1УДК 373.2 ББЛ 74.1
ТРАДИЦИОННОЕ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КИТАЕ1
Чжан Цзюньна, Ю. А. Дмитриев
Аннотация. В условиях проводимой Китаем политики реформ и открытости внешнему миру особое значение приобретает бережное отношение к традиционному нравственному воспитанию китайских детей дошкольного возраста. Документы, публикуемые правительством и Министерством образования КНР, подробно разъясняют содержание традиционного нравственного воспитания детей, конкретные нормы поведения. Дошкольное воспитание в ходе исторической практики успешно апробировало такие методы традиционного нравственного воспитания детей, как воспитание на основе образцовых примеров, окружающей среды, взаимодействия в ходе игр, воспитательных мероприятий, знакомство с классическими национальными литературными произведениями.
Исследование современной образовательной деятельности в детских садах показало, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста поступательно развивается, однако в ходе его реализации существуют проблемы, связанные с фрагментацией, формализацией воспитательного процесса, малоэффективными способами приобретения знаний и размытостью результатов обучения. Сохранить и успешно реализовать традиционное нравственное воспитание китайских детей дошкольного возраста возможно с помощью непрерывного совершенствования содержания, форм и методов образования, целенаправленной подготовки педагогических кадров и проведения научных исследований в данном направлении.
Ключевые слова: традиционные нравственные ценности, нравственное воспитание детей дошкольного возраста, содержание и методы воспитания, подготовка педагогов к нравственному воспитанию дошкольников.
TRADITIONAL MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN CHINA
Zhang Junna, Yu. A. Dmitriev
Abstract. Within China's ongoing policy of reform and openness to the outside world, it has become of particular importance to respect traditional moral upbringing of Chinese preschool children. Documents published by the government and the Ministry of education of China explain in detail the content of traditional moral upbringing of children, specific standards of conduct. Preschool education in the course of historical practices successfully tested such methods of traditional moral upbringing of children, as education based on best practices, environment, interaction through play, educational activities, knowledge of the national classical literary works.
The study of modern educational activities in kindergartens have shown that moral upbringing of preschool children is steadily growing, however, in the course of its implementation, there are problems associated with fragmentation, formalization of the educational process, ineffective methods of
1 Данная статья раскрывает одно из направлений исследовательской программы Вэйнаньского педагогического университета по международному сотрудничеству с МПГУ по разработке моделей подготовки педагогических кадров в сфере дошкольного образования в рамках реализации стратегии «Один пояс, один путь» (номер проекта: 17GJHZ06).
mastering the knowledge and the vagueness of learning outcomes. To maintain and successfully implement the traditional moral upbringing of Chinese preschool children is possible through continuous improvement of content, forms and methods of education, targeted training of pedagogical staff and scientific research in this direction.
Keywords: traditional moral values, moral upbringing of preschool children, content and methods of education, training of teachers to the moral upbringing of preschool children.
Китайские традиционные нравственные ценности, включающие самые лучшие качества китайского народа, бережно сохраняются, как драгоценное духовное богатство нации. Они формировались и совершенствовались социумом на протяжении 5000-летней истории Китая и являются главным целевым и содержательным ориентиром для нравственного воспитания современных детей и подростков Китая.
В опубликованном Министерством образования КНР «Плане по руководству воспитательной деятельностью детских садов» (далее - «План») отмечается, что «необходимо показывать детям реальное богатство и преимущества китайской традиционной нравственности, развивать у дошкольников чувство любви к Родине» [1].
На XVIII съезде КПК председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул: «Традиционная китайская нравственность является ядром китайской культуры, она содержит в себе богатые источники идеологии и морали. Лишь помня свое прошлое, мы можем открывать будущее, лишь умея наследовать прошлое, можно научиться создавать новое» [2]. Реализация традиционного нравственного воспитания детей дошкольного возраста планируется на уровне государственной идеологии и успешно реализуется в системе национального образования.
Традиционные китайские нравственные ценности являются духовной опорой непрерывного развития и прогресса социума, выступают основой преемственности историко-на-циональных традиций и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Успешное формирование гуманных моральных качеств ребенка неотделимо от воспитания традиционной китайской нравственности (трудолюбие, уважительное отношение к старшим, скромность, доброжелательность к людям, бережное отношение к живой и неживой природе, дисциплинированность, патриотизм и др.). В услови-
ях современного поликультурного влияния информационного общества на развитие нравственного воспитания китайских детей дошкольного возраста целенаправленное осуществление приоритетной стратегии традиционного нравственного воспитания детей становится особенно важным.
