Научная статья на тему 'Социокультурный облик предпринимателей западной Сибири в конце XX - начале XXI вв. : историографический аспект'

Социокультурный облик предпринимателей западной Сибири в конце XX - начале XXI вв. : историографический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ИСТОРИОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК / WESTERN SIBERIA / HISTORIOGRAPHIC TRADITION / PRIVATE ENTERPRISE / SOCIOCULTURAL LOOK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сорока Сергей Николаевич

В статье, с опорой на опубликованные исследования выявляются подходы в современной отечественной историографии к оценке сложных процессов генезиса, становления и развития российского частного бизнеса на рубеже ХХ-ХХI вв., факторов формирования социокультурного облика предпринимателей Западной Сибири. В процессе исследования установлено, что учёными была проделана большая работа по реконструкции феноменологии частного предпринимательства: исторических, социальноэкономических, общественно-политических условий становления предпринимательства в России и регионах. Однако, вне поля зрения специалистов остались проблемы функционирования социокультурной среды обитания предпринимателей, стратегий и практик их повседневной жизни, вопросы региональной, профессиональной и социальной идентичности членов бизнес-сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL APPEARANCE OF ENTREPRENEURS OF WESTERN SIBERIA AT THE END OF THE XX TH - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY: A HISTORIOGRAPHIC ASPECT

Based on published studies, the article identifi es approaches in modern Russian historiography to assessing the complex processes of genesis, formation and development of Russian private business at the turn of the twentieth and twenty-first centuries, factors in the formation of the sociocultural image of entrepreneurs in Western Siberia. In the course of the study, it was established that scientists had done a lot of work to reconstruct the phenomenology of private entrepreneurship: historical, socio-economic, socio-political conditions for the formation of entrepreneurship in Russia and the regions. However, outside the fi eld of view of specialists there were problems of the functioning of the socio-cultural environment of entrepreneurs, strategies and practices of their daily lives, issues of regional, professional and social identity of members of the business community.

Текст научной работы на тему «Социокультурный облик предпринимателей западной Сибири в конце XX - начале XXI вв. : историографический аспект»

DOI 10.26105/SSPU.2019.62.5.025 YAK 94(571.1)"19/20":930 ББК 63.3(285.3)64-2

C.H. СОРОКА

S.N. SOROKA

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI вв.: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

SOCIOCULTURAL APPEARANCE OF ENTREPRENEURS OF WESTERN SIBERIA AT THE END OF THE XX th - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY: A HISTORIOGRAPHIC ASPECT

В статье, с опорой на опубликованные исследования выявляются подходы в современной отечественной историографии к оценке сложных процессов генезиса, становления и развития российского частного бизнеса на рубеже ХХ-ХХ1 вв., факторов формирования социокультурного облика предпринимателей Западной Сибири. В процессе исследования установлено, что учёными была проделана большая работа по реконструкции феноменологии частного предпринимательства: исторических, социально-экономических, общественно-политических условий становления предпринимательства в России и регионах. Однако, вне поля зрения специалистов остались проблемы функционирования социокультурной среды обитания предпринимателей, стратегий и практик их повседневной жизни, вопросы региональной, профессиональной и социальной идентичности членов бизнес-сообщества.

Based on published studies, the article identifies approaches in modern Russian historiography to assessing the complex processes of genesis, formation and development of Russian private business at the turn of the twentieth and twenty-first centuries, factors in the formation of the sociocultural image of entrepreneurs in Western Siberia. In the course of the study, it was established that scientists had done a lot of work to reconstruct the phenomenology of private entrepreneurship: historical, socio-economic, socio-political conditions for the formation of entrepreneurship in Russia and the regions. However, outside the field of view of specialists there were problems of the functioning of the socio-cultural environment of entrepreneurs, strategies and practices of their daily lives, issues of regional, professional and social identity of members of the business community.

Ключевые слова: Западная Сибирь, историографическая традиция, частное предпринимательство, социокультурный облик.

Key words: Western Siberia, historiographic tradition, private enterprise, sociocultural look.

Введение. Обращение исследователей к проблеме реконструкции социокультурного облика отечественных предпринимателей в последние десятилетия становится знаковым сюжетом в общей характеристике феномена частного предпринимательства в России на рубеже ХХ-ХХ1 столетий.

