анализ. 2011. № 1. С. 139-145.
2. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Финансовый механизм управления затратами на основе методики внутреннего аудита // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 20. С. 74-80.
3. Курилова А.А. Риск-ориентированный финансовый механизм управления затратами и теория активных систем // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1. С. 85-88.
4. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Механизм управления затратами на предприятиях автомобилестроения на основе финансового планирования // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 20. С. 98-103.
5. Гуськова Т.Н., Васильева Е.А. организационный механизм системы внутреннего контроля экономического субъекта // Вестник Поволжского государствен-
ного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 2 (28). С. 93-98.
6. Мамушкина Н.В. Внутренний аудит как эффективный метод управления организацией // Вестник НГИЭИ. 2013. № 1 (20). С. 48-63.
7. Никифорова Е.В., Вокина Е.Б. Отдельные методологические аспекты инновационного внутреннего аудита // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 1. С. 82-86.
8. Шуклов Л.В. Учетно-контрольные инструменты как один из стимулов роста предприятий // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 51-54.
9. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Хеджирование валютных и товарных рисков с использованием опционов предприятиями автомобильной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 2. С. 132-137.
ORGANIZATION OF INTERNAL AUDIT SYSTEM AT THE ENTERPRISES
OF AUTOMOBILE INDUSTRY
© 2014
K.Yu. Kurilov, candidate of economic Sciences, associate Professor of "Finance and credit" A.A. Kurilova, doctor of economic Sciences, head of Department of "Finance and credit"
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation/Internal control is a part of the financial mechanism of the enterprise, and maintaining the effectiveness of the internal control system is one of the tasks of the management bodies of the company. In the article the principles of the system of internal audit at the enterprises of the automobile industry, goals, objectives, rights and duties of the internal audit service to improve the efficiency of business processes.
Keywords: audit, internal control, internal audit, the automotive industry, risk assessment.
УДК 336
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТА ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
© 2014
А.А. Курилова, доктор экономических наук, заведующая кафедрой «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Ключевые слова: аудит, внутренний контроль, внутренний аудит, предприятия автомобильной промышленности, оценка риска, финансовый механизм.
Аннотация: Специфика деятельности предприятий автомобильной промышленности делает необходимым формирование финансового механизма управления на предприятии автомобильной промышленности с акцентом на систему внутреннего контроля. Для достижения эффективности бизнес-процессов необходимо понимание возможных направлений повышения эффективности и обязанностей служб внутреннего контроля.
Осуществление внутреннего контроля - это обязательная функция всех руководителей коммерческих предприятий. Особенно актуален внутренний контроль для предприятий автомобильной промышленности, отрасли, которая подвержена влиянию циклично изменяющихся экономических процессов. Результаты исследования показывают, что в деятельности предприятий автомобилестроения присутствуют четко выраженные циклы различной длины [1, с.141]. Наличие подобных циклов делает необходимым гибкую адаптацию внутренней среды предприятия в соответствии с условиями внешней среды. Для достижения этой цели в хозяйственный механизм предприятия должен быть включен такой механизм как внутренний контроль.
Объём внутреннего контроля предприятий автомобильной промышленности включает в себя контроль и анализ выполнения финансово-хозяйственных планов предприятий автомобильной промышленности, систему менеджмента качества, контроль обеспечения информационной, пожарной и экологической безопасности, контроль сохранности активов, контроль соблюдения законодательства на предприятиях автомобильной промышленности, подготовку всех видов отчётности.
Руководители всех уровней управления предприятий автомобильной промышленности, независимо от их подчинённости и в соответствии с функциональными обязанностями, несут ответственность за организацию
и поддержание эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей достижение поставленных целей в следующих областях:
- результативность и эффективность финансово-хозяйственной деятельности;
- достоверность всех видов отчётности;
- соблюдение на предприятиях автомобильной промышленности законодательства Российской Федерации, нормативных документов предприятий автомобильной промышленности, а также других документов, регламентирующих различные виды деятельности предприятий автомобильной промышленности.
Руководители всех уровней управления предприятий автомобильной промышленности отвечают за:
- создание и поддержание среды контроля в подчинённых подразделениях (систему целей, организационную структуру, распределение полномочий и ответственности, политику и практику управления персоналом, этические нормы);
- обеспечение функционирования процесса оценки рисков для принятия своевременных и обоснованных решений;
- разработку и осуществление контрольных процедур в подчинённых подразделениях;
- организацию эффективного управления информацией (идентификацию, сбор информации и информационный обмен) и подготовки отчётности;
- осуществление непрерывного мониторинга системы внутреннего контроля (постоянное наблюдение и оценку состояния системы внутреннего контроля);
- предоставление аудиторам доступа к необходимой информации, активам и персоналу, при проведении периодических проверок системы внутреннего контроля;
- организацию и контроль выполнения корректирующих действий, направленных на улучшение системы внутреннего контроля, на основе результатов мониторинга системы внутреннего контроля (как непрерывного, так и периодического).