Китайская традиционная нравственность имеет очень глубокие исторические корни. Нравственные ценности развивались и бережно передавалась поколениями на протяжении нескольких тысяч лет. Без передачи опыта невозможно сформировать богатые традиции.
Дошкольный возраст является ключевым, стартовым этапом формирования личности, сензитивным периодом для усвоения норм традиционной китайской морали. Лишь под руководством взрослых, путем осознания важности традиционных нравственных ценностей в социуме, во взаимодействии с людьми дети дошкольного возраста смогут почувствовать их практическую значимость. Без должного внимания к воспитанию традиционной нравственности дошкольников можно упустить возможность для наследования и развития традиционной культуры. Это может привести к формирования у детей не свойственных нации искаженных, зачастую конъюнктурных и мнимых ценностей, сформированных под влиянием современной глобализации.
По мнению немецкого педагога И. Ф. Гербар-та, мораль повсеместно рассматривается как высшая цель человечества. Поэтому она также является высшей целью образования [3].
Дошкольный период - это начальный период формирования индивидуальных склонностей и моральных качеств. Это самое благоприятное время для развития положительного морального поведения, основанного на стремлении детей стать полезными для общества.
Последовательное проведение реформ в Китае привело к значительному экономическому
развитию страны. Стимулирование материальной культуры и глобального культурного многообразия породило появление отрицательной системы ценностей общества потребления. Все более явно проявляется тенденция безразличного отношения современного молодого поколения Китая к традиционной нравственности.
Дети под влиянием средств массовой информации усваивают нормы и правила поведения, не свойственные для традиционного национального нравственного воспитания. Без помощи взрослых они не способны отличать истинное, доброе и прекрасное от чуждых для нации меркантильных и сиюминутных «ценностей». Многие современные родители балуют своих детей, уделяют первостепенное внимание интеллектуальному и физическому развитию дошкольников, при этом часто пренебрегают их нравственным воспитанием. Это приводит к формированию у детей таких отрицательных качеств, как эгоизм, потребительское отношение к окружающим людям и природе, лень, необщительность, отсутствие уважения к родителям и старшему поколению, отрицательное отношение к труду, стремление к легкой жизни, желание достичь цели, не прикладывая никаких усилий.
Традиционные китайская нравственность -это основа традиционной культуры Китая. Ее содержание глубоко и многогранно. В разные эпохи существовало неодинаковое толкование традиционной китайской нравственности, современное понимание данного понятия включает в себя несколько важных аспектов.
Председатель КНР Си Цзиньпин считает, что «китайская традиционная нравственность формируется в процессе развития истории китайской нации и по сей день по-прежнему включает в себя сочетание выдающихся, жизнеспособных и могучих моральных теорий, нравственных норм и добродетельного поведения. С точки зрения времени традиционная китайская нравственность включает в себя традиционную нравственность древнего и современного периодов, а также этапа новодемократической революции. Что касается ее содержания, то традиционная китайская нравственность включает в себя не только идеологические представления, но и нормы поведения» [2].
Известный исследователь Луань Чуаньда отмечает, что традиционная нравственность Китая
является передающимся из поколения в поколение выдающимся моральным наследием, приносящим пользу потомкам. Она включает в себя такие аспекты: важнейшие моральные качества нации, высокий национальных дух, чувство достоинства, оптимистическое настроение, богатые национальные церемонии и традиции [4].
По мнению исследователей, национальные традиционные нравственные ценности включают в себя четыре компонента:
• индивидуальные способности к самосовершенствованию и развитию (уважать наставника и ценить его идеи, сплоченность и дружба, твердость в намерении старательно учиться, не сдаваться и быть смелым, скромность и справедливость, искренность и честность, строгость к себе и толерантное отношение к другим людям, трудолюбие и бережливость и т. д.);
• высокая нравственность в семейной жизни (рачительно вести домашнее хозяйство, уважать старших и любить младших, жить дружно с соседями и т. д.),
• нравственность в профессиональной деятельности (ответственное отношение к работе, самоотверженный труд, приоритет справедливости перед личной выгодой и т. д.),
• высокая гражданская нравственность в отношении государства и нации (любовь к Родине, своему народу) [5].
Относительно содержания традиционного нравственного воспитания в документах Министерства образования не имеется конкретных и четких указаний, но подчеркивается необходимость осуществления нравственного воспитания дошкольников.
В «Плане» уточняется, что воспитание детей дошкольного возраста должно быть направлено на всестороннее развитие физических, интеллектуальных и нравственных качеств.
