пространстве, а также позволяет оценить степень присутствия того или иного направления деятельности университета в каждом явлении. Более того, это очень важный инструмент для анализа достигнутых университетом результатов и их сопоставления с параметрами хозяйствования региона. Мысль, высказанная более 150 лет назад выдающимся не только в медицине, но и в сфере образования Н.И. Пироговым о роли университета в обществе заключается в следующем. «Общество видно в университете, как в зеркале и перспективе. Университет есть и лучший барометр общества» [2. С. 385]. Опорный университет региона, задуманный как научно-методический двигатель развития региона, становится, кроме того, смысловым индикатором для прогнозирования развития общества и механизмов его хозяйствования.
Для достижения цели исследования рассмотрим особенности университетской науки и образования в условиях структуризации опорного университета и осознания формы внутреннего самодвижения его содержания для подготовки кадров и развития науки в различных сферах территориального хозяйствования.
С точки зрения разрешения экономико-географических проблем мы поэтапно рассмотрим факторы, регулирующие темпы и результаты развития региона.
1. Региональное распределение природного комплекса.
Для представления степени востребованности и созидательной необходимости связи образовательного пространства республики с её экономико-географическими проблемами перечислим и кратко проанализируем круг вопросов природного комплекса Чувашской Республики.
С точки зрения географических закономерностей Чувашия состоит из двух провинций и 6 физико-географических районов, являющихся частью Русской равнины. К вопросам географической науки, успешно реализуемой на историко-географическом факультете университета, можно отнести описание рельефа и ландшафта территории, связанных с ними эрозионных процессов, исследование климатических условий, выявление физико-географических особенностей местности в Чувашской Республике. Они имеют значимость не только с точки зрения общего научного интереса, но и как факторы рационального природопользования. Во многих случаях производственной деятельности степень экономической эффективности определяется погодными условиями. Например, влияние Арктического холодного воздуха приводит к повышенному расходованию энергоресурсов, как следствие, удорожание товарной продукции.
Одним из важных природных ресурсов, определяющих экономическую состоятельность республики, является количество и качество почвы пригодной для земледелия и получения доходов. Здесь речь идёт о научных методах повышения плодородия и применении квалифицированной рабочей силы.
В современном мире запасы пресной воды становятся стратегическим показателем успешности экономического хозяйствования не только на уровне региона, но и на мировом уровне государственного строительства. Многие
государства сильно страдают от нехватки питьевой воды. Проблема стала сопоставимой с проблемой нехватки энергетических ресурсов.
Пресная вода в Чувашии сосредоточена как в подземных, так и поверхностных запасах. Огромные ресурсы рек, в том числе основной из них -Волги, с давних времен использовались в народном хозяйстве для разных целей -рыбный промысел, судоходство, водяные мельницы, питьевой запас и т.д.
Со строительством Чебоксарской ГЭС, вырабатывающей «львиную долю» электроэнергии с низкой себестоимостью, и заполнением водохранилища улучшились промышленное и коммунальное водоснабжение и условия судоходства. Кроме того, это привело к формированию климатических условий как улучшающих жизненные условия, например, вдоль берегов водохранилища действуют санатории, дома отдыха, детские лагеря, так и приводящих к негативным последствиям. Исследования, проведённые учёными Чувашского университета, проведённые под руководством профессора Арчикова Е.И., показали, что негативные последствия существенно могут быть уменьшены при правильной эксплуатации инженерных сооружений водохранилища, а главное, при соблюдении экологических требований к мероприятиям природопользования и научно обоснованного и методологически выверенного хозяйствования. Изменение качества воды объясняется, прежде всего, бесхозяйственностью и неграмотностью природопользователей.
В последние годы этой проблеме уделяется много внимания. Образовательные учреждения пытаются формировать бережное отношение к природе и хозяйский подход к использованию ресурсов. Например, в г. Новочебоксарске организованы энергоклассы. Занятия проводятся специалистами-практиками Чебоксарской ГЭС, учителями лицея № 18, преподавателями Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.
Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики уделяет много внимания по включению программы изучения экологических проблем на должном уровне в общеобразовательных школах республики. В городе Чебоксары организованы структуры дополнительного образования учащихся по экологическому воспитанию. В целях сохранения природных
объектов в Чувашии образовано более 100 различных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального и регионального уровней [3]. В том числе заповедник «Присурский», национальный парк «Чаваш вармане», 19 государственных природных заказников, 68 памятников природы, 5 лесных генетических резерватов, 1 бальнеоклиматический курорт, этноприродный парк «Ачаки», общей площадью 83 тыс. га (4,5% площади республики).
В Чебоксарах особо охраняемой природной территорией федерального значения является Чебоксарский филиал главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН.
Таким образом, природные комплексы представляют собой наукоёмкие объекты, требующие вложения не только денежных средств, но и соответствующего человеческого ресурса. Это прежде всего высокообразованные кадры руководителей и эксплуатационников, обладающих соответствующей квалификацией, предусматривающей не только практические навыки, но и соответствующую теоретико-методологическую подготовку.
