Научная статья на тему 'Особенности формирования социального предпринимательства в современных условиях'

Особенности формирования социального предпринимательства в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
483
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BUSINESS / ENTREPRENEUR / SOCIAL RESPONSIBILITY / SOCIAL ENTREPRENEUR / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Потапова Марина Александровна

Цель: изучить особенности социального предпринимательства на современном этапе развития страны. Методы: теоретического познания, группировки данных, сравнения, обобщения. Результаты: проведенный анализ научной экономической литературы, классических трудов, а также периодических изданий по теме исследования позволил выявить особенности формирования основ социальной ответственности предпринимательства в России. Результаты проведенного исследования позволили определить ожидания стейкхолдеров от предпринимательского слоя в регионе, а также предпринимательскую роль в формировании предпринимательской среды. Научная новизна: в статье социальная ответственность предпринимателя рассматривается как источник прибыли, долгосрочные инвестиции. Предприниматель, посредством реализации социальных проектов создает ценности, которые положительно влияют на изменение основной предпринимательской среды, при этом формируя основу приращения капитала. Практическая значимость: основные положение и выводу статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении проблем предпринимательства, проблем развития регионов, а также в процессе исследования социальных изменений в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP FORMATION IN MODERN CONDITIONS

Objective: to study the unique features of social entrepreneurship at the present stage of country’s development. Methods: theoretical cognition, data grouping, comparison, generalization. Results: the analysis of scientific economic literature, classical works and periodicals on the topic of research revealed the features of corporate social responsibility formation in Russia. The results of the research allowed to determine the stakeholders expectations from the business in the region, as well as an entrepreneurial role in shaping the business environment. Scientific novelty: The article examines the entrepreneur’s social responsibility as a source of company’s income growth, long-term investments. Entrepreneur creates value through implementation of social projects. As a result they create positive influence on the basic business environment and form the basis for capital appreciation. Practical value: main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and teaching activities in consideration with business issues, regional development issues, as well as in the study of social changes in the society.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования социального предпринимательства в современных условиях»

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

Трегубов Юрий Маркович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева - КАИ Адрес: 420111 г. Казань, ул. К. Маркса, 10 Тел.: +7 (843) 231-01-09 E-mail: yuratre@mail.ru ORCID: 0000-0003-4671-0764

UDC 338 DOI: http://dx.doi.org/10.20534/AJH-17-3.4-149-157

M. A. Potapova 1

1Far Eastern Federal University Vladivostok, Russian Federation

FEATURES OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP FORMATION IN MODERN CONDITIONS

Abstract

Objective: to study the unique features of social entrepreneurship at the present stage of country's development. Methods: theoretical cognition, data grouping, comparison, generalization.

Results: the analysis of scientific economic literature, classical works and periodicals on the topic of research revealed the features of corporate social responsibility formation in Russia. The results of the research allowed to determine the stakeholders expectations from the business in the region, as well as an entrepreneurial role in shaping the business environment.

Scientific novelty: The article examines the entrepreneur's social responsibility as a source of company's income growth, long-term investments. Entrepreneur creates value through implementation of social projects. As a result they create positive influence on the basic business environment and form the basis for capital appreciation.

Practical value: main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and teaching activities in consideration with business issues, regional development issues, as well as in the study of social changes in the society. Keywords: business, entrepreneur, social responsibility, social entrepreneur, social entrepreneurship.

References:

1. Federal Law of 11.08.1995 N 135-FZ (as amended on December 23, 2010) "On Charitable Activities and Charitable Organizations".

2. The Labor Code of the Russian Federation (RF TC) of 30.12.2001 N 197-FZ. Part two in the version of 30.06.2006 No. 90-FZ.

3. Prasnikar J. Cometitivness, Social responsibility and Economic Growth. NY. Nova Science Publishers, Inc. -2006. - 368 p.

4. Coleman J. C. Foundations of Social Theory, Cambridge, Mass.: Harvard University Pre + ss. - 1994.

5. Bourdieu P. "Forms of capital" in J. C. Richards (ed.). Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education, New York: Greenwood Press. - 1983.

