УДК 330 УДК 332 ББК 65.050.2
Ануфриева Е.М., Блохинцева О.Н
РОЛЬ И МЕСТО РЕГИОНА В ИННОВАЦИОННОМ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Anufrieva E.M., Blokhintseva O.N.
ROLE AND PLACE OF REGION IN INNOVATIVE AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY
Ключевые слова: инновационное развитие, инновационная система России, регион, региональная экономика, биорегион, стратегия социально-экономического развития, Чувашская Республика.
Key words: innovative development, innovative system of Russia, region, regional economy, bioregion, strategy of social and economic development, the Chuvash Republic.
Аннотация
Стратегической целью экономической политики России является обеспечение роста эффективности национальной экономики. Регионы России, имеющие значительный нереализованный потенциал, позволяют создать эффективную инновационную систему России. В статье обозначена роль и место региона в социально-экономическом и инновационно-технологическом развитии России. На примере Чувашской Республики описан качественно новый уровень развития инновационной экономики региона, обеспечивающий комплексное развитие экономико-экологической системы в регионе, способствующий созданию на территории республики высокотехнологичных секторов базисных инноваций шестого технологического уклада.
Annotation
The strategic goal of economic policy in Russia is to increase the growth of the effectiveness of the national economy. The regions of Russia with the significant outstanding potential can establish an effective innovative system in Russia. The article determines the role and place of region in social and economic, innovative and technological development of Russia. The new level of innovative economy of the region is described on the example of the Chuvash Republic. The level provides the comprehensive development of the economic and ecological system in the region, contributing to the creation of the high -tech sectors of the basic innovation of the sixth technological structure.
Современное развитие мирового хозяйственного комплекса характеризуется переходом ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества -построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уже сейчас в развитых странах мира 75-90% прироста ВВП обеспечиваются за счет роста инновационного сектора, а в России пока данный показатель находится только на уровне 10%, что негативно сказывается на общей эффективности экономики1. Доля топлива и сырья в мировом экспорте сокращается и прогнозируется менее 10% к 2020 году. Потому для России сырьевой путь развития ведет не только к утере значимости в мировой экономике, но и к тому, что России придется очень жестко конкурировать с другими добывающими странами, у которых условия добычи полезных ископаемых намного более благоприятны. Так, по существующим оценкам, упущенная выгода России от инновационного отставания составляет 1214 млрд. долл. в год.
1 По материалам исследования «ИНТЕРФАКС-ЦЭА» по теме «Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики».
Создание эффективной инновационной системы России, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающую взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран, должно основываться на имеющихся в руках государства и регионов силе и средствах. Именно регионы России имеют на сегодняшний день значительный нереализованный потенциал.
В условиях современной России регионы представляют собой новый субъект экономических отношений на уровне мирохозяйственных связей, становясь участником рынка товаров и услуг, как равноправный субъект взаимодействует с национальными и транснациональными корпорациями, участвует в мировой и государственной системе интеграции производства и процессе всемирного разделения труда как системообразующая интеграционная единица. Это подтверждается и тем, что сегодня стратегической целью экономической политики России является обеспечение роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе изменения пропорций воспроизводства и модернизации производственного аппарата, а так же осуществление структурных реформ в направлении развития конкурентоспособной среды, совершенствование корпоративного управления и реструктуризация предприятий для повышения их устойчивости и эффективности.2
К определению и содержанию термина «регион» ученые подходят неоднозначно. Так Кистанов В.В. и Копылов Н.В. в своем определении региона как территориального образования дополняют его такой отличительной характеристикой, как внутреннее хозяйственное единство, являющееся источником экономии общественного труда. Такое единство, по мнению авторов, придает материально-производственная основа региона, его хозяйственный комплекс . Интересным является представление Ляхова В.И., где регион рассматривается как комплексная территориально-отраслевая форма производственной кооперации, обладающая относительной экономической обособленностью, определяемой оперативно-хозяйственной самостоятельностью в процессе воспроизводства4. Добрынина А.И.5 определяет регион как территориально-специализированную часть народного хозяйства страны, характеризующегося единством и целостностью воспроизводственного процесса. Таким образом, регион можно представить как промышленнопроизводственный комплекс, с одной стороны имеющий свою специализацию, которая зависит от географического положения, пространственного размещения всех видов ресурсов, специфики сложившихся производственных условий, которая определяет особенности воспроизводственного процесса в регионе и его отраслевую направленность, с другой стороны представляющего региональную товарно-ориентированную подсистему национальной экономики, обладающую ресурсным потенциалом и административноэкономической обособленностью.
