Научная статья на тему 'Концепт «Экологии души» через призму «Сказочного туризма»: региональные кейсы России'

Концепт «Экологии души» через призму «Сказочного туризма»: региональные кейсы России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
510
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЭКОЛОГИЯ ДУШИ" / "СКАЗОЧНЫЙ ТУРИЗМ" / ПРОЕКТ "СКАЗОЧНАЯ КАРТА РОССИИ" / УФА / АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК / SOUL ECOLOGY / FAIRY-TALE TOURISM / PROJECT "FAIRYTALE MAP OF RUSSIA" / UFA / SCARLET FLOWER.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хайретдинова Наталья Эдуардовна, Хайретдинова Ольга Айбулатовна

В статье отмечается, что современный мир стоит на пороге экологического кризиса, и это не в последнюю очередь связано с духовно-нравственным кризисом человечества и потребительским отношением к природе. На этом фоне общественность всё чаще стала обращаться к идее «экологии души», или «охраны души от загрязнений». Грамотно организованный туризм имеет отношение к «экологии души», поскольку может воспитывать личность, способную нести ответственность за свои поступки. Обычно «экология души» ассоциируется с экологическим туризмом. Но авторы считают, что с большим успехом духовно-нравственным воспитанием может заниматься и «сказочный туризм». В статье проанализирован отечественный опыт формирования инфраструктуры «сказочного туризма», выявлены сильные и слабые стороны этой работы в разных регионах России, представлена информация о возможности развития «сказочного туризма» в рамках проекта «Сказочная карта России». Изучен организационный аспект проблемы, выявлены наиболее эффективные методы популяризации сказочного направления туризма и апробированы способы вовлечения туристов в «сказочную среду». Изучены факторы, негативно сказывающиеся на развитии «сказочного туризма». Установлено, что не все регионы, отмеченные в проекте «Сказочная карта России», сумели организовать туристические потоки, ориентированные на путешествия в сказку. Происходит это преимущественно ввиду малочисленности тематических объектов и невозможности строить маршруты, а также по причине отсутствия интерактивных программ. Особое внимание уделено состоянию сказочной инфраструктуры в башкирской столице Уфе. Уфа – малая родина С.Т. Аксакова, автора известной сказки «Аленький цветочек». Этот факт стал основанием для того, чтобы включить город в проект «Сказочная карта России» в качестве «дома» аленького цветочка. Однако Уфа относится к числу городов, имеющих единичные памятники сказочным персонажам, которые не могут определять перспективы развития регионального «сказочного туризма». Кроме того, в Уфе пока никто не занимался созданием интерактивных программ, обеспечивающих высокий уровень интереса к этому направлению туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Хайретдинова Наталья Эдуардовна, Хайретдинова Ольга Айбулатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF “SOUL ECOLOGY” THROUGH THE PRISM OF “FAIRY-TALE TOURISM”: THE REGIONAL CASES OF RUSSIA

The article notes that the modern world is on the verge of environmental crisis. This is due to the moral and spiritual crisis of humanity and a consumer attitude to nature. Against this background, the public increasingly began to turn to the idea of soul ecology, or “protection of the soul from pollutions”. Expertly-organized tourism can educate a responsible person. Usually the ecology of the soul associated with eco-tourism. But the authors believe that a fairy-tale tourism can be also engaged in moral and spiritual upbringing with great success. The article analyzes the domestic experience of creating a fairy-tale tourism infrastructure, identifies strengths and weaknesses of this work in different regions of Russia, and presents the information about the possibility of fabulous tourism development in the framework of the project “Fairytale Map of Russia”. The authors study organizational aspect of the problem, and reveal the most effective methods of popularization of the fairy-tale direction of tourism and the proven ways of involving tourists in the fairy-tale environment. The article characterizes the factors negative affecting the fabulous tourism development. The authors found out that not all regions, identified in the project “Fairytale Map of Russia” and oriented to travel in a fairy tale, have managed to organize tourist flows. This happens mainly due to the small number of thematic objects and the inability to create routes, but also because of the lack of interactive programs. Special attention is paid to the state of fabulous infrastructure in Ufa, the capital Bashkiria. Ufa – small motherland of S. T. Aksakov, the author of the famous tale “The Scarlet flower”. This fact became the basis to include our city in the project “Fairytale Map of Russia” as “the house” of the scarlet flower. However, Ufa is one of the cities, having solitary monuments of fabulous characters who are unable to determine the prospects of development of regional fairy-tale tourism. In addition, Ufa has not yet engaged in the creation of interactive programs, providing a high level of interest in the fairy-tale tourism.

Текст научной работы на тему «Концепт «Экологии души» через призму «Сказочного туризма»: региональные кейсы России»

ХАЙРЕТДИНОВА Наталья Эдуардовна3, УДК 379.85

ХАЙРЕТДИНОВА Ольга Айбулатовна6 DOI: i0 224i2/i995-04ii-20i7-ii-4-ii2-i23

Уфимский государственный нефтяной технический университет (Уфа, Респ. Башкортостан, РФ);

а кандидат исторических наук, доцент; e-mail: tovarisch_mama@mail.ru; б старший преподаватель; e-mail: khairetdinova.oa@gmail.com

КОНЦЕПТ «ЭКОЛОГИИ ДУШИ» ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ «СКАЗОЧНОГО ТУРИЗМА»: РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЕЙСЫ

РОССИИ

В статье отмечается, что современный мир стоит на пороге экологического кризиса, и это не в последнюю очередь связано с духовно-нравственным кризисом человечества и потребительским отношением к природе. На этом фоне общественность всё чаще стала обращаться к идее «экологии души», или «охраны души от загрязнений». Грамотно организованный туризм имеет отношение к «экологии души», поскольку может воспитывать личность, способную нести ответственность за свои поступки. Обычно «экология души» ассоциируется с экологическим туризмом. Но авторы считают, что с большим успехом духовно-нравственным воспитанием может заниматься и «сказочный туризм».

В статье проанализирован отечественный опыт формирования инфраструктуры «сказочного туризма», выявлены сильные и слабые стороны этой работы в разных регионах России, представлена информация о возможности развития «сказочного туризма» в рамках проекта «Сказочная карта России». Изучен организационный аспект проблемы, выявлены наиболее эффективные методы популяризации сказочного направления туризма и апробированы способы вовлечения туристов в «сказочную среду». Изучены факторы, негативно сказывающиеся на развитии «сказочного туризма».

Установлено, что не все регионы, отмеченные в проекте «Сказочная карта России», сумели организовать туристические потоки, ориентированные на путешествия в сказку. Происходит это преимущественно ввиду малочисленности тематических объектов и невозможности строить маршруты, а также по причине отсутствия интерактивных программ.

