Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАЗЕМНЫХ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИЯХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАЗЕМНЫХ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИЯХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
63
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РСЧС / РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ / ПЛАН ПРИВЛЕЧЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ / ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF THE RSCHS / SPECIAL-PURPOSE ROBOTIC COMPLEXES / ASSESSMENT OF ROBOTICS USE EFFECTIVENESS / PLAN TO ATTRACT ROBOTICS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Байков Андрей Владимирович, Александров Константин Валерьевич, Северов Николай Васильевич, Носков Сергей Семенович

Оценена эффективность территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на примере Нижегородской области. Дан анализ спасательной группировки указанной системы на территории Нижегородской области. Рассчитана эффективность проведения аварийно-спасательных работ с применением робототехнических средств. Разработаны направления привлечения этих средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Байков Андрей Владимирович, Александров Константин Валерьевич, Северов Николай Васильевич, Носков Сергей Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of the Regulatory Framework Development on the Use of Ground-Based Robotic Systems in Emergency Situations on the Territory of the Russian Federation Subjects

The efficiency of the territorial subsystem of the Unified State System for the Prevention and Liquidation of Emergencies of Natural and Man-made Character was evaluated by the example of the Nizhny Novgorod Region. Analysis of the rescue group of the system in the Nizhny Novgorod region was given. The efficiency of rescue operations using robotic tools has been calculated. The directions for using these funds by the Unified State System for the Prevention and Liquidation of Emergencies of Natural and Man-made Character in the region have been developed.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАЗЕМНЫХ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИЯХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

/40 "Civil SecurityTechnology", Vol. 16, 2019, No. 3 (61) УДК 001.87

Направления развития нормативной правовой базы по применению наземных робототехнических средств в чрезвычайных ситуациях на территориях субъектов Российской Федерации

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2019

А.В. Байков, К.В. Александров, Н.В. Северов, С.С. Носков

Аннотация

Оценена эффективность территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на примере Нижегородской области. Дан анализ спасательной группировки указанной системы на территории Нижегородской области. Рассчитана эффективность проведения аварийно-спасательных работ с применением робототехнических средств. Разработаны направления привлечения этих средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории области.

Ключевые слова: оценка эффективности РСЧС; робототехнические комплексы специального назначения; оценка эффективности применения робототехники; план привлечения робототехники.

Directions of the Regulatory Framework Development on the Use of Ground-Based Robotic Systems in Emergency Situations on the Territory of the Russian Federation Subjects

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2019

A. Baikov, K. Alexandrov, N. Severov, S. Noskov

Abstract

The efficiency of the territorial subsystem of the Unified State System for the Prevention and Liquidation of Emergencies of Natural and Man-made Character was evaluated by the example of the Nizhny Novgorod Region. Analysis of the rescue group of the system in the Nizhny Novgorod region was given. The efficiency of rescue operations using robotic tools has been calculated. The directions for using these funds by the Unified State System for the Prevention and Liquidation of Emergencies of Natural and Man-made Character in the region have been developed.

Key words: assessment of the effectiveness of the RSCHS; special-purpose robotic complexes; assessment of robotics use effectiveness; plan to attract robotics.

Статья поступила в редакцию 1.06.2019.

Ежегодно на территории России происходит множество аномальных явлений и техногенных аварий, сопровождающихся человеческими жертвами, большим ущербом здоровью людей и окружающей природной среде, значительными материальными потерями и нарушением нормальных условий жизнедеятельности.

Для уменьшения этих последствий в каждом регионе Российской Федерации создана спасательная группировка сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее—РСЧС) [1].

В качестве примера можно рассмотреть возможности территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области.

Основа экономики региона — обрабатывающая промышленность. На территории области расположено около 162 потенциально опасных объектов, включающих в себя радиационно опасные, химически опасные и взрывопожароопасные объекты. В условиях потенциальной угрозы от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) проживает более 50 процентов населения области. Степень износа основных фондов в целом по области к концу 2016 года составляла 47,3%, что свидетельствует о высокой степени риска возникновения техногенных ЧС на территории области.

