Научная статья на тему 'Роль специализированных туристских проектов, основанных на развитии национальных сказочных символов, в патриотическом воспитании детей'

Роль специализированных туристских проектов, основанных на развитии национальных сказочных символов, в патриотическом воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / развитие детского патриотизма / специализированные туристские проекты / сказки / национальные образы / patriotism / development of children's patriotism / specialized tourism projects / fairy tales / national images

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агамирова Екатерина Валерьевна, Агамирова Елизавета Валерьевна

Данная статья посвящена специализированным проектам, целью которых является формирование и развитие патриотизма у детей младшего возраста. В последнее время проблемам патриотического воспитания отводится значительное место в государственных и региональных образовательных и воспитательных программах. Однако, как отмечено в статье, недостаточное внимание уделяется вопросам развития патриотизма у детей младшего возраста, которые в наибольшей степени восприимчивы к различным формам воздействия и проходят один из самых важных этапов формирования самосознания. В статье выделены функции и приёмы развития детского патриотизма и обоснованно, что для формирования этого чувства у детей важна эмоциональная привязка к территории или месту, а также показано, что разработка специализированных туристских и краеведческих проектов может являться инструментом формирования и продвижения образов национальных героев и чувства патриотизма в целом. В статье дано описание специализированного проекта «Сказочная карта России». Авторами выявлена потенциальная возможность его использования в детских образовательных и воспитательных программах для развития патриотизма. Основной задачей создания образа национального фольклорного героя является выделение и позиционирование его сильных сторон и качеств, которые в большинстве случаев ложатся в основу формирования личности ребёнка и могут быть использованы для развития его патриотических черт. В статье представлена характеристика русских национальных сказочных героев, которые могут быть положены в основу эмпирического образа для развития чувства любви к Родине у маленьких детей. Авторами определено, что использование представленных сказочных образов позволяет решить целый ряд важнейших задач, связанных с различными направлениями воспитания детей, раскрыта связь общих воспитательных функций с функциями развития патриотизма, а также представлена категоризация фольклорных образов национальных сказочных героев по принципу их влияния на развитие определённых общекультурных и патриотических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SPECIALIZED TOURISM PROJECTS BASED ON THE NATIONAL FAIRYTALE SYMBOLS IN PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN

The article is devoted to specialized tourism projects, which are focused on the formation and development of patriotism in young children. In recent years, the problems of patriotic education take key place in national and regional educational and training programs. However, as it is noted in the article, not enough attention is paid to development of patriotism in young children, who are most susceptible to the effects of various forms and pass through one of the most important stages in the formation of identity. The article highlights the features and techniques of children's patriotic development and justifies importance of emotional connection with a territory or place in formation of this feeling in children. The article also shows that the development of specialized tourism and local history projects can be an instrument of formation and promotion of images of national heroes and patriotism in general. The article describes a specialized project "Fairytale Map of Russia". The authors have revealed the potential for its use in children's educational and training programs for the development of patriotism. The main objective of creating an image of the national folk hero is the selection and positioning of its strengths and qualities, which in most cases are the basis for the formation of the child's personality and can be used for the development of patriotic characteristics of children. The article presents the description of Russian national fairytale heroes that may be the basis for an empirical image for the generation a sense of love of country in young children. The authors have determined that the use of submitted fairytale images allows solving a number of key tasks associated with different areas of children’s education. In the article the connection between common educational functions and the functions of patriotism is revealed; and categorization of folk images of national fairytale heroes on the basis of their impact on the development of certain common cultural and patriotic qualities is provided.

Текст научной работы на тему «Роль специализированных туристских проектов, основанных на развитии национальных сказочных символов, в патриотическом воспитании детей»

СЕКЦИЯ «ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ»

УДК: 338.48-61 DOI: 10.12737/ 17464

РОЛЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТУРИСТСКИХ ПРОЕКТОВ, ОСНОВАННЫХ НА РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СКАЗОЧНЫХ СИМВОЛОВ, В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Агамирова Екатерина Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, [email protected],

Агамирова Елизавета Валерьевна, кандидат экономических наук,

доцент кафедры туризма и гостиничного дела, [email protected]

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), (филиал) ФГБОУ ВО «Российского государственного университета туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Данная статья посвящена специализированным проектам, целью которых является формирование и развитие патриотизма у детей младшего возраста. В последнее время проблемам патриотического воспитания отводится значительное место в государственных и региональных образовательных и воспитательных программах. Однако, как отмечено в статье, недостаточное внимание уделяется вопросам развития патриотизма у детей младшего возраста, которые в наибольшей степени восприимчивы к различным формам воздействия и проходят один из самых важных этапов формирования самосознания

В статье выделены функции и приёмы развития детского патриотизма и обоснованно, что для формирования этого чувства у детей важна эмоциональная привязка к территории или месту, а также показано, что разработка специализированных туристских и краеведческих проектов может являться инструментом формирования и продвижения образов национальных героев и чувства патриотизма в целом.

