Научная статья на тему 'Экономика впечатлений как фактор развития ювелирного туризма'

Экономика впечатлений как фактор развития ювелирного туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
633
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ювелирный туризм / экономика впечатлений / минералогический туризм / геммологические туры / туристские ресурсы. / jewelry tourism / experience economy / mineralogical tourism / gemological tours / tourism resources

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тимофеева Людмила Сергеевна, Стрельникова Анна Алексеевна, Вагапова Фирдаус Гумаровна

Современный туристский рынок испытывает влияние новых тенденций, отражающих перемены, происходящие в экономике и социокультурной сфере. Экономика впечатлений рассматривается рядом исследователей как новая стадия экономического развития, когда рядом с товарами и услугами на рынке возникнет «предложение впечатлений», интерес к которым будет неизбежно возрастать. Все области впечатлений, которые выделяются Б. Джозефом Пайном II и Джеймсом Гилмором – развлечения, образование, «уход от реальности», эстетика – могут быть использованы в туризме. В первую очередь, это связано с развитием специальных видов туризма, привлекающих путешественников уникальностью своих предложений. Ювелирный туризм, существующий в туристских практиках, ещё мало изучен в туристологии. В статье даётся анализ понятийного аппарата, использующегося для характеристики ювелирного туризма и его подвидов. Это такие термины, как «минералогический туризм», «геммологический туризм» и др. Объектами показа в ювелирном туризме могут являться шахты и рудники драгоценных металлов и минералов, ювелирные производства и мастерские, музеи, выставочные залы, специализированные магазины, аукционы, демонстрационные салоны. Анализируется опыт, накопленный за рубежом и в России, по расширению ресурсной базы и созданию специализированных маршрутов ювелирного туризма, Исследуются два основных направления, в рамках которых развивается ювелирный туризм – культурно-познавательное и деловое выявляется их специфика. Дается оценка возможностей использования инструментария экономики впечатлений для развития ювелирного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Тимофеева Людмила Сергеевна, Стрельникова Анна Алексеевна, Вагапова Фирдаус Гумаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE ECONOMY AS JEWELRY TOURISM DEVELOPMENT FACTOR

Modern tourist market is influenced by new trends reflecting the changes, which take place in the economy and sociocultural sphere. The experience economy is considered by researchers as a new stage of economic development, when next to goods and services on the market there will be a supply of “experiences”, interest in which will inevitably increase. All areas of experiences selected by B. Joseph Pine II and James Gilmore – entertainment, educational, “escape from reality” or escapist, esthetics – can be used in tourism. In the first place, this is connected with the development of special types of tourism that attract travelers with the uniqueness of their proposals. Jewelry tourism, existing in tourist practices, is still little studied in tourism. The article analyses the conceptual framework used for the jewelry characteristics of tourism and its subtypes, for example mineralogical tourism, gemological tourism and other. The objects of tourist interest in jewelry tourism can be mines of precious metals and minerals, jewelry production and workshops, museums, exhibition halls, specialty stores, auctions, showrooms. The article analyses the experience, which gained abroad and in Russia, how to expand the resource base and the creation of specialized routes of jewelry tourism. The authors investigate two main directions within which jewelry tourism develops – cultural and business. The possibilities of using the tools of the experience economy for the jewelry tourism development f are assessed.

Текст научной работы на тему «Экономика впечатлений как фактор развития ювелирного туризма»

ТИМОФЕЕВА Людмила Сергеевна а СТРЕЛЬНИКОВА Анна Алексеевна б ВАГАПОВА Фирдаус Гумаровна в

УДК 338.48

DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10207

Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань, Респ. Татарстан, РФ);

акандидат исторических наук, доцент; e-mail: lyutim77@yandex.ru; бмагистрант; e-mail: ania.strelnikowa@yandex.ru; в кандидат искусствоведения, доцент; e-mail: vagap.art@mail.ru

ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЮВЕЛИРНОГО ТУРИЗМА

Современный туристский рынок испытывает влияние новых тенденций, отражающих перемены, происходящие в экономике и социокультурной сфере. Экономика впечатлений рассматривается рядом исследователей как новая стадия экономического развития, когда рядом с товарами и услугами на рынке возникнет «предложение впечатлений», интерес к которым будет неизбежно возрастать. Все области впечатлений, которые выделяются Б. Джозефом Пайном II и Джеймсом Гилмором - развлечения, образование, «уход от реальности», эстетика - могут быть использованы в туризме. В первую очередь, это связано с развитием специальных видов туризма, привлекающих путешественников уникальностью своих предложений. Ювелирный туризм, существующий в туристских практиках, ещё мало изучен в туристологии. В статье даётся анализ понятийного аппарата, использующегося для характеристики ювелирного туризма и его подвидов. Это такие термины, как «минералогический туризм», «геммологический туризм» и др. Объектами показа в ювелирном туризме могут являться шахты и рудники драгоценных металлов и минералов, ювелирные производства и мастерские, музеи, выставочные залы, специализированные магазины, аукционы, демонстрационные салоны. Анализируется опыт, накопленный за рубежом и в России, по расширению ресурсной базы и созданию специализированных маршрутов ювелирного туризма, Исследуются два основных направления, в рамках которых развивается ювелирный туризм - культурно-познавательное и деловое выявляется их специфика. Дается оценка возможностей использования инструментария экономики впечатлений для развития ювелирного туризма.

Ключевые слова: ювелирный туризм, экономика впечатлений, минералогический туризм, геммологические туры, туристские ресурсы.

Введение. Современный туристский рынок испытывает влияние новых тенденций, отражающих перемены, происходящие в социокультурной сфере. Постоянно растущий объем информации, ординарный характер массового туристского продукта, навязчивая реклама - эти факторы делают потенциального путешественника все менее восприимчивым к традиционным предложениям. Напротив, возрастает интерес туристов к новым, креативным продуктам. Футуролог Ролф Йенсен связывает это с тем, что в ряде развитых стран формируется «Общество мечты», в котором «товары и услуги будут апеллировать к нашим сердцам, а не к нашим головам» [8, с.242]. Йенсен уверен, что развитые обще-

ства двигаются от разума к эмоциям, становящимся своеобразными одухотворяющими опорами. Интерес будет вызывать не сам товар или предлагаемая услуга, а истории, легенды, мифы, связанные с ними.

В конце ХХ в. исследователи, в частности А. Пун (А. Рооп) отметили появление «новых туристов» - искушённых, независимых и, одновременно, более гибких, требовательных к качеству потребителей услуг индустрии гостеприимства и туризма, которым тяжелее угодить [17, с.134]. Такие туристы воспринимают время, потраченное на отдых и туризм как важный показатель качества их жизни [14, с.296].

