Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАЗЕМНЫХ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАЗЕМНЫХ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РСЧС / РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ / ПЛАН ПРИВЛЕЧЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ / ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF THE RSCHS / SPECIAL-PURPOSE ROBOTIC COMPLEXES / ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF ROBOTICS / A PLAN TO ATTRACT ROBOTICS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Байков Андрей Владимирович, Александров Константин Валерьевич, Северов Николай Васильевич, Носков Сергей Скменович

Оценена эффективность территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на примере Нижегородской области. Дан анализ спасательной группировки указанной системы на территории Нижегородской области. Рассчитана эффективность проведения аварийно-спасательных работ с применением робототехнических средств. Разработаны направления привлечения этих средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Байков Андрей Владимирович, Александров Константин Валерьевич, Северов Николай Васильевич, Носков Сергей Скменович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of Development of the Regulatory Framework for the Use of Ground-Based Rtgs in Emergency Situations on the Territory of the Subjects of the Russian Federation

The efficiency of the territorial subsystem of the Unified State System for the Prevention and Liquidation of Emergencies of Natural and Technogenic Character was evaluated by the example of the Nizhny Novgorod Region An analysis of the rescue group of the system in the Nizhny Novgorod region. The efficiency of rescue operations using robotic tools has been calculated. The directions for attracting these funds from the Unified State System for the Prevention and Liquidation of Emergencies of Natural and Technogenic Character in the region have been developed.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАЗЕМНЫХ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

/32 "Civil SecurityTechnology", Vol. 16, 2019, No. 2 (60) УДК 001.87

Направления развития нормативной правовой базы по применению наземных робототехнических средств в чрезвычайных ситуациях на территории субъектов Российской Федерации

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2019

А.В. Байков, К.В. Александров, Н.В. Северов, С.С. Носков

Аннотация

Оценена эффективность территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на примере Нижегородской области. Дан анализ спасательной группировки указанной системы на территории Нижегородской области. Рассчитана эффективность проведения аварийно-спасательных работ с применением робототехнических средств. Разработаны направления привлечения этих средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории области.

Ключевые слова: оценка эффективности РСЧС; робототехнические комплексы специального назначения; оценка эффективности применения робототехники; план привлечения робототехники.

Directions of Development of the Regulatory Framework for the Use of Ground-Based Rtgs in Emergency Situations on the Territory of the Subjects of the Russian Federation

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2019

A. Baikov, K. Alexandrov, N. Severov, S. Noskov

Abstract

The efficiency of the territorial subsystem of the Unified State System for the Prevention and Liquidation of Emergencies of Natural and Technogenic Character was evaluated by the example of the Nizhny Novgorod Region An analysis of the rescue group of the system in the Nizhny Novgorod region. The efficiency of rescue operations using robotic tools has been calculated. The directions for attracting these funds from the Unified State System for the Prevention and Liquidation of Emergencies of Natural and Technogenic Character in the region have been developed.

Key words: assessment of the effectiveness of the RSCHS; special-purpose robotic complexes; assessment of the effectiveness of the use of robotics; a plan to attract robotics.

Статья поступила в редакцию 29.05.2019.

Ежегодно на территории РФ происходит множество аномальных явлений и техногенных аварий, сопровождающихся человеческими жертвами, большим ущербом здоровью людей и окружающей природной среде, значительными материальными потерями и нарушением нормальных условий жизнедеятельности.

Для уменьшения этих последствий в каждом регионе Российской Федерации создана спасательная группировка сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — РСЧС) [1].

В качестве примера рассмотрим возможности территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области.

Основа экономики региона — обрабатывающая промышленность. На территории области расположены порядка 162 потенциально опасных объекта, включающие в себя радиационно опасные, химически опасные и взрывопожароопасные объекты. В потенциальной угрозе от поражающих факторов ЧС проживает более 50% населения области. Степень износа основных фондов в целом по области к концу 2016 года составляла 47,3%, что свидетельствует о высокой степени риска возникновения техногенной ЧС на территории области.