6. Elkington J., Hartigan P. The power of unreasonable people. Boston: Harvard Business Press. - 2008. - 242 p.

7. Debeljak Z. & Gregoric A. Modeling Corporate Social Responsibility // Competitiveness, Social Responsibility and Economic Growth. - New York: Nova Science Publishers, Inc., - 2006. - 368 p.

8. Chrutchfield L. S. & Grant H. M. Fore for good. SF: John Wiley & Sons, Inc. - 2008. - 313 p.

9. Smith M. K. "Social capital, the encyclopedia of informal education." - 2000-2009. URL: http://infed. org/mobi/social-capital (date of circulation: August 14, 2016).

Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4(2017)"^^« Economics and management

< iAgTWEST > 3

SCBJCEWrTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

10. Mygind Niels. Dilemmas in Balancing the Stakeholders: Corporate Social Responsibility in the Pharmaceutical Company Novo Nordick // Competitiveness, Social Responsibility and Economic Growth. New York: Nova Science Publishers, Inc. - 2006. - P. 299-313.

11. Dees J. G., Emerson J., Economy P. Strategic tools for Social Entrepreneurs: Enhancing the performance of your enterprising Non-profit. NY. John Wiley & Sons, Inc. - 2002. - 326 p.

12. Dunkan E. A grounded Theory Study on Social Entrepreneurship: Koln: Lambert Academic Publishing AG & Co. - 2009. - 271 p.

13. Burns K. A. Five Social Enterprise Myths, Dispelled // Fast Company. URL: http://www.fastcompany.com/so-cial/myths.html (circulation date: 01/18/2017)

14. Brinckerhoff P. C. Social Entrepreneurship: The art of Mission-based venture development - 2000. John Wiley & Sons, Inc. NY. - 238 p.

15. Turkin S. How is it profitable to be kind: make your business socially responsible. - Moscow: Alpina Business Books, - 2007. - 381 p.

16. Potapova M. A. Formation and development of the business environment. Vladivostok: Publishing house of the Far East. Federated. Un-ta, - 2011. - 244 p.

17. Lapina N. Internal and External Social Policy of Russian Enterprises and Corporations: Contribution to Regional Development // Social Policy of Business in Russian Regions. - M., - 2005. - P. 13-65.

18. Social Policy in Modern Russia: Reforms and Everyday Life / Ed. P. Romanov and E. Yarskaya-Smirnova. M.Zh. OOO Variant, TsSPGI, - 2008. - 465 s.

19. Peregudov S.P., Semenenko I.S. Corporate citizenship: concepts, world practice and Russian realities. - Moscow: Progress-Tradition, - 2008. - 448 p.

20. Blagov Y.E. Corporate social responsibility: the evolution ofthe concept. SPb.: Publishing house "Higher School of Management", - 2011. - 272 p.

21. Chubarova TV Social responsibility in a market economy: worker, business, state. - St. Petersburg.: Nestor-History, - 2011. - 320 p.

22. Dees J.Gr. The Meaning of Social Entrepreneurship // Unites States Association of Small Business and Entrepreneurship. - May 30, - 2010. URL: http://usasbe.org/knowledge/socialentres/Dees.pdf (reference date: 12/01/2017).

23. Homann K., Blome-Dres F. Economic Ethics and Ethics of Entrepreneurship. URL: http://krotov.info/lib_ sec/22_h/hom/an2.htm (date of circulation: 16.02.2017).

24. Odegov Yu. G., Rudenko G. G., Social responsibility of the entrepreneur: from the idea to the Russian reality // Personnel management. - 2004. - No. 7. - P. 43-45.

25. Martin R. L., Osberg S. "Social Entrepreneurship" - definition of the concept//Stanford Social Innovation Review. - 2007. URL: http://www.nb-forum.ru/thanalitic_391_76 (date of circulation: August 15, 2016).

26. Collins J., Porras J. Constructed forever: the success of companies that have a vision. SPb.: Stockholm School of Economics, - 2005. - 350 p.

27. Muhammad Yunus: I have only 120,000 borrowers among street beggars // Banks of Russia. URL: http://www. wbanks.ru/interview/muhammad-unus (reference date: 10.02.2017).