Цель настоящей работы, носящей историографический характер, заключается в реконструкции историографической традиции исследования российского и регионального частного предпринимательства, выявлении подходов к осмыслению социокультурного облика предпринимателей Западной Сибири в конце ХХ - начале XXI столетий.

Материалы исследования. В порядке предуведомления отметим, что заявленная проблема в отечественной историографии изначально осваивалась в междисциплинарном контексте, с учётом подходов, наработок и выводов широкого спектра научных дисциплин: истории, социологии, политологии, экономики, социальной психологии. Во многом это объясняется уже сложившейся на Западе историографической практикой, во главу угла которой была положена социологическая традиция, заложенная трудами класси-

ков мировой социологии - М. Вебера, В. Зомбарта, и др., подробно охарактеризовавших корреляцию между спецификой религиозных ценностей и предпринимательской активностью общества [3], образ жизни буржуазии и типологические модели капиталистического поведения, с характерным для таковых стремлением к новаторству, энергичностью и силой воли [8].

Характеризуя фазис становления отечественной историографии российского предпринимательства, нельзя не обратить внимания на общий либеральный фон, сопровождавший начало экономических реформ в России, что придавало историческим оценкам отчётливый публицистический характер. В трудах историков начала 1990-х, жёстко и бескомпромиссно подвергался критике советский режим, купировавший предпринимательскую активность населения и частную инициативу граждан. Основная идея исследователей в этот период сводилась к необходимости реанимировать практики предпринимательской деятельности эпохи НЭПа, а также организовать развитие частного предпринимательства за счёт государственного сектора экономики, что в известной мере поставило вопрос о взаимодействии бизнеса и политического истеблишмента в России [4]. В целом, можно говорить о том, что в сообществе историков в начале 1990-х гг. шёл процесс подготовки массового сознания к восприятию будущих рыночных перспектив и системного внедрения частнособственнических отношений.

Однако период «шоковой терапии» 1992-1993 гг. внёс коррективы в систему оценок первого этапа формирования частнопредпринимательского сектора в России, прошедшего под знаком монетаристских моделей рыночных преобразований. Либеральная эйфория и непоколебимая вера историков-публицистов в возможности свободного рынка оказалась во многом опровергнута текущими событиями, шквал публицистической активности стал заметно тише, а на смену оценочным суждениям постепенно приходил взвешенный анализ экономической ситуации в стране и таких её важнейших составляющих, как частный бизнес.

Новой тенденцией в работах историков во второй половине 1990-х гг. стало обращение к духовно-нравственной атмосфере общественной жизни СССР / России постперестроечного периода в контексте ее обусловленности реформационными процессами. В этот период значительный сегмент публикаций, посвящённых общественным отношениям, педалировал идею рефлексии социальных связей в реформируемой России. В центре внимания исследователей чаще всего оказывались такие маркеры социальной жизни, как уровень доходов, образ жизни, стратегии и стандарты социального поведения. Впервые объектом исследовательского интереса становится проблема духовно-нравственного состояния лиц и сообществ, относящихся к категории «человек второго плана в истории», к которой принадлежали представители малого и среднего бизнеса «новой» России, что способствовало накоплению материалов о моральном состоянии российского общества в годы форсированной модернизации.

Учитывая то обстоятельство, что становление российского предпринимательства естественным образом совпадало по времени с процессами демократизации, «открытием» границ, аккомодацией западных образцов общественной жизни и бытовой организации, формирующаяся историография отечественного предпринимательства, не могла не обращаться в своих теоретических построениях к научным штудиям классической европейской политэкономии, всегда рассматривавшей предпринимательство в качестве феномена рыночной экономики.

К числу первых исследователей, обратившихся к проблеме культуры предпринимательства, относится российский социолог А.И. Агеев. В своей монографии, адресованной широкому кругу экономистов, социологов и собственно предпринимателей, автор дал детальное описание теоретических и практически проблем современного предпринимательства в западных странах, акцентируя внимание на процессах преобразования отношений соб-

ственности, а также условиях формирования массовой хозяйственной инициативы, подчеркнув определяющую в бизнесе роль предпринимательской мотивации [1].