Сведения по видам и масштабам ЧС представлены в табл. 1. Основу анализа составляют данные о произошедших ЧС в Нижегородской области в период с 2010 по 2017 года. Основным критерием анализа стали виды ЧС и их масштабы.

На территории Нижегородской области функционируют 23 территориальных органа федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ): из них 16 территориальных органов ФОИВ входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС и образуют 36 функциональных подсистем.

Взаимодействие органов управления и сил РСЧС организуется в соответствии с планами действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработанными органами управления РСЧС всех уровней и согласованными в установленном порядке всеми заинтересованными сторонами.

Взаимодействие организует: в режиме повседневной деятельности — ЦУКС Главного управления через органы повседневного управления РСЧС;

в режиме повышенной готовности—Главное управление МЧС России по Нижегородской области через

оперативную группу Главного управления (оперативные группы местных гарнизонов пожарной охраны Нижегородского территориального гарнизона);

в режиме чрезвычайной ситуации — Руководитель работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций через создаваемый на время ликвидации ЧС межведомственный оперативный штаб Нижегородской области.

При организации взаимодействия с органами управления при ликвидации ЧС согласуются вопросы: о выделяемых силах и средствах; о порядке и способах их выдвижения и выполнения работ; о режимах защиты населения и сил, действующих в зонах ЧС; организации медицинской помощи; охраны общественного порядка; управления, обеспечения действий.

При организации взаимодействия руководитель работ по ликвидации ЧС должен:

согласовать усилия нештатных, приданных и поддерживающих спасательных подразделений по ликвидации ЧС;

добиться единого понимания всеми участниками ликвидации ЧС цели АСДНР, задач и способов их выполнения;

наметить и согласовать варианты действий спасательных подразделений и меры по противодействию распространения зоны ЧС либо поражающих факторов источника ЧС;

указать сигналы оповещения, управления и взаимодействия [2].

Организация межведомственного взаимодействия по вопросам информационного обмена в рамках РСЧС возложена на органы повседневного управления РСЧС [1].

Для организации межведомственного взаимодействия ЦУКС Главного управления заключены 53 двусторонних соглашений по организации взаимодействия при возникновении пожаров и ЧС, о порядке обмена, использования информации и взаимодействию в области ведения комплексного мониторинга и прогнозирования природных и техногенных явлений, способных повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области в соответствии с приказом МЧС России от 26.08.2009 № 496.

Группировка сил и средств, привлекаемых на ликвидацию ЧС на территории Нижегородской области в рамках взаимодействия РСЧС, возможна в количестве: 31 456 человек, 3132 единицы техники, из них от МЧС России 4922 человек (16%), 697 единиц техники (22%) (рис. 1.)

Таблица 1

Анализ ЧС, произошедших на территории Нижегородской области

№ п/п " ---------Виды ЧС Масштабы "------ Техногенные Природные Экологические Военные Биолого-социальные Итого:

1 Локальные 70,5 13,8 3,4 87,7%

2 Муниципальные 4,3 1,5 0,2 6%

3 Межмуниципальные 0,4 4,6 1 6%

4 Региональные 0,3 0,3%

Итого: 75,2% 20,2% 4,6% 100%

Рис. 1. Состав общей группировки сил и средств

Созданная группировка сил и средств ТП РСЧС Нижегородской области нуждается в оценке возможностей по ликвидации ЧС техногенного и природного характера, исходя из того, что техногенная опасность соответствует — 75%, а природная — 20,2%

Для оценки сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР, используем методику, разработанную ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), а также «Наставления по организации и технологии ведения АСДНР», ч. 2, утвержденные Приказом МЧС России от 8 августа 2009 № 419 [3].

Наименование показателей, полученных расчетным путем для штатной спасательной группировки, представлены в табл. 2.

