Научная статья на тему 'Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в Китае: состояние, проблемы, перспективы'

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в Китае: состояние, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1348
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ / ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ / ECONOMIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN / CONTENT OF ECONOMIC CONCEPTS / FORMS AND METHODS OF ECONOMIC EDUCATION OF CHILDREN / FEATURES OF THE PROCESS OF FORMATION OF ECONOMIC KNOWLEDGE IN PRESCHOOL CHILDREN / PREPARATION OF TEACHERS FOR THE ECONOMIC EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ян Фан, Дмитриев Ю.А.

Статья посвящена экономическому воспитанию китайских детей дошкольного возраста. Раскрыты задачи, содержание, способы и методы экономического воспитания детей. Правительственная политика Китая уделяет все большее внимание экономическому воспитанию дошкольников. Известные в Китае ученые-педагоги и организации КНР активно вносят предложения по вопросу развития экономического образования детей дошкольного возраста. Детские сады также в ходе воспитания детей проводят большое количество мероприятий, направленных на экономическое обучение дошкольников. Это, например, комплексные мероприятия детских садов по основным темам учебного плана с компьютерной поддержкой, региональные мероприятия, обмен книгами и игрушками, праздничные мероприятия, осуществление экономического воспитания с использованием мультимедийных ресурсов и ресурсов, предоставляемых родителями. Исследование показывает, что существуют определенные недостатки и трудности в области разработки содержания и методики экономического образования детей в детских садах. Имеются также проблемы, связанные с недостаточным уровнем компетенции педагогов в области экономического воспитания. Кроме того, позиция родителей в отношении экономического воспитания дошкольников в детских садах также недостаточно активна. Несмотря на это мероприятия, направленные на экономическое воспитание в детских садах, интересны детям и их родителям, имеют хорошие перспективы развития. Требуются совместные скоординированные усилия министерства образования, научных кругов, детских садов и родителей по совершенствованию экономического образования детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Education of Preschool Children in China: Condition, Problems, Prospects

The article is devoted to the economic education of Chinese children of preschool age. The article reveals the objectives, content, means and methods of economic education of children. Chinese government policy is paying increasing attention to the economic education of preschoolers. Famous scientists, teachers and organizations of China actively make proposals on the development of economic education of children of preschool age. Kindergartens also organize a large number of activities aimed at the economic training of preschoolers. They are, for example, integrated kindergarten activities on the main topics of the curriculum with computer support, regional events, the exchange of books and toys, celebrations, the implementation of economic education using multimedia resources, and resources provided by parents. The study shows that there are certain shortcomings and difficulties in the development of the content and methods of the economic education of children in kindergartens. There are also problems associated with an insufficient level of competence of teachers in the field of economic education. In addition, the position of parents in relation to the economic education of preschoolers in kindergartens is also not sufficiently active. Despite this, the activities aimed at economic education in kindergartens are interesting for children and their parents, have good development prospects. Joint coordinated efforts are needed from both the ministries of education, academia, kindergartens and parents to improve the economic education of preschool children.

Текст научной работы на тему «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в Китае: состояние, проблемы, перспективы»

педагогические! технологии!

1УДК 373.2 ББК 74.1

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КИТАЕ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ1

Ян Фан, Ю. А. Дмитриев

Аннотация. Статья посвящена экономическому воспитанию китайских детей дошкольного возраста. Раскрыты задачи, содержание, способы и методы экономического воспитания детей. Правительственная политика Китая уделяет все большее внимание экономическому воспитанию дошкольников. Известные в Китае ученые-педагоги и организации КНР активно вносят предложения по вопросу развития экономического образования детей дошкольного возраста. Детские сады также в ходе воспитания детей проводят большое количество мероприятий, направленных на экономическое обучение дошкольников. Это, например, комплексные мероприятия детских садов по основным темам учебного плана с компьютерной поддержкой, региональные мероприятия, обмен книгами и игрушками, праздничные мероприятия, осуществление экономического воспитания с использованием мультимедийных ресурсов и ресурсов, предоставляемых родителями. Исследование показывает, что существуют определенные недостатки и трудности в области разработки содержания и методики экономического образования детей в детских садах. Имеются также проблемы, связанные с недостаточным уровнем компетенции педагогов в области экономического воспитания. Кроме того, позиция родителей в отношении экономического воспитания дошкольников в детских садах также недостаточно активна. Несмотря на это мероприятия, направленные на экономическое воспитание в детских садах, интересны детям и их родителям, имеют хорошие перспективы развития. Требуются совместные скоординированные усилия министерства образования, научных кругов, детских садов и родителей по совершенствованию экономического образования детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: экономическое воспитание дошкольников, содержание экономических представлений, формы и методы экономического воспитания детей, особенности процесса формирования экономических знаний у дошкольников, подготовка педагогов к экономическому воспитанию детей.