Социокультурная традиция в исследовании условий и факторов инсти-туционализации частного предпринимательства в России наиболее рельефно оказалась представлена в 1990-х гг. в работах российских социологов, что явилось первым опытом серьёзной научной рефлексии отечественного опыта становления капиталистических отношений в новой России. Так, в качестве фундаментальной была заявлена проблема внутренней и внешней коммуникации нового класса российских предпринимателей. В частности, С.Д. Резник в своих работах отмечает, что поскольку для российского общества исторически наиболее адекватны коллективные формы мышления и хозяйствования, то для понимания природы частной инициативы в России необходимо сосредоточить внимание на изучении системы социальных отношений, а также более точном определении понятия «предприниматель». Автор, во многом продублировал сложившиеся в западной экономической мысли трактовки предпринимательства, в которых предпринимательство понималось как сложная модель взаимоотношений эксплуататоров с эксплуатируемыми [14].

Одним из важных умозаключений стал вывод авторов, по которому предпринимательство постепенно трансформируется из исключительно экономического понятия в категорию социально-психологического и социокультурного свойства.

В этой связи в научных монографиях и статьях социологического характера обнаружилась устойчивая тенденция к осмыслению социальной и социокультурной природы предпринимательства в России переходного периода.

В трудах Т.И. Заславской, Г.Г. Дилигенского и др. интенсивно разрабатывалась проблематика, связанная с процессами становления среднего класса в России, осмыслялась культурная роль сообщества предпринимателей в российском обществе [7, 5]. Указанным авторам было присуще смещение акцентов от изучения формальных аспектов институционализации предпринимательства, к выявлению социальных характеристик сообщества, мотивации бизнес-деятельности, анализу ценностей, стиля жизни, психологии и этики отношений предпринимательства, а также социокультурных ориентиров представителей частного бизнеса в продолжительной временной перспективе.

Тенденции расстановки социокультурных акцентов в изучении российского предпринимательства, наметившиеся во второй половине 1990-х гг., обрели благодатную почву в 2000-х гг. Системный социально-экономический кризис конца 1990-х - начала 2000-х гг., с одной стороны, поставил пределы анархическому периоду развития российского предпринимательства, что материализовалось в мобилизации государственно-административных ресурсов контроля и управления экономической сферой, с другой стороны, в новых условиях существования представители частно-предпринимательского сектора оказались в условиях формирования не стратегий обогащения, а, зачастую, элементарных стратегий выживания. Постепенный выход бизнес-структур из «теневого» состояния, легитимизация предпринимательства, актуализировали интерес учёных к таким вопросам, как образ российского предпринимателя и предпринимательства в исторической ретроспективе, социальный облик и культура деловых отношений российских бизнесменов [9, 10] и т.д.

Наиболее востребованным, с точки зрения реконструкции социокультурного облика предпринимателей Западной Сибири в настоящем диссертационном исследовании, нами рассматривается исследовательский опыт, запечатлённый в трёх последних группах работ, авторы которых сосредоточили своё внимание на проблемах институционализации сообщества предпринимателей как социокультурного явления, с характерной системой

специфических ценностей, региональной специфике становления частного бизнеса, адаптационных факторах, обеспечивающих самореализацию, саморазвитие и построение карьеры «среднего класса» в России и регионах.

Так, М.В. Манова, размышляя о влиянии ценностей предпринимательства на культуру трансформирующегося общества, констатирует вклад историков и социологов в исследование вопроса о соотношении традиционного и либерального компонентов формирования ценностных ориентаций предпринимателей постсоветского периода (А.С. Ахиезер), моделей осмысления ценностей бизнес-сообществ в контексте оппозиции «социализм-капитализм» (О.И. Шкаратан), особой роли коррупционной составляющей в конструировании хозяйственных стратегий российских предпринимателей в годы радикальных реформ (В.В. Радаев) [11, с. 3]. Автор приходит к выводу, что предпринимательская культура как широкая социальная программа не получила достаточного внимания в исследовательской литературе. В своей работе М.В. Манова определила основные векторы изучения российского предпринимательства в социокультурном аспекте. Исследователь сделала вывод о важности определения факторов и механизмов формирования ценностей российского предпринимательства в контексте рыночных отношений; автором были охарактеризованы традиционные и инновационные формы отечественного предпринимательства в социокультурных обстоятельствах; даны объяснения условиям, в которых складываются социокультурные шаблоны мировоззрения российского предпринимательства на современном этапе; выявлены основные модели трансляции предпринимательских ценностей в обществе, установлены региональные характеристики менталитета и предпринимательской культуры. Автором было убедительно доказано, что предпринимательство включает в себя рельефно выраженное социально-преобразовательное начало. Повышенное стремление людей, составляющих эту группу, к успеху посредством получения выгоды, способствует распространению в обществе предпринимательской культуры и таких её инструментальных ценностей, как осознание преимуществ свободы и сотрудничества [11, с. 5].