В статье дано описание специализированного проекта «Сказочная карта России». Авторами выявлена потенциальная возможность его использования в детских образовательных и воспитательных программах для развития патриотизма. Основной задачей создания образа национального фольклорного героя является выделение и позиционирование его сильных сторон и качеств, которые в большинстве случаев ложатся в основу формирования личности ребёнка и могут быть использованы для развития его патриотических черт.

В статье представлена характеристика русских национальных сказочных героев, которые могут быть положены в основу эмпирического образа для развития чувства любви к Родине у маленьких детей. Авторами определено, что использование представленных сказочных образов позволяет решить целый ряд важнейших задач, связанных с различными направлениями воспитания детей, раскрыта связь общих воспитательных функций с функциями развития патриотизма, а также представлена категоризация фольклорных образов национальных сказочных героев по принципу их влияния на развитие определённых общекультурных и патриотических качеств.

Ключевые слова: патриотизм, развитие детского патриотизма, специализированные туристские проекты, сказки, национальные образы

В современной России усиливаются негативные тенденции, связанные с международными и внутренними проблемами миграции, обострением экономических и политических противоречий, в связи с этим всё более остро проявляется потребность воспитания патриотизма.

Под патриотизмом принято понимать любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу [19].

Развитие патриотизма связано с последовательным процессом формирования личности на всех этапах жизненного цикла. Этот вопрос остаётся особенно важным в связи с тем, что существующие программы ориентированы преимущественно на молодежь и детей среднего и старшего школьного возраста [7, с. 107-114; 21, с. 475].

Однако основные формы восприятия окружающего мира у человека формируются именно в раннем детстве. Психологи отмечают, что усвоенное ребёнком в раннем детстве проявляется в течение всей его жизни в большей степени на неосознанном уровне [14, с. 21].

Методы воспитания, в т.ч. и те, на которые ориентировано развитие патриотизма, для детей дошкольного возраста отличаются в силу их психологических особенностей восприятия. Они ориентированы на образы, эмоции и встраивание патриотических моделей в социальные шаблоны поведения [2, с. 38; 11, с. 241-244].

Таким образом, воспитание детского патриотизма следует осуществлять через создание условий для формирования:

-патриотического сознания через потенциал русских национальных символов;

-патриотической среды через осознание территории как Родины.

Воспитание патриотических чувств у детей, любви к родине осуществляется через сказку - самые доступные и любимые детьми образы.

В настоящее время особенно актуально использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей детей, поскольку в условиях внедрения идеологии, культуры и образа жизни западных стран наблюдается сведение к минимуму традиций русского народа [16].

Роль русских народных сказок в гражданско-патриотическом воспитании детей неоценима, т. к. именно они воспитывают в традициях русского народа, транслируют

ребенку основанное на духовно-нравственных народных воззрениях понимание жизни [5, с. 51-53; 9, с. 34].

Основой для народных сказок служила жизнь народа: обычаи и окружающая природа, верования. В большинстве сказок отражены лучшие черты русского народа: безграничная преданность родине, верность в бою и трудолюбие. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало эти произведения эффективным средством передачи лучших черт из поколения в поколение.

В исторических сказках прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров.

В сказках ярко отражался характер патриотического воспитания: богатыри всегда вставали на защиту своей Родины, герои народных сказок, в конце концов, всегда возвращались на родину, в эпической форме предания доводили сведения о давно минувших событиях, подвигах богатырей, которые воспитывали у детей уважение к родным героям, любовь к родной земле, формировали у них патриотическое сознание и чувства [15].

Русские народные былины тоже являются героическим эпосом народа и имеют большое значение в воспитании любви к родной истории, в них всегда рассказывается о закономерной победе добра над злом. Богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических повествований.

Очень важно, что народным героям судьба Родины дороже их жизни, они преисполнены чувства собственного достоинства, заступаются за попавших в беду, отстаивают справедливость.

Можно выделить основные функции сказок и народного эпоса с точки зрения развития патриотизма у детей, раскрывающиеся в двух областях (табл.).

1. Воспитательная область:

-воспитание на основе содержания русских народных сказок уважения к традициям народной культуры;

-формирование и закрепление знаний детей о культурном богатстве русского народа;

-развитие эмпатии и толерантности у детей на основе содержания русских народных сказок.