1 Статья является проектом департамента образования провинции Шэньси 2017 г. «Исследования в области изучения экономики детьми старшего дошкольного возраста в условиях развития Интернета и формирование у дошкольников экономического мышления» (номер проекта: 17JK0245); промежуточные результаты исследовательской программы по международному сотрудничеству Вэйнаньского педагогического университета в области педагогики «Исследования в сфере восприятия экономики детьми старшего дошкольного возраста и влияние экономического воспитания на формирование интеллекта и мышления дошкольников» (номер проекта: 17GJHZ23).

ECONOMIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN CHINA: CONDITION, PROBLEMS, PROSPECTS

Yang Fang, Yu. A. Dmitriev

Abstract. The article is devoted to the economic education of Chinese children of preschool age. The article reveals the objectives, content, means and methods of economic education of children. Chinese government policy is paying increasing attention to the economic education of preschoolers. Famous scientists, teachers and organizations of China actively make proposals on the development of economic education of children of preschool age. Kindergartens also organize a large number of activities aimed at the economic training of preschoolers. They are, for example, integrated kindergarten activities on the main topics of the curriculum with computer support, regional events, the exchange of books and toys, celebrations, the implementation of economic education using multimedia resources, and resources provided by parents. The study shows that there are certain shortcomings and difficulties in the development of the content and methods of the economic education of children in kindergartens. There are also problems associated with an insufficient level of competence of teachers in the field of economic education. In addition, the position of parents in relation to the economic education of preschoolers in kindergartens is also not sufficiently active. Despite this, the activities aimed at economic education in kindergartens are interesting for children and their parents, have good development prospects. Joint coordinated efforts are needed from both the ministries of education, academia, kindergartens and parents to improve the economic education of preschool children.

Keywords: economic education of preschool children, content of economic concepts, forms and methods of economic education of children, features of the process of formation of economic knowledge in preschool children, preparation of teachers for the economic education of children.

В современной социально-экономической жизни в условиях рыночной экономики люди рассматривают деньги в качестве универсального эквивалента для совершения торговых сделок, осуществляя которые они удовлетворяют свои индивидуальные материальные и духовные потребности. Вслед за непрерывным и ускоряющимся развитием экономики и социума Китая требования, предъявляемые по отношению к качеству национальной экономики, также стали непрерывно повышаться. Для каждого члена общества чрезвычайно важно овладевать базовыми знаниями в области экономики и умениями вести повседневную экономическую деятельность, при этом дети вовсе не являются исключением из этого правила.

Осуществление экономического воспитания детей в раннем возрасте может эффективно помочь им адаптироваться к жизни в обществе, понимать и разрешать в реальной обстановке бытовые экономические проблемы. Дети получат знания о том, как зарабатываются и тратятся деньги. У них сформируется правильное представление о расходах, умения рационально распределять и в полной мере использовать зачастую ограниченные ресурсы для

удовлетворения разнообразных (как личных, так и семьи) рациональных потребностей.

Экономическая грамотность будет содействовать непрерывному повышению работоспособности детей, а также их готовности принимать и критически оценивать экономические решения. На этапе получения дошкольного образования целенаправленное и научно обоснованное экономическое воспитание может помочь детям сформировать достоверные базовые представления об экономике и мышлении, позволяющие анализировать и решать проблемы, понимать сущность и значение общественных отношений, функционирования экономики, производительного труда. Дети смогут выработать правильные индивидуальные привычки, сформировать социально значимые личные качества, получать практико-ориентированные научные знания, а также базовые умения и навыки применения их на практике в условиях рынка.