Важной характеристикой таких путешественников является потребность в по-

полнении своего туристского опыта новыми впечатлениями и эмоциями, стремление к непосредственному участию в действиях, вместо того, чтобы быть просто зрителями [18]. Не случайно и ряд авторов говорит о появлении новой задачи в туризме - проектировании впечатлений [14, с.290].

«Экономика впечатлений» как новая, четвертая, стадия экономического развития, была впервые представлена Б. Джозефом Пайном II и Джеймсом Гилмором. По их мнению, эта стадия сменяет предыдущие - сырьевую экономику, товарную экономику и экономику услуг [15, с.44].

Туристская отрасль является ярким примером сферы, относящейся к экономике впечатлений и ощущений, так как включает в себя не только гостиницы, транспорт, обслуживание, но и смежные с туризмом отрасли, впечатления от услуг и товаров которых остаются у путешествующих [11]. Специальных исследований, посвященных применению концепции экономики впечатлений в сферу туризма немного [2, 7, 9, 13].

Значительным потенциалом для использования принципов экономики впечатлений располагают многие виды туризма. Ювелирный туризм также обладает разнообразными ресурсами в этой сфере. Объектами показа в ювелирном туризме могут являться шахты и рудники, ювелирные производства и мастерские, где демонстрируется процесс создания украшений, музеи, выставочные залы, специализированные магазины, аукционы, демонстрационные салоны. Разнообразие объектов, аутентичность и уникальность представленных там образцов и изделий будут способствовать формированию у туристов ярких впечатлений и переживаний. Современные потребители устали от стандартизированной продукции и стремятся к получению не столько материальных товаров и услуг, сколько впечатлений, соответствующих их внутреннему миру [16].

Сам процесс добычи драгоценных металлов и камней, их обработки, производства ювелирных изделий - уже впечатление, базирующееся на совокупности познавательного и эстетического начал. А если добавить сюда невероятные легенды и истории, сопровождающие знаменитые

украшения, драгоценные камни, связь их с историей великих монархов, представителей аристократии и знаменитых людей, то впечатление многократно усилится, превратится в устойчивые образы.

Объект исследования в статье - ювелирный туризм, предмет - возможности развития ювелирного туризма, возникающие под воздействием экономики впечатлений.

Материалы и методы. Материалами для написания статьи послужили исследования российских и зарубежных авторов, которые занимаются изучением как экономики впечатлений, так и развития специальных видов туризма. Теоретико-методологическую основу исследования составили теории и методы, предложенные российскими и зарубежными учеными в области концепций развития туризма, классификацией и содержание его отдельных видов. Проведенное исследование опиралось преимущественно на использование методов теоретического анализа, абстрактно-логических методов с применением приемов анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также аналогии и прогнозирования. Использовались данные экспертных оценок.

Источниковую базу исследования составили Интернет-ресурсы, коллекции музеев и выставок. Наибольший массив информации по исследуемой теме сосредоточен в сети Интернет: новостные и информационные порталы, сайты туристских организаций, экскурсионных бюро, официальные сайты музеев. Информация в сети Интернет нередко носит рекламный характер, но, несмотря на это, даёт возможность ознакомиться с характеристиками специализированных туров и их стоимостью, понять маршруты путешествий, оценить используемые ресурсы. Для написания статьи использовались информационные порталы и сайты, как на русском, так и на иностранных языках. Особого внимания заслуживает англоязычный сайт «Global Jewellery Tourism»1, поскольку он является глобальной рекламной и маркетинговой

1 Global Jewellery Tourism. URL: http://www.jew-ellerytourism.com/category/jewellery-tourism/ (Дата обращения: 20.10.2017).

площадкой, способствующей взаимодействию предприятий ювелирной и туристской индустрии по всему миру.

Обсуждение проблемы. Понимание сути ювелирного туризма требует уяснения содержания самого этого понятия. Динамическое развитие сферы туризма ведёт к постоянному появлению новых видов и подвидов туризма. Понятие «ювелирный туризм» уже прочно закрепилась на просторах сети Интернет в последние несколько лет. Ряд Интернет-порталов называет ювелирный туризм своеобразным трендом отрасли. О перспективах и географии «ювелирных путешествий» сообщается в обзоре Александра Шабуркина, директора аналитического агентства Rough&Polished (отраслевое информационно-аналитическое агентство, специализирующееся на изучении процессов, определяющих развитие мирового рынка алмазов и бриллиантов)2.

Однако ювелирный туризм является на сегодняшний день ещё мало изученным в туристологии. В специальной литературе имеются лишь единичные статьи прямо или косвенно касающиеся ювелирного туризма. В частности, это статьи Н.Б. Беленкова, С.А. Ниналалова, О. Котовой и Р. Шипшинскайте [4, 10, 12] . Следует отметить, что эти статьи посвящены развитию туризма в отдельных регионах. Они касаются туристских ресурсов, которые составляют основу для развития «ювелирного туризма», в таких регионах России как Северный Кавказ, Урал, Калининградская область. В частности, статьи С.А. Ниналалова посвящены развитию ювелирного кластера Дагестана [12]. Перспективы развития кластера автор связывает, в том числе, и с туристической отраслью. Н.Б. Беленков, упоминая минералогический туризм в Уральском регионе, говорит о проблемах сдерживающих его развитие. Основные проблемы Н.Б. Беленков видит в отсутствии квалифицированных кадров и несовершенстве законодательной базы, которая в некоторых случаях делает минералогический туризм незаконным [4, с.7].

Ювелирный туризм является одним из новых, неустоявшихся понятий в турист-

2 Тепанян К. В России новый туристический тренд: «ювелирные» путешествия. URL: https:// bitly.su/i47pson1 (Дата обращения: 15.08.2018).

ской сфере, поэтому его определение и сущность требует некоторого уточнения. Четкого определения этого понятия еще нет. С нашей точки зрения, ювелирный туризм - это путешествия, совершаемые на месторождения минералов и драгоценных металлов, в места производства и продажи ювелирных изделий, в учреждения, занимающееся сбором, хранением, изучением и экспонированием предметов ювелирного искусства с познавательными и/или деловыми целями.

В сети Интернет наряду с понятием «ювелирный туризм» встречаются и такие понятия, как «ювелирные туры», «бриллиантовые туры», «геммологические туры», «минералогические туры».

Понятие «ювелирный тур» в большинстве источников связано с путешествиями, совершаемыми с целью покупки ювелирных изделий. Здесь туристы чаще посещают ювелирные рынки, магазины или специализированные выставки.

«Бриллиантовые туры» - посещение туристами алмазогранильных, ювелирных предприятий, непосредственное участие в огранке алмаза, выборе бриллианта для вставки в ювелирное изделие, а также возможность приобретения высококачественных бриллиантов, эксклюзивных ювелирных изделий.

