Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕРМИНА "ОПЕРАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ" И ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЕРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ГРУППИРОВКИ СИЛ И СРЕДСТВ ДЛЯ ЕЁ ПРОВЕДЕНИЯ'

ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕРМИНА "ОПЕРАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ" И ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЕРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ГРУППИРОВКИ СИЛ И СРЕДСТВ ДЛЯ ЕЁ ПРОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
208
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАЦИЙ РСЧС (ГО) РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ / ОПЕРАТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ГРУППИРОВКИ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПРИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИИ / ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОПЕРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ГРУППИРОВКИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Абрамов Владимир Васильевич

Проанализирован опыт планирования и проведения ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Раскрыто содержание термина «операция единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны регионального уровня» (далее - «операция РСЧС (ГО) регионального уровня»). Разработаны предложения по совершенствованию оперативного построения группировки сил и средств при ее планировании, подготовке и проведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Абрамов Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF THE CONTENT “OPERATION OF THE UNIFIED STATE SYSTEM OF EMERGENCY PREVENTION AND RESPONSE AND CIVIL DEFENSE AT THE REGIONAL LEVEL” AND RESEARCH ON IMPROVING THE OPERATIONAL GROUP POSTURE FOR ITS IMPLEMENTATION

The experience of planning and taking action in natural and man-made emergency situations recovery is analyzed. The content of the term “operation of the unified state system of emergency prevention and response and civil defense of the regional level” (hereinafter - “operation of the RSChS (CD) of the regional level”) is disclosed. Proposals have been developed to improve the operational structure of the grouping when planning, preparing and conducting it.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕРМИНА "ОПЕРАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ" И ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЕРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ГРУППИРОВКИ СИЛ И СРЕДСТВ ДЛЯ ЕЁ ПРОВЕДЕНИЯ»

УДК.351.862

Обоснование содержания термина «операция единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны регионального уровня» и исследование вопросов совершенствования оперативного построения группировки сил и средств для её проведения

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

В.В. Абрамов

Аннотация

Проанализирован опыт планирования и проведения ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Раскрыто содержание термина «операция единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны регионального уровня» (далее — «операция РСЧС (ГО) регионального уровня»). Разработаны предложения по совершенствованию оперативного построения группировки сил и средств при ее планировании, подготовке и проведении.

Ключевые слова: содержание операций РСЧС (ГО) регионального уровня; оперативное построение группировки регионального уровня при ее применении; предложения по совершенствованию оперативного построения группировки.

Substantiation of the Content "Operation of the Unified State System of Emergency Prevention and Response and Civil Defense at the Regional Level" and Research on Improving the Operational Group Posture for its Implementation

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

V. Abramov

Abstract

The experience of planning and taking action in natural and man-made emergency situations recovery is analyzed. The content of the term "operation of the unified state system of emergency prevention and response and civil defense of the regional level" (hereinafter — "operation of the RSChS (CD) of the regional level") is disclosed. Proposals have been developed to improve the operational structure of the grouping when planning, preparing and conducting it.

Key words: natural content of operations of the regional level RSChS( CD), operational construction of regional-level groupings during its implementation; proposals for improving the operational construction of the grouping.

08.04.2020

Стихийные бедствия, производственные аварии и катастрофы в нашей стране уносят огромное количество человеческих жизней, разрушают населенные пункты, промышленные объекты и наносят ущерб хозяйству и экономике государства [1].

Обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) природного и техногенного характера является одной из задач государственной политики Российской Федерации в области национальной безопасности, обеспечения устойчивого развития страны.

Оно организовано по следующим основным направлениям:

выявление риска и повышение эффективности защиты населения и территорий;

государственное регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий техногенных аварий и стихийных бедствий;

развитие и совершенствование сил и средств ликвидации ЧС;

рациональное распределение ответственности за состояние защиты населения и территорий от ЧС между должностными лицами органов государственной власти Российской Федерации и руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [1].