Для расчета эффективности применения РТС для ликвидации ЧС, используя научные разработки Северова Н. В., Носкова С. С., Байкова А. В., Павлова Е. В., Полевого Е. В. «Расчет эффективности применения робототехнических средств и комплексов при проведении аварийно-спасательных работ», получим значения, представленные в табл. 3 [4, 5, 6].

Учитывая все полученные значения, проанализируем применение спасательных группировок ТП РСЧС, существующей, расчетной, приведенных в табл. 2, и существующей спасательной группировки, но с применением РТС при ликвидации ЧС. Анализируя различные составляющие спасательной группировки сил и средств, необходимо задать характеристики, которые будут использоваться для сравнения. Данными характеристиками будут являться время ликвидации ЧС и показатель угрозы жизни и здоровью спасателей. Для существующей и расчетной группировки показатель угрозы жизни и здоровья спасателя соответствует максимальному значению и обозначается «М» так как деятельность спасателей подвержена воздействию опасных факторов ЧС, по сравнению с территориальной подсистемой РСЧС, в работе которой применяются РТС, где данный показатель, обозначенный «т» — является минимальным, так как деятельность спасателя в опасной зоне сведена к минимуму. Результаты анализа представлены в табл. 4.

Следовательно, проведенные расчеты по применению РТС для ликвидации аварии на территории Нижегородской области показали, что не увеличивая существующую группировку сил и средств, возможности спасательных подразделений увеличиваются до необходимых и достаточных полученных расчетных значений. Существующая спасательная группировка выполнит работу в течение 5 суток, в условиях расчетных значений — в течение 3 суток, а с применением РТС существующая группировка выполнит работу за 3 суток.

Сводная таблица полученных результатов

Таблица 2

Наименование Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС существующей расчетной

Проведение разведки 2-3 чел 9 чел

Потребное количество личного состава, необходимого для ведения АСР механизированным способом 68 чел 286 чел

Потребное количество личного состава, необходимого для ведения АСР ручным способом 4 чел 91 чел

Потребное количество личного состава, необходимого для ведения АСР комбинированным способом 4 чел 10 чел

Потребное количество личного состава для ведения АСДНР 4 чел 24 чел

Потребное количество личного состава для тушения пожаров 22 чел 24 чел

Количества привлечения специальных средств 25 ед. 90 ед.

Количества личного состава и средств, необходимых от других структур и ведомств для ликвидации ЧС 28 чел 28 чел

Общая группировка сил и средств для ведения АСДНР 132 чел 571 чел

Таблица сводных результатов эффективности применения РТС

Таблица 3

Вероятность безотказной работы - ЫР0,89 Приведенная стоимость единицы объема выполненной спасательной задачи - Э , млн руб. 20,9 Приведенная стоимость РТС -С млн. руб. 11,143

Вероятность выполнения задачи - Рвз 0,23 Техническое совершенство РТС по снижению риска спасателей - П 0,34 Удельные затраты на выполнение спасательной операции - Э1 0,5

Степень влияния применения РТС на темп выполнения задачи - Ку 0,11 Условно приведенный ожидаемый ущерб - Эчс, млн. руб. 2340,3 Степень влияния применения РТС на стоимость выполнения задачи - Кс 0,5

Степень снижения риска при применении РТС - К 0,008 Полный ущерб от аварии - Па, млн. руб. 223,5 Техническое совершенство РТС по темпу выполнения задачи - г|у 0,12

Таким образом, из полученных данных можно сделать вывод, что существующая группировка сил и средств территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области недостаточна для проведения АСДНР в зоне ЧС (обеспечивает выполнение задачи лишь на 23%).

Для повышения эффективности применения спасательной группировки ТП РСЧС Нижегородской области необходимо использовать РТС, которые позволяют ликвидировать ЧС в кратчайшие сроки и с минимальным воздействием на спасателя опасных факторов ЧС.

Для этого необходимо разработать направления развития ТП РСЧС и предложения по повышению эффективности применения РТС в ЧС.