2. Образовательная область:

-формирование патриотического сознания детей на основе русских народных

сказок.

Таблица - Характеристика воспитательных и патриотических функций, реализуемых через образы национальных сказочных героев

№ п/п Воспитательные функции Патриотические функции Национальный образ (герой), сказка

1. Формирование представления о любви к родине, к родному краю Формирование чувства гражданственности, готовности жить, учиться, работать для своего народа и стремиться укреплять, улучшать свое государство Алёша Попович, Илья Муромец, Иван-царевич Добрыня Никитич

2. Воспитание трудолюбия, ценностной ориентированности Воспитания гражданина, способного жить в обществе и быть полезным этому обществу. Формирование человека - гражданина, специалиста профессионала Хаврошечка, Царевна-Лягушка, Мороз Иванович

3. Развитие понимания силы коллективизма. Воспитание дружелюбия взаимовыручки, чувства товарищества Развитие национальных черт характера, традиций Репка. Иван Царевич и Серый волк

4. Воспитание гостеприимства Развитие национальных черт характера, традиций Водяной. Марья-Искусница

5. Развитие мудрости и находчивости русского народа Развитие национальных черт характера Иванушка-дурачок, Василиса Премудрая, Садко, Сивка-Бурка

6. Уважение и почитание своих родителей, старших, близких и старых людей, воспитание навыков доброжелательного, заботливого поведения Возможность передачи национальных ценностей от поколения к поколению Аленький цветочек, Морозко, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Петушок и бобовое зернышко

7. Развитие умения противостоять трудностям, мужества, отваги, бесстрашия перед врагом. Воспитание у детей смелости, отваги, умения прийти на выручку в трудную минуту Воспитание личности гражданина -патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Способствование воспитанию национально-сознательных, духовно и физически развитых граждан (Мужские образы) Илья Муромец, Алёша Попович, Царь Берендей

8. Предназначение женщины создать комфортную среду, где она и её семья чувствует себя спокойно и защищено, где сила приумножается Создание и выражение национальной модели семьи и семейных ценностей (Женские образы) Василиса Премудрая, Снегурочка, Золотая рыбка

Таким образом, сказка является благодатным и ничем не заменимым источником воспитания любви к Родине, духовным богатством культуры, изучая которое ребёнок

познает сердцем родной народ. Русские народные сказки формируют начало любви к своему народу, к своей стране, воспитывают ребёнка в традициях русского народа.

Важную роль в формировании патриотических чувств у детей на основе русских национальных символов играет разработка специализированных проектов, связанных с героями национального территориального эпоса.

Примером является проект «Сказочная карта России», который стартовал в 2010 году (автор - журналист А. Козловский). Это культурно-туристский межрегиональный проект, направленный на туристское развитие и продвижение регионов России. Проект основан на культурном наследии страны: на народных сказках, былинах, легендах. Он был создан с помощью специалистов - историков, филологов, краеведов.

Многие регионы боролись за участие в «Сказочной карте России» [6]. Сейчас в этот проект входят 45 сказочных персонажей, которые разместились в 25 регионах нашей страны. Лидером среди регионов является Ярославская область, где туроператор «Волга-тур» при содействии данного проекта разработал маршруты по «Сказочному кольцу России».

Проект «Сказочная карта России» задумывался как информационный инструмент для регионов, который позволит им продвигать собственные оригинальные идеи, используя культурно-туристский потенциал.

Следует отметить тот важный фактор, что проект может стать также и воспитательно-педагогическим инструментом, информационной платформой для формирования программы патриотического воспитания детей. Его потенциал может быть задействован в ещё большей степени в том случае, если получит развитие и будет перенесен из «виртуальной» в реальную сферу, т.е. будет представлен в туристских и экскурсионных программах, что означает возможность формирования готовых для реализации туров и экскурсий для детей.

Такие проекты могут быть созданы на базе туристских региональных программ и ресурсов регионов. В то же время специализированные проекты, разработанные с привязкой к территории, играют особую роль в развитии осознания принадлежности к стране, территориального чувства Родины.

Необходимо отметить, что особенностью детского восприятия является их тесная связь с действиями. Поэтому очень важно, чтобы дети в этом возрасте могли видеть и эмоционально участвовать в событиях, связанных с формируемым образом сказочного героя [13, с. 391].

Таким образом, при воспитании патриотических чувств через фольклорные образы и символы, олицетворённые в русских национальных сказках, важно поддерживать в детях интерес через воплощение в жизнь событий и явлений, связанных с жизнью этих сказочных героев, через их «оживление» [4, с. 310].