На англоязычных сайтах нередко можно встретить понятие «gemological tour» (геммологические туры). Геммология как наука занимается изучением физических и оптических свойства драгоценных камней, особенности их химического состава, декоративные и художественные достоинства, минерагению месторождений, а также технологические аспекты обработки и огранки. В связи с этим геммологические туры обычно представляют собой посещение туристами геммологических лабораторий на ювелирных предприятиях с демонстрацией этапов отбора камней для создания ювелирных изделий и разработкой дизайна.

В работах Н.Б. Беленкова, А.Б.Елиной и О.А.Лях встречается термин «минералогический туризм», который на наш взгляд, можно считать составной частью ювелирного туризма. Минералогический туризм -

это образовательно-познавательные туры, которые включают элементы экологического, спелеологического, исторического, промышленного туризма; объектами посещения минералогических туров являются памятники природы, природные геологические и спелеологические объекты, заброшенные шахты, действующие предприятия по добыче золота, а также выпуску продукции из твёрдых полезных ископаемых, мастерских по изготовлению продукции из добываемых металлов, объектов, связанных с историей развития горного дела, минералогических музеев, иногда приоритетным направлением таких туров является самостоятельная добыча золота или минералов туристами [10].

Понятие «ювелирный туризм», на наш взгляд, более широкое и объединяет в себе все вышеперечисленные категории. В перспективе они могут стать подвидами «ювелирного туризма».

В ювелирном туризме условно можно выделить два основных направления: культурно-познавательное и деловое. В рамках первого - культурно-познавательного направления целью путешествий может: посещение музеев, образовательных программ, мастер-классов, посещение месторождений драгоценных металлов и камней (так называемый минералогический туризм или геммотуризм [5, с.82]) и предприятий по производству ювелирной продукции.

Второе направление - деловой (или коммерческий) «ювелирный туризм» - характеризуется тем, что здесь целью путешествий становится посещение ювелирных выставок и аукционных домов, посещение других стран с целью покупки ювелирных украшений, а также сырья для их производства.

По составу потребителей выделяются два пути его развития: профессиональный и популярный. Потребителями турпродукта в рамках профессионального направления ювелирного туризма являются специалисты ювелирного бизнеса и исследователи, специализирующиеся на изучении ювелирного дела, геологии и т.п. Второй вектор развития - популярный - рассчитан на широкий круг лиц, в разной степени инте-

ресующихся ювелирным искусством и процессом производства ювелирных изделий.

Каковы причины появления ювелирного туризма и его перспективы? Ювелирное дело уже на протяжении нескольких тысячелетий вызывает особый интерес у людей. Изделия, выполненные из драгоценных металлов и камней, во все времена оказывали особое воздействие на воображение людей и были атрибутами высокого общественного и имущественного статуса. Безусловно, наряду с высокой материальной ценностью, некоторые ювелирные изделия являются также произведениями выдающегося художественного мастерства. Они обладают ярко выраженными свойствами аттрактивности, экспрессивности и репрезентативности.

Одной из главных современных тенденций в туризме является отход от массовых форм и возникновение альтернативного, нишевого, туризма по специальным интересам. Как отмечает известный исследователь А.Ю. Александрова, нишевый туризм соответствует новой нарождающейся экономике потребительского опыта, т.е. экономике впечатлений) [1].

Именно поэтому ювелирное дело сегодня является не просто ремеслом или бизнесом, оно становится ресурсом туристского интереса. Экскурсионные и туристские программы, где объектом показа оказываются ювелирные украшения или сам процесс ювелирного производства, где, нередко, туристу можно самому поучаствовать в нём или приобрести соответствующую продукцию, с каждым годом набирают популярность. Об этом свидетельствует появление статистических данных по развитию ювелирного туризма, которые пока ещё фиксируются на уровне отдельных предприятий туристской отрасли и дестинаций, задействованных в этом виде туризма3. Возможность для туриста совершить удачную покупку является одним из наиболее часто встречающихся сопутствующих мотивов путешествия. Характер покупки - ювелирное украшение, как максимум, имеющее собственную

3 Шварц М. Музей чешского граната. URL: https://pragagid.ru/muzeum-granatu-25030 (Дата обращения 18.08.2018)

«историю», как минимум, радующее эстетическое чувство, и в обоих случаях, напоминающее о путешествии, вызывающее в памяти яркие образы, - придает ей дополнительную ценность.

Ресурсы ювелирного туризма могут носить как материальный, так и нематериальный характер. С одной стороны, ресурсом являются сами ювелирные изделия или металлы и минералы, иные материалы, из которых они сделаны, а с другой, ресурсы

- это процессы и технологии ювелирного производства. Таким образом, перспективы организации ювелирного туризма на определенной территории зависят не только от исторически сложившихся предпосылок, но и от возможности создания условий для демонстрации самого процесса производства ювелирных изделий.

По сути, ювелирный туризм строится, вокруг желания человека приобщиться к миру эстетики и роскоши. Ювелирные изделия дают человеку впечатление и ощущение благополучия, отрывают его от реальности, их притягательность универсальна. Такое свойство, характерное для ювелирного туризма, позволяет рассматривать его развитие в рамках концепции «экономики впечатлений», предложенной в 1999 г. американскими маркетологами Б. Джозефом Пайном II и Джеймсом Гил-мором [15]. По их мнению, впечатление является одним из видов экономического предложения. Области впечатлений, которые они выделяют - развлечения (entertainment), образование (educational), «уход от реальности» (escapist), эстетика (esthetic).

Развлечения являются старейшим и наиболее развитым видом впечатлений. Развлечения человек воспринимает с помощью органов чувств, оставаясь при этом достаточно пассивным. Когда речь идет об обучающих впечатлениях, гость поглощает те события, которые разворачиваются перед ним, и принимает в них более активное участие. Запоминающиеся впечатления третьего типа - уход от реальности

- характеризуются значительно большей степенью погружения, чем развлечения и обучение. При уходе от реальности гость полностью погружается в специальную

среду, усиливающую впечатление, и активно действует в ней. Четвертая область впечатлений - эстетика. Человек погружается в событие или среду, не оказывая на неё никакого воздействия. Если участники обучающего впечатления хотят учиться, развлекательного - ощущать, ухода от реальности - действовать, то участники эстетического впечатления «хотят просто быть там» [2].

К названным направлениям ювелирного туризма - культурно-познавательному и деловому - вполне допустимо применить данную схему. Отдельные подвиды ювелирного туризма формируют определенные виды впечатлений туристов, экстраполирующихся затем на общее впечатление от поездки. В рамках геммологических и минералогических туров происходит обучение и обогащение эстетическими впечатлениями. Во время экскурсий или посещения профильных музеев и выставок под воздействием эмоций возникают эстетические впечатления, удовлетворяется потребность в обучении. Увлекательные легенды, которые связаны с подлинной историей драгоценностей, вносят элемент развлечения. Поездки на рудники и копи дают возможность погружения в среду или событие и «уводят» туриста от реальности.

