Научная статья на тему 'Социокультурные аспекты ценностей предпринимательства'

Социокультурные аспекты ценностей предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / VALUES / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ / SOCIAL AND CULTURAL ASPECTS / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STRATEGIC DEVELOPMENT / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / BUSINESS / ОБЩЕСТВО / SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манова Маргарита Викторовна

Бизнес как относительно новое социально-экономическое явление российской действительности является объектом пристального социологического наблюдения. Сегодня стало очевидным, что именно бизнес двигает развитие производства, рынка и общества в целом. Зарубежные страны процветают, благодаря предпринимателям, а предприниматели благодаря государству, национальной поддержки. Совершенствование культуры сопровождается возникновением относительно самостоятельных систем ценностей. Общество в данной ситуации может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ASPECTS OF THE VALUES OF ENTREPRENEURSHIP

Business as a relatively new socio-economic phenomenon of Russian reality is a focus of sociological observation. Today, it became apparent that the business is driven by the development of production, market and society in General. Foreign countries are thriving, thanks to the entrepreneurs and entrepreneurs through state, national support. Improvement culture is accompanied by the emergence of a relatively independent systems of values. Society in this situation may play a role both stimulating and overwhelming factor.

Текст научной работы на тему «Социокультурные аспекты ценностей предпринимательства»

Е.В. Латанова

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ СТРАТЕГИЙ .

Финансовые цели группируются по направлениям и образуют финансовую политику компании.

При формировании финансовой стратегии организации следует руководствоваться тремя основными принципами:

- простота;

- постоянство;

- защищенность.

Простота финансовой стратегии заключается в том, что она должна быть ясна для восприятия всеми работниками организации независимо от того, в каком подразделении они работают. Это нужно для того, чтобы действия всех сотрудников были направлены на достижение общих целей развития.

Постоянство финансовой стратегии обосновано тем, что при глобальных изменениях в процессе реализации другие функциональные подразделения предприятия не смогут сразу перестроиться, что приводит к сбоям в функционировании компании.

Защищенность финансовой стратегии компании означает, что она составлена с учётом возможных изменений факторов внешней среды.

Эффективная реализация финансовой стратегии в значительной степени связана с работой системы финансового планирования, включающей кратко-, средне-и долгосрочное планирование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шуляк П.Н. Финансы предприятия. Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. 183 с.

2. Яковлева И.Н. Справочник по финансовой стратегии и тактике - М.: Профессиональное издательство, 2014. 336 с.

3. Финансовый менеджмент: теория и практика.

Учебник / под ред. Е.С. Стояновой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Перспектива, 2010. 235 с.

4. Ученые записки: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России. Сб. науч. трудов. вып. XXXII / под общей ред. В.С. Балабанова. М.: Российская Академия предпринимательства; Агентство печати «Наука и образование», 2012. 256 с.

5. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. -К.: «Ника-Центр», «Эльга», 2012. 711 с.

6. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Финансовый механизм управления затратами на основе методики внутреннего аудита // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 20. С. 74-80.

7. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Цикличность развития автомобильной отрасли как основа для формирования финансового механизма управления автомобилестроительным предприятием // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 1. С. 139-145.

8. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Хеджирование валютных и товарных рисков с использованием опционов предприятиями автомобильной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 2. С. 132-137.

10.Шнайдер В.В., Ещенко Е.С. Угроза банкротства и особенности финансового оздоровления в современных условиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 394-396.

11. Батова В.Н. Концептуальные основы и стратегия обеспечения экономической безопасности российских предприятий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 180-182.

12. Колачева Н.В. Проектирование технологий формирования естественнонаучных знаний студентов экономических специальностей университетов (на примере математики) // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тольятти, 2006. - 186 с.

MAIN TYPES OF FINANCIAL STRATEGY AND STAGE OF THEIR FORMATION

© 2014

E. V. Latanova, student

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: In the article is substantiated the urgency of developing the financial strategy of the organization, are shown the three levels of strategy, describes the types of financial strategies of the enterprise. Also listed and described the stages of developing a financial strategy, presented evaluation parameters of developed financial strategies on the efficiency criterion.

Keywords: financial strategy, the relevance of the strategy development, types of financial strategies of the enterprise, stages of development of the financial strategy, effectiveness of the financial strategy.