Основываясь на информации о таких важных особенностях восприятия ребёнка, можно выделить особую роль в усилении влияния на развитие патриотизма у детей специализированных туристских проектов, связанную с возможностью визуализации образа и привязки к территории (реальным существующим объектам). Направленная визуализация образа, реализованная через поездки и специализированные туристские проекты, проводит ребенка через позитивные ощущения прикосновений, запахов, звуков и видений [3, с. 23-28].

Так, с помощью разработки или развития туристского проекта можно значительно повысить уровень любви к стране, а также к своему краю и малой родине [8, с. 81].

Помимо вышеизложенного, необходимо отметить ещё одну особенность воспитательной работы с детьми младшего возраста. Развитие патриотических чувств у детей проходит в несколько этапов.

В первую очередь, необходимо формировать у детей знания об их родном крае и чувство привязанности к тем местам, где они родились и выросли и с которыми у них связаны пережитые ими яркие эмоции.

Содействуя формированию у нового поколения чувства патриотизма, любви к стране, это чувство необходимо прививать ребенку с раннего детства, начиная с любви и уважения к своей семье, обществу, в котором он живет, малой Родине. Поэтому в процессе патриотического и духовно-нравственного воспитания детей следует больше внимания уделять мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края и регионами страны [12, с. 21].

Создать реальные переживания и помочь осознать чувство привязанности к своей родной земле у детей младшего возраста возможно благодаря экскурсии, в которой они принимали бы живое участие: совершали походы по сказочным местам родного края, встречались с людьми, олицетворяющими тот или иной сказочных образ, героя, со «свидетелями», «потомками». Активное участие детей в экскурсии, если она будет отличаться высокой аттрактивностью и содержательностью, вызовет у них чувство восхищения и стремление подражать сказочным героям.

Одним из основных инструментов для решения задачи патриотического воспитания является вовлечение детей в разнообразные виды практической деятельности

и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Этого можно достичь через различные виды развлекательной и общественно полезной деятельности: экспедиции за эпосом, изучение традиционной культуры, празднование знаменательных дат и др. мероприятия, связанные с событиями из сказок.

В воспитательном процессе очень важно использовать такую форму обучения, как экскурсия, поскольку именно с помощью экскурсии можно познакомить детей с объектами реального мира в их естественном окружении, т.е. с реальной жизнью.

Так, специализированные туристские проекты, основанные на краевом фольклорном символе, могут стать инструментом, который позволяет региону сформулировать свое ключевое преимущество в воспитании патриотических чувств у детей.

Развитие туристских подобных проектов - сравнительно новое направление. Для визуализации сказочного, эпического образа могут использоваться любые символы, имена, достопримечательности, связанные с этим регионом и вызывающие положительные эмоции. Однако, для того чтобы проект стал успешным, недостаточно удачной идеи, необходимо еще и эффективно организованное управление им.

Основные принципы при управлении региональным проектом - найти и усилить преимущества определенного региона. При этом всегда стоит помнить, что особенности города или региона, выбранные в качестве визуализации сказочного образа, обязательно должны вызывать положительные ассоциации. Кроме того, образ должен быть правдивым и иметь под собой реально существующий туристский объект. В настоящее время создание такой «сказочной инфраструктуры» является важной задачей, которая требует особого внимания [1, с. 60-68].

Безусловно, это важный процесс, который способствует обеспечению высокой аттрактивности региона. В то же время «сказочную инфраструктуру» невозможно создать одномоментно - это работа, требующая привлечения трудовых ресурсов, инвестиций и квалифицированных специалистов [20, с. 688].

Рассмотрим, как в рамках специализированных туристских проектов реализуется развитие сказочной инфраструктуры. Представленные проекты уже можно использовать для развития патриотизма у детей.

В Ярославской области село Кукобой считается родиной Бабы-Яги. Баба-Яга -дарительница и советчица, хранительница своего лесного пространства и окрестностей со всеми их обитателями.

В Кукобое построена Избушка на курьих ножках. Гостям предложат сначала посетить Храм а затем - Избушку, где их угостят чаем со знаменитыми кукобойскими пирогами, проведут конкурсы и другие развлекательные мероприятия.

Туристы смогут посетить музей сказки, познакомиться с хранительницей музея Марьей-Искусницей, увидеть необычные сказочные экспонаты. В Музее сказки в рамках сказочно-экскурсионной программы знакомят с народными преданиями и готовят к встрече с главной обитательницей Кукобоя - Бабой-Ягой.

Есть в селе и Медвежий угол, где живет Михайло Потапович или Топтыгин.

В русских народных сказках медведь всегда добрый, сильный, способен защищать слабых, найти справедливость и единственное верное решение [9].

