Научная статья на тему 'Социокультурная жизнедеятельность современного предпринимателя: региональные особенности'

Социокультурная жизнедеятельность современного предпринимателя: региональные особенности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
299
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СТИЛЬ ЖИЗНИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Безрук Галина Владимировна

В статье на основе анализа эмпирического материала исследуются особенности социокультурной жизни предпринимателей на примере Республики Адыгея. Жизнедеятельность предпринимателей во всех проявлениях раскрывается в процессе анализа ее отдельных сторон (работа и материальный статус, социальное окружение, ценностные приоритеты).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная жизнедеятельность современного предпринимателя: региональные особенности»

УДК 316.728:323.326 ББК 60.561.22 Б 39

Безрук Г.В.

Социокультурная жизнедеятельность современного предпринимателя: региональные особенности

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье на основе анализа эмпирического материала исследуются особенности социокультурной жизни предпринимателей на примере Республики Адыгея. Жизнедеятельность предпринимателей во всех проявлениях раскрывается в процессе анализа ее отдельных сторон (работа и материальный статус, социальное окружение, ценностные приоритеты).

Ключевые слова:

Предпринимательство, мировоззрение, качество жизни, стиль жизни, социокультурный подход, институциональный подход.

Предпринимательство в России рассматривают как явление с долгосрочной перспективой, связывая с ним стабильность экономического развития, так как оно является важным фактором развития экономики как России в целом, так и субъектов Федерации (в частности Адыгеи). Предприниматели решают в обществе важные социальные проблемы: смягчают безработицу, пополняют средний класс, принимают участие в общественной жизни, способствуют экономическому развитию республики. Чтобы создать оптимальные условия для развития бизнеса, необходимо изучение индивидуальных потребностей и запросов предпринимателей. Отсюда вытекает необходимость увеличения объема знаний о социокультурных стереотипах мышления предпринимателей в разных субъектах федерации, так как именно социокультурные процессы непосредственно воздействуют на характер развития рыночных отношений, восприятия людьми происходящих изменений и выработки ими новых жизненных стратегий.

Цель статьи - анализ результатов социологического исследования социокультурных особенностей предпринимательской деятельности, влияющих на социальный облик предпринимателя в Республике Адыгея.

Социологическое исследование проводилось в ноябре 2008 г. - феврале 2009 г. в Республике Адыгея методом опроса (анкетирование), целью которого являлось социокультурное осмысление стереотипов мышления предпринимателей региона, а также факторов, влияющих на их формирование. Особенность генеральной совокупности состояла в том, что свою деятельность в качестве предпринимательской регистрировали физические и юридические лица (предприятия). По данным Министерства экономического развития и торговли в республике зарегистрировано 2212 малых предприятий и 11061 индивидуальный предприниматель. Выборка производилась гнездовая в соответствии со сферами хозяйствования предпринимателей из следующих секторов (гнезд):

В исследовании использовался социокультурный подход, сущность которого, по определению Лапина Н.И., состоит в рассмотрении общества как единства культуры и социальности [1; 24]. При этом под культурой понимается совокупность результатов деятельности человека (идеи, ценности, нормы, образцы), а под социальностью -совокупность взаимоотношений между социальными субъектами. Центральное место в таком исследовании занимает человек активный (homo activus), его этические, ценностные характеристики, обозревается его культурное, политическое, хозяйственное мировоззрение. Социокультурный подход является универсальным и позволяет рассмотреть культурные, политические, хозяйственные и другие элементы общества.

В исследовании социокультурный подход дополнялся институциональным [2].

Объектом его изучения выступает социальная деятельность, включающая процессы социального воспроизводства, повседневную жизнедеятельность предпринимателей, социальную адаптацию к трансформирующимся условиям жизни.

В рамках первого подхода рассматривались следующие блоки вопросов: социальное положение предпринимателей, ценностные установки, религия. Второй подход использовался при изучении бизнеса, материального положения предпринимателей.

Прежде чем перейти к осмыслению жизнедеятельности бизнесменов, необходимо эксплицировать само понятие «предприниматель»; выявить отношение, сложившееся по отношению к ним в социуме. Гражданский Кодекс РФ содержит исходное определение предпринимательства - это самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2). С социологической точки зрения предпринимательство - это социальное явление, связанное с методами ведения хозяйства, стереотипами особого мышления и поведения индивида, образом жизни субъекта предпринимательских отношений, призванием, способами социальных преобразований и системой нравственно-этических ценностей.

