Горошко Н.В., Пацала С.В. Возможности для производственного туризма в городском пространстве Новосибирска // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. -URL http://e-joumal.omgau.rU/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/507-00250. - ISSN 2413-4066
УДК 338.48(571)+796.5(571)
Горошко Надежда Владимировна
Кандидат географических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск goroshko [email protected]
Пацала Сергей Викторович
Старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск [email protected]
Возможности для производственного туризма в городском пространстве
Новосибирска
Аннотация. В статье приводится краткая характеристика относительного нового направления современного туризма - производственного туризма. Несмотря на очевидную актуальность инновационных идей в сфере туристских предложений, их генерация и реализация остаётся одной из существенных проблем. Одной из причин является отсутствие систематизированной информации о туристско-экскурсионных объектах как основы туристско-экскурсионных маршрутов. Основная цель исследования - систематизация и оценка потенциала города Новосибирска для организации и развития производственного туризма в целом и в частности такого его инновационного направления, как промышленный туризм. В качестве обоснования раскрывается роль нового этапа в развитии экономики -«экономики впечатлений».
В статье на основе анализа и синтеза информации из зарубежных и отечественных литературных источников, дедуктивного метода, сравнения и метода моделирования и аналогии проводится систематизация информации о туристско-экскурсионных объектах для реализации производственно-образовательных туристско-экскурсионных маршрутов на примере возможностей города Новосибирска.
Проведено обоснование возможностей Новосибирска в организации производственного, в том числе промышленного туризма на территории города, выделены проблемы и перспективы его развития. Предложены авторские проекты, способствующие расширению возможностей производственного туризма в условиях города и области. На основе метода SWOT-анализа проводится оценка потенциала города для организации и развития производственного туризма. Приводится перечень промышленных предприятий, памятников промышленной истории и архитектуры, способных выступать в качестве объектов промышленного туризма. В заключении делаются выводы о возможностях организации и развития нового направления современного туризма в условиях городской среды.
Ключевые слова: городское пространство, экономика впечатлений, производственный туризм, промышленный туризм, производственные объекты, промышленные объекты, экскурсионные маршруты, туристский кадастр
Объём въездного туристского потока в Новосибирскую область не соответствует имеющемуся потенциалу региона. Отчасти, это объяснимо - Новосибирск не может составить конкуренцию признанным грандам отечественного туризма, обладающим богатейшим историко-культурным потенциалом. Однако положительные эмоции можно испытывать не только от посещения интересных исторических объектов. Современный турист, пресытившись «древностью» и поездками к морю, ищет новых впечатлений. Но с экскурсией можно отправиться и на промышленное предприятие, причём не с практической целью, а ради развлечения. Свою нишу на этом рынке может занять и Новосибирск -интересных объектов с энергетикой новых впечатлений здесь в достатке.
В своём труде «Экономика впечатлений», увидевшем свет в 1999 году, исследователи Джозеф Пейн и Джеймс Гилмор, проанализировав три стадии развития мировой экономики (сырьевую, товарную и экономику услуг), констатировали рождение новой четвёртой стадии, так называемой «экономики впечатлений», ориентированной на ощущения потребителя [1, 2]. Приобретая впечатления у продавца, выступающего в качестве их «режиссёра», клиенты становятся «зрителями», готовыми заплатить за незабываемые минуты своей жизни. Но для того чтобы удивлять «постоянно», нужно развиваться, создавая новые виды туристского предложения, расширяя горизонты и возможности.
Самое сложное в этом бизнесе - создать мотив для нового впечатления. Профессора маркетинга Вернд Шмитт и Алекс Симонсон выделяют девять областей, формирующих тематику создания новых продуктов «экономики впечатлений» (рис. 1) [3].
В настоящее время в экономике, в том числе в туризме, прослеживаются тенденции поиска новых, нестандартных технологий выживания - инноваций. Одной из них является производственный туризм - организация производственных экскурсий на предприятия и организации, позволяющий не только быть зрителем, но и соучастником - увидеть воочию, потрогать, попробовать, примерить и в конечном итоге приобрести. Площадкой производственному туризму в первую очередь служит городское пространство. Город и туризм неотделимы друг от друга [4].
Окружающий мир
Искусство
Религия
Культура
Ос
Мода.
i \ 4 Философия / \ Политика
История Психология
Рисунок 1 - Тематические области «экономики впечатлений», составлено по [3]
Под производством в широкой трактовке традиционно понимается любая деятельность человека по созданию благ и услуг. А отсюда и основной целью производственного туризма является посещение различных производственных объектов по производству товаров и услуг. Стволовым направлением производственного туризма является туризм промышленный - посещение действующих или когда-то действовавших промышленных объектов (например, заброшенных шахт, заводов и т. п.).
