Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ: ПРЕДМЕТ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ'

ЭКОНОМИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ: ПРЕДМЕТ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / ЗАДАЧИ / ТЕОРИЯ / УСЛУГА / УЩЕРБ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеботарев Станислав Стефанович, Родионов Александр Сергеевич, Лапшов Валерий Александрович

Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных тем в области безопасности жизнедеятель -ности современного социума - экономике чрезвычайных ситуаций в аспекте ее основных категорий. Делается вывод, что важнейшее стратегическое направление государственной политики - выработка мер, нацеленных на предупреждение и/или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чеботарев Станислав Стефанович, Родионов Александр Сергеевич, Лапшов Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMICS OF EMERGENCY SITUATIONS: SUBJECT, ESSENCE AND CONTENT

The article is devoted to the consideration of one of the topical topics in the field of life safety of modern society - the economy of emergency situations in terms of its main categories. It is concluded that the most important strategic direction of state policy is the development of measures aimed at preventing and / or eliminating the consequences of emergencies.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ: ПРЕДМЕТ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_2_4_48 УДК 338

ЭКОНОМИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ: ПРЕДМЕТ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Чеботарев Станислав Стефанович,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; директор департамента экономических проблем развития ОПК, Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления, Россия, г. Москва, e-mail: stst57@yandex.ru

Родионов Александр Сергеевич,

доктор технических наук, профессор, академик Международной академии информатизации, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; директор аналитического Центра научно-информационного консалтинга, Россия, г. Москва, e-mail: asrodionov@fa.ru; rod-ionov@bk.ru

Лапшов Валерий Александрович,

доктор социологических наук, профессор, Институт международных отношений и социально-политических наук, заведующий кафедрой социологии, Московский государственный лингвистический университет, Россия, г. Москва, e-mail: valeralapshov@gmail.com

Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных тем в области безопасности жизнедеятель -ности современного социума - экономике чрезвычайных ситуаций в аспекте ее основных категорий. Делается вывод, что важнейшее стратегическое направление государственной политики - выработка мер, нацеленных на предупреждение и/или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: безопасность; концепция; задачи; теория; услуга; ущерб; чрезвычайная ситуация.

UDC 338

ECONOMICS OF EMERGENCY SITUATIONS: SUBJECT, ESSENCE

AND CONTENT

Chebotarev Stanislav Stefanovich,

Doctor of Economics, Professor, Research Institute of Economics, Informatics and Management Systems, Department of Economic Problems of Defense Industry Development, Director, Financial University under the Government of the Russian Federation, Professor of the Department of Life Safety, Russia, Moscow, e-mail: stst57@yandex.ru

Rodionov Alexander Sergeevich,

Doctor of Technical Sciences, Professor, Academician of the International Academy of Informatization, Financial University under the Government of the Russian Federation, Professor of the Department of Life Safety, Director of the Analytical Center for Scientific and Information Consulting, Russia, Moscow, e-mail: asrodionov@fa.ru; rod-ionov@bk.ru

Lapshov Valery Alexandrovich,

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Institute of International Relations and Socio-Political Sciences, Head of the Department of Sociology, Moscow State Linguistic University, Russia, Moscow, e-mail: valeralapshov@gmail.com

The article is devoted to the consideration of one of the topical topics in the field of life safety of modern society - the economy of emergency situations in terms of its main categories. It is concluded that the most important strategic direction of state policy is the development of measures aimed at preventing and / or eliminating the consequences of emergencies.

Keywords: safety; concept; tasks; theory; service; damage; emergency.

Новое тысячелетие поставило человечество перед новой трактовкой дилеммы «пушки или масло». Максимизация прибыли («пушки») традиционно воспринимается как ключевой фактор успеха (КФУ) в бизнесе. Однако если при этом окружающая (природная) среда («масло») станет непригодной для жизни на космическом объекте Земля, извлечение прибыли станет бессмысленным («пир во время чумы»). Темпы роста числа и масштаба природных, техногенных и биолого-социальных чрезвычайных ситуаций (ПТБС ЧС) сужают жизненное пространство существования нашей цивилизации до нескольких поколений.

Необходимо принятие срочных мер для исключения (предупреждения) и/или ликвидации, в случае чрезвычайной ситуации, последствий (ПЛП ЧС). Причем главным приоритетом должно стать именно предупреждение, что невозможно без фундаментальных научных исследований и серьезных инвестиций в «зеленую экономику» и безопасную жизнедеятельность (БЖД). ЭЧС является актуальным откликом на сформулированную проблему, одним из важных условий общественного развития.