В «Инструкции по работе детских садов» определены цели и требования к нравственному воспитанию. Важно «приобщать детей к пониманию богатства, многообразия и значения китайской культуры, формировать у детей чувство любви к Родине. Воспитание в детских садах следует построить на уважении личности и прав ребенка, а также учитывать его возрастные особенности в физическом и духовном развитии» [1].
В «Инструкции по работе детских садов» конкретизируются традиционные нравствен-
ные качества, которые составляют основу воспитания дошкольников. Это культура и вежливость, трудолюбие и отвага, постоянное самосовершенствование, лаконичность речи, искренность, честность и верность своему слову, уступчивость и скромность, почтительное отношение к родителям, уважение к старшим, сплоченность и дружба, гуманность и милосердие, любовь к Родине и т. д. [6].
В нравственном воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, тщательно отбирать содержание традиционного нравственного воспитания, соответствующее их интересам. Это позволит дошкольникам чувствовать, понимать, осознавать и руководствоваться в жизни традиционными нравственными ценностями, нормами и правилами.
Содержание стандартов по осуществлению традиционного нравственного воспитания детей дошкольного возраста отражено в опубликованном Министерством образования КНР «Руководстве по обучению и развитию детей дошкольного возраста в возрасте 3-6 лет» (далее - «Руководство») [7] (таблица).
В «Некоторых рекомендациях Государственного совета КНР в отношении развития современного дошкольного образования» отмечается: «...дошкольное образование по-прежнему является слабым звеном системы образования. Это главным образом проявляется в дефиците образовательных ресурсов, недостатке инвестиций, невысоком уровне педагогов, несовершенном механизме и структуре, неравномерном развитии городов и деревень» [8]. Состояние традиционного нравственного воспитания дошкольников по сравнению с другими ступенями образования требует совершенствования. Для оптимизации системы содержания и методов традиционного нравственного воспитания дошкольников требуется привлечение еще большего количества экспертов-практиков.
В «Правилах деятельности детских садов» отмечается необходимость «придерживаться закономерностей физического и психического развития детей, соответствовать возрастным особенностям развития дошкольников, обращать внимание на индивидуальные различия, использовать различные подходы, направлять индивидуальное, здоровое развитие детей» [6].
В «Плане» подчеркивается: «Нравственное воспитание в детских садах основывается на воспитании чувств и формировании правильного поведения. пронизывает жизнь детей и всевозможные мероприятия» [1]. Учебный план, текущий инструктаж и практическая деятельность направлены на реализацию традиционного нравственного воспитания детей в детских садах Китая. В практике дошкольного образования главным образом используются традиционные воспитательные методы:
В Китае с давних времен считается, что «обучение на личном примере гораздо эффективнее обучения на словах». Основываясь на склонности детей к подражанию, пример является эффективным методом традиционного нравственного воспитания. Педагогам и родителям рекомендуется подавать личный пример детям в высказываниях и действиях, трудолюбии и бережливости, терпимости и гуманности, уважении к старшим.
Выдающиеся исторические личности и национальные герои являются яркими примерами для традиционного нравственного воспитания детей. Это может быть история о том, как Лэй Фэн с радостью бескорыстно помогал другим. Возможно использовать рассказ о том, что нужно быть уступчивым и почтительным к старшим (по притче о Кун Жуне, который, будучи ребенком, всегда брал себе самую маленькую грушу, уступая братьям более крупные). Дети, слушая такие рассказы об исторических национальных героях, приобщаются к ценностям традиционного нравственного воспитания.
Важно вовремя замечать и хвалить положительные поступки детей, находить для них достойные для подражания образцы высокой нравственности.