Для противодействия конкретным природным и техногенным угрозам в нашей стране создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (далее—РСЧС). РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.1

Основным координатором в проведении государственной политики и выполнении практических мер по регулированию деятельности в этой области является МЧС России.

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.2 МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. В ЧС мирного времени МЧС России через входящие в его систему структуры (формирования) определяет необходимое количество сил и средств систем РСЧС (ГО) для проведения

спасательных операций, организует подготовку выделенных формирований к проведению операций и осуществляет непосредственное управление спасательными операциями в ходе их проведения.

В современных геополитических, военно-стратегических и экономических условиях проблемы защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного и военного характера остаются весьма актуальными, являются важной государственной функцией, составной частью обеспечения безопасности государства [2].

Совершенствование основ применения РСЧС (ГО) для защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного, биолого-социального и военного характера достигается не только обоснованием соответствующих форм применения различных уровней РСЧС (ГО) при проведении АСДНР и выполнении мероприятий защиты, но и раскрытием содержания такой формы как «операция РСЧС (ГО) регионального уровня».

В этой связи, целью написания настоящей статьи является раскрытие содержания термина «операция РСЧС (ГО) регионального уровня» и оперативного построения группировки сил и средств при ее планировании, подготовке и проведении на основе обобщения и систематизации опыта планирования, подготовки и проведения ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регионального уровня.

Объектом исследования является система РСЧС (ГО) регионального уровня.

Предметом исследования является выявление закономерностей планирования, подготовки и проведения «операции РСЧС (ГО) регионального уровня» при ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Актуальность темы настоящей публикации определяется возможностью учитывать основные закономерности планирования, подготовки и проведения «операции РСЧС (ГО) регионального уровня» в практической деятельности высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Новизна результатов исследования определяется возможностью обоснования содержания термина «операция РСЧС (ГО) регионального уровня» и разработкой научно обоснованных предложений по совершенствованию оперативного построения группировки сил и средств при планировании, подготовке и проведении операции РСЧС (ГО) регионального уровня.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности предложить в теории и практике планирования, подготовки, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСНДР) и выполнения мероприятий защиты использовать термин «операция РСЧС (ГО) регионального уровня».

Формулирование общего содержания для всех «операций РСЧС (ГО) регионального уровня» практически невозможно, так как каждой из них будут

1 Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2 Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

присущи свои отличительные особенности, связанные в первую очередь с целью их проведения и решаемыми задачами. Так, гуманитарным операциям будет присуща основная цель — оказание гуманитарной помощи пострадавшему населению. Операциям по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей — экстренные мероприятия по защите населения в зоне ЧС (прогнозируемой зоне ЧС) путем планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий. Специальным операциям — ликвидация (ликвидация последствий) террористических актов, последствий радиоактивного заражения, химического и биологического загрязнения территорий и т.д. [3].

Принимая за основную форму действий группировки РСЧС (ГО) регионального уровня спасательную операцию, следует рассмотреть ее содержание и основные характеристики.

В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случаях их возникновения осуществляется планирование действий в рамках РСЧС на основе федерального плана действий, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, планов действий федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и объектов.

Объем и содержание указанных мероприятий определяются, исходя из принципов необходимой достаточности и максимально эффективного использования имеющихся сил и средств.

Организационно-методическое руководство планированием действий РСЧС осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.3

Планом определяются порядок действий органов государственного управления различных уровней, а также основные мероприятия по организации и проведению работ по предупреждению и ликвидации ЧС; согласуются сроки их выполнения, ответственные исполнители, необходимые для этого финансовые, материальные и другие ресурсы.

Ограничивая рамки исследований спасательной операцией РСЧС (ГО) регионального уровня, очевидна необходимость определения содержания, цели и задач данной формы действий, оперативного построения группировки РСЧС (ГО) при проведении операции, а также этапов ее проведения. Основное содержание выполняемых мероприятий по ликвидации ЧС и будет определять конкретную форму их проведения [4].