В результате турист обретает богатый опыт, включающий все разнообразие положительных эмоций и впечатлений от поездки. Если следовать классификации видов туристского опыта, приведенной А.Ю. Александровой, можно выделить сенсорный, эмоциональный, когнитивный и поведенческий опыт [2]. Сенсорный опыт возникает благодаря органам чувств участников ювелирного туризма. Ювелирное украшение неизменно вызывает желание прикоснуться к нему, взять в руки, «примерить на себя». Ощущения, возникающие при тактильном восприятии, значительно сильнее, нежели при простом осмотре. Эмоциональный опыт состоит в настроении, возникающем под воздействием эстетического чувства, связанного с природной красотой минералов или высокими художественными достоинствами драгоценностей. Когнитивный опыт, иначе говоря, знание, связан с осмыслением информации,

получаемой в ходе экскурсии или самостоятельного осмотра тех или иных туристских объектов. Это могут быть экспонаты музеев или выставок, природные объекты. Поведенческий опыт возникает в результате практических действий, т.е. «погружения в среду». Это могут быть интерактивные туристские программы, связанные с посещением мест добычи драгоценных металлов и минералов или их обработки.

Результаты. География ювелирного туризма достаточно обширна. В Российской Федерации разработка «ювелирных туров» ведётся в нескольких регионах, а в некоторых они существуют уже давно. Речь идет, прежде всего, о Северном Кавказе, Калининградской области, Уральском Федеральном округе, Республике Алтай, Республике Саха (Якутия), Центральном Федеральном округе. При этом в Москве и Санкт-Петербурге объектами туристского интереса в первую очередь являются музейные коллекции ювелирного искусства. В остальных регионах ювелирный туризм базируется, прежде всего, на аттрактивных природных ресурсах.

Среди зарубежных стран, имеющих ресурсы для развития ювелирного туризма, можно выделить несколько стран Европы (Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Словения, Чехия, Италия), в Латинской Америке (Бразилия, Мексика). Ради покупки ювелирных изделий туристы чаще посещают страны Азии и Африки. Особенно популярны такие поездки в Таиланд, ОАЭ, Израиль и др.

Исторические предпосылки «ювелирный туризм» имеет в Чехии. Одним из брендов этой страны стал знаменитый чешский гранат (пироп), организованная добыча которого началась ещё в VI в.4. Однако в промышленных масштабах его стали добывать в XVI веке. Росту популярности этого минерала на протяжении нескольких веков способствовало и развитие курортного отдыха в регионе. Сегодня можно говорить уже о специализированных ювелирных турах в Чехию. Например, в г. Тур-нов открыт Центр граната, в котором есть

4 Чешский гранат - история и свойства камня. URL: http://cze-tour.com/info/symbols/cheshskij-granat.html (Дата обращения: 28.08.2018).

небольшой музей, где можно проследить весь процесс добычи гранатового сырья и производства уже готовых украшений, здесь же посетители могут приобрести понравившееся украшение. В 2009 г. Музей граната появился и в Праге (чеш. Magic Garnet — Muzeum ceského granátu). В нем так же представлены процессы добычи и огранки граната в Богемии, демонстрируются разновидности граната. Посетители могут принять участие в поиске граната в специально составленной песочной смеси. В музее можно приобрести сертифицированные современные ювелирные изделия или точные копии исторических украшений, природный пироп5.

В целом, появление специализированных музеев ювелирного искусства можно считать сложившейся тенденцией. За последние 10-15 лет их число значительно увеличилось, что говорит об устойчивом интересе публики к ювелирному искусству.

Так, в итальянском городе Виченце открылся музей ювелирного искусства. Концепция этого музея - «показать, какую роль играют в нашей жизни ювелирные украшения, налаживать плодотворный диалог между прошлым и будущим на основе главной точки соприкосновения между ними - красоты»6.

Музей ювелирного искусства родился в результате совместных усилий городских властей Виченцы, Маттео Марцотто - президента выставочного комплекса Fieradi Vicenza, где проходит выставка Vicenza Oro, и директора музея Альбы Каппелье-ри. Госпожа Каппельери - преподаватель ювелирного дизайна в Политехническом университете Милана, один из ведущих специалистов в области ювелирного искусства, инициатор многих важных исследований, посвященных золоту, драгоценностям, украшениям и моде6.

5 Шварц М. Музей чешского граната. URL: https://pragagid.ru/muzeum-granatu-25030 (Дата обращения 18.08.2018)

6 Первый в Европе музей ювелирного искусства работает в итальянской Виченце. URL: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/ articles/2015/05/28/593518-pervii-v-evrope-muzei-yuvelirnogo-iskusstva-rabotaet-v-italyanskoi-vichentse (Дата обращения: 28.08.2018).

Итальянская Виченца привлекает не только любителей ювелирного искусства, но и профессионалов ювелирной отрасли. Наряду с архитектурными достопримечательностями, город известен ювелирной выставкой Vicenza Oro (в 2015 году на ней было представлено 1500 брендов, общее количество посетителей - 33 тыс. чел.)6. Здесь «ювелирные путешествия» нередко совершаются по маршруту Венеция - Ви-ченца7.

Но если итальянские музеи и выставки ещё только набирают популярность, то Бразилия уже завоевала статус мирового центра ювелирного туризма. В эту страну путешественники отправляются ради «ювелирного шопинга», т.е., фактически в «ювелирные туры». Больших успехов в данном направлении достиг бразильский бренд элитных украшений H. Stren. Компания H. Stern появилась в 1945 году в Рио-де-Жанейро8. Интересно, что, основатель компании Ганс Штерн, свои первые ювелирные украшения продавал под стенами гостиниц. Сегодня компания сама занимается добычей и обработкой бразильских самоцветов. H. Stern Jewelers - это более 160 магазинов в роскошных отелях, торговых центрах и dutyfree по всему миру. Сегодня в Южной Америке сложно найти пятизвездочный отель, в котором не было бы бутика H. Stern. Кроме того, Ганс Штерн основал собственный Культурный центр, в котором посетители могут познакомиться с историей бренда, полюбоваться ювелирными шедеврами H. Stern и даже понаблюдать за работой ювелиров. За месяц Культурный центр H. Stern посещает более 10 000 чел.9. Геммологические туры, организуемые бразильской компанией, включают в себя демонстрацию отбора самоцветов, резку, гранение,оправление и полировку в геммологической лаборатории. На экскурсиях туристы знакомятся с процессом раз-

7 Twenty One Jewels. Ювелирное путешествие: Венеция-Виченца. URL: http:// jewelsandwatchesrussia.blogspot.com/2017/06/ blog-post.html ) (Дата обращения: 26.08.2018).

8 Stern H. Бренды. URL: http://www. jewellerymuseum.ru/h_stern/ (Дата обращения: 28.08.2018).

9 Туры в Бразилию. URL: http://www.glavs. com/ru/idest_g/112.htm (Дата обращения: 12.11.2017).