Особое внимание уделено состоянию сказочной инфраструктуры в башкирской столице Уфе. Уфа - малая родина С.Т. Аксакова, автора известной сказки «Аленький цветочек». Этот факт стал основанием для того, чтобы включить город в проект «Сказочная карта России» в качестве «дома» аленького цветочка. Однако Уфа относится к числу городов, имеющих единичные памятники сказочным персонажам, которые не могут определять перспективы развития регионального «сказочного туризма». Кроме того, в Уфе пока никто не занимался созданием интерактивных программ, обеспечивающих высокий уровень интереса к этому направлению туризма.

Ключевые слова: «экология души», «сказочный туризм», проект «Сказочная карта России», Уфа, аленький цветочек.

Введение. В последние годы наблюдается интерес западной и российской научной общественности к понятию «экология души». Не будем утверждать, что термин исключительно благополучен, поскольку ряд учёных склонен к обсуждению промежуточных вопросов (не всё, например, ясно с понятием «душа»). И всё же термин оказался живучим. Сегодня социум стоит перед фактом: прогресс, подразумеваю-

щий привычный комфорт, формируется за счёт природных ресурсов. Причём грабительское отношение к природе обозначается всё более отчётливо, и миру угрожает экологический кризис. Специалисты о проблеме, конечно, знают, но в поисках способов выхода из кризиса склоняются преимущественно к разработке новых технологий, увеличению расходов на охрану окружающей среды и пр. [3, с. 148; 4, с. 102; 5, с

354; 16, р. 1122-1123 и др.]. Вместе с тем активизировались сторонники позиции, согласно которой «экологический кризис -это, прежде всего, результат духовно-нравственного кризиса человечества» [5, с 354]. В этом контексте «экологию души» следует понимать как «охрану души от загрязнений». Пора учиться противостоять негативным факторам, которые, по словам Ю.И. Россовой, ведут к «загрязнению собственной экологии»: распространению культа силы, мгновенного успеха и денег, пропаганде насилия и ненависти, прагматичности в любви и дружбе, дефициту общения и уходу в интернет-пространство и пр. [7, с. 506]. Кроме того, поскольку речь идёт о воспитании личности, способной нести ответственность за свои поступки, важно понимать, что если баланс между хранителями и разрушителями окажется не в пользу первых, хороших результатов можно не ждать. Стало быть, целесообразно расширять спектр эффективных рычагов воспитательного воздействия на личность и превращать эти рычаги в комплексное и массовое явление. На массовость учёные обращают особое внимание: «Развитие современной цивилизации будет зависеть от культуры, воспитания и уровня образования всех членов общества» [1, с. 15].

Преодолением духовно-нравственного кризиса озадачены и образовательные учреждения, и музеи, и театры, и библиотеки (перечень можно продолжать). Эта задача стоит и перед туристической сферой, прежде всего, экологическим туризмом. Добросовестные организаторы туров акцентируют внимание на экопрос-вещении и формировании поколений с «экологичной душой»1.

В плане воспитания личности на основе духовно-нравственных ценностей

1 Морозов А. В деле защиты природы главное - воспитать экологию души // Газета «Зеленый мир». URL: http://zmdosie.ru/likbez/ uroki-ekologii/7333-v-dele-zashchity-prirody-

glavnoe-vospitat-ekologiyu-dushi (Дата обращения: 25.10.2017); Году экологии и особо охраняемых природных территорий посвящается. Экотрадиция в Башкирии // Блог Централизованной системы массовых библиотек Уфы. URL: http://blog.ufa-lib.ru/novyj-resurs (Дата обращения: 25.10.2017).

мы предлагаем оценить возможности сказочного туризма. Специалисты рассматривают сказку как эффективное педагогическое средство, поскольку в ней отражены основы добра и зла, воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к Родине, отвага в борьбе со злом, верность в любви и дружбе. Сказка неотделима от красоты и способствует воспитанию благородства, сердечной чуткости к чужому горю, любви к природе [6, с. 321; 8, с. 48]. В мировой практике формирование туров на основе сказок - уже не новость. Широко известен, например, немецкий тематический комплекс Маг^епз^аВе, объединивший около 60 городов на основе сказок братьев Гримм. Гостей привлекает возможность перехода от обычной среды к необыкновенной, сказочной и возможности в короткий срок обрести впечатления от пребывания на границе нескольких миров. Как отмечает эстонский фольклорист Ристо Ярв, путешественники, возвращающиеся из сказки к обычному образу жизни, считают, что обогатились за время поездки «особым опытом» и стали мудрее [14, р. 281-283, 291]. Отметим, что в Европе развитие сказочного туризма не противоречит интересам бизнеса - спрос на это направление высок. Современные исследования туристической мотивации свидетельствуют: желание туристов расслабиться постепенно уступает желанию найти новые места, чему-то научиться, обрести новые впечатления [15, р. 19].

Европейский опыт организации сказочного туризма оценили и наши соотечественники. В 2010 г. стартовал культурно-туристический проект «Сказочная карта России» (автор идеи - московский журналист Алексей Козловский). У проекта две основные цели - деловая (стать импульсом для развития внутреннего и въездного туризма) и духовная (привлечь внимание туристов к природным ресурсам, фольклорному и историческому наследию нашей страны).

Развитие отечественного сказочного туризма и проект «Сказочная карта России»

Когда стартовал проект «Сказочная карта России», краеведы, экологи, филологи, историки, аниматоры разных уголков страны начали обосновывать право своего края отметиться на сказочной карте. Они собирали информацию о местах обитания персонажей русских сказок, чтобы оформить им официальную «прописку», планировали места сказочных резиденций, систематизировали сведения о тематических музеях, памятниках и старинных усадьбах, строили «сказочные» маршруты, разрабатывали анимационные программы и пр.

В короткие сроки на карте появились туристические сказочные объекты. «Прописка» героев производилась по различным основаниям. Хорошим аргументом служила природа. Водяной, например, обосновался в Пошехонье Ярославской области, т.к. эта местность богата водными ресурсами (Рыбинское водохранилище, 5 рек, многочисленные озера и пруды). Ещё один аргумент - находки археологов: в с. Шилово Рязанской области найдены детали боевого снаряжения богатыря, предположительно Добрыни Никитича. Хорошую службу сослужили антропонимы. Понятно, что родина Ильи Муромца - старинный город Муром. Не упускалась из виду существующая инфраструктура. Под Костромой ещё в 1960-е годы снимался фильм о Снегурочке, а после съёмок сказочный терем героини перевезли на городское побережье Волги, и теперь внучку Деда Мороза «прописала» Кострома. Аргументом служили биографические данные о фольклористах или авторах сказок. В Болдино нет моря, но там А.С. Пушкин написал «Сказку о рыбаке и рыбке», поэтому в этом селе «прописалась» Золотая рыбка. Аленький цветочек по аналогичной причине стал символом сказочной Уфы - в этом городе родился автор одноименной сказки С.Т. Аксаков2.