Цель спасательной операции—это конечный результат, которого необходимо достигнуть при планировании, подготовке и проведении АСДНР при ликвидации ЧС системами РСЧС (ГО) России регионального уровня.

Ликвидация ЧС — это АСДНР, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.4

Итак, какова цель рассматриваемой спасательной операции?

Она очевидна — это ликвидация ЧС регионального уровня.

Достижение цели спасательной операции будет осуществляться совокупностью взаимоувязанных задач, основными из которых являются:

оповещение органов управления и сил РСЧС (ГО) регионального уровня и доведение информации о факте ЧС;

перевод РСЧС (ГО) регионального уровня в режим ЧС;

создание группировки сил и средств РСЧС (ГО) регионального уровня;

организация управления РСЧС (ГО) регионального уровня при ликвидации ЧС; организация взаимодействия; определение зоны ЧС;

эвакуация пострадавших в лечебные учреждения; организация всестороннего обеспечения проведения АСДНР и выполнения мероприятий защиты; ведение АСДНР; ликвидация ЧС;

обеспечение восстановления и поддержания порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в зоне ЧС;

организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения и т.д.

Совокупность перечисленных выше взаимоувязанных задач и будует составлять содержание операции РСЧС (ГО) регионального уровня.

Основные характеристики спасательной операции РСЧС (ГО) регионального уровня представлены на рис. 1.

Исходя из предлагаемого содержания задач, решаемых при подготовке и проведении АСДНР на региональном уровне, спасательная операция регионального уровня будет включать совокупность: спасательных действий формирований местного уровня; спасательной операции системы МЧС России регионального уровня; спасательных операций формирований сил и средств различных федеральных министерств и ведомств регионального уровня, входящих в состав РСЧС (ГО) регионального уровня.

В тоже время спасательная кампания РСЧС (ГО) межрегионального уровня может включать гуманитарные, эвакуационные, специальные и т. д. кампании (операции) группировок сил и средств различных федеральных министерств и ведомств на межрегиональном уровне и совокупность операций группировок РСЧС (ГО) регионального уровня.

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.1995 N 1113 (ред. от 08.08.2003) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

4 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

ОПЕРАЦИЯ РСЧС (ГО) РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

ОПЕРАЦИЯ РСЧС (ГО) РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ Совокупность согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени действий сил и средств РСЧС (ГО] регионального уровня, проводимых одновременно и последовательно по единому замыслу и плану с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и личности от опасностей, возникаюицих при военных действиях или вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера

ЦЕЛЬ ОПЕРАЦИИ РСЧС (ГО) РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ Это конечный результат, которого необходимо достичь при планировании, подготовке и проведении АСДНР, при ликвидации последствий опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

ЗАДАЧИ (СОДЕРЖАНИЕ) ОПЕРАЦИИ РСЧС (ГО) РЕГИОНАЛЬНОГО У РОВНЯ;

оповещение органов управления и сил РСЧС (ГО) регионального

уровня и доведение информации о факте ЧС;

перевод РСЧС (ГО) регионального уровня в режим чрезвычайной

ситуации;

создание группировки сил и средств РСЧС (ГО) регионального уровня;

создание системы управления и организация управления при ликвидации ЧС; организация взаимодействия; определение зоны ЧС;

эвакуация пострадавших в лечебные учреждения;

* организация всестороннего обеспечения проведения АСДНР и выполнения мероприятий защиты;

* ведение АСДНР в районах, пострадавших при военных действиям или вследствие этих действий, а также в зонах чрезвычайным ситуаций;

* ликвидация ЧС;

* обеспечение восстановления и поддержания порядка в paйoнaxJ пострадавших при военных действиях или вследствие этих действий, а также в зонах чрезвычайных ситуаций;

* организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения и т. д.

