Научная статья на тему 'Особенности экономики впечатлений в период конъюнктурных изменений на примере рынка туризма: российский опыт'

Особенности экономики впечатлений в период конъюнктурных изменений на примере рынка туризма: российский опыт Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1236
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ / ПОТРЕБНОСТЬ / СПРОС / DOMESTIC TOURISM / THE ECONOMY OF EXPERIENCES / NEED / DEMAND

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лапочкина Виктория Владимировна

В сложившейся сложной внешнеполитической ситуации в России происходит постепенное изменение структуры туристского потока, аналитики отмечают увеличение спроса на внутренний туризм. В статье автор рассматривает перспективы дальнейшего развития внутреннего туризма в РФ, учитывая то, что в современном мире происходит миграция ценности и экономика приобретает новую направленность. Признание впечатлений отдельным экономическим предложением - это залог экономического роста в будущем. Джереми Рифкин считает, что спрос на рабочую силу в сфере услуг будет падать, как в прошлом, благодаря автоматизации и более высокой производительности, однако это не приведет к всеобщей безработице. Будут новые предложения, будут новые волны экономической активности, которые предоставят небывалые возможности для карьерного роста и повышения благосостояния. Тем компаниям, которые осознают происходящий переход к новому виду экономики и эффективно реагируют на него, легко будет противостоять вынужденному снижению цен и создавать качественно новую потребительскую ценность. Автором приводятся примеры активности российских городов и регионов в сфере туризма, которая все больше приобретает черты новой экономики впечатлений. Туристский продукт перестает быть массовым и стандартизированным, на первый план выходит индивидуализация обслуживания, учет нестандартных желаний. Туристические компании разрабатывают новые маршруты с учетом новых модных тенденций. Более активно развиваются новые виды туризма: экологический, экстремальный, событийный, гастрономический и т.д. Современный потребитель, начинающий острее сознавать свои эстетические и познавательные потребности, требует от предприятий сферы туризма и гостеприимства новых нестандартных предложений, стремясь к новым впечатлениям. Следовательно, они становятся новым существенным экономическим фактором, заслуживающим пристального внимания в индустрии туризма. Маркетологи, занимаясь продвижением товаров и услуг, осваивают новые инструменты индустрии впечатлений: маркетинг, воздействующий не на разум потребителя, а на его чувства, пытаясь задеть «за живое». Именно поэтому турфирмы, реализующие туры, делают ставку на воспоминания и приятные эмоции, а сувенирная продукция подкрепляет наиболее яркие и приятные моменты путешествия. Автор статьи поставил задачу выявить современные российские тенденции на пути перехода к экономике впечатлений и систематизировать отечественный практический опыт регионального маркетинга в новом формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ECONOMY OF EXPIRIENCIES DURING TERM CHANGES ON THE EXAMPLE OF TOURISM MARKET: RUSSIAN EXPERIENCE

In the current difficult situation in foreign policy there is a gradual change in Russia in the structure of the tourist flows; analysts have noted an increase in demand for domestic tourism. The author considers the prospects for further development of domestic tourism in the Russian Federation, taking into account the fact that in today's world, the migration of values ​​and the economy acquire a new direction. Recognition of individual impressions of economic proposals is a pledge for economic growth in the future. Jeremy Rifkin believes that the demand for labor in the service sector will fall, as in the past, thanks to the automation and higher productivity, but it will not lead to a general unemployment. There will be new proposals; there will be a new wave of economic activity that will provide unprecedented opportunities for career growth and welfare. Those companies who are aware of the transition are taking place to a new kind of economy and effectively react to it. It will be easy to resist forced down prices and create a qualitatively new consumer value. The author gives examples of the activity of Russian cities and regions in the tourism sector, which are increasingly taking on the traits of the new economy of experiences. Tourism products cease to be a massive and standardized at the forefront personalization. Travel companies are developing new routes with the new fashion trends. More actively developed are new types of tourism: ecological, extreme, event, gastronomic, etc. Modern consumers are acutely aware of their aesthetic and cognitive needs, demands from enterprises in the tourism and hospitality innovative offers, seeking new experiences. Consequently, they become important new economic factor that deserves attention in the tourism industry. Marketers engaged in promoting goods and services, develop new tools in the industry of experience marketing, acting not only on the mind of the consumer, but on their feelings, trying to hurt "for a living." That is why the travel agencies that implement tours, rely on memories and pleasant emotions and souvenirs reinforce the brightest and most pleasant moments of the trip. The author has set the task to identify the Russian trends in the transition to an economy of experiences and organize the domestic experience of regional marketing in the new format.