работки дизайна украшений и посещают выставочные залы компании10.

В Латинской Америке «ювелирные туры» совершаются и в Мексику. Город Таско, часто именуемый как «Серебряный город», «Магический город», славится тем, что все местное население занимается серебряным промыслом. Таско находится под покровительством ЮНЕСКО. Здесь туристам предлагается посещение шахт, демонстрируется процесс выплавки и обработки серебра. В музее серебра (Museo de la Platería) гости знакомятся с небольшой коллекцией серебряных изделий, изготовленных известными мексиканскими мастерами и дизайнерами. Одновременно с этим в Таско можно приобрести как готовые изделия, так и сделать заказ на эксклюзивные украшения11.

Есть в мире и месторождения драгоценных камней, которые используются исключительно для туристических целей. Например, аметистовый рудник «Лампиваара» в Лапландии (Финляндия). Здесь туристы занимаются поисками минерала вручную, а один из найденных аметистов можно бесплатно забрать с собой. Такое использование рудника оказалось для Финляндии экономически более выгодным, чем добыча там аметистов в промышленных масштабах12.

Отдельного внимания засуживает Прибалтийский регион, символом которого является янтарь. Ювелирный туризм развит в странах Балтии - Литве, Латвии и в Калининградской области Российской Федерации. Здесь можно привести один из множества примеров. В Литве в летнее время года действует маршрут «Янтарный путь», который включает в себя посещение Янтарного музея-галереи в Ниде, янтарного залива Юодкранте - место самой крупной в мире археологическая находка янтаря, этно-

10 Gemological tour at H. Stern World's Headquarters. URL: http://www.hsterninrio. com/gemological-tour/US (Дата обращения: 07.06.2018).

11 Ювелирный туризм. Янтарный поселок и серебряный город. URL: http://poputkina.ru/ post401742082/ (Дата обращения: 03.08.2018).

12 Аметистовый рудник «Лампиваара» в Лоу-сто. URL: https://kon-tour.ru/wiki/Финдяндия/ Музеи _и_памятники/Аметистовый_руд-ник_Лампиваара_в_Лоусто/ (Дата обращения: 15.08.2018).

графической деревни Каркле, где туристы пробуют самостоятельно найти литовское золото, коллекция инклюзивов находится в Музее янтаря, расположившемся во дворце графа Тышкевича, а в янтарных мастерских янтарных курортного города Паланги демонстрируется процесс обработки янтаря и создание готовых изделий13. Также с 2009 г. в Паланге проводится фестиваль «Янтарные выходные», в рамках которого проводится чемпионат по собирательству янтаря, мастер-классы по изготовлению украшений из янтаря и другие конкурсы [10].

Популярным является Музей балтийских украшений (Museumof Balticjewelery) в Риге (Латвия). Создатели музея Инита и Витаутас Страупес - одни из самых известных латвийских ювелиров. Музей состоит из двух частей — в одной представлены старинные украшения и их копии, во второй открыт магазин стилизованных под древние современных изделий14.

Внимания заслуживает и российская туристская практика. Так, в Калининградской области одним из предприятий, ориентированных на развитие специализированного вида туризма, стал Калининградский янтарный комбинат. Практически все популярные туристические маршруты по региону включают Янтарный комбинат, вызывающий интерес как у российских, так и зарубежных туристов. Комбинат предлагает гостям наблюдение за процессом извлечения янтаря, его обработки. Туристам рассказывают об истории промысла. Пресс-служба предприятия отмечает, что «год от года туристический поток на комбинате увеличивается. Янтарь привлекает туристов со всего мира. В 2016 г. на туристических объектах предприятия - смотровой площадке и в демонстрационном зале - побывало около 60 тыс. человек. В 2018 г., после реконструкции смотровой площадки янтарного карьера и открытия нового выставочного комплекса «Янтарная палата», мы рассчитываем на рост потока до 100 тыс. человек». Отметим, что за весь

13 По янтарному пути. URL: http://www.lithuania. travel/ru/obekty/po-jantarnomu-puti/18151 (Дата обращения: 15.08.2018).

14 Музей балтийских украшений (Riga, Latvia). URL: http://tourout.ru/db/sights/museumbaljew. html (Дата обращения: 15.08.2018).

2013 г. на предприятии побывали только 35 тыс. туристов15.

Меры по увеличению турпотока за счёт «ювелирных путешествий» принимаются и в других регионах России, в частности, в Костромской области. Посёлок Красное-на-Волге в 35 км от Костромы издавна считается центром ювелирного промысла. В 1983 г. в здании бывших ремесленных мастерских был создан Красносельский музей ювелирного и народно-прикладного искусства. Все это повлияло в постсоветское время на создание бренда «Золотое Красноселье». Ежегодно в городе проходит фестиваль ювелирного искусства «Золотое кольцо России», в котором принимают участие около полусотни ювелирных компаний со всей страны» [3, с.192]. Кроме того, разработана и внедряется программа создания в Костромской области специализированного ювелирного кластера, что позволит эффективно функционировать ювелирному производству, как с экономической тоски зрения, так и в плане развития туризма в регионе [12, с.137]. Здесь уже функционирует туристский маршрут «Кострома - ювелирная столица России»16, однодневные школьные туры в п. Красное-на-Волге, включающие в себя посещение Музея ювелирного искусства и мастер-класс по скани17. На Красносельских ювелирных заводах разрабатываются и внедряются варианты туристических программ не только для отечественных туристов, но и для гостей из Китая18.

Слова «золото», «самоцветы» и «ювелирное дело» устойчиво ассоциируются у многих с Уральским регионом. Это то, что можно считать своеобразным брендом этой территории. Начиная с XVIII в., Урал стал базой, где не только закладывались

15 Калининградский янтарный комбинат планирует принять до 100 тыс. туристов в 2018 году; 2017. URL: http://tass.ru/obschestvo/4702032 (Дата обращения: 17.08.2018).

16 Музей ювелирного искусства / Портал Музеи России. URL: http://www.museum.ru/M3273 (Дата обращения: 28.08.2018).

17 17Официальный сайт туроператора "КОЛУМБиЯ" URL: https://bitly.su/Edudidi (Дата обращения: 18.08.2018)

18 Красносельские ювелирные заводы будут проводить экскурсии для китайских туристов, 2017. URL: https://bitly.su/VBrW0hEy (Дата обращения: 17.08.2018).