Пионерами в промышленном туризме были американские компании (впервые двери своего производства для туристов открыл в 1866 году завод Jack Daniel's). Эстафету с началом XXI века подхватила Европа. Для людей, которые не заняты на промышленном производстве (а в условиях постиндустриального общества они становятся большинством), никогда на нём не были, посещение завода - это не только интересный опыт, но и возможность посмотреть, как производятся любимые товары, а после такого увлекательного «шоу» и купить их.
В России промышленный туризм пребывает пока лишь в зачаточном состоянии - его доля не поднимается выше 1% от всего объёма туристских поступлений. Даже представление о нём в среде научной общественности является достаточно размытым. По мнению авторов, границы промышленного туризма применительно к отечественной действительности могут быть определены статистикой. В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) к промышленному производству относят три сферы деятельности: добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды [5].
Но не только промышленные объекты могут быть привлекательными для туристов, но и вообще любая организация или компания, любое рабочее место, по производству как товаров, так и услуг. В этом случае туристскими объектами могут стать банки, суды, школы и вузы, региональные и городские администрации, логистические центры, библиотеки, вокзалы и аэропорты, тюрьмы и полицейские участки, издательства, театры, туристские компании и прочее. Как правило, наибольшей популярностью у туристов пользуются ремесленные производства, в первую очередь те, что исторически стали символами тех или иных регионов и стран.
Достоинства организации производственного туризма очевидны для всех сегментов. Для туристов (экскурсантов) - это прекрасная возможность «открыть» с необычной стороны уже, быть может, хорошо знакомый для них город, увидеть как производят их любимые продукты, попробовать, примерить, сделать своими руками. Для предприятия - это замечательная возможность укрепить репутацию компании, раскрыть потенциальному покупателю все достоинства своей продукции, а зачастую и увеличить продажи.
Если оценивать на региональном и даже общегосударственном уровне, то производственный туризм - это реальный шанс увеличить собственную туристскую привлекательность, а для депрессивных моногородов - почти единственная возможность сохраниться на карте страны.
Финансовые затраты на организацию туристских маршрутов по действующим предприятиям сравнительно невелики. Иначе дело обстоит со старыми, брошенными площадками, для которых нужен специальный инвестиционный проект по превращению их в зрелищное национальное наследие.
Несмотря на очевидную актуальность инновационных идей в сфере туристских предложений, их генерация и реализация остаётся одной из существенных проблем. Одной из причин является отсутствие систематизированной информации о туристско-экскурсионных объектах как основы туристско-экскурсионных маршрутов. Это определяет необходимость систематизации информации о туристско-экскурсионных объектах для реализации производственно-образовательных туристско-экскурсионных маршрутов на примере возможностей города Новосибирска.
Для развития производственного туризма в Новосибирске сложились исторические, культурные, инфраструктурные и производственные предпосылки [6]. При отсутствии сравнительно глубокого исторического наследия зрелищным и познавательным «наследием» нужно делать Настоящее. Объектами показа могут стать не только действующие производственные объекты (табл. 1), а также музеецифированные, памятники истории и архитектуры, которые связаны с индустриализацией (табл. 2).
Таблица 1 - Памятники промышленной истории и промышленной архитектуры Новосибирска_
Наименование Датировка Специфика объекта Типо Категория Районы
памятника логия охраны города
Водонапорная 1894 г. Является одним из первых специальных А Р Ж
башня № 1 инженерных сооружений в составе железнодорожного комплекса станции Обь на Транссибирской железной дороге. Сооружение производственного назначения - редкий сохранившийся пример архитектуры железнодорожных комплексов конца XIX в., построенных по типовым проектам, разработанным специально для различных участков сибирских железных дорог.
Водонапорная 1902 г. Представляет пример архитектуры А Р Ж
башня № 2 специального инженерного сооружения начала XX в. в составе комплекса железнодорожной станции на Транссибирской магистрали.
Водонапорная 1912 г. Является примером архитектуры А Р Ж
башня № 3 специального инженерного сооружения начала XX в. в составе комплекса железнодорожной станции на Транссибирской магистрали.
Башня 1938 - Представляет собой пример инженерного А М Л
водонапорная 1939 гг. сооружения конца 30-х годов XX в.
Новосибирская 1956 - Первая из ряда подобных сооружений, И Р
ГЭС 1959 гг. построенных на крупнейших реках Сибири. Она представляет интерес как яркий пример инженерного искусства середины XX века. С
ТЭЦ № 1 1924 г. Новониколаевская электростанция (ТЭЦ-1) И Р Ж
(первая крупная - первая крупная электростанция Сибири,
электростанция города) спроектированная и построенная при Советской власти, оснащённая отечественным оборудованием.
Здание 1907 - Представляет интерес как памятник А Р Кир
Бугринского 1909 гг. истории развития промышленности в
солодовенного Сибири, в качестве первой механической
завода солодовни в Сибири. Архитектура здания демонстрирует применение рационального «кирпичного» стиля.
Проходная завода 40-е гг. Представляет историко-культурную А В К
химконцентратов. ХХ в. ценность как типичный образец периода
Комплекс. неоклассицизма 50-х годов.
