Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Помазкова Елена Владиславна

Обоснование. В данной статье рассматривается актуальный вопрос формирования типа мышления современного предпринимателя под влиянием политических и социально-экономических изменений в стране. Цель статьи. Раскрыть особенности экономического мышления Российских предпринимателей. Материалы и методы. В ходе анализа влияния современной рыночной системы на формирование типов экономического мышления предпринимателей, выявлены особенности экономического восприятия, которые присущи именно российским бизнесменам и социокультурные признаки, которые характеризуют современную предпринимательскую среду. В статье применены качественно-количественные подходы, основными из которых является метод тематического анализа. Результаты исследования. Автор доказывает, что эффективность развития российского экономического, социального и политического строя во многом зависит от качества предпринимательской деятельности. На него влияет в первую очередь уровень экономического сознания предпринимателя, которое развивается и трансформируется под влиянием историко-социальных явлений в обществе. Выводы. Каждое общество формирует свой тип экономического сознания. Большое влияние на него оказывает преобладающая форма собственности в предпринимательской среде и уровень развития сознания предпринимателя, его структура и динамика в рамках постоянно изменяющихся экономико-социальных условий российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC CONSCIOUSNESS OF MODERN BUSINESSMANS

Background. This article deals with the topical issue of the formation of the type of thinking of a modern entrepreneur under the influence of political and socio-economic changes in the country. The purpose of the article. To reveal the features of the economic thinking of Russian entrepreneurs. Materials and methods. During the analysis of the influence of the modern market system on the formation of types of economic thinking of entrepreneurs, the features of economic perception that are inherent in Russian businessmen and socio-cultural signs that characterize the modern business environment are revealed. The article uses qualitative and quantitative approaches, the main of which is the method of thematic analysis. The results of the study. The author proves that the effectiveness of the development of the Russian economic, social and political system largely depends on the quality of entrepreneurial activity. And this quality is primarily influenced by the level of economic thinking of an entrepreneur, which develops and transforms under the influence of historical and social phenomena in society. Conclusions. Each society forms its own type of economic consciousness. It is greatly influenced by the prevailing form of ownership in the entrepreneurial environment and the level of development of the entrepreneur’s consciousness, its structure and dynamics within the constantly changing economic and social conditions of Russian society.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ PHILOSOPHICAL STUDIES

DOI: 10.12731/2077-1770-2021-13-4-163-180 УДК 378.334

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Помазкова Е.В.

Обоснование. В данной статье рассматривается актуальный вопрос формирования типа мышления современного предпринимателя под влиянием политических и социально-экономических изменений в стране.

Цель статьи. Раскрыть особенности экономического мышления Российских предпринимателей.

Материалы и методы. В ходе анализа влияния современной рыночной системы на формирование типов экономического мышления предпринимателей, выявлены особенности экономического восприятия, которые присущи именно российским бизнесменам и социокультурные признаки, которые характеризуют современную предпринимательскую среду. В статье применены качественно-количественные подходы, основными из которых является метод тематического анализа.

Результаты исследования. Автор доказывает, что эффективность развития российского экономического, социального и политического строя во многом зависит от качества предпринимательской деятельности. На него влияет в первую очередь уровень экономического сознания предпринимателя, которое развивается и трансформируется под влиянием историко-социальных явлений в обществе.

Выводы. Каждое общество формирует свой тип экономического сознания. Большое влияние на него оказывает преобладающая форма собственности в предпринимательской среде и уровень развития созна-

ния предпринимателя, его структура и динамика в рамках постоянно изменяющихся экономико-социальных условий российского общества.

Ключевые слова: экономическое сознание; бизнес; предприниматели; социально-экономические изменения

THE ECONOMIC CONSCIOUSNESS OF MODERN BUSINESSMANS

Pomazkova E.V.

Background. This article deals with the topical issue of the formation of the type of thinking ofa modern entrepreneur under the influence of political and socio-economic changes in the country.

The purpose of the article. To reveal the features of the economic thinking of Russian entrepreneurs.

Materials and methods. During the analysis of the influence of the modern market system on the formation of types of economic thinking of entrepreneurs, the features of economic perception that are inherent in Russian businessmen and socio-cultural signs that characterize the modern business environment are revealed. The article uses qualitative and quantitative approaches, the main ofwhich is the method of thematic analysis.

