Научная статья на тему 'Педагогические условия социального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе игр (на материале КНР)'

Педагогические условия социального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе игр (на материале КНР) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИГРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ / SOCIAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE / GAMES / PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE SOCIAL DEVELOPMENT OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Сицай, Дмитриев Юрий Александрович

В целях изучения педагогических условий социального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе игры двадцати педагогам детского сада «Чэнгуан» провинции Шэньси городского округа Вэйнань КНР было предложено ответить на вопросы анкеты. Результаты анкетирования показали: педагоги детского сада осуществляют воспитание детей в соответствии с постановлениями Министерства образования КНР: «Основные положения по направлению воспитательной деятельности (экспериментальные)» (сокращенное название «Основные положения») и «Руководящие указания по развитию и обучению детей в возрасте 3-6 лет» (сокращенное название -«Руководящие указания»). Подбор сотрудников, содержание обучения, пространственно-развивающая среда в детском саду соответствуют стандартам «Основных положений» и «Руководящих указаний». Результаты анкетирования свидетельствуют, что большое значение педагоги придают развитию межличностного общения детей дошкольного возраста; значительное внимание уделяется использованию игровой формы обучения. Однако, по мнению опрошенных, недостаточно разработаны методические рекомендации для педагогов детсада по осуществлению образования детей и особенно социального развития детей в процессе игры. Организация и проведение игрового обучения еще сопровождается разного рода проблемами, сравнительно мало внимания уделяется анализу педагогической эффективности игр. Особенно актуально повышение мотивации социального развития детей старшего дошкольного возраста процессе игры. Решение этой проблемы имеет не только теоретическое, но и практическое значение для успешности образовательной работы со старшими дошкольниками в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Conditions of Social Development of Children of The Senior Preschool Age during the Games (on the Basis of China)

In order to study the pedagogical conditions for the social development of children of senior preschool age, twenty teachers of the Chengguang Kindergarten in Shaanxi Province of the Weinan City District of China were asked to answer the questionnaire. The results of the questionnaire showed that the teachers of the kindergarten carry out the education of children according to the Guidance Program promulgated by the Ministry of Education of the People’s Republic of China.The main provisions directed on educational activity (experimental)” (short title „Fundamentals”) and „Guidelines for the development and education of children aged 3-6 „(abbreviated name -” Guidelines „). The recruitment of employees, the content of training, the spatial development environment in the kindergarten comply with the standards of the „Basic Provisions” and the „Guidelines”. The results of the questionnaire testify that teachers give great importance to the development of interpersonal communication among preschool children; considerable attention is paid to the use of the game form of instruction. However, according to respondents, the methodical recommendations for kindergarten teachers for the implementation of children’s education and, especially, the social development of children in the process of the game have not been developed sufficiently. The organization and conduct of game training is still accompanied by various kinds of problems, relatively little attention is paid to the analysis of the pedagogical effectiveness of games. It is especially important to increase the motivation of the social development of children of older preschool age during the game. The solution of this problem has not only theoretical, but also practical value for the success of educational work with senior preschoolers in general.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия социального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе игр (на материале КНР)»

1УДК 373.2 ББК 74.100

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР (на материале КНР)1

Ли Сицай, Ю. А. Дмитриев

Аннотация. В целях изучения педагогических условий социального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе игры двадцати педагогам детского сада «Чэнгуан» провинции Шэньси городского округа Вэйнань КНР было предложено ответить на вопросы анкеты. Результаты анкетирования показали: педагоги детского сада осуществляют воспитание детей в соответствии с постановлениями Министерства образования КНР: «Основные положения по направлению воспитательной деятельности (экспериментальные)» (сокращенное название - «Основные положения») и «Руководящие указания по развитию и обучению детей в возрасте 3-6 лет» (сокращенное название -- «Руководящие указания»). Подбор сотрудников, содержание обучения, пространственно-развивающая среда в детском саду соответствуют стандартам «Основных положений» и «Руководящих указаний». Результаты анкетирования свидетельствуют, что большое значение педагоги придают развитию межличностного общения детей дошкольного возраста; значительное внимание уделяется использованию игровой формы обучения. Однако, по мнению опрошенных, недостаточно разработаны методические рекомендации для педагогов детсада по осуществлению образования детей и особенно социального развития детей в процессе игры. Организация и проведение игрового обучения еще сопровождается разного рода проблемами, сравнительно мало внимания уделяется анализу педагогической эффективности игр. Особенно актуально повышение мотивации социального развития детей старшего дошкольного возраста процессе игры. Решение этой проблемы имеет не только теоретическое, но и практическое значение для успешности образовательной работы со старшими дошкольниками в целом.