Макаронная 1909 - Представляет пример промышленного А Р Ж
фабрика 1912 гг. сооружения с элементами
И.М. Луканина рационалистического модерна в декоре фасадов, построенного в период становления Новониколаевска как центра переработки сельскохозяйственной продукции.
Типология: А - памятник архитектуры; И - памятник истории. Категория охраны: Ф - памятники федерального значения; Р - памятники регионального (областного) значения; М - памятники местного (муниципального) значения; В - выявленные объекты. Районы города: Ж - Железнодорожный; К - Калининский; Кир - Кировский; Л - Ленинский; П - Первомайский; С - Советский. Составлено по [7, 8]
Таблица 2 - Некоторые предприятия города Новосибирска, представляющие интерес в качестве объектов промышленного туризма_
Предприятие Специализация предприятия
1. Предприятия электроэнергетики
Организация «ТЭЦ-2» электро- и теплоснабжение
Организация «ТЭЦ-3» электро- и теплоснабжение
Организация «ТЭЦ-4» электро- и теплоснабжение
Организация «ТЭЦ-5» электро- и теплоснабжение
Новосибирска ГЭС электроснабжение
2. Атомная промышленность
ПАО «Новосибирский завод химконцентратов» тепловыделяющие сборки, литий и его соединения
3. Предприятия машиностроения и металлообработки
Компания «СТЭН» отопительное оборудование
ПО «Север» электротехническая продукция
ОАО «НПО Научно-исследовательский институт измерительных приборов - Новосибирский завод имени Коминтерна» радиотехническая продукция (радиолокаторы, дальномеры и т. п.)
ОАО «Научно-исследовательский институт системы ближней локации, бортовые вычислительные
электронных приборов» устройства, электроника и системы управления
ОАО «Сибэлектротерм» оборудование для электрометаллургии
ЗАО «Завод Сибирского Технологического Машиностроения» отопительное оборудование
ОАО «НПО «Сибсельмаш» сельскохозяйственная техника, оборудование на основе ленточных конвейеров
НПО «ЭЛСИБ» ОАО турбогенераторы, гидрогенераторы, электродвигатели, преобразователи частоты
ОАО «Станкосиб» металлорежущие и деревообрабатывающие станки, хозяйственный инвентарь
ЗАО «Конмет» металлоконструкции промышленного и гражданского строительства
ООО «Завод КАЛИБР» деревообрабатывающие станки, домостроительные мини-заводы
ПО «Завод электробытовых товаров» бытовые товары сельскохозяйственного направления (инкубаторы, сушильные шкафы и т. п.)
ОАО «Новосибирский инструментальный завод» слесарно-монтажный, шофёрский и зажимной инструмент
ООО «Новосибирский кабельный завод» силовой кабель
Новосибирский светотехнический завод ООО «ГАЛЛОП» светотехническая продукция (люстры, бра, настольные лампы, различные светильники)
Новосибирский арматурный завод ООО «ГАЛЛОП» шаровые краны и фитинги, гибкая сантехническая подводка
ОАО «Новосибирский электромеханический завод» низковольтное коммутационное оборудование
ООО «Завод легковозводимых конструкций» металлоконструкции, быстровозводимые здания, мобильные здания
ЗАО «ЭЛСИ Стальконструкция» производство опор ЛЭП
ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова» авиационная техника
ОАО «Тяжстанкогидропресс» тяжёлые металлообрабатывающие станки и гидравлические прессы, технологическая оснастка, насосы
ЗАО «Часовой завод «Салют» настенные часы
АО «Швабе - Оборона и Защита» переносные приборы наблюдения и разведки (прицелы, бинокли, телескопы, тепловизоры)
Новосибирский завод котельного оборудования «Сибэнерготерм» котельное оборудование
АО «Новосибирский авиаремонтный завод» техническое обслуживание, капитальный ремонт и модернизация вертолётов
ОАО «Новосибирский завод радиодеталей «Оксид» конденсаторы
ОАО «Новосибирский завод конденсаторов» конденсаторы, коммутационное оборудование и компоненты
Новосибирский электровозоремонтный завод, ОАО «Желдорреммаш» ремонт железнодорожной техники
ПАО «Сиблитмаш» литейное оборудование
ЗАО «Сибирский электротехнический завод» асинхронные двигатели переменного тока
ООО «Термофор» отопительное оборудование
ОАО «Завод ТРУД» обогатительное оборудование
ОАО «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с особым конструкторским бюро» интегральные микросхемы, полупроводниковые приборы
ЗАО «Радио и Микроэлектроника» радиоэлектронные приборы
ОАО «Новосибирский стрелочный завод» стрелочная продукция для железных дорог, трамвайных путей и метрополитенов
ФГУП «Опытный завод» опытные образцы и партии промышленных изделий
ООО «Сибпроммаш» производство оборудования по переработке изношенных шин, проектирование и изготовление нестандартного оборудования для объектов горнодобывающей, нефтяной, газовой, химической, нефтехимической и пищевой промышленности