Текст научной работы на тему «Особенности экономики впечатлений в период конъюнктурных изменений на примере рынка туризма: российский опыт»

стр. 150 из 206

УДК 338.484.6 DOI: 10.12737/10804

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ В ПЕРИОД КОНЪЮНКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ РЫНКА ТУРИЗМА: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Лапочкина Виктория Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, lapochkina@bk.ru

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал)

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В сложившейся сложной внешнеполитической ситуации в России происходит постепенное изменение структуры туристского потока, аналитики отмечают увеличение спроса на внутренний туризм. В статье автор рассматривает перспективы дальнейшего развития внутреннего туризма в РФ, учитывая то, что в современном мире происходит миграция ценности и экономика приобретает новую направленность. Признание впечатлений отдельным экономическим предложением - это залог экономического роста в будущем. Джереми Рифкин считает, что спрос на рабочую силу в сфере услуг будет падать, как в прошлом, благодаря автоматизации и более высокой производительности, однако это не приведет к всеобщей безработице. Будут новые предложения, будут новые волны экономической активности, которые предоставят небывалые возможности для карьерного роста и повышения благосостояния. Тем компаниям, которые осознают происходящий переход к новому виду экономики и эффективно реагируют на него, легко будет противостоять вынужденному снижению цен и создавать качественно новую потребительскую ценность. Автором приводятся примеры активности российских городов и регионов в сфере туризма, которая все больше приобретает черты новой экономики впечатлений. Туристский продукт перестает быть массовым и стандартизированным, на первый план выходит индивидуализация обслуживания, учет нестандартных желаний. Туристические компании разрабатывают новые маршруты с учетом новых модных тенденций. Более активно развиваются новые виды туризма: экологический, экстремальный, событийный, гастрономический и т.д. Современный потребитель, начинающий острее сознавать свои эстетические и познавательные потребности, требует от предприятий сферы туризма и гостеприимства новых нестандартных предложений, стремясь к новым впечатлениям. Следовательно, они становятся новым существенным экономическим фактором, заслуживающим пристального внимания в индустрии туризма. Маркетологи, занимаясь продвижением товаров и услуг, осваивают новые инструменты индустрии впечатлений: маркетинг, воздействующий не на разум потребителя, а на его чувства, пытаясь задеть «за живое». Именно поэтому турфирмы, реализующие туры, делают ставку на воспоминания и приятные эмоции, а сувенирная продукция подкрепляет наиболее яркие и приятные моменты путешествия. Автор статьи поставил задачу выявить современные российские тенденции на пути перехода к экономике впечатлений и систематизировать отечественный практический опыт регионального маркетинга в новом формате.

Ключевые слова: внутренний туризм, экономика впечатлений, потребность,

спрос

стр. 151 из 206

В последнее время на разных уровнях всё настойчивее говорят о туризме как об одном из эффективных и перспективных способов развития территории.

Привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест - основные социальные задачи, которые призван решить туристический кластер экономики, поэтому региональные и муниципальные власти стараются создать все условия для успешного развития этой сферы.

В последние годы слово «туризм» ассоциировалось с выездом за границу. Пора менять приоритеты. К тому же именно сейчас есть для этого все необходимое. К примеру, в этом году появился запрет на выезд за рубеж для представителей силовых структур, плюс нестабильная ситуация с курсом доллара. Также из-за боязни очередного банкротства туроператоров наши туристы стали больше путешествовать по стране. Свою лепту внесли и проведенная в Сочи зимняя Олимпиада, и вхождение в состав России Крыма.

