Научная статья на тему 'Характеристика российского предпринимателя в зеркале общественного мнения'

Характеристика российского предпринимателя в зеркале общественного мнения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2449
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ЧЕРТЫ / ПРИСУЩИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / СТАТУС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RUSSIAN BUSINESSMAN / PORTRAIT OF AN ENTREPRENEUR / BUSINESS SKILLS / SOCIAL IMAGE / STATUS / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никонов Владимир Александрович

Актуальность и цели. В условиях непростых трансформаций в современной экономике России развитию предпринимательства уделяется много внимания на государственном уровне, поэтому ключевой проблемой становится необходимость понимания личностных особенностей предпринимателей, их социального потенциала, отношения к ним населения. Целью данной статьи является выявление характерных особенностей предпринимательского слоя, основанных на конкретных представлениях о нем молодого поколения российского общества. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе раскрытия характеристики регионального предпринимателя, с точки зрения молодежной аудитории, в формате структурированного интервью. Использованы данные авторского опроса студенческой молодежи ряда московских вузов. Результаты. Результаты исследования показывают, что деятельность и идеи предпринимательства вызывают особый интерес среди респондентов и оцениваются ими положительно. Представлен обобщенный образ современного российского предпринимателя с точки зрения социально-демографических, социально-экономических и социально-личностных характеристик. Выводы. Образ современного предпринимателя ассоциируется у многих как с профессиональными качествами бизнесмена, так и с наличием у него определенного культурного и социально значимого потенциала, способного в условиях несбалансированного рынка оказывать активное участие в социальной жизни своего города, региона, государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE RUSSIAN ENTREPRENEUR IN THE MIRROR OF PUBLIC OPINION

Background. Development of entrepreneurship draws much attention from the state authorities in the conditions of difficult transformations in the modern Russian economy, and therefore, the key issue here is the need to understand personal characteristics of entrepreneurs, their social capacities and population’s attitudes to them. The purpose of this article is to identify characteristic features of the business layer based on specific ideas of the Russian younger generation about it. Materials and methods. The research tasks were implemented on the basis of disclosing regional characteristics of the entrepreneur from the perspective of the youth audience in the format of structured interviews. The research data were elicited from the author’s survey of students of several Moscow Universities. Results. The results show that the activity and the idea of entrepreneurship are of special interest among the respondents and are rated positively by them. The article presents a generalized image of a modern Russian entrepreneur in terms of socio-demographic, socio-economic and socio-personal characteristics. Conclusions. Many respondents associate the image of a modern entrepreneur with professional qualities of a businessman and with the presence of a certain cultural and socially significant potential, someone capable of active participation in municipal, regional and state social events in conditions of unbalanced market.

Текст научной работы на тему «Характеристика российского предпринимателя в зеркале общественного мнения»

УДК 316.4.051(470)

DOI: 10.21685/2072-3016-2017-2-10

В. А. Никонов

ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Аннотация.

Актуальность и цели. В условиях непростых трансформаций в современной экономике России развитию предпринимательства уделяется много внимания на государственном уровне, поэтому ключевой проблемой становится необходимость понимания личностных особенностей предпринимателей, их социального потенциала, отношения к ним населения. Целью данной статьи является выявление характерных особенностей предпринимательского слоя, основанных на конкретных представлениях о нем молодого поколения российского общества.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе раскрытия характеристики регионального предпринимателя, с точки зрения молодежной аудитории, в формате структурированного интервью. Использованы данные авторского опроса студенческой молодежи ряда московских вузов.

Результаты. Результаты исследования показывают, что деятельность и идеи предпринимательства вызывают особый интерес среди респондентов и оцениваются ими положительно. Представлен обобщенный образ современного российского предпринимателя с точки зрения социально-демографических, социально-экономических и социально-личностных характеристик.

Выводы. Образ современного предпринимателя ассоциируется у многих как с профессиональными качествами бизнесмена, так и с наличием у него определенного культурного и социально значимого потенциала, способного в условиях несбалансированного рынка оказывать активное участие в социальной жизни своего города, региона, государства.

Ключевые слова: российский предприниматель; черты, присущие предпринимательской личности; социальный образ; статус; предпринимательская деятельность.

V. A. Nikonov

CHARACTERISTICS OF THE RUSSIAN ENTREPRENEUR IN THE MIRROR OF PUBLIC OPINION

Abstract.