В «Плане» подчеркивается, что «обстановка является важным образовательным ресурсом. Создание хорошей, соответствующей получению традиционного нравственного воспитания обстановки предоставляет детям возможности и условия для выражения своих способностей в ходе участия в различных мероприятиях» [1]. При проектировании пространственно-предметной развивающей среды необходимо обращать внимание на основные элементы традиционной нравственности в классической литературе. Важно предоставлять детям правила и
Таблица
Содержание стандартов по нравственному воспитанию дошкольников
Требования к речевым правилам приличия: культурность, вежливость, щедрость, уместность
3-4 года 4 года - 5 лет 5-6 лет
1. Знают, что при разговоре нужно смотреть друг на друга. 2. Говорят естественно и спокойным голосом 3. Могут использовать вежливые выражения при напоминании взрослых 1. Реагируют и отвечают на вопросы. 2. Могут повышать голос в зависимости от ситуации. 3. Могут самостоятельно использовать вежливые выражения, не употребляют нецензурные и ругательские выражения 1. Отвечают и общаются активно при разговоре с другими людьми. 2. Могут изменять тон в зависимости от предмета разговора. 3. Не перебивают других и говорят в порядке очереди. 4. Умеют использовать подходящий для определенной ситуации язык. Если кому-то грустно, могут утешить других людей
Требования к общению с товарищами - дружелюбность, уступчивость, любезность, сплоченность
3-4 года 4 года - 5 лет 5-6 лет
1. Если хотят присоединиться к игре, могут спросить по-дружески, вежливо. 2. Под руководством взрослых не спешат брать без спроса игрушки. 3. Находясь в конфликте с другом, могут следовать советам взрослых для его разрешения 1. Могут присоединяться к игре с помощью таких простых методов, как представление себя и обмен игрушками. 2. Пользуются и делятся всем, что нравится. 3. Решают конфликты мирным путем 4. Готовы принимать мнения и предложения сверстников во время игры. 5. Не обижают слабых 1. Умеют найти способы привлечь друзей к игре 2. Сотрудничают со сверстниками, вместе преодолевают трудности 3. Самостоятельно могут решить конфликты со сверстником 4. Могут принимать советы и наставления других людей, если не соглашаются с ними, то объясняют причину 5. Не обижают других и не позволяют обижать себя
Самооценка, уверенность в себе, самостоятельная работа: трудолюбие, отвага, активность, самосовершенствование
3-4 года 4 года - 5 лет 5-6 лет
1. Могут выбирать игры и другие действия, основанные на их интересах. 2. Довольны своим хорошим поведением или деятельностью. 3. Могут играть самостоятельно. 4. Любят выполнять небольшие задания 1. Играют в игры в соответствии с собственными интересами и идеями 2. Довольны своими сильными сторонами. 3. Делают работу самостоятельно и не хотят полагаться на других 4. Любят решать некоторые сложные задания 1. Инициативны и активны в игре. 2. Всегда хотят сделать еще лучше. 3. Свои задания любят выполнять сами, не желают надеяться на других. 4. Берут на себя инициативу по выполнению заданий и не просят помощи. 5. Осмеливаются высказывать и отстаивать свои мнения, если они отличаются от мнений других
Забота о других: уважать старших, почитать родителей, дружелюбие, смирение и правильное отношение к слабым
3-4 года 4 года - 5 лет 5-6 лет
1. Внимательно слушают старших. 2. Проявляют сочувствие окружающим людям. 3. Выполняют напоминания 1. Вежливо выражают свои идеи и требования. 2. Могут обратить внимание на эмоции других. 3. Знают профессии родителей и понимают трудность их работы 1. Вежливы с людьми. 2. Обращают внимание на эмоции и потребности других людей, помогают им. 3. Ценят труд других, уважают людей, помогающим другим. 4. Принимают и уважают людей, отличающихся от них самих
Нормы поведения выражаются в честности, верности, трудолюбии, бережливости, смелости, исполнительности
3-4 года 4 года - 5 лет 5-6 лет
1. При напоминании соблюдают правила игры и указания в общественных местах. 2. Знают, что нельзя брать вещи других людей, взятые вещи нужно возвращать. 3. При напоминании взрослых берегут игрушки и другие вещи 1. Понимают значение правил, в основном соблюдают их. 2. Не берут вещи других ребят. 3. Знают, что врать нехорошо. 4. Знают что нужно качественно и усердно выполнять задания. 5. При напоминании экономят воду, энергию и т. д. 1. Понимают значение правил, могут составлять правила и выполнять их. 2. Берегут свои вещи и не берут без разрешения вещи других людей. 3. Если поступили неправильно, то признают это, не лгут. 4. Ответственно выполняют задания. 5. Охраняют природу и экономят природные ресурсы
Окончание таблицы
Предварительное чувство причастности выражается в любви к группе, к родному краю, к Родине
3-4 года 4 года - 5 лет 5-6 лет
1. Осознают связи с членами своей семьи и осознают свое место в ней. 2. Ощущают тепло дома, любовь родителей и защиту родных. 3. Могут сказать название улицы, дома, района, где они проживают. 3. Знают герб и гимн страны 1. Любят активно участвовать в мероприятиях в детсада. 2. Знают название улицы, дома, района, где они проживают. 3. Знают местные достопримечательности. 4. Знают, что они китайцы. 5. Во время пения гимна и поднятия национального флага поднимаются с места 1. Желают делать что-то для коллектива, радуются за успехи коллектива. 2. Могут ощутить развитие района, где они проживают и порадоваться этому. 3. Знают свою национальность, знают, что Китай — это многонациональная страна, все народы любят и уважают друг друга. 4. Знают крупные успехи своей Родины, любят свою страну, гордятся тем, что они китайцы
нормы традиционной нравственности, создавать для детей активное игровое пространство.