В этом году, по данным Федерального агентства по туризму, более 3,3 миллионов россиян побывали в Крыму, более пяти миллионов посетили Сочи. Так, в олимпийской столице в 2014 году отмечен рост турпотока на 31% [3].

На новогодние праздники в этом году втрое больше россиян, чем в январе 2014-го, останутся в России. Об этом говорит статистика продаж туристических компаний. Участники рынка и эксперты заявляют в один голос, что многие теперь предпочитают отдыхать в России. «Конечно, по-прежнему покупают заграничные туры, - рассказывает руководитель пресс-службы Ростуризма Ирина Щеголькова, - но поток упал на 25-30%». Теперь сотни тысяч людей, привыкших отдыхать заграницей, станут путешествовать по России. «На рынке в три-четыре раза повысились продажи путевок внутри страны», - утверждает менеджер туристического агентства «Атлант» Александр Волошин. Становятся популярными курорты Краснодарского края, туры в Санкт-Петербург, Москву, Казань, Калининград. Все больше туристов покупают билеты до Симферополя. Как заявила министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко: «Новый год в русском стиле станет актуальной туристической «фишкой» на полуострове» [2].

Основной причиной снижения спроса на заграничные туры участники рынка называют падение отечественной валюты. Туры по России стали более востребованными еще в ноябрьские праздники - рост продаж год от года составляет 15-20%.

Правда, как признается врио главы Ростуризма, все еще есть и серьезные проблемы, тормозящие развитие внутреннего туризма. Прежде всего, это высокая стоимость перевозок.

стр. 152 из 206

«Мы считаем, что нужно организовать прямые чартерные рейсы из городов-миллионников не только в Москву и Санкт-Петербург, но и на наши крупнейшие курорты, в первую очередь, Сочи и Крым», - уверен Сафонов. - Хочется надеяться, что повышению доступности авиаперелетов будет способствовать введение режима «Открытого неба» в Сочи»[3].

На развитие туризма в Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)» предусмотрено около 100 млрд. рублей. Выделенные средства идут на реализацию самых привлекательных инвестиционных проектов, которые осуществляются на туристско-рекреационных территориях с наибольшим потенциалом в зависимости от потребностей региона, включая развитие инфраструктуры: строительство дорог, аэропортов, отелей и кемпингов и т.д.

По самым оптимистичным прогнозам количество иностранцев, приезжающих в Россию в качестве туристов, к 2018 году должно увеличиться более чем в шесть раз - до 23 миллионов человек, а отдыхать в России будут около 45 миллионов человек. Соответственно, вырастет и объем рынка туристических услуг - в 4,7 раза, до 417 млрд. рублей. Согласно программе к 2020 году Россия должна стать «туристической Меккой»

[4].

Однако финансирование федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» в следующем году будет сокращено втрое. Как сообщил Сафонов, в 2015-м на развитие внутреннего туризма из госсредств будет выделено 5,2 миллиарда рублей, за счет частных инвесторов - более 15 миллиардов рублей. Он отметил, что главной задачей в рамках реализации целевой программы станет развитие инфраструктуры на курортах, а также создание конкурентоспособного турпродукта [3].

Если не брать во внимание тот аспект, что переориентация российских туристов на внутренний рынок происходит за счет падения курса рубля и вводимых санкций, то встает вопрос, как привлечь потребителя в современных условиях, учитывая, что за последние 20-25 лет российский турист сильно изменился, привык к хорошему качественному заграничному сервису и требует новых «зрелищ».

Мы сейчас активно наблюдаем, как на наших глазах происходит революция в средствах производства, большая часть теоретиков и исследователей называют ее постиндустриальной, а обыватели - информационной революцией, т.к. основным объектом труда становится информация, а средством производства - компьютер. В современном мире происходит процесс миграции ценности, в результате которой

стр. 153 из 206

потребитель уже готов платить за приятные впечатления. В цепочке «сырье - товар -услуга - впечатление» доля добавленной стоимости постепенно растет и приходится именно на впечатление. Поэтому вполне правомерно говорить об экономике впечатлений как о новом феномене [9].