В соответствии с проведенным исследованием основными направлениями развития ТП РСЧС будут [5]:

1) доукомплектование и переоснащение группировки ТП РСЧС;

2) увеличение спасательной группировки;

3) создание новых спасательных подразделений;

4) обучение населения правилам и порядку действий при авариях на ПОО.

В табл. 5 приведены сведения, характеризующие объемы денежных средств и временных показателей, необходимых для реализации представленных направлений.

Из табл. 5 видно, что работы по реализации рассмотренных направлений совершенствования ТП РСЧС Нижегородской области потребуют больших материальных затрат и длительного времени. Их полное выполнение необходимо для обеспечения безопасности проживающего населения.

Предложения по повышению эффективности применения спасательной группировки сил и средств:

1) применить специальные средства, заменяющие труд спасателя в опасной зоне ЧС, такие как РТС;

2) переподготовить и обучить кадровый состав спасателей;

3) доукомплектовать штатную группировку сил и средств РСЧС;

4) создать новые спасательные подразделения.

До полной реализации этих мероприятий можно

предложить промежуточное направление — использовать РТС, находящихся в штатах организаций и учреждений на территории Нижегородской области.

Для использования РТС, находящихся в организациях и учреждениях Нижегородской области, необходимо разработать нормативную правовую базу, позволяющую применять их при ликвидации ЧС — план привлечения робототехнических средств для ликвидации ЧС на территории Нижегородской области.

План привлечения РТС разрабатывается текстуально в виде таблицы. План должен составляться ГУ МЧС России по субъекту в составе рабочей группы из представителей правительства области и утверждаться губернатором области, при условии обязательном согласовании всех участвующих организаций и ведомств. В документе указываются ПОО области, на которых возможно возникновение ЧС и характер этих ЧС, организации, которые будут привлекаться для ликвидации ЧС (2 эшелона) и время их реагирования. В приложении к плану на карте отображается зона ответственности организаций, указанных в нем.

Например, в Нижегородской области в организациях ООО «Росатом» в штате находятся следующие РТС:

1. Мобильные робототехнический комплекс (далее — МРК) пожаротушения МРК-РП.

2. МРК порошкового пожаротушения ЕЛЬ-М(П).

3. Дистанционно-управляемая мобильная установка пожаротушения LUF-60.

4. Многофункциональный МРК пожаротушения среднего класса типа ЕЛЬ-5.

5. Многофункциональный МРК пожаротушения типа КЕДР.

6. Роботизированный комплекс газо-водяного пожаротушения.

Таблица 4

Результаты анализа применения спасательных группировок ТП РСЧС

№ Спасательная группировка ТП РСЧС Ущерб, млн руб. Время ликвидации ЧС, сут Показатель угрозы жизни п/п и здоровью спасателей

1 Существующая 2340 5 М

2 Расчетная 2340 3 М

3 Существующая с применением РТС 2340 3 m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Объемы денежных средств и временных показателей, необходимых для реализации представленных

направлений

№ п/п Наименование мероприятия Объем денежных ресурсов, ~ млн руб Минимальный интервал времени на реализацию мероприятия, ~ сутки

1 Обучение населения правилам и порядку действий при аварии на ПОО 75 2203

2 Создание дополнительной спасательной группировки 1000 1825

3 Переоснащение спасательных подразделений современными средствами ведения АСДНР 500 730

4 Создание робототехнических подразделений в Нижегородской области, прикрывающие ПОО 500 300

Согласно плану привлечения РТС для ликвидации ЧС на территории Нижегородской области, с данной организацией устанавливается соглашение об их привлечении, в рамках которых эта организация наряду с силами ГУ МЧС России участвует в работах по ликвидации ЧС. Пример плана привлечения представлен в табл. 6:

Приложение к плану разрабатывается на карте с указанием потенциально опасных объектов, находящихся на территории области, зоны поражения от возможных аварий на данных объектах, место нахождения РТС, привлекаемых для ликвидации ЧС на этих объектах.