I. Содержание экономического воспитания детей дошкольного возраста в Китае

В опубликованном в 2012 г. Министерством образования КНР «Руководстве по развитию и обучению детей в возрасте 3-6 лет» [1] воспи-

танию детей в социуме было дано определение «социальное воспитание детей». Данный вид воспитания уделяет внимание развитию общественных умений детей, делает особый упор на исследовании таких аспектов, как взаимоотношения детей со сверстниками, социальное поведение дошкольников, роль, отводимая обществом тому или иному полу. Однако экономические факторы, имеющиеся в общественной жизни, вовсе не включены в содержание социального воспитания дошкольников. В одной из образовательных целей социального воспитания - «социальная адаптация» поставлена подзадача «соблюдать базовые нормы поведения». Детские сады, как правило, основываясь на этом направлении, осуществляют экономическое воспитание детей, соединяя его с обучением в таких областях, как язык и математика.

Несмотря на отсутствие соответствующих руководящих документов, экономическое воспитание дошкольников в Китае неуклонно развивается и уже сделало три первых успешных и важных шага. Во-первых, некоторые имеющие влияние в научных кругах ученые и специалисты выдвинули различные интересные точки зрения по вопросу развития экономического воспитания детей дошкольного возраста в Китае.

Известный исследователь Чжу Цзясюн в своей книге «Учебные программы детских садов» [2] выдвинул идею о том, что содержание экономического воспитания детей должно включать в себя такие основные темы, как соотношение спроса и предложения (ограниченность ресурсов, рациональность потребностей, принятие решений по рациональному использованию ресурсов), осознание расходов (общее представление о деньгах, их функции и использование), профессиональная карьера (люди, владеющие различными профессиями, многообразие всевозможных профессиональной деятельности, выбор будущей специальности).

Ян Личжу и У Вэньцзюй в работе «Социальное развитие и воспитание дошкольников» [3] обратили внимание на то, что социальное воспитание детей дошкольного возраста должно включать в себя такие знания в области экономики, как товары, деньги, цены, торговля, разделение труда, рабочая сила и т. д.

Под руководством профессора Чэн Сюлань разработана программа по подготовке педаго-

гов детских садов в Китае под названием «Чжо-юэ» [4]. Она учитывает имеющийся передовой зарубежный опыт экономического воспитания дошкольников, особенности физического и психического развития китайских дошкольников и реальную обстановку их проживания и взросления. Программа содержит разработанную авторами модель экономического воспитания детей дошкольного возраста. Она включает в себя такие три аспекта, как «один центр, две обстановки, три направления». Данная программа также ориентирована на реализацию идеи о том, что экономическое воспитание должно ставить детей в центр, отражать образ их мышления. Содержание экономического воспитания следует разрабатывать с учетом повседневной жизни детей, социально-экономического развития региона, исходить из реальности, осуществляться в ногу со временем, включать в себя определенную информацию о таких трех аспектах, как деньги и их применение, товары (или услуги), дефицит ресурсов.

Во-вторых, некоторые научные ассоциации и общественные организации по своей инициативе прилагают большие старания и усилия для развития экономического воспитания детей дошкольного возраста. Совместный китайский инновационный центр подготовки в области финансов и экономики выдвинул «Рамочные стандарты преподавания финансов и экономики в Китае (детские сады)» [5]. Определены такие составляющие финансового образования детей, как доходы и расходы, сбережения и инвестиции, риски и страхование, система и обстановка, богатство и образ жизни. Данные стандарты (соответствующие детским садам и начальным школам), предполагающие ознакомление детей с финансами и экономикой, представлены очень логично и обоснованно. Они основываются на понимании национальной экономики КНР, ее фундаментальных составляющих, основной структуре, базовых факторах развития. Стандарты регламентируют рамки «пяти составляющих и трех целей» изучения детьми финансов и экономики в КНР (таблица).

Шанхайский образовательный консультационный центр «Байтэцзяо» совместно с международным детским сберегательным фондом в 2009 г. внедрили специализированную, на-

Таблица

Образовательные стандарты обучения финансам и экономике в Китае

Составляющие Цели

1. Усвоить знания и факты 2. Овладеть приемами и техникой 3. Сформировать представления и отношение

1. Доходы и расходы

2. Сбережения и инвестиции

3. Риски и страхование

4. Система и обстановка

5. Богатство и образ жизни

правленную на развитие дошкольников учебную программу «Афлатун» (Aflatoun - Social & Financial Education curriculum)[6]. Через шесть лет реализации данной программы на территории КНР данные организации подготовили местную учебную программу, соответствующую характерным национальным особенностям Китая. Модули данной программы включают в себя пять основных тем (знакомство с «Афлатун», я и моя семья, я и мои друзья, я и мое общество, я и деньги). Программа «Афла-тун» позволяет дошкольникам осознать значение денег и прочих ресурсов, помогает им раскрыть свой потенциал, закладывает основу для изучения детьми социума и экономики.