The results of the study. The author proves that the effectiveness of the development of the Russian economic, social and political system largely depends on the quality of entrepreneurial activity. And this quality is primarily influenced by the level of economic thinking of an entrepreneur, which develops and transforms under the influence of historical and social phenomena in society.

Conclusions. Each society forms its own type of economic consciousness. It is greatly influenced by the prevailing form of ownership in the entrepreneurial environment and the level of development of the entrepreneur 's consciousness, its structure and dynamics within the constantly changing economic and social conditions of Russian society.

Keywords: economic consciousness; business; entrepreneurs; socio-economic changes

Современная рыночная система выстроена так, что дает возможность получить необходимые для жизни товары в любое время, в любом количестве и в соответствии с потребностями при условии наличия доступа к ресурсам. Поэтому часто современное общество называют обществом потребителей. Но вместе с тем, успех в нем связан в первую очередь с типом сформированного поведения и экономического сознания, которые обладают рациональной направленностью. Такое общество ставит способность к самореализации в зависимость от типа экономического поведения, на который, в свою очередь, влияет совокупность деятельности образования, власти и общественных организаций бизнеса.

В результате влияния политических и социально-экономических изменений в стране, появления и развития сферы бизнеса возникла новая социальная группа - предприниматели. Предприниматель обладает такими качествами, как самостоятельность, ответственность, риск, инициативность и склонность к новаторству [2, с. 65].

В общественной жизни в условиях современной рыночной экономики востребована новая личность, которая должна обладать экономическим сознанием, поведением, с рациональной направленностью. Молодые люди смогут самореализоваться, работая в бизнесе по профессии или организовав собственный бизнес. Общество же, установив взаимодействие образовательного процесса, властных структур, общественных организаций бизнеса должно создать условия для мотивации молодежи к предпринимательской деятельности. Таким образом, будет сформирована личность нового типа, наделенная рациональным экономическим поведением, приспособленная к жизни и деятельности в рыночном экономическом сообществе страны [4, с.2].

Состояние Российской экономики и уровень ее развития делают необходимым развитие определенных компетенций, способствующих устройству актуального пространства в целях самореализации и самоопределения. Возникает потребность формирования экономического сознания личности в обществе, для того, чтобы экономическое сообщество непрерывно находилось в процессе развития

и трансформации. Наиболее важным фактором управленческой и предпринимательской деятельности является особенность экономического сознания предпринимателя, его структура и динамика в рамках постоянно изменяющихся экономико-социальных условиях российского общества.

Эффективность развития российского экономического, социального и политического строя во многом зависит от качества предпринимательской деятельности. Она формировалась в конкретных исторических условиях, и предполагает наличие определенного типа сознания [7, с. 21]. Само понятие экономическое сознание означает набор установок, социальных представлений, оценок и мнений о различных экономических явлениях и объектах, которые оказывают влияние на экономическое поведение.

Можно выделить несколько присущих предпринимательской деятельности социокультурных признаков:

• высокий уровень экономической свободы, которая характеризуется свободным выбором направления и содержания деятельности;

• основная цель - получение прибыли;

• основной критерий успеха - деньги;

• на основании рационального сопоставления целей и средств их достижения, а также результатов деятельности производится планирование всех предпринимательских действий;

• высокая доля риска и степень ответственности предпринимателя за результаты своей деятельности.

Помимо этого, для российских предпринимателей характерна ярко выраженная соревновательная установка, которая оказывает влияние на их мышление.

Основа предпринимательской деятельности - это умение рисковать, предвидеть риски и их возможные последствия вместе с определением путей преодоления нежелательных результатов предпринимательской деятельности. Это объясняет высокую степень адаптирования предпринимателей к любым изменениям социально-экономической среды и высокую успешность этого социального слоя.

Исследования показывают, что большинство предпринимателей считают оптимальной среднюю степень риска, но отмечают, что реальный риск их деятельности несколько превышает эти оценки [4, с. 1].

Каждое общество формирует свой тип экономического сознания. Первый этап становления предпринимательского сознания стал формироваться в эпоху Промышленной революции - в отличие от представителей предшествующего исторического периода первые буржуа, владельцы мелкого производства и торговых лавочек, должны были сформировать в себе те черты личности и модели мировосприятия, которые помогли бы им выжить в новых условиях. Такой чертой стала, прежде всего, социальная мобильность. Особенно ясно она проявлялась у представителей разоряющегося крестьянства, массово хлынувших в растущие города в поисках работы [7, с. 25].