И

• размах-территория субъекта Российской Федерации;

• временные показатели - от нескольких суток до одного-двух месяцев;

• привлекаемые силы и средства - силы и средства от двух и более местных уровней РСЧС (ГО) до сил и средств субъекта Российской Федерации

Рис. 1. Основные характеристики спасательной операции РСЧС (ГО) регионального уровня

Соотношение различных форм проведения АСДНР на межрегиональном и региональном уровнях представлено на рис. 2.

Для ликвидации ЧС создается эшелонированная группировка сил и средств РСЧС (ГО) регионального уровня и осуществляется оперативное построение.

Оперативное построение — группировка сил и средств, созданная для ведения операции РСЧС (ГО)

регионального уровня. Оперативное построение должно соответствовать замыслу операции и обеспечивать ее успешное проведение [5].

Группировка сил РСЧС (ГО) — это сведенные в определенную систему и развернутые (расположенные) соответствующим образом силы РСЧС (ГО) и другие силы, привлекаемые в установленном порядке для проведения АСДНР в зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также для решения

Рис. 2. Соотношение различных форм проведения АСДНР на межрегиональном и региональном уровнях

других задач в соответствии с планами применения данных сил.

Группировка сил РСЧС (ГО) создается заблаговременно, в мирное время, а полное ее развертывание завершается в период перевода систем с мирного на военное время или с началом войны. Создание группировки сил РСЧС (ГО) предусматривается планами ГО и защиты населения.

Состав группировки сил РСЧС (ГО) уточняется при угрозе возникновения ЧС или угрозе нападения противника и после нанесения им ударов с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств, объема АСДНР в очагах поражения.

Состав группировки сил РСЧС (ГО) субъектов Российской Федерации, городов, районов определяется, исходя из наличия сил и средств, имеющихся в распоряжении соответствующих руководителей ГО, и расчетов потребности в силах, с учетом предстоящего перечня и объема АСДНР и решаемых других задач в условиях ведения войны с использованием обычного (в том числе высокоточного) оружия и возможной эскалации ее в войну с ограниченным применением ядерного оружия.5

Оперативное построение группировки РСЧС (ГО) регионального уровня, как правило, состоит из первого, второго, третьего эшелонов и резерва. По условиям обстановки или при незначительных силах группировка сил РСЧС (ГО) может состоять из одного или двух эшелонов.

Первый эшелон группировки РСЧС (ГО) регионального уровня предназначен для развертывания и проведения АСДНР на объектах, продолжающих производственную деятельность в городах, а также в других местах, где в момент возникновения ЧС природного или техногенного характера или нападения противника могли находиться люди.

В состав первого эшелона обычно включаются аварийно-спасательные подразделения системы РСЧС (ГО) населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по ГО, и объектов, продолжающих производственную деятельность. В зависимости от обстановки в первый эшелон могут включаться также силы РСЧС (ГО) районов, расположенных вблизи населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по ГО.

Основные задачи первого эшелона: локализация ЧС; тушение пожаров; организация радиационного и химического контроля; проведение поисково-спасательных работ; оказание первой помощи пострадавшим. В состав первого эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 30 мин.

Второй эшелон предназначен для наращивания усилий и расширения фронта АСДНР, а также для требующейся замены формирований (подразделений) и сил РСЧС (ГО) первого эшелона. В его состав включаются силы РСЧС (ГО) регионального уровня, не вошедшие в состав первого эшелона, в том числе силы РСЧС (ГО) районов (сельских), расположенных вблизи населенных пунктов, отнесенных к группам

территорий по ГО, с последующим привлечением сил РСЧС (ГО) отдаленных районов (сельских).

В состав второго эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 3 часов. Основные задачи второго эшелона: проведение АСДНР; радиационная и химическая разведка; первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения; оказание специализированной медицинской помощи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Силы РСЧС (ГО), входящие в состав того или иного эшелона, с учетом сложившейся в зоне работ обстановки (в том числе радиационной) распределяются, как правило, по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры. В состав смен должны включаться различные по своему предназначению силы и средства, способные проводить весь комплекс АСДНР.