Background. Development of entrepreneurship draws much attention from the state authorities in the conditions of difficult transformations in the modern Russian economy, and therefore, the key issue here is the need to understand personal characteristics of entrepreneurs, their social capacities and population's attitudes to them. The purpose of this article is to identify characteristic features of the business layer based on specific ideas of the Russian younger generation about it.

Materials and methods. The research tasks were implemented on the basis of disclosing regional characteristics of the entrepreneur from the perspective of the youth audience in the format of structured interviews. The research data were elicited from the author's survey of students of several Moscow Universities.

Results. The results show that the activity and the idea of entrepreneurship are of special interest among the respondents and are rated positively by them. The article presents a generalized image of a modern Russian entrepreneur in terms of socio-demographic, socio-economic and socio-personal characteristics.

Conclusions. Many respondents associate the image of a modern entrepreneur with professional qualities of a businessman and with the presence of a certain cultural and socially significant potential, someone capable of active participation in municipal, regional and state social events in conditions of unbalanced market.

Key words: Russian businessman, portrait of an entrepreneur, business skills, social image, status, entrepreneurial activity.

Современное развитие предпринимательства в России происходит в периоды радикальных социально-экономических преобразований и наиболее острых социальных проблем. Изучение образа предпринимателя в представлении российского общества позволяет осмыслить его роль в реформировании экономики страны.

Впервые термин «предприниматель» ввел ирландский экономист Р. Кантильон в своей работе «Эссе о природе торговли вообще» в XVIII в. [1], однако данное понятие использовали в своих трудах и другие экономисты того времени, такие как Т. Гоббс, А. Смит, Ж.-Б. Сэй и др. [2-4].

В научных работах и исследованиях различных зарубежных и отечественных социологов-экономистов уделялось достаточно внимания составлению социального портрета предпринимателя. По-разному представлялись авторам основные характерные черты, присущие предпринимательской личности. Так, если Дж. Милль усматривал предпринимателя в каждом капиталисте, убедительно доказывая, что сама сущность капитала есть предпринимательство [5], то К. Маркс называл предпринимателем только капиталиста, получающего доход от предпринимательской деятельности [6]. Социологи М. Вебер и В. Зомбарт подчеркивали религиозно-этические черты и духовные предпосылки хозяйствования (трудолюбие, честность, бережливость) [7, 8]. Й. Шумпетер высоко отмечал стремление предпринимателя к новаторству, энергичность и силу воли [9, с. 63]. Ф. Найт размышлял о необходимости особой интуиции предпринимателя, поскольку его деятельность сопряжена с риском [10, с. 14]. П. Друкер в свою очередь развивал мысль о необходимости совершенствовании знаний предпринимателя и его способности к развитию [11, с. 109].

В вопросах изучения образа предпринимателя необходимо отметить заслуги отечественных исследователей. Научную известность получили работы Г. Гинса, Т. И. Заславской, В. В. Радаева, А. Ю. Чепуренко, А. В. Безгодова [12-16].

Анализ научной литературы показал, что на сегодняшний день имеется множество представлений о социальной сущности предпринимательского слоя населения, на основе которых возможно выстроить определенную характеристику его черт.

Так, в социологических исследованиях портрета петербургского предпринимателя А. В. Безгодов выделяет «когорту тридцатилетних»: до 45 % предпринимателей относятся к возрастной группе от 30 до 39 лет [16, с. 65]. В. В. Радаев, указывая на преобладание мужчин-предпринимателей, отмечал

их высокий образовательный уровень: около 80 % из них имели высшее образование, а около 10 % - ученую степень [14, с. 31]. Тему социокультурного портрета предпринимателей, их ценностно-мировоззренческие установки и образ жизни исследовала в своей работе Г. В. Безрук [17, с. 19-22]. Определенную психологию специфичности развития российского предпринимателя отмечал О. З. Муштук [18, с. 101-122].

Академик Л. И. Абалкин определял одним из важнейших признаков предпринимателя ориентацию на достижение коммерческого успеха, ответственности за самостоятельность принимаемых им решений, а также их последствия [19, с. 12].

Е. М. Осипов, ссылаясь на результаты опросов, приходит к выводу, что отношение населения к предпринимателям в целом положительное, отмечая предпринимателя «достаточно развитой личностью, имеющей амбиции и стремление к профессиональному росту», подчеркивая при этом и определенные замечания респондентов относительно экономической эффективности и законопослушности ведения бизнеса предпринимателями [20, с. 119, 120].