УДК 316.421

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© 2014

М.В. Манова, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Бизнес как относительно новое социально-экономическое явление российской действительности является объектом пристального социологического наблюдения. Сегодня стало очевидным, что именно бизнес двигает развитие производства, рынка и общества в целом. Зарубежные страны процветают, благодаря предпринимателям, а предприниматели - благодаря государству, национальной поддержки. Совершенствование культуры сопровождается возникновением относительно самостоятельных систем ценностей. Общество в данной ситуации может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора.

Ключевые слова: ценности, социокультурные аспекты, стратегическое развитие, предпринимательство, общество.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Со сменой социально-политического и экономического устройства в России произошел пересмотр основных систем ценностей, принципов отношений между обществом и личностью, развития ведущих сфер социальной жизни. Стремительные и радикальные изменения оказали неоднозначное воздействие на такой социальный институт, как культурное воспитание. Были отвергнуты старые и выдвинуты новые нравственные категории и ориентиры, культурные и духовные ценности. Система социальных институтов, их целевые и ре-

гулятивные функции и механизмы продолжают трансформироваться.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В трудах отечественных ученых рассматривается обоснование своеобразия ценностей и авторитетов: А.С.Ахиезера, отмечающего, что в российской цивилизации особое значение имеет мера соотношения традиционного и либерального компонентов в каждый конкретный исторический период; О.И.Шкаратана, который

подчеркивает, что советский жизненный опыт должен быть осмыслен вне контекста оппозиции «капитализм-социализм»; В.В.Радаева, рассматривающего развитие рыночных отношений в России с учетом коррупционной составляющей, которая вынуждает предпринимателей вырабатывать определенные хозяйственные стратегии в процессе «вертикальных» взаимодействий с государством; Г.К.Ашина, О.В.Крыштановской, исследующих процесс формирования класса российских предпринимателей и, прежде всего, бизнес-элиты. К сожалению, рассмотрение роли ценностно-нормативных оснований предпринимательской деятельности замыкается на самой деятельности предпринимателей, например, исследования предпринимательства как разновидности профессиональной культуры (И.М. Модель, B.C. Модель), генезиса предпринимательства.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Целью исследования является изучение социокультурных ценностей российского предпринимательства, находящегося в процессе социально-экономической трансформации.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

По данным социологического исследования 2012 г. («Экология сознания, духовности и культуры» - ИСПИ РАН, ЕНМЦ Комитета по культуре города Москвы), на вопрос «Кто реально может изменить к лучшему ситуацию с «загрязнением» духовности, культуры?» респонденты возложили ответственность на государство - 71%, на общественность - 10%, на предпринимателей - 3%, на политические партии - 2%, на науку - 1%.

Результатом снижения качества культурного воспитания является то, что у значительной части молодых людей разрушены или утрачены вовсе такие привычные для более взрослых поколений (их родителей в том числе) черты, как честность, скромность, вера в добро и справедливость, поиск жизненного идеала, готовность к самопожертвованию ради интересов Родины, общества, своих близких.

В условиях городского социума в процессе самореализации человек особенно нуждается в надежных жизненных ориентирах. Это непростой и весьма противоречивый процесс. Часто он приобретает непредсказуемый характер в условиях социальной неопределенности.

Современный человек в условиях общества потребления окружает себя массой ненужных вещей, начиная с одежды, предметов туалета, быта, роскоши, жилья, транспортных средств и т.п. А реклама, формирующая стереотипы, навязывает ему все новые и новые лишние, бесполезные вещи.

Материальный мир и материальные ценности все более вытесняют мир духовный и духовные ценности. В среднем современный человек окружен материальными ценностями, в количестве от 3-х до 10-ти (а в отдельных случаях до миллионов) раз большими, чем на самом деле необходимо ему для благополучного, разумного и рационального, гармоничного по отношению к обществу существованию.

По данным исследования, представленным Межотраслевым нижегородским институтом, модель структуры малого предпринимательства включает в себя различные сферы деятельности [4, с. 66].

Наиболее развитым сектором в малом предпринимательстве является оказание услуг (более 40% от других сфер): обслуживание жилого фонда; благоустройство, утилизация отходов; эксплуатация водо-, тепло-, газо-, энергосетей, почта, связь; ремонтно-строительные работы, бытовое обслуживание населения (мастерские, ателье, парикмахерские); образовательные услуги; медицинские и оздоровительные услуги; перевозки (пассажирские, грузовые); туризм.