Для завершения АСДНР может создаваться третий эшелон. В состав третьего эшелона включаются силы и средства системы РСЧС (ГО) регионального уровня, привлекаемые к ликвидации ЧС согласно планам действия (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с готовностью более 3 часов.

Резерв предназначен для решения внезапно возникающих задач и для замены формирований РСЧС (ГО) регионального уровня, входящих в состав первого, второго и третьего эшелонов.

В состав резерва включаются: формирования РСЧС (ГО), не вошедшие в состав эшелонов; силы РСЧС (ГО) отдаленных районов (сельских), а также силы и средства, выведенные из очагов поражения после выполнения поставленных задач.

Часть аварийно-спасательных формирований как общего назначения, так и аварийно-спасательных служб субъектов Российской Федерации может содержаться в повышенной готовности со сроками приведения в готовность не более 6-8 часов. Определяется это решением и оформляется приказом руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Формирования повышенной готовности используются в основном для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи и выполнения других возложенных на них задач.

Все остальные формирования находятся в повседневной готовности со сроками готовности до 24 часов.

Вид и количество формирований РСЧС (ГО) организаций, а также их численность определяются с учетом: особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время;

наличия людских ресурсов, специальной техники, имущества, запасов материально-технических средств;

объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с предназначением.

Оперативное построение группировки сил и средств РСЧС (ГО) регионального уровня при проведении операции представлено на рис. 3.

5 Методические рекомендации по разработке Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных МЧС России 03.02.2017 № 2-4-71-2-11.

Исходя из эшелонированного ввода группировки РСЧС (ГО) регионального уровня, а также необходимости решения задач, обусловливающих достижение цели спасательной операции, очевиден порядок ее применения.

С момента возникновения ЧС до момента начала действий возникает промежуток времени — условно, который можно назвать «кризисным», для которого характерны: низкий уровень готовности группировки РСЧС (ГО) регионального уровня или вообще отсутствие необходимой группировки, готовой реагировать на данную ситуацию; наличие некоторого количества пострадавших; неясность с масштабом и направленностью развития ЧС на рассматриваемой территории.

В зависимости от складывающейся обстановки, наличия сил и средств наблюдения и контроля в зоне ЧС продолжительность данного этапа может быть от 10-15 минут до нескольких часов, что обусловлено временем готовности дежурных сил различных группировок РСЧС (ГО регионального уровня, а также наличием современных работоспособных средств связи и оповещения.

С момента получения информации и оповещения оперативного состава органов управления РСЧС (ГО) регионального уровня начинается второй этап — «этап реагирования».

Информация о возникновении ЧС регионального масштаба с тяжелыми последствиями в соответствии с порядком и в сроки, установленные Регламентом сбора и обмена информацией в области гражданской обороны, поступает в МЧС России и другие органы управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС.

МЧС России о факте ЧС, принятых мерах и планируемых мероприятиях информирует заинтересованные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых могут быть подвержены воздействию ЧС.

Оповещение органов управления функциональных подсистем осуществляется через оперативных дежурных МЧС России.

Оповещение населения, которое подверглось или может быть подвергнуто воздействию поражающих факторов ЧС, осуществляется оперативными дежурными пунктов управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Установленным порядком применяются региональные системы централизованного оповещения, электросирены, передача речевых сообщений об обстановке по различным каналам радио- и телесвязи.

Основным содержанием этапа реагирования являются: оценка обстановки и выработка решения; создание группировки РСЧС (ГО) регионального уровня; организация управления и взаимодействия, всестороннего обеспечения; организация эшелонированного ввода группировки сил и средств; организация защиты и первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Продолжительность этапа реагирования зависит от возможности группировки РСЧС (ГО) регионального уровня по ликвидации ЧС и может быть от нескольких часов до нескольких суток.