Предмет ЭЧС - познание организационно-экономического механизма производства услуги БЖД. Главное в предмете ЭЧС, его сущность в том, что если не принимать уже сегодня срочных мер, то скоро, при постоянно возрастающем ущербе от ЧС, экономика будет не в состоянии ликвидировать его последствия (член-корр. РАН Махутов Н. А., 1998 г.) [1]. Чуть позднее, предостережение Н. А. Махутова обосновали в фундаментальном научном труде профессоры В. А. Акимов, В. Д. Новиков и Н. Н. Радоев [2]. Отечественные ученые изучили малоисследованную теоретическую область, связанную с анализом и оценкой риска для жизнедеятельности населения в случае ПТБС ЧС.

Наконец, теория, практика и методология предмета ЭЧС приобрели новый смысловой ракурс после издания монографии с одноименным названием и введения магистерской подготовки в Финансовом университете при Правительстве России [3].

Рост ущерба от ПТБС ЧС является общемировым трендом. Актуальность реинжиниринга организационно-экономических механизмов (ОЭМ) ПЛП ЧС не вызывает сомнения. Переход на новую платформу ОЭМ позволит на практике перейти к сценарному прогнозированию рисков ПЛП ЧС для объектов повышенной опасности. Появляется возможность провести оценку обстановки для режима безаварийной эксплуатации и для случая разрушения защитных оболочек. ОЭМ применим как для ПЛП ЧС на отдельных хозяйствующих субъектах (ХС), так и для масштабных аварий и катастроф с опасным загрязнением атмосферы, водных ресурсов и территории. Количественная оценка риска своевременного ПЛП ЧС представляет чрезвычайную важность для регионов, в которых сосредоточены опасные производства и требуется постоянная социально-психологическая работа с населением по разъяснению важности тщательного выполнения всех регламентированных мероприятий для ПЛП ЧС. Для многих регионов и областей с опасными производствами ситуация обостряется в связи с недофинансированием профилактических мероприятий (санаторно-медицин-ское обслуживание, дополнительное питание, социальные льготы).

Содержание применительно к новому направлению экономической науки - ЭЧС следует рассматривать как межпредметный инвариант для анализа и оценки объективных возможностей для ПЛП ЧС. Например, усиление антропогенного давления на окружающую природную среду (ОПС) приводит к обострению экологической ситуации, которая прямо и

косвенно отражается на экономике. Деградация, истощение возобновимых и уменьшение запасов невозобновимых ресурсов делают общепланетарную среду обитания человека некомфортной и все более опасной для проживания. В конечном итоге ситуация приводит к непроизводительным, дополнительным затратам, как минимум на очистку ОС от антропогенных и техногенных загрязнений. Аналогичным образом на ЭЧС отражаются дефицит или перебои в снабжении электроэнергией. Для ЭЧС жизненно необходим рост энерговооруженности при разумном энергосбережении и повышении качества электроэнергии. Не менее важен своевременный ремонт и мо -дернизация трасс коммунального снабжения, мониторинг нефте- и газопроводов.

Концепция реализации ЭЧС определяет стратегию опережающего развития следующим образом: технологии XXI в. должны создаваться и функционировать, исходя из принципа достижения максимальной (в идеале абсолютной) безопасности (например, в рамках инициатив 6-го технологического уклада «Индустрия 4.0» и «Общество 5.0»). «Индустрия 4.0» позволяет человеку проводить мониторинг технологических процессов. В целом производство работает без вмешательства человека, но при сбое технологического процесса требуется участие специалистов для устранения неполадок, ПЛП ЧС. В свою очередь, «Общество 5.0» уже полностью исключает вмешательство человека, искусственный интеллект сам устраняет произошедшие сбои производства, обеспечивает ПЛП ЧС.

Парадигма приемлемого риска становится ключевым фактором успеха (КФУ) модернизации платформы технологий ПЛП ЧС. Надежное срабатывание системы защиты при ЧС становится важным условием ПЛП ЧС, своевременной защиты населения и сферы обитания от воздействия вредных и опасных факторов.

Математическое моделирование экономики чрезвычайных ситуаций в рамках существующей социально-экономической системы общества основывается на комплексе концепций безопасности, включающего концепции абсолютной безопасности, приемлемой безопасности (оправданного риска) и экономической целесообразности.