Детские сады могут использовать вывески для рекламы, образовательные рубрики во дворах домов, живые газеты, электронные экраны для осуществления традиционного нравственного воспитания. К примеру, можно разместить на стенах групповых комнат рисунки по таким темам, как уважение к старшим, добросовестное обучение, скромность и вежливость, трудолюбие и бережливость.
На стенах коридоров детских садов предлагается вывешивать маски героев традиционной китайской оперы, в уголках с рисунками и книгами выставлять изображения и книги, посвященные ярким примерам проявления высокой нравственности. В цветниках рекомендуется устанавливать надписи: «Я люблю красоту, не срывай меня». В туалетных комнатах вывешивать предупреждающие надписи: «Я экономлю воду, я самый хороший».
В коридорах можно устанавливать фигуры животных из мультфильмов, имеющих функцию приветствия входящих людей. Когда дети входят и выходят из детского сада, автомат их приветствует: «Доброе утро!», «Добрый день»! Это поможет дошкольникам осознать значение культурной привычкой приветствовать друг друга.
С помощью метода использования развивающей предметно-пространственной среды можно в игровой форме научить дошкольников понимать привлекательность традиционной китайской нравственности, формировать у детей привычки нравственного поведения.
В «Руководстве» подчеркивается «высокая особая ценность игры в жизни детей» [7]. Продуманная разработка правил игры позволит раскрыть содержание традиционных нравственных ценностей на каждом этапе игры,
предоставит детям возможность в игровой форме обнаруживать и совместно решать проблемы, научит их понимать, что красиво, а что непривлекательно.
В сюжетно-ролевых играх дошкольники с помощью языка, поведения, манер и чувств демонстрируют особенности данного персонажа, в результате чего, встречаясь с подобной ситуацией в реальной жизни, они могут спроектировать подходящее поведение. К примеру, рационально предложить агрессивному ребенку играть роль постоянно попадающегося под атаки других лиц персонажа. Так ребенок сможет легче понять, что агрессивное поведение наносит вред другим людям и негативно влияет на их психологические ощущения. В будущем в реальной жизни такой ребенок уже сможет контролировать свое агрессивное поведение, проявлять сдержанность и доброжелательность к окружающим.
В игре «дочки-матери» можно назначить нескольких детей на роль бабушки, мамы и ребенка. «Мама» должна внимательно заботиться о «ребенке», «ребенок» помогать «бабушке». Цель данной игры состоит в формировании у детей правильных моральных качеств: уважать старших и не обижать младших, проявлять заботу.
В ходе игры «заботливый госпиталь» разворачивается интересный игровой процесс, в ходе которого врач идет домой к больному и осматривает его. Данная игра позволяет детям «ощутить боль пациента», «заботу и бескорыстие докторов и медсестер». В ходе игры у детей формируются отзывчивость, сострадание и доброта.
В игре-драматизации дети на основе содержания истории или рассказа выполняют определенную роль, применяют при этом движения, мимику и язык героя, реализуя тем самым творческое игровое выступление. К примеру, в игре
«Морковка вернулась» зайчик дарит всем актерам морковку, однако каждый из участников скромно уступает ее другому. В конце концов, морковка вновь возвращается в руки зайчика, это позволяет всем ребятам почувствовать радость, испытываемую от заботы о других людях.
Ежедневные мероприятия по традиционному нравственному воспитанию детей в детских садах главным образом осуществляются в ходе повседневной жизни и фокусируются на случайном, ситуативном обучении. Педагогам важно хорошо уметь чувствовать настроение и интересы детей и реализовать их при организации воспитательной работы.
В ходе участия в спортивном соревновании между детскими садами педагогам следует правильно руководить и направлять детей, помогать им учиться сотрудничать, поддерживать товарищей, самостоятельно решать проблемы, беречь вещи. Такие мероприятия укрепляют сплоченность и дружбу между детьми, учат их охотно приходить на помощь и быть отзывчивыми.
В детских садах Китая традиционно отмечаются такие праздники, как Международный женский день 8 марта, День лесопосадок, Праздник труда, День молодежи, День учителя, День образования КНР и т. д. Праздники широко используются для проведения мероприятий по воспитанию детей дошкольного возраста. Например, детские сады в День лесопосадок могут проводить мероприятие на тему: «Я работаю, я счастлив». Педагоги вместе с детьми и их родителями высаживают деревья, а дети поливают растения, помогают взрослым, учатся беречь и защищать природу.