Такая многоаспектная сущность экономического представления региона созвучна высказыванию, данному Маршаловой А.С. и Новоселовой А.С.6, где определена трактовка регионального воспроизводственного процесса, который, представляет с одной стороны подсистему общественного воспроизводства, а с другой стороны, интеграцию воспроизводственных процессов на уровне предприятия. Более того, сам регион, по
2 Афанасьев А.Н. Формирование интеграционного механизма промышленного производства на региональном уровне / Дисс. на соиск. канд. экон. наук. - Чебоксары: Чувашский гос.университет им И.Н. Ульянова, 2007. -1 89 с. С. 59-62.
3
Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 584 с.
4
Ляхов В.И. Совершенствование организации хозяйственной деятельности в регионе в условиях перехода к рынку: Автореф.дис.канд.экон.наук. - М.,1993.С.168
5 Добрынин А.И. Региональные пропорции воспроизводства. - Л., 1977. - 279 с.
6 Маршалова А.С. Управление экономикой региона / А.С. Маршалова, А.С. Новоселов. - Новосибирск: Сиб.соглашение, 2001. - 403 с.
мнению авторов, является не только подсистемой социально-экономического комплекса страны, но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов.
Все трактовки такой экономической категории как регион можно свести к тому, что регион является относительно самостоятельной административно-хозяйственной территорией, развитие которой возможно только исключительно в социальноэкономической интеграции с национальной экономикой государства.
Вместе с тем, протекающие в регионе экономические процессы воспроизводства, сформированные под действием объективных экономических законов, формируются двояко, с одной стороны - под действием закономерностей общественного воспроизводства и разделения труда в национальной экономике, с другой стороны - под действием взаимоувязывающихся природных, геополитических, ресурсных и социальных факторов. Регион является в условиях современных рыночных отношений самостоятельным субъектом национальной экономики, что подтверждается его юридическим статусом, который имеет собственные границы. Как отмечено в Советском энциклопедическом словаре, регион представляет собой субъект права и под ним
у
понимается субъект Российской Федерации . Согласно Гражданскому кодексу, регион, как и любая другая организация, может иметь права и вступать в любые отношения с другими хозяйствую-щими субъектами, отстаивать свои права и т.д.
Чувашская Республика является динамично развивающимся регионом. Выгодное географическое положение не ставит перед ней вызовов, связанных с безопасностью и целостностью Российской Федерации, а отсутствие полезных ископаемых не делает ее заложницей мировой конъюнктуры. Однако инновационному развитию республики препятствуют нерациональное использование научного потенциала, применение неэффективных механизмов вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов, неразвитость инновационной инфраструктуры. Основным типом инноваций в Чувашской Республике пока еще являются так называемые инновации, направленные на поддержание достигнутого уровня технологического развития предприятий, или незначительные усовершенствования выпускаемой продукции. Недостаточно внедряются «прорывные» инновации (ноу-хау).
В складывающихся условиях Чувашии необходимо осуществить комплекс мер по укреплению конкурентных позиций на российском и мировом рынках, создать высокотехнологичную, инновационно восприимчивую и динамично развивающуюся экономику исходя из собственного потенциала, сравнительных преимуществ республики, целенаправленной инвестиционной политики и активного привлечения инвестиционного капитала во все сферы жизнедеятельности, создающих мультипликативный эффект и формирующих ускоренный социально-экономический рост8.
Основой для разработки комплексной программы экономического и социального развития и определения приоритетных направлений социально-экономического развития Чувашской Республики является Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики, разработанная до 2020 года. Одной из приоритетных составляющих Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики является формирование единого инновационного пространства развития биоэкономики. Рынок биотехнологии - один из самых быстрорастущих в мире. Биотехнология (в комплексе с фармацевтикой) сегодня занимает третье место по капитализации среди ведущих секторов мировой экономики, уступая только банковскому и нефтегазовому. Фактически биотехнологии решают глобальную проблему перехода от использования невозобновляемых ресурсов к возобновляемому сырью, а это геополитическая задача.