С целью постоянной оценки состояния наиболее важных областей контроля и системы внутреннего контроля предприятий автомобильной промышленности организованы централизованные функциональные службы, наделённые функциями внутреннего контроля или аудита. Их задача - проведение периодических оценок надёжности и эффективности системы внутреннего контроля в закреплённых за ними областях: аудит результатов хозяйственной деятельности, аудит системы менеджмента качества, внутренний аудит внешней финансовой и налоговой отчётности, аудит информационных систем, экологический аудит, аудит в других областях. Необходимо отметить важность такой разновидности внутреннего аудита как аудит затрат и разработка мероприятий по их оптимизации и сокращению. Концентрация внимания на этой разновидности необходима в условиях циклично изменяющейся внешней среды и в условиях сильной конкуренции, которую испытывает автомобильная промышленность [2, с.75].
Службы, наделённые функциями внутреннего контроля или аудита, подчиняются единоличному исполнительному органу предприятий автомобильной промышленности, или руководителю, за которым закреплена ответственность за одну из областей внутреннего контроля.
При проверках системы внутреннего контроля службы, наделённые функциями внутреннего контроля или аудита, обязаны анализировать и оценивать все элементы системы внутреннего контроля - среду контроля, оценку рисков, контрольные процедуры, информацию и коммуникацию, мониторинг. Необходимо отметить, важность такого направления работы службы внутреннего аудита как оценка рисков характерных для конкретного предприятия автомобилестроения. Эффективная интеграция системы внутреннего контроля в финансовый механизм предприятия создает предпосылки для создания риск-ориентированного механизма управления [3, 86].
Каждая служба, наделённая функциями внутреннего контроля или аудита, обязана разрабатывать, утверждать у руководства и доводить в подразделения предприятия автомобильной промышленности требования к проверяемым областям, разрабатывать нормативные документы по внутренней аудиторской деятельности, разрабатывать планы проверок, контролировать выполнение планов корректирующих действий, контролировать и повышать качество внутренней аудиторской деятельности, предоставлять планы и отчёты руководству - для утверждения и мер.
Внутренний контроль - это процесс, выполняемый органами управления и персоналом предприятий автомобильной промышленности, направленный на обеспечение разумной уверенности относительно достижения следующих целей предприятий автомобильной промышленности:
- результативность и эффективность финансово-хозяйственной деятельности, включая стратегический и текущий аспекты управления, сохранность инвестиций акционеров предприятий автомобильной промышленности и активов, экономичное использование ресурсов предприятий автомобильной промышленности;
- надёжность предприятий автомобильной промышленности;
- достоверность всех видов отчётности -соблюдение
на предприятиях автомобильной промышленности законодательства Российской Федерации, нормативных документов предприятий автомобильной промышленности, а также политик, регламентов, положений и других документов, регламентирующих различные виды деятельности предприятий автомобильной промышленности.
Задачами внутреннего контроля предприятий автомобильной промышленности являются:
- обеспечение доверия инвесторов и других заинтересованных групп (в том числе государства, работников, партнёров, клиентов и поставщиков, дочерних и зависимых обществ и их акционеров) к предприятию автомобильной промышленности и органам его управления;
- содействие соблюдению этических норм ведения бизнеса и социальной ответственности;
- защита вложений акционеров предприятий автомобильной промышленности;
- содействие эффективной и рациональной деятельности, позволяющей предприятиям автомобильной промышленности соответствующим образом реагировать на существенные риски;
- своевременное выявление и анализ рисков в деятельности предприятий автомобильной промышленности;
- обеспечение сохранности активов и эффективного использования ресурсов, в том числе гарантии того, что обязательства предприятий автомобильной промышленности идентифицированы и управляемы;
- обеспечение достижения поставленных стратегических целей, в том числе соответствие утверждённой стратегии;
- содействие выполнению стратегического плана предприятий автомобильной промышленности;
- обеспечение полноты, надёжности и достоверности финансовой, управленческой и налоговой отчётности предприятий автомобильной промышленности, а также прозрачности процесса подготовки любых видов отчётности;
- содействие развитию надлежащих коммуникаций между подразделениями предприятий автомобильной промышленности и процессов информационного обеспечения;
- предупреждение, выявление и устранение нарушений в работе подразделений предприятий автомобильной промышленности, в том числе ненадлежащего использования и потерь имущества, а также хищений;
- содействие построению оптимальной организационной структуры предприятий автомобильной промышленности, в том числе эффективному разделению полномочий и оптимизации затрат на выполнение контрольных процедур;
- содействие улучшению бизнес-процессов предприятий автомобильной промышленности;
- обеспечение соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации и нормативных документов предприятий автомобильной промышленности.