М.В. Мановой удалось выделить три модели ценностного сознания, сложившихся в российском обществе: постиндустриальную, участники которой принимают индивидуалистическую стратегию западного типа, традиционалистскую, основанную на патриархально-коллективистском принципе существования, и модель смешанную, с противоречивым типом ценностного сознания [11, с. 23].

М.С. Васянин, избрав в качестве предмета своего диссертационного исследования ценности и ценностные ориентации предпринимателей в современном российском обществе, отметил, что в России рубежа ХХ-ХХ1 столетия активно формируется бизнес-сообщество со специфической ценностной системой. В частности, учёному удалось классифицировать основные профессиональные ценности предпринимателей. Исследователь высказал предположение, согласно которому основной чертой предпринимательства в западных государствах является отсутствие конфликта между ценностями предпринимателей и ценностями населения в целом, в то время как в России подавляющая часть общества разделяет иные, чем представители предпринимательского сообщества ценности: коллективизм и патернализм, что является результатом доминирующей роли государства, в том числе и в сферах занятости населения в продолжительной исторической ретроспективе. Всё это, в конечном итоге, определило отстранённость значительной массы россиян от предпринимательской деятельности. М.В. Васянин, опираясь на теории М. Вебера и Р. Мертона, в заключительной части своей диссертации приходит к выводу, что предпринимателям России свойственен особый рациональный тип адаптации, в рамках которого ценностные установки и ориентации формируются как средства достижения цели и чаще всего противоречат интересам общества [2, с. 8].

Вопрос о ценностных ориентациях российских предпринимателей, поднятый в научном сообществе, обратил исследователей к проблеме детальной реконструкции социального облика данной группы. В середине 2000-х гг. происходит окончательное осознание того факта, что степень развития бизнеса в стране является индикатором успешности модернизационных процессов, а малое предпринимательство выступает составной частью высокоразвитой экономики. Для учёных становится очевидным, что социальный портрет предпринимателя не исчерпывается лишь карикатурно-гротескными чертами, которыми наделяли бизнесменов 1990-х гг. Так, социолог Е.М. Осипов внёс значительный вклад в реактуализацию негативного образа бизнес-сообщества России, подчеркнув, что представители частного бизнеса, являясь носителями больших амбиций в профессиональной области, ориентированы не только на преодоление ситуаций, связанных с риском, но и готовы нести ответственность за принятые ими решения [12].

Л.А. Жигун в работе, посвящённой проблеме модификации образа российского предпринимателя, опираясь на результаты исследования негосударственной организации Левада-Центр, пришёл к выводу, что профиль образа российского предпринимателя за период с 1991 по 2010 гг. значительно улучшился, что произошло под воздействием усиления образа положительных качеств, требующих длительного периода времени [6].

К важному элементу историографической традиции исследования российского предпринимательства следует отнести работы, посвящённые формированию и эволюции стратегий адаптивного поведения представителей отечественного бизнеса в конце ХХ - начале XXI вв., поскольку адаптация представляет собой сложный процесс, отличающийся перманентностью и созданием, в конечном счёте, новой системы иного уровня организации. Центральной идеей таких исследований является тезис, в соответствии с которым предприниматели, приспосабливаясь к социально-экономическим колебаниям, выбирают такие варианты деятельности своего предприятия, которые повышению их эффективность, обеспечивая, таким образом, стабильность общественной системы в целом. Историками, социологами, психологами, однозначно признаётся, что в обстоятельствах социальной неустойчивости, системных признаков социальной нестабильности, а также социально-экономического кризиса, для сообщества предпринимателей актуальным становится способность к реагированию и приспособлению к негативным условиям внешней социокультурной среды. Таким образом, адаптационный потенциал и умение ре-ализовывать адаптивные стратегии в современном формате рыночной экономики, выступают в качестве решающего фактора эффективной деятельности субъектов бизнеса, обеспечивают стабильность и продуктивное функционирование индивидуумов и групп инкорпорированных в бизнес-отношения.