2 Сказочные музеи и усадьбы // Сказочная карта России: официальный сайт. URL: http:// русская-сказка.сот/skazrnap/ (Дата обращения: 18.06.2017).

А памятник Коньку-Горбунку установили в Тобольске, где родился литературный родитель волшебного героя П.П. Ершов3.

Процесс выявления сказочных мест не завершён. Например, Иркутская область вошла в проект в апреле 2017 г. - байкальский Дед Мороз получил верительную грамоту об официальном признании его резиденции в Слюдянке4. Значит, карта периодически обновляется. Сейчас действителен вариант, представленный на Международной туристической выставке «ЛЕТО-2017», которая прошла 7-8 апреля 2017 г. в Екатеринбурге5.

Некоторые регионы формируют сказочную атмосферу без включения своих персонажей в проект «Сказочная карта России». Это, как правило, происходит, если персонаж где-то уже «прописан». Так, в рамках проекта резиденция Бабы-Яги находится в селе Кукобой Ярославской области6. Но ряд областей находит новые родословные аргументы и «селит» бабушку в своих лесах. Например, в Фур-мановском районе Ивановской области отыскали древний ритуальный комплекс, связали его с Бабой-Ягой и, сожалея, что «упустили» такой яркий персонаж, все равно открыли фурмановскую резиденцию, как и положено, на курьих ножках7. Не менее убедительный аргумент нашёлся в Удмуртии - там, в Граховском районе, течет маленькая лесная речка Яга. На берегу этой речки по инициативе Министерства культуры и туризма Республики Удмуртия соорудили целый художественно-этнографический комплекс «Сказочная резиденция Бабы Яги». Причём откры-

3 Сказочная карта России // Сайт «Барон-тур». URL: http://barontour.ru/skazki (Дата обращения: 18.06.2017).

4 Иркутская область вошла в проект «Сказочная карта России» // Сайт «WEACOM.RU». URL: http://weacom.ru/news/irk/society/178719 (Дата обращения: 18.06.2017).

5 «Сказочная карта России»: новая версия // Информационный портал «Странами». URL: http://strana.ru/journal/news/24729366 (Дата обращения: 18.06.2017).

6 Сказочные музеи и усадьбы // Сказочная карта России: официальный сайт. URL: http:// русская-сказка.гат/skazrnap/ (Дата обращения: 18.06.2017).

7 Сухарева Л. Сказочным героям оформляют

прописку // Ивановская газета. 2014. 1 апреля.

тие состоялось 12 апреля 2013 г., в День космонавтики, ведь «Баба Яга - первая женщина, поднявшаяся в небо на своём летательном аппарате»8. А музеи Бабы-Яги можно найти в самых разнообразных уголках огромной России, от Владимира до Сахалина.

Итак, сказочные объекты занимают прочные позиции в российской туристической инфраструктуре.

Теперь обратимся к организационному аспекту проблемы. После старта проекта «Сказочная карта России» появились туроператоры, специализирующиеся на сказочном туризме. Первый среди них - компания «Волга-тур» в Ярославской области. Местоположение первого «сказочного» туроператора понятно - область активно включилась в реализацию проекта и «прописала» на своей территории самое большое количество сказочно-былинных персонажей: Бабу-Ягу, царя Берендея, курочку Рябу, мышку-норушку, водяного, Емелю, Алёшу Поповича и др. Компания «Волга-тур» провела исследования и установила, что сказочные тропы интересны не только детям, но и взрослым, не желающим расставаться с детством. Целевая аудитория оценена как широкая: дети (детские туры); семьи с детьми (семейные туры); взрослые и дети (сборные туры); взрослые (туры для корпоративных групп). Сегодня компанией реализуется более 15 сказочных маршрутов: «Сказка Ремесленная», «Сказка Богатырская», «Сказка в Тридевятом Царстве», «Сказка Вкусная», «Сказка на новый лад» и т.д. [9, с. 137-138].

По количеству «прописанных» объектов на рынке сказочных туристических услуг лидируют три федеральных округа: Центральный, Северо-Западный и Приволжский. Однако сам факт «прописки» не вполне отражает конечный результат, т.е. интенсивность туристических потоков. Ярко заявила о себе Кировская область (Приволжский федеральный округ), которая с 2012 г. известна как организатор

8 Резиденция Бабы Яги // Национальный туристический портал «Russia Travel». URL: https:// russia.travel/objects/296441/ (Дата обращения: 19.06.2017).

ежегодных Всемирных сказочных игр. Название, конечно, громкое, но иностранные гости мероприятие действительно посещают. Например, в 2017 г. о визите помимо россиян заявили участники из Италии, Нидерландов, Германии, Армении. Впечатляет и программа: костюмированное карнавальное шествие, площадка «Мастерская сказки», интерактивная программа с конкурсами и призами «Сказочная страна», концерты детских творческих коллективов и сказочных героев и т.д.9. В некоторых отмеченных на карте местах ещё только планируется создание сказочной инфраструктуры и вовлечение в туристические проекты. Есть также местности, которые отчитались лишь о наличии единичных памятников народным персонажам10. Такие объекты, безусловно, важны и нужны, но они не могут определять перспективы развития регионального «сказочного туризма».

В последнее время активную позицию в плане развития «сказочного туризма» занял Екатеринбург (Уральский федеральный округ). Свердловская область пока не изобилует точками на сказочной карте, что не мешает ей занимать высокие позиции в проекте Алексея Козловского. Как говорится, не в количестве дело. Прежде всего, в городе Арамиль близ Екатеринбурга реализован дорогостоящий замысел - построен парк сказов Бажова, первый на всем Урале тематический парк, посвящённый русской сказке. Здесь есть балаганчик деда Коковани, пещера Медной горы хозяйки, дом Данилы-мастера, дворец с ледяной сокровищницей, тронным залом Урал-Мороза, девичьими комнатами Снегурочки и матушки-зимы и т.д. В тематическом парке Арамиля продумана обширная интерактивная программа. Но и это не все. В Свердловской области грамотно проводится продвижение сказочного туристического направления.

9 Зайцева Е. Расписание «Сказочных игр на Вятке» 2017 // Комсомольская правда. Киров. URL: https://www.kirov.kp.ru/daily/26692/3716007/ (Дата обращения: 19.06.2017).

10 Сказочные музеи и усадьбы // Сказочная карта России: официальный сайт. URL: http:// русская-сказка.com/skazmap/ (Дата обращения: 18.06.2017).