Сведения по видам и масштабу ЧС представлены в табл. 1. Основу анализа составляют данные о произошедших ЧС в Нижегородской области в период с 2010 по 2017 годы. Основными критериями анализа стали виды ЧС и их масштаб.

На территории Нижегородской области функционирует 23 территориальных органа федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ): из них 16 территориальных органов ФОИВ входит в РСЧС и образует 36 функциональных подсистем.

Взаимодействие органов управления и сил РСЧС организуется в соответствии с планами действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС, разработанными органами управления РСЧС всех уровней и согласованными в установленном порядке всеми заинтересованными сторонами.

Взаимодействие организует:

в режиме повседневной деятельности — ЦУКС главного управления через органы повседневного управления РСЧС;

в режиме повышенной готовности — Главное управление МЧС России по Нижегородской области через оперативную группу Главного управления (оперативные группы местных гарнизонов пожарной охраны Нижегородского территориального гарнизона);

в режиме чрезвычайной ситуации — руководитель работ по ликвидации ЧС через создаваемый на это время межведомственный оперативный штаб Нижегородской области.

При организации взаимодействия с органами управления при ликвидации ЧС согласуются вопросы: о выделяемых силах и средствах; о порядке и способах их выдвижения и выполнения работ; о режимах защиты населения и сил, действующих в зоне ЧС; об организации медицинской помощи; охране общественного порядка, управлении и обеспечении действий.

При организации взаимодействия руководитель работ по ликвидации ЧС должен:

согласовать усилия нештатных, приданных и поддерживающих спасательных подразделений по ликвидации ЧС;

добиться единого понимания всеми участниками ликвидации ЧС цели аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР), задач и способов ее выполнения;

наметить и согласовать варианты действий спасательных подразделений и меры по противодействию распространения зоны ЧС либо поражающих факторов источника ЧС;

указать сигналы оповещения, управления и взаимодействия [2].

Организация межведомственного взаимодействия по вопросам информационного обмена в рамках РСЧС возложена на органы повседневного управления РСЧС [1].

Для организации межведомственного взаимодействия ЦУКС главного управления заключено 53 двусторонних соглашения по организации взаимодействия при возникновении пожаров и ЧС, о порядке обмена, использования информации и взаимодействия в сфере ведения комплексного мониторинга и прогнозирования природных и техногенных явлений, способных повлечь за собой возникновение ЧС на территории Нижегородской области, в соответствии с приказом МЧС России от 26.08.2009 г. № 496.

Таблица 1

Сведения о ЧС, произошедших на территории Нижегородской области

№ п/п Виды ЧС Масштаб Техногенные Природные Экологические Военные Биолого-социальные Итого:

1 Локальные 70,5 13,8 3,4 87,7%

2 Муниципальные 4,3 1,5 0,2 6%

3 Межмуниципальные 0,4 4,6 1 6%

4 Региональные 0,3 0,3%

Итого: 75,2% 20,2% 4,6% 100%

Группировка сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС на территории Нижегородской области в рамках взаимодействия РСЧС, возможна в количестве: 31456 человек, 3132 единиц техники; из них от МЧС России: 4922 человека (16%), 697 единиц техники (22%) (рис. 1)

Рис. 1. Состав общей группировки сил и средств

Созданная группировка сил и средств территориальной подсистемы РСЧС (далее — ТП РСЧС) Нижегородской области нуждается в оценке возможностей по ликвидации ЧС природного и техногенного характера, исходя из того, что техногенная опасность соответствует 75%, а природная — 20,2%.

Для оценки сил и средств, привлекаемых к проведению АСДНР, использованы методика, разработанная ФГБУ ВНИИ ГОЧС МЧС России (ФЦ), и Наставление по организации и технологии ведения АСДНР ч. 2,

утвержденное приказом МЧС России от 8 августа 2009 № 419 [3].

Наименования показателей, полученных расчетным путем, и состав штатной спасательной группировки для ведения аварийно-спасательных работ (далее — АСР) представлены в табл. 2.