Ряд исследователей, указывая на возросшую престижность профессии предпринимателя в обществе [21, с. 60], затрагивает вопрос социальной ответственности предпринимателей. Г. Б. Кошарная, к примеру, обращает внимание на этические моменты в вопросах трудовых взаимоотношений предпринимателей со своими работниками, включая условия труда, предлагаемые им предпринимателями, а также «соответствие произведенного продукта интересам потребителей» [22, с. 105]. В силу специфики рода деятельности всем предпринимателям присущи лидерские и организаторские способности, склонность к риску, а также высокие коммуникативные качества.

На противоречивость предпринимательской сущности обращают внимание многие исследователи. Так, А. В. Быковский, справедливо ссылаясь на отсутствие действенных механизмов поддержки малого предпринимательства, отмечает как созидательные функции предпринимателей (действует в интересах всего общества, насыщая рынок товарами и услугами, создавая рабочие места и т.д.), так и общественно-нелегитимные (стремится получить экономическую выгоду в нарушение действующего законодательства) [23, с. 17].

Вместе с тем образ современного российского предпринимателя, как продукта социального представления о нем, в настоящее время зависит от степени социальных процессов, происходящих в российском обществе. Предпринимательский класс в постсоветской России формировался, как правило, за счет чиновников административной и хозяйственной элиты, бывших представителей теневого бизнеса («цеховиков»), имеющих опыт в коммерции работников торговли и сферы обслуживания, мелких торговцев, совершавших регулярные рейсы за товаром («челноков»), а также рядовых граждан, пришедших в бизнес из-за тяжелого экономического положения в стране [24, с. 65].

Из множества определений, данных понятию «предприниматель», автор выделяет формулировку Р. Хизрича, которая, по его мнению, наиболее полно и точно отражает предпринимателя «как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение» [25, с. 22]. Тем не менее автор придерживается такой обобщенной характери-

стики: предприниматель - это лицо, самостоятельно, от своего имени и на свой риск инициативно организующее и осуществляющее деятельность, направленную на получение прибыли или личного дохода.

Следует отметить, что в силу уникальности предпринимательства в России социальный образ российского предпринимателя и его характерные личностные черты заслуживают отдельного внимания. Ввиду того, что существует тесная связь между социально-психологическими характеристиками личности предпринимателя и масштабом результатов его предпринимательской деятельности, необходимо рассматривать социальный портрет современного российского предпринимателя путем анализа как обобщенных статистических данных, так и полученных характеристик по результатам исследований отдельных ученых. Между тем ученые, в частности Т. И. Заславская, отмечают, что отсутствие методически надежной социально-экономической статистики о структуре слоя предпринимателей, направлениях и темпах его развития, об особенностях его регионально-поселенческого размещения, культурно-возрастного уровня и результатах его экономической деятельности не дает полного и объективного представления в целом [13, с. 20].

Раскрывая характеристику российского предпринимателя, можно обобщить, что это человек с неповторимым, самобытным менталитетом, а также особенным умением вести дела. Известно, что российские предприниматели отличались огромной работоспособностью, ярко выраженными лидерскими качествами, упорством и желанием заработать. Опираясь на инициативу русского предпринимательства, российское государство смогло осваивать новые земли. Исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что российские предприниматели имеют более выраженную самостоятельность и автономность по сравнению с представителями других стран, а также сильную психологическую защиту от социального неодобрения. Этому способствовало не только несбалансированность рынка, отсутствие реальной и последовательной поддержки со стороны государства, но и открытое противопоставление бизнеса жесткому государственному регулированию предпринимательской деятельности.

С целью выявления общественного мнения о характерных чертах предпринимателей нами был проведен опрос среди студенческой молодежи как потенциальной группы будущих российских предпринимателей и наиболее социально активной группы граждан. Опрос проводился методом структурированного интервью среди 150 студентов высших образовательных заведений Юго-Западного АО г. Москвы (Российский государственный геологоразведочный университет, Российский университет дружбы народов), выборка случайная.

Структура интервью в целом включала три крупных ракурса рассматриваемой проблемы: 1) обобщенное представление об образе предпринимателя по типологии, предложенной автором: «деловой человек», «трудоголик-созидатель», «авантюрист», «спекулянт», «темная лошадка»; 2) культурный уровень предпринимателей, включающий как уровни, так и общие характеристики интеллектуального развития, воспитанности, образованности и других личностных качеств; 3) привлекательность предпринимательства, определяемую экономическими, социальными и другими мотивами.