СМИ регулярно информируют о всевозможных событийных мероприятиях: форуме «Большой Урал», летних сказочных играх, запланированных в перспективе зимних сказочных играх. Причём организаторы проявляют изобретательность, создавая программы для туристов, например, придумывают для игр оригинальные виды спорта: репинг (перетягивание репки), колобоулинг, метание кольев, бег по неведомым дорожкам и пр. Оживились уральские кулинары - напомнили общественности, что родиной самовара является отнюдь не Тула, а Свердловская область, и предложили провести чемпионат по приготовлению чая в самоваре. Крупным событием в 2017 г. стало открытие в свердловском городе Ирбит «Сказочного посольства». Посольские «дипломаты» заняты развитием «сказочного туризма» не только на Урале, в их поле зрения находятся обширные области Сибири и Дальнего Востока. Из Ирбита уже разослали ознакомительные письма в ответственные региональные организации и даже получили ответы из Челябинска, Томска, Омска, Новосибирска и ХМАО11 (кого-то, стало быть, заинтересовали сказочной тематикой).

Отметим также, что проект «Сказочная карта России», который в начале пути возбудил интерес к общеизвестным героям русских былин и сказок, со временем пошёл по пути тематического расширения. Занятными оказались локальные персонажи (например, московский Чебурашка или петербургские эрмиты - дворцово-музей-ные домовые, имеющие штаб-квартиру в Эрмитаже), а также герои сказок и эпосов различных народов России (например, ширится многонациональный отряд новогодних дедушек: татарский Кыш Бабай, удмуртский Тол Бабай, карельский Морозец Паккайне и др.)12.

11 Ошуркова И. Виза в сказку // Российская газета (спецвып.). 2017. 6 июня.

12 Сказочные музеи и усадьбы // Сказочная

карта России: официальный сайт. URL: http://

русская-сказка.com/skazmap/; Сказочная карта России // Сайт «Барон-тур». URL: http:// barontour.ru/skazki; Морозец-Паккайне помогает развивать «сказочный туризм» Карелии // Информационное агентство «КарелНовости». URL: http://karelnovosti.ru/morozec-pakkajne-po-

Внимания заслуживают апробированные способы вовлечения туристов в «сказочную среду». Сегодня маркетинг туристической сказки не может ограничиться популяризацией привычных приёмов (посещения памятников, стандартно организованных музеев и пр.). Бизнес живёт, пока люди готовы покупать продукт. Следовательно, организаторы формируют предложения, исходя из коммерческих соображений. В Свердловской области во время Ирбитской ярмарки распространяются ярмарочные паспорта с указанием достопримечательностей, а гостям, посетившим весь их перечень, вручаются памятные подарки13. В Ярославской области устраиваются «подвиги» (надо, например, поймать щуку, исполняющую желания, расколдовать царевну-лягушку или показать свою силу богатырю), что тоже вознаграждается - молодильными яблочками или живой водой. Продаются самые разнообразные турпродукты: «каша из топора», мастер-классы, возможность поучаствовать в сцене из сказочного спектакля [9, с. 138]. В целом наибольшая степень интереса к «сказочному туризму» отмечается там, где организованы интерактивные формы работы с туристами, что, в частности, подтверждает упомянутый выше опыт Ярославской, Курской, Свердловской и др. областей. Подчеркнём также, что интерактивность и массовый характер успешных «сказочных туров» отвечает теоретическим основам экологии души и системы духовно-нравственного воспитания личности, подразумевающих взаимодействие детей, семьи, педагогов, общественности, различных социальных институтов [7, с. 506].

Анализируя ситуацию, нельзя не коснуться факторов, негативно сказывающихся на развитии «сказочного туризма». Самый безобидный из них - бездействие. Многие сказочные персонажи получили «прописку», но потоки туристов к себе не притянули, как правило, ввиду малочисленности тематических объектов, т.е.

mogaet-razvivat-skazochnyj-turizm-karelii/ (Даты обращения: 19.06.2017).

13 Ошуркова И. Виза в сказку // Российская газета (спецвып.). 2017. 6 июня.

невозможности строить маршруты, и отсутствия интерактивных программ. Но это полбеды, поскольку при желании от бездействия можно перейти к развитию и постепенно примкнуть к лидерам. Есть проблемы серьёзнее.

В некоторых регионах народная сказка столкнулась с противодействием церкви. Один из ярчайших примеров, обсуждавшийся в прессе, - свёртывание в 2001 г. туристического бренда «Кириллов - родина Бабы Яги». Бренд раскручивался на базе сказочного музея, открытого в 1999 г. на горе Мауре близ Кириллова (Вологодская область), где были найдены следы свайного поселения неолита (прообраза избушек на курьих ножках). Местных церковнослужителей такой «сосед» не устроил, они объявили сказочную старушку сатанистской и настояли на ликвидации музея, что, как ни странно, произошло14. Решение о закрытии музея вызывает некоторое недоумение, поскольку отменить знания о дохристианской эпохе и её наследии в угоду отдельным представителям церкви невозможно. Кроме того, наша страна в 1920-1930-е годы уже переживала педологический курс на преследование сказок, что впоследствии было названо «извращением» [13, с. 40, 41]. Наконец, упразднение конкретного музея в отдельно взятой области никак не повлияло на туристическую визуализацию образа Бабы-Яги в других областях и распространение сказок о ней в других форматах (кино, мультфильмы, книги).

Время от времени в борьбу со сказочными проектами вступают региональные чиновники. По материалам СМИ мы не можем установить истинные причины противостояния, что не мешает констатировать сам факт существования конфликтов. Так, в последнее время разворачивается конфликт вокруг вятского сказочного персонажа по имени Глинышек («прописан» в Яранске Кировской области). Глава Яранского района, цитируем, «выселил Глинышка из помещения, где у Глинышка была сказочная резиденция, выставоч-

14 Баба-яга - слуга сатаны // Известия. 2001. 27 июля.

ный зал и музей; расторг в одностороннем порядке соглашение о партнёрстве и сотрудничестве; закрыл музыкальную школу, где обучался талантливый артист, исполняющий роль Глинышка; сорвал несколько фестивалей, праздников и туристических маршрутов; дал указания своим подчинённым не сотрудничать с Глинышком и не пускать его на районные театральные площадки». Противостоящая районной администрации сторона заявила, что самобытный вятский персонаж «может уехать из Кировской области в более дружелюбный регион»15. Мы не знаем, чем в реальности досадил вятский Глинышек районным чиновникам, но подобная «стерилизация», т.е. упразднение целого туристического комплекса (резиденции, выставочного зала, музея) и даже музыкальной школы, сторонним наблюдателем и потенциальным потребителем туруслуг воспринимается не в пользу людей, уполномоченных принимать подобные решения.