2. Социально-экономические региональные пропорции отражают уровень жизни населения региона [4]. Речь идёт о степени удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. В качестве важных показателей пропорциональности можно выделить соотношение пропорции между частным и государственным потреблением.
Такие пропорции как платежеспособный спрос и предложение на региональном рынке потребительских товаров и услуг, численность населения и развитие жилищного хозяйства, жилищное хозяйство и сфера коммунально-бытового обслуживания, численность населения и масштабы развития социальной сферы требуют научно-методологического обоснования как с точки зрения ценности так и морально-нравственного удовлетворения человеческой жизни.
В таком контексте наряду с другими очень важными показателями успешности региональной экономики, необходимо выработать механизмы управления уровнем безработицы в регионе. Полагаем, что именно, опорные университеты региона могут взять на себя разработку технологии регулирования
подготовки только востребованных специалистов и научно-педагогическое обеспечение интенсивной переподготовки безработных с учётом их интересов. Например, в Чувашском университете организован центр дополнительного образования, который подслеживает за рынком труда и организовывает востребованную переподготовку специалистов с высшим образованием.
Таким образом, решение проблемы безработицы - это комплексная проблема взаимодействия науки и производства, экономики и образования, нравственности и рациональности
3. Территориальные пропорции энергетического комплекса
Энергетический комплекс переживает переход на новый уровень технологий,
как в управлении, так и в производственном процессе. Это предполагает внедрение информационных технологий, интеллектуальных электротехнических устройств и программно-технических комплексов [5].
В социально-экономических системах, определяющих потенциал региона с позиции институционального развития, в качестве инструментария используется теория кластеров [6]. Университет в составе электротехнического кластера участвует в мероприятиях, направленных на повышение конкурентоспособности и выхода электротехнической промышленности республики на внешние рынки. Решение задач электротехнического кластера, связанных со стратегией развития, инновационной политикой Чувашской Республики невозможны без участия учёных университета не только в части теоретического обеспечения, но и в подготовке высококвалифицированного кадрового ресурса для всей энергосистемы Чувашии.
4. Территориальные пропорции промышленности
В сфере промышленности необходима комплексная программа профессионального развития персонала, охватывающая все категории рабочих, инженерно-технических работников и руководителей, направленная на повышение профессионального уровня персонала предприятий и обеспечение предприятий высококвалифицированными сотрудниками. Особое внимание следует уделять обучению профессиональному мастерству молодых рабочих и специалистов. Необходимо развивать программы партнерства предприятий
отрасли со средними и высшими учебными заведениями республики, осуществляющими целевую подготовку высокопрофессиональных работников по необходимым специальностям.
Стратегической целью развития промышленного комплекса является повышение его производительности за счет технологической модернизации [7].
5. Территориальные пропорции агропромышленного комплекса
Невозможно решить проблему соответствия современного сельскохозяйственного производства естественной структуре природного ландшафта (природная пластика) без привлечения научных ресурсов не только университета, но и всего образовательного комплекса республики сельскохозяйственной ориентацией. К ним относятся все образовательные учреждения, осуществляющие свою деятельность на территории Чувашской Республики во главе с Чувашской государственной сельскохозяйственной академией. Более того, отмечаем, что в этой сфере следует с большим усердием привлекать духовно-нравственную составляющую профессиональной подготовки. Пустующие животноводческие комплексы и заросшие поля - это несмываемый позор перед теми, кто дал нам жизнь и всё что у нас имеется.
Полагаем, что вышеизложенные проблемы - это круг задач регионально опорного университета не только с точки зрения необходимости, но и с точки зрения реальной возможности. Чувашский университет располагает научно-педагогическим ресурсом, способным разработать теоретические и практические предпосылки к решению изложенных проблем при обоснованном научно-методическом хозяйствовании и грамотном распределении его доходной части.
Парадигма общественного развития в качестве главного параметра для оценки его успешности рассматривает человеческий потенциал. Группа учёных во главе с Римашевской Н.М. выделяют категориальное понимание человеческого потенциала как выбор, обеспечивающий «для каждого непременное решение трех ключевых проблем: прожить максимально долгую и здоровую жизнь; приобрести и освоить всесторонние, актуальные для активной и предпочитаемой деятельности знания, раскрывающие интеллектуальные и профессиональные возможности; иметь постоянный доступ к необходимым и достаточным ресурсам
для обеспечения достойного жизненного уровня» [8. С. 12]. Развитие этой мысли заключается в том, что «образование становится одним из решающих факторов экономического роста страны, повышающим качество человеческого капитала» [8. С. 15]. Следовательно, экономико-географические факторы территориальной организации народного хозяйства Чувашской Республики немыслимы без участия высшей школы. Налицо не только связь как таковая, но обнаруживается и взаимообусловленность человеческого потенциала и полного спектра научно-образовательной и культуротворческой деятельности университета. «Применительно к конкурентоспособности существует четкая взаимосвязь между инновациями, интеллектуальным потенциалом и информационными технологиями» [9. С. 135].