7
Советский энциклопедический словарь. - Изд. 2-е. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 1000 с.
8 Приложение к Закону Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года"
Потенциалом для развития биоиндустрии в Чувашской Республике является использование сельскохозяйственных угодий, выведенных из оборота. Ресурсным потенциалом для развития биоэкономики в Чувашской Республике являются переработка биологических отходов животноводства (птицеводства) и получение электрической и тепловой энергии в процессе их утилизации. Кроме того, отходы животноводческой отрасли можно использовать для получения высококачественных органических удобрений, которые в свою очередь обеспечат потребности растениеводческого сектора.9
Важным этапом системных изменений в реализации инновационной политики Чувашской Республики стала разработка Стратегии «Чувашия - биорегион» до 2020 года, в которой определены приоритеты развития биоэкономики в Чувашской Республике, что служит основой для появления республиканских и муниципальных целевых программ и соответствующих законодательных инициатив.
Реализация Стратегии предусматривает взаимодействие органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественных объединений и населения Чувашской Республики на принципах государственно-частного партнерства. К участию в реализации Стратегии привлекаются различные организации, в том числе расположенные в других регионах Российской Федерации и зарубежных странах, с основными партнерами будут заключены соглашения о сотрудничестве и намерениях по реализации Стратегии.
При разработке Стратегии применен проектно-ориентированный подход. На основе государственно-частного партнерства в проектную группу вошли специалисты Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики, Общества биотехнологов России, управляющей компании закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Чувашской Республики», малых инновационных организаций10.
Реализация Стратегии «Чувашия - биорегион» до 2020 года позволит Чувашской Республике совершить переход на качественно новый уровень инновационной экономики региона, обеспечит комплексное развитие экономической и экологической систем в регионе, будет способствовать созданию на территории республики высокотехнологичных секторов базисных инноваций шестого технологического уклада, активизирует бюджетную политику, создаст благоприятные условия для формирования нормативноправового поля, стимулирующего развитие «прорывных» инноваций на региональном уровне.
Большинство регионов Российской Федерации обладают уникальным потенциалом для инновационного развития экономики страны. В настоящее время научноинновационная сфера России представляет из себя совокупность региональных инновационных структур. И несмотря на существенные потери научных кадров, а в ряде случаев и целых научных коллективов, эффективная и селективная государственная политика в отношении развития науки и научно-производственных комплексов может способствовать возрождению этого важнейшего сектора экономики.
Библиографический список
1. Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8 «О Стратегии социальноэкономического развития Чувашской Республики до 2020 года».
2. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 марта 2010 г. №84 О Стратегии «Чувашия - Биорегион» до 2020 года.
9 Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 марта 2010 г. №84 О Стратегии «Чувашия -Биорегион» до 2020 года
10 Стратегия «Чувашия - биорегион» до 2020 года
3. Кистанов, В.В., Копылов, Н.В. Региональная экономика России: Учебник [Текст] I В.В. Кистанов, Н.В., Копылов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 584 с.
4. Ляхов, В.И. Совершенствование организации хозяйственной деятельности в регионе в условиях перехода к рынку: Автореф. дис. канд. экон. наук [Текст] I В.И. Ляхов. - М., 1993. - С.168
5. Добрынин, А.И. Региональные пропорции воспроизводства [Текст] I А.И. Добрынин. - Л., 1977. - 279 с.
6. Маршалова, А.С. Управление экономикой региона [Текст] I А.С. Маршалова, А.С. Новоселов. - Новосибирск: Сиб.соглашение, 2001. - 403 с.
7. Советский энциклопедический словарь. - Изд. 2-е. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 1000 с.
8. Афанасьев, А.Н. Формирование интеграционного механизма промышленного производства на региональном уровне / Дис. на соиск. кандидата экон. наук - Чебоксары: Чувашский гос.ун-т им И.Н. Ульянова, 2007. - 189 с. - С. 59-62.