Один из любимых в детском саду - Праздник двойной девятки1, или праздник хризан-
тем. В честь Праздника драконьих лодок2 можно пригласить родителей и детей принять участие в мероприятии по приготовлению цзунц-зы (кушанье из клейкого риса с разнообразными начинками в бамбуковых или др. листьях) и состязании на драконьих лодках. В такой непринужденной и счастливой обстановке дети изучают историю возникновения праздника и восхищаются моральным духом преданности Родине великого поэта-патриота Цюй Юаня.
Для воспитания традиционных нравственных ценностей у детей широко используется практическая деятельность, выполнение поручений. В условиях семьи и детского сада для детей создаются небольшие рабочие места с тем, чтобы помочь им узнать свои обязанности в процессе ведения семейного хозяйства или обслуживания других лиц, а также сформировать у них хорошие привычки заботиться и помогать близким. Например, в ходе игры «сегодня я буду вести домашние дела» можно позволить детям приносить тапочки пришедшим после работы родителям, наливать им чай, а также по мере сил выполнять другие посильные домашние дела.
В детских садах создаются «дежурные бригады», в которых дети с учетом их возрастных особенностей выполняют такие простые задания-поручения, как сервировка стола, вытирание пыли или уход за комнатными растениями.
Книги являются для ребенка средством для понимания и изучения мира. По мнению исследователей, чтение сказок и рассказов является очень хорошей формой обучения и просвещения детей [9]. Использование таких китайских классических историй, как «Быть уступчивым,
1 Праздник двух девяток, отмечаемый девятого числа девятого месяца по лунному китайскому календарю, является праздником Чунянцзе, что в переводе обозначает праздник двойной девятки или праздник хризантем. Согласно «И Цзин», «Книге перемен» (одна из книг конфуцианского Пятикнижия), девятый день девятого лунного месяца (дважды девять) обладает огромной силой ян и поэтому потенциально опасен. Во время правления династии Тан (618-907 гг.) был официально закреплен в качестве народного праздника. Празднование Чунянцзе, как правило, включает в себя прогулки и наслаждение от созерцания осеннего пейзажа, совершение восхождения на горы и любование видами природы, цветами хризантем, высадка кизила, приготовление пятислойных пирогов на пару и питье вина, настоянного на лепестках цветов хризантемы. В 1989 г. 9-е число 9-го лунного месяца было установлено Днем пожилых людей. Во всем обществе стала формироваться атмосфера почитания, уважения, любви и помощи пожилым людям.
2 Праздник, отмечаемый пятого числа пятого месяца по лунному китайскому календарю (альтернативные названия -
праздник «двойной пятерки», праздник драконьих лодок). Праздник драконьих лодок проводится в честь памяти великого китайского поэта-патриота Цюй Юаня (ок. 340-278 до н. э.), утопившегося более 2000 лет назад в реке Янцзы после того, как его царство было разбито другим государством. Простые люди узнали об этом, сели в лодки и стали искать Цюй Юаня. Они также стали использовать листья бамбука и клейкий рис для того, чтобы лепить цзунц-зы (кушанье из клейкого риса с разными начинками в бамбуковых листьях) и бросать их в воду, кормить рыб, не позволяя им повредить Цюй Юаня. В настоящее время в этот день китайцы проводят ставшие традиционными состязания в гребле на лодках, изображающих драконов, готовят для гостей угощение, восхваляя великий дух патриотизма национального поэта Цюй Юаня.
быть почтительным к старшим», «Три бабочки», «Мать и сын» и т. д., позволяет детям понять такие важные традиционные нравственные ценности, как любовь к Родине, скромность и уступчивость, бескорыстная помощь людям.
Для нравственного воспитания детей используются китайские традиционные детские песни. Они отличаются мелодичностью, гармоничностью ритма, живостью и образностью текста. Многие песни проникнуты традиционным гуманным содержанием и широко используются в нравственном воспитании детей. К примеру, «Найти друга», «Скамеечка», «Медный грош» и т. д. Такие песни, отражающие нормы традиционной нравственности и правила поведений, путем многократного повторения позволяют детям заинтересованно учиться ощущать и воспринимать красоту внутреннего содержания традиционных китайских нравственных ценностей.