Ключевые слова: социальное развитие детей старшего дошкольного возраста, игры, педагогические условия социального развития детей.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE DURING THE GAMES (on the basis of China)

Li Xicai, Yu. A. Dmitriev

Abstract. In order to study the pedagogical conditions for the social development of children of senior preschool age, twenty teachers of the Chengguang Kindergarten in Shaanxi Province of the Weinan City District of China were asked to answer the questionnaire. The results of the questionnaire showed that the teachers of the kindergarten carry out the education of children according to the Guidance Program promulgated by the Ministry of Education of the People's Republic of China .The main provisions directed on educational activity (experimental)" (short title - „Fundamentals") and „Guidelines for the development and education of children aged 3-6 „(abbreviated name -" Guidelines „). The recruitment of employees, the content of training, the spatial development environment in the kindergarten comply with the standards of the „Basic Provisions" and the „Guidelines". The results

1 Фонд проекта: данная статья отражает результаты реализации проекта департамента образования провинции Шэньси 2016 г. по изучению социального развития деревенских детей в возрасте 3-12 лет (номер проекта: 16JK1260). В представленных материалах отражены некоторые из промежуточных результатов международного исследовательского проекта Вэйнаньского педагогического университета и МПГУ. Он ориентирован на сотрудничество в области разработки модели совместной российско-китайской подготовки бакалавров - будущих педагогов дошкольного образования. Международный исследовательский проект реализуется в рамках стратегии «Один пояс, один путь» (номер проекта: 17GJHZ29).

of the questionnaire testify that teachers give great importance to the development of interpersonal communication among preschool children; considerable attention is paid to the use of the game form of instruction. However, according to respondents, the methodical recommendations for kindergarten teachers for the implementation of children's education and, especially, the social development of children in the process of the game have not been developed sufficiently. The organization and conduct of game training is still accompanied by various kinds of problems, relatively little attention is paid to the analysis of the pedagogical effectiveness of games. It is especially important to increase the motivation of the social development of children of older preschool age during the game. The solution of this problem has not only theoretical, but also practical value for the success of educational work with senior preschoolers in general.

Keywords: social development of children of senior preschool age, games, pedagogical conditions for the social development of children.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), учредившая «Международную комиссию по образованию XXI века», определила важнейшие перспективные темы образования, актуальные при подготовке кадров в XXI в.: «учимся понимать», «учимся делать», «учимся жить с другими», «наука быть человеком». Они выступают основами для образования будущего.

Министерство образования КНР в обнародованных в 2001 и 2002 гг. постановлениях «Основные положения по направлению воспитательной деятельности (экспериментальные)» (далее - «Основные положения») и «Руководящие указания по развитию и обучению детей в возрасте 3-6 лет» (далее - «Руководящие указания») подчеркнуло, что «дети в возрасте 3-6 лет могут по своей инициативе принимать активное участие в разного рода мероприятиях; они уже обладают уверенностью в себе, охотно идут на контакт с людьми, помогают друг другу учиться, взаимодействуют и проявляют отзывчивость по отношению к другим людям» [1, с. 2].

Современные исследования свидетельствуют, что у социально развитых детей 5-6 лет зачастую формируется высокая самооценка. Во время пребывания в детском саду, а также в начальной школе они отличаются примерным поведением, демонстрируют больше возможностей стать легко адаптирующимися к окружающей среде социально развитыми личностями. Напротив, если в социальном развитии детей дошкольного возраста существовали проблемы, то у них обычно возникали трудности в учебе, общении со сверстниками и взрослыми.

Китайский исследователь Ян Цзиин в про-

цессе наблюдения выявил особенности общения детей старшего дошкольного возраста в свободное время. Он обнаружил, что в общении конфликты главным образом возникали, когда дети вступали в межличностную коммуникацию со своими сверстниками [2, с. 31-35]. Ван Цюпин, И Лихун считают, что с помощью игровой формы обучения можно в значительной степени улучшить процесс социального взаимодействия детей, стимулировать их социальное развитие [3, с. 43-45; 4, с. 14]. Исследования Хоуса демонстрируют, что даже трехлетние дети способны разделять с другими детьми эмоции в процессе социальных игр с переодеванием в костюмы и выполнением разных ролей [5, с. 961-974]. Все исследователи сходятся во мнении, что игры являются эффективным средством овладения детьми социальными умениями и навыками.