Information about authors

Marina A. Potapova, candidate of science, Assistant professor, the Head of international Dual Degree Programs,

School of economics and management, Far Eastern Federal University

Address: 690041, Russian Federation Vladivostok, Serova str, blding 33,

Tel.: +79147076297

E-mail: Potapova.ma@dvfu.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5143-5213

Economies and management <f Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4 (2017)

3 < BAiTWEST >

SdB*ELMTTS

.....................................................................................................................ISSN' 2310-5593 (Print)' / 'ISSN 25T9-T209 (Ontine).....................................................................................................................

М. А. Потапова 1

1 Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток Российская федерация

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

Цель: изучить особенности социального предпринимательства на современном этапе развития страны.

Методы: теоретического познания, группировки данных, сравнения, обобщения.

Результаты: проведенный анализ научной экономической литературы, классических трудов, а также периодических изданий по теме исследования позволил выявить особенности формирования основ социальной ответственности предпринимательства в России. Результаты проведенного исследования позволили определить ожидания стейкхолдеров от предпринимательского слоя в регионе, а также предпринимательскую роль в формировании предпринимательской среды.

Научная новизна: в статье социальная ответственность предпринимателя рассматривается как источник прибыли, долгосрочные инвестиции. Предприниматель, посредством реализации социальных проектов создает ценности, которые положительно влияют на изменение основной предпринимательской среды, при этом формируя основу приращения капитала.

Практическая значимость: основные положение и выводу статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении проблем предпринимательства, проблем развития регионов, а также в процессе исследования социальных изменений в обществе.

Ключевые слова: предпринимательство, предприниматель, социальная ответственность, социальный предприниматель, социальное предпринимательство.

введение

В процессе исследования проблемы социальной ответственности предпринимательства, мы столкнулись с тем, что терминологическая база по исследуемой проблематике в России не сформировалась. В законодательной базе РФ представлены определения «благотворительности», «филантропии» [1], «социального партнерства» [2], но отсутствуют определения понятия «социальной ответственности», «социального капитала», «социальных инвестиций», которыми оперируют международные бизнес сообщества.

Изучая особенности социальной ответственности бизнеса в Российской федерации, мы столкнулись с тем, что российские бизнесмены зачастую описывают любую активность компании как социальную, если она подпадает под действие закона о благотворительности или имеет даже весьма отдаленное отношение к социальной сфере. Более того, в обществе принято считать социально ответственным предпринимателем тех, кто соблюдает законодательство страны.

Формирование общественного сознания происходит достаточно медленно. Восприятие социальной политики предпринимателей, как обязательной со-

ставляющей деятельности коммерческой организации до сих отсутствует.

Тем не менее, несмотря на то, что законодательная база требует серьезной доработки, все чаще в предпринимательской среде используют понятия, которые прочно закрепились в международной бизнес среде.

Сущность социального предпринимательства

Наиболее известные зарубежные исследователи социальной ответственности Дж. Прасникар [3], Дж. Коулмен [4] и П. Бордье [5], Дж. Елкингтон и П. Хартиган [6], Ж. Дабельяк и А. Грегорич [6], Л. Крутчфилд и Х. Маклеод Грант [8], М. Смит [9], Н. Майгинд [10], Дж. Дж. Диз [11], Э. Дункан [12] не только дают определение понятий, но и подробно рассматривают проблему развития социальной ответственности бизнеса.

Результатом исследований стало понимание необходимости формирования социальной политики компании с учетом несколько характеристик, которым деятельность компании должна удовлетворять, чтобы попасть в упомянутую категорию:

- долгосрочный характер;

- направленность на решение конкретной проблемы в регионе присутствия компании;

- наличие финансовых вложений;

- реализация финансовых или стратегических целей;

- наличие социальной отдачи от инвестиций (приращение социального капитала).

Отмечают, что главная составляющая социального предпринимательства именно наличие ответственности, которая подразумевает выполнение социальной миссии посредством деловой активности и инновационной деятельности.

Социальная ответственность бизнеса - формирование на добровольной основе долгосрочной последовательной программы развития территории, в рамках которой функционирует предприятие.

Предпринимательство ограничено в своих действиях как законами и указами, так и нормами поведения, принятыми в обществе. Предприниматель вынужден отчитываться о своей деятельности перед всеми заинтересованными лицами, обосновывать и делать понятными свои решения обществу.