основы горнорудной промышленности, но и регионом, где формировались школы ювелирного и камнерезного искусства19. Поэтому для Уральского федерального округа ювелирный туризм можно считать одним из наиболее перспективных направлений развития туризма. Регион может предложить целый комплекс туристских объектов и событий, обладающих высокой аттрактивностью. Среди них посещение представительных ювелирных выставок-ярмарок (например, международная выставка «Минерал-Шоу» в г. Екатеринбурге19), профильные музеи (например, Музей камнерезного и ювелирного искусства), конференции для специалистов, мастер-классы, событийные мероприятия или же это могут быть экскурсии на старинные самоцветные копи. Это далеко не полный список того, что представлено в регионе в рамках так называемого «ювелирного туризма». На сегодняшний день создано уже 35 подобных туристских маршрутов20.

Обращаясь к примерам культурно-познавательного направления «ювелирного туризма», нельзя не упомянуть всемирно известный «Алмазный фонд Российской Федерации» на территории Московского Кремля. Это уникальное собрание состоит из шедевров ювелирного искусства XVNI-XX веков, редких драгоценных камней, орденских знаков, самородков благородных металлов, представляющих собой огромную историческую, художественную, научную и материальную ценность21.

В России, наряду с Алмазным фондом, внимание туристов приковано к уникальным коллекциям частного Музея Фаберже, открывшемуся относительно недавно, в 2013 году в Санкт-Петербурге. Собрания этого музея стали примером большой работы по возвращению утраченных культурных ценностей и предметов ювелирного искусства в Россию, которая ведется с начала 1990-х

19 Официальный сайт «Минерал-Шоу». URL: http://mineral-show.ru/about (Дата обращения: 28.08.2018).

20 Официальный сайт программы «Вести-Урал». URL: https://bitly.su/O73itGb (Дата обращения: 31.01.2018)

21 Выставка «Алмазный фонд». Официаль-

ный сайт ГОХРАН России. URL: http://www.

gokhran.ru/ru/diamond-fund/ (Дата обращения: 15.08.2018).

годов и до настоящего времени. Сегодня доступными для широкой публики и для изучения специалистами являются бесценные шедевры К. Фаберже и другие коллекции, владельцем которых является известный российский предприниматель Виктор Вексельберг22. Возможность увидеть не экспонируемые ранее произведения именитых ювелиров обуславливает тот факт, что туристы всё чаще выбирают этот музей как объект, обязательный для посещения.

Анализировать развитие делового ювелирного туризма достаточно сложно. Как уже было отмечено, в его состав входят посещение специалистами и покупателями ювелирных выставок и аукционных домов, поездки с целью покупки сырья, необходимых материалов, готовых ювелирных украшений. Число деловых туристов значительно меньше, они не афишируют свои поездки, хотя прибыль от таких поездок весьма высока.

Так, например, мировым ювелирным центром является Бразилия, где располагаются крупнейшие месторождения драгоценных металлов и минералов. Здесь можно не только купить разнообразные украшения, но и увидеть процесс их создания, посетив ювелирные производства, в рамках экскурсии. Ювелиры же посещают Бразилию с целью закупки сырья.

В рамках делового «ювелирного туризма» отдельного внимания заслуживают ювелирные выставки. Среди самых масштабных можно выделить две ювелирные выставки в Гонконге: Hong Kong Fashion Jewellery & Gem Fair и Asia's Fashion Jewellery&Accessories Fair. Выставка Hong Kong Fashion Jewellery & Gem Fair считается одной из крупнейших мировых профессиональных выставок ювелирных изделий, и проходит два раза в год - в июне и сентябре - в выставочном центре площадью в 155 тыс. квадратных метров. Доступ на выставку имеют только профессионалы ювелирного бизнеса: производители, оптовики, розничные торговцы, импортеры, экспортеры, дизайнеры и т.д.23

22 Официальный сайт Музея Фаберже. URL: https://fabergemuseum.ru/ru/about/brief (Дата обращения: 28.08.2018).

23 Ювелирное путешествие / Энциклопедия туризма «Тонкости туризма». URL: https://tonkosti.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Asia's Fashion Jewellery & Accessories Fair - это международная азиатская ярмарка модных ювелирных изделий и аксессуаров. Здесь каждому посетителю выпадает уникальный шанс увидеть драгоценности, которые вскоре окажутся на витринах лучших ювелирных магазинов Китая, Франции, Индии, Кореи, Испании, Чехии, Арабских Эмиратов, США и многих других стран. Вход на выставку доступен для всех желающих, достигших 18 лет. Проходит ярмарка 3 раза в год - в марте, июне и сентябре, в среднем каждый раз её посещают около 100 тыс. человек. Приобрести на ярмарке можно как современные, так и антикварные ювелирные изделия. Ценовой диапазон покупок варьируется от 3 долларов до 1 млн23.

К деловому туризму можно отнести и посещение ювелирных аукционов. Наиболее известными являются ежегодные аукционы драгоценностей Сотбис в Женеве, аукцион «Великолепные драгоценности и жадеит» в Гонконге. Для туристов аукционы Сотбис бесплатны и открыты, даже если зрители не участвуют в торгах. Предаукционные выставки Сотбис и Кристис проводятся для увеличения числа посетителей аукционов, в том числе. туристов. Их устраивают не только в главных помещениях «Кристис» (Рокфеллер Плаза) и «Сотбис» (Йорк-авеню), но и экспонируют в крупнейшие столицы - Москву, Лондон, Токио, и Париж.

Развитием ювелирного туризма смешанного типа занимаются и в Республике Саха (Якутия). Так называемые «бриллиантовые туры» стали организовывать совсем недавно. Такие туры для участников являются бесплатными при соблюдении одного условия - покупки украшений на сумму минимум 200 тыс. рублей24. Однако ожидать большого турпотока именно в рамках ювелирного туризма в Якутию сложно по нескольким причинам. Во-первых, по стоимости поездки, это туры класса «люкс». Во-вторых, доступ к некоторым объектам

ш/Ювелирное_путешествие (Дата обращения: 28.08.2018).

24 Якутия хочет заинтересовать туристов «бес-

платными» турами за бриллиантами. URL: http://www.tourbus.ru/news/9581.html (Дата обращения: 18.08.2018).

туристского показа нередко ограничен из-за суровых природно-климатических условий региона и отсутствия инфраструктуры. В-третьих, некоторые предприятия недоступны для показа по причине действия на них специального режима. Именно эти причины тормозят развитие ювелирного туризма в Мирнинском районе Якутии - российском центре алмазодобычи. Здесь местные власти планируют открыть для туристов арктические месторождения алмазов25.

По словам главы Мирнинского района Ришата Юзмухаметова, в регионе действует туристский маршрут «Алмазный путь»: «По этому турмашруту мы привлекаем туристов раз в год - в сентябре. Чартерными рейсами приезжают инвесторы, заинтересованные посетить Якутию, и алмазодобывающие предприятия. В частности, они посещают цех сортировки алмазов, карьер «Мир», знакомятся с городом Мирный, после чего едут в Якутск, где принимают участие в аукционе по продаже бриллиан-

тов»25.