Как помочь детям перенести социально значимые качества, сформированные в игре, в реальную жизнь? Этот вопрос волнует современных педагогов дошкольного образования. Актуальным является определение педагогических условий для стимулирования социального развития детей дошкольного возраста в ходе игр.

Одна из важнейших задач социального развития дошкольников КНР заключается в том, что «педагоги должны помогать детям участвовать в разного рода коллективных мероприятиях, ощутить радость совместной деятельности, способствовать правильному познанию себя и других людей, содействовать формированию у детей дружеского и доброго отношения к людям, овладению умениями и навыками межличностной коммуникации. Важно предо-

ставить каждому ребенку возможность раскрыть свои сильные стороны и добиться успеха, укрепить у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе» [6, с. 7-9].

Следует заметить, что социальное взаимодействие в игре является важной составляющей социального развития детей дошкольного возраста. «Коммуникативная деятельность у детей начинается в процессе игры, игра является исходной точкой в их социальном взаимодействии» [7, с. 14-17]. Процесс формирования экологической среды также считается игрой, в которой дети получают умения и навыки социального взаимодействия, чтобы избавиться от эгоцентризма, еще лучше понять мысли и ощущения других людей [8, с. 458-465].

В опубликованном в 2016 г. Министерством образования КНР «Регламенте функционирования детских садов» подчеркивается, что «обучение в детских садах должно быть главным образом построено на играх, а также включать в себя деятельность разного рода» [9, с. 1-3].

Согласно результатам исследований, возраст детей 5-6 лет является наиболее благоприятным для формирования у детей умений и навыков общения [7].

Наше исследование ставило своей целью изучение педагогических условий, благоприятных для социального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе игры в условиях детского сада.

Одним из важнейших понятий проведенного нами исследования является социальное развитие детей дошкольного возраста. В философии под социально значимыми качествами понимаются все характерные черты, приобретенные людьми в общественном бытии. Они, в свою очередь, делятся на два вида: первичные, те, что происходят из семьи, связанные с местом проживания, национальной принадлежностью, и вторичные, которые приобретаются в процессе учебы, личного участия в мероприятиях, творческой деятельности. В психологии под общественно значимыми качествами подразумеваются своего рода особенности социальной психологии человека, а именно формирование межличностных отношений в процессе социального взаимодействия, понимание, изучение и соблюдение норм социального поведения, психологические особенности кон-

троля собственного общественного поведения [10, с. 1-17].

«Руководящие указания» подчеркивают, что общественные качества у детей дошкольного возраста начинают незаметно развиваться в повседневной жизни в процессе игр через наблюдение и подражание.

Исследователи Чжу Чжисянь, Чжоу Янь считают, что социальное развитие детей дошкольного возраста имеет широкое и узкое значение. В широком значении социальное развитие - это все психические особенности, которые формируются и раскрываются у детей в процессе социального взаимодействия. Под социальным развитием в узком смысле понимается способность детей дошкольного возраста адаптироваться к окружающей социальной среде, умение выстраивать хорошие межличностные отношения с другими людьми [11, с. 3-7]. Можно согласиться с мнением ученых, которые считают, что социальное развитие детей дошкольного возраста подразумевает под собой процесс социального взросления дошкольников в ходе их взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

Педагогические условия, стимулирующие социальное развитие детей дошкольного возраста в ходе игр, гарантируют высокие результаты образования детей и повышают эффективность педагогической деятельности. Считается, что эти условия включают в себя подготовку и повышение квалификации педагогических кадров, подготовку учебных кабинетов и разработку учебных планов и программ, создание и использование дидактических учебных материалов, реформирование концепций, форм и методов образования, создание предметно-развивающей среды, возможность практического и дистанционного обучения (через Интернет).