Производство товаров составляет 35% в МП: на базе и вокруг крупных предприятий; самостоятельные МП; МП по переработке сельхозпродукции; фермерские хо-

зяиства; животноводство, птицеводство, кролиководство, пчеловодство, рыболовство, сбор даров природы.

Торгово-посредническая деятельность 25% - розничная торговля (магазины, базары, торговые точки); оптовая торговля, дилерские малые предприятия (при крупных).

Отношение населения к реформам интересно рассмотреть в динамике, поэтому следует сопоставить исследования до и после «шоковой терапии». В нашем случае воспользуемся материалами группы «Исследование проблем регулирования распределительных отношений» Института социологии, Службы изучения общественного мнения, под руководством д-ра филос. наук Б.А. Грушина и ВЦИОМа.

Прежде всего, опросы зафиксировали значительное снижение удовлетворенности уровнем доходов семьи. Так, в опросах, проводимых группой Института социологии на вопрос «Удовлетворяет ли Вас этот доход?» в 2011 г. немного больше половины не удовлетворены доходом, то к 2015 г. не удовлетворены уже 87%[4, с. 10]. Ту же картину наблюдают исследовательские группы ВЦИОМ.

Основными проблемами, осложняющими жизнь россиян при переходе к рынку, назывались жилищная, проблема низких доходов и высоких цен, нехватка и плохое качество продовольствия. Менялась только степень значимости проблем. Если до шоковой терапии наиболее острой проблемой, по мнению респондентов, была жилищная, то затем на первый план выдвигается проблема низких доходов и высоких цен.

Людям, переживающим социальную ситуацию как травматическую, необходимо предложить варианты выходов из ситуации. Предпринимательство в данном случае выступает одной из возможных интерпретационных схем повседневного экономического поведения, являясь ответом на вызов времени. Решение человека открыть собственный бизнес зависит от привлекательности и доступности альтернатив. Безработный задумается об открытии своего дела, если ожидаемые от этого преимущества будут оценены им выше, чем сохранение статуса безработного или получение места наемного работника.

Работающие отдадут предпочтение самозанятости, если убедятся в преимуществах перед статусом наемного работника, учитывая риск потерять работу или возможность найти лучшую. Решение о переходе к предпринимательской деятельности не в последнюю очередь зависит от величины государственной помощи и поддержки.

На сегодняшний день развитие российского предпринимательства, по сравнению масштабов малого бизнеса в передовых экономиках, оказывается не в нашу пользу.

Так, в США в этом секторе занята половина; в Японии - почти 85% трудовых ресурсов. У нас же, по расчетам, соответствующий показатель достигнет 40% только к 2020 г. [2, с. 69].

В настоящее время на российских малых предприятиях занято около 13 млн. человек; при благоприятных обстоятельствах этот показатель может возрасти к 2015 г. до 25 млн. человек.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Социокультурная идентичность, или осознание человеком своего реального места между своим и чужим, определение круга лиц, с которым индивид связан и сознательно идентифицирует себя, а также круга лиц, которому он реально противостоит. В эпохи, когда прежняя система базисных ценностей изменяется, возникает проблема идентификации (именно в это время перед обществом встают вопросы «Кто мы?», «Что нас объединяет?»).

Ценности обеспечивают устойчивость коллективной системы и способны естественным и ненасильственным образом привнести в общество стабильность и преемственность, необходимые ему в процессе развития.

Одной из разновидностей ценностей являются ценности предпринимательства, которые могут рассматриваться под различными углами зрения, отражающими его положение и влияние в экономической, социальной, культурной и политической сферах.

Предпринимательская культура возникает как производное рыночной культуре, и вне ее не возможны полноценная реализация ценностей и норм предпринимательского действия. Но при этом возможен и обратный процесс: предпринимательская культура, воспринятая большинством общества как модель социального действия, способствует преобразованию экономической (хозяйственной) культуры общества по рыночному типу. В этом и проявляется экспансионистская природа предпринимательской культуры.

Ценности предпринимательства можно классифицировать следующим образом:

1) ценности трудовой этики;

2) инструментальные (профессиональные, специализированные) ценности;

3) ценности поведения.