Сценарное прогнозирование ПЛП ЧС позволит на государственном уровне заблаговременно спланировать создание регулирующих органов для снижения рисков от всех видов ЧС, резко снизить непроизводительные затраты на ликвидацию понесенного ущерба. В рамках новой парадигмы приемлемого риска государственное управление ПЛП ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, субъектов федерации и муниципальном) выйдет на новый качественный уровень. При этом в социально-экономической системе России будут выделены основные звенья процесса управления взаимосвязанными объектами экономики: межобъектовые, межпродуктовые, межотраслевые, межрегиональные. Концепция реализации ЭЧС приведена на рис. 1.

Рисунок 1 - Цель, задачи, функции и принципы ЭЧС

В процессе моделирования ЭЧС целесообразно выделять исходя из национальной модели экономики и трехуровневой системы информационных потоков промышленно-хозяйственного комплекса страны, три уровня оценки и анализа экономических ущерба и издержек объектов ЭЧС: 1) микроуровень: объектов экономики, где формируется изначальная информация по ПЛП ЧС; 2) мезоу-ровень совокупности объектов экономики, промышленно-хозяйственных комплексов и инфраструктуры, где информация ПЛП ЧС агрегируется по министерствам и ведомствам субъектам Российской Федерации, отраслям; 3) макроуровень федерального обобщения информации ПЛП ЧС по реальным секторам экономики.

Как отрасль знаний ЭЧС имеет исходные теоретические предпосылки и результаты полевых исследований. Объект ЭЧС - реальный сектор экономики вместе с работающими в этом секторе людьми. При этом основное внимание уделяется КФУ, максимальному снижению ущерба от ЧС.

Сферой практического приложения ЭЧС является создание научных и прикладных основ для эффективного функционирования исполнительной власти, ведомственных структур МЧС России, хозяйствующих субъектов с позиции ПЛП ЧС и обеспечения безопасности населения.

Таким образом, в целях принятия своевременных и правильных решений в области БЖД, в борьбе со стихийными бедствиями и техногенными катастрофами как никогда востребован научный подход, инвестиции в научные исследования, без которых затруднительно решение комплексной задачи выживания.

Дефицит материальных и нематериальных активов ставит задачу их рационального распределения по секторам производства. Целевой функцией в этом случае является минимизация риска получения ущерба от ЧС по всей совокупности суммарного производственного потенциала исследуемого объекта (хозяйствующих субъектов).

Практически как в задаче линейного программирования, необходимо в условиях разумных ограничений достигнуть гарантированную безопасность (минимизацию риска при реализации парадигмы ПЛП ЧС). Концепция приемлемого риска, в отличие

от парадигмы достижения абсолютной безопасности позволяет применять рыночные модели, в том числе «теневой цены» лауреата Нобелевской премии по экономике, нашего соотечественника, академика Л. В. Канторовича.

Важным прикладным приложением ЭЧС может стать создание единой автоматизированной системы управления (АСУ) потоками людских, финансовых, материальных и нематериальных ресурсов для ПЛП ЧС. Мониторинг потоков в режиме реального времени позволит собрать релевантную информацию для принятия комплексных мер в сфере ПЛП ЧС. Решение актуальной задачи ПЛП ЧС будет способствовать выходу на новый уровень НТП, когда ежегодный ущерб от ЧС начнет снижаться, а ВВП расти.

В качестве первоочередных можно выделить три задачи:

- возмещение ущерба и страхования рисков, в том числе экономической составляющей, для определения суммы денежной компенсации;

- целенаправленный поиск прямых и дополнительных ресурсов для ПЛП ЧС, в том числе финансовых;

- разработка рациональных алгоритмов определения размеров, условий и порядка финансового и материального возмещения ущерба.

Решение обозначенных задач проводится после уяснения трех важных аспектов ПЛП ЧС: познавательного, критического, прогностического.

Познавательный аспект нацелен на глубо -кое понимание предназначения МЧС России, государственных структур для ПЛП ЧС, правительственных решений в интересах развития экономического фундамента РСЧС и ГО (ГЗ) в условиях рыночной экономики.

Критическая аспект направлен на поиск значимых факторов позитивного и негативного влияния на ПЛП ЧС, в первую очередь с точки зрения обеспечения необходимыми силами и средствами РСЧС и ГО(ГЗ). От названных структур требуется макро-, мезо-, микроанализ разных периодов функционирования РСЧС и ГО (ГЗ) .

Прогностический аспект предназначен для научных прогнозов перспектив и тенденций развития ЭЧС в интересах ПЛП ЧС. Важное значение приобретает анализ и оценка

взглядов зарубежных исследователей на ОЭМ ПЛП ЧС.