Анализ результатов:

] Предприниматель это: (%)

Авантюрист

Спекулянт

Темная лошадка

Рис. 1. Результаты опроса об образе предпринимателя, %

Из рис. 1 видно, что образ предпринимателя, по мнению респондентов, ассоциируется прежде всего с положительными признаками, характерными для современного делового человека, способного к творческой, созидательной функции (41 и 27 % соответственно). Почти каждый пятый опрошенный заявил, что образ предпринимателя вызывает у него ассоциацию «авантюриста», «спекулянта» и человека, «от которого не знаешь чего ожидать» (15, 17 и 5 % соответственно).

Примечательно, что при составлении социокультурного портрета предпринимателей, помимо перечисления общеизвестных качеств (трудолюбие, профессионализм, хорошие организаторские способности, находчивость и т.д.), студентами была дана обобщающая оценка культурного уровня предпринимателя.

Как Вы оцениваете культурный уровень современных предпринимателей?

Рис. 2. Результаты оценки культурного уровня современных предпринимателей, %

Необходимо отметить, что при этом наблюдается практически равное число как положительных (48 %), так и отрицательных оценок (52 %) культурного уровня.

В целом анализ ответов респондентов, полученных на вопрос о привлекательности для них предпринимательской деятельности, позволяет по-прежнему говорить о высокой доле притягательности предпринимательства среди студенческой молодежи. К примеру, определяя культурный статус современных предпринимателей, более 65 % опрошенных давали им положительную характеристику, оценивая в первую очередь порядочность, воспитанность и образованность.

Насколько привлекательна для Вас предпринимательская деятельность?

Рис. 3. Результаты ответов на вопрос о привлекательности предпринимательской деятельности, %

Как видно из рис. 3, подавляющее число опрошенной молодежи демонстрирует интерес к предпринимательской деятельности (57, 19 и 14 %). Однако 48 % из числа тех, кому она показалась привлекательной, не готовы заниматься предпринимательством официально. Проявление активной предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли, молодые люди не ассоциировали с принятием ряда обязательных условий: официальной регистрации предпринимательской деятельности, уплатой налогов, ответственностью (полной или частичной) за предпринимательскую деятельность и т.д. Привлекательность предпринимательства вызвана у них стремлением к самостоятельности, работать «на себя», иметь стабильный доход -выше среднего уровня по региону.

Представления большей части молодежи о достойной и интересной предпринимательской жизни соседствуют с опасением официальной юридической регламентации этой деятельности. Многих настораживает социально-экономическая нестабильность общества, неудачный опыт, последствия банкротства, высокая юридическая ответственность и др.

Так, социальный статус современного предпринимательского слоя вызывает у молодого поколения положительные ассоциации, поскольку в силу своей динамичности, социальной активности и стремления к определенному материальному положению предприниматели в большей степени нацелены на получение максимальных возможностей рыночной экономики. Стремле-

ние современной молодежи реализовать свои амбиции в условиях трансформации российского общества ориентирует ее на представителей общества, самостоятельно определяющих пути и направления своего материального и духовного развития.

Таким образом, обобщенный образ современного российского предпринимателя в данном исследовании нами рассматривался с точки зрения трех основных компонентов, составляющих социально-демографические, социально-экономические и социально-личностные характеристики:

1. Социально-демографические:

- возрастная группа от 30 до 39 лет;

- высокий образовательный уровень: около 80 % с высшим образованием и около 10 % с ученой степенью.

2. Социально-экономические:

- действия в интересах всего общества;

- насыщение рынка товарами и услугами;

- создание рабочих мест;

- соответствие произведенного продукта интересам потребителей;

- ориентация на достижение коммерческого успеха;

- стремление получить экономическую выгоду;

- ответственность за самостоятельность принимаемых им решений и их последствия.

3. Социально-личностные:

- социально активный слой общества;

- устойчивая классовая типология;

- созидательная функция деятельности;

- этика трудовых взаимоотношений;

- стремление к новаторству;

- энергичность и сила воли (волевая психика);

- развитая личность;

- стремление к профессиональному росту;

- амбиции.

В целом социально активный слой общества, к которому относятся предприниматели, способствует эффективному развитию экономики страны. Несмотря на то, что условия для развития предпринимательской деятельности в России на протяжении многих веков были весьма сложными, предпринимательский слой, благодаря своим субъективным особенностям, сохранил свою устойчивую социальную типологию.