В-третьих, в детских садах Китая проводится большое количество мероприятий, посвященных экономическому воспитанию дошкольников. Разработка учебных программ в китайских детских садах главным образом осуществляется на основе таких опубликованных Министерством образования КНР документов, как «Руководящий план воспитательно-образовательной работы детских садов (экспериментальный)», «Руководство по развитию и обучению детей в возрасте 3-6 лет» [1], «Правила функционирования детских садов» [7]. Однако учебные программы также могут в некоторой степени видоизменяться и индивидуализироваться в зависимости от определенных обстоятельств. В процессе воспитания и развития детей в детских садах в условиях органического сочетания таких пяти основных направлений (образовательных областей), как язык, искусство, физическая культура, здоровье и социум, также проводится большое количество мероприятий, направленных на экономическое воспитание дошкольников. Эти мероприятия подробно представлены ниже.

II. Методы экономического воспитания дошкольников в Китае

Современные мероприятия, направленные на экономическое воспитание дошкольников Китая, главным образом представлены следующими пятью видами: связанные с экономикой и развитием социального воспитания комплексные тематические мероприятия, региональные мероприятия, обмен книгами и игрушками в детских садах для осуществления экономического воспитания дошкольников, праздничные мероприятия, экономическое обучение с использованием ресурсов, предоставляемых родителями.

1. Комплексные тематические мероприятия

Детские сады проводят экономическое воспитание на основе одной из поставленных образовательных целей социального воспитания - «социальная адаптация», одно из направлений которого состоит в том, чтобы научить детей «соблюдать базовые нормы поведения». Детские сады проводят разнообразные комплексные тематические мероприятия. К примеру, некоторые детские сады разрабатывают и реализуют тему социального воспитания «Быть хорошим ребенком, понимающим правила и порядки». В рамках этой темы проводят такие мероприятия: «Не забывай закрывать водопроводный кран», «Соблюдай правила поведения в супермаркете». Занятие «Не забывай закрывать водопроводный кран» помогает детям понять, что водные ресурсы ограничены, каждый из нас должен экономить воду, осознавать ограниченность и дефицит природных ресурсов.

При проведении мероприятия «Соблюдай правила поведения в супермаркете» некоторые детские сады и педагоги создают игрушечные супермаркеты, предоставляют детям такие близкие для них материалы, как книги, игруш-

ки, продукты, незначительные суммы бумажных денег и монет, игрушечные кассовые аппараты и банкоматы. Такие занятия позволяют детям в игре в процессе «купли-продажи» понимать стоимость товаров, значимость и применение денег, взаимосвязь между деньгами и товарами, размен денежных сумм и т. д. Такого рода мероприятия являются лучшим практическим способом проведения экономического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Региональные мероприятия

Детские сады в Китае осуществляют экономическое воспитание с помощью организации, которые проводят интересные и разнообразные региональные мероприятия. Дети самостоятельно их выбирают и свободно и заинтересованно в них участвуют. Дети в игровой деятельности непроизвольно приобретают фундаментальные экономические понятия. Например, в ходе региональной игры «лакомства» одни дети изготавливают и продают разнообразные местные деликатесы, другие играют роль покупателей и дегустаторов. В процессе «продажи и покупки» дети не только могут узнать местную культуру питания, но и в игре учатся использовать деньги. Они начинают понимать, что разные товары имеют неодинаковую стоимость, необходимы различные суммы денег для покупки товаров и т. д.

Другим примером является региональная игра «маленький госпиталь». Выполняющие роли врачей дети должны поставить уколы и выписать лекарства пациентам. В то время как ребятам, являющимся пациентами, следует зарегистрироваться, пройти осмотр у врачей, оплатить услуги в регистратуре, выкупить лекарства в аптеке, а также забрать купленные медикаменты. В процессе такой игры дети могут не только познакомиться с различными профессиями, но и понять значимость получения услуг от других лиц, приобрести опыт, который пригодится им в жизни, сформировать убеждение, что нужно беречь здоровье и проявлять настойчивость и волю в борьбе с болезнью. Такие игры также могут научить детей использовать деньги, понять их значение и функцию в жизни людей, тем самым развить у них базовые экономические знания, умения и навыки, понимание законов рыночной экономики.