Ярославская область, г. Мышкин - «Мышка-Норушка»

По легенде город Мышкин Ярославской области построен в XIII веке на месте, где мышка спасла русского князя от смерти: разбудила, когда к тому приближалась змея. Город Мышкин - российский рекордсмен по количеству музеев и выставочных залов. Главный из них - Музей мыши - единственный в мире. Мышиный бренд используется достаточно широко: работает комплекс «Мышкины палаты» с развлечениями для туристов, гостей принимает гостиница «Мышкино подворье», работает ресторан «Мышеловка». Летом проходит ежегодный Фестиваль мыши.

Г. Переславль-Залесский

В Переславле-Залесском находится «Дом Берендея» - центр сохранения и развития народных традиций и народных художественных промыслов, который восстанавливает утраченные исторические связи и предлагает развлекательные интерактивные фольклорные представления [6].

Туристы могут посетить палату царя Берендея, который, согласно одному из преданий, жил в Переславском крае, услышать от него рассказ о древних берендеях и увидеть его трон. Также можно принять участие в веселых фольклорных праздниках.

Ростов Великий считается родиной Алеши Поповича, Емели и Щуки.

Краеведы нашли много фактов, свидетельствующих о том, что легендарный герой русских былин Алеша Попович родился в Ростове в XII веке в семье священника. Уже стартовала программа «В гостях у Алеши Поповича». Алеша Попович сопровождает туристов на всем протяжении маршрута по ростовской земле. Они не только узнают о ремеслах, посещают музей-заповедник, но и участвуют в пикнике на берегу озера Неро, в обряде посвящения в богатыри и в играх. В городе есть купеческая усадьба с богатырским

подворьем, где устраиваются спектакли по мотивам русских народных сказок и шуточные сражения.

В Ростове регулярно проводятся праздники «По щучьему велению». Фестиваль начинается конкурсом колокольных звонарей, продолжается торжественным парадом во главе с самим Емелей, едущим, как ему и положено, на печи, а заканчивается массовыми плясками, играми и угощением щучьей ухой. Эта рыба - главная достопримечательность ростовского озера Неро, ведь по легенде именно здесь живет та самая волшебная щука [17].

Великий Устюг - родина Деда Мороза

В городе функционирует офис Деда Мороза, в котором есть почта, сувенирная лавка, тронный зал, музей и мастерские. Дети смогут сфотографироваться с Дедом Морозом в тронном зале и побеседовать с ним, а также отправить письмо с автографом и печатью Деда Мороза, самостоятельно изготовить поделку в мастерской. Поблизости от Великого Устюга располагается развлекательный центр «Вотчина Деда Мороза», который предоставляет такие услуги, как катание на лошадях, лыжах, коньках, санях, а также проживание и питание.

Кострома

В этом городе находится терем Снегурочки. Вместе с ней в нем проживают Домовой, Домовиха и ученый кот Баюн. Круглогодично здесь можно померзнуть в Ледяном зале, пообщаться с самой Снегурочкой, посмотреть кукольное шоу и принять участие в игровых программах.

Также в Костромской области находится деревня Щелыково, в которой расположено имение А.Н. Островского, автора сказки о Снегурочке.

Во Владимирской области символом города Мурома стал Илья Муромец.

В центре города установлен бронзовый монумент богатырю Илье Муромцу -одному из главных героев древнерусского былинного эпоса, воплощающему народный идеал героя-воина. Туристы могут посетить экспозицию, посвященную богатырю, находящуюся в историко-краеведческом музее, во дворе которого растёт дуб времен Ильи Муромца.

В России есть еще много мест, связанных со сказочными героями, однако туристская инфраструктура там еще слабо развита. К этим местам относятся [18]:

Ульяновская область, село Новая Беденьга-родина Колобка.

Кировская область, г. Киров - родина Кикиморы;

Нижегородская область, село Большое Болдино было признано местом «рождения» Золотой рыбки;

Архангельская область, Кенозерье - родина Иванушка-дурачка;

Новгородская область, село Гостцы - родина Садко;

Тверская область, г. Старица - родина Кощея Бессмертного;

г. Псков - родина Русалки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ярославская область, поселок Ермаково - родина Курочки Рябы;

г. Пошехонье - родина Водяного;

Курская область, село Береза - родина Соловья-разбойника;

Москва - родина Чебурашки;

Рязанская область, посёлок Шилово - родина Добрыни Никитича;

г. Тула - родина Левши.

Таким образом, специализированные туристские проекты для детей, ориентированные на активный досуг и выполняющие нравственно-воспитательные функции, могут являться также и эффективным инструментом создания и продвижения образов национальных героев и формирования патриотизма.