Библиографический список

1. Кантильон, Р. Опыт о природе торговли вообще / Р. Кантильон. - М. : Наука, 1975. - 400 с.

2. Гоббс, Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс // Сочинения : в 2 т. / Т. Гоббс. - М., 1991. - Т. 2. -С. 180, 181.

3. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. -М. : Эксмо, 2009. - 960 с.

4. Сэй, Ж .-Б. Трактат политической экономии / Ж.-Б. Сэй. - М. : Дело, 2000. -223 с.

5. Миль, Дж. С. Основы политической экономии : в 3 т. / Дж. С. Миль. - М. : Прогресс, 1980-1981.

6. Маркс, К. Избранные произведения : в 15 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М. : Прогресс, 1991.

7. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М. : Прогресс, 1990. - 804 с.

8. Зомбард, В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / В. Зомбард. - М. : Наука, 1994. - 443 с.

9. Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. А. Шумпетер. - М. : Эксмо, 2008. - 864 с.

10. Найт, Ф. Риск, неопределенность и прибыль / Ф. Найт. - М. : Дело, 2003. - 360 с.

11. Друкер, П. Эффективный руководитель / П. Друкер. - М. : Манн, Иванов и Фербер : Эксмо, 2014. - 240 с.

12. Гинс, Г. К. Предприниматель / Г. К. Гинс. - М. : Посев, 1992. - 223 с.

13. Заславская, Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус / Т. И. Заславская // Общественные науки и современность. - 1995. - № 1. -С. 17-32.

14. Радаев, В. В. Российские предприниматели: кто они? / В. В. Радаев // Вестник статистики. - 1993. - № 9. - С. 28-35.

15. Чепуренко, А. Ю. Предпринимательство как сфера социальных исследований: Россия и международный опыт / А. Ю. Чепуренко // Социальные исследования. - 2013. - № 9 (353). - С. 33.

16. Безгодов, А. В. Современные российские предприниматели как социально-политическая общность : дис. ... канд. полит. наук : 22.00.05 / Безгодов А. В. -СПб., 1999. - 189 с.

17. Безрук, Г. В. Малое предпринимательство в модернизирующемся регионе: социокультурный анализ : автореф. дис. ... канд. соц. наук : 22.00.06 / Безрук Г. В. -Майкоп, 2010. - 25 с.

18. Муштук, О. З. Искушение бизнесом. Гримасы российского предпринимательства / О. З. Муштук. - М. : Московская финансово-промышленная академия, 2011. -304 с.

19. Абалкин, Л. И. Заметки о российском предпринимательстве / Л. И. Абалкин. -М. : Прогресс-Академия, 1994. - 128 с.

20. Осипов, Е. М. Социальный портрет предпринимателя и отношение к нему населения / Е. М. Осипов // Труд и социальные отношения. - 2012. - № 5.

21. Васянин, М. С. Предпринимательство в системе ценностей российского общества / М. С. Васянин, Г. Б. Кошарная // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 4 (24). - C. 58-66.

22. Кошарная, Г. Б. Социальная ответственность субъектов предпринимательства: история и современность / Г. Б. Кошарная // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - № 1 (29). - С. 100-108.

23. Быковский, А. В. Малое предпринимательство в России: социальное измерение : автореф. дис. ... канд. соц. наук : 22.00.04 / Быковский А. В. - М., 2006. - 26 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности / Е. Е. Кузьмина, Л. П. Кузьмина. - М. : Юрайт, 2013. - 475 с.

25. Хизрич, Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха / Р. Хизрич, М. Питерс. - М. : Прогресс--Универс, 1992. - 251с.

References

1. Kantil'on R. Opyt o prirode torgovli voobshche [General commerce nature experience]. Moscow: Nauka, 1975, 400 p.

2. Gobbs T. Sochineniya: v 2 t. [Works: in 2 volumes]. Moscow, 1991, vol. 2, pp. 180, 181.

3. Smit A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov [A research of wealth nature and causes of various peoples]. Moscow: Eksmo, 2009, 960 p.

4. Sey Zh.-B. Traktatpoliticheskoy ekonomii [Political economy treatise]. Moscow: Delo, 2000, 223 p.

5. Mil' Dzh. S. Osnovy politicheskoy ekonomii: v 3 t. [Basic political economy: in 3 volumes]. Moscow: Progress, 1980-1981.