4. Металлургические предприятия
ОАО «Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина» листовой прокат, трубы, профили, холоднокатаная лента
ООО «Сталь-Про» металлопрокат, сэндвич-панели, профнастил
ОАО «Новосибирский оловянный комбинат» олово, сплавы и припои на его основе
ОАО «Новосибирский аффинажный завод» аффинированное золото, серебро и другие драгоценные металлы
5. Предприятия химической промышленности
ОАО «^им^ас^» пластикаты ПВX, фторопласт, плёнки, трубки, изоляционная лента, аминопласт
ООО «Лакокрасочный завод «Радуга» лакокрасочные материалы
ОАО «Новосибирский механический завод «Искра» взрывчатые вещества и средства взрывания
ООО «Новосибирский завод пластмасс «ЮНИС» полиэтиленовая тара
ООО «ПромГеоПласт» лист полимерный (геомембрана) ПЭНД
ООО «Новосибирский трубный завод» полиэтиленовые трубы низкого давления
ОАО «Новосибирская фармацевтическая фабрика» лекарственные препараты
ЗАО «Производственно-фармацевтическая компания Обновление» лекарственные препараты
ООО «Сибфлюс» высокотемпературные паяльные флюсы
«СКТБ «Катализатор»» катализаторы, сорбенты и осушители
ОАО «СИБИАР» аэрозольная продукция
ООО «Завод пищевого полистирола» упаковочная продукция
НОВОПАК, производственно-торговая компания производство упаковочных материалов
6. Предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
ООО «Мебель Золушка» производство мебели, дверей, фасадов
Фабрика мебели «Галатея» производство мебели
Группа компаний «Завод торгового оборудования» торговая и офисная мебель
ООО «Большевик» мебель, двери, окна, элементы интерьера
7. Предприятия индустрии строительных материалов
ООО «Стройкерамика» строительный и облицовочный кирпич
ООО «Кирпичный завод «ЛИКОЛОР» кирпич керамический
ЗАО «Второгнеупорматериалы» огнеупорная продукция
ООО «Кирпичный завод «Азарий 1» кирпич керамический
ООО «ГЕРКУЛЕС-СИБИРЬ» сухие строительные смеси
ООО «Карьер Борок, Горно-добывающая компания» добыча бутового камня, производство щебня и дорожных смесей
Новосибирский камнеобрабатывающий завод «Барлет» обработка природного камня
ОАО «Новосибирский завод железобетонных опор и свай» железобетонные изделия
ОАО «Новосибирский завод строительных конструкций» железобетонные изделия, бетоны и растворы
ООО «Бетонный завод №1» бетоны, растворы
Xолдинг БФК светопрозрачные конструкции
ООО «Новолит» светопрозрачные конструкции
АО «Левобережный песчаный карьер» разработка гравийных и песчаных карьеров
8. Предприятия пищевой промышленности
ЗАО «Шоколадная фабрика «Новосибирская» кондитерские изделия
АО «Новосибирский жировой комбинат» майонезы и соусы
ООО «Лихачёвский кондитерский комбинат» кондитерские изделия
ООО «Второй кондитерский комбинат» кондитерские изделия
«Фабрика тортов МцеЪ» ОАО «Xлебпром» кондитерские изделия
Кондитерская фабрика «Сибирячка» кондитерские изделия
ООО «Сибирское созвездие» кондитерские изделия
ОАО «Новосибирский мясоконсервный комбинат» мясо, полуфабрикаты, колбасные изделия
ООО «Сибирская продовольственная компания» мясо, полуфабрикаты, колбасные изделия
ООО «Сибирские Мясные Продукты» мясо, полуфабрикаты, колбасные изделия
ООО «Торговая площадь» мясо, полуфабрикаты, колбасные изделия
ООО «БМК-компани» мясо, полуфабрикаты
ООО «Мясокомбинат Обской» колбасные изделия
ООО «Алекон» замороженные полуфабрикаты
ООО «Комбинат полуфабрикатов Сибирский Гурман» замороженные полуфабрикаты
ООО «Пивоваренная компания Балтика-Новосибирск» пиво и безалкогольные напитки
ООО «Компания Чиста Вода - Норинга» бутилированная питьевая вода
ОАО «Хлебообъединение «Восход» хлебобулочные изделия
ЗАО «Хлебокомбинат «Инской» хлебобулочные изделия
ООО «КДВ Новосибирск» снэковая продукция
Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия, Новосибирский филиал, ООО безалкогольные напитки
ООО «Новосибирский завод напитков «ВАИЛС-А» безалкогольные напитки
ОАО «Новосибирская макаронная фабрика» макаронные изделия
ЗАО «Птицефабрика «Октябрьская» инкубация цыплят, производство яиц, мяса птицы, полуфабрикатов и колбасных изделий
АО Компания «Проксима» специи, супы, приправы
ООО «Новосибирский молочный завод» молочные продукты
ООО Молкомбинат «Новониколаевский» молочные продукты
«Сибирское молоко», ОАО «Вимм-Билль-Данн» молочные продукты, сыры, масло, детское питание
ООО «Молкомбинат №8» сливочное масло
ООО «Богарнэ» молочные продукты, сыры
9. Предприятия лёгкой промышленности
ЗАО «КОРС» обувь
