Научная статья на тему 'Понятие чрезвычайной ситуации: проблема Законодательного определения и теоретико-правовой анализ'

Понятие чрезвычайной ситуации: проблема Законодательного определения и теоретико-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2792
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ ПРИРОДНОГО / ТЕХНОГЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / КРИТЕРИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОСТИ / EMERGENCY / EMERGENCY SITUATION OF NATURAL / TECHNICALLY INDUCED AND SOCIAL TYPE / CRITERIA OF EMERGENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комовкина Любовь Сергеевна, Кропачева Анжелика Владимировна

Рассмотрены правовые и теоретические подходы к определению понятия чрезвычайная ситуация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Комовкина Любовь Сергеевна, Кропачева Анжелика Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOTION OF EMERGENCY: THE PROBLEM OF LEGISLATIVE DEFINITION AND THEORETICAL LEGAL ANALYSIS

The article deals with legal and theoretical approaches to the definition of the notion of emergency.

Текст научной работы на тему «Понятие чрезвычайной ситуации: проблема Законодательного определения и теоретико-правовой анализ»

УДК 342.9 ББК 67.401

ПОНЯТИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ: ПРОБЛЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА КОМОВКИНА,

старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВДРоссииимени В.Я. Кикотя

кандидат юридических наук E-mail: [email protected]; АНЖЕЛИКА ВЛАДИМИРОВНА КРОПАЧЕВА, преподаватель Московского финансово-юридического университета,

кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

Рецензент: доктор юридических наук С.А. Старостин

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены правовые и теоретические подходы к определению понятия чрезвычайная ситуация. Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, чрезвычайная ситуация природного, техногенного и социального характера, критерии чрезвычайности.

Abstract. The article deals with legal and theoretical approaches to the definition of the notion of emergency. Keywords: emergency, emergency situation of natural, technically induced and social type, criteria of emergency.

На современном этапе основной целью государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) являются минимизация рисков ЧС, обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно обоснованных критериев приемлемого риска, устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и ее отдельных территорий.

Для достижения указанных целей необходимо не только обеспечить концентрацию усилий и ресурсов на обеспечение эффективного функционирования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), но и совершенствования нормативной правовой базы, и, в первую очередь, терминологического аппарата.

В нормативных актах для обозначения специфической обстановки деятельности органов исполнительной власти применяется целый ряд терминов, таких как: «чрезвычайные обстоятельства», «экстремальные ситуации», «чрезвычайные ситуации», «особые условия», «кризисные ситуации», «чрезвычайные происшествия», специальные правовые режимы — режим чрезвычайной ситуации, чрезвычайное и военной положение, режим контртеррористической операции и другие.

Термин «чрезвычайная ситуация» является ключевым в понятийном аппарате чрезвычайного законодательства, представляющего собой «разрабатываемую на основе базовых положений норм международного права и федерального законодательства РФ обязательную совокупность нормативных правовых актов, обладающих системным характером и вступающим в действие при необходимости предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных

ситуаций»1. Какой же смысл вкладывает в понятие «чрезвычайная ситуация» законодатель?

Так, вполне устоявшимся и привычным для всех является определение «чрезвычайной ситуации», изложенное в федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»2, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Законодатель не только перечисляет некоторые опасные явления, но и допускает возможность возникновения иных бедствий, которые могут повлечь негативные последствия. Очевидно, что указанное определение сформулировано таким образом неслучайно, кроме явлений природного и техногенного характера законодатель предполагает иные явления социального характера.

Одним из постоянно действующих органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)3. Проанализировав многочисленные функции, которые реализует МЧС России, находим среди них функции по осуществлению в пределах своей компетенции мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности; руководство созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и контроль за созданием и деятельностью этих систем и др. Можно сделать вывод, что МЧС России предназначена не только для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного, но и иного характера.

Поэтому ежегодный Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий

Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подготовленный МЧС России, включает в себя еще и биолого-социальные ЧС, террористические акты. И почему только лишь теракты, а не другие тяжкие или особо тяжкие преступления? Но существует еще и множество иных чрезвычайных ситуаций, которые могут быть иначе классифицированы.