Если опираться на традиционную иерархию потребностей Маслоу, то появление потребности во впечатлениях вполне закономерно. После того как удовлетворены базовые физиологические потребности и потребности в безопасности и комфорте, в стремлении к социуму, семье, дружбе и уважению, возникают потребности, расположенные на верхних этажах пирамиды: развитие и самореализация. По мнению геронтологов, новые впечатления так же необходимы для центральной нервной системы, для ее полноценной работы, как и удовлетворение потребности во сне, а однообразие жизни, скука и отсутствие новых впечатлений приводят к досрочному старению. Интерес ко всему новому и неизведанному - это самый сильный антивозрастной фактор. Потребность в получении новых эмоций и чувств возникает от необходимости ощущения жизни и социальных общений. Эмоциональные положительные всплески надолго сохраняются в памяти, в отличие от приобретенных новых покупок. Поэтому в экономике впечатлений нет ничего противоречащего нашим представлениям о человеческой психологии [1]. Напротив, возникновение экономики впечатлений было предречено еще в 1970 году Элвином Тоффлером, когда ее признаки были даже еще не заметны. Теперь все обещают незабываемые впечатления: магазины и производители, средства массовой информации, отели и рестораны и даже отдельные территории, стремясь завоевать потребителя.

Сегодняшний турист получает знания в Интернете, а едет он за впечатлениями. Все более в обиход входит понятие «дестинация» как территория посещения, когда город для туриста становится театральной площадкой, где все взаимосвязано. Доступные тарифы низкобюджетных авиакомпаний, использование Интернета также способствуют мобильности разных групп туристов. Но вот время пребывания туриста в городе сокращается, и тем нужнее сегодня на рынке целостные программы, что-то вроде «Диснейленд+музей» - это общий тренд [6].

Традиционные виды туризма начинают обретать новые черты (таблица 1). В туристских посещениях растет удельный вес особого класса природно-антропогенных объектов (водохранилища, пруды, лесопарки и др.); серьезно оцениваются перспективы развития техногенного туризма - горнопромышленного (шахты, рудники, карьеры) и фабрично-заводского. В маршрутном и стационарном туризме на первый план выходят объекты, отвечающие требованию экзотичности.

стр. 154 из 206

Таблица - Современные черты традиционных видов туризма

Традиционный вид туризма Современное значение Впечатления

Экскурсионно- познавательный Промышленный Приключенческий Хобби-туризм - действующие и закрытые промышленные предприятия; - посещение как свернутых, так и действующих военных объектов (Балаклава, Крым) и др.; - места лишения свободы; - гастрономия (виноделие, пивоварение, сыроварение и пр.); - мифические места (легенды, сказания, мифы)

Событийный Экзотический - природные явления (затмение, извержение вулкана и пр.); - заключение браков на льду Байкала, под водой или во время прыжка с парашютом

Активный Экстремальный - отказ от современных достижений цивилизации; - экстремальные природные условия; - нестандартные методы передвижения; - путешествия, связанные с риском

Лечебно-оздоровительный Туры красоты SPA-туры - антивозрастные веллнесс-программы; - антистресс-программы, - комплексы «метеозависимость», - спа-программы выходного дня, - программы «мужское здоровье» и «женское здоровье», - «здоровое дыхание» и «здоровый сон»; - использование альтернативной медицины, (апитерапия, гирудотерапия, акупунктура, иридодиагностика, иппотерапия и др.).

Агротуризм Промысловый сбор грибов, ягод, орехов, цветов, лечебных растений, морских моллюсков, кораллов, драгоценных и полудрагоценных камней и минералов, других даров природы, коллекционирование бабочек, жуков, составление гербария и пр.

Этнографический Джайлоо -туризм проживание в племени, в котором сохранился первобытный строй без всяких благ цивилизации или вдали от обжитых мест среди аборигенов, живущих натуральным хозяйством

Что же делают российские города и регионы для продажи впечатлений и привлечения туристов?