3. Мероприятия по обмену книгами и игрушками

Многие детские сады проводят мероприятия по обмену книгами и игрушками. Данный вид деятельности подразумевает, что каждый ребенок из детского сада приносит в установленное время и в оговоренное место для обмена или продажи свою прочитанную книгу или игрушку, с которой он ранее уже играл. Дети могут обмениваться между собой книгами и игрушками или же продавать их друг другу. В процессе обмена дети начинают понимать такие базовые экономические понятия, как одинаковые и разные по стоимости товары. В ходе совершения купли-продажи дошкольники узнают о величине и стоимости денег, понимают взаимосвязь, существующую между деньгами с различной стоимостью, отношения эквивалентности в стоимости различных книг (игрушек) и т. д. Таким образом, с помощью таких простых и интересных видов деятельности можно проводить обучение детей математике, а также обучать детей первоначальным основам экономики. Дети в ходе участия в шумных и веселых мероприятиях по обмену и торговле могут получить практические знания и важный жизненный опыт.

4. Праздничные мероприятия

Как правило, в честь праздников китайские детские сады организовывают праздничные мероприятия не только на уровне одной группы, детей одного возраста, но и для всего детского сада. В ходе этих праздников также осуществляется целенаправленное экономическое воспитание дошкольников. К примеру, при организации общего для всего детского сада мероприятия, посвященного Международному Дню защиты детей, педагоги стремятся создать для детей разных возрастных групп праздничную атмосферу. Они разрешают дошкольникам принимать участие в разработке мероприятия, подготовке и оформлении места его проведения, покупке необходимых для праздника вещей. В ходе празднования педагоги также сознательно организуют активное участие дошкольников в размещении и торговле товарами с использованием настоящих денег. Такие праздничные мероприятия не только могут сделать детей счастливыми и веселыми, но и ненавязчиво, в игре привить им базовые экономические знания, умения и навыки.

Другим примером экономического воспитания дошкольников является проводимое на уровне одной группы мероприятие под названием «В праздничные дни я не трачу деньги впустую». Важная задача - рассказать детям о том, что бы они хотели приобрести, сколько сумели накопить денег, понять разницу, существующую между товарами, которые они хотят получить, и имеющимися реальными денежными ресурсами, осмыслить их возможный недостаток и ограниченность и т. д. Такие мероприятия являются хорошим способом проведения экономического воспитания, связывают обучение детей с жизнью, практикой, учат детей бережливости.

5. Мероприятия с использованием предоставляемых родителями ресурсов

Предоставляемые родителями ресурсы являются важным средством, способствующим осуществлению экономического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах Китая. Педагоги заблаговременно связываются с родителями, сообщают им содержание проводимого мероприятия, передают список необходимых товаров, которые нужно приобрести для его проведения. Они стремятся разъяснить родителям цель и значимость осуществления того или иного мероприятия для воспитания и развития детей. После сообщения всей необходимой информации педагоги просят родителей отправиться за покупками в супермаркет вместе со своими детьми и провести целенаправленное, подготовленное и спланированное мероприятие по покупке необходимых товаров. Личное участие ребенка в процессе совершения покупок позволит постепенно сформировать и развить у него соответствующие важные экономические представления, понятия и практические умения.

III. Детские сады, педагоги, родители и экономическое воспитание

Исследование, проведенное в области анализа содержания учебных программ современных детских садов КНР, показало: не важно, заимствуются ли учебные программы или разрабатываются детским садами самостоятельно, содержание экономического воспитания в обоих случаях крайне недостаточно, скудно и

неполно. Кроме того, ныне существующее содержание экономического воспитания реализуется в процессе социального обучения, изучения математики, языкознания.

Между многими детскими садами существуют значительные различия в задачах, содержании, методах, формах и степени приоритетности экономического воспитания в образовательной работе. Это свидетельствует о том, что экономическое воспитание, проводимое сегодня в детских садах Китая, не имеет специально организованных и систематизированных образовательных целей, общепринятого содержания и стандартов. Оно проводится фрагментарно, от случая к случаю.

Анализ программ детских садов и соответствующей учебно-методической литературы позволяет утверждать, что разработчики и организации, создающие и претворяющие в жизнь систему учебных программ современного дошкольного образования, к сожалению, еще не осознали в полной мере важность экономического воспитания для развития и последующего образования дошкольников, их профессионального самоопределения, становления социально-активной личности с трудовой созидательной жизненной позицией.