Соглашаясь с профессором Б.Н. Порфирьевым, «от того, какие конкретно ситуации признаются чрезвычайными, в какой мере изучены причины и механизм их возникновения, во многом зависит принятие правильных решений по своевременному предотвращению риска возникновения, эффективной ликвидации последствий»4. Поэтому необходимо проследить процесс введения в научно-практический оборот понятия «чрезвычайная ситуация», трансформацию его содержательного наполнения.

Как нормативная категория понятие «чрезвычайная ситуация» впервые введено Временным положением о Государственной общесоюзной системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, где ЧС определялась как «обстановка на объекте или определенной части территории (акватории), сложившаяся в результате аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, которая может привести или уже привела к значительному ущербу, человеческим жертвами нарушению условий жиз-недеятельности»5.

В Российской Федерации понятие «чрезвычайной ситуации» было сформулировано в Постановлении Правительства РФ от 18 апреля 1992 г. № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях»6, где чрезвычайная ситуация — «нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории (акватории), вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифито-тией, применением возможным противником современных средств поражения и приведшее или могущее привести к людским и материальным потерям». Заметим, в Положении о РСЧС указывалось, что предупреждение социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков

и действия по ликвидации их последствий в компетенцию системы не входят. РСЧС была предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случае их возникновения — для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству Действующее Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 7947, такой оговорки не содержит.

Анализируя современную законодательную трактовку понятия «чрезвычайная ситуация», можно заметить, что законодатель, перечисляя некоторые опасные явления, допускает возможность наступления «иных бедствий», влекущих перечисленные негативные последствия. Возможно, сделано это не случайно, поскольку кроме явлений природного и техногенного характера существуют явления социального характера. Но во вводной части Закона № 68 установлено, что он определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. То есть налицо противоречия между нормами указанного закона, определяющими сферу его регулирования, и понятия ЧС.

Есть и другие законодательные определения понятия ЧС. Так, федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»8 под чрезвычайной ситуацией понимает «обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей». Из текста закона вытекает, что данное определение используется исключительно для опасной обстановки, возникающей на гидротехнических сооружениях. Чрезвычайная эколо-

гическая ситуация в Антарктике определяется как инцидент, который оказывает любое значительное и вредное воздействие на окружающую среду Антарктики или создает неотвратимую угрозу такого воздействия9.

В ГОСТе Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» определение чрезвычайной ситуации расширяет законодательное понятие ЧС, уточняя ее территориальную локализацию на водные объекты.

В соответствии с п. «з» ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидации их последствий. Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера. В региональном законодательстве также имеются отличия в подходах к определению ЧС.

В ряде законов субъектов РФ понятие «чрезвычайная ситуация» не раскрывается, а указывается сфера действия закона — регулирование отношений в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, например, Закон Московской области от 4 мая 2005 г. № 110/2005-0З (ред. от 15.02.2016) «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят постановлением Мособлдумы от 20 апреля 2005 г. № 4/137-П)10, Закон Республики Алтай от 27 ноября 2012 г. № 63-Р3 «О защите населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.

В законе Хабаровского края от 1 мая 1996 г. № 7 (ред. от 24.06.2015) «О защите населения и территории Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»11, Законе Тюменской области от 28 декабря 2004 г. № 323 (ред. от 06.07.2015) «О предупреждении и ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера» (принят Тюменской областной Думой

23.12.2004)12 и других законах субъектов РФ имеются указания о том, что понятия, используемые в них, применяются в том же значении, что и в законодательстве РФ о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В Законе республики Дагестан от 19 октября 2001 г. № 34 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законе г. Москвы от 5 ноября 1997 № 46 (ред. от 09.09.2015) «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха-рактера»13 и др. определение ЧС идентично определению, данному в ФЗ № 68.