При этом ожидается, что предприниматель будет тратить излишки прибыли на участие в социальных проектах города и региона. Предприниматели же считают, большинство социальных программ заведомо неэффективными, нерациональными и неприбыльными.

К. Э. Бенс, директор Фонда развития компаний, отмечает, что социальная активность компании приносит дивиденды, только если сочетается с конкурентоспособной ценой, качественным товаром и достойным уровнем сервиса. При этом социальные программы требуют значительных непрерывных временных, денежных и ресурсных затрат, которые могут не оправдаться в будущем. Поэтому предпринимателю рекомендуется:

- взвесить свои возможности;

- выбрать подходящую группу для оказания поддержки;

- просчитать затраты;

- выяснить, какие государственные программы направлены на решение данных проблем [13].

При этом крайне важно определить сферу социальной активности предприятия, приняв во внимание нужды общества. Неверная оценка потребностей группы лиц может привести к ухудшению ситуации, ущербу имиджу компании и снижению конкурентоспособности [14].

Бизнес круги зачастую не могут оценить потребности окружающей среды и их социальная политика

не приносит тех преимуществ, которые они могли бы получить. Также часто руководство компании под видом социальных инвестиций осуществляет благотворительную деятельность в угоду своим личным пристрастиям, что не имеет никакого отношения к реальным потребностям местного населения [15].

Роль социального предпринимателя в обществе

Предпринимательская деятельность воспринимается обществом, как средство достижения положительных изменений во внешней среде. Общество, столкнувшись с тем, что институты, в обязанности которых входит решение социальных проблем, с ними не справляются, обратилось к предпринимательству, как к группе способной принять участие в реализации социальной политики и осуществлять соответствующие мероприятия в рамках основной предпринимательской среды [16]. Практические исследования ряда российских авторов подтверждают, что тот факт, что предпринимательство достигает несомненных успехов там, где традиционные государственные инициативы потерпели поражение [17].

Неоднозначные результаты проводимых в стране реформ повлекли за собой переосмысление роли бизнеса в жизни страны [18]. Это привело к росту исследований предпринимательского слоя как одного из действующих механизмов снижения социальной напряженности.

С. П. Перегудов и И. С. Семененко [19] рассматривают основные направления реализации социальной ответственности бизнеса, а также изменение взглядов на роль крупного бизнеса в стране.

Ю. Е. Благов акцентирует внимание на участии заинтересованных сторон в развитии корпоративной социальной ответственности, точнее в ее практическом применении [20]. Идеи взаимодействия бизнеса и общества представлены в работе Т. В. Чубаровой. В отличие от крупных американских, европейских или азиатских компаний, российские компании традиционно больше внимания уделяют социальной политике на предприятии (отношения между работодателем и работником) часто пренебрегая работой с поставщиками или подрядчиками. Отмечаю преимущества от использования практик КСО, российский бизнес указывает на необходимость разработки стимулов для реализации социальных программ предприятиями страны [21].

В соответствии с определением, данным Г. Дж. Ди-зом, предпринимателем является тот, кто ориентиро-

< EASTWEST >

SdB*ELMTTS

ван на использование новых возможностей, включая те, которые предоставляют новейшие достижения науки; кто сообразителен и практичен; кто находит ресурс и знает способ использовать его с наибольшей выгодой. Предприниматель направляющий полученную выгоду на приращение общественного блага носит статус социального предпринимателя. Он действует как источник изменений в социальной сфере посредством:

- принятия миссии создавать и поддерживать социальные блага;

- выявления и неослабевающего использования новых возможностей для реализации миссии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- вовлечения в процесс инноваций, адаптации и обучения;

- решительности действий, не ограничиваемых имеющимися в наличии ресурсами;

- повышения ответственности за результаты своей деятельности перед заинтересованными группами [22].

Основное отличие бизнесмена от социального предпринимателя заключается в том, что у него в приоритете не только получение прибыли, не просто создание эффективных механизмов развития и роста организации, но и формирование благоприятной среды, в рамках которой осуществляется бизнес. Стремление исключительно к материальным благам, жажда наживы и забота только о прибыли любыми средствами еще 200 лет назад было обозначено Смитом, как тупиковый путь развития [23].