В Тобольске планируют увеличить поток туристов за счет организации экскурсионных туров на промышленные предприятия: там сейчас разворачивается крупнейшая в стране и мире промышленная площадка по производству и переработке полипропилена. Специалисты комитета по культуре и туризму даже провели опрос, пытаясь узнать, интересно ли это гостям города. Половина из 200 опрошенных выразила желание побывать на предприятиях в качестве туристов и даже поучаствовать в процессе производства, многие заявили, что хотели бы приобрести соответствующие сувениры.

Необычный хостел с говорящим названием «Узник» появится в здании тобольского тюремного замка. Для постояльцев откроют камеры, рассчитанные на двух и шестерых человек. Самые смелые смогут испытать на себе часовое одиночество в карцере и попробовать тюремную баланду. Каторжно-пересыльную тюрьму, через которую в свое

стр. 155 из 206

время прошло немало знаменитых арестантов - Владимир Короленко, Николай Чернышевский и Федор Достоевский, упразднили в 1989 году. Какое-то время она пустовала, а затем её передали тобольскому историко-архитектурному музею-заповеднику. Несмотря на проведенный ремонт, тюремную атмосферу это вмещавшее почти две тысячи арестантов здание хранит до сих пор. Прочувствовать ее теперь могут и туристы.

В Югре намерены развивать пока ещё новый для России вид туризма -гастрономический. Специалисты считают, что «вкусные путешествия» по Югре - Ханты-Мансийскому автономному округу, который отличается от многих других регионов особым колоритом, будут востребованы у туристов, особенно иностранцев. Ведь здесь просто изобилие всевозможных грибов, ягод, рыбы. Многим иностранцам очень интересно не просто все это попробовать, но и принять участие в «добыче» еды, ее приготовлении. Кухня народов ханты и манси необычайна сама по себе. Только здесь можно отведать кэврэмтэм ньяви - вареное мясо и колбасу из оленины, а также сибирскую рыбу - тугун. Никакое блюдо не сравнить и с ухой из только что пойманного кышикского чебака или настоящей королевы Северной Сосьвы - щуки, «поохотиться» на которую приезжают рыболовы со всей России. Надо отметить, что туры с дегустацией национальных блюд уже организуются в Нижневартовском, Ханты-Мансийском, Сургутском, Березовском, Октябрьском, Кондинском районах округа. При этом туристы проживают в национальных стойбищах, знакомясь с бытом коренных народов.

Вологодская область - «жемчужина» Русского Севера - имеет хорошие предпосылки для туризма, и они грамотно используются, превращаясь в интересные творческие разработки. Чего стоит один только известный проект «Великий Устюг -родина Деда Мороза»!

По словам директора департамента туризма Минкультуры России Ольги Яриловой, турпоток в Арктическую зону России может составить до 20% от объемов всего въездного туризма республики Саха (Якутия) к 2025 году при условии повышения туристской привлекательности арктических и северных территорий. Разработка концепции национального атласа Арктической зоны и возможность полноценного использования этой труднодоступной части российской территории для туризма обсуждались на совещании в Минэкономразвития РФ. Среди потенциально перспективных туристских маршрутов в Арктической зоне Якутии эксперты отмечают рыболовные круизы по реке Лене, сафари на побережье моря Лаптевых, экспедицию по следам предков в поисках Земли Санникова, этнографические туры к коневодам в Оймяконском улусе, катание на

стр. 156 из 206

оленьих упряжках и мамонтовый тур по Усть-Янскому улусу. По мнению Ольги Яриловой, проект может быть интересен не только специалистам, но и поклонникам экстремального арктического туризма. Концепция развития арктического туризма в Якутии является частью программы развития внутреннего и въездного туризма на территории республики в 2018-2023 годах.