Становление российского предпринимательства в конце ХХ в. и формирование его ценностного сознания проходили в период «доминирующей нестабильности» [9], который проявлялся в кризисных явлениях, стремительном росте различных рисков, высокой степени неопределенности, увеличении количества экстремальных ситуаций. Слабость институциональных структур рынка привела к формированию эксполярной экономики и коротких жизненных проектов [5, с. 59]. В экономике эксполярной считают форму деятельности и прибыльно ориентированного поведения рыночных субъектов, которые не попадают в официальный статистический учет, но реально существуют.

На трансформацию экономического сознания предпринимателей влияют законы, которые регулируют их деятельность. И смена положений того или иного законодательного акта на основании изменений запросов бизнеса, характеризует уровень экономического сознания бизнесменов текущего времени. С 1920 по 1986 году в Советском Союзе любой вид предпринимательской деятельности относился к незаконному и нежелательному и преследовался по административному или уголовному праву. Бизнесмены того времени опасливо озирались в глухих переулках, сбывая проверенным

соотечественникам дефицит, стыдливо прятались и выслушивали общественные порицания. Соответственно и сознание советских предпринимателей было ориентировано на сиюминутное получение материального поощрения и избежание наказания.

Во время перестройки в 1986 году Верховный Совет СССР принял закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который должен был взять под контроль государственных органов «подпольный» частный бизнес. В соответствии с ним разрешалось вести предпринимательскую деятельность в области бытового обслуживания населения и ремесленных промыслов, а также виды деятельности, основанные на личном труде граждан и членов их семей. Наемный труд был запрещен. Этот закон позволил предпринимателям частично легализоваться и дал старт развитию рыночной экономики России.

В мае 1988 года был подписан Закон «О кооперации в СССР», ставший основой для развития малого предпринимательства. В следующем году первый кооператор Артем Тарасов уплатил 90 тысяч рублей партийных взносов с полученного дохода 3 миллиона рублей. Для страны, где зарплаты была в среднем 150 рублей, это был невероятный доход. Этот закон вывел легализацию бизнеса и сознание предпринимателей на новый уровень. Но в то же время несознательность и стремление к моментальной прибыли со стороны предпринимателей привели к катастрофическому обвалу промышленности и сельского хозяйства. Основной предпринимательской деятельностью 90- х годов стала «челночная» торговля.

Процесс законодательного определения частного бизнес был завершен 25 декабря 1990 года Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности», подписанным Борисом Ельциным. Документом определялись не только экономические и правовые основы, но и в первые в истории, описывались социальные аспекты создания предприятий. Также закон содержал описание организационно-правовых формы предприятий, прав и ответственности предпринимателей. Отдельное место отводилось мерам государственной защиты.

Темпы роста экономических показателей СССР

20 -

1936 1937 1933 1939 1990

Экономические либеральные реформы, проведенные в России в 90-е гг. ХХ в., способствовали переходу страны к экономике обмена в ущерб промышленному производству. Рынок открылся торговле, бартеру, придал новый смысл мафии - теневой власти, обеспечивавшей трансакции в отсутствии эффективно действующих государственных структур. В этот период Россия переживала «инволюционную дегенерацию» или «транзит без трансформации» [1].

Исследователи пришли к выводу, что экономика страны оказалась разделенной на два взаимосвязанных сектора - официальный и теневой. Происходили сращивание представителей госаппарата и коммерческих структур, криминализация бизнеса. Инволюционное развитие и теневая экономика способствовали формированию двух экономических систем: для одной (сырьевая индустрия) - прямая господдержка, доступное финансирование, мягкие бюджетные ограничения, доступность ресурсов; для другой (высокотехнологичное производство) - избыточное внимание фискальных и контролирующих органов, серьезные ресурсные ограничения [6, с. 8].

Несмотря на высокую степень криминализации бизнеса того времени, официальный сектор предпринимателей в конце 90-х го-

дов начал делать первые шаги в сторону социальной ориентации своего бизнеса.

Вступление в силу в 1995 году первой части Гражданского кодекса РФ и подписание федерального законам о государственной регистрации юридических лиц в 2002 году существенно изменили запросы предпринимателей того времени и обновили правила деловой и межличностной коммуникации в предпринимательской среде.