Этап реагирования включает две составляющие: поисково-спасательные, аварийно-восстановительные и другие неотложные работы.

Оперативное построение — группировка сил и средств, созданная для ведения операции РСЧС (ГО) регионального уровня. Оперативное построение должно соответствовать замыслу операции и обеспечивать её успешное проведение (ВЭС)

Резерв

В состав резерва включаются сипы и средства предназначенные для решена (Я внезапно возникающих задач

Третий эшелон Для завершения АСДНР может создаваться третий эшелон. В состав третьего эшелона включаются силы н средства РСЧС.

ликвидации ЧС согласно планам действия (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС с готовностью более 3 часов

Второй эшелон В состав второго эшелона включаются сипы и средства с готовностью не более 3 часов Основные задачи второго эшелона проведение аварийно-спасательных, и аварийно-восстановительных других

неотложных работ; радиационная

;

первоочередное жизнеобеспечение

;

оказание специализированной медицинской помощи

Первый эшелон в состав первого эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 30 мин

Основные задачи первого

;

;

радиационного и химического

;

;

оказание медицинской помощи пострадавшим

Рис. 3. Оперативное построение группировки сил и средств РСЧС (ГО) регионального уровня при проведении операции

Этап

передачи территории и объектов экономики

Этап реагирования

Этап

а ва pi 1 й н о -в о сстано вител ьных работ

Этап

пои ско во-спасательн ьк раб от

Кризисный этап

Этап передачи объектов и зоны ЧС1

Н а чал о дан но го этэ л э определяется сроком окончен ия эвэ ри йно -спзсзтепьныерэйот Силыи средства системы гражданской защиты на зоны ЧС выводятся на основании решения соответствующей комиссии по ЧС после завершения авэрнйнз-сп асател ьн ьк и а в а р мй но-ао сстан о еител ьн ьк р аб от

Аварийно-восстановительные работы

Поисково-

спасательные

работы

Кризисный периоду

С мо мента вознк*ноеения<-до момента начала действий А В зависимости от склады в а ю ще Лея о 5 стан сет, наличия сипи средств наблюдения и контроля а зоне ЧС данный этап может быть продолжительностью от

часов.

Обусловлено это временем готоано сти дежурных сил различных формировали

Рис. 4. Периоды подготовки и проведения операции РСЧС (ГО) регионального уровня

Четкой грани между этими составляющими определить не представляется возможным. Однако время проведения поисково-спасательных работ определяется медицинскими показателями — возможностью по выживанию пострадавшего населения в конкретных условиях обстановки.

Заключительной фазой проведения операции РСЧС (ГО) регионального уровня является этап передачи территории ЧС и расположенных на ней объектов.

Начало данного этапа определяется сроком окончания аварийно-восстановительных работ, после выполнения которых создается совместная комиссия из представителей: МЧС России; федеральных органов исполнительной власти; соответствующих комиссий по ЧС; местных органов исполнительной власти и руководителей объектов социального и производственного назначения для передачи объектов и территории ЧС.

Группировка РСЧС (ГО) регионального уровня из зоны ЧС выводится на основании решения соответствующей комиссии по ЧС после завершения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

Окончанием спасательной операции считается срок ликвидации ЧС, так как работы по восстановлению всей инфраструктуры, нормального функционирования экономики (объектов) и условий жизнедеятельности населения в пострадавшем районе ведутся под

руководством органа исполнительной власти или руководителя организации.

Периоды подготовки и проведения операции РСЧС (ГО) регионального уровня представлены на рис. 4.

Таким образом, выявление закономерностей планирования, подготовки и проведения АСДНР при ликвидации ЧС природного и техногенного характера регионального уровня, оперативного построения группировки РСЧС (ГО) и выделения основных этапов спасательной операции позволяет целенаправленно планировать подготовку и применение группировки РСЧС (ГО) в форме «операции РСЧС (ГО) регионального уровня».