С точки зрения организации системы внутреннего контроля, все цели предприятий автомобильной промышленности и входящих в него подразделений, утверждённые официально и установленные неформально, распределяются по следующим областям (категориям):
1. Обеспечение эффективного и результативного выполнения операций предприятий автомобильной промышленности - это базовые цели по ведению бизнеса предприятий автомобильной промышленности и его подразделений (стратегические и текущие цели), в том числе производственные цели и показатели эффективности - бюджеты, затраты, доходы, прибыль и т.п.
2. Обеспечение сохранности инвестиций акционеров и активов предприятий автомобильной промышленности, обеспечение экономичного использования ресурсов предприятий автомобильной промышленности - это
цели в области предотвращения потерь активов или ресурсов организации в результате правовых нарушений, растрат, неэффективного или нецелевого использования, неверных управленческих решений, а также в результате возникновения непредвиденных обстоятельств.
3. Цели развития информационного обеспечения -это в первую очередь цели информационной безопасности (защита информации).
4. Прочие цели финансово-хозяйственной деятельности, отнесённые к сфере внутреннего контроля.
Надёжность и достоверность всех видов отчётности.
Надёжность и достоверность финансовой (бухгалтерской) отчётности предприятий автомобильной промышленности.
Надёжность и достоверность других видов информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий автомобильной промышленности (для внешних и внутренних пользователей), в том числе налоговой, статистической, управленческой и внутренней оперативной отчётности.
Соблюдение на предприятиях автомобильной промышленности законодательства Российской Федерации и нормативных документов предприятий автомобильной промышленности.
Обеспечение экологической безопасности - это цели в области охраны окружающей среды (в том числе соблюдение предприятий автомобильной промышленности требований экологического законодательства).
Соблюдение законодательства в прочих сферах общественных отношений - это цели, относящиеся к соблюдению предприятий автомобильной промышленности требований международного права, гражданского и трудового законодательства, и законодательства в других сферах.
Соблюдение требований нормативных и организационно-распорядительных документов предприятий автомобильной промышленности.
Ответственность за организацию внутреннего контроля на предприятиях автомобильной промышленности несут единоличный и коллегиальный исполнительные органы предприятий автомобильной промышленности.
Руководители структурных подразделений предприятий автомобильной промышленности, независимо от их подчинённости и функциональных обязанностей, несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, функционирование, оценку и развитие системы внутреннего контроля во вверенных им подразделениях, по всем элементам внутреннего контроля:
Среда контроля
Среда контроля встроена во все бизнес-процессы предприятий автомобильной промышленности и является частью его корпоративной культуры. К среде контроля относится система целей, организационная структура, распределение полномочий и ответственности, обеспечение взаимодействия структурных подразделений между собой и с внешними сторонами, политика и практика управления персоналом, этические нормы [5-9].
Оценка рисков
Процесс оценки рисков заключается в выявлении и анализе рисков (внешних и внутренних), угрожающих достижению целей [10-14]. Руководители обязаны принимать своевременные и обоснованные решения на основе оценки рисков и осуществлять мониторинг рисков. Необходимым условием оценки рисков является установление целей, увязанных на различных уровнях и согласованных между собой.
Контрольные процедуры
К контрольным процедурам относятся:
- процедуры обработки информации - в том числе утверждение, одобрение операций, подтверждение полномочий;
- общие и прикладные контрольные процедуры информационных систем (регистрация действий пользова-36
телей, смысловая проверка вводимых данных и т.п.);
- контроль текущей деятельности (мониторинг исполнения решений);
- сверка, сравнение оперативных и финансовых данных, поступающих из различных внутренних источников (от различных подразделений предприятий автомобильной промышленности или различных учётных систем);
- рассмотрение результатов в сравнении со стандартами (бюджетами, планами, нормами и требованиями, прогнозами, предыдущими результатами, результатами конкурентов, и т.п.) и анализ отклонений, принятие корректирующих действий и переоценка стандартов;
- физический контроль - защита активов и учётных данных, периодический подсчёт и ревизии;
- разделение полномочий - в том числе разграничение функций по утверждению операций с активами, совершению операций, отражению операций в учёте, хранению активов и проведению их инвентаризации (с целью минимизации возможностей по сокрытию ошибки или хищения).