Во времена, когда одной из основных целей социально-экономического развития России является инновационная экономика, успех может обеспечить только сообщество, заинтересованное в инновациях. Потребность общества в инновационных изменениях ведет к формированию класса, который известный американский социолог Р. Флорида назвал «креативным» [8] и которому соответствует отличный от других тип экономического мышления. Креативность - это способность человека создавать новые формы, производить идеи, ломать стереотипы мышления, разрушать старый гештальд ради создания нового. Анализ феномена нового класса, его роста характерных ценностей, положения в обществе произведен в научных публикациях Д. Пинкта, Ч. Лэндри, М. Румизена, Дж. Гилфорда. В российской литературе эту проблему исследовали Д. Зеленин, М. Хрусталев, А. Ермолин, А. Торкунов, М. Савина, О. Оскара, И. Ермаченко, А. Подберезкин. Аналитики современного общества убеждены, что особенности ценностной ориентации этого слоя людей, проявляющиеся в таких понятиях, как «Открытость инновациям», «Толерантность», «Интеллектуальный капитал», «Творчество», «Свобода», «Индивидуальность», позволили ему стать генератором идей, ускоряющих общественно-экономический прогресс.[6]

Формирование рыночных отношений повлияло на трансформацию экономического сознания. Процесс это длительный и трудоемкий. Возникшее многообразие форм собственности, становление товарно-денежных отношений, формирование дохода в зависимости от предприимчивости и инициативы неотвратимо меняют тип экономического сознания современных бизнесменов.

Можно определить два главных взаимосвязанных критерия, которые характеризуют современный тип экономического сознания: отражение изменяющихся условий роста общественного производства и его научность.

Первый критерий оценки подразумевает учет современных реальностей с преобладанием мышления качественными, а не количественными категориями, неформальное осознание сущности процесса увеличения производства, ориентация на конечный результат и общественные цели развития. Современное экономическое сознание предполагает интерес к мировому опыту, использование и изучение мировых достижений. Кроме того, оно подразумевает восприятие народного хозяйства как части мирового. Распространение и углубление международной интеграции, создание совместных организаций и выход на мировой рынок требуют не только высокого уровня развития и специального обучения, но и моральной готовности предпринимателя к такому значительному расширению поля деятельности.

Научность заключается в потребности полного и последовательного учета в экономическом сознании и хозяйственных решениях действующих экономических законов. Незнание или игнорирование их в процессе планирования и управления - основа субъективизма в бизнесе. Прежде всего это относится к закону стоимости. На его основе происходит развитие экономических рычагов и стимулов. Научность нельзя рассматривать как обычное изучение и использование каких-то установленных истин. Экономическая наука находится в беспрерывном развитии, движении и обновлении. Постоянное повторение однажды заученных истин точнее будет назвать пропагандой, а не наукой. В науке же происходит постоянное увеличение знаний, корректировка полученных выводов и отвержение того, что не подтвердилось практикой.

Исходя из таких критериев следует, что предприниматель должен обладать не просто багажом знаний, полученных когда-то, а постоянно развиваться и быть в курсе новинок и достижений экономической мысли. Только в таком случае его сознание будет

современным. И отсюда вытекает необходимость регулярного обновления знаний и навыков. Не зря именно сегодня крепнет идея непрерывного образования. И изучение новой научной информации должно войти в распорядок рабочего дня успешного предпринимателя. Предприниматель, конечно, не должен ожидать от изучения экономики получения готовых ответов на все возникающие в деятельности вопросы, но, используя полученные знания, он сможет лучше и оперативнее решать их решать.

По данным ФНС, в стране сегодня насчитывается 5 670 880 субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Количество наемных работников 15 516 199 человек [10]. На их долю приходится 7992 выпускаемых товара и услуги. Современное экономическое сознание характеризуется интенсивным типом деятельности. В нем преобладает стремление наиболее полно использовать как внутренние, так и внешние факторы и достоверно прогнозировать все возможные последствия. Такой тип деятельности предполагает наличие серьезной подготовки участника прежде всего в области экономики и управления, понимания специфики влияния социальных факторов производства, психологии и права. В условиях формирования капиталистического рынка с использованием преимущественно экономических методов управления, значительно повышается навык предприимчивости, новаторства, инициативы и хозяйственного риска.