Проведенное исследование также показало, что работающие педагоги дошкольного образования не в полной мере владеют соответствующими понятиями и представлениями в области экономики, не обладают необходимыми профессионально значимыми умениями и навыками осуществления экономического воспитания дошкольников, организовывают и проводят обучение лишь на основе собственных бытовых знаний и имеющегося жизненного опыта.

Следует также отметить, что степень участия родителей в проведении экономического воспитания своих детей в семье невысока. Большинство родителей не осознают важность и необходимость проведения экономического воспитания в дошкольном возрасте. Родители невысоко и скептически оценивают работу детских садов в области экономического образования дошкольников.

Можно предположить, что отношение родителей к осуществлению экономического воспитания детей обусловлено их не вполне со-

временными взглядами на образование и личными качествами. С одной стороны, большинство родителей считает, что экономические знания слишком глубоки и трудны, недоступны для понимания дошкольниками. С другой стороны, немало родителей, попавших под влияние прежней системы образования и традиционной культуры Китая, лично никогда не изучали экономику, ввиду этого они не имеют достаточных экономических знаний, умений, навыков и не владеют соответствующими способами передачи экономических знаний и опыта своим детям.

IV. Мнение и рекомендации

В целом экономическое воспитание детей дошкольного возраста в Китае непрерывно и поступательно развивается, в этой сфере уже имеется хороший первоначальный опыт, который стоит обобщать и накапливать. Также существуют описанные выше недостатки в работе детских садов и педагогов. Имеется непонимание родителями сущности и значения экономического воспитания детей.

Необходимо усилить проведение теоретических исследований в области экономического воспитания дошкольников в детских садах, дать возможность научной общественности, детским садам, педагогам дошкольного образования, а также родителям осознать важность проведения экономического воспитания дошкольников, установления рациональных стандартов и овладения разумными и эффективными формами и методами его осуществления.

Учитывая современную обстановку в образовании Китая, можно наметить три существенные направления повышения уровня экономического воспитания дошкольников.

Во-первых, детские сады могут использовать передовой педагогический опыт, соответствующие формы и содержание экономического воспитания детей для целенаправленного, планового внедрения в имеющиеся учебные программы и мероприятия. Это позволит избежать изолированного формирования экономических знаний, умений у детей, поможет устанавливать прочные межпредметные связи экономической направленности при проведении различных занятий. Например, на занятиях по математике можно научить детей осознавать,

что такое деньги, и различать их. При объяснении детям таких понятий, как защита окружающей среды и экономия воды, важно также рассказать детям о том, что природные ресурсы ограничены, их нужно беречь. Важно предоставить детям возможность поразмышлять, что нужно делать в условиях ограниченности ресурсов и запасов, благодаря этому сформировать у дошкольников способность правильно и осознанно принимать решения.

Во-вторых, необходимо изменить представления педагогов дошкольного образования об экономическом воспитании. Экономика ошибочно рассматривается многими воспитателями как сложная и недоступная для понимания детьми наука, с которой не нужно начинать знакомить детей в детском саду.

Помимо разработки разумного содержания учебной программы детские сады также должны делать активный упор на подготовку и повышение квалификации педагогов дошкольного образования в области экономического воспитания детей. Следует предоставлять педагогам хорошие возможности для формирования и совершенствования их экономических знаний и умений, чтобы они могли пользоваться удобной возможностью для овладения соответствующими знаниями и умениями, могли умело применять разные формы и методы для осуществления социального воспитания детей в детских садах.

В-третьих, методы, используемые для осуществления экономического воспитания дошкольников, важно привести в соответствие возрастным особенностям и условиям обучения детей дошкольного возраста. Следует предусмотреть использование таких практико-ориентированных форм и методов «китайской научно-образовательной модели обучения», как обучение на собственном опыте, в ходе практической деятельности, игр. Их применение в экономическом воспитании будет содействовать пониманию и овладению детьми знаниями, практическими умениями и навыками, опытом в сфере экономической деятельности.

Родители также могут использовать данную модель обучения в качестве способа овладения экономической грамотностью на практике и успешно применять ее в домашнем воспитании ребенка. Родителям следует предоставлять

детям возможность обучения на практике и в реальной жизненной обстановке. К примеру, давать детям небольшую сумму денег на карманные расходы, позволить им хранить, планировать и тратить накопленные деньги. Важно ни в коем случае не контролировать жестко экономическое поведение своего ребенка, а дать ему возможность проявить самостоятельность, инициативу. В то же время родители также могут предоставлять детям возможность самостоятельно зарабатывать деньги на свои мелкие расходы. Родителям следует обращать внимание на уровень душевного и физического развития дошкольников, при принятии ребенком того или иного экономического решения уважать его мнение, активно общаться и налаживать контакт с ребенком, давать ему определенные рекомендации и советы.