ООО «Трикотажная фабрика «Сибирь» трикотажные изделия
Фабрика одежды «ПРИЗ» одежда
ОАО «Синар» одежда
ООО «Компания «ПЕЛИКАН» одежда
ООО «Виолла» одежда
ООО «Герта» одежда
Новосибирская фабрика мягкой игрушки игрушки, сувениры
10. Предприятия ювелирной индустрии
ООО «Новосибирский ювелирный завод «Адалит» ювелирные изделия
ООО «Новосибирский ювелирный завод «Атолл» ювелирные изделия
11. Предприятия мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности
ЗАО «Новосибирский мелькомбинат №1» зернопереработка
ООО «Мелькомбинат №3» зернопереработка
12. Предприятия полиграфической промышленности
ОАО «Советская Сибирь» полиграфическая продукция (газеты, журналы, книги, этикетка и упаковка)
АО «Новосибирская картографическая фабрика» картографическая продукция
13. Предприятия стекольной и ф Фарфоро-фаянсовой промышленности
ОАО «Завод «Экран» стеклотара
ООО «Корн» производство керамических изделий (бытовая и художественная керамика)
ООО «Феникс» производство керамических изделий (бытовая и художественная керамика)
ООО ПП " Калина-Иня " производство керамических изделий (бытовая и художественная керамика)
14. Предприятия по удалению и обработке твердых отходов
Ферроком, ООО переработка металлического лома
Квант, ООО, спецзавод высокотемпературное сжигание отходов в специальных печах
Вторпереработка, ООО, центр по приему макулатуры и уничтожению архивов прием макулатуры и уничтожению архивов
Полимер-Рецикл, ООО, производственная компания переработка вторичных полимеров
Современный большой город, такой как Новосибирск, является сложно устроенным пространством, где сосредоточены материальные и духовные ценности, ежедневно созидаются культура и история. Город вырос из небольшого селения, на месте строительства первого железнодорожного моста, который связал правый и левый берега Оби. Вслед за Транссибом город начал расти и развиваться. Советский период для Новосибирска - это время мошной индустриализации, усиленной в период Великой отечественной войны, когда он стал крупнейшим центром оборонной промышленности. В конце XX - начале XXI веков в городе ярко проявилась деиндустриализация, которая выражалась в закрытии промышленных предприятий, перепрофилировании зданий и корпусов некогда масштабных промышленных производств под торгово-развлекательные центры.
Сегодня Новосибирск - полуторамиллионный мегаполис, столица Сибирского федерального округа, крупный промышленный, транспортный, научный и культурный центр. Город как крупный центр промышленности советского периода стремится к бренду «центра сибирской науки и наукоемких производств». Новосибирск - один из ведущих центров России по уровню развития науки и технологий, удерживающий лидирующие позиции в этих сферах на протяжении 50 лет. Всемирную известность городу принёс Новосибирский Академгородок, на территории которого расположены десятки научно-исследовательских институтов, Новосибирский государственный университет, Физико-математическая школа НГУ, Институт исследований патологии кровообращения. Активную деятельность уже ведёт Технопарк новосибирского Академгородка (сам уже ставший достопримечательностью города и превращающийся в важнейший потенциальный объект производственного туризма). В наукограде Кольцово находится Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор». Посёлок Краснообск стал лидером сибирской аграрной науки. Здесь начато строительство агротехнопарка, который станет выставочной площадкой разработок в животноводстве и растениеводстве [9].
По происхождению объекты производственного туризма города довольно разнообразны, что требует создания современной и доступной информационной платформы - образовательного интерактивного путеводителя с иллюстративным сопровождением. Наличие фильтров в нем позволит пользователю выбрать из списка те объекты, которые отвечают его запросам (местоположения, отраслевой специализации, взимаемой отплаты за посещение, времени работы, является ли объект музеефицированным или действующим и прочее).
Путеводитель позволит как индивидуальным туристам, так и организованным группам самим проектировать маршрут исходя из индивидуальных особенностей и потребностей. Источник станет основой для более сложной работы по созданию кадастра туристских объектов Новосибирска. Туристский кадастр - систематизированный свод сведений, включающий количественную и качественную характеристику объектов туристского назначения. Основные виды оценки ресурсов для туристского кадастра представлены на рисунке 2.