Таким образом, данный материал не является «истиной в последней инстанции». Некоторые положения нуждаются в проведении дальнейших исследований, изучении материалов ликвидации крупных ЧС природного и техногенного характера и дополнительной проработке основных положений. Материалы статьи могут послужить основой и отправной точкой для обоснования основных форм планирования, подготовки и проведения АСДНР, выполнения мероприятий защиты, раскрытия содержания операций РСЧС (ГО) регионального уровня.

Предлагаемое содержание «операции РСЧС (ГО) регионального уровня», очевидно, нуждается в дальнейшей проработке и развитии.

3.

Литература

Пучков В. А., Овсяник А. И., Артамонов В. С. Гражданская оборона: Учеб. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. 378 с. Гражданская защита. Энциклопедия. Т. 1-4 / Под общ. ред. С. К. Шойгу / МЧС России. М., 2007.

Гуманитарные операции МЧС России. Под общ. ред.

С. К. Шойгу. М.: «КРУК-Престиж», 2002. 400с. Основы организации и ведения ГО в современных условиях / Под общ. ред. С. К. Шойгу / МЧС России. М.: Деловой экспресс. 2005, 520 с.

Военный энциклопедический словарь / Ред. комис. А. Э. Сердюков (пред.) и др. / М-во обороны Российской Федерации. М.: Военное изд-во, 2007. 831 с.

Сведения об авторе

Information about the author

Абрамов Владимир Васильевич: к. в. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, Давыдковская ул., 7. e-mail: abramov2007@inbox.ru SPIN-код — 2225-3206.

Abramov Vladimir V.: Candidate of Military Sciences, All-Russian Research Institute for Civil Defense And Emergencies, Leading Researcher of the Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: abramov2007@inbox.ru SPIN-Kog — 2225-3206.

5

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Историческое и культурное наследие в системе МЧС России. Памятники архитектуры и мемориальные ценности https://elibrary.ru/item.asp?id=29103188

Аюбов Э.Н. и др. МЧС России в борьбе с чрезвычайными ситуациями http://elibrary.ru/item.asp?id=27613062

Аюбов Э.Н. и др. Природные угрозы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613013

Аюбов Э.Н. и др. Техногенные угрозы. Гидродинамические и транспортные аварии http://elibrary.ru/item.asp?id=27612998

Аюбов Э.Н. и др. Техногенные угрозы. Радиационные и химические аварии http://elibrary.ru/item.asp?id=27612987

Аюбов Э.Н. и др. Социальные угрозы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613407

Аюбов Э.Н. и др. Терроризм и криминогенные угрозы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613403

Аюбов Э.Н. и др. Пожары и взрывы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613397

Аюбов Э.Н. и др. Опасности в горах http://elibrary.ru/item.asp?id=27613393

Аюбов Э.Н. и др. Первая помощь http://elibrary.ru/item.asp?id=27613377

Аюбов Э.Н. и др. Действия в экстремальных ситуациях (самозащита) http://elibrary.ru/item.asp?id=27613376

Овсяник А.И. и др. Глобальные тенденции рисков и приоритеты международного сотрудничества. Международная научно-практическая конференция. 22 сентября 2016 года, Астрахань, Россия. Сборник материалов http://elibrary.ru/item.asp?id=27562660

Фалеев М.И. и др. Управление рисками техногенных катастроф и стихийных бедствий (пособие для руководителей организаций) http://elibrary.ru/item.asp?id=28413973

Акимов В.А. и др. Пожарные риски России http://elibrary.ru/item.asp?id=29013245

Афанасьева Е.В. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2015 году http://elibrary.ru/item.asp?id=26163095

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тюрин Ю.А. и др. 80 лет службы Отечеству. 1936-2016 http://elibrary.ru/item.asp?id=26170821

Воронов С.И. и др. Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. Тезисы докладов XXI Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Ногинск, 17-18 мая 2016 г. http://elibrary.ru/item.asp?id=26244054

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.