Посетив легендарные места, связанные с национальной мифологией, ребёнок проникается национальным духом, культурой и чувствует свою причастность к ценностям и образу России. Именно это способствует воспитанию у молодых россиян патриотизма и любви к своей Родине. Чтобы любить свою страну, ее надо знать, надо увидеть своими глазами. Познав красоту своей земли, широту и уникальность русской души, невозможно не полюбить Россию. А любить - значит быть патриотом.

Литература

1. Агамирова Е.В., Агамирова Е.В. Создание искусственной мотивации для формирования клиентских потоков в туристские регионы // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2015. - Т. 9, № 1. - С. 60-68.

2. Дошкольное детство - фундамент становления личности, развития основ патриотизма в условиях ФГОС ДОУ / Н.П. Бобкова, Е.В. Токач, Е.С. Ершова, О.В. Курьята, О.В. Менайлова // Проблемы функционирования современного государства: право, политика, экономика, образование: сб. научных докладов международной научно-практической конференции. - М: АНО Изд. дом «Науч. обозрение», 2015. - С. 37-50.

3. Бостанджогло М.М., Рожков М.И. Воспитательный потенциал детского туризма // Воспитание школьников. - 2015. - № 8. - С. 23-28.

4. Бурляева О.В., Журавлева М.А. Этнокультурный компонент предметно-развивающей среды дошкольного учреждения как средство формирования личности ребенка // Казанская наука. - 2011. - № 1. - С. 308-310.

5. Долгополова Е.С. Творческий проект русские сказки: почему героизм не знает времени? // Социосфера. - 2013. - № 1. - С. 51-53.

6. «Дом Берендея» г. Переславль-Залесский: информационный портал Ярославской обл. [Электронный ресурс]: URL: http://www.dom-berendej .ru/ (дата обращения: 28.01.2015).

7. Егорова В.А., Егорова А.М. Воспитание патриотизма в детском творческом коллективе // Молодой ученый. - 2011. - № 8-2. - С. 107-114.

8. Кирюханцев К.А. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ / К.А. Кирюханцев, И.А. Гизатова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 80-82.

9. «Кукобойская старина» с. Кукобой: информационный портал Ярославской обл. [Электронный ресурс]: URL: http://babajaga76.ru/skazochnye-geroi (дата обращения: 28.01.2015).

10. Козина Л.В., Бородина М.В. Знакомство младших дошкольников с русскими народными сказками // Научный поиск. - 2013. - № 2-6. - С. 33-35.

11. Кондрашова Е.Н. Психолого-педагогические основы формирования у младших школьников историко-краеведческих понятий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № 11. - С. 24-244.

12. Никандров В. Д. Общество, школа, семья: православные традиции и современная Россия // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 2. - С. 18-24.

13. Новиченкова И.П. Формирование представлений о достопримечательностях родного города у детей 4-5 лет посредством продуктивной деятельности // Образование в современном мире: новое время - новые решения: Осовские педагогические чтения. -2014. - № 1. - С. 390-397.

14. Плохотник Т.М. В поисках истоков патриотизма. Размышления детского библиотекаря // Библиотечное дело. - 2011. - № 13. - С. 19-21.

15. Роганина М.В. Русская народная сказка как отражение особенностей русского менталитета: философский анализ // Бюллетень медицинских интернет-конференций. -

2013. - Т. 3, № 2. [Электронный ресурс]: URL: http://ores.su/ru/iournals/byulleten-meditsinskih-internet-konferentsij/2013-tom-3-nomer-2/a70226 (дата обращения: 26.11.2015).

16. Роль литературы в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвященной Году литературы в Республике Башкортостан и Российской Федерации, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне / ред. коллегия: P.M. Латыпова (отв. редактор); Н.А. Ласынова (отв. редактор); Г.М. Булякова; Л.Р. Сулейманова; Х.Б. Нургалина; Г.Х. Самирханова. - Сибай: изд-во ГУП РБ «Сибайская городская типография», 2015.

17. Сказочная карта России: сайт Национальной премии Гражданская инициатива. [Электронный ресурс]: URL: http://premiagi.ru/initiative/270 (дата обращения: 25.11.2015).

18. Сказочная карта России: МБУК Централизованная библиотечная система г. Апатиты. [Электронный ресурс]: URL: http://www.apatitylibr.ru/index.php/2012-05-31-06-53-10 (дата обращения: 26.11.2015).

19. Толковый словарь Ушакова. [Электронный ресурс]: URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=44982 (дата обращения: 25.11.2015).