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКАРЕСУРСОВ
чтобы описать имеющиеся туристские ресурсы количественно
КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА РЕСУРСОВ
чтобы оптимизировать направления по их использованию втуризме _
--О
АНАШЗПОТЕНВДАЛЬНЬК ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ чтобы определить рамки использования ресурсе в
О
Рисунок 2 - Виды оценки ресурсов для туристского кадастра
Кадастровая информация должна отвечать ряду требований и условий:
- собираться и обрабатываться по единой методике на всей территории Российской Федерации;
- быть непрерывной, достоверной, наглядной и оперативной;
- быть современной в момент выдачи информации пользователям;
- быть комплексной и независимой.
Для создания туристского кадастра на начальном этапе необходимо провести ряд подготовительных работ (рис. 3).
На основе материалов туристского кадастра и путеводителя по индустриальным объектами Новосибирска перспективной является идея разработки проекта «Производственные маршруты Новосибирска».
ВИДЫ РАБОТ
Рисунок 3 - Основные виды работ при подготовке кадастра
Одной из главных задач при составлении производственного турмаршрута является установление принадлежности его к определенному виду, что требует разработки классификации видов производственного туризма по направлениям (рис. 4).
в первую очередь для студентов ВУЗов, где учебный пронесс предполагаем посещениепроизв о дств
Г Научный рассчитан на специалистов, занимающихся изучением н улучшением процесса производства
11 Профессиональный обмен опытом работников различных предприятий и их структурных единин
Деловой
посещение предприятии спелью заключения договоров кушш-продажн машинного оборудования. патентование определенных технологических _процессов_
Спортивный
-проведениеразличных соревновании на антропогенно-измененных ландшафтах
Экс тр емальыый
Экологический
посещение промышленных ландшафтов с целью получения острых впечатлений
посещениепромьшгтенных ландшафтов с нелью их улучшения
Познавательный
посещениеттредприятий и уникальных промышленных ландшафтов
Культурологический
формирование положительного отношения к объектам индустриальной
культуры
Экономический
получение доходов от посещения туристами промышленных ландшафтов
С амо деятельный
самоорганизация туристических путешествии по маршруту разраоотанному
группой
Рисунок 4 - Виды производственных туристских маршрутов, составлено по [10]
Крайне актуальным и интересным направлением в реализации потенциала производственного туризма города и области может стать разработка тематических производственных туристских маршрутов, включающих посещение предприятий, отражающих технологическую цепь производства тех или иных товаров и услуг, позволяющих «проследить» путь от сырья до конечного продукта и «увидеть» межотраслевые связи и преемственность звеньев технологического процесса (табл. 3. рис. 5) [11]. Другой подход - разработка тематических производственных туристско-экскурсионных маршрутов с посещением предприятий, объединенных единой отраслевой тематикой (табл. 3, рис. 6).
Таблица 3 - Референция модельных индустриальных маршрутов г. Новосибирска
Объекты показа Описание объектов показа Целевая установка посещения
1. Модельный маршрут «Путь глины: от карьера до усадьбы» (принцип построения маршрута - технологический процесс)
Геологический музей НГПУ Каталог образцов включает около 1000 наименований. В Геологическом музее имеются уникальные образцы горных пород и полезных ископаемых Новосибирской области 1.Знакомство с коллекцией горных пород и минералов, используемых в строительной индустрии. 2.Изучение направлений использования. строительных и поделочных камней в быту и хозяйственной деятельности человека.
Кирпичный завод «Стройкерамика » Единственный завод в Сибири, выпускающий как полнотелый, так и облицовочный кирпич. Завод на рынке около 25 лет, производит и продает высокомарочный строительный (полнотелый) и облицовочный (пустотелый) красный, коричневый и бежевый кирпич. 1.Знакомство с индустрией строительных материалов. 2.Знакомство с технологией производства строительных материалов и направлениями их использования.
ООО «Глиняный карьер» Одно из направлений компании - добыча щебня, песка, глины. Предприятие с было 1.Знакомство с предприятием добывающей индустрии.
создано в 2007 г. Глиняный карьер в бассейне р. Дедиха по Каменскому шоссе. 2.Знакомство с промышленным карьером по добыче глины. 3.Изучение индустриальной истории Новосибирска.
ООО «Феникс» Одно из ведущих предприятий в области производства бытовой и художественной керамики, образовалось в сентябре 1991 года. Входит в группу лидеров по производству бытовой и художественной керамики России. Дипломант всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» 2003г., лауреат конкурсов «Новосибирская марка» в 2001, 2003, 2004, 2005 гг., постоянный участник Сибирской ярмарки, награждённый малыми золотыми медалями в 2003 и 2004 гг. Предприятие занесено на Доску Почёта г. Новосибирска. 1.Знакомство с индустрией производства керамических изделий. 2.Знакомство с современными технологиями производства керамических изделий. 3. Мастер-класс по производству керамических изделий.
2. Модельный маршрут «По одежке встречают» (принцип маршрута - единство отраслевой тематики)
ЗАО «КОРС» Одна из ведущих фабрик обуви в Западной Сибири. 1.Знакомство с индустрией производства обуви. 2.Изучение технологии производства обуви.