Для расчета эффективности применения робото-технических средств (далее — РТС) для ликвидации ЧС, используя научные разработки Северова Н. В., Носкова С. С., Байкова А. В., Павлова Е. В., Полевого Е. В. «Расчет эффективности применения робото-технических средств и комплексов при проведении аварийно-спасательных работ», получим значения, представленные в табл. 3 [4, 5, 6].

Учитывая все полученные в табл. 2 значения и исходя из анализа применения спасательных, существующей и расчетной, группировок сил и средств ТП РСЧС, но с применением РТС при ликвидации ЧС, необходимо задать характеристики, которые будут использоваться для сравнения. Данными характеристиками являются время ликвидации ЧС и показатель угрозы жизни и здоровью спасателей. Для существующей и расчетной группировок сил и средств показатель угрозы жизни и здоровью спасателей соответствует максимальному значению и обозначается «М», т.к. деятельность спасателей происходит в условиях воздействия опасных факторов ЧС,

Таблица 2

Сводная таблица анализа полученных результатов

Наименование показателя Силы и средства ТП РСЧС существующей расчетной группировки группировки

Проведение разведки 2-3 чел. 9 чел.

Потребное количество личного состава, необходимого для ведения АСР механизированным способом 68 чел. 286 чел.

Потребное количество личного состава, необходимого для ведения АСР ручным способом 4 чел. 91 чел.

Потребное количество личного состава, необходимого для ведения АСР комбинированным способом 4 чел. 10 чел.

Потребное количество личного состава, необходимого для ведения АСДНР 4 чел. 24 чел.

Потребное количество личного состава, необходимого для тушения пожаров 22 чел. 24 чел.

Количество привлечения специальных средств 25 ед. 90 ед.

Количество личного состава и средств, необходимых для привлечения к ликвидации ЧС из других структур и ведомств 28 чел. 28 чел.

Общая группировка сил и средств для ведения АСДНР 132 чел. 571 чел.

Таблица сводных результатов эффективности применения РТС

Таблица 3

Наименование показателя Значение Наименование показателя Значение Наименование показателя Значение

Вероятность безотказной работы — Рбр 0,89 Приведенная стоимость единицы объема выполненной спасательной задачи — Э млн руб. 20,9 Приведенная стоимость РТС — С , млн руб. 11,143

Вероятность выполнения задачи — Рвз 0,23 Техническое совершенство РТС по снижению риска спасателей — пг 0,34 Удельные затраты на выполнение спасательной операции — Э1 0,5

Степень влияния применения РТС на темп выполнения задачи — Ку 0,11 Условно приведенный ожидаемый ущерб — Эчс, млн руб. 2340,3 Степень влияния применения РТС на стоимость выполнения задачи — Кс 0,5

Степень снижения риска при применении РТС — К г 0,008 Полный ущерб от аварии — Па, млн руб. 223,5 Техническое совершенство РТС по темпу выполнения задачи — 0,12

по сравнению с территориальной подсистемой РСЧС, в работе которой применяются РТС, где данный показатель, обозначенный «т», является минимальным, т.к. деятельность спасателей в опасной зоне сведена к минимуму. Результаты анализа представлены в табл. 4.

Таблица 4

Результаты анализа применения спасательных группировок сил и средств ТП РСЧС

Следовательно, проведенные расчеты по применению РТС для ликвидации аварий на территории Нижегородской области показали, что, не увеличивая существующую группировку сил и средств, возможности спасательных подразделений увеличиваются до необходимых и достаточных полученных расчетных значений. Существующая спасательная группировка выполнит работу в течение 5 суток, в условиях расчетных значений—в течение 3 суток, а с применением РТС существующая группировка выполнит работу за 3 суток.

Таким образом, из полученных данных можно сделать вывод, что существующая группировка сил и средств территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области недостаточна для проведения АСДНР в зоне ЧС (обеспечивает выполнение задачи лишь на 23%).