В приложении указываются силы и средства спасательной группировки. Для реагирования организаций по территории области, необходимо продумать осуществление марша до ПОО. Для этого требуется предусмотреть дополнительные средства доставки РТС, сопровождение колонны для беспрепятственного прибытия к месту ЧС. Зоны ответственности организаций представлены на карте плана привлечения РТС для ликвидации ЧС (рис. 2): зона ответственности ООО «Росатом» при возникновении техногенной ЧС на ПОО области.

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Рис. 2. План привлечения РТС для ликвидации ЧС

Законодательная основа вопроса должна основываться не только на использовании данных РТС в ЧС, но и на предоставлении различного рода поощрений

организациям в виде льгот со стороны руководства субъекта.

Рекомендации по реализации данного плана.

1. Страхование ответственности владельцев ПОО, имеющих в собственности РТС. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», владелец ПОО объекта обязан за свой счет страховать ответственность за работы, проводимые на ПОО. Учитывая новую функцию владельцев ПОО, а именно предоставление имеющихся в штате РТС для ликвидации последствий ЧС на территории субъекта, необходимо так же страховать эту деятельность. В рамках данной рекомендации предлагается страховать ответственность владельцев опасного объекта за счет правительства субъекта. Для этого необходимо предусмотреть дополнительные статьи бюджета.

2. Экономические и социальные льготы предприятиям и их сотрудникам.

В рамках реализации плана предлагается осуществлять экономическую и социальную поддержку организациям и их работникам, которые будут привлекаться к работе в случае возникновения ЧС. Данная поддержка должна происходить за счет средств субъекта, в конкретном случае — бюджета Нижегородской области. Соответственно, для этого необходимо внести изменения в планирование статей бюджета на текущий год. Данная процедура потребует внесения поправок в федеральный закон Российской Федерации от 05.12.2017 № 362 «О государственном бюджете».

Предоставляемые льготы:

страхование ответственности организации при подготовке к выполнению и выполнении работ, связанных с ликвидацией ЧС;

страхование состоящих в штатах и применяемых в случае ЧС робототехнических средств;

предоставление средств для поддержания работоспособности робототехнических средств, которые будут привлекаться к работе в случае возникновения ЧС;

бесплатное медицинское обслуживание для работников организаций и членов их семей;

бесплатный проезд для работников организаций в муниципальном транспорте;

ежегодное финансовое стимулирование работников организаций;

Таблица 6

План привлечения робототехнических средств для ликвидации ЧС на территории Нижегородской области

№ п/п Объект, на котором возможно возникновение ЧС Возможные ЧС РТС, имеющиеся в штатах объектов экономики Нижегородской области и применяемые для ликвидации ЧС Время реагирования

1 2 3 5

1 ООО «ЛУКОЙЛ -Нижегороднефтеоргсинтез» 1. Химическая авария 2. Взрыв паров 3. Пожар 1 эшелон: 1) Дистанционно-управляемая мобильная установка пожаротушения LUF-60/МРУП (Росатом Нижний Новгород) 2) МРК пожаротушения легкого класса типа МРК-РП в составе АБР-РОБОТ (Росатом Нижний Новгород) 3) МРК порошкового пожаротушения типа ЕЛЬ-М(П) (ГУ МЧС России по Нижегородской области) 3 часа

бесплатное обучение в области безопасности жизнедеятельности;

переоснащение организаций современными средствами ведения АСДНР.

3. Развитие парка робототехнических средств на территории Нижегородской области для прикрытия ПОО, исходя из целесообразности и факторов опасности, можно реализовать в соответствии с Реестром потенциально опасных объектов на территории Нижегородской области. В реестре внесены все потенциально опасные объекты области, их место нахождение, класс, вид опасности, к которому они относятся. На территории области присутствуют радиационные, химические и взрывопожароопасные объекты.

Исходя из вышесказанного, целесообразно осуществить приобретение специализированных РТС для ликвидации аварий на этих объектах. Данное направление возможно реализовать в рамках постановления правительства Нижегородской области от 08.12.2017 № 884 «Об утверждении государственной программы «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Нижегородской области».