Трикотажная Фабрика «Сибирь» Одна из ведущих трикотажных предприятий Западной Сибири. Производитель и лидер продаж верхней женской, мужской и детской одежды 1. Знакомство с трикотажной, швейной индустрией. 2. Изучение технологии трикотажного производства.
ОАО «Синар» Одна из ведущих швейных фабрик Западной Сибири 1. Знакомство с производством мужских костюмов, сорочек, женских курток, платьев, детской школьной формы и пр. 2.Изучение технологии швейного производства.
Разнообразие производственных объектов города позволяет проектировать различные индустриальные маршруты, как по длительности, так и по сложности. Предлагаемый в статье набор объектов производственного туризма, который может быть основой создания туристского кадастра в данном туристском сегменте, далеко не полный, но приведенные наработки должны стать началом деятельности в этом перспективном направлении.
Систематизация имеющейся информации и предложения по стратегии и приоритетам развития производственного туризма в Новосибирске представлены в матрице SWOT-анализа (табл. 4).
Рисунок 5 -Модельный маршрут «Путь глины: от карьера до усадьбы»
Производст^енно-индустриа6иъйый маршрут мПо одежке встрачают"
Криводановка
Рисунок 6 - Модельный маршрут «По одежке встречают» Таблица 4 - SWOT-анализ потенциала Новосибирска для организации и развития
производственного туризма
S. Сильные стороны (Strengths) W. Слабые стороны (Weakness)
1. Наличие ресурсов (в городе сложились исторические, культурные, инфраструктурные предпосылки - это крупный промышленный, транспортный, научный и культурный центр Сибири). 1. Слабый бренд города как туристской дестинации в сегменте производственного туризма. 2. Слабый анализ рынка индустриального туризма и его возможностей для потребителя. 3. Неэффективное использование уже имеющегося
2. Наличие предприятий производящих уникальную продукцию в России (а иногда и в мире). 3. Рост спроса на нестандартные туристские программы. 4. Наличие на рынке свободных перспективных ниш для производственного, промышленного, индустриального туризма. 5. Существенность сегмента - развитая образовательная база, постоянно обогащаемая интеллектуальной средой (наличие большого числа образовательных учреждений среднего, профессионального и высшего образования как основных потребителей турпредпложения). 6. Низкая эластичность спроса. 7. Заинтересованность администрации региона в развитии внутреннего и туризма. туристского потенциала. 4. Медленный процесс вывода на рынок турпредложений в сегменте индустриального туризма (неразвитая система маркетинга туристского продукта региона). 5. Ограниченная информация на национальном и международном рынках о туристическом продукте. 6. Низкая информационная насыщенность сегмента для потребителя (отсутствует путеводитель по производственному туризму). 7. Отсутствие достоверной, полной, систематизированной информации об объектах производственного туризма (туристского кадастра). 8. Слабо налаженные отношения с региональными партнёрами в области производственного туризма. 9. Острый дефицит креативных кадров и подходов в отделах маркетинга и менеджмента производственных предприятий. 10. Слабая доступность потребителю, традиционная закрытость производителя по отношению к потребителю. 11. Износ производственной инфраструктуры, не позволяющий организовать экскурсии на предприятия. 12. Проблемы транспортной доступности, формирование транспортно-пересадочных узлов, развития метрополитена. 13. Отсутствие идеологических установок и патриотического отношения к Новосибирску у многих жителей города.
O. Возможности (Opportunities) T. Угрозы (Treats)
1. Возможности создания партнёрских отношений с региональными партнерами в создании туристских маршрутов (Кемеровская, Томская, Тюменская области, Алтайский край и др.). 2. Высокая совместимость сегмента с рынком основных конкурентов. 3. Высокая защищённость от конкуренции. 4. Положение в центре единственного в Сибири скопления близко расположенных крупных городов. 5. Широкие возможности организации транспортного и туристского транзита. 6. Повышение конкурентоспособности туристского продукта за счёт организации новых туров, экскурсий, маршрутов с интерактивными и игровыми программами. 7. Применение инновационных подходов и методов к организации и осуществлению туристической деятельности. 8. Расширение транспортной системы за счёт сети автомобильных дорог. 9. Создание и развитие на территории региона мощных туристских компаний, ориентированных на создание, продвижение и реализацию внутреннего туристского продукта. 10. Рост спроса на производственные экскурсии со стороны потребителя (в том числе со стороны образовательных учреждений). 11. Возрождение престижа рабочих специальностей, усиление профориентационной работы в обществе. 12. Рост спроса на внутренний туризм. 1. Конкуренция с соседними регионами, высокие темпы освоения новых туристских объектов на сопредельных территориях. 2. Стратегический дрейф (рассогласование стратегии и предложений туристских организаций и требований потребителей и рынка). 3. Административные барьеры между руководителями ряда производств и потребителями. 4. Изменение потребностей и предпочтений потенциальных потребителей. туристских услуг -потеря клиентов.
