Научная статья на тему 'Перспективы развития сказочного туризма в России'

Перспективы развития сказочного туризма в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2666
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СКАЗОЧНЫЙ ТУРИЗМ / СКАЗОЧНАЯ КАРТА РОССИИ / ТУРПРОДУКТ / TOURISM / TOURISM IS A FABULOUS / FABULOUS MAP OF RUSSIA / TOUR PRODUCT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Смирнова Е. В.

Автор обращается к новому туристскому понятию «сказочный туризм», которое рас сматривается как новый туристский тренд для развития провинциальных городов России. Описывается опыт ряда регионов России и анализируются перспективы разви тия этого нового направления туризм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Смирнова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fabulous future development of tourism in Russia

The author examines a brand new concept of “ fabulous tourism ” as a new trend for the development of provincial Russian towns as tourist destinations. The experience of a number of Russian regions is analyzed to determine the prospective of the development of this new field in tourism

Текст научной работы на тему «Перспективы развития сказочного туризма в России»

136 ВЕСТНИК РМАТ № 2 • 2014

УДК 338.48:398.1

Е.В. СМИРНОВА

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СКАЗОЧНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Автор обращается к новому туристскому понятию «сказочный туризм», которое рассматривается как новый туристский тренд для развития провинциальных городов России. Описывается опыт ряда регионов России и анализируются перспективы развития этого нового направления туризма.

Ключевые слова: туризм, сказочный туризм, сказочная карта России, турпродукт.

The author examines a brand new concept of "fabulous tourism" as a new trend for the development of provincial Russian towns as tourist destinations. The experience of a number of Russian regions is analyzed to determine the prospective of the development of this new field in tourism.

Keywords: tourism, tourism is a fabulous, fabulous map of Russia, tour product.

В настоящее время в любом регионе в целях развития туризма имеет место разработка комплекса различных маркетинговых мероприятий, среди которых все большую популярность приобретает формирование позитивного отношения к региону и его узнаваемости - территориальный брендинг. Территориальный брендинг направлен на формирование конкурентных преимуществ региона перед другими территориями, а также на улучшение его имиджа, повышение популярности и известности в глазах туристов.

Сказочный туризм - новый туристский тренд для развития провинциальных городов России. В 2010 г. стартовал социальный проект «Сказочная карта России». Суть проекта: найти минимальную привязку персонажей из исконно русских сказок и былин к определенной территории, «прописать» их там и развивать волшебный бренд.

По словам автора проекта Алексея Козловского, идея создания «сказоч-

© Смирнова Е.В., 2014

ной карты» родилась совершенно случайно - возникло желание познакомить туристов с историческим наследием нашей страны - сказками, былинами и легендами. Первые публикации о «сказочной карте» вызвали интерес у представителей турбизнеса. Так, спустя 3 года мы имеем карту, демонстрирующую потенциал развития «сказочного туризма» как минимум в четырех десятках регионов нашей страны [1].

Великий Устюг запатентовал право считаться родиной российского Деда Мороза, Кострома - местом рождения Снегурочки, в Муроме появился на свет былинный богатырь и русский святой Илья Муромец, из Ульяновска покатился Колобок.

Лидер среди регионов - Ярославская область. На ее просторах проживают Баба Яга, Алеша Попович, Емеля и Щука, Курочка Ряба, Мышка-норушка, Водяной и целое Тридевятое Царство! Таким количеством сказочных персонажей не располагает ни один регион, поэтому один из древних городов Ярославской области (напри-

мер, Переславль-Залесский) с полным правом мог бы претендовать на звание Сказочной столицы России.

В Ярославской области работает первый «сказочный» туроператор - компания «Волга-тур», который отправляет всех, кто верит в чудеса и не хочет расставаться с детством, в путешествие по «Сказочному кольцу России».

Проект «Сказочное кольцо России» -это принципиально новые туристские маршруты, которые сочетают в себе традиционные «раскрученные» объекты показа, легенды древних городов Золотого кольца и встречи с любимыми героями русских сказок. В проект включены также территориально находящиеся в пределах Золотого кольца, но официально не включенные в состав маршрута самобытные малые города и поселки. Проект «Сказочное кольцо России» создан на основе информационного проекта «Сказочная карта России» (автор - А. Козловский) [2].

Путешествия по «Сказочному кольцу России» предполагают:

• встречи со сказочными героями в форматах красочных анимационных представлений, игр, праздников;

• интерактивные, игровые программы, анимацию, мастер-классы русских ремесел;

• новые форматы экскурсий при посещении известных памятников истории и архитектуры;

• знакомство с местными кулинарными традициями.

Сказочный инновационный проект:

• уникальный, единственный в России по наполнению и содержанию продукт, не имеющий аналогов в мире;

• современный; 80% потребителей предпочитают традиционным экскурсиям интерактивные программы, игры и мастер-классы;

• перспективный; открыт для присоединения - могут появляться суббренды и новые проекты;

• креативный; возможна реализация самых необычных идей для создания новых маршрутов и событий: в разработке находятся «вкусные туры», интернет-проект и социальная сеть «Сказочное посольство», организация сказочных фестивалей и программ и т.д.

Туристские и маркетинговые цели проекта:

• возрождение интереса к внутреннему туризму, в том числе к территории Золотого кольца;

• увеличение потока туристов в регионы «Сказочного кольца России»;

• знакомство туристов с российской историей, культурой и традициями в доступной игровой форме;

• создание условий для появления новых туристских объектов, разработки новых маршрутов;

• влияние на имидж и инвестиционную привлекательность территорий;

• использование проекта как инструмента маркетинга территорий.