Также в Якутии планируют привлекать туристов в бывшие зоны ГУЛАГа, расположенные на территории Томпонского района. Соответствующий проект был одобрен на коллегии министерства по делам предпринимательства и развития туризма республики. Для туристов будут «переоборудованы» лагеря Дальстроя НКВД и Янстроя на реках Ольчан и Ильнекан, лагеря на Сендученском месторождении ауропигментов в 18 километрах от поселка Тополиное на устье реки Делинья, а также введен в эксплуатацию «Бизнес-инкубатор» в поселке Хандыга.

«Сегодня ГУЛАГ имеет все шансы стать визитной карточкой Якутии для привлечения туристов, объектом научных исследований и экскурсионных поездок», -отметила министр по делам предпринимательства и туризма Екатерина Кормилицына. -«На примере событий в Украине мы видим, как важно сохранять свою историческую ценность. Данный проект сохранит не только историческое наследие района и республики, но и всей страны» [7].

«Сегодня туристы стремятся просто погрузиться в мир нового города, идти по улицам, наслаждаясь своими переживаниями, не отвлекаясь на вопросы «кто именно это построил?», - считает Виктория Мовилы, эксперт Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запада», - для многих оказавшихся впервые в другой стране поход в магазин не менее волнующ, чем посещение всемирно известного памятника. И только вовлекая туриста в жизнь города, можно решить ключевую проблему: пробудить желание снова вернуться сюда. Сложилось так, что имидж Петербурга связан, прежде всего, с историей и культурой. Но и эти стереотипы можно обыграть по-новому. Например, дополнить понятие культурной столицы новыми современными аспектами - информацией о дизайне, о моде и так далее. Главное, задеть человека за живое. Неслучайно сегодня парижский Диснейленд посещают 12 млн. человек против 6 млн. посетителей Лувра. У нас таким перспективным игровым акцентом может стать массовая историческая реконструкция, такая, например, как рыцарский турнир в Выборге» [6].

Учитывая приведенные примеры, можно сделать вывод, что многие российские регионы и города уже плавно вошли в новую экономику впечатлений и прекрасно понимают, что для повышения своей конкурентоспособности и успешности на рынке

стр. 157 из 206

недостаточно просто производить товары и оказывать услуги, даже если они качественные, нужно стать «режиссером впечатлений», т.к. клиенты хотят быть зрителями. Они устали от стандартизированной продукции и хотят получить то, что сделано специально для них, в соответствии с их мироощущением. Даже в бизнесе следует учиться успешной постановке впечатлений, а также театральным приемам. Особое внимание должно уделяться достаточно действенному инструменту повышения потребительской ценности - массовой персонализации, а также формам потребительской уступки [5].

В странах Европы - Франции, Германии, Великобритании - уже давно работают национальные маркетинговые ассоциации, занимающиеся формированием позитивного и привлекательного имиджа на международном туристическом рынке. К примеру, задача представительств по туризму Германии - это некоммерческая реклама страны. Бюджет формируется за счет государственных средств, взносов регионов и участников туристического рынка.

Так, в начале 2015 года и в России появится собственное маркетинговое агентство, которое займется продвижением национальной туристической отрасли - Visit Russia. Оно будет работать на базе Федерального государственного унитарного предприятия, которое в настоящее время передается от Минкультуры к Ростуризму. Кроме того, на представителей рекламы возложат ответственность за улучшение имиджа страны за рубежом. Об этом в рамках Первого международного туристского форума в Сочи рассказал советник врио главы Ростуризма Александр Горохов [4].

«Есть две тенденции - увеличение спроса на внутреннем рыке и индивидуализация путешествий в целом. С этими тенденциями у нас никто не работает», - посетовал А. Горохов. «Кроме того, никто не занимается имиджем России как туристического направления. Сейчас у страны имидж не очень хороший - слишком много негатива в информационном пространстве. И, конечно, государство решает этот вопрос. Но туристическая отрасль может это сделать быстрее, и на своем уровне, так, как это делается во всем мире».

Александр Горохов также пояснил, что у России есть немало стратегических рынков, которые интересны с точки зрения «поставки» туристов, а именно: Китай, Япония, Иран, Южная Корея, Турция, Германия, Италия и Испания. «Но у нас нет представительств за рубежом и нет бюджета», - заключил он.