В начале исследования нами проводился экспертный опрос, нацеленный на выявление общественного мнения о предпринимателях. Большинство приглашенных экспертов ответили, что относятся к бизнесменам положительно, уважают их труд, а государство должно активно способствовать развитию предпринимательской деятельности. Правительство РФ в рамках реализации Программы среднесрочного развития социально-экономической сферы приоритетным направлением поставило развитие предпринимательской деятельности. Для привлечения населения в бизнес-среду проводятся специальные мероприятия: внедрение методических рекомендаций органами образования по расширению возможностей учащихся общеобразовательных учреждений в изучении основ предпринимательского права; привлечение СМИ к формированию программ и передач об успехах предпринимателей; и т.д. В целях повышения

эффективности предпринимательской деятельности государство проводит административные реформы. Эти меры не остаются бездейственными - количественные параметры этой социальной группы возрастают с каждым годом: например, сейчас в Республике Адыгея зарегистрировано 11061 индивидуальный предприниматель, 2212 -юридических. Прирост индивидуальных предпринимателей в 2005 - 2007гг. составил 7% (диаграмма 1), а юридических в тот же период времени 1% (диаграмма 2).

Диаграмма 1.

12000

10000

О

I □ Ряді

Индивидуальные предприниматели

2005г.

8817

2006г.

9839

2007г.

10858

□ Ряд1

Диаграмма 2.

Юридические предприниматели

2200

2180

2160

2140

2120

2100

2080

I □ Ряд1

2005г. 2006г. 2007г.

2164 2135 2212

I □ Ряд1 I

Бизнес и материальное положение предпринимателей. В этой области исследования ставилась следующая задача: выяснить, какое место в жизни

предпринимателя занимает его работа, чем он мотивировал открытие дела, на какой результат был нацелен и, главное, оправдывает ли работа его ожидания.

Для начала респондентам было предложено ответить на вопрос: «Почему Вы занялись предпринимательской деятельностью?». На выбор большинства из них повлияли проблемы материального плана, которые они намеревались решить посредством открытия собственного предприятия (диаграмма 3), так как в стереотипах мышления россиян сформировалось представление о том, что бизнес приводит людей к процветанию и достатку. Предпринимательская деятельность, как показывают последние социологические исследования, входит в число наиболее доходных профессий в России,

по мнению представителей разных поколений: таковой ее считают 25% молодежи и 22% «старшего поколения». Однако данная профессия потеряла свою привлекательность в глазах 4% молодежи за 1997 - 2007гг [3; 13].

Диаграмма 3.

Мотивация открытия дела

инои вариант ответа

хотели решить таким образом свои материальные проблемы

хотели себя реализовать

Вы были без работы

в соответствии с личным интересом

7%

7%

29%

I □ Ряд1I

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%

Надежды предпринимателей на то, что работа поможет им разбогатеть, пока воплотились не у всех. Участникам опроса было предложено выявить каким должен быть уровень доходов, позволивший бы им обеспечить семье достойную жизнь. 29% обозначили его в рамках 50000 - 100000 рублей, 23% назвали сумму 40000 - 50000 рублей, еще 23% опрашиваемых хватило бы 25000 - 30000 рублей. Обеспечить семье желаемый доход могут только 2% респондентов, 69% это не под силу.

Материальное положение у большинства бизнесменов за прошедший год, по сравнению с предшествующим, не изменилось у 53%, ухудшилось - у 31%, повысить свой уровень смогли 16%. Их прогнозы на будущий год относительно перспектив развития бизнеса выглядят следующим образом: 2% абсолютно уверены в том, что в будущем году смогут повысить свой доход, 20% говорят об этом с некоторой долей сомнения, а 50% не намечают трансформаций бизнеса.

Наиболее важным в работе для бизнесменов, впрочем, как и для многих других людей, является хороший заработок. Предпринимательская деятельность позволяет им повысить престиж, реализовать личные качества, свой творческий потенциал и, самое главное, делает их независимыми. Данные факторы повышают самооценку предпринимателей, создают уверенность в завтрашнем дне, в том, что именно труд оказывает решающее влияние на их социальный статус.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что предприниматели получают от своей деятельности не только материальное удовлетворение, но и эмоциональное, что ведет к более успешной социализации личности, и, как следствие, - повышает адаптационные возможности. Социально-экономическое положение является стабильным, а взгляд на будущее - оптимистичным.