Не менее досадное для туризма явление - коррупционные схемы. В СМИ обсуждают скандал вокруг одной из ярчайших единиц «Сказочной карты России» - Центра ремёсел с Усадьбой Колобка (это хозяйство расположено в с. Новая Беденьга под Ульяновском). Амбициозный проект требовал немалых средств, и средства эти, согласно данным печати, нашлись, причём не только в местном, но и в федеральном бюджете. Немалые суммы ушли на отвод земель, началось формирование инфраструктуры: детской площадки, деревянной избушки, скульптур героев сказки. Делались заявления о грандиозных перспективах, в частности, о возрождении камнеобрабатывающего, деревообрабатывающего, керамического промыслов, строительстве музея ремесленного искусства, улицы ремёсел, фестивальной площадки и технопарка, создании сада камней. Были обещаны конно-спортивный клуб, яхтклуб и пристань для теплоходов.

15 Глинышек может поменять кировскую прописку // Сайт Межрегиональной общественной организации содействия возрождению Яранского района. URL: http://yaransk. org/?tag=aleksej-kozlovskij (Дата обращения: 19.06.2017).

В довершение планировалось устроить бизнес-центр, PR-центр, торговый комплекс с системой общественного питания и сетью бутиков. Однако, как отмечают журналисты, до перспектив дело не дошло (реализация проекта остановилась на этапе введения в эксплуатацию избушки, детской площадки и установления скульптурных фигур), зато земля (бывшие сельскохозяйственные угодья)была переведена под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) и стала распродаваться под коттеджную застройку. Теперь лица, ответственные за многообещающий сказочный объект, находятся в поле зрения правоохранительных органов, сам объект выставлен на торги. По последним данным, пока желающих приобрести сказочные владения не нашлось16. Результатом, что печально, стал удар по туристической отрасли и её «сказочному» направлению.

Подведём промежуточные итоги. Есть инициатива, заключающаяся в создании общероссийского сказочно-туристического пространства, - проект «Сказочная карта России». Проект нацелен на развитие так называемого «сказочного туризма». А «сказочный туризм», в свою очередь, можно рассматривать как широчайшее поле деятельности. И дело не только в количестве включённых в проект персонажей вместе с их домами, памятниками или ремёслами. «Сказочный туризм» - явление синтетическое, не вписывающееся в стандартные классификационные рамки. С одинаковым успехом о нём говорят как о варианте экологического, познавательного, событийного, детского, рекреационного, гастрономического или даже делового туризма. А если пофантазировать, получаются его многочисленные комбинированные формы: культурно-познавательная, познавательно-экологическая, спортивно-

16 Риц И. Колобок докатился до уголовного дела // Открытая электронная библиотека Ульянов-

ска. URL: https://ulpressa.ru/2017/03/01/kolobok-dokatilsya-do-ugolovnogo-dela/; Шувалов А. Сказке губернатора Морозова конец. Усадьба колобка с колобкодромом продаётся за 44 млн. рублей // Ежедневные новости Ульяновска. URL: http://ulnovosti.ru/content/17/33049 (Даты обращения: 10.06.2017); Саванкова Н. Ограбил Колобка // Российская газета. 2017. 15 мая.

познавательная, транзитно-этническая, событийно-рекреационная и т. д.

Накопленный в России опыт подчёркивает ещё один плюс проекта - всесезон-ность. Правда, всесезонны не все варианты. Например, поздней осенью бродить по городским улицам или лесным тропам некомфортно. Зато крытые интерактивные площадки возбуждают интерес к сказке в любое время года.

Точки на сказочной карте развиты неравномерно. Наиболее популярны местности, где в мир сказки гости приглашаются на длительное время, т.е. где много объектов, занятий и развлечений. Это либо тематические парки, компактно сконцентрировавшие различные забавы, либо тропы (дороги), ведущие к ожидаемым и неожиданным объектам, расположенным на разном расстоянии друг от друга. Яркой формой организации являются сказочные события: юбилейные или ежегодные фестивали, карнавалы, праздники, игры-соревнования, форумы. На любом этапе сказочных дел приветствуются инновационные подходы. Пока добротным и оригинальным арсеналом могут похвастаться не все участники проекта, но работа не стоит на месте. Сегодня региональные сказочники от туризма либо развивают свою (местную) инфраструктуру, либо объединяются и создают межрегиональные тематические маршруты. Те, кто ещё не шагнул на эту стезю, должен осознать, что наличие музея или памятника «прописанному» фольклорному герою - ещё не повод рассуждать о сказочном туризме.

Наконец, хотелось бы надеяться на победу добра над злом в реальной жизни и на искоренение разрушительного воздействия негативных факторов, упомянутых выше.

Состояние сказочного туризма в столице Республики Башкортостан

Теперь обратимся к проблеме развития сказочного туризма в Республике Башкортостан, точнее, в её столице - городе Уфе.

На российской сказочной карте Уфа обозначена: здесь родился С.Т. Аксаков,

автор сказки «Аленький цветочек». Аленький цветочек, собственно,и «прописался» в проекте Алексея Козловского. Прежде всего, представим сказочную инфраструктуру Уфы.

В городском аксаковском саду, где раньше находилась усадьба Аксаковых и где родился будущий писатель, на берегу небольшого аккуратного озера есть интересная скульптура - алый цветок с алым же сердцем на цветочном стебле. На сердце отпечатаны обращённые друг к другу мужская и женская ладони. Легенда обещает влюблённым, приложившим к отпечаткам свои руки, большое счастье и вечную любовь [10, с. 38]. Уфимские молодожёны включают аксаковский сад в свадебные маршруты, в будни здесь дают клятвы верности влюблённые, захаживают к цветку и одинокие - в надежде на счастье. В нашей экскурсионной практике был интересный случай. Скульптурный аленький цветочек и связанные с ним романтичные истории произвели настолько сильное впечатление на группу молодых американцев (техасцев, как они себя называли), что один из экскурсантов счёл нужным опуститься на колено и сделать своей девушке предложение руки и сердца прямо у уфимского сказочного чуда. Событие вызвало ликование всей группы и, добавив экспрессии, отразилось на общем впечатлении об Уфе.

В этом же саду несколько лет назад работал театр «Аленький цветочек». Если точнее, работало одноименное кафе, в котором по субботам и воскресеньям известные уфимские кукольники Антонина и Юрий Заяц устраивали представления для детей. В маленьком зале помещалось не более 50 человек, сцена располагалась совсем рядом с юными зрителями, и артисты имели возможность общаться с ними, превращая их в участников сказочного действа17. Со временем по каким-то причинам театр закрылся. Полагаем, если Уфа серьёзно займётся развитием «сказочного туризма», хорошо бы не упустить формат камерного кукольного театра - он может

17 Данилова Г. Камерный театр кукол «Аленький цветочек» открыл новый сезон // Российская газета. Башкортостан. 2008. 28 авг.