Рост доли частного бизнеса в экономике страны и увеличение количества наемных сотрудников, трудящихся в частном секторе меняют не только социальное сознание и поведение предпринимателей, но и отношение к ним в Обществе. По данным ВЦИОМ [11]:

Экономическое сознание современных предпринимателей все в большей степени характеризуется стремлением преумножить свой капитал, однако иным способом, чем приобретение материальной собственности и т.п. Так, от «среза» к «срезу» все более распространенным становилось стремление повысить свои доходы, все выше росла оценка своих возможностей в этом и увеличивался приоритет вложения финансов в рост: открытия счета в банке и приобретения

ценных бумаг банков, предприятий. Если в 1994 г. никто из опрошенных бизнесменов не отметил, что при наличии свободных денежных средств в первую очередь предпочтет приобрести ценные бумаги банков, предприятий, фирм, то в 1997 г. так ответили 9% респондентов, в последующие годы (1999-2006) эта цифра стабильно составляла 15-18%. Если в середине 1990-х годов (1994-1997 гг.) лишь 7-9% предпринимателей при наличии свободных денежных средств в первую очередь предпочли бы вложить их в открытие счета в банке, то в последующие исследовательские «срезы» 19992006 гг. эта цифра возросла и устойчиво характеризовала 21-25% респондентов [3, с. 3].

Отношение к предпринимателям

о

2009 2011 2013 2017 2019

■ Хорошо ■ Плохо —^Затрудняюсь ответить

Следует отметь еще одну особенность экономического сознания российских предпринимателей - сочетание социального нарциссизма и социальной ответственности. Социальный нарциссизм представляет собой такое эмоциональное состояние, при котором социальная группа проявляет интерес только к собственной персоне, своим потребностям, мыслям, чувствам, собственности. М. Хансен, Р. Аллен, Н. Козлов, М. Лучко в своих исследованиях увидели взаимосвязь между свободой, успехом, победой, с одной стороны, и уверенностью в собственной уникальности, с другой стороны [6].

В условия современной неопределенности намного возрастает фактор риска и современное экономическое сознание обладает способностью к нему. Практика предпринимательства в современных условиях требует обоснования риска при принятии решений. Раньше в России такая проблема не стояла, так как все планирование было централизованным и только требовало четкого исполнения. Современный предприниматель, приступая к решению вопроса, обычно не располагает исчерпывающей информацией обо всем. Кроме того, в процессе производства создается определенная непредсказуемость развития. И необходимо обладать мужеством и умом, а также развитой интуицией, чтобы в таких условиях принимать наиболее приемлемые решения и нести личную ответственность за результат всего дела. Предпринимателям свойственна выработка новых психологических установок, способность предвидеть и разрешать противоречия, поиск нестандартных подходов. В предпринимательских реалиях смещается смысл известных понятий. Бережливость для предпринимателя означает расчетливость и экономичность. А в условиях интенсивного развития она иногда превращается в жадность. У бизнесменов часто встречается склонность жалеть рубль, который, будучи пущенным в дело, принесет в десять раз больше. Принцип «ты - мне, я - тебе» совсем недавно ассоциировался с махинациями в теневом секторе и морально осуждался. В новых условиях экономическое сознание воспринимает его, как обмен ресурсами и основу рыночных отношений. По способности к бережливости каждый предприниматель, в силу своего экономического сознания, различается. Очевидно, что жадность и транжирство - это крайности и обе крайности невыгодные. Поэтому каждая конкретная ситуация должна сопровождаться выбором, который, должен быть ориентирован на активное использование уже имеющихся ресурсов.

Экономическое сознание в числе прочего может характеризоваться широтой и узостью. Широта характеризуется способностью предпринимателя охватить мыслью все многообразие отношений, связанных с поставленной хозяйственной целью. Широко мысля-

щий бизнесмен будет охранять окружающую среду, комплексно использовать отходы и так далее. Узость сознания особенно остро проявляется, когда решение задачи требует взаимодействия нескольких структур. Необходимы подвижность взглядов и идей, ди-алектичность, на основании которых действует предприниматель, принимая решения.

Основные пути формирования экономического сознания обусловлены объективными факторами, и прежде всего первичными обстоятельствами, связанными с развитием производительных сил и отношений. Однако из вторичности экономического сознания бизнесменов по отношению к окружающим их условиям не следует, что изменение сознания произойдет только после утверждения новых условий. Сознание обладает относительной самостоятельностью. Оно может опережать и отставать от внешних изменений. Причем факт отставания фиксируется чаще, что связано с инерционностью сознания, стереотипами и привычками, которые складывались десятилетиями. Связь между экономическим сознанием и объективными требованиями не является жесткой и изменение одного не обязательно влечет за собой изменение второго.