В детсадах КНР пользуется популярностью чтение и декламация классических произведений. Как правило, для младших групп - трехлетних детей для чтения выбираются такие короткие произведения, как «Правила певцов», «Саньцзыцзин». Эти произведения состоят всего из 3-4 предложений. Для средних групп рекомендуются более сложные для чтения произведения, к примеру, «Домашние наставления Чжу Си», «Указ древнего мыслителя».
Для детей старше 5 лет можно предложить такие более сложные произведения, как «китайская азбука династии Мин» (сборник наставлений для детей), «Драгоценная коллекция учебников грамоты для начинающих».
Легкие произведения читаются и заучиваются наизусть, более сложные для понимания сначала читаются, подробно анализируются и затем заучиваются наизусть. Дети знакомятся с историей Китая, узнают больше о национальных традициях и особенностях.
В области разработки содержания и методов традиционного нравственного воспитания дошкольников ученые активно используют традиционные и инновационные концепции и подходы. Однако практические работники - педагоги детских садов по-прежнему испытывают трудности в области осуществления традиционного нравственного воспитания детей [10].
Мы провели исследование на базе пяти детских садов в китайском городе Вэйнань.
Полученные данные свидетельствуют о том, что традиционное нравственное воспитание широко осуществляется в детских садах. При опросе работников детских садов, родителей, представителей общества и детей дошкольного возраста были обнаружены следующие проблемы:
1. Детские сады при реализации традиционного нравственного воспитания не полностью учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей разных возрастных групп. Содержание учебной программы определяется самими педагогами, оно часто не является систематической и упорядоченной реализацией «Плана», в результате чего в обучении традиционным национальным добродетелям в детских садах допускается фрагментация.
2. Китайский механизм оценки образования ориентирован на проводимую политику реформ и открытости, то есть в большей степени приветствуется изучение и использование зарубежного передового опыта и образовательных инноваций. Родители, которые выросли в это время, слабо осведомлены о традиционном китайском нравственном воспитании и, как правило, безразличны к нему. Они не могут в условиях семьи привить детям национальные нравственные ценности и добродетели.
3. Количество и качество подготовки педагогов для детского возраста в Китае не может удовлетворить текущим растущим потребностям. Многие педагоги не готовы гибко применять различные методы образования, что на практике приводит к использованию ими императивных и жестких авторитарных методов, не содействующих в полной мере реализации традиционного гуманного нравственного воспитания детей.
4. Современные родители предъявляют высокие требования к нравственному воспитанию детей, но в детских садах нет соответствующего механизма оценки эффективности воспитательной работы, и образовательные результаты могут трактоваться по-разному.
В процессе исследования проведена экспертная оценка в форме беседы с 10 директорами детских садов и 5 специалистами дошкольного образования на тему: «Проблемы осуществления традиционного нравственного воспитания в китайских детсадах».
Выявлены три основные точки зрения экспертов:
• Во-первых, ориентация учебного механизма является важным источником балансирования целей и направлений образования. Только ориентированное на экзамены образование может сочетать интеллектуальное и традиционное нравственное воспитание с осуществлением экспертизы и оценки. Мы должны привлечь общенациональное внимание к формированию у детей традиционных нравственных добродетелей.
• Во-вторых, следует обратить внимание на подготовку и переподготовку педагогов дошкольного образования. Это позволит успешно решить основные проблемы нравственного воспитания детей.
• В-третьих, научные исследования следует направить на подготовку специалистов дошкольного образования. Дошкольное образование по-прежнему является слабым звеном системы образования КНР и все еще находится в стадии поиска. Академическому сообществу следует обратить внимание на разработку теории и методики формирования у дошкольников представлений о традиционных национальных нравственных ценностях.
Для успешного осуществления традиционного нравственного воспитания дошкольников КНР, по нашему мнению и мнению экспертов, необходимо реализовать пять направлений:
1. При планировании образовательной работы акцентировать внимание на реализацию традиционного нравственного воспитания в детских садах. Это направление воспитания должно стать стандартизированным, систематическим и содержательным.
2. Следует обратить внимание на участие детей в общественно полезном труде в условиях детского сада, например, самообслуживание, полив деревьев, парков. Практическая трудовая деятельность предоставляет широкие возможности для усвоения детьми традиционных нравственных ценностей, позволяет проявить эти качества в повседневной жизни, игровой и трудовой деятельности.
3. Приложить усилия для разработки обоснованных критериев оценки качества традиционного нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
4. Обратить внимание на участие родителей в нравственном образовании дошкольников. Сегодня детские сады недостаточно активно привлекают родителей к участию в воспитании у детей нравственных добродетелей, не дают родителям полезных рекомендаций.