Приведенный фактический материал убедительно свидетельствует о разнообразии впечатлений и опыта, приобретаемого туристами в путешествиях по маршрутам ювелирного туризма.

Выводы

Ювелирный туризм - это путешествия, совершаемые на месторождения минералов и драгоценных металлов, в места производства и продажи ювелирных изделий, в учреждения, где ведется сбор, хранение, изучение и экспонирование предметов ювелирного искусства с познавательными и/или деловыми целями.

Понятие «ювелирный туризм» в настоящее время еще недостаточно изучено и принято туристским сообществом. Наряду с понятием «ювелирный туризм», встречаются и такие понятия как «ювелирные туры», «бриллиантовые туры», «геммологические туры», «минералогические туры». Следует отметить, что в «стерильном» виде ювелирный туризм, как и все другие специальные виды туризма, не

25 Якутские власти планируют открыть для туристов арктические месторождения алмазов. URL: http://tass.ru/v-strane/4180892 (Дата обращения: 18.08.2018).

существует. Для его характеристики необходимо использовать вышеназванные понятия, а также такие термины как «культурный», «культурно-познавательный», «деловой», «экскурсионный» туризм.

Ювелирный туризм способствует вхождению сферы туризма в «экономику впечатлений», что обусловлено возможностями, которыми располагает данный вид. Геммологические и минералогические туры акцен-

тируются на обучении и эстетике. Посещение профильных музеев и выставок удовлетворяет эстетическое чувство, потребность в обучении. Занимательные истории, легенды, которыми всегда были овеяны драгоценности, усиливают аттрактивность, вносят элемент развлечения. Поездки на рудники и копи, в ювелирные мастерские дают возможность погружения в среду или событие и уводят туриста от реальности.

Список источников

1. Александрова А.Ю. Новейшее представление о сфере туризма как системе // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. Т.8. № 1. С.24-38. DOI: 10.12737/issn.1995-0411.

2. Александрова А.Ю. Туристская поездка как сумма впечатлений // Российские регионы: взгляд в будущее.

2015. №3. С. 12-17.

3. Барков Д.Е. Костромской ювелирный промысел // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты: Мат. междунар. науч.-практ. конф., г. Вологда, 27.12.2017. Ч.2. Вологда, 2018. С. 192-193.

4. Беленков Н.Б. Минералогический туризм на Урале: возможности и проблемы. Как открыть миру самоцветную шкатулку России? // Вестник Уральского отделения Российского минералогического общества. 2012. №9. С. 5-11.

5. Гусев А.И. Геммология Алтая с основами геммотуризма. Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2007. 155 с.

6. Елина А.Б., Лях О.А. Минералогический туризм как перспективное направление современного туризма. 2018. URL: https://bitly.su/Rk9mnr (Дата обращения: 18.08.2018).

7. Ермилова Д.В., Сесёлкин А.И. Экономика впечатлений и туризм в обществе мечты // Вестник университета (ГУУ). 2015. №2. С. 85-89.

8. Йенсен Р. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит бизнес. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002. 272 с.

9. Кобяк М.В., Ильина Е.Л., Латкин А.Н. Особенности развития экономики впечатлений в индустрии гостеприимства и туризма // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. №3. С. 27-36.

10. Котова О., Шипшинскайте Р. Проведение сравнительного анализа курортов Балтийского побережья - г. Паланга и Зеленоградский городской округ // Scientific Cooperation Center «Interactive plus», 2017. URL: https://bitly.su/1L0uxMQ7 (Дата обращения: 18.08.2018).

11. Лебедева С.А. Экономика впечатлений в сфере туризма. Некоторые направления реализации туристско-рекреационных возможностей Камчатского края // Экономика, управление, финансы: мат. VIII Междунар. науч. конф. (Краснодар, февраль 2018). Краснодар: Новация, 2018. С. 178-184.

12. Ниналалов С.А. Поселок Кубачи как основа ювелирного кластера Дагестана // Региональная экономика: проблемы и перспективы развития: Мат. III Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. уч. Махачкала: ДагГУ,

2016. С. 136-141.

13. Brakus J.J., Schmitt B.H., Zarantonello L. Brand Experience: What Is It? How Is It Measured? Does It Affect loyalty? // Journal of Marketing. 2009. Vol.73. Pp. 52-68.

14. Binkhorst E. The Co-creation Tourism Experience // Information Technology & Tourism. 2016. Vol.16. Iss.3. Pp. 285-315.

15. Pine II B.J., Gilmore J. The Experience Economy: Work is Theatre & Every Business a Stage. Boston: Harvard Business School Press, 1999. 254 p.

16. Pine II B.J., Gilmore J. Welcome to the Experience Economy // Harvard business review. 1998. Vol.76. Iss.4. Pp. 97-105.

17. Poon A. Tourism, Technology and Competition Strategies. Wаllingford: CAB International, 1993. 370 p.

18. Raj A. The New Age of Tourism - And the New Tourist. 2007. URL: http://www.indianmba.com/Faculty_Column/ FC565/fc565.html (Дата обращения: 18.08.2018).

Liudmila S. TIMOFEEVA a Anna A. STRELNIKOVA b Firdaus G. VAGAPOVA c

a-c Kazan (Volga) Federal University (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia); a PhD in History, Associate Professor; e-mail: lyutim77@yandex.ru; b Master's Degree student; e-mail: ania.strelnikowa@yandex.ru; c PhD in History of Arts, Associate Professor; e-mail: vagap.art@mail.ru

EXPERIENCE ECONOMY AS JEWELRY TOURISM DEVELOPMENT FACTOR

Modern tourist market is influenced by new trends reflecting the changes, which take place in the economy and socio-cultural sphere. The experience economy is considered by researchers as a new stage of economic development, when next to goods and services on the market there will be a supply of "experiences", interest in which will inevitably increase. All areas of experiences selected by B. Joseph Pine II and James Gilmore - entertainment, educational, "escape from reality" or escapist, esthetics - can be used in tourism. In the first place, this is connected with the development of special types of tourism that attract travelers with the uniqueness of their proposals.

Jewelry tourism, existing in tourist practices, is still little studied in tourism. The article analyses the conceptual framework used for the jewelry characteristics of tourism and its subtypes, for example mineralogical tourism, gemological tourism and other. The objects of tourist interest in jewelry tourism can be mines of precious metals and minerals, jewelry production and workshops, museums, exhibition halls, specialty stores, auctions, showrooms. The article analyses the experience, which gained abroad and in Russia, how to expand the resource base and the creation of specialized routes of jewelry tourism. The authors investigate two main directions within which jewelry tourism develops - cultural and business. The possibilities of using the tools of the experience economy for the jewelry tourism development f are assessed.

Keywords: jewelry tourism, experience economy, mineralogical tourism, gemological tours, tourism resources.