Так, тема адаптационных стратегий как составляющей части социокультурного облика российских предпринимателей в различных ракурсах обсуждалась такими исследователями, как H.A. Плавюк, Т.Ю. Сазонова и др., которые пришли к выводу, что в адаптивном поведении представителей малого российского бизнеса в качестве основной выступает стратегия выживания. Данная стратегия основывается на опыте хозяйствующих субъектов по сохранению целостности своего предприятия, коммуникативных связей в профессиональной среде, финансовой независимости. Названными авторами были предложены различные модели классификации адаптационных стратегий организации малого бизнеса в 1990-2000-е гг. как реакции сообщества частных предпринимателей на кризисную ситуацию в экономике и обществе [13, 15].

Изучение адаптационного потенциала бизнес-сообщества на федеральном и региональном уровне привело исследователей к заключению, в соответствии с которым эффективное развитие предпринимательства зависит не только от текущего состояния экономики, но и психологической готовности самих предпринимателей к принятию решений, часто непопулярных и нега-

тивно воспринимаемых в обществе, что, так или иначе, имеет отношение к личностным характеристикам субъектов бизнес-деятельности.

Подводя итоги осмыслению историографии заявленной в статье проблемы, необходимо отметить, что в рамках более чем 20-летней ретроспективы исследования российского предпринимательства учёными была проделана большая работа по реконструкции феноменологии данного явления: охарактеризованы исторические, социально-экономические, общественно-политические условия и факторы генезиса частного бизнеса в России и регионах; произведены попытки рефлексии социального и социокультурного опыта предпринимательской деятельности; поставлен вопрос о ценностных ориентациях отечественных бизнесменов и их последующей эволюции.

В то же время тема различных аспектов формирования социокультурного облика предпринимателей, особенно в регионах, где организация деятельности частного бизнеса обладала рядом специфических характеристик, чаще всего оказывалась за «кадром» исследовательского интереса учёных. Вне поля зрения специалистов находились такие насущные проблемы, как социокультурная и социопсихологическая среда обитания субъектов предпринимательства, стратегии и практики повседневной жизни представителей сообщества, их семей и окружения, факторы их региональной, профессиональной и социальной идентичности.

Литература

1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991. 112 с.

2. Васянин М.С. Ценности и ценностные ориентации предпринимателей в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Пенза, 2013. 21 с.

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Ист-Вью, 2002. 352 с.

4. Гимпельсон Е.Г. Политическая система и НЭП: неадекватность реформ. Отечественная история. 1993. № 5. С. 29-43.

5. Дилигенский Г.Г. Российский горожанин конца девяностых: генезис постсоветского сознания: (социально-психологическое исследование). М.: ИМЭМО, 1998. 134 с.

6. Жигун Л.А. Модификация образа российского предпринимателя // Сборник материалов всероссийских научно-практических конференций / под общ. ред. А.В. Шарковой. М.: Издательство «Спутник+», 2016. С. 38-41.

7. Заславская Т.И. Российское общество на социальном изломе: взгляд изнутри. М.: ВЦИОМ: Моск. высш. шк. социал. и экон. наук, 1997. 298 с.

8. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994. 442 с.

9. Комаров В.Д. Образ российского предпринимателя: прошлое и настоящее Обозреватель [Электронный ресурс]. 2009. № 10 (105). Режим доступа: http://www.observer.materik.ru/observer/N10_98/index.htm (дата обращения: 19.08.2019).

10. Логунов А.Н. Российское предпринимательство в 1991-2003 гг.: социальный облик и культура деловых отношений: автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 2007. 16 с.