Именно Visit Russia будет работать над решением этих проблем, а также займется продвижением туристского потенциала РФ внутри страны. Планируется, что за рубежом

стр. 158 из 206

будут открыты офисы, а в самой России специалисты по созданию рекламы начнут работать на базе флагманских туристско-информационных центров.

Пока неизвестно, кто именно составит группу маркетологов-энтузиастов, однако в Ростуризме знают наверняка, что потенциальные партнеры - это региональные власти, туроператоры, страховые и транспортные компании, банки и пр.

Вскоре в России появится еще и национальная система бронирования отелей, которая составит конкуренцию таким ресурсам, как Tripadviser и Booking.com. Планируется, что Ростуризм и Минкомсвязь должны представить на рассмотрение правительства свои предложения по созданию подобного сервиса. Ведомства рассчитывают, что это поможет в продвижении малоизвестных региональных санаториев и пансионатов.

Автор надеется, что все усилия федеральных и региональных властей, направленные на развитие внутреннего туризма, окажутся результативными, и очень скоро российские туристы смогут наслаждаться не только красивыми пейзажами и уникальными достопримечательностями нашей необъятной Родины, но и качественным сервисом по доступными ценам. Туристы смогут получать незабываемые впечатления от путешествий по России, а жители гордиться тем, что нашей страной, её культурой и историей интересуются иностранные гости.

Литература

1. Агамирова, Е.В., Лапочкина, В.В. Экономика впечатлений: танец в парке // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2014. - №2. - С. 50-59.

2. Алешкина, О.В., Афлятунова, Э.Р. Перспективы развития федерального и регионального туристского бизнеса // Механизмы перехода на инновационный путь развития. - Уфа: БИСТ (филиал) ОУП ВПО «АТиСО», 2012. - 124 с.

3. Бондаренко, О.В России вырос спрос на внутренний туризм // Российская Газета. [Электронный ресурс]: URL: www.rg.ru (дата обращения: 20.11.2014).

4. Воздвиженская, А. Visit Russia займется продвижением туризма в Россию туризм // Российская Газета. [Электронный ресурс]: URL: www.rg.ru (дата обращения:

27.11.2014).

5. Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена. - М.: изд-во «Вильямс», 2005. ISBN 5-8459-0828-0.

6. Кузнецова, Е. Малый бизнес в индустрии впечатлений // Деловая неделя-Асток. - 2008. - №6 (521).

стр. 159 из 206

7. Литвак, И. ГУЛАГ станет визитной карточкой Якутии // Российская Газета. [Электронный ресурс]: URL: www.rg.ru (дата обращения: 26.09.2014).

8. Мозжухин, Д.А. Инновационный менеджмент и экономика впечатлений: симбиоз или противоречие. [Электронный ресурс]: URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения: 2.11.2014).

9. Пекар, В. Введение в экономику впечатлений. [Электронный ресурс]: URL: http://www.management.com. (дата обращения: 15.11.2014).

FEATURES OF THE ECONOMY OF EXPIRIENCIES DURING TERM CHANGES ON THE EXAMPLE OF TOURISM MARKET: RUSSIAN EXPERIENCE

Lapochkina Victoria Vladimirovna, PhD (Cand. Sc.) in Economics, Associate Professor, Department of Tourism and Hospitality Management, lapochkina@bk.ru

Institute of Tourism and Hospitality (Moscow) (Branch), Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