Для повышения эффективности применения спасательной группировки ТП РСЧС Нижегородской области необходимо использовать РТС, которые позволяют ликвидировать ЧС в кратчайшие сроки и с минимальным воздействием на спасателей опасных факторов ЧС.

Для этого необходимо разработать направления развития ТП РСЧС и предложения по повышению эффективности применения РТС при ЧС.

В соответствии с проведенным исследованием основными направлениями развития ТП РСЧС будут [5]:

доукомплектование и переоснащение группировки ТП РСЧС;

увеличение спасательной группировки; создание новых спасательных подразделений; обучение населения правилам и порядку действий при авариях на потенциально опасных объектах (далее — ПОО).

В табл. 5 приведены сведения, характеризующие объемы денежных средств и временных показателей, необходимых для реализации представленных направлений.

Из табл. 5 видно, что работы по реализации рассмотренных направлений совершенствования ТП РСЧС Нижегородской области потребуют больших материальных затрат и длительного времени. Их полное выполнение необходимо для обеспечения безопасности проживающего населения.

Предложения по повышению эффективности применения спасательной группировки сил и средств:

применить специальные средства, заменяющие труд спасателя в опасной зоне ЧС, такие как РТС;

переподготовить и обучить кадровый состав спасателей;

доукомплектовать штатную группировку сил и средств РСЧС;

создать новые спасательные подразделения. До полной реализации этих мероприятий можно предложить промежуточное направление — использовать РТС, находящиеся в штатах организаций и учреждений на территории Нижегородской области.

Для использования РТС, находящихся в организациях и учреждениях Нижегородской области, необходимо разработать нормативную правовую базу, позволяющую применять их при ликвидации ЧС,— план привлечения робототехнических средств для ликвидации ЧС на территории Нижегородской области.

План привлечения РТС разрабатывается текстуально, в виде таблицы. План должен составляться ГУ МЧС России по субъекту РФ в составе рабочей группы из представителей Правительства области и утверждаться губернатором области, при условии обязательного согласования всеми участвующими организациями и ведомствами. В документе указываются ПОО области, на которых возможно возникновение ЧС, и характер этих ЧС, а также организации, которые будут привлекаться для ликвидации ЧС (2 эшелона), и время

Таблица 5

Объемы денежных средств и временных показателей, необходимых для реализации представленных

направлений

№ Наименование мероприятия Объем денежных Минимальный интервал

п/п средств, млн руб. времени на реализацию

мероприятия, ~ сутки

№ Спасательная Ущерб, Время Показатель

п/п группировка млн ликвидации угрозы

ТП РСЧС руб. ЧС, сут жизни

и здоровью

спасателей

1 Существующая 2340 5 М

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Расчетная 2340 3 М

3 Существующая 2340 3 т

с применением

РТС

1 Обучение населения правилам и порядку действий при аварии на ПОО 75 2203

2 Создание дополнительной спасательной группировки 1000 1825

3 Переоснащение спасательных подразделений современными средствами 500 730

ведения АСДНР

4 Создание робототехнических подразделений в Нижегородской области, 500 300

прикрывающих ПОО

их реагирования. К плану прилагается приложение, в котором на карте отображается зона ответственности организаций, указанных в плане.

Например, в Нижегородской области в организациях ООО «Росатом» в штате находятся следующие РТС:

1. Мобильный робототехнический комплекс (далее — МРК) пожаротушения «МРК-РП».

2. МРК порошкового пожаротушения типа «ЕЛЬ-М(П)».

3. Дистанционно управляемая мобильная установка пожаротушения <^ОТ-60».

4. Многофункциональный МРК пожаротушения среднего класса типа «ЕЛЬ-5».

5. Многофункциональный МРК пожаротушения типа «КЕДР».

6. Роботизированный комплекс газоводяного пожаротушения.