быть использован как оригинальная часть программы.

В 2005 г. появился музей с говорящим названием «Алоцвет». Сразу отметим, что это не традиционный музей, куда водят туристов, а интернет-музей, т.е. виртуальное культурное пространство. На сайте размещены детские книги, иллюстрации к сказкам, фильмы, мультфильмы. Изначально организаторы позиционировали «Алоцвет» как «единственный в своём роде виртуальный музей сказки Аксакова «Аленький цветочек»», но затем развернули большую работу по популяризации литературы и искусства, причём не только в сети, но и в живом общении на различных мероприятиях в музеях, школах, на выставках и т.д.18. Как туристический объект музей не рассматривается, но его информация интересна широкой аудитории, в т.ч. экскурсоводам.

Вот, собственно, и всё, что можно сказать об инфраструктуре. Немного. В Уфе есть объекты, связанные с С.Т. Аксаковым и его семьёй, но если их включить, например, в экскурсионный тематический маршрут вместе со скульптурой цветочка, то экскурсия получится аксаковская, а не сказочная.

Теперь обратимся к событийному аспекту проблемы.

Традиционным уфимским праздником является День сказки «Аленький цветочек», который отмечается 21 декабря. Руководитель проекта «Алоцвет» С.Л. Соболевская называет эту дату как день возникновения у Аксакова замысла книги для детей. Именно 21 декабря 1854 г. Сергей Тимофеевич сочинил поэтическое поздравление внучке (стихотворение «Шестилетней Оле»), в котором пообещал написать занимательную детскую книжку. Обещание выполнил через 4 года. К тому времени появилась повесть «Детские годы Багрова внука» и приложение к ней - сказка «Аленький цветочек»19. В последние десятилетия площадкой тор-

18 Соболевская С.Л. Алоцвет - цветок из садов Интернета // Сайт «Музеи России». URL: http:// www.museum.ru/N22731 (Дата обращения: 20.06.2017).

19 Там же.

жеств является Дом-музей С.Т. Аксакова, собирающий писателей, журналистов, краеведов, педагогов и просто неравнодушную публику. Конечно, приходят дети, для которых организуются анимационные программы, конкурсы и пр. К сожалению, мы не можем констатировать большой размах этого события, нет у нас также сведений о потоках туристов из других областей, желающих в этом празднике поучаствовать. Так что День сказки «Аленький цветочек» к числу туристических проектов пока не относится. Комментировать это обстоятельство сложно, учитывая, что Дом-музей С.Т. Аксакова имеет опыт масштабного празднования дня рождения писателя в конце сентября. Вероятно, сентябрь - более благоприятное для подобных мероприятий время, нежели холодный декабрьский день, осложнённый предновогодним ажиотажем. Но дата - 21 декабря - есть, и при желании её можно раскрутить. Полагаем, зима - не помеха для праздника (вспомним зимние сказочные игры в Свердловской области).

В 2017 году появился нашумевший проект - Первый телевизионный республиканский конкурс одарённых детей «Аленький цветочек». Уфа собирала гостей последовательно, отборочные туры начались в республике ещё 1 марта. А завершающим этапом мероприятия стал Гала-концерт, прошедший в июне в Башкирском государственном театре оперы и балета20. Первый конкурс стал крупным событием республиканского масштаба. Возможно, организаторы захотят распространить его престиж и за пределами Башкирии.

Название аксаковской сказки можно увидеть и на других афишах. В 2015 г. творческий коллектив филармонии подготовил премьеру - мюзикл для всей семьи «Аленький цветочек». Это современное прочтение сказки с перемещениями героев в разные страны и представлением этих стран на языке их музыки и танца. Красочность представлению обеспечивают не только артисты, но и оформление: видеоинсталляции, световые эффекты,

20 Капкаева И. Так вот ты какой, «Цветочек

аленький»! // Вечерняя Уфа. 2017. 2 июня.

интересные декорации. Недавно Уфа дождалась ещё одной премьеры - волшебного балета «Аленький цветочек» в театре оперы и балета. Спектакль готовился при участии московских специалистов (хореографа, сценографа, художника по костюмам), а премьера была приурочена к аксаковским торжествам (30 сентября, 1 октября).

Вообще в конце сентября в Уфе ежегодно проходят масштабные аксаковские мероприятия, в которых в той или иной форме используется сказочное наследие писателя. Но в данном случае мы не имеем дело со «сказочным туризмом» как таковым.

Полагаем, интерес представляет вопрос: есть ли регионы, продвигающие сказочный бренд «Аленький цветочек»? Как выяснилось, есть. Так, в Ульяновской области в середине мая реализовали экскурсионный проект «В поисках Аленького цветочка» - поездку в село Радищево. В это время близ села можно увидеть огромные поля великолепно цветущего дикого пиона, что стало основанием для проведения фестиваля «Дикий пион», привлекающего тысячи туристов. Потом ульяновские краеведы напомнили, что Аксаковы - симбирский род, а кто-то даже уточнил, что именно дикий пион стал прототипом аленького цветочка в одноименной сказке21. Так родился новый проект. Добавим, что выходцами из Симбирской губернии были не только Аксаковы, но и ключница Пелагея, а ульяновским растением «цвету алого» интересуются теперь не только местные жители, но и соседи (мы, например, прочитали информацию на сайте саратовского туроператора).

Ещё один претендент на право быть родиной аленького цветочка - Самара. Правда, тут не обошлось без лукавства. В 2011 г., когда участники проекта «Сказочная карта России» «прописали» многих известных героев в своих регионах, Самара заметила, что «всех приличных уже разобрали». Цитируем источник далее:

21 Экскурсия «В поисках Аленького цветочка» // Туроператор «Моя Россия» (Саратов): официальный сайт. URL: https://www.gold-volga.ru/ index.php/ekskursiya-v-poiskakh-alenkogo-tsvet-ochka (Дата обращения: 21.06.2017).

«И хорошо, что вспомнили про Сергея Аксакова, который практически здесь в Самаре и написал свой «Аленький цветочек». И перевод стрелок никуда из песни не выкинешь»22. Произведение, вообще-то, написано в подмосковном Абрамцево, но ведь не все изучают биографию писателя в подробностях. А PR может сделать своё дело. Не будем нападать на все самарское сообщество - серьёзные авторы в публикациях оперируют, конечно, неоспоримыми фактами, например, о самарском периоде жизни Григория Сергеевича Аксакова, его дочери Ольги, которой великий дед посвятил свою сказку, и других родственников Сергея Тимофеевича [например, 2, с. 120-121, 123-124]. Но PR-трюк оказался живучим. В Самаре и сейчас предлагается обзорная экскурсия «Самара - Родина Аленького цветочка», и эта экскурсия включается в программы туров, причём даже из Уфы (один из уфимских туроператоров дословно приводит самарский PR-аргумент в описании тура «На Родину Аленького цветочка»23).