Законы республики Крым от 26 ноября 2014 г. № 235-1/14 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»14 и республики Татарстан от 8 декабря 2004 г. № 62-ЗРТ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» в определении чрезвычайной ситуации в качестве оснований ее возникновения называют источники природных, техногенных, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, а также раскрывают определения понятий: «природная чрезвычайная ситуация», «техногенная чрезвычайная ситуация», «биолого-социальная чрезвычайная ситуация».

Ряд субъектов Российской Федерации конкретизируют перечень источников чрезвычайных ситуаций с учетом своих особенностей, например, террористические акции — в Законе Санкт-Петербурга от 20 октября 2005 г. № 514-76 (ред. от 15.10.2015) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 28.09.200515) или негативных последствий, таких, как «гибель оленей и уничтожение рыбных запасов» — в Законе ЯНАО от 11 февраля 2004 г. № 5-ЗАО (ред. от 30.06.2015) «О защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 28.01.2004)16.

Проанализировав нормативные дефиниции термина «чрезвычайные ситуации», сделаем важные выводы, во-первых, о существующих противоречиях в нормативном определении категории «чрезвычайная ситуация» не только на федеральном уровне, но и региональном законодательстве, во-вторых, об

отсутствии универсального термина, определяющего обстановку, которая сложилась в результате всего спектра опасных явлений.

В настоящее время существует необходимость устранения дефектов в определении понятийного аппарата законов субъектов Российской Федерации о чрезвычайных ситуациях; исключения несогласо-ванностей терминологических определений с положениями федерального законодательства о чрезвычайных ситуациях; изъятие излишних, не обусловленных предметом регулирования понятий, а также более точное определение предмета регулирования законов субъектов Российской Федерации в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Учитывая законодательный пробел в определении понятия «чрезвычайная ситуация» отечественными учеными предпринимались неоднократные попытки сформулировать соответствующую дефиницию.

Как научная категория указанное понятие впервые было обосновано и введено в оборот профессором Б.Н. Порфирьевым, который определяет чрезвычайную ситуацию как «внешне неожиданную, внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся неопределенностью, остроконфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экологическим и экономическим ущербом, прежде всего человеческими жертвами, необходимостью быстрого реагирования (принятия решений), крупными людскими, материальными и временными затратами на проведение эвакуаци-онно-спасательных работ, сокращение масштабов и ликвидацию многообразных негативных последствий (разрушений, пожаров и т.д.)». Оценив критически сформулированное определение, его автор приходит к выводу, что, несмотря на развернутую форму, оно не отражает всего многообразия и сложности реально существующих чрезвычайных ситуаций.

Архипова Н.И. и Кульба В.В. определяют чрезвычайную ситуацию как «неблагоприятное сочетание факторов и событий, создающих угрозу жизни людей, нарушающих условия их нормальной жизнедеятельности, препятствующих производственной, хозяйственной, бытовой и другим видам дея-

17

тельности».

Гущин В.В. обратил внимание, что при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на определенной территории вводится специальный правовой режим, который может быть выражен введением чрезвычайного положения или особых форм управления, или наделением дополнительными правами и обязанностями определенных лиц с ограничением прав других лиц, повышением юридической ответственности. Что нашло отражение в сформулированном им определении чрезвычайной ситуации18.

Наиболее точно ЧС определил профессор С.А. Старостин — «это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного явления социального, природного или техногенного характера, создающая реальную угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства или уже повлекшая многочисленные жертвы, значительные материальные потери, нарушение условий жизнедеятельности людей, ущерб окружающей природной среде и для ликвидации которой требуются неотложные и специальные меры

19

правового, организационного и иного характера»19. Впервые определение ЧС было дополнено чрезвычайными ситуациями социального характера, к которым относятся межгосударственные и внутригосударственные конфликты, массовые мероприятия, чрезвычайные обстоятельства, а также биолого-социальные явления.

Кроме того, С.А. Старостин, обобщив основные характеристики ЧС, негативные последствия, выделил критерии чрезвычайности — негативные последствия тех или иных явлений и способы реагирования на них: 1) многочисленные жертвы людей или угроза их жизни и здоровью; 2) ущерб (угроза) окружающей среде; 3) значительные материальные потери; 4) нарушение условий жизнедеятельности людей20.