References

1. Aleksandrova, A. Yu. (2014). Noveyshee predstavlenie o sfere turizma kak sisteme [The newest concept of tourism

as a system]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 8(1), 24-38. doi: 10.12737/issn.1995-0411. (In Russ.).

2. Aleksandrova, A. Yu. (2015). Turistskaya poezdka kak summa vpechatleniy [Tourist trip as a sum of impressions].

Rossiyskie regiony: vzglyad v budushchee [Russian regions: A look into the future], 3, 12-17. (In Russ.).

3. Barkov, D. E. (2018). Kostromskoy yuvelirnyy promysel [Kostroma jewelry craft]. Nauka segodnya teoreticheskie i

prakticheskie aspekty [Science today: Theoretical and practical aspects]: materials of the international scientific-practical conference. Vologda, 192-193. (In Russ.).

4. Belenkov, N. B. (2012). Mineralogicheskij turizm na Urale: vozmozhnosti i problemy. Kak otkryt' miru samocvetnuyu

shkatulku Rossii? [Mineralogical tourism in Urals: Opportunities and challenges. How to open to the world semiprecious box of Russia?]. Vestnik Ural'skogo otdeleniya Rossijskogo mineralogicheskogo obshchestva [Bulletin of Ural Branch of the Russian Mineralogical Society], 9, 5-11. (In Russ.).

5. Gusev, A. I. (2007). Gemmologiya Altaya s osnovami gemmoturizma [Altai's gemology with the basics of hemotourism:

A tutorial]. Bijsk: V. M. Shukshin BPSU. (In Russ.).

6. Yelina, A. B., & Lyakh, O. A. (2018). Mineralogicheskij turizm kak perspektivnoe napravlenie sovremennogo turizma

[Mineralogical tourism as a promising direction of modern tourism]. URL: https://bitly.su/Rk9mnr (Assessed on August 18, 2018). (In Russ.).

7. Yermilova, D. V., & Sesyolkin, A. I. (2015). Ekonomika vpechatlenij i turizm v obshchestve mechty [Experience

economy and tourism in the society of dreams]. Vestnik universiteta (GUU) [University Bulletin (GUU)], 2, 85-89. (In Russ.).

8. Jensen, R. (2002). Obshchestvo mechty. Kak gryadushchij sdvig ot informacii k voobrazheniyu preobrazit biznes

[Dream Society: How the Coming Shift From Information to Imagination Will Transform Your Business]. St. Petersburg: Stockholm School of Economics in St. Petersburg. (In Russ.).

9. Kobyak, M. V., Il'ina, E. L., & Latkin, A. N. (2015). Osobennosti razvitiya ekonomiki vpechatlenij v industrii

gostepriimstva i turizma [Development features of experience economy in hospitality and tourism]. Rossiyskie regiony: vzglyad v budushchee [Russian regions: A look into the future], 3, 27-36. (In Russ.).

10. Kotova, O., & Shipshinskajte, R. (2017). Provedenie sravnitel'nogo analiza kurortov Baltijskogo poberezh'ya - g. Palanga i Zelenogradskij gorodskoj okrug [A comparative analysis of the resorts of Baltic coast - Palanga and Zelenograd urban district]. URL: https://bitly.su/1L0uxMQ7 (Assessed on August 18, 2018). (In Russ.).

11. Lebedeva, S. A. (2018). Ekonomika vpechatlenij v sfere turizma. Nekotorye napravleniya realizacii turistsko-rekreacionnyh

vozmozhnostej Kamchatskogo kraya [Experience economy in the field of tourism. Some directions of realization of tourist and recreational opportunities of Kamchatka Krai]. Ekonomika, upravlenie, finansy [Economics, Management, Finance]:

Proceedings of the VIII International scientific conference. Krasnodar: Novaciya, 178-184. (In Russ.).

12. Ninalalov, S. A. (2016). Poselok Kubachi kak osnova yuvelirnogo klastera Dagestana [The village of Kubachi as the basis of the jewelry cluster of Dagestan]. Regiona'naya ekonomika: problemy i perspektivy razvitiya [Regional economy: Problems and development prospects]: Materials of the III All-Russian scientific and practical conference with international participation. Makhachkala: Dagestan State University, 136-141. (In Russ.).

13. Brakus, J. J., Schmitt, B. H., & Zarantonello, L. (2009). Brand Experience: What Is It? How Is It Measured? Does It Affect loyalty? Journal of Marketing, 73, 52-68.

14. Binkhorst, E. (2016). The Co-creation Tourism Experience. Information Technology & Tourism, 16(3), 285-315.

15. Pine II, B. J., & Gilmore, J. (1999). The Experience Economy: Work is Theatre & Every Business a Stage. Boston: Harvard Business School Press.

16. Pine II, B. J., & Gilmore, J. (1998). Welcome to the Experience Economy. Harvard Business Review, 76(4), 97-105.

17. Poon, A. (1993). Tourism, Technology and Competition Strategies. Wallingford: CAB International.

18. Raj, A. (2007). The New Age of Tourism - And the New Tourist. 2007. URL: http://www.indianmba.com/Faculty_ Column/FC565/fc565.html (Assessed on August 18, 2018).

Тимофеева Л.С., Стрельникова А.А., Вагапова Ф.Г.

Экономика впечатлений как фактор развития ювелирного туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №2. С. 79-91. DOI: 10.24411/1995-0411-201910207.

Дата поступления статьи: 18 октября 2018 г.

Timofeeva, L. S., Strelnikova, A. A., & Vagapova, F. G. (2019). Experience economy as jewelry tourism development factor. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(2), 79-91. doi: 10.24411/1995-0411-201910207. (In Russ.).

Received October 18, 2018

ТУРДА ЙДЖЕСТ

TOURDIGEST

ХОББИТ-ГЛЭМПИНГ... В ПОДМОСКОВНОМ МОЖАЙСКЕ

Почувствовать на себе дикую и лесную жизнь хоббитов теперь могут жители и гости Подмосковья. В Можайске осваивают отдых в стиле «глэмпинг» - отдых на природе уровня «люкс». Здесь открылся необычный экоотель «Хоббитлэнд», который переносит всех желающих на страницы произведений Толкиена. Семь комфортабельных гостевых домиков отеля напоминают жилища хоббитов, но герои и легенды в этой деревне свои: например, здесь есть домик гостеприимной Цветуньи и жилище плотника Боба Веткинса, украшенный резными поделками. В планах - проведение фестиваля фанатов фэнтези. К услугам гостей - прогулки на лодках по живописному озеру, рыбалка, наблюдения за звездным небом в обсерватории, кулинарные, познавательные, рукодельные мастер-классы для взрослых и детей, возможности для организации и проведения свадебной церемонии, и др. Вскорости к услугам гостей будут предложены хоббит-таверна, гриль-домик, пленэры под открытым небом, тимбилдинг, серия тематических мероприятий.

Источник: https://hobbitland.ru

^оББиТдэ н g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.