Нами изучены материалы китайской интернет-платформы «Чживан» СЫК1 (хранилище научных периодических изданий, диссертаций и др.) с целью выявления педагогических условий, стимулирующих социальное развитие детей в ходе игр. Было установлено, что в основном большинство выполненных ранее исследований в КНР направлены на изучение отдельных условий социализации детей, например, содержания учебной программы и методик обучения, анализ передового педагогиче-

ского опыта и примеров обучения, конкретных направлений социального поведения детей дошкольного возраста и использования в процессе обучения современных образовательных технологий [12, с. 139; 13, с. 32-33; 14, с. 1517]. Внимание исследователей было также направлено на конструирование предметно-пространственной развивающей среды в детских садах. Можно отметить, что большинство научных работ посвящено отдельным педагогическим условиям социализации детей [15, с. 9-14]. Отсутствуют исследования, направленные на изучение всего комплекса педагогических условий для социального развития дошкольников в детских садах КНР.

Для выявления педагогических условий социального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе игры двадцати педагогам детского сада «Чэнгуан» провинции Шэньси городского округа Вэйнань КНР было предложено ответить на вопросы анкеты. Результаты анкетирования показали, что педагоги детского сада осуществляют воспитание детей в соответствии с постановлениями Министерства образования КНР «Основные положения» и «Руководящие указания». Подбор сотрудников, содержание обучения, предметно-развивающая среда в детском саду соответствуют образовательным стандартам КНР.

При ответе на вопрос анкеты: «На чем основывается программа по стимулированию социального развития детей старшего дошкольного возраста, разработанная в Вашем детском саду?» - все педагоги подтвердили наличие такой программы в детском саду (рис. 1). Большинство

опрошенных (43%) считают, что программа социального развития дошкольников базируется на постановлениях Министерства образования «Основные положения» и «Руководящие указания». 28,5% считают, что основанием выступает политический курс образования КНР. 14,3% педагогов полагают, что основанием является потребность в психологическом развитии детей дошкольного возраста, 14,2% опрошенных считают основанием «концепцию полноценного образования». Анализ ответов педагогов свидетельствует о неоднозначном понимании ими основ социального образования детей.

В документах Министерства образования КНР подчеркивается, что содержание образования, направленного на стимулирование социального развития детей старшего дошкольного возраста, должно включать в себя такие аспекты, как самосознание у детей, межличностное общение, социальную среду и социальные нормы, а также общественную культуру.

Проведенное нами исследование выявило, что представления педагогов дошкольного образования о содержании социального образования дошкольников недостаточно полные и четкие (рис. 2). При ответе на вопрос «Какие составляющие образования Вы бы стали развивать для стимулирования социального воспитания детей старшего дошкольного возраста?» были получены следующие результаты: межличностное общение (71,43%), социальная среда и социальные нормы (57,14%), самосознание (28,57%), общественная культура (28,57%), прочее, как, например, музыка, живопись и другое (14,28%).

■ Основывается на «Основных положениях» и «Руководящих указаниях»

43 ^ ■ Основывается на курсе А в области просвещения ■ в КНР

28,5 1 ■ Основывается на потребности в психологическом развитии детей дошкольного возраста ■ Основывается на концепции полноценного образования

Рис. 1. Диаграмма распределения ответов педагогов об основах образования, направленного на симулирование социального развития детей старшего дошкольного возраста (%)

Рис. 2. Диаграмма распределения мнений педагогов о содержании образования, направленного на стимулирование социального развития детей старшего дошкольного возраста в детских садах (%)

80 70 60 50

40

30

20

10

С9

аЯ* **

,\е

С?

I I

о4

Детский сад «Чэнгуан» городского округа Вэй-нань является детским садом полного дня. Это типичный детский сад округа Вэйнань. В нем имеется 22 группы, 619 детей, 75 человек, относящихся к педагогическому и административному персоналу. В настоящее время комплектация педагогов всех групп данного детского сада в основном соответствует государственному стандарту (в табл. 1 и

2 представлены требования стандарта комплектации педагогических кадров национальных детских садов) [16, с. 1-2]. В каждой группе детсада имеется два профессиональных педагога (один из них является основным, другой - дополнительным педагогом группы), один воспитатель.

При ответе на вопросы анкеты: «Какое техническое оборудование для социального разви-

Таблица 1

Разные типы детских садов и нормы комплектации педагогического, административного персонала и детей

Тип обслуживания Соотношение долей педагогического и административного персонала с детьми во всем детском саду Соотношение долей воспитателей и детей во всем детском саду

Полный рабочий день 1:5 - 1:7 1:7 - 1:9

Неполный рабочий день 1:8 - 1:10 1:11 - 1:13

Возраст группы Наполняемость группы (чел.) Полный рабочий день Неполный рабочий день

Штатный педагог Воспитатель Штатный педагог Воспитатель

Младшая группа (3-4 года) 20-25 2 1 2 Имеется возможность пригласить одного запасного воспитателя