В научной литературе встречаются и другие взгляды на понятие «чрезвычайная ситуация», в которых авторы опираются на один или несколько факторов чрезвычайной ситуации — источники, последствия, субъекты предупреждения и ликвидации и др. Считаем, что все они должны быть проанализированы и систематизированы российским законодателем с целью актуализации действующего чрезвычайного законодательства. Тем более, что

такая работа ведется. Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, выполняя научно-исследовательскую работу «Научно-методическое сопровождение понятийного аппарата в области гражданской обороны, защиты в чрезвычайных ситуациях, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», главной целью которой являлось совершенствование информационно-аналитического обеспечения руководителей и специалистов органов управления территориальных и функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций всех уровней. Одним из выходных результатов указанной работы стал Электронный словарь терминов и определений в указанной области.

Качественный терминологический аппарат предопределяет возможность унифицированного подхода к пониманию проблем обеспечения безопасности при ЧС, что необходимо для дальнейшего совершенствования законодательства и нормативного правового регулирования в данной сфере общественных отношений.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 35 ст. 3648.

3. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3589.

4. Федеральный закон от 5 июня 2012 г. № 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике» // Собрание законодательства РФ, 11.06.2012, № 24, ст. 3067.

5. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Собрание законодательства РФ, 12.01.2004, № 2, ст. 121.

6. Временное положение о Государственной общесоюзной системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях: Постановление Совета Министров СССР № 1282 от 15 декабря 1990 г. (утратило силу) // Ведомости Совета народных депутатов и Совета Министров СССР. 1990, № 1276. Ст. 678.

7. Постановление Правительства РФ от 18 апреля 1992 г. № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» (утратило силу). // Собрание нормативных актов Российской Федерации. 1992, № 13.

8. Закон Московской области от 4 мая 2005 г. № 110/2005-ОЗ (ред. от 15.02.2016) «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Ежедневные Новости. Подмосковье, № 87, 14.05.2005.

9. Закон Хабаровского края от 1 мая 1996 г. № 7 (ред. от 24.06.2015) «О защите населения и территории Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Сборник нормативных актов Хабаровской краевой Думы, № 3, март, 1996.

10. Закон Тюменской области от 28 декабря 2004 г. № 323 (ред. от 06.07.2015) «О предупреждении и ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера» // Вестник Тюменской областной Думы, № 15, часть 1, 2004.

11. Закон республики Дагестан от 19 октября 2001 г. № 34 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Республики Дагестан, 31.10.2001, № 10, ст. 757.

12. Закон г. Москвы от 5 ноября 1997 г. № 46 (ред. от 09.09.2015) «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Ведомости Московской Думы, № 2, 1998.

13. Закон республики Крым от 26 ноября 2014 г. № 235-1/14 «О защите населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым от 29 декабря 2014 г. № 5 (ч. 2).

14. Закон республики Татарстан от 8 декабря

2004 г. № 62-ЗРТ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» // Ведомости Государственного Совета Татарстана, 2004, № 12 (II часть), ст. 885.

15. Закон Санкт-Петербурга от 20 октября

2005 г. № 514-76 (ред. от 15.10.2015) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, № 12, 20.12.2005.

16. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 февраля 2004 г. № 5-ЗАО (ред. от 30.06.2015) «О защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, № 1/1, январь, 2004.

17. Архипова Н.И., Кульба В.В. Управление в чрезвычайных ситуациях. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Рос. Гуманит. Ун-т, 1998.

18. Гущин В.В. Понятие безопасности и ее предметно-объектные сферы // Проблемы повышения готовности органов внутренних дел к деятельности в чрезвычайных ситуациях: Сб. научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 1994.

19. Мелехин А.В. Чрезвычайное законодательство РФ: теоретические, правовые и организационные проблемы его реализации: монография. М.: Академия управления МВД России, 2013.