На развитие предпринимательской активности, а, следовательно, и экономического сознания действенное влияние оказывает организация деятельности. При бюрократической системе организация характеризуется жесткой регламентацией поведения, путем многочисленных нормативных актов и формализованных процедур, четкой иерархией и субординацией. Такие условия не способствуют развитию ни инициативы, ни предприимчивости.

Главной школой формирования экономического сознания была и будет практическая деятельность. Развивая предпринимательскую деятельность, бизнесмены одновременно развивают и себя, обогащаются умственно, духовно и нравственно. Активная деятельность создает ту атмосферу, в которой предприниматель мобилизует свой потенциал, подкрепляет свои знания новым опытом, расширяет кругозор и, наконец, более глубоко изучает закономерности существования общества. В процессе активной деятельности предпри-

ниматель по-настоящему утверждает себя как личность. Поэтому гибкое экономическое сознание присуще в основном людям целеустремленным, деятельным и творческим. А консерватизм - чаще всего удел инертных, самоуспокоенных людей, которых все устраивает в жизни и ничего нового им не надо. Такие люди чаще всего являются наемными работниками.

Изменение экономического сознания под влиянием современных законов и льгот привело к изменению направленности предпринимательской деятельности по сравнению с началом 2000-х годов, когда основным видом бизнеса была торговля. Отраслевой срез современных предпринимателей выглядит следующим образом [12]:

Источник: Аналитическим центр «Эксперт ЮГ>

Мы видим интерес молодого поколения бизнесменов к 1Т отрасли, производству и высоким технологиям. Так же существенно трансформировались и цели предпринимательства. Если раньше целью было только личное обогащение, то современные бизнесмены готовы приносить пользу обществу и развивать свои идеи [12]:

Цели предпринимательской деятельности молодых предпринимателей

предпринимательская деятельность?

Источник: Аналитический центр «Эксперт ЮГ»

Предпринимательская активность и формирование экономического сознания прямо зависят от хозяйственного механизма, который определяет организацию производства и способы управления им. Если изменения в тех или иных звеньях носят эпизодический характер, отстают от развивающихся требований и условий производства, то неизбежно возникает консерватизм сознания. Устаревший хозяйственный механизм неминуемо воспроизводит и устаревший стиль экономического сознания.

Для успешного существования в условиях рыночных отношений необходим комплексно-усовершенствованный хозяйственный механизм, который охватывает одновременно все стороны и звенья предпринимательской деятельности. Который устраняет условия, питающие устаревшие понятия, и обеспечивает сдвиг в сознании бизнесмена.

Если к предприниматели старого формата были ориентированы на личное выживание, тяжёлый труд, опыт и привилегии, то современные бизнесмены делают ставку на знания и индивидуализм. Старое поколение предпринимателей делало ставку на связи во

власти и в бизнесе, новое - на умение выстраивать коммуникацию. Прошлое поколение бизнесменов в основном торговало, нынешнее - оказывает услуги и развивает производство. Основные интересы современного предпринимателя-это высокое качество жизни и реализация своих идей в интересах своих семей и общества через инновационные решения.

Список литературы

1. Буравой М. Транзит без трансформации: инволюция России к капитализму // Социс. 2009. № 9. С. 3-11.

2. Виноградов А.В. Понятие предпринимательства: основные зарубежные концепции // Вестник ПАГС. 2004. С. 65-68.

3. Журавлева Н.А. Динамика экономического сознания предпринимателей в условиях макросоциальных изменений // Наука и мир. 2015. №4. С. 109-112.

4. Зайцева Г.В. Проблемы становления экономического сознания в формировании потенциального предпринимателя // Человек в постиндустриальном обществе : сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции, Варна-Саратов, 30 октября 2013 года / редактор Т.Д. Федорова. Варна-Саратов: Парадигма, 2013. С. 49-55.

5. Кривошеев В.В. Короткие жизненные проекты: проявление аномии в современном обществе // Социс. 2009. № 3. С. 57-67.

6. Михеев М.Н. Кентавр-парадоксы экономического сознания российского предпринимательства // Вестник Донского государственного технического университета. 2011. Т. 11, № 4(55). С. 519-524.