Изменение культуры предпринимательства происходит в соответствии с новыми представлениями о ценностях. Проведенные исследования показывают[5, с.166],

что свое значение теряют такие ранее признанные ценности, как послушание, дисциплина, централизация, иерархия, карьера, власть. Одновременно возрастает значение таких ценностей, как ориентация на потребности, самоопределение, участие, творчество, раскрытие личности, способность идти на компромиссы, децентрализация, надежность, стабильность, собственность, профессиональные способности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Верхан П. Предприниматель/ Пер. с нем. М.: Прогресс, 2011, 112 с.

2. Канаков Г. Стратегические ориентиры и тактика// Человек и труд. №9, 2004 г. С. 69.

3. Кунц Г., Доннел С.О. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 2011. Т. 1. С. 405; Т. 2. С. 512.

4. Общественное мнение в цифрах. Информ. Бюл. М.: ВЦИОМ, 2010 - 2014. вып.10.

5. Русинов Ф.М., Апишев А.А. Возрождение предпринимательства в России. Майкоп.: Адыгейское кн. Изд-во, 2012. С. 286.

6. Хойер В. Как сделать бизнес в Европе/ Пер. с нем. М.: Прогресс, 2010. С. 253.

SOCIO-CULTURAL ASPECTS OF THE VALUES OF ENTREPRENEURSHIP

© 2014

M.V. Manova, candidate of sociological sciences, associate professor of the chair «Sociology»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The business as the rather new social-economic phenomenon of the Russian validity is object of steadfast sociological supervision. Today became obvious what exactly business moves development of manufacture, the market, so also societies as a whole. Foreign countries prosper, owing to businessmen, and businessmen - owing to the states, national support. Perfection of culture is accompanied by occurrence and becoming concerning independent systems of values. The society in the given situation can play a role both stimulating, and the overwhelming factor.

Keywords: values, social and cultural aspects, strategic development, business, society.

УДК 316.422.42

СОСТОЯНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

© 2014

М.В. Манова, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: На волне повышенного внимания федеральной власти к проблемам малого и среднего бизнеса в регионах начали формироваться программы развития местного бизнеса. Разрабатывается такая программа и в Тольятти.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, программы развития, социально-экономическая ситуация, прогноз.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Для нашего города создание подобной программы крайне актуально еще и потому, что именно малый и средний бизнес поможет Тольятти избежать кабальной зависимости от благополучия двух-трех крупных промышленных предприятий. Появятся новые рабочие места, разнообразные сферы деятельности, а вместе с этим перспектива для творческих, активных людей. Они смогут реализовать свои амбиции на территории Тольятти, а, значит, перестанут бежать из города туда, где будут востребованы.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В современных условиях глобализации, все увеличивающегося смешения культур наметилась негативная тенденция унификации мира под единый - «правильный» - стандарт западной демократии, западной культуры, западных ценностей и морально-нравственных представлений, а по существу, западного видения мира.

И в этом русле в последнее десятилетие появились многочисленные работы зарубежных и отечественных авторов, таких как Р.Д.Льюис, М.Питерс, Р.Рюттингер,

К.Татеиси, М.Фелью, Р.Хизрич, А.Хоскинг, Г.Хофстеда,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B.С.Автономов, В.П.Андреев, А.Е.Бусыгин, Г.К.Гинс,

C.Э.Жилинский, Т.С.Зубарева, Т.В.Игнатова, Т.В.Кашанина, Ю.Д.Красовский, М.И.Кулагин,

B.В.Лаптев, М.Г.Лапуста, Б.З.Мильнер, А.И.Наумов,

C.М.Никитин, Ю.А.Помпеев, С.В.Сметанин, Г.П.Черников, Ф.И.Шамхалов, О.И.Шкаратан, В.П.Яковлев и др. Но это обилие работ в области теории предпринимательства еще не означает, что уже имеется более или менее ясное и четкое понимание предпринимательства как исторического явления. Строгого понимания предпринимательства нет.

Формирование целей статьи (постановка задания). В практическом плане исследовательской работы неоспоримое значение имеет получение объективной информации о содержании и направленности, а также состояния малого и среднего бизнеса в регионе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

АНО Поволжский центр мониторинга и развития проводит серию социологических исследований по проблемам развития местного бизнеса. Первые опросы, проведенные в августе-сентябре 2014 г. касались отношения тольяттинских бизнесменов к событиям прошедшего года и того, как воспринимается местное бизнес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.