Согласно плану привлечения РТС для ликвидации ЧС на территории Нижегородской области с данной организацией устанавливается соглашение о ее привлечении, в рамках которого эта организация наряду с силами ГУ МЧС России участвует в работах по ликвидации ЧС. Пример плана привлечения РТС представлен в табл. 6:

Приложение к плану разрабатывается на карте с указанием потенциально опасных объектов, находящихся на территории области, зоны их поражения от возможных аварий и места нахождения РТС, привлекаемых для ликвидации ЧС.

В приложении указываются силы и средства спасательной группировки. Для реагирования организаций по территории области необходимо продумать организацию марша до ПОО. Для этого требуется предусмотреть дополнительные средства доставки РТС, сопровождение колонны для беспрепятственного прибытия к месту ЧС. Зоны ответственности организаций представлены на карте плана привлечения РТС для ликвидации ЧС (рис. 2).

Законодательная основа вопроса должна базироваться не только на использовании данных РТС в ЧС, но и на предоставлении различного рода поощрений организациям в виде льгот со стороны руководства субъекта РФ.

Рекомендации по реализации данного плана:

1. Страхование ответственности владельцев ПОО, имеющих в собственности РТС. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 27.07.2010

Рис. 2. Зона ответственности ООО «Росатом» при возникновении техногенной ЧС на ПОО области.

План привлечения РТС для ликвидации ЧС

№ 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» владелец ПОО объекта обязан за свой счет страховать ответственность за работы, проводимые на ПОО. Учитывая новую функцию владельцев ПОО, а именно — предоставление имеющихся в штате РТС для ликвидации последствий ЧС на территории субъекта РФ, необходимо также страховать ответственность владельцев опасного объекта за счет правительства субъекта РФ. Для этого необходимо предусмотреть дополнительные статьи бюджета.

2. Экономические и социальные льготы предприятиям и их сотрудникам. В рамках реализации плана предлагается осуществлять экономическую и социальную поддержку организациям и их работникам, которые будут привлекаться к работе в случае возникновения ЧС, за счет средств бюджета субъекта РФ, в конкретном случае — бюджета Нижегородской области. Соответственно, для этого необходимо внести изменения в планирование статей бюджета на текущий год, что потребует внесения поправок в Федеральный закон Российской Федерации от 05.12.2017 г. № 362 «О государственном бюджете».

Таблица 6

План привлечения РТС для ликвидации ЧС на территории Нижегородской области

№ п/п Объект, на котором возможно возникновение ЧС Возможные ЧС РТС, имеющиеся в штатах объектов экономики Нижегородской области и применяемые для ликвидации ЧС Время реагирования

1 2 3 5

1 ООО «ЛУКОЙЛ — Нижегороднефтеорг- синтез» 1. Химическая авария. 2. Взрыв паров. 3. Пожар 1 эшелон: 1) Дистанционно управляемая мобильная установка пожаротушения ЬиБ-60/МРУП («Росатом» Нижний Новгород). 2) МРК пожаротушения легкого класса типа МРК-РП в составе АБР-РОБОТ («Росатом» Нижний Новгород). 3) МРК порошкового пожаротушения типа «ЕЛЬ-М(П)» (ГУ МЧС России по Нижегородской области) 3 часа

Предоставляемые льготы:

страхование ответственности организации при подготовке к выполнению и выполнении работ, связанных с ликвидацией ЧС;

страхование состоящих в штатах и применяемых в случае ЧС РТС;

предоставление средств для поддержания работоспособности РТС, которые будут привлекаться к работе в случае возникновения ЧС;

бесплатное медицинское обслуживание работников организаций и членов их семей;

бесплатный проезд работников организаций в муниципальном транспорте;

ежегодное финансовое стимулирование работников организаций;

бесплатное обучение в области безопасности жизнедеятельности;

переоснащение организаций современными средствами ведения АСДНР.

3. Развитие парка РТС на территории Нижегородской области для прикрытия ПОО, исходя из целесообразности и факторов опасности, можно реализовать в соответствии с Реестром ПОО на территории Нижегородской области. В реестр внесены все ПОО области, их местонахождение, класс, вид опасности, к которому они относятся. На территории области присутствуют радиационно, химически и взрывопожароопасные объекты.