Заключение

Таким образом, следует отметить, что уфимская сказочная инфраструктура пока не развита (на сайте проекта «Сказочная карта России» об Уфе особо ничего не сообщается), зато появляются конкуренты. Никаких претензий к ним предъявить нельзя, как нельзя запретить им развивать местный туризм с использованием цветочка, «прописанного» в Уфе. Речь идёт о популяризации аксаковского сказочного наследия, что само по себе хорошо. Аналогично, как отмечено выше, распространяется в разных областях России сказочное направление, базирующееся на раскрутке образа Бабы-Яги. И все же, уфимским организаторам туризма, похоже, пора поторопиться, пока в сознании

22 Имидж города. Самара - Родина Аленького цветочка // Live Journal: блог-платформа. URL: http://andry-astashkin.livejournal.com/311582. html (Дата обращения: 21.06.2017).

23 На Родину Аленького цветочка // Туропера-

тор «Арина. Голд» (Уфа): официальный сайт. URL: http://arinagold.ru/na-rodinu-alenkogo-tsvetochka-3-dnya (Дата обращения: 21.06.2017).

массового туриста не закрепился другой «дом» аленького цветочка.

В ряде публикаций [11, 12] заметна тревога: сегодня туризм рассматривается как один из рычагов экономической стабилизации, что особенно актуально на фоне мирового финансового кризиса, а в Башкирии пока развитие туризма при наличии богатейшего потенциала происходит очень медленно.

Наконец, из всего туристического сообщества республики формированием поколений с «экологичной душой» заняты в основном представители экологического туризма24, в то время как большими возможностями обладает и туризм сказочный. Скажем больше, формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию можно не изобретать, поскольку они прописаны в литературе. Это может быть разработка праздников, мероприятий в музеях и на выставках; организация конкурсов и выставок детского или семейного творчества; участие в мастер-классах с изготовлением и вручением сувениров родным или пожилым людям и пр. [7, с. 506]. Можно вовлекать туристов в сказочную игру, ведь сказку и игру объединяют деятельность фантазии и поглощённость вымыслом. Игра погружает в захватывающие сказочные события, а в ходе развития сюжета усиливается сопереживание героям, формируется эмоциональный опыт, возникает желание фантазировать, находить нестандартные решения в различных ситуациях [8, с. 48-49]. Полезен опыт других регионов. Ещё лучше подойти к делу творчески, тогда и у нас туристический формат сказки внесёт весомый вклад в преодоление духовно-нравственного кризиса и воспитание «экологичных душ».

24 Году экологии и особо охраняемых природных территорий посвящается. Экотрадиция в Башкирии // Блог Централизованной системы массовых библиотек Уфы. URL: http://blog.ufa-lib.ru/novyj-resurs (Дата обращения: 25.06.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список источников:

1. Агаджанян Н.А. Экология души: система образования и воспитания // Экология человека. 2012. №8. С. 15-18.

2. Барабанова Н.А., Бурхетьева М.Ю. Роль Аксаковых в истории самарского края // Национальное культурное наследие России: региональный аспект: сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. Самара: Самарск. гос. ун-т культуры, 2016. С. 119-125.

3. Баркова В.В., Сидорова У.В. Термин «экология души» и некоторые аспекты его исследования // Вестн. Южно-Уральск. гос. ун-та. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2013. Т.13. №2. С. 148-150.

4. Баркова В.В. Философский лик метафоры «экология души» // Социум и власть. 2013. №5(43). С. 101-106.

5. Жерносенко И.А., Мамыев Д.И. Феномен «экологии души» через призму религии, философии и культуры // Мир науки, культуры, образования. 2013. №3(40). С. 354-356.

6. Крестовский А.В. Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2008. №2. С. 320-329.

7. Россова Ю.И. Проблема экологии души в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. №6-0. С. 506.

8. Санникова Н.И. Социально-педагогические функции сказки // Ярославский педагогический вестник. 2012. №2. T.II. С. 47-51.

9. Смирнова Е.В. Перспективы развития сказочного туризма в России // Вестник РМАТ. 2014. №2. С. 136-138.

10. Соболевская С.Л. Памятники Уфы: соединяя Восток и Запад // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. №4. С. 38-43.

11. Усманов И.Ю., Лебедев А.И., Матвеева Л.Д., Борнеман Е.П. Альтернативные подходы к стратегии развития туризма в Башкирии до 2030 г. // Стратегия Республики Башкортостан - 2030: приоритеты экономического роста: сб. науч. статей Всерос. науч.-практ. конф. Уфа: Уфимск. гос. нефтян. техн. ун-т, 2017. С. 156-163.

12. Хайретдинова Н.Э., Хайретдинова О.А. Инновационные технологии в туристско-экскурсионной деятельности // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. статей Междунар. науч.-практ. конф.: в 4-х ч. Ч. 1. Уфа: Уфимск. гос. ун-т экономики и сервиса, 2016. С. 191-198.

13. Хайретдинова Н.Э. О создании детских театров в г. Уфе в 1930-е годы // International innovation research: сб. мат. VII Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 38-42.

14. Jarv R. Fairy Tales and Tourist Trips // Fabula. 2010. №51(3-4). Pp. 281-294.

15. Mahika E.-C. Current trends in tourist motivation // Cactus Tourism Journal. 2011. Iss.2. Vol.2. Pp. 15-24.

16. Usmanov I.Yu., Lebedev A.I., Usmanov Yu.I., Solodilova N.Z., Matveeva L.D., Shaikhutdinova G.F. The

Southern-Urals road of health: conception of sport-tourist cluster // International Journal of Humanities and Cultural Studies. 2016. №S. Pp. 1122-1129.

Natalia E. KHAYRETDINOVA a, Olga A. KHAYRETDINOVA b

a-b Ufa State Petroleum Technological University (Ufa, Rep. of Bashkortostan, Russia); a PhD in History, Associate Professor; e-mail: tovarisch_mama@mail.ru; b Senior Lecturer; e-mail: khairetdinova.oa@gmail.com

THE CONCEPT OF "SOUL ECOLOGY" THROUGH THE PRISM OF "FAIRY-TALE TOURISM": THE REGIONAL CASES OF RUSSIA

The article notes that the modern world is on the verge of environmental crisis. This is due to the moral and spiritual crisis of humanity and a consumer attitude to nature. Against this background, the public increasingly began to turn to the idea of soul ecology, or "protection of the soul from pollutions". Expertly-organized tourism can educate a responsible person. Usually the ecology of the soul associated with eco-tourism. But the authors believe that a fairy-tale tourism can be also engaged in moral and spiritual upbringing with great success.