Оценка эффективности в области безопасной деятельности социально-экономической системы общества (по всем уровням России) осуществляется в соответствии с государственными программами. Конечные результаты выполнения каждой госпрограммы, их подпрограмм и целевых ведомственных программ (ВЦП) имеют свою индивидуальную оценку. Соответствующие алгоритмы пороговых значений выполнения каждой из программ устанавливают целевые индикаторы для ее завершения. Превышение (недостижение) целевых, пороговых показателей означают эффективный или неэффективный показатель реализации госпрограммы:

- достижение запланированных целей и задач госпрограммы, конечного результата и показателей реализации мероприятий и ФЦП;

- объем средств, направленных на госпро -граммы в целом и отдельные подпрограммы, на базовые мероприятия, мероприятия в составе основных;

уровень качества системного администрирования (управления и руководства) госпрограммой.

Эффективность реализации государственных программ может осуществляться поэтапно в соответствии с программными показателями безопасной жизнедеятельности и определяется как высокоэффективная, эффективная, низкоэффективная и неэффективная. Приоритетной задачей ЭЧС является достижение эффекта безопасной жизнедеятельности (БЖД) с минимальными издержками при заданных ограничениях по обеспечению в условиях приемлемого риска гарантированной безопасности объектов экономики и отраслей.

Математические модели обоснования мероприятий ПЛП ЧС строятся для прогнозирования значений двух системообразующих факторов: «издержки - затраты» и «безопасность - ущерб». По результатам вычислительного эксперимента ПЛП ЧС проводится системный, комплексный анализ риска возникновения этих событий. За последние 20 лет принят ряд основополагающих документов, в той или иной мере отражающих в том числе проблематику ЭЧС.

В этом году планируется принять закон о слиянии РСЧС и ГО (ГЗ) в единую систему

гражданской защиты (ГЗ). Единая система позволит мобилизовать стратегические ресурсы для выполнения текущих и перспективных задач ближайшего будущего, долговременных стратегических инвестиций в ПЛП ЧС. Увязка финансовых, экономических ресурсов не только для решения оперативных задач ликвидации последствий ЧС, но и для обеспечения предотвращения ЧС в условиях приемлемого риска в значительной степени снизит издержки ПЛП ЧС.

Новый инвестиционный подход к решению проблемы ПЛП ЧС позволит расширить господдержку и привлечь частный капитал.

Применительно к ЭЧС это комплексное решение проблем обеспечения безопасности и устойчивого развития Российской Федерации в экономическом отношении до 2030 г. Прикладным результатом ЭЧС должен стать взаимоувязанный анализ полезности (эффективности) различных видов целенаправленной деятельности с точки зрения комплексной безопасности. Предметом исследования и деятельности ЭЧС как отрасли знания является оценка негативных последствий, связанных с полным спектром рисков ЧС различного характера и их минимизации [3].

Важно отметить, что услуга обеспечения БЖД как стоимость в условиях товарного производства и товарного обращения выступает как абстрактный труд. Услуга как дефиниция отражает потребительскую стоимость БЖД. Или в итоге - ценой каких затрат труда достигается удовлетворение потребности общества, его членов в полезные услуги жизни и деятельности при условии минимизации ущерба от ЧС. Определение реальных затрат на создание услуги предотвращения ЧС и экономически оправданных затрат на ликвидации ущерба от ЧС - дело исключительно сложное, всегда проблематичное. В условиях современного российского хозяйствования, характеризующегося углублением рыночных отношений, продукт труда сферы обеспечения безопасности России, как и совокупный продукт всего личного состава РСЧС и ГО, является товаром. Данная услуга как результат совокупного труда раздвинула рамки рыночного пространства, намного усложнила систему товарно-денежных отношений в сфере обеспечения безопасной жизнедеятельности.

Услуга - жизнедеятельность в условиях планомерного сокращения числа и масштабов аварий и катастроф - является весьма специфическим продуктом. Он должен быть (со)отнесен к группе так называемых чистых общественных товаров (ЧОТ). Подчеркнем, что в советский период развития страны экономическая литература не уделяла внимания группе ЧОТ. Сегодня пробел ликвидируется. Услуга «безопасность» обладает свойствами, что и такой товар как совокупная военная услуга. Обладая свойствами потребительной стоимости, продукт «безопасность» включает противоречие, формы и пути разрешения которого могут быть весьма разнообразными. Например, если это противоречие между потребительной стоимостью и стоимостью. Оно решается в ходе обыденной нормально протекающей деятельности, не требующей от участников совместного труда никаких серьезных замечаний.