Средняя группа (4-5 лет) 25-30 2 1 2

Старшая группа (5-6 лет) 30-35 2 1 2

Группа смешанных возрастов < 30 2 1 2-3

Таблица 2

Стандарты групп детских садов и комплектации работающих на полную ставку

педагогов и воспитателей

тия детей имеется в детском саду?» и «Как Вы считаете, может ли оно удовлетворить требованиям социального развития детей?» 95% педагогов ответили, что оборудование детского сада удовлетворяет требованиям социального развития детей. Педагоги детского сада отметили, что в детском саду имеется мультимедийное оборудование (проекторы, компьютеры), дидактические учебные пособия (карты, макеты в натуральную величину, модели и др.). Детсад располагает спортивными площадками, комнатами для отдыха и игр, танцевальными и читальными залами, игровыми комнатами, комнатами в виде имитированных супермаркетов и др. Можно сделать вывод, что предметно-развивающая среда в основном соответствует требованиям образовательной работы с детьми, направленной на социальное развитие детей.

Методика работы педагогов с детьми разнообразна, однако инструкции к проведению игр недостаточно конкретны, уделяется сравнительно незначительное внимание анализу эффективности детских игр. Педагоги часто используют такие методы и формы образовательной работы с детьми, как рассказ, беседа, экскурсии, различные виды продуктивной деятельности, трудовые поручения, упражнения. Особое внимание уделяется использованию игровых форм в образовательном процессе. Отвечая на вопрос «Какие Вы чаще всего используете игры, направленные на стимулирование социального развития детей дошкольного возраста, и каков результат этих игр?», 57,14% педагогов назвали чтение сказок и последующую их театрализованную игру-постановку. 28,57% педагогов выделили сюжетно-ролевые игры, например, игры с профориентационной направленностью, 14,28% педагогов указали игры по модели развития событий, игры в игровых уголках и самостоятельные игры. Отдельные педагоги упомянули определенные виды игр, к примеру «Я завожу друзей», «Поездка на автобусе», игры на смекалку и другие.

Важно подчеркнуть, что недостаточное внимание уделяется анализу результатов и педагогической эффективности игр. Лишь один педагог, участвовавший в опросе, отметил, что игры повышают интерес у детей к общению и взаимодействию со сверстниками, обладают познавательно-воспитательной функцией.

Все педагоги упомянули о необходимости проведения перед игрой предварительного инструктажа для детей, однако его методика сравнительно однообразна, преимущественно заключается в разъяснении сути и последовательности игры. К примеру, 85,71% педагогов указали, что в инструктаже метод разъяснения является основным, 14,28% педагогов используют обобщения и диалог (задавание вопросов).

Ответы на вопрос: «С какими проблемами Вы столкнулись при проведении инструктажа к определенной детской игре?» в основном были следующими: пассивное участие детей в играх (57,14%), непонимание детьми игры (28,57%), результат игр оторван от реальности, не может быть приближен к ней (28,57%). Затруднения при проведении игр проявляются в том, что у педагогов недостаточно опыта в использовании постановочного и игрового инвентаря, не сформированы умения урегулировать конфликты, споры и столкновения между детьми (14,28%), старшие дошкольники не знакомы с содержанием разных игр (14,28%).

П роведенное исследова ние вы явило, ч то педагоги детского сада осознают важность социального развития детей старшего дошкольного возраста и используют различные методы и формы социализации детей. Однако на практике, в процессе социального развития дошкольников педагоги испытывают затруднения. Этот вывод совпадает с исследованиями, проводимым китайским ученым Гунн Шуньмэй-ем [17, с. 24-27].

Педагоги детского сада считают, что для стимулирования социального развития детей необходимо уделять пристальное внимание формированию у детей умений и навыков межличностного общения. Однако они придают чрезмерное значение тренировке поведения детей, оставляя без внимания их эмоции и когнитивное восприятие. Например, некоторые педагоги признались, что в процессе организации и в ходе игры показывают детям, как нужно исполнять ту или иную роль, демонстрируют детям тон речи, манеры отдельных персонажей и т. д.

Педагоги придают большое значение стимулирующей роли игр в социальном развитии детей дошкольного возраста, однако недостаточно глубоко разбираются в самих играх. В процессе руководства детской игрой они уделяют большее

внимание организации игры и меньшее - ее образовательной ценности. Это проявляется либо во вмешательстве педагога в игру детей, либо в оставлении ее без присмотра. Опрос показал, что в ходе проведения игр роль педагога является ведущей, а дети остаются сравнительно пассивными и зависимыми от взрослого.