The article analyzes the domestic experience of creating a fairy-tale tourism infrastructure, identifies strengths and weaknesses of this work in different regions of Russia, and presents the information about the possibility of fabulous tourism development in the framework of the project "Fairytale Map of Russia". The authors study organizational aspect of the problem, and reveal the most effective methods of popularization of the fairy-tale direction of tourism and the proven ways of involving tourists in the fairy-tale environment. The article characterizes the factors negative affecting the fabulous tourism development.

The authors found out that not all regions, identified in the project "Fairytale Map of Russia" and oriented to travel in a fairy tale, have managed to organize tourist flows. This happens mainly due to the small number of thematic objects and the inability to create routes, but also because of the lack of interactive programs.

Special attention is paid to the state of fabulous infrastructure in Ufa, the capital Bashkiria. Ufa - small motherland of S. T. Aksakov, the author of the famous tale "The Scarlet flower". This fact became the basis to include our city in the project "Fairytale Map of Russia" as "the house" of the scarlet flower. However, Ufa is one of the cities, having solitary monuments of fabulous characters who are unable to determine the prospects of development of regional fairy-tale tourism. In addition, Ufa has not yet engaged in the creation of interactive programs, providing a high level of interest in the fairy-tale tourism.

Keywords: soul ecology, fairy-tale tourism, project "Fairytale Map of Russia", Ufa, scarlet flower.

References

1. Agadzhanyan, N. A. (2012). Ekologiya dushi: sistema obrazovaniya i vospitaniya [Ecology of soul: The system of education and upbringing]. In: Ehkologiya cheloveka [Human Ecology], 8, 15-18 (In Russ.).

2. Barabanova, N. A., & Burhet'eva, M. Yu. (2016). Rol' Aksakovyh v istorii Samarskogo kraya [The Aksakov's role in the history of Samara region]. In coll.: Nacional'noe ku'turnoe nasledie Rossii: regional'nyj aspect [The national cultural heritage of Russia: Regional aspect]: Proceedings of the All-Russian scientific-practical conf., 119-125. (In Russ.).

3. Barkova, V. V., & Sidorova, U. V. (2013). Termin "ekologiya dushi" i nekotorye aspekty ego issledovaniya [The term "soul ecology" and some aspects of its study]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. [Bulletin of South Ural State University], 13-2, 148-150. (In Russ.).

4. Barkova, V. V. (2013). Filosofskij lik metafory «ekologiya dushi» [The face of the philosophical metaphor of "soul ecology"]. Socium i vlast'[Society and Power], 5, 101-106. (In Russ.).

5. Zhernosenko, I. A., & Mamyev, D. I. (2013). Fenomen "ekologii dushi" cherez prizmu religii, filosofii i kul'tury [The phenomenon of "soul ecology" through the prism of religion, philosophy and culture]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education], 3, 354-356. (In Russ.).

6. Krestovskij, A. V. (2008). Rol' narodnoj skazki v vospitanii duhovno-nravstvennyh kachestv mladshih shkol'nikov [The role of folk tales in the education of spiritually-moral qualities of younger students]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2, 320-329. (In Russ.).

7. Rossova, Yu. I. (2015). Problema ekologii dushi v sovremennom obrazovanii [The problem of soul ecology in modern education]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 6-0, 506. (In Russ.).

8. Sannikova, N. I. (2012). Social'no-pedagogicheskie funkcii skazki [The socio-pedagogical functions of tale]. Yaro-slavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2—II, 47-51. (In Russ.).

9. Smirnova, E. V. (2014). Perspektivy razvitiya skazochnogo turizma v Rossii [The prospects of fabulous tourism in Russia]. Vestnik RMAT[Bulletin RIAT], 2, 136-138. (In Russ.).

10. Sobolevskaya, S. L. (2013). Pamyatniki Ufy: soedinyaya Vostok i Zapad [Monuments of Ufa: East and West combination]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 4, 38-43. (In Russ.).

11. Usmanov, I. Yu., Lebedev, A. I., Matveeva, L. D., & Borneman, E. P. (2017). Al'ternativnye podhody k strategii razvitiya turizma v Bashkirii do 2030 g. [Alternative approaches to strategy of tourism development in Bashkortostan till 2030]. In coll.: Strategiya Respubliki Bashkortostan - 2030: prioritety ekonomicheskogo rosta [Strategy of the Republic of Bashkortostan - 2030: priorities of economic growth]: Proceedings of the All-Russian scientific-practical conf., 156-163. (In Russ.).

12. Khayretdinova, N. E., & Khayretdinova, O. A. (2016). Innovacionnye tekhnologii v turistsko-ehkskursionnoj deyatel'nosti [Innovative technologies in tourist and excursion activities]. In coll.: Aktual'nye voprosysovremennoj nauki [Topical Issues of Modern Science]: Proceedings of the International scientific-practical conf., 191-198. (In Russ.).

13. Khayretdinova, N. E. (2017). O sozdanii detskih teatrov v g. Ufe v 1930-e gody [On the establishment of children's theatres in Ufa in the 1930-ies]. In: International innovation research: Proceedings of the VII International scientific-practical conf., 38-42. (In Russ.).

14. Jarv, R. (2010). Fairy Tales and Tourist Trips. Fabula, 51(3-4), 281-294.

15. Mahika, E.-C. (2011). Current Trends in Tourist Motivation. Cactus Tourism Journal, 2-2, 15-24.

16. Usmanov, I. Yu., Lebedev, A. I., Usmanov, Yu. I., Solodilova, N. Z., Matveeva, L. D., Shaikhutdinova, G. F. (2016). The Southern-Urals road of health: Conception of sport-tourist cluster. International Journal of Humanities and Cultural Studies, S, 1122-1129.

Хайретдинова Н.Э., Хайретдинова О.А. Концепт «экологии души» через призму «сказочного туризма»: региональные кейсы России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т.11. №4. С. 112-123. DOI: 10.22412/1995-0411-2017-114-112-123.

Дата поступления статьи: 02 августа 2017 г.

Khayretdinova, N. E., & Khayretdinova, O. A. (2017). The concept of "soul ecology" through the prism of "fairy-tale tourism": the regional cases of Russia. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 11(4), 112-123. doi: 10.22412/1995-0411-2017-11-4-112-123. (In Russ.).

Received August 2, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.