В заключение отметим, что рассмотренный спектр различных экономико-географических проблем территориальной организации народного хозяйства Чувашской Республики связаны с деятельностью опорного университета республики. От качества интеллектуального капитала зависит вся перспектива региона, в том числе и решение экономико-географических проблем. «Ставку на интеллектуальный капитал как на главный фактор развития экономики сегодня делают не только передовые компании, но и многие страны, в том числе обделенные природными ресурсами» [10. С. 29]. Характер этой связи корреляционный, отражающий степень вероятности тенденций развития региональной экономики от темпов и эффективности научно-образовательной составляющей опорного университета. Доминируют вопросы организационно-кадровые, финансовые, материально-технические, инновационные (изобретательские и внедренческие), информационно-коммуникационные, требующие осмысления, принятия решения, реализации и выстраивания траектории созидательного развития. В связи с этим одним из стратегических задач развития региона должна быть формирование опорного университета Чувашской Республики, на базе классического университетского комплекса «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», представляющего собой социальный институт, аккумулирующий в себе функции научно-образовательной организации инновационного типа.
Библиографический список:
1. Мелентьев Б.В. Региональная экономическая политика (курс лекций) / под ред. В.Ю. Малова. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2014. - 348 с.
2. Пирогов Н. И. Дополнение к замечаниям на проект общего устава императорских российских университетов. Университетский вопрос СПБ., 1863 // Избранные педагогические сочинения. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1953. - С. 324-393.
3. Природные комплексы. Физико-географические районы Чувашской Республики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://§оу.сар.ги/8йеМар.а8рх?§оу_1ё=49&1ё=1540488#ех1 (дата обращения: 10.12.2016).
4. Версия в Чувашии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ch.versia.ru/v-chuvashii-rastet-bezrabotica (дата обращения: 10.12.2016).
5. Марков О.И. Топливно-энергетический комплекс Чувашии // Энергетический потенциал регионов. - 2015. - С. 173-177. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: federalbook.ru (дата обращения: 10.12.2016).
6. Войнаренко М.П. Кластеры в институциональной экономике. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2013. - 502 с.
7. Атлас земель сельскохозяйственного назначения Чувашской Республики: Атлас-монография / гл. ред.С.Э. Дринев. - Чебоксары, 2007. - 184 с.
8. Римашевская Н.М. Качество человеческого потенциала в условиях инновационной экономики // Труд и социальные отношения. - 2009. - № 4. -С.12-17.
9. Русина А.Н. Закономерности развития интеллектуального потенциала региона // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. -Новосибирск. - 2015. - №29. - С. 134-144.
10. Минасов М.Ш. Интеллектуальный потенциал региона - важнейший фактор устойчивого развития // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2012. - № 4. - С. 29-35.
Referens:
1. Melent'ev B.V. Regional'naja jekonomicheskaja politika (kurs lekcij) / pod red. V.Ju. Malova. - Novosibirsk: Izd-vo IJeOPP SO RAN, 2014. - 348 s.
2. Pirogov N. I. Dopolnenie k zamechanijam na proekt obshhego ustava imperatorskih rossijskih universitetov. Universitetskij vopros SPB., 1863 // Izbrannye pedagogicheskie sochinenija. - M.: Izd-vo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1953. - S. 324-393.
3. Prirodnye kompleksy. Fiziko-geograficheskie rajony Chuvashskoj Respubliki. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id= 49&id=1540488#ex1 (data obrashhenija: 10.12.2016).
4. Versija v Chuvashii. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ch.versia.ru/v-chuvashii-rastet-bezrabotica (data obrashhenija: 10.12.2016).
5. Markov O.I. Toplivno-jenergeticheskij kompleks Chuvashii // Jenergeticheskij potencial regionov. - 2015. - S. 173-177. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: federalbook.ru (data obrashhenija: 10.12.2016).
6. Vojnarenko M.P. Klastery v institucional'noj jekonomike. - SPb.: ANO IPJeV, 2013. - 502 s.
7. Atlas zemel' sel'skohozjajstvennogo naznachenija Chuvashskoj Respubliki: Atlas-monografija / gl. red.S.Je. Drinev. - Cheboksary, 2007. - 184 s.
8. Rimashevskaja N.M. Kachestvo chelovecheskogo potenciala v uslovijah innovacionnoj jekonomiki // Trud i social'nye otnoshenija. - 2009. - № 4. - S.12-17.
9. Rusina A.N. Zakonomernosti razvitija intellektual'nogo potenciala regiona // Intellektual'nyj potencial XXI veka: stupeni poznanija. - Novosibirsk. - 2015. - №29. -S. 134-144.
10. Minasov M.Sh. Intellektual'nyj potencial regiona - vazhnejshij faktor ustojchivogo razvitija // Jekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal. -2012. - № 4. - S. 29-35.