Социальное окружение предпринимателя. В сферу социальных связей предпринимателя, непосредственно влияющих на формирование его мировоззрения, входят органы власти, социальные институты, внутрикорпоративное партнерство и, конечно же, семья. На раскрытие структуры данных связей был направлен следующий блок вопросов анкеты.

Что касается взаимоотношения предпринимателей с властью, то это основная проблема, волнующая их. На вопрос «как часто предприниматели по роду своей деятельности сталкиваются с представителями органов власти?» 46 % респондентов

ответили - часто, 50% - редко, 4 % - никогда. При этом факторами, которые влияют на развитие бизнеса крайне негативно, респонденты выделили деятельность контролирующих и инспектирующих организаций (35%), сложные бюрократические процедуры (36%), а также высокий уровень налогов и сложная налоговая система (63%). На бизнес оказывают незначительное отрицательное воздействие такие факторы, как высокий уровень производственных затрат, нехватка оборотных средств, высокий уровень конкуренции.

У предпринимателей не возникает проблем с наймом рабочей силы необходимой квалификации, при этом показателен тот факт, что они практически не сталкиваются с коррупцией чиновников (об этом заявили 60% опрошенных). Бизнес, по мнению большинства предпринимателей (78%), нуждается в активной поддержке государства. Положением дел в Адыгее недовольны 51% опрошенных, при этом жить в республике не тяжелее и не легче, чем в других субъектах федерации. В вопросе о том, кто в большей степени влияет на развитие Адыгеи, мнения разделились примерно поровну: за федеральную власть высказались 30% предпринимателей, за республиканскую - 35% и еще 35% затруднились ответить. В целом предприниматели оценивают политическую обстановку в республике как стабильную (40%).

Следовательно, если говорить о состоянии институциональной среды в республике, можно констатировать недостаточно эффективное взаимодействие региональных властей и малого бизнеса.

Чтобы оценить психо-эмоциональное состояние предпринимателей, им был задан ряд вопросов, рассмотрев которые, можно сделать следующий вывод: у них есть к кому обратиться за поддержкой в кризисной ситуации, между бизнесменами начинает складываться внутрикорпоративное сотрудничество, особенно в сфере оказания услуг населению и промышленной сфере. Опрошенные заявили, что врагов в сфере бизнеса у них нет (26%), если же и есть, то они не знают об их существовании, когда они общаются с незнакомыми людьми, то относятся к ним с доверием. Адыгея является полиэтничным регионом, что практически не оказывает негативного воздействия на условия проживания в ней и деятельность предпринимателей - 74% респондентов испытывают позитивное самочувствие в полиэтничной среде и только 11% столкнулись с негативными последствиями проживания в многоэтничном регионе.

Предприниматели осознают необходимость участия в благотворительной деятельности, однако не все могут осуществлять ее регулярно: 55% респондентов занимаются филантропией по мере возможностей, 7% - регулярно и 38% опрошенных не участвуют в благотворительных акциях. Такое положение объясняется тем, что в

республике развито преимущественно малое предпринимательство, которое не располагает достаточной материальной базой для периодических отчислений на общественные нужды.

Важнейшее место в системе социальных связей предпринимателей занимает семья, ее определили как важнейшую ценность в жизни почти все респонденты. У 37% опрошенных члены семьи заняты в бизнесе, у остальных 67% родственники не связаны с их деятельностью. Однако предприниматели (65%) очень хотели бы, что бы их дети имели собственный бизнес, как способ достижения благополучия (только 15% не пожелали бы такой судьбы для своих детей). Это обусловлено тем, что дети нынешних предпринимателей не встретят трудностей при оформлении собственного бизнеса, так как будут опираться на опыт и поддержку родителей, в том числе и материальную. Первая волна предпринимателей и нынешняя схожи в том, что основой при образовании дела для 66% послужили или семейные ресурсы, или ресурсы прежней работы, помощь друзей. Возможностями, предоставляемыми банками, воспользовались 20% участников опроса, причем 19% из них занимались предпринимательской деятельностью в промышленной сфере, т.е. они являлись крупными предпринимателями и семейных связей было недостаточно для развертывания дела.