7. Пашковская И.Н. Психология предпринимательства в России как феномен последних десятилетий / И. Н. Пашковская, Н. И. Королева // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2019. № 5. С. 19-25.

8. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Москва, 2007. 421 с.

9. Штайльманн К. Новая философия бизнеса: В 3-х т. М., Берлин: Российское психологическое общество. 1998. Т. 1. Реформы, революции, трансформации. Размышления делового человека. 650 с.

10. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. https://rmsp.nalog.ru (дата обращения: 11.10.2021).

11. Расширенная подборка данных ВЦИОМ // СоциоДиггер. 2021. Январь. Том 1. Выпуск 6: Бизнес и предпринимательство. https:// profi.wciom.ru/fileadmin/file/nauka/podborka/rasshirennaya_podborka_ dannyh_wciom_012021.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

12. Образ молодого предпринимателя: новое поколение // Аналитический центр «Эксперт Юг». https://expertsouth.ru/specprojects/obraz-molodogo-predprinimatelya-novoe-pokolenie/?sphrase_id=1919315 (дата обращения: 09.10.2021).

References

1. Buravoy M. Sotsis, 2009, no. 9, pp. 3-11.

2. Vinogradov A.V. VestnikPAGS, 2004, pp. 65-68.

3. Zhuravleva N.A. Nauka i mir, 2015, no. 4, pp. 109-112.

4. Zaytseva G.V. Chelovek v postindustrial'nom obshchestve : sbornik nauchnykh statey po materialam mezhdunarodnoy nauchno-praktich-eskoy konferentsii, Varna-Saratov, 30 oktyabrya 2013 goda [Man in a post-industrial society: a collection of scientific articles based on the materials of the international scientific and practical conference, Varna-Saratov, October 30, 2013] / ed. T.D. Fedorova. Varna-Saratov: Paradigma, 2013. S. 49-55.

5. Krivosheev V.V. Sotsis, 2009, no. 3, pp. 57-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Mikheev M.N. Vestnik Donskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2011, vol. 11, no. 4(55), pp. 519-524.

7. Pashkovskaya I.N., Koroleva N.I. Vestnik fakul 'teta upravleniya SPb-GEU, 2019, no. 5, pp. 19-25.

8. Florida R. Kreativnyy klass: lyudi, kotorye menyayut budushchee [Creative class: people who change the future]. Moscow, 2007, 421 p.

9. Shtayl'mann K. Novayafilosofiyabiznesa: V 3-kh t. M., Berlin: Rossiyskoe psikhologicheskoe obshchestvo. 1998. T. 1. Reformy revolyutsii, transfor-matsii. Razmyshleniya delovogo cheloveka [New business philosophy: In 3 vols. Moscow, Berlin: Russian Psychological Society. 1998. T. 1. Reforms, revolutions, transformations. Thinking of a business man]. 650 p.

10. Unified register of small and medium businesses. https://rmsp.nalog.ru (data obrashcheniya: 11.10.2021).

11. Rasshirennaya podborka dannykh VTslOM [Extended selection of VTslOM data]. SotsioDigger, 2021, vol. 1, issue 6: Business and en-trepreneurship. https://profi.wciom.ru/fileadmin/file/nauka/podborka/ rasshirennaya_podborka_dannyh_wciom_012021.pdf

12. Obraz molodogo predprinimatelya: novoe pokolenie [The image of a young entrepreneur: a new generation]. Analytical Center "Expert Yug". https://expertsouth.ru/specprojects/obraz-molodogo-predprinimatel-ya-novoe-pokolenie/?sphrase_id=1919315

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Помазкова Елена Владиславна, аспирант кафедры экономики, философии и социальных дисциплин

Донской государственный аграрный университет ул. Кривошлыкова, 24, пос. Персиановский, Октябрьский район, Ростовская область, 346493, Российская Федерация pomazkovael@rambler. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Elena V. Pomazkova, postgraduate student of the Department of Economics, Philosophy and Social Disciplines.

Don State Agrarian University

24, Krivoshlykov Str., Persianovsky, Oktyabrsky district, Rostov region, 346493, Russian Federation pomazkovael@rambler. ru

Поступила 11.08.2021

После рецензирования 12.09.2021

Принята 26.10.2021

Received 11.08.2021 Revised 12.09.2021 Accepted 26.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.