Исходя из вышесказанного, целесообразно осуществить приобретение специализированных РТС для ликвидации аварий на этих объектах. Это возможно реализовать в рамках постановления Правительства Нижегородской области от 8.12.2017 № 884 «Об утверждении государственной программы «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Нижегородской области».

4. Реализация проектов по стимулированию инновационных идей для создания специализированных РТС в образовательных учреждениях. На территории области созданы научно-образовательные учреждения, основные из них: Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; Нижегородский институт прикладных технологий; Институт прикладной физики

РАН; Научно-исследовательский центр новых технологий и др.

В состав данных учреждений входят научно-производственные центры. При поддержке правительства области можно организовать инновационные РТС спасения для применения на предприятиях.

Кроме того, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» органы государственной власти могут привлекать на добровольной основе общественные объединения научных работников, занимающихся подготовкой проектов в области науки и техники и финансируемых за счет средств федерального бюджета. Для этого необходимо активное участие администрации области в научных программах. Главная цель — поиск новых и совершенных методов и средств ведения АСР, необходимость организации тесного взаимодействия с ведущими научными организациями. Финансовое стимулирование молодых специалистов — предоставление грантов — позволит мобилизовать интеллектуальный потенциал. Следовательно, и здесь необходимо предусмотреть дополнительные статьи бюджета.

5. Делегировать полномочия на применение РТС ЦУКС ГУ МЧС России по Нижегородской области. Глава субъекта — губернатор — является руководителем комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности субъекта РФ. Только губернатор может дать разрешение на применение РТС при ликвидации ЧС. При возникновении угрозы жизни пострадавшему населению и спасателям необходимо быстро принимать решения, в том числе и по применению РТС. Поэтому предложение о делегировании полномочий на применение РТС от губернатора является целесообразным. Для этого также необходимо внести изменения в нормативные правовые акты.

Таким образом, исходя из существующей техногенной опасности и возможностей спасательных подразделений при ведении АСР в условиях ЧС при запредельных воздействиях факторов ЧС, были предложены направления совершенствования ТП РСЧС, а на промежуточном этапе, до полной их реализации, предложен вариант применения РТС, находящихся в учреждениях на территории субъекта РФ.

Подобный подход, представленный в работе, по повышению эффективности проведения АСР на ПОО можно применить и к другим субъектам Российской Федерации.

Литература

1. Управление и организация гражданской защиты: Учеб. пособ. Химки: ФГБОУ ВПО «АГЗ МЧС России», 2013. 247 с.

2. СеверовН. В., Левковский С. Н. Методика объектово-зонального планирования предупреждения и ликвидации последствий техногенной ЧС на ПОО: Отчет о НИР, шифр «Планир-2». Новогорск: ФГБОУ ВПО «АГЗ МЧС России», 2005. 46 с.

3. Баринов А. В., Федорук В. С., Пилькевич А. В., Байков А. В., Уваров А. В. Методические рекомендации по разработке, оформлению и защите контрольных работ по дисциплине «Организация и ведение аварийно-спасательных работ»:

Учеб.-метод. пособ. Химки: ФГБОУ ВПО «АГЗ МЧС России», 2015. 36 с.

4. Северов Н. В. Применение робототехники в ЧС: теория и практика: Моногр. Новогорск: ФГБОУ ВПО «АГЗ МЧС России», 2003. 241 с.

5. Спасательные робототехнические системы и технологии: Учебник / Под науч. рук. и общ. ред. Н. В. Северова. Химки, ФГБОУ ВПО «АГЗ МЧС России», 2012. 728 с.

6. Северов Н. В., Носков С. С., Байков А. В. и Полевой Е. В. Расчет эффективности применения робототехнических средств и комплексов при проведении аварийно-спасательных работ: Учеб.-метод. пособ. Химки: ФГБОУ ВПО «АГЗ МЧС России», 2010. 45 с.