4. Реализация проектов по стимулированию инновационных идей для создания специализированных робототехнических средств в образовательных учреждениях.

На территории области созданы научно-образовательные учреждения, основные из них: Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; Нижегородский институт прикладных технологий; Институт прикладной физики РАН; Научно-исследовательский центр новых технологий и др.

В состав данных учреждений входят научно-производственные центры. При поддержке правительства области можно организовать инновационные роботизированные средства спасения для применения на предприятиях.

Кроме того, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», органы государственной власти могут привлекать на

добровольной основе общественные объединения научных работников, занимающихся подготовкой проектов в области науки и техники и финансируемых за счет средств федерального бюджета.

В рамках данной рекомендации, необходимо активное участие администрации области в научных программах. Главная цель — поиск новых и совершенных методов и средств ведения аварийно-спасательных работ. Для этого необходимо организовать тесное взаимодействие с ведущими научными организациями. Финансовое стимулирование молодых специалистов — предоставление грантов — позволит мобилизовать интеллектуальный потенциал. Следовательно, и для этого направления деятельности необходимо предусмотреть дополнительные статьи бюджета.

5. Делегировать полномочия на применение робототехнических средств ЦУКС ГУ МЧС России по Нижегородской области.

Глава субъекта — губернатор, является руководителем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта. В настоящее время только губернатор может дать разрешение на применение робототехнических средств при ликвидации ЧС. При возникновении угрозы жизни пострадавшему населению и спасателям необходимо быстро принимать решения, в том числе и по применению робототехнических средств. Поэтому предложение о делегировании полномочий на применение РТС от губернатора ЦУКС является целесообразным. Для этого так же необходимо внести изменения в соответствующие нормативные правовые акты.

Таким образом, исходя из существующей техногенной опасности и возможностями спасательных подразделений при ведении аварийно-спасательных работ в условиях ЧС при запредельных воздействиях факторов ЧС, были предложены направления совершенствования ТП РСЧС, а на промежуточном этапе, до полной их реализации, предложен вариант применения РТС, находящихся в учреждениях на территории субъекта.

Подобный подход, представленный в работе по повышению эффективности проведения аварийно-спасательных работ на потенциально опасных объектах, можно применить и к другим субъектам в Российской Федерации.

Литература

1. Управление и организация гражданской защиты: Учеб. пособ. Химки: ФГБОУ ВПО АГЗ МЧС России, 2013. 247 с.

2. Северов Н. В., Левковский С. Н. Методика объектово-зонального планирования предупреждения и ликвидации последствий техногенной ЧС на ПОО: Отчет о НИР, шифр «Планир-2». Новогорск: АГЗ МЧС России, 2005. 46 с.

3. БариновА. В., Федорук В. С., Пилькевич А. В., Байков А. В., Уваров А. В. Методические рекомендации по разработке, оформлению и защите контрольных работ по дисциплине «Организация и ведение аварийно-спасательных работ»:

Учеб.-метод. пособ. Химки: ФГБОУ ВПО «АГЗ МЧС России», 2015. 36 с.

4. Северов Н. В. Применение робототехники в чрезвычайных ситуациях: теория и практика: Моногр. Новогорск: АГЗ МЧС России, 2003. 241 с.

5. Спасательные робототехнические системы и технологии: Учебн. Ч. 1,2. / Под науч. рук. и общ. ред. Н. В. Северова. Химки: АГЗ МЧС России, 2012. 728 с.

6. Северов Н. В., Носков С. С., Байков А. В., Полевой Е. В. Расчет эффективности применения робототехнических средств и комплексов при проведении аварийно-спасательных работ: Учеб.-метод. пособ. Химки: АГЗ МЧС Росси.

/38 "Civil SecurityTechnology", Vol. 16, 2019, No. 2 (60) Сведения об авторах

Safety in emergencies Information about authors

Байков Андрей Владимирович: к. т. н., ФГБВОУ ВО «АГЗ

МЧС России», ст. препод. каф.