Вместо того, чтобы перекладывать решение социальных проблем на плечи государства, социальный предприниматель проводит мониторинг окружающей среды с целью выявления наиболее слабых областей с последующим приложением определенных усилий, направленных на минимизацию негативных проявлений. Социальных предпринимателей отличает одержимость идеей, четко определенная последовательность действий, концентрация на результате, отказ от краткосрочной прибыли. Социальный предприниматель объединяет в себе черты идеалиста, мыслителя и реалиста. Его цели понятны, так как основаны на морально-этических ценностях, признаваемых и разделяемых обществом; задачи ясны, но мотивировка не всегда понятна. Целеустремленные, готовые к участию в жесткой конкурентной борьбе, стремящиеся наравне с другими участниками рынка максимизировать прибыль, они выделяют

денежные, человеческие и временные ресурсы для удовлетворения нужд общества. Они применяют имеющиеся навыки, знания и компетенции, для определения области приложения своих возможностей; эффективно используют ресурсы для реализации поставленной цели; проводят исследование изменений окружающей среды с целью выявления результатов от проделанной работы и уровня удовлетворенности общества. Их деятельность идентична деятельности любого предпринимателя, но с одним существенным отличием — она направленная на качественное изменение общества.

В самом общем виде, социальная деятельность предпринимателя включает реализацию блока задач, направленных на повышение благосостояния, создание среды наибольшего благоприятствования или усиление качественной составляющей общества.

Первая часть реализуется за счет выплаты налогов; своевременной оплаты коммунальных и иных платежей; выплаты справедливой «белой» заработной платы; отчисления в пенсионный фонд и т. д. Такая деятельность организации попадает под действие законодательства, однако обозначить их необходимо, т. к. пробелы и двоякая трактовка позволяют предпринимателям извлекать прибыль из полузаконных или незаконных действий. Отказ от таких схем в пользу общества также относится к социально-полезным деяниям.

Вторая часть связана с организацией быта, т. е. приводятся в порядок или строятся места семейного отдыха, парки, детские площадки, приюты для бездомных и т. д.

Третий часть блока задач связана с созданием системы оплаты базового или дополнительного образования сотрудникам или талантливой молодежи, включает в себя затраты на обучение и культурную адаптацию мигрантов; создание спортивных секций; программы адаптации преступников, реабилитации наркоманов и алкоголиков; профилактика СПИДА, наркомании, алкоголизма и курения и т. д.

Социальная ответственность проистекает из осознания необходимости вернуть обществу накопленные блага, полученные при использовании природных, человеческих и других ресурсов. Однако желание предпринимателей принять на себя социальную ответственность не возникает внезапно. Как правило, формирование ориентированной на общество политики, происходит с момента создания предприя-

тия, под влиянием воззрений руководства. Основные принципы служения обществу могут быть прописаны в уставе компании или носить характер традиций.

С другой стороны, не стоит игнорировать тот факт, что для компаний, мировоззрение которых формировалось в 90-е гг. баланс между стремлением к максимизации прибыли и удовлетворением потребностей общества является определяющим для уровня социальной ответственности. Количество принятых обязательств напрямую зависит от требований к бизнесу со стороны общества и государства, а также прибыльности и выгодности социальной активности для предпринимателя.

При наличии положительных тенденций в экономике трудности социального порядка ощущаются особенно остро и приобретают большую значимость. Основная проблема, которая имеет место — возможности отечественного предпринимателя взять на себя социальные обязательства и, а главное, выполнить их. Большая часть отечественных социологов придерживается мнения, что российский предприниматель склонен ставить свои личные интересы выше общественных, хотя экономическая ситуация в стране стабилизируется.

При этом социологи отмечают, что общественное мнение в России формируется не в пользу предпринимателей — только «9% респондентов из 1 200 опрошенных полагают, что большинство компаний в России ведет себя социально ответственно, и 43% - что немногие или никто» [24]. Предприниматель ассоциируется со стремлением к наживе любой ценой, в том числе за счет ущемления интересов других категорий граждан, в особенности, наемных работников. Используются «черные» и «серые» схемы оплаты труда; нарушаются нормы продолжительности рабочего времени; не соблюдаются техника безопасности на рабочем месте и другие нормы трудового законодательства; предлагаются потребителю товары низкого качества или опасные для здоровья; используется рабский труд мигрантов.