Контрольные процедуры должны быть задокументированы в нормативных документах предприятий автомобильной промышленности, в том числе должны быть определены назначение процедуры, исполнитель, сроки и порядок проведения.
Система информационного обеспечения и коммуникаций.
Система информационного обеспечения и коммуникаций включает в себя средства сбора, обработки и передачи информации и все виды внутренней отчётности. Передаваемая информация и отчётность, в том числе, может быть в электронном виде. Каналы коммуникации должны обеспечивать:
- наличие полной и адекватной информации о событиях и факторах, способных повлиять на достижение целей;
- эффективную передачу информации «сверху вниз» - директив руководителей структурных подразделений, указаний, управляющих воздействий, и информации более общего характера (требования к персоналу по соблюдению внутреннего контроля и т.п.);
- информирование руководителей соответствующего уровня о любых выявленных недостатках контроля, вместе с деталями корректирующих действий, которые были предприняты;
- защиту информации от несанкционированного доступа.
Мониторинг.
Руководители структурных подразделений обязаны осуществлять непрерывный мониторинг системы внутреннего контроля (постоянное наблюдение и оценку состояния системы внутреннего контроля). Непрерывный мониторинг осуществляется на основе получаемых отчётов о деятельности, при этом руководители обязаны анализировать полученные отклонения и исследовать их причины. При проведении периодических проверок системы внутреннего контроля службами внутреннего, руководители обязаны предоставлять аудиторам доступ к необходимой информации, активам и персоналу, имеющим отношение к целям проверки, области аудита и периоду проверки.
По результатам мониторинга системы внутреннего контроля (как непрерывного, так и периодического) руководители структурных подразделений должны:
- организовать разработку и внедрение планов корректирующих действий, направленных на улучшение деятельности;
- контролировать выполнение планов корректирующих действий;
- направлять соответствующим службам внутреннего аудита планы корректирующих действий и отчёты об их выполнении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Цикличность развития автомобильной отрасли как основа для формирования финансового механизма управления автомобилестроительным предприятием // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 1. С. 139-145.
2. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Определение направлений формирования финансового механизма управления затратами на основе результатов кластерного анализа предприятий автомобильной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 4. С. 121-130.
3. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Механизм управления затратами на предприятиях автомобилестроения на основе финансового планирования // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 20. С. 98-103.
4. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Проектирование системы анализа деятельности предприятия с учетом цикличности экономической конъюнктуры // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 34-36.
5. Гуськова Т.Н., Васильева Е.А. Организационный механизм системы внутреннего контроля экономического субъекта // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013.№ 2 (28). С. 93-98.
6. Толикина Е.И. Организация и развитие внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 5 (6). С. 117-126.
7. Савенков Л.Д. Организация системы сквозного
контроля на промышленных предприятиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1. С. 201-203.
8. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность управления: теоретический аспект // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 35-39.
9. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Внутренний контроль и аудит на предприятиях автомобильной промышленности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 22-26.
10. Курилова А.А. Методические положения оценки рисков на предприятиях автомобильной промышленности // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 21-23.
11. Янов В.В. Концептуальные подходы к определению понятий «риск», «финансовый риск» и «бюджетный риск» // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. 19. С. 149-158.
12. Помелов Д.В. Понятие риска. Сущность и способы управления рисками предприятий производственной сферы. Хеджирование как эффективный механизм защиты // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 27-29.
13. Сидорова А.К. Понятие, сущность и факторы, влияющие на возникновение экономических рисков // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 30-32.
14. Петров О.А. Риск-менеджмент в предпринимательской деятельности и выбор стратегии его предупреждения: теоретический аспект // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013.№ 6 (32). С. 111-113.
THE ECONOMIC PROCESSES OF INTERNAL CONTROL AS PART OF THE FINANCIAL MECHANISM OF MANAGEMENT OF THE AUTOMOTIVE INDUSTRY
© 2014
A.A. Kurilova, doctor of economic Sciences, head of Department of "Finance and credit"
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: the Specific activity of enterprises of automobile industry necessitates the formation of the financial mechanism of management of the automotive industry with emphasis on the internal control system. To achieve efficiency of business processes need to understand the possible directions of improving the efficiency and responsibilities of the internal control service.
Keywords: audit, internal control, internal audit, automotive, evaluation, financial mechanism.