/46 "Civil SecurityTechnology", Vol. 16, 2019, No. 3 (61) Сведения об авторах

Safety in emergencies Information about authors

Байков Андрей Владимирович: к. т. н., ФГБВОУ ВО «АГЗ

МЧС России», ст. препод. каф.

141435, г. о. Химки, ул. Соколовская, 1.

е-таИ: a.baikov@amchs.ru

SPIN-код — 6203-9020.

Александров Константин Валерьевич: к. т. н., помощник заместителя Министра МЧС России. 141435, г. о. Химки, ул. Соколовская, 1. е-таИ: 89261715367@bk.ru

Северов Николай Васильевич: д. т. н., с. н. с., помощник ген. дир. по науч. вопр. ОАО 766 УПТК. 141435, г. о. Химки, ул. Соколовская, 1. е-таИ: a.baikov@amchs.ru

Носков Сергей Семенович: к. т. н., доц., зав. каф. ФГБВОУ ВО «АГЗ МЧС России». 141435, г. о. Химки, ул. Соколовская, 1. е-т^И: s.noskov@amchs.ru

Baykov Andrew V.: Ph.D. in (Technical Sc.), Senior Lecturer of Civil Defence Academy EMERCOM of Russia. 1 Sokolovskaya, Khimki, 141435, Russia. e-mail: a.baikov@amchs.ru SPIN-scientific — 6203-9020.

Alexandrov Konstantin V.: Ph.D. in (Technical Sc.), Assistant Deputy Minister EMERCOM of Russia. 1 Sokolovskaya, Khimki, 141435, Russia. e-mail: 89261715367@bk.ru

Severov Nikolai V.: Dr. Sc., Senior Researcher. Assistant Director General for Scientific Affairs, JSC766 UPTK. 1 Sokolovskaya, Khimki, 141435, Russia. e-mail: a.baikov@amchs.ru

Noskov Sergei S.: Ph.D. in (Technical Sc.), Assistant Professor, Head of Department Civil Defence Academy EMERCOM of Russia.

1 Sokolovskaya, Khimki, 141435, Russia. e-mail: s.noskov@amchs.ru

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

И.В. Сосунов и др. Проблемы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в условиях современных вызовов и угроз: Справочное пособие https://elibrary.ru/item.asp?id=34969240

Акимов В.А. и др. Чернобыль. Памяти страницы (к 30-летию аварии на ЧАЭС) http://elibrary ru/item.asp?id=25889315

Батырев В.В. и др. Основы индивидуальной защиты человека от опасных химических и радиоактивных веществ. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=25637877

Артамонов В.С. и др. Гражданская оборона. Учебник http://elibrary. ru/item.asp?id=26496217

Акимов В.А. и др. Защита населения и территорий Российской Федерации в условиях изменения климата http://elibrary. ru/item.asp?id=26013124

Гаврилюк А.Д. и др. Обеспечение безопасности при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов в Арктике. Проблемы и пути решения. Международная конференция. Салехард, 18-20 августа 2015 г. Материалы конференции http://elibrary. ru/item.asp?id=26496295

Воронов С.И. и др. Страхование от чрезвычайных ситуаций. Монография http://elibrary. ru/item.asp?id=26244052

Степанов В.Я. Чернобыль: взгляд сквозь годы. Выпуск 6. Сер. Звезда Чернобыля http://elibrary.ru/item.asp?id=25889316

Пучков В.А. Настольная книга руководителя гражданской обороны. Изд. 3-е, актуализ. и дополн. https://elibrary.ru/item.asp?id=29123709

Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2015 году» https://elibrary.ru/item.asp?id=29106705

Мануйло О.Л. и др. Справочник руководителя гражданской обороны http://elibrary.ru/item.asp?id=26175476

Прищепов Д.З. и др. Сборник результатов интеллектуальной деятельности МЧС России http://elibrary.ru/item.asp?id=26516650

Андриченко Л.В. и др. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» http://elibrary. ru/item.asp?id=26340272

Дурнев Р.А. и др. Технологии подготовки диссертационных работ в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Научно-методическое издание http://elibrary. ru/item.asp?id=26340114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.