20. Порьфирьев Б.Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. М.: Наука, 1991.

21. Старостин С.А. Управление органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях (правовые и организационные аспекты): Дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2000.

References

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014

№ 11-FKZ) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 04.08.2014, № 31, st. 4398.

2. Federal'nyj zakon ot 21 dekabrya 1994 g. № 68 «O zashchite naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrya 1994 g. № 35 st. 3648.

3. Federal'nyj zakon ot 21 iyulya 1997 g. № 117-FZ «O bezopasnosti gidrotekhnicheskih sooruzhenij» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 28.07.1997, № 30, st. 3589.

4. Federal'nyj zakon ot 05 iyunya 2012 № 50-FZ «O regulirovanii deyatel'nosti rossijskih grazhdan i rossijskih yuridicheskih lic v Antarktike» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 11.06.2012, № 24, st. 3067.

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 dekabrya

2003 № 794 «O edinoj gosudarstvennoj sisteme preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychajnyh situacij // Sobranie zakonodatel'stva RF, 12.01.2004, № 2, st. 121.

6. Vremennoe polozhenie o Gosudarstvennoj obshchesoyuznoj sisteme po preduprezhdeniyu i dejstviyam v chrezvychajnyh situaciyah: Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR № 1282 ot 15 dekabrya 1990 g. (utratilo silu) // Vedomosti Soveta narodnyh deputatov i Soveta Ministrov SSSR. 1990, № 1276. St.678.

7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18 aprelya 1992 g. № 261 «O sozdanii Rossijskoj sistemy preduprezhdeniya i dejstvij v chrezvychajnyh situaciyah» (utratilo silu). // Sobranie normativnyh aktov Rossijskoj Federacii. 1992, № 13.

8. Zakon Moskovskoj oblasti ot 4 maya 2005 № 110/2005-OZ (red. ot 15.02.2016) «O zashchite naseleniya i territorii Moskovskoj oblasti ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera» // Ezhednevnye Novosti. Podmoskov'e, № 87, 14.05.2005.

9. Zakon Habarovskogo kraya ot 1 maya 1996 № 7 (red. ot 24.06.2015) «O zashchite naseleniya i territorii Habarovskogo kraya ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera»// Sbornik normativnyh aktov Habarovskoj kraevoj Dumy, № 3, mart, 1996.

10. Zakon Tyumenskoj oblasti ot 28 dekabrya

2004 № 323 (red. ot 06.07.2015) «O preduprezhdenii i likvidacii prirodnyh i tekhnogennyh chrezvychajnyh situacij mezhmunicipal'nogo i regional'nogo

haraktera» // Vestnik Tyumenskoj oblastnoj Dumy, № 15, chast' 1, 2004.

11. Zakon respubliki Dagestan ot 19 oktyabrya 2001 g. № 34 «O zashchite naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera» // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Dagestan, 31.10.2001, № 10, st. 757.

12. Zakon g. Moskvy ot 5 noyabrya 1997 № 46 (red. ot 09.09.2015) «O zashchite naseleniya i territorij goroda ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera» // Vedomosti Moskovskoj Dumy, № 2, 1998.

13. Zakon respubliki Krym ot 26 noyabrya 2014 № 235-1/14 «O zashchite naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij» // Vedomosti Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 29 dekabrya 2014 g. № 5 (ch. 2).

14. Zakon respubliki Tatarstan ot 8 dekabrya 2004 g. № 62- ZRT «O zashchite naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij» // Vedomosti Gosudarstvennogo Soveta Tatarstana, 2004, № 12 (II chast'), st. 885.

15. Zakon Sankt-Peterburga ot 20 oktyabrya 2005 № 514-76 (red. ot 15.10.2015) «O zashchite naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera v Sankt-Peterburge» // Vestnik Zakonodatel'nogo Sobraniya Sankt-Peterburga, № 12, 20.12.2005.