Социально-экономические цели проекта:

• создание новых субъектов малого и среднего бизнеса в сфере туризма и их развитие;

• увеличение числа рабочих мест в сфере турбизнеса;

• обеспечение роста налоговых поступлений в местные и региональные бюджеты;

• вовлечение местного населения, обеспечение его занятости, повышение его интеллектуального и образовательного уровня.

Широкая целевая аудитория:

• дети (детские туры);

• семьи с детьми (семейные туры);

• взрослые и дети (сборные туры);

1 за ВЕСТНИК РМАТ № 2 • 2014

• взрослые (туры для корпоративных групп).

Таким образом, потребители сказочного продукта - это люди любого возраста, вне зависимости от социально-экономического положения, которые предпочитают традиционным экскурсионным турам программы, насыщенные играми, интерактивом, мастер-классами, яркими эмоциональными впечатлениями.

Сегодня компанией «Волга-тур» разработано более 15 сказочных маршрутов - «Сказка Ремесленная», «Сказка Богатырская», «Сказка в Тридевятом Царстве», «Сказка Вкусная», «Сказка на новый лад», «Сказка Вятская про Кикимору» и др. В маршруты входят такие города, как Переславль-Залесский, Ростов Великий, Мышкин, Ярославль, Углич, Кострома, Муром и др.

Так, туристов, отправившихся в тур «Сказка в Тридевятом Царстве», ждет путешествие по маршруту Переславль-Залесский - Ростов Великий от Дома Берендея и музея «Рождение сказки» до родины былинного богатыря Алеши Поповича. Путешествие сопровождается знакомством со сказочными героями Ярославской земли, красочными анимационными представле-

ниями, играми, мастер-классами русских ремесел. Все участники получают сказочные паспорта. Туристы загадают желание у магического Синего камня, отведают «кашу из топора», испекут колобок, поймают исполняющую желания щуку, расколдуют царевну-лягушку, померятся силой с богатырями, совершат другие сказочные подвиги. Победители получают шапку-невидимку, сапоги-скороходы, скатерть-самобранку, молодильные яблочки и живую воду.

По словам А. Козловского, на данный момент руководители сказочных проектов в регионах фиксируют стабильный рост туристов в поместья -резиденции своих героев, что вселяет уверенность в позитивном развитии проекта.

Кроме того, у «Сказочной карты России» скоро появится постоянная информационная площадка в Московском регионе. В национальном конном парке «Русь» до июня 2014 г. будут работать «Сказочное посольство» и тематический парк «Долина сказок». В «Сказочном посольстве» можно будет получить всю информацию обо всех волшебных маршрутах по «Сказочной карте России».

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. URL: http://www.tourbus.ru/news/7202. 2. URL: http://www.tourbus.ru/news/7202. Мш1 Мш1

УДК 351.82

Л.В. КУРИЛО

НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ МУЗЕЕВ: ИНТЕГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Раскрываются новые концепции музеев, основная идея которых - интегрировать музеи и музейную деятельность в окружающую среду. Большое внимание в современных музеях уделяется проблеме социализации, влиянию экспозиций и мероприятий музеев на мировоззрение людей, в том числе и с помощью возможностей современной техники и технологий.

Ключевые слова: музеология, музей, музейная работа, социализация, технологии обслуживания посетителей, интерактивное оборудование музеев.

The article describes a new concept of museums, which the main idea is to integrate museums and museum activities in the society, analyzes the influence of modern museums on the .socialization and the impact of exposures and activities of museums on the worldview of people, including the possibilities of using modern technologies.

Keywords: museum, museum activity, socialization, modern technologies, interactive museums equipment.

Музеи столичных городов воспринимаются сегодня в качестве важной градообразующей структуры, объединяющей городское сообщество и воспитывающей новые поколения горожан. По профилю выделяют исторические, художественные, естественно-исторические, технические, литературные, а также комплексные музеи.

В начале XXI в. в Европе на Генеральной конференции ИКОМ (Международный совет музеев при ЮНЕСКО), состоявшейся в Лондоне, оформилась в качестве самостоятельного движения «Новая музеология». Основные цели движения -интеграция музея в окружающую среду, социализация музея; требование к музею не только регистрировать прошлое, но и использовать его, чтобы влиять на настоящее и будущее конкретного сообщества (концепции «музея-форума» Д. Камерона, «му-

© Курило Л.В., 2014

зея без границ», «музейной коммуникации»).

XXI в., ориентированный на коммерческий успех, шоу и медиа, предложил новую концепцию музея. Музей стал пониматься не как архив, а как часть индустрии развлечений, и требования к нему стали предъявляться соответствующие: прежде всего развлечь зрителя, затем оказать ему некий набор услуг и посредством этих инструментов дать зрителю образование, информацию, т.е. внедрить в его сознание собственно культурный багаж. Крупнейшие музеи мира, стремясь привлечь публику, превращают серьезнейшие выставки в увлекательные зрелищные продукты, сопровождаемые множеством соблазняющих периферийных продуктов. Для описания такой музейной политики часто используется термин-неологизм artainment, т.е. искусство (art) плюс развлечение (entertainment).

Новые элементы встречаем мы и в московских музейных экскурсиях. На-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.