6. Marks K., Engel's F. Izbrannye proizvedeniya: v 15 t. [Selected works: in 15 volumes]. Moscow: Progress, 1991.

7. Veber M. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow: Progress, 1990, 804 p.

8. Zombard V. Burzhua. Etyudy po istorii dukhovnogo razvitiya sovremennogo ekonomi-cheskogo cheloveka [Bourgeois. A study of the history of modern economic man's spiritual development]. Moscow: Nauka, 1994, 443 p.

9. Shumpeter Y. A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, sotsializm i demokra-tiya [Economic development history. Capitalism, socialism and democracy]. Moscow: Eksmo, 2008, 864 p.

10. Nayt F. Risk, neopredelennost' i pribyl' [Risk, uncertainty and profit]. Moscow: Delo, 2003, 360 p.

11. Druker P. Effektivnyy rukovoditel' [Efficient manager]. Moscow: Mann, Ivanov i Fer-ber: Eksmo, 2014, 240 p.

12. Gins G. K. Predprinimatel' [Entrepreneur]. Moscow: Posev, 1992, 223 p.

13. Zaslavskaya T. I. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social sciences and modern times]. 1995, no. 1, pp. 17-32.

14. Radaev V. V. Vestnikstatistiki [Bulletin of statistics]. 1993, no. 9, pp. 28-35.

15. Chepurenko A. Yu. Sotsial'nye issledovaniya [Social research]. 2013, no. 9 (353), p. 33.

16. Bezgodov A. V. Sovremennye rossiyskie predprinimateli kak sotsial'no-politicheskaya obshchnost': dis. kand. polit. nauk: 22.00.05 [Modern Russian entrepreneurs as a sociopolitical community: dissertation to apply for the degree of the candidate of political sciences]. Saint-Petersburg, 1999, 189 p.

17. Bezruk G. V. Maloe predprinimatel'stvo v moderniziruyushchemsya regione: sotsio-kul'turnyy analiz: avtoref. dis. kand. sots. nauk: 22.00.06 [Small-scale entrepreneurship in a modernizing region: a sociocultural analysis: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of sociological sciences]. Maykop, 2010, 25 p.

18. Mushtuk O. Z. Iskushenie biznesom. Grimasy rossiyskogo predprinimatel'stva [Business temptation. Grimaces of Russian entrepreneurship]. Moscow: Moskovskaya finan-sovo-promyshlennaya akademiya, 2011, 304 p.

19. Abalkin L. I. Zametki o rossiyskom predprinimatel'stve [Notes on Russian entrepreneur-ship]. Moscow: Progress-Akademiya, 1994, 128 p.

20. Osipov E. M. Trudi sotsial'nye otnosheniya [Labor and social relations]. 2012, no. 5.

21. Vasyanin M. S., Kosharnaya G. B. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2012, no. 4 (24), pp. 58-66.

22. Kosharnaya G. B. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2014, no. 1 (29), pp. 100-108.

23. Bykovskiy A. V. Maloe predprinimatel'stvo v Rossii: sotsial'noe izmerenie: avtoref. dis. kand. sots. nauk: 22.00.04 [Small-scale entrepreneurship: social measuring: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of sociological sciences]. Moscow, 2006, 26 p.

24. Kuz'mina E. E., Kuz'mina L. P. Organizatsiya predprinimatel'skoy deyatel'nosti [Business organization]. Moscow: Yurayt, 2013, 475 p.

25. Khizrich R., Piters M. Predprinimatel'stvo, ili kak zavesti sobstvennoe delo i dobit'sya uspekha [Entrepreneurship, or how to start your business and succeed]. Moscow: Progress-Univers, 1992, 251 p.

Никонов Владимир Александрович аспирант, Институт экономики и управления, Мичуринский государственный аграрный университет (Россия, Тамбовская область, г. Мичуринск, Интернациональная, 101)

E-mail: [email protected]

Nikonov Vladimir Aleksandrovich Postgraduate student, Institute of Economics and Management, Michurinsk State Agrarian University (101 Internatsionalnaya street, Michurinsk, Tambov region, Russia)

УДК 316.4.051(470) Никонов, В. А.

Характеристика российского предпринимателя в зеркале общественного мнения / В. А. Никонов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2017. - № 2 (42). - С. 92-101. БО!: 10.21685/2072-3016-2017-2-10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.