Следует четко определить границы социальной ответственности предпринимательства. Учитывая вышеприведенные характеристики в отдельный блок необходимо вывести предприятия социального обслуживания и социально-активные предприятия. К первому типу относятся те предприятия, которые, как правило, не выходят за пределы своей сферы деятельности: их влияние невелико, целевая аудитория

ограничивается местным населением, а сфера деятельности определяется ресурсами, которые они способны привлекать. Организации второго типа побуждают органы власти, другие компании, потребителей или сотрудников производить социально-полезные деяния. Обе группы, безусловно, полезны и заслуживают только положительного отклика на свои действия, но их деятельность не является социальным предпринимательством [25].

Социальная полезность возникает тогда, когда предприниматель стремиться к ценности в виде положительного изменения общества в целом или достаточно крупного сегмента в долгосрочном периоде. Определить является ли предпринимательская деятельность социальной можно оценив ее по трем основным параметрам. Во-первых, необходимо рассмотреть насколько деятельность организации нарушает равновесие в обществе. При этом равновесие может быть стабильным или динамичным, но несправедливым, т. е. подразумевается наличие неких негативных элементов, которые приносят физические или нравственные страдания определенной части общества, которые в силу сложившейся ситуации воспринимаются как неизбежные.

Во-вторых, следует определить системность и длительность деятельности предпринимателя. Выделение средств на покупку компьютеров для интерната похвальное и социально-направленное деяние, но мы не можем классифицировать его как социальное предпринимательство. Создание фонда, деятельность которого направлена на обеспечение интернатов необходимым для развития детей оборудованием — деятельность социального предпринимателя.

В-третьих, социальное предпринимательство подразумевает наличие сильной личности, которая является духовных лидером, вдохновителем, движителем; которая способна рисковать, принимать нестандартные решения, противиться устоявшейся действительности; дестабилизировать общество для достижения нового, улучшенного порядка.

Не вызывает сомнений тот факт, что для развития компании необходима сильная организационная культура, основой которой является идеология, включающая определение основных ценностей и осознание смысла деятельности. Проведенные Дж. Коллинзом и Дж. Поррасом исследования подтверждают, что высокие идеалы присущи не только тем компаниям, которые успешны настолько, что могут себе это позво-

1S4

< EASTWEST >

SOB«ELMTTS

лить. Наличие ключевой идеологии присущи многим великим компаниям и в то время, когда они боролись за выживание. Примером тому служит Sony в момент основания и Ford в период кризиса 1983 г. [26].

Оценить последствия социальной ответственности субъектов бизнеса достаточно сложно, в связи с тем, что результат носит качественный, а не количественный характер.

В процессе анализа деятельности предприятия учитывают и экономическую и социальную составляющую эффективности. Последняя является наиболее значимой по причине ее условной необязательности. Положительные изменения в экономической ситуации в стране позволяют повышать не только уровень юридической ответственности, но и привлекать предпринимателей к участию в решении социальных проблем общества. Чем выше уровень развития предприятия, тем больше у него возможностей усилить

социальную составляющую своей политики ведения бизнеса. Именно осуществление полезных для общества деяний сверх требований законодательства позволит стабилизировать социальную обстановку, а, следовательно, повысит устойчивость экономического развития страны.

Условия развития социальной ответственности

Для повышения эффективности деятельности предпринимательства необходимо отслеживать потребность общества в социальной активности. Основной принцип социальной ответственности, — своевременность и массовость — зачастую нарушается. При этом следует помнить, что нет вопросов первостепенной или второстепенной важности. Необходима продуманная, многоячеистая и многоступенчатая система качественной социальной политики, направленной на изменение общества.

ОБЛАСТИ ФОКУСИРОВАНИЯ

- требования бизнес сообщества;

- возможности, предоставляемые рынком;

- социальные нужды.

Возможности, предоставляемые локальными и глобальными рынками, а также социальные нужны и требования бизнеса должны быть исследованы и учтены в программах развития.

БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ВТВА

- система микрофинансирования, которая способствует развитию;

- культивирование идей, которые привлекательны с точки зрения инвестиций;

- предпринимательские идеи и разрушающие стереотипы решения;

- развитие инфраструктуры и формирование качества человеческих ресурсов университетами;

- предоставление спонсорской помощи и доступа к рынку деловыми кругами.

ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ

- институты микрофинансирования, предоставляющие микрокредиты;

- корпоративные спонсоры, которые предлагают гранты на проведение исследований и реализацию проектов.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

ГЛОБАЛЬНЫЙ

ЭФФЕКС

- формирование конкурентоспособной экономики;

- решение социальный проблем;

- развитие экономики.

Достижение устойчивого развития

СОПУТСТВУЮЩИО

КЛЕМЕНТЫ

- воспитание;

- информационные технологии, проектирование и план развития нового товара/услуги, оформление документов и другие стандартные процедуры, методологические подходы;

- социальные горизонтальные и вертикальные связи;

- доступность и открытость бизнеса и капитала.

Возможность развития бизнеса, в общем, и нового товара/услуги, в частности; организация инфраструктуры и формирование общественного сознания; обеспечение взаимодействия и контроля.

ЛОКАЛЬНЫЙ

ЭФФЕКК

- формирование предпринимательского сознания;

- наращивание возможностей для предпринимательской деятельности;

- рост инноваций и их использования;

- увеличение качества трудовых ресурсов.

Увеличение прибыльности организаций и их инициативности

Рисунок 1. Идеальная экосистема для развития социального предпринимательства

Если представить идеальную экосистему (ри- дит формирование предпринимательской деятель-сунок 1), в рамках которой существует социаль- ности. К ним относятся микрофинансирование, ное предпринимательство, то следует рассмотреть значение которого сложно переоценить, т. к. даже базовые компоненты, на основе которых происхо- незначительнее денежные вложения могут принести

огромную выгоду. Примером служит возможность получения кредита в размере 27 долларов, выданных в Бангладеше, которые местное население использовало для открытия собственного дела, в чем преуспели [27].

Также следует отметить культивирование привлекательных бизнес-идей, некоторые из которых влекут за собой сбой в равновесии. Также к базовым компонентам относятся: развитие инфраструктуры, благодаря которой обеспечивается возможность комфортного ведения предпринимательской деятельности; формирование человеческого капитала, который отвечает за реализацию поставленных целей; а также возможность получения спонсорской помощи для осуществления социально-полезной деятельности.

Области фокусирования предпринимательской деятельности включают требования бизнес сообщества; оценку возможностей, предоставляемых рынком; социальные нужды. Основные фонды, которые могут быть направлены на социальные нужды подразумевают объединенную деятельность банков, небольших компаний и крупных инвесторов. При этом уровень эффективности их функционирования напрямую влияет на интенсивность развития пред-

принимательской деятельности, как на локальном, так и на глобальном уровне.

Совокупное влияние сопутствующих элементов, таких как воспитание, развитость информационных технологий, возможность ускоренного оформления документов и следование другим стандартным процедурам, налаженность социальных связей в обществе и, в общем, доступность и открытость бизнеса обеспечивает возможность развития бизнеса, увеличение предложения товаров и услуг и их качества.

Сформированная наиболее эффективным образом на основании перечисленных элементов деятельность предпринимателей оказывает локальный и глобальный эффекты на развитие экономики. Локализованный эффект подразумевает формирование предпринимательского сознания, формирование возможностей развития предпринимательства и увеличение конкурентоспособности основной предпринимательской среды (региона), а также повышение качества трудовых ресурсов. Глобальный эффект включает повышение конкурентоспособности экономики; решение социальных проблем; обеспечение устойчивости развития экономики. Решение социальных проблем носит именно глобальный характер. Как и деятельность предпринимателей в целом.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-Ф3 (ред. от 23.12.2010) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

2. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Часть вторая в редакции от 30.06.2006 № 90-ФЗ

3. Prasnikar J. Competitiveness, Social responsibility and Economic Growth. NY. Nova Science Publishers, Inc. -2006. - 368 p.

4. Coleman J.C. Foundations of Social Theory, Cambridge, Mass.: Harvard University Pre+ss. - 1994.

5. Bourdieu, P. «Forms of capital» in J. C. Richards (ed.). Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education, - New York: Greenwood Press. - 1983.