141435, г.о. Химки, ул. Соколовская, 1.

е-таИ: a.baikov@amchs.ru

SPIN-код: 6203-9020.

Александров Константин Валерьевич: к. т. н., помощник заместителя Министра МЧС России. 141435, г.о. Химки, ул. Соколовская, 1. е-таИ: 89261715367@bk.ru

Baykov Andrew V.: Ph. D. (Technical Sc.), Senior Lecturer of Civil Defence Academy EMERCOM of Russia. 1 Sokolovskaya, Khimki, 141435, Russia. e-mail: a.baikov@amchs.ru SPIN-scientific: 6203-9020.

Alexandrov Konstantin V.: Ph.D. (Technical Sc.), Assistant Deputy Minister EMERCOM of Russia. 1 Sokolovskaya, Khimki, 141435, Russia. e-mail: 89261715367@bk.ru

Северов Николай Васильевич: д. т. н., с. н. с., помощник генерального директора по научным вопросам ОАО 766 УПТК.

141435, г.о. Химки, ул. Соколовская, 1. е-таИ: a.baikov@amchs.ru

Носков Сергей Скменович: к. т. н., доц., зав. каф. ФГБВОУ ВО «АГЗ МЧС России». 141435, г.о. Химки, ул. Соколовская, 1. е-т^И: s.noskov@amchs.ru

Severov Nikolai V.: Dr. Sc., Senior Researcher, Assistant Director General for Scientific Affairs, JSC 766 UPTK. 1 Sokolovskaya, Khimki, 141435, Russia. e-mail: a.baikov@amchs.ru

Noskov Sergei S.: Ph.D. (Technical Sc.), Assistant Professor, Head of Department Civil Defence Academy EMERCOM of Russia.

1 Sokolovskaya, Khimki, 141435, Russia. e-mail: s.noskov@amchs.ru

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Гражданской обороне 85 лет: Фотоальбом https://elibrary.ru/item.asp?id=30505592

Сломянский В.П. и др. Комментарий к Федеральному закону от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» https://elibrary.ru/item.asp?id=30601349

Мошков В.Б. и др. Тенденции развития пожарно-спасательной отрасли. Фотокнига https://elibrary.ru/item.asp?id=32458165

Пучков В.А. Настольная книга руководителя гражданской обороны. Изд. 5-е, актуализ. и дополн. https://elibrary.ru/item.asp?id=32712123

Глебов В.Ю. и др. Научно-практический комментарий к федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Издание 2-е, переработанное и дополненное https://elibrary.ru/item.asp?id=30601450

Фархатдинов Р.А. Проблемы реализации этноязыковой политики в России https://elibrary.ru/item.asp?id=32067052

Посохов Н.Н. и др. Экологические последствия чрезвычайных ситуаций: актуальные проблемы и пути их решения. XXII Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 7 июня 2017 г. Ногинск, Россия. Материалы конференции https://elibrary.ru/item.asp?id=30642616

Сосунов И.В. и др. Проблемы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в условиях современных вызовов и угроз: Справочное пособие https://elibrary.ru/item.asp?id=34969240

Акимов В.А. и др. Чернобыль. Памяти страницы (к 30-летию аварии на ЧАЭС) http://elibrary.ru/item.asp?id=25889315

Батырев В.В. и др. Основы индивидуальной защиты человека от опасных химических и радиоактивных веществ. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=25637877

Артамонов В.С. и др. Гражданская оборона. Учебник http://elibrary.ru/item.asp?id=26496217

Акимов В.А. и др. Защита населения и территорий Российской Федерации в условиях изменения климата http://elibrary.ru/item.asp?id=26013124

Гаврилюк А.Д. и др. Обеспечение безопасности при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов в Арктике. Проблемы и пути решения. Международная конференция. Салехард, 18-20 августа 2015 г. Материалы конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=26496295

Воронов С.И. и др. Страхование от чрезвычайных ситуаций. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=26244052

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.