5. Улучшить качество подготовки педагогов дошкольного образования. Мотивировать их к участию в научно-исследовательской работе, посвященной формированию у детей традиционных национальных нравственных ценностей.
Традиционное нравственное воспитание детей дошкольного возраста в Китае является актуальной педагогической проблемой. Крупное реформирование системы образования, начавшееся в 1970-е гг., еще продолжается. В настоящее время наметился коренной поворот в образовании от количества к качеству.
Скрытым препятствием для осуществления традиционного нравственного воспитания детей в детских садах КНР является увлечение внешне привлекательными формами работы с детьми в ущерб внутреннему глубинному ментальному содержанию образования. В условиях поликультурного образовательного пространства особое значение для дальнейшего развития национального образования КНР приобретает задача приобщения детей, начиная с дошкольного возраста, к традиционным фундаментальным нравственным ценностям китайского народа.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. ф^А
^(г^т))) [Министерство образования КНР. «План по руководству воспитательной деятельностью детских садов (испытательный)»]. 03. 2001.
2.
[Си Цзиньпин. Выступление с докладом на международном научном семинаре в честь 2565-й годовщины со дня рождения Конфуция, а также пятом открытом заседании членов Международной конфуцианской ассоциации (МКА)]. 24.09.2014.
3. М1Ш-.ШМ ^А^ЖШ^Й [Гербарт И. Ф. Общая педагогика]. 02.2010.
4. м!Ш:
^^ЖШЩТан Кайлинь. Двенадцать лек-
ций по традиционной китайской нравственности]. 2009.09.
5.
ШШМ^[Чжан Лицзин. Проявление и реализация содержания традиционной нравственности в учебных материалах по развитию мышления в начальных школах: дис. - Хунань, 2016]. 06.2016.
6.
[Министерство образования КНР. «Правила деятельности детских садов»]. 03.2016.
7.
ЖМШШ)) [Министерство образования КНР. «Руководство по обучению и развитию детей в возрасте 3-6 лет»]. 09.2012.
8.
М)) [Государственный совет КНР «Некоторые рекомендации в отношении развития современного дошкольного образования»]. 21.11.2010.
9. ^ет.йашшадшьшшт^«
ЙЙ^^Ц"].®* [Чжоу Айпин. Повышение эффективности историй о добродетели в процессе формирования нравственного поведения детей // Дэюй]. 2007. 03.
10.
«ЗД^Л.^М*« [Лу Лэчжэнь, Лю Сяодун. Исследование и анализ современного положения нравственного поведения детей дошкольного возраста в Китае» // Исследования дошкольного образования]. 1995. 02.
REFERENCES
1. Ministry of Education of the PRC. „Outline for Kindergarten Education Guidance (Trial)", 03. 2001. (in Chinese)
2. Xi Jinping. Speech at the International Symposium to Commemorate the 2565th Anniversary of Confucius' Birthday and the Opening Session of the 5th General Assembly of the International Confucian Association. 24.09.2014. (in Chinese)
3. Herbart I. F. General Education. Beijing: Beijing Normal University Publishing Group, 2010. (in Chinese)
4. Tang Kailin. Twelve Lectures on Chinese Traditional Virtues. Beijing: Learning Press, 2009. (in Chinese)
5. Zhang Lijing. The manifestation and implementation of the content of traditional morality in teaching materials on the development of thinking in primary schools. Dissertation. Hunan: Hunan Normal University, 2016. (in Chinese)
6. Ministry of Education of the PRC. „Rules for the functioning of kindergartens". 2016.3. (in Chinese)
7. Ministry of Education of the PRC. „Guidelines for the development and education of children aged 3-6 years". 09.2012. (in Chinese)
8. The State Council of the PRC „Some Opinions on the Development of Preschool Education" 2010.11.21. (in Chinese)
9. Zhou Aiping. Enhancing the effectiveness of the virtues story in fostering children's moral behavior. Moral Education. 2007.03. (in Chinese)
10. Lu Lezhen, Liu Xiaodong. Investigation and thinking on the current situation of children's moral behavior in China. Preschool Education Research, 1995.02. (in Chinese)
Чжан Цзюньна, магистр образования, аспирант Московского педагогического государственного университета, преподаватель Вэйнаньского педагогического университета e-mail: [email protected]
Zhang Junna, Master of Education, Post-graduate student, Moscow Pedagogical State University, lecturer, Hainan Normal University e-mail:[email protected]
Дмитриев Юрий Александрович, доктор педагогических наук, профессор Кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Dmitriev Yuri A., ScD in Education, Professor, Pre-school Pedagogy Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]