11. Манова М.В. Влияние ценностей предпринимателей на культуру трансформирующегося общества: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2010. 24 с.

12. Осипов Е.М. Социальный портрет предпринимателя и отношение к нему населения. Труд и социальные отношения. 2012. № 5. С. 115-121.

13. Плавюк H.A. Адаптация как функция менеджмента коммерческих организаций: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2004. 22 с.

14. Резник С.Д. Предприниматель. Экономика строительства. 1994. № 1. С. 1017.

15. Сазонова Т.Ю. Направления и стратегии адаптационной активности предпринимательских структур // Вестник Новгородского государственного университета. Экономические науки. 2014. № 82. С. 59-65.

References

1. Ageev A.I. Predprinimatel'stvo: problemy sobstvennosti i kul'tury [Entrepre-neurship: property and culture issues]. M.: Nauka, 1991. 112 p.

2. Vasyanin M.S. Cennosti i cennostnye orientacii predprinimatelej v sovremen-nom rossijskom obshchestve. Extended abstract of Kandidat's thesis. Penza, 2013. 21 p.

3. Veber M. Protestantskaya etika i duh kapitalizma [Protestant ethics and the spirit of capitalism]. M.: Ist-V'yu, 2002. 352 p.

4. Gimpel'son E.G. Political System and NEP: inadequate reforms. Otechestven-naya istoriya [National history], 1993, N 5, pp. 29-43 (in Russian).

5. Diligenskij G.G. Rossijskij gorozhanin konca devyanostyh: genezis postsovetsk-ogo soznaniya: (social.-psiholog. issled.) [Russian citizen of the late nineties: the genesis of post-Soviet consciousness: (socio-psychological study)]. M.: IMEMO. 1998. 134 p.

6. Zhigun L.A. Modification of the image of a Russian businessman // Sbornik ma-terialov vserossijskih nauchno-prakticheskih konferencij. Pod obshchej redak-ciej A.V. Sharkovoj [Collection of materials of all-Russian scientific and practical conferences. Edited by A.V. Sharkova]. M.: Izdatel'stvo «Sputnik+», 2016, pp. 38-41 (in Russian).

7. Zaslavskaya T.I. Rossijskoe obshchestvo na social'nom izlome: vzglyad iznutri [Russian society at a social break: an inside look]. M.: VCIOM: Mosk. vyssh. shk. social. i ekon. nauk, 1997. 298 p.

8. Zombart V. Burzhua: Etyudy po istorii duhovnogo razvitiya sovremennogo eko-nomicheskogo cheloveka [Bourgeois: Studies on the history of the spiritual development of modern economic man]. M.: Nauka, 1994. 442 p.

9. Komarov V.D. The image of a Russian entrepreneur: past and present. Oboz-revatel' [Reviewer], 2009, Vol. 10 (105). Available at: http://www.observer.ma-terik.ru/observer/N10_98/index.htm / 2009, 10 (105) (Accessed 19 august 2019) (in Russian).

10. Logunov A.N. Rossijskoe predprinimatel'stvo v 1991-2003 gg.: social'nyj oblik i kul'tura delovyh otnoshenij. Extended abstract of Kandidat's thesis. M., 2007. 16 p.

11. Manova M.V. Vliyanie cennostej predprinimatelej na kul'turu transformiruyush-chegosya obshchestva. Extended abstract of Kandidat's thesis. M., 2010. 24 p. (in Russian).

12. Osipov E.M. Social portrait of an entrepreneur and the attitude of the population towards him. Trud i social'nye otnosheniya [Labor and social relations], 2012, N 5, pp. 115-121 (in Russian).

13. Plavyuk H.A. Adaptaciya kak funkciya menedzhmenta kommercheskih orga-nizacij. Extended abstract of Kandidat's thesis. M., 2004. 22 p. (in Russian).

14. Reznik S.D. Entrepreneur. Ekonomika stroitel'stva [Construction Economics], 1994, N 1, pp. 10-17 (in Russian).

15. Sazonova T.Y. Directions and strategies of adaptive activity of entrepreneurial structures // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomi-cheskie nauki [Bulletin of Novgorod State University. Economics], 2014, N 82, pp. 59-65 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.