Методический аппарат оценки ПЛП ЧС в РФ включает более двухсот методических разработок. Различные ведомства и организации рекомендуют свои, апробированные методы, подходы, модели, алгоритмы и др. Однако несмотря на множество работ по анализу и оценке ПЛП ЧС для социально-экономической системы общества, все они сводятся к оценке общего экономического ущерба (ОЭУ). ОЭУ подлежит восстановлению через экономические издержки. Издержки, будучи экономической категорией, отражают прямые затраты на ПЛП ЧС. ОЭУ как прогнозируемая величина рассчитывается до и после наступления ЧС с целью возмещения ущерба из резервного фонда ПЛП ЧС РФ.

Общая картина ОЭУ может быть искажена, так как документально подтвердить косвенный ущерб, в отличие от прямого, не всегда

представляется возможным. Более того, «каскадный характер» проявления косвенного ущерба во времени еще больше затрудняет его денежную и материальную оценку.

В плане организационных форм разработки и реализации инвестиционных проектов в сфере предупреждения и ликвидации последствий ЧС можно, с определенной долей условности, выделить четыре основных уровня проектов.

1. Проекты, разрабатываемые и реализуемые в основном частными предприятиями и фирмами с учетом требований по ПЛП ЧС.

2. Интегрированные проекты, охватывающие несколько звеньев основных и обеспечивающих технологических цепочек производства продукции, как правило, в рамках данного региона.

3. Проекты по ПЛП ЧС, разрабатываемые и реализуемые на региональном и отраслевом уровнях.

4. Проекты по ПЛП ЧС, разрабатываемые и реализуемые на федеральном уровне. Они в целом полностью аналогичны проектам третьего уровня, но, естественно, более глубокого, стратегического содержания.

Таким образом, важнейшее стратегическое направление государственной политики - выработка мер, нацеленных на ПЛП ЧС. Актуальным приоритетом является информационное обеспечение экономики ЧС. В результате на фоне сложной экономической ситуации повышается вероятность и возникают риски возникновения массовых акций протеста населения, которые могут привести к дестабилизации социально-политической ситуации. Не вызывает сомнения, что в подобных условиях восстановление функционирования хозяйствующих субъектов станет намного сложнее.

Список литературы_

1. Безденежных, В. М. Проективный риск-ориентированный подход в сценарном планировании деятельности хозяйствующих субъектов / В. М. Безденежных, А. С. Родионов // Экономика. Налоги. Право. - 2017. - № 6, том 10. - С. 76-83.

2. Воробьев, Ю. Л. Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций / Ю. Л. Воробьев // Проблемы безопасности при ЧС. - 1998. - Вып. 7. - С. 3-13.

3. Родионов, А. С. Экономика чрезвычайных ситуаций: от ликвидации последствий к нормальной жизнедеятельности / А. С. Родионов // Экономика. Бизнес. Банки. - 2020. -№ 2 (40). - С. 9-35.

4. Чеботарев, С. С. Экономика чрезвычайных ситуаций: теория. Том 1 : монография / С. С. Чеботарев, А. И. Овсяник, А. С. Родионов, Р. М. Юсупов ; под науч. ред. С. С. Чеботарева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 134 с.

5. Экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций / В. А. Акимов и др. ; МЧС России. - Москва : ИПП «Куна», 2004. - 312 с.

References_

1. Bezdenezhny'x V.M., Rodionov A.S. Proaktivny'j risk-orientirovanny'j podxod v scenarnom planirovanii deyatel'nosti xozyajstvuyushhix sub''ektov, E'konomika. Nalogi. Pravo, 2017, no. 6, vol. 10, pp. 76-83.

2. Vorob'ev Yu.L. Global'ny'e problemy' kak istochnik chrezvy'chajny'x situacij, Problemy' bezopasnosti pri ChS, 1998, vol. 7, pp. 3-13.

3. Rodionov A.S. E'konomika chrezvy'chajny'x situacij: ot likvidacii posledstvij k normal'noj zhiznedeyatel'nosti, E'konomika. Biznes. Banki, 2020, no. 2 (40), pp. 9-35.

4. Chebotarev S.S. E'konomika chrezvy'chajny'x situacij: teoriya. Tom 1 : monografiya / pod nauch. red. S.S. Chebotareva. - Moskva : RUSAJNS, 2021, 134 p.

5. E'konomicheskie mexanizmy' upravleniya riskami chrezvy'chajny'x situacij / V. A. Akimov i dr. ; MChS Rossii. -Moskva : IPP «Kuna», 2004, 312 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.