16. Zakon YAmalo-Neneckogo avtonomnogo okruga ot 11 fevralya 2004 № 5-ZAO (red. ot 30.06.2015) «O zashchite naseleniya i territorij YAmalo-Neneckogo avtonomnogo okruga ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera» // Vedomosti Gosudarstvennoj Dumy YAmalo-Neneckogo avtonomnogo okruga, № 1/1, yanvar', 2004.

17. Arhipova N.I., Kul'ba V.V. Upravlenie v chrezvychajnyh situaciyah. 2-e izd., pererab. I dop. M.: Ros. Gumanit. Un-t, 1998.

18. Gushchin V.V. Ponyatie bezopasnosti i ee predmetno-ob"ektnye sfery // Problemy povysheniya gotovnosti organov vnutrennih del k deyatel'nosti v chrezvychajnyh situaciyah: Sb. nauchnyh trudov. M.: VNII MVD Rossii, 1994.

19. Melekhin A.V. CHrezvychajnoe zakonodatel'stvo RF: teoreticheskie, pravovye i organizacionnye problemy ego realizacii: monografiya. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2013.

20. Por 'fir 'ev B.N. Gosudarstvennoe upravlenie v chrezvychajnyh situaciyah. M.: Nauka, 1991.

21. Starostin S.A. Upravlenie organami vnutrennih del pri chrezvychajnyh situaciyah (pravovye i organizacionnye aspekty): Diss. ...d-ra yurid. nauk. M., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Мелехин А.В. Чрезвычайное законодательство РФ: теоретические, правовые и организационные проблемы его реализации: монография. М.: Академия управления МВД России, 2013. С. 30—31.

2 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 35 ст. 3648.

3 Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Собрание законодательства РФ, 12.01.2004, № 2, ст. 121.

4 Порьфирьев Б.Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. М.: Наука, 1991. С. 31.

5 Временное положение о Государственной общесоюзной системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях: Постановление Совета Министров СССР № 1282 от 15 декабря 1990 г. // Ведомости Совета народных депутатов и Совета Министров СССР. 1990, № 1276. ст. 678.

6 Постановление Правительства РФ от 18 апреля 1992 г. № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» // Собрание нормативных актов Российской Федерации. 1992, № 13 (утратило силу).

7 Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства РФ, 12.01.2004, № 2, ст. 121.

8 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3589.

9 Федеральный закон от 5 июня 2012 г. № 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике» // Собрание законодательства РФ, 11.06.2012, № 24, ст. 3067.

10 Ежедневные Новости. Подмосковье, № 87, 14.05.2005.

11 Сборник нормативных актов Хабаровской краевой Думы, № 3, март, 1996.

12 Вестник Тюменской областной Думы, № 15, часть 1, 2004.

13 Ведомости Московской Думы, № 2, 1998.

14 Ведомости Государственного Совета Республики Крым от 29 декабря 2014 г. № 5 (ч. 2).

15 Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, № 12, 20.12.2005.

16 Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, № 1/1, январь, 2004.

17 Архипова Н.И., Кульба В.В. Управление в чрезвычайных ситуациях. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Рос. Гуманит. Ун-т, 1998. С. 8.

18 Гущин В.В. Понятие безопасности и ее предметно-объектные сферы // Проблемы повышения готовности органов внутренних дел к деятельности в чрезвычайных ситуациях: Сб. научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 1994. С. 8.

19 Старостин С.А. Управление органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях (правовые и организационные аспекты): Дисс. ...д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 47.

20 Старостин С.А. Там же. С. 45.

УДК 342.951 ББК 67.401

РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КОНСТАНТИНОВ,

преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук

E-mail: [email protected]; СТАНИСЛАВ ПЕТРОВИЧ СТАЩЕНКО, преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

Рецензент: кандидат юридических наук Б.Ц. Жалсанов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы реализации органами внутренних дел чрезвычайного законодательства, затронуты некоторые аспекты формирования и развития российского чрезвычайного законодательства.

Ключевые слова: полиция, административное право, военное положение, чрезвычайное положение, чрезвычайная ситуация, контртеррористическая операция, национальная безопасность, чрезвычайное законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.