20. AgamirovaEk.V., AgamirovaEl.V., Adashova T.A., Valkova T.M., Kosareva N.V., Lapochkina V.V. Event-calendar: event as the basis of the territory tourist attractiveness//Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11. С. 687-689.

21. Dr. Domenic Marbaniang. Developing the Spirit of Patriotism and Humanism in Children for Peace and Harmony //JesudasonJeyaraj (Ed.), Children At Risk: Issues and Challenges (Bangalore: CFCD/ISPCK, 2009), pp.474-490.

ROLE OF SPECIALIZED TOURISM PROJECTS BASED ON THE NATIONAL FAIRYTALE SYMBOLS IN PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN

Ekaterina Agamirova PhD in Economic sciences, Associate Professor, [email protected],

Elizaveta Agamirova PhD in Economic sciences, Associate Professor,

[email protected]

Institute of Tourism and Hospitality (branch) Russian State University of Tourism and Service

Moscow, Russian Federation

The article is devoted to specialized tourism projects, which are focused on the formation and development of patriotism in young children. In recent years, the problems of patriotic education take key place in national and regional educational and training programs. However, as it is noted in the article, not enough attention is paid to development of patriotism in young

children, who are most susceptible to the effects of various forms and pass through one of the most important stages in the formation of identity.

The article highlights the features and techniques of children's patriotic development and justifies importance of emotional connection with a territory or place in formation of this feeling in children. The article also shows that the development of specialized tourism and local history projects can be an instrument of formation and promotion of images of national heroes and patriotism in general.

The article describes a specialized project "Fairytale Map of Russia". The authors have revealed the potential for its use in children's educational and training programs for the development ofpatriotism. The main objective of creating an image of the national folk hero is the selection and positioning of its strengths and qualities, which in most cases are the basis for the formation of the child's personality and can be used for the development of patriotic characteristics of children.

The article presents the description of Russian national fairytale heroes that may be the basis for an empirical image for the generation a sense of love of country in young children.

The authors have determined that the use of submitted fairytale images allows solving a number of key tasks associated with different areas of children's education. In the article the connection between common educational functions and the functions of patriotism is revealed; and categorization offolk images of national fairytale heroes on the basis of their impact on the development of certain common cultural and patriotic qualities is provided.

Keywords: patriotism, development of children's patriotism, specialized tourism projects, fairy tales, national images.

References

1. Agamirova E.V., Agamirova E.V. Sozdanie iskusstvennoj motivacii dlja formirovanija klientskih potokov v turistskie regiony [Creating artificial motivation for forming client flows in tourism regions Actual issues of professional training in tourism and service in Russia and abroad] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2015. Vol. 9, № 1. Pp. 60-68.

2. Doshkol'noe detstvo - fundament stanovlenija lichnosti, razvitija osnov patriotizma v uslovijah FGOS DOU [Pre-school childhood - the foundation of personality, the development of the basics of patriotism in the conditions of the Federal state educational standards of preschool educational institutions] / N.P. Bobkova, E.V. Tokach, E.S. Ershova, O.V. Kur'jata, O.V. Menajlova // Problemy funkcionirovanija sovremennogo gosudarstva: pravo, politika, ekonomika, obrazovanie [Problems of functioning of the modern state: law, politics, economics, education]: a collection of scientific papers of the international scientific-practical conference. Moscow: Publishing House "Scientific Review", 2015. Pp. 37-50.

3. Bostandjoglo M.M., Rozhkov M.I. Vospitatel'nyj potencial detskogo turizma [The educational potential of children's tourism] // Vospitanie shkol'nikov [The Upbringing of Schoolchildren]. 2015. №8. Pp. 23-28.

4. Burlyaeva O.V., Zhulavlova M.A. Etnokul'turnyj komponent predmetno-razvivajushhej sredy doshkol'nogo uchrezhdenija kak sredstvo formirovanija lichnosti rebenka [Ethnocultural component of the presentive-developmental field of pre-school as means formation of child personality] // Kazanskaja nauka [Kazan Science]. 2011. № 1. Pp. 308-310.

5. Dolgopolova E.S. Tvorcheskij proekt russkie skazki: pochemu geroizm ne znaet vremeni? [Creative project Russian fairy tales: Why heroism does not know the time?] // Sociosfera [Sociosphere]. 2013. № 1. Pp. 51-53.

6. «Dom Berendeja» g. Pereslavl'-Zalesskij: informacionnyj portal Jaroslavskoj oblasti ["Berendey House" in Pereslavl-Zalessky: the information portal of Yaroslavl region]. URL: http://www.dom-berendej.ru/ (Accessed on January 28, 2015).