6. Elkington J., Hartigan P. The power of unreasonable people. Boston: Harvard Business Press. - 2008. - 242 p.

7. Debeljak Z. & Gregoric A. Modeling Corporate Social Responsibility // Competitiveness, Social Responsibility and Economic Growth. - New York: Nova Science Publishers, Inc., - 2006. - 368 p.

8. Chrutchfield L.S. &Grant, H.M. Fore for good. SF.: John Wiley&Sons, Inc. - 2008. - 313 p.

9. Smith M. K. «'Social capital', the encyclopedia of informal education». - 2000-2009. URL: http://infed.org/ mobi/social-capital (дата обращения: 14.08.2016).

10. Mygind Niels. Dilemmas in Balancing the Stakeholders: Corporate Social Responsibility in the Pharmaceutical Company Novo Nordick // Competitiveness, Social Responsibility and Economic Growth. - New York: Nova Science Publishers, Inc. - 2006. - P. 299-313.

11. Dees J. G., Emerson J., Economy P. Strategic tools for Social Entrepreneurs: Enhancing the performance ofyour enterprising Non-profit. NY. John Wiley&Sons,Inc. - 2002. - 326 p.

12. Dunkan E. A grounded Theory Study on Social Entreprenurship: Koln:Lambert Academic Publishing AG&Co. - 2009. - 271 p.

Economics and management <f Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3-4 (2017)

3 < BAiTWEST >

SdB*ELMTTS

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

13. Burns K. A. Five Social Enterprise Myths, Dispelled // Fast Company. URL: http://www.fastcompany.com/ social/myths.html (дата обращения: 18.01.2017)

14. Brinckerhoff P. C. Social Entrepreneurship: The art of Mission-based venture development 2000. John Wiley&Sons, Inc NY. - 238 p.

15. Туркин,С. Как выгодно быть добрым: сделайте свой бизнес социально ответственным. - М.: Альпина Бизнес Букс, - 2007. - 381 с.

16. Потапова М.А. Формирование и развитие предпринимательской среды. - Владивосток: Изд-во Дальневост. Федерал. Ун-та, - 2011. - 244 с.

17. Лапина Н. Внутренняя и внешняя социальная политика российских предприятий и корпораций: Вклад в региональное развитие // Социальная политика бизнеса в российских регионах. - М., - 2005. - C. 13-65.

18. Социальная политика в современной России: реформы и повседневность / под ред. П. Романова и Е. Яр-ской-Смирновой. М.Ж ООО «Вариант», ЦСПГИ, - 2008. - 465с.

19. Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. - М.: Прогресс-Традиция, - 2008. - 448 с.

20. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюции концепции. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», - 2011. - 272 с.

21. Чубарова Т.В. Социальная ответственность в рыночной экономике: работник, бизнес, государство. СПб.: Нестор-История, - 2011. - 320 с.

22. Dees J. Gr. The Meaning of Social Entrepreneurship / / Unites States Association of Small Business and Entrepreneurship. May 30, 2010. URL: http://usasbe.org/knowledge/socialentres/Dees.pdf (дата обращения: 12.01.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Хоманн К., Бломе-Дрез Ф. Экономическая этика и этика предпринимательства. URL: http://krotov.info/ lib_sec/22_h/hom/an2.htm (дата обращения: 16.02.2017).

24. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Социальная ответственность предпринимателя: от идеи к российской реальности // Управление персоналом. - 2004. - № 7. - С. 43-45.

25. Мартин Р.Л., Осберг С. «Социальное предпринимательство» - определение понятия // Stanford Social Innovation Review. 2007. URL: http://www.nb-forum.ru/thanalitic_391_76 (дата обращения: 15.08.2016).

26. Коллинз Дж., Поррас Дж. Построенные навечно: успех компаний, обладающих видением. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005. 350 с.

27. Мухаммад Юнус: У меня только среди уличных попрошаек 120 тыс. заемщиков // Банки России. URL: http://www.wbanks.ru/interview/muhammad-unus (дата обращения: 10.02.2017).

информация об авторах

Потапова Марина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Школа

экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет

Адрес: 690041, г. Владивосток, ул. Серова, д. 33.

Тел. +7-914- 707-62-97

E-mail: Potapova.ma@dvfu.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5143-5213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.