Таким образом, предприниматели создали вокруг себя прочную систему социальных связей, которые поддерживают позитивное эмоциональное состояние, позволяют им прогрессивно развиваться, поддерживают стабильность жизнедеятельности, несмотря на сложность отношений с институциональной властью.

Религиозные взгляды предпринимателей. Многие поступки индивиды оценивают, приводя в соответствие со своими религиозными взглядами, именно религия является мерилом определенных моральных установок, традиций, норм и правил, бытующих в обществе. Поэтому в проведенном исследовании было уделено внимание религиозным воззрениям бизнесменов.

Когда респондентам был задан вопрос «Нужна ли религия нашему обществу?», 46% ответили «Да», так как она несет в себе важные позитивные начала, преобразующие общество, да и мир в лучшую сторону (таблица 1). Однако, как показало исследование, религиозных норм на работе придерживаются только 2%, а 84% - нет, поскольку соблюдение этих правил ограничивает действия предпринимателя.

Таблица 1. Религиозное мировоззрение предпринимателей

Религиозные ценности Респонд енты

Религия помогает сохранить культурные традиции народа, объединяет людей 31%

Религия помогает человеку понять мир и свое место в нем 13%

Религия помогает человеку преодолевать жизненные трудности, утешает в горе 24%

Религия способствует росту нравственности, регулирует поведение людей 32%

Предприниматель и его ценности. Рассматривая ценности современного общества, Лапин Н.И. предлагает для их исследования дихотомическое деление на традиционалистские (семья, традиции) и либеральные (свобода, независимость, частная собственность), между которыми промежуточное положение занимают общечеловеческие ценности (порядок, благополучие, честность, ответственность). Руководствуясь этим подходом, в статье анализировались ценности предпринимателей. Одна из задач нашего исследования - выявление доминирующих ценностей в жизни бизнесменов.

Бизнесмены являются «прогрессивными адаптантами», которые наиболее активно, по сравнению с другими социальными группами, впитывают в себя новшества продиктованные временем и наукой, реформами. Принято считать, что именно они являются в большей степени носителями либеральных ценностей. Исследование показало, что для них большее значение все же имеют ценности традиционного характера, хоть и с небольшим перевесом (диаграмма 4). Наибольшую значимость представляют семья, достаток, личный успех, мир, на второй план отодвигаются свобода, карьера, честность и законность. Наименьшие эмоции вызывали у участников опроса демократия, духовность, терпимость. Возможно, этот факт обусловлен тем, что российское предпринимательство еще очень «молодое» и приоритетными являются ценности, сформированные в прошлом.

Диаграмма 4.

Какие ценности имеют для вас наибольшее значение?

Успех Труд Терпимость Стабиль ность Сп равед ли вость Совесть Собствен ность Сила Семья Свобода Права человека Порядок Мир Защ ита Закон Достои нство Достато к Демократия

□ □

] □ 1 9%

] □ 1 5%

О 39%

О 30% □ 29%

□ □ 32'

%

] 38%

О 40%

□ О

О 29% 26%

□ 30%

] □ 6%

О 60%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ 70%

□ О 82'

□ 59%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%

Подводя итог исследования, необходимо отметить следующие положения.

Предприниматель - человек, стремящийся к материальному достатку, успеху, карьерному росту, главная ценность которого - семья, ее благополучие. От своего труда он получает рационально-эмоциональное удовлетворение, поэтому ценит его, понимает значимость.

Люди, занятые бизнесом, пока еще обустраивают собственную «среду обитания», что является для них первоочередной задачей, выравнивают взаимоотношения с властью, но уже принимают участие в общественной жизни: занимаются филантропией, формируют корпоративные связи. Благодаря поддержке государства предприниматели получают ресурсы развития, которые в будущем позволят им стать субъектом социального действия и конвертировать свои экономические возможности в различные сферы общества (прежде всего социальную), от чего выиграет весь социум.

Примечания:

1. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000.

3. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 1. От прошлого к будущему. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск, 1997.

2. Институциональный подход разрабатывается в исследованиях В.В. Радаева. Он является теоретиком так называемого "московского крыла" институционального направления российской социологии. С другой стороны, данное направление становится центральным для исследователей Новосибирской экономико-социологической школы.

3. Горшков М.К. Молодежь Новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.