Исследование выявило, что часть педагогов дошкольного образования испытывают сомнения, трудности и неуверенность в проведении образовательной работы с детьми в игровой форме. Они выражаются в неясности результатов и эффективности обучения в игре, а также в невозможности погружения детей в реальную обстановку игры.

Педагоги сформулировали вопросы, которые их волнуют: «Какие игры лучше использовать для социального развития детей? Каким образом организовать игру? Каким будет результат игр и как оценить ее эффективность? Смогут ли игры быть применены в повседневной жизни детей?»

Проблема социального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе игры является не только теоретической, но и актуальной практической задачей, требующей глубокого исследования. Для ее решения необходим, по нашему мнению, тщательный отбор игр, ориентированных на активное межличностное взаимодействие детей, использование разнообразных эффективных игровых форм и методов, способных имитировать яркие обстоятельства и ситуации общественной жизни, гарантирующих проявление приобретенных детьми социально значимых качеств и умений на практике в реальной действительности. Не менее важны целенаправленная подготовка педагогов детского сада к демократическому планированию и организации активного игрового взаимодействия детей, ориентированного на их потребности, контролю бесконфликтного поведения детей; проведению полного предыгрового инструктажа для детей и последующей оценки педагогической эффективности игр. Содействовать эффективной социализации старших дошкольников будет творческое сотрудничество педагогов с детьми и родителями по проектированию и реализации предметно-развивающей среды; создание в группе детей благоприятной атмосферы сотрудничества, партнерского взаимодействия.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ф^л^йзд^ш^шлтамшй

^(^т))) [Министерство образования КНР «Основные положения по направлению воспитательной деятельности в детских садах (экспериментальные)»]. - 2001.3: 2.

2.

[Ян Цзиин. Исследование методом наблюдения тактики общения детей дошкольного возраста со своими сверстниками в процессе свободных игр // Цзяоюйдао]. - 2012 (10): 31-35.

Ш.'щЩ^ [Ван Цюпин. Изучение стимулирования социального взаимодействия детей дошкольного возраста // Сюэцянь Цзяоюй-яньцзю]. - 2001 (4): 43-45.

[И Ли-

хун. Экспериментальное исследование влияния обучения в форме массовых игр на формирование социальных навыков детей в возрасте 3-9 лет. - Хунаньский педагогический университет: дис. ... канд. пед. наук], 2004 (5): 24-26.

5. Howes C., Matheson C. C. Sequences in the Development of Competent Play with Peers: Social and Social Pretend Play // Developmental Psychology. - 1992 (28): 961-974.

6.

^Щ^нЙ)) [Министерство образования КНР «Руководящие указания по развитию и обучению детей в возрасте 3-6 лет»]. - 2012 (9): 7-9.

7. цжвя.йй^жштФйшиадаа

[Ма Ху-

эймин. Изучение и разработка стратегии развития коммуникативных навыков через ролевые игры у средней группы детей детского сада: дис. ... канд. пед. наук. - Тяньцзинь-ский педагогический университет], 2014 (5) : 14-17.

8. Coolahan K., Fantuzzo J., Mendez J., et al. Preschool Peer Interactions and Readiness to Learn: Relationships Between Classroom Peer Play and Learning Behaviors and Conduct // Journal of Educational Psychology. - 2000, 92 (3): 458-465.

9. Ф^Л^ЙЗД^Ш^ШЛШИЖЮ) [Министерство образования КНР «Регламент

функционирования детских садов»]. -2016(3): 1-3.

10.

Ш) [Чэнь

Хуэйчан. Генеральный доклад на тему «Особенности социального развития детей, факторы влияния, а также определение социального развития детей в КНР в возрасте 3-9 лет» // Психологическое развитие и просвещение]. -1994 (4): 1-17.

11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИММ.^М^МЙ [Чжоу Янь. Проблемы, существующие в изучении социального развития детей дошкольного возраста в Китае // Исследование дошкольного образования]. -1998 (2): 3-7.

12.

[Чэнь Юйсинь. Краткий анализ формирования навыков социального взаимодействия у детей во время основной деятельности // Вестник Педагогического университета провинции Шаньси (Издание «Общественные науки»)». Специальный выпуск статей аспирантов]. - 2012 (9): 139.