7. Egorova V.A., Egorova A.M. Vospitanie patriotizma v detskom tvorcheskom kollektive [Education of patriotism in the children's group] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2011. № 8-2. Pp. 107-114.

8. Kirjuhancev K.A., Gizatova I.A. Ekskursija kak sredstvo patrioticheskogo vospitanija uchashhihsja obshheobrazovatel'nyh shkol [A tour as a means of patriotic education of secondary school students] // Pedagogika: tradicii i innovacii [Education: Tradition and Innovation]: Proceedings of the II International Scientific Conference (Chelyabinsk, October 2012). Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2012. Pp. 80-82.

9. «Kukobojskaja starina» s. Kukoboj: informacionnyj portal Yaroslavskoj obl. ["Kukoboyskaya antiquity" village Kukoboy: the information portal of Yaroslavl Region]. URL: http://babajaga76.ru/skazochnye-geroi (Accessed on January 28, 2015).

10. Kozina L.V., Borodina M.V. Znakomstvo mladshih doshkol'nikov s russkimi narodnymi skazkami [familiarity of younger preschool children with Russian folk tales] // Nauchnyj poisk [Scientific Search]. 2013. № 2-6. Pp. 33-35.

11. Kondrashova E.N. Psihologo-pedagogicheskie osnovy formirovanija u mladshih shkol'nikov istoriko-kraevedcheskih ponjatij [Psycho-pedagogical basics of formation of local history concepts in younger schoolboys] // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actual problems of the humanities and natural sciences]. 2012. № 11. Pp. 241-244.

12. Nikandrov V.D. Obshhestvo, shkola, sem'ja: pravoslavnye tradicii i sovremennaja Rossija [Society, school, family: Orthodox traditions and modern Russia] // Vysshee obrazovanie segodnja [Higher Education Today]. 2007. №2. Pp. 18-24.

13. Novichenkova I.P. Formirovanie predstavlenij o dostoprimechatel'nostjah rodnogo goroda u detej 4-5 let posredstvom produktivnoj dejatel'nosti [Formation of ideas about attractions of hometown in children 4-5 years through productive activities] // Obrazovanie v

sovremennom mire: novoe vremja - novye reshenija: Osovskie pedagogicheskie chtenija [Education in today's world: new time - new solutions: Osovsky pedagogical readings]. 2014. № 1. Pp. 390-397.

14. Plohotnik T.M. V poiskah istokov patriotizma. Razmyshlenija detskogo bibliotekarja [In search of the origins of patriotism. Reflections of children's librarian] // Bibliotechnoe delo [Librarianship]. 2011. № 13. Pp. 19-21.

15. Roganina M.V. Russkaja narodnaja skazka kak otrazhenie osobennostej russkogo mentaliteta: filosofskij analiz [Russian folk tale as a reflection of features of Russian mentality: the philosophical analysis] // Bjulleten' medicinskih internet-konferencij [Bulletin of Medical Internet Conferences]. 2013. Vol. 3, №2. P. 400.

16. Rol' literatury v duhovno-nravstvennom i patrioticheskom vospitanii podrastajushhego pokolenija [The role of literature in spiritual and moral and patriotic education of the younger generation]: collection of materials of All-Russian scientific-practical conference dedicated to the Year of Literature in the Republic of Bashkortostan and the Russian Federation, the 70th anniversary of Victory in the Great Patriotic War / Ed.: P.M. Latypova and so on. Sibai: Sibajskaja gorodskaja tipografija, 2015.

17. Skazochnaja karta Rossii: sajt Nacional'noj premii Grazhdanskaja iniciativa. [Fairytale Map of Russia: the Web-site of the National Civil Initiative Award]: URL: http://premiagi.ru/initiative/270 (Accessed on November 25, 2015).

18. Skazochnaja karta Rossii: MBUK Centralizovannaja bibliotechnaja sistema g. Apatity. [Fairytale Map of Russia: Apatity Centralized Library System]: URL: http://www.apatitylibr.ru/index.php/2012-05-31-06-53-10 (Accessed on November 26, 2015).

19. Tolkovyj slovar' Ushakova [The explanatory dictionary of Ushakov]: URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=44982 (Accessed on November 25, 2015).

20. Agamirova Ek.V., Agamirova El.V., Adashova T.A., Valkova T.M., Kosareva N.V., Lapochkina V.V. Event-calendar: event as the basis of the territory tourist attractiveness // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. № 11. Pp. 687-689.

21. Marbaniang D. Developing the Spirit of Patriotism and Humanism in Children for Peace and Harmony // Children At Risk: Issues and Challenges. Bangalore: CFCD/ISPCK, 2009. Pp.474-490.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.