Вывод

Конечная цель дошкольного воспитания состоит в стимулировании всестороннего развития ребенка, подготовке условий для его общего развития и социализации в будущем. Экономическая деятельность является важной составной частью общественной жизни людей, изучение базовых экономических знаний и формирование основных экономических умений могут помочь ребенку лучше адаптироваться в обществе в условиях рыночной экономики.

В настоящее время в Китае экономическое воспитание дошкольников находится на этапе становления и начального развития. Государственных документов и политических постановлений, касающихся экономического воспитания детей дошкольного возраста, крайне мало. Однако многие ученые, педагоги и образовательные учреждения проявляют инициативу, обосновывают новые перспективные взгляды и мнения по вопросу актуальности и важности разработки содержания и методов осуществления экономического воспитания в дошкольном возрасте.

На практике в детских садах также проводится большое количество интересных мероприятий в области экономического образования. Вероятно, в будущем Министерство образования КНР при разработке и редактировании соответствующих регламентов дошкольного воспитания обратит внимание на объективно

существующую потребность в экономическом воспитании детей дошкольного возраста и, вероятно, более четко определит цели, содержание и методы экономического воспитания дошкольников.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.

ЖМШШ)) , 2012. Министерство образования КНР. Руководство по развитию и обучению детей в возрасте 3-6 лет. - 2012.

[2]

2003. Чжу Цзясюн. Учебные программы детских садов. - Шанхай: Изд-во Восточно-китайского пед. ун-та, 2003.

3.

2000. Ян

Личжу, У Вэньцзюй. Социальное развитие и воспитание дошкольников. - Далянь: Изд-во Ляонинского пед. ун-та, 2000.

4. ^ШЯШШШШП:® ^Й^Й® [J].^MM«,2017

(3) . Чэн Сюлань, Юй Яо. Обучение экономической грамотности детей дошкольного возраста: значимость, содержание и способы // Исследования дошкольного образования.

- 2017 (3).

5. Совместный китайский инновационный центр подготовки в области финансов и экономики. - URL: http://www.cjsyjy.com/ (дата обращения: 02.06.2018).

[6] Шанхайский образовательный консультационный центр «Бай-тэцзяо». - URL: http://bebetter.org.cn/ Shanghai Educational Consulting Center «Better».

[7] t^AK^WBffi «ШШ1М MM)) . 2016. Министерство образования КНР. Правила функционирования детских садов.

- 2016.

REFERENCES

1. Ministry of Education of the PRC. Guidelines for the development and education of children aged 3-6 years. 2012. (in Chinese)

2. Zhu Jiaxiong. Kindergarten curriculum. Shanghai: East China Normal University Press, 2003. (in Chinese)

3. Yang Lizhu, Wu Wenju. Social development and education of preschool children. Dalian:

Liaoning Normal University Press, 2000. (in Chinese)

4. Cheng Xiulan, Yu Yao. Economic education for preschool children: value, content and approach.

Preschool Education Research, 2017(3). (in Chinese)

5. Joint Chinese Innovation Training Center in Finance and Economics. Available at: http://www.

cjsyjy.com/ (accessed: 02.06.2018). (in Chinese)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Shanghai Educational Consulting Center „Better". Available at: http://bebetter.org.cn/ (accessed: 02.06.2018). (in Chinese)

7. Ministry of Education of the PRC. Rules for the functioning of kindergartens. 2016. (in Chinese)

Ян Фан, магистр, доцент кафедры дошкольного образования Вэйнаньского педагогического университета, аспирант Московского педагогического государственного университета e-mail: 930676427@qq.com

Yang Fang, master in pedagogics, associate professor, Pre-school education Department, Weinan Pedagogical University, post-graduate student, Moscow Pedagogical State University e-mail: 930676427@qq.com

Дмитриев Юрий Александрович, доктор педагогических наук, профессор Кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета e-mail: 4230000@rambler.ru

Dmitriev Yuri A., ScD in Education, Professor, Pre-school Pedagogy Department, Moscow Pedagogical State University

e-mail: 4230000@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.