13.

[Сунн Чжаохун. Использование техник современного преподавания для осуществления дошкольного воспитания // Наука и техника Гуандун]. - 2012 (6): 3233.

14.

[У Вэньна. Прикладное исследование проведения игрового обучения в ходе воспитания детей дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. - Шаньдун-ский педагогический университет], 2009 (10): 15-17.

15. ишк.шщйад^шта^шпйаж

[Чэнь

Юйси. Основные факторы, влияющие на проведение мероприятий в детских садах, а также исследование нормативных квот: дис. ... канд. пед. наук. - Нанкинский политехнический университет],2015(5): 9-14.

16.

/Ш(н^т))) [Министерство образования КНР «Стандарты комплектования преподавательских кадров в детских садах (времен-

но действующие)»]. - 2013 (1): 1-2.

17.

[Гунн Шуньмэй. Исследование воспитания и социального развития детей дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. - Ланьчжоуский университет], 2008 (9) : 24-27.

REFERENCES

1. The ministry of education of the People's Republic of China. Kindergarten education guidelines (trial edition). 2001.3: 2. (in Chinese)

2. Yang Jiying. A free game activities of children's peer interaction study. Journal of education Tribune. 2012 (10): 31-35. (in Chinese)

3. Wang Qiuping. Children's social interaction study. Journal of preschool education research. 2001 (4): 43-45. (in Chinese)

4. Yi Lihong. Folk games training of influence on the social skills of children aged 3 to 9 experimental research: PhD dissertation (Education). Hunan normal university, 2004 (5): 24-26. (in Chinese)

5. Howes C. & Matheson C. C. Sequences in the Development of Competent Play With Peers: Social and Social Pretend Play. Journal of Developmental tended. 1992 (28): 961-974.

6. The ministry of education of People's Republic of China. The 3-6 years old children's learning and development guide. 2012 (9): 7-9. (in Chinese)

7. Ma Huiming. Role play scenario GSM the cultivation of children's peer interaction research: PhD dissertation (Education). Tianjin normal university, 2014 (5): 14-17. (in Chinese)

8. Coolahan K., Fantuzzo J., Mendez J., et al. The Preschool Peer Interactions and Readiness to Learn: the Relationships Between the Classroom Peer Play and Learning Behaviors and Conduct. Journal of Educational tended. 2000.95 (3): 458-465.

9. The ministry of education of the People's Republic of China. The kindergarten work discipline. 2016 (3): 1-3. (in Chinese)

10. Chen Huichang. Children social development characteristics, influence factors and its measuring - Project general report on 3 to 9 years old children's social development in China. Journal of psychological development and education. 1994 (4): 1-17. (in Chinese)

11. Zhou Yan. Problems of preschool children socially in development research in China. Journal of preschool education research. 1998 (2): 3-7. (in Chinese)

12. Chen Yuxin. Introduction to developing young children's social communication ability in theme activities. Journal of Shanxi normal university (social science edition). The graduate thesis, 2012 (9): 139. (in Chinese)

13. Song Zhaohong. Using the modern education technology in early childhood education teaching. Guangdong science and technology, 2012 (6): 32-33. (in Chinese)

14. Wu Wenna. Education game application in early childhood teaching research: PhD disserta-

tion (Education). Shandong normal university, 2009 (10): 15-17. (in Chinese)

15. Chen Yuxi. The main influence factors on kindergarten activity unit area and its quota standards research: PhD dissertation (Education). Nanjing university of technology, 2015 (5): 9-14. (in Chinese)

16. The ministry of education of People's Republic of China. The kindergarten teacher qualification standard (provisional edition). 2013 (1): 1-2. (in Chinese)

17. Gong Shunmei. Children social development and education research: PhD dissertation (Education). Lanzhou university, 2008 (9): 24-27. (in Chinese)

Ли Сицай, магистр образования, аспирант Московского педагогического государственного университета; доцент Вэйнаньского педагогического университета e-mail: [email protected]

Li Xicai, Master of Education, post-graduate student, Moscow Pedagogical State University; Associate Professor, Weinan Pedagogical University e-mail: [email protected]

Дмитриев Юрий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры дошкольной педагогики Московского государственного педагогического университета e-mail: [email protected]

Dmitriev Yury A., ScD in Education, Professor, Preschool Pedagogics Department, Moscow Pedagogical State University

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.