In the current difficult situation in foreign policy there is a gradual change in Russia in the structure of the tourist flows; analysts have noted an increase in demand for domestic tourism. The author considers the prospects for further development of domestic tourism in the Russian Federation, taking into account the fact that in today's world, the migration of values and the economy acquire a new direction. Recognition of individual impressions of economic proposals is a pledge for economic growth in the future. Jeremy Rifkin believes that the demand for labor in the service sector will fall, as in the past, thanks to the automation and higher productivity, but it will not lead to a general unemployment. There will be new proposals; there will be a new wave of economic activity that will provide unprecedented opportunities for career growth and welfare. Those companies who are aware of the transition are taking place to a new kind of economy and effectively react to it. It will be easy to resist forced down prices and create a qualitatively new consumer value. The author gives examples of the activity of Russian cities and regions in the tourism sector, which are increasingly taking on the traits of the new economy of experiences. Tourism products cease to be a massive and standardized at the forefront personalization. Travel companies are developing new routes with the new fashion trends. More actively developed are new types of tourism: ecological, extreme, event, gastronomic, etc. Modern consumers are acutely aware of their aesthetic and cognitive needs, demands from enterprises in the tourism and hospitality innovative offers, seeking new experiences. Consequently, they become important new economic factor that deserves attention in the tourism industry. Marketers engaged in promoting goods and services, develop new tools in the industry of experience marketing, acting not only on the mind of the consumer, but on their feelings, trying to hurt "for a living." That is why the travel agencies that implement tours, rely on memories and pleasant emotions and souvenirs reinforce the brightest and most pleasant moments of the trip. The author has set the task to identify the Russian trends in the transition to an economy of experiences and organize the domestic experience of regional marketing in the new format.

Keywords: domestic tourism, the economy of experiences, need, demand

стр. 160 из 206

References

1. Agamirova, E.V., Lapochkina, V.V. Ekonomika vpechatlenii: tanets v parke [Economy of impressions: dance in the park] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service & Tourism: Current Issues]. - 2014. - №2. - pp. 50-59.

2. Aleshkina, O.V., Afliatunova, E.R. Perspektivy razvitiia federal'nogo i regional'nogo turistskogo biznesa [Prospects for the development of federal and regional tourism business] // Mekhanizmy perekhoda na innovatsionnyi put' razvitiia. - Ufa: BIST (filial) OUP VPO «ATiSO», 2012. - 124 p.

3. Bondarenko, O.V Rossii vyros spros na vnutrennii turizm [Russia has increased the demand for domestic tourism] // Rossiiskaia Gazeta. [Elektronnyi resurs]: URL: www.rg.ru (data obrashcheniia: 20.11.2014) [Accessed on November 20, 2014].

4. Vozdvizhenskaia, A. Visit Russia zaimetsia prodvizheniem turizma v Rossiiu turizm [Visit Russia will take up promotion of tourism in Russia] // Rossiiskaia Gazeta. [Elektronnyi resurs]: URL: www.rg.ru (data obrashcheniia: 27.11.2014) [Accessed on November 27, 2014].

5. B. Dzhozef Pain II, Dzheims Kh. Gilmor Ekonomika vpechatlenii. Rabota - eto teatr, a kazhdyi biznes - stsena [Economy of impressions. Work is the theater and every business is the scene]. - M.: izd-vo «Vil'iams», 2005. ISBN 5-8459-0828-0.

6. Kuznetsova, E. Malyi biznes v industrii vpechatlenii [Small business in the industry of impressions] // Delovaia nedelia-Astok. - 2008. - №6 (521).

7. Litvak, I. GULAG stanet vizitnoi kartochkoi Iakutii [Gulag becomes the hallmark of Yakutia] // Rossiiskaia Gazeta. [Elektronnyi resurs]: URL: www.rg.ru (data obrashcheniia:

26.09.2014) [Accessed on September 26, 2014].

8. Mozzhukhin, D.A. Innovatsionnyi menedzhment i ekonomika vpechatlenii: simbioz

ili protivorechie [Innovation Management and Economics of impressions: symbiosis or contradiction]. [Elektronnyi resurs]: URL: http://naukovedenie.ru (data obrashcheniia:

2.11.2014) [Accessed on November 2, 2014].

9. Pekar, V. Vvedenie v ekonomiku vpechatlenii [Introduction to Economics of impressions]. [Elektronnyi resurs]: URL: http://www.management.com. (data obrashcheniia:

15.11.2014) [Accessed on November 15, 2014].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.