Таким образом, результаты проведённого анализа показывают широкие внешние возможности для развития производственного туризма в городе, где угрозы сводятся к минимуму, открывая широкий спектр потенциальных возможностей. Главные барьеры для организации производственных экскурсий следует искать во внутренней среде города. Косность мышления чиновников и руководства производственных организаций всё ещё не позволяет им воспринимать предприятие как объект туризма, способный улучшать не только имидж самого производства, но и увеличивать финансовую отдачу от него. Отсутствие интереса и желания самих предприятий, слабое представление горожан о туристско-производственных возможностях родного города - базовое ограничение, на наш взгляд, для формирования производственного туризма в Новосибирске.
Реализация подобного проекта внесёт свой вклад в разработку узнаваемого бренда города и расширит возможности Новосибирска для привлечения туристов. Ресурс будет интересен широкому кругу лиц от образовательных организаций (как информационный ресурс для учебных практик и экскурсий), заинтересует специалистов в сфере туризма, бизнесменов, интересующихся промышленностью и находящихся в поиске выгодного вложения средств в производство, лиц, любящих познавательные путешествия и активный отдых.
Ссылки на источники
1. Пейн Джозеф, Гилмор Джеймс. Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена. - М.: Изд-во «Вильямс», 2005.
2. Pine B. J., Gilmore J. H. The Experience Economy: Work is Theatre & Every Business a Stage. Harvard Business Press, 1999.
3. BerndH. Schmitt, Alex Simonson. Marketing Aesthetics: The Strategic Management of Brands, Identity, and Image.
4. Лысикова О.В. Индустриальный туризм в городском пространстве: кейс-стади Саратова // Лабиринт: Журнал социально-гуманитарных исследований. Прошлое, настоящее, будущее индустриального города. - 2014. - № 1. - С. 38-48.
5. Промышленность России. 2014: Стат. сб. - М.: Росстат, 2014. - 326 с.
6. Горошко Н.В., Пацала С.В. Новосибирск как ворота в туристскую Сибирь: возможности или иллюзия / Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 2 (62). - Т. 7 - С. 30-38.
7. Новосибирск. Новосибирская область. Достопримечательности - архитектурные. Новосибирский краеведческий портал URL.: http://kraeved.ngonb.ru/attractions?field_dislocation_tid=4&field_showplace_type_tid=11 (дата обращения 21.02.2016).
8. Памятники истории и архитектуры Новосибирска. NOVOSIBDOM.RU. URL.: http://nsk.novosibdom.ru/node/2203 (дата обращения 25.01.2016).
9. Незримый Новосибирск. URL.: http://www.novodostup.ru/article/scienceinno.html (дата обращения 10.02.2016).
10. Пендерецкий О. В. Промышленный туризм в Украине: состояние, перспективы развития. Украинский географический журнал. - 2010. - № 3. - С. 48-51.
11. Горошко Н. В., Пацала С. В., Гричанов А. И. Городское пространство Новосибирска как площадка для индустриальных маршрутов образовательных экскурсий // Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития: материалы V Всероссийской научно-практической интернет-конференции (1-22 апреля 2016 г.) / Мин-во образования и науки РФ; Новосиб. гос. пед. ун-т. / коллектив авторов. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. - 259 с. - С. 180-186.
Nadezhda Goroshko
Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk
Patsala Sergei
Senior Lecturer
Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk
Opportunities for industrial tourism in the urban space of Novosibirsk
Abstract. The article provides brief characteristics relative new direction of modern tourism -industrial tourism. Despite the obvious relevance of innovative ideas in the field of tourism, their generation and implementation remains a significant problem. One of the reasons is the lack of systematic information about tourist objects as the basis of tourist routes. The main goal of the research is systematization and evaluation of the potential of the city of Novosibirsk for the organization and development of industrial tourism in General and, in particular, such innovative areas as industrial tourism. As justification for the role of a new stage in the development of economy - "economy of impressions".
In the article on the basis of the analysis and synthesis of information from foreign literature, the deductive method, comparison, and modeling method and the analogy is systematization of information on tourist facilities to implement production and educational tourist routes on the example of the power of the city of Novosibirsk.
Conducted a study on opportunities of Novosibirsk in the organization of production, including industrial tourism in the city, highlighted problems and prospects of its development. The author has proposed projects that would increase the opportunities for industrial tourism in the city and region. On the basis of the SWOT-analysis is an assessment of the potential for the organization and development of industrial tourism. Provides a list of industrial enterprises, industrial monuments of history and architecture, able to act as objects of industrial tourism. The conclusions are drawn on possibilities of organization and development of a new direction of modern tourism in the urban environment.
Keywords: urban space, the experience economy, industrial tourism, industrial tourism, production facilities, industrial facilities, sightseeing tours, tourist inventory.