Научная статья на тему 'Влияние системы управления рисками на статистику работы ОАО "АвтоВАЗ"'

Влияние системы управления рисками на статистику работы ОАО "АвтоВАЗ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
549
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECONOMIC CRISIS / ОТРАСЛЬ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / INDUSTRY FOR THE PRODUCTION OF VEHICLES / АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / AUTOMOTIVE INDUSTRY / РИСКИ / ВИДЫ РИСКОВ / RISKS / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / RISK MANAGEMENT SYSTEM / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / RATING ASSESSMENT / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / INTERNAL AUDIT / TYPES OF RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилова Анастасия Александровна, Курилов Кирилл Юрьевич

Автомобильная промышленность является важнейшей составляющей национальной и мировой экономики. Мировой финансовый кризис 2008 2009гг вызвал стагнацию автомобильной отрасли и привел к значительным негативным последствиям: Так продажи автомобилей в 2009г упали до уровня 2005г, по сравнению с 2007г снижение составило 8,12 %. За последующие периоды объем производства и продаж транспортных средств значительно вырос и приблизился к 90 млн. транспортных средств в год. В России глубина падение оказалась намного сильнее по сравнению с 2008г продажи легковых автомобилей в России упали на 50,6 %. После кризиса 2009 года рынок продолжил рост, вплоть до 2012 года, когда началось падение продаж транспортных средств на российском рынке. При этом в целом мировой рынок демонстрирует рост продаж транспортных средств. В 2015 году стагнация достигла максимальных размеров, объем продаж упал до 1,4 млн. штук транспортных средств в год, что ниже на 44,53 % от уровня продаж, достигнутого в 2014 году, и более чем в 2,2 раза меньше объема продаж, который был зафиксирован по итогам 2012 года. Падение продаж легковых автомобилей затронули практически все предприятия отрасли, в том числе крупнейшего производителя автомобилей ОАО «АВТОВАЗ». Падение продаж привело к значительному снижению объемов производства продукции предприятия. Объем продаж снизился, практически достигнув минимального значения достигнутого в 2009 оду. Среди причин, которые вызвали падение продаж ОАО «АВТОВАЗ» можно выделить недостаточно совершенную систему управления рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF RISK MANAGEMENT SYSTEM FOR STATISTICS OF JSC "AVTOVAZ"

The automotive industry is a key component of national and world economy. The global financial crisis of 2008 2009gg caused stagnation of the automotive industry, and has led to significant negative consequences: Since vehicle sales in 2009 dropped to the level of 2005, compared with 2007, a decline of 8.12%. For subsequent periods, the volume of production and sales of vehicles increased significantly and close to 90 million vehicles per year. In Russia the depth of the fall was much stronger compared to 2008 sales of passenger cars in Russia fell by 50.6%. After the crisis of 2009 the market continued to rise, up to 2012, when sales began falling Tranfer of funds in the Russian market. As a whole, the global market is showing growth in sales of vehicles. In 2015, the stagnation has reached its maximum size, the volume of sales fell to 1.4 million. Units of vehicles per year down 44.53% from the level of sales achieved in 2014 and more than 2.2 times smaller than the volume of sales has been recorded at the end of 2012. Falling car sales affected almost all companies within the industry, including the largest car manufacturer JSC "AVTOVAZ". Falling sales has led to a significant decrease in production volumes of enterprise. Sales volume decreased substantially reaching the minimum value reached in 2009. Among the reasons that caused the drop in sales of JSC "AVTOVAZ" can be distinguished enough perfect risk management system.

Текст научной работы на тему «Влияние системы управления рисками на статистику работы ОАО "АвтоВАЗ"»

УДК 338.24.01

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА СТАТИСТИКУ

РАБОТЫ ОАО «АВТОВАЗ»

© 2016

Курилова Анастасия Александровна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Финансы и кредит» Курилов Кирилл Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент,

профессор кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Автомобильная промышленность является важнейшей составляющей национальной и мировой экономики. Мировой финансовый кризис 2008 - 2009гг вызвал стагнацию автомобильной отрасли и привел к значительным негативным последствиям: Так продажи автомобилей в 2009г упали до уровня 2005г, по сравнению с 2007г снижение составило 8,12 %. За последующие периоды объем производства и продаж транспортных средств значительно вырос и приблизился к 90 млн. транспортных средств в год. В России глубина падение оказалась намного сильнее - по сравнению с 2008г продажи легковых автомобилей в России упали на 50,6 %. После кризиса 2009 года рынок продолжил рост, вплоть до 2012 года, когда началось падение продаж транспортных средств на российском рынке. При этом в целом мировой рынок демонстрирует рост продаж транспортных средств. В 2015 году стагнация достигла максимальных размеров, объем продаж упал до 1,4 млн. штук транспортных средств в год, что ниже на 44,53 % от уровня продаж, достигнутого в 2014 году, и более чем в 2,2 раза меньше объема продаж, который был зафиксирован по итогам 2012 года. Падение продаж легковых автомобилей затронули практически все предприятия отрасли, в том числе крупнейшего производителя автомобилей - ОАО «АВТОВАЗ». Падение продаж привело к значительному снижению объемов производства продукции предприятия. Объем продаж снизился, практически достигнув минимального значения достигнутого в 2009 оду. Среди причин, которые вызвали падение продаж ОАО «АВТОВАЗ» можно выделить недостаточно совершенную систему управления рисками.

Ключевые слова: экономический кризис, отрасль по производству транспортных средств, автомобильная промышленность, риски, система управления рисками, виды рисков, рейтинговая оценка, внутренний аудит.

INFLUENCE OF RISK MANAGEMENT SYSTEM FOR STATISTICS

OF JSC «AVTOVAZ»

© 2016

Kurilova Anastasia Alexandrovna, doctor of economic sciences, associate professor, professor

of the department of «Finance and Credit» Kurilov Kirill Yurevich, candidate of economic sciences, associate professor, professor of the department of «Finance and Credit Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. The automotive industry is a key component of national and world economy. The global financial crisis of 2008 - 2009gg caused stagnation of the automotive industry, and has led to significant negative consequences: Since vehicle sales in 2009 dropped to the level of 2005, compared with 2007, a decline of 8.12%. For subsequent periods, the volume of production and sales of vehicles increased significantly and close to 90 million vehicles per year. In Russia the depth of the fall was much stronger - compared to 2008 sales of passenger cars in Russia fell by 50.6%. After the crisis of 2009 the market continued to rise, up to 2012, when sales began falling Tranfer of funds in the Russian market. As a whole, the global market is showing growth in sales of vehicles. In 2015, the stagnation has reached its maximum size, the volume of sales fell to 1.4 million. Units of vehicles per year down 44.53% from the level of sales achieved in 2014 and more than 2.2 times smaller than the volume of sales has been recorded at the end of 2012. Falling car sales affected almost all companies within the industry, including the largest car manufacturer - JSC "AVTOVAZ". Falling sales has led to a significant decrease in production volumes of enterprise. Sales volume decreased substantially reaching the minimum value reached in 2009. Among the reasons that caused the drop in sales of JSC "AVTOVAZ" can be distinguished enough perfect risk management system.

Keywords: The economic crisis, the industry for the production of vehicles, the automotive industry, the risks, the risk management system, the types of risks, the rating assessment, internal audit.

Автомобилестроение является важнейшей составляющей любой национальной и мировой экономики. Количество занятых в отрасли составляет около 9 млн. чел. во всем мире, а с учетом косвенной занятости на отрасль работает около 60 млн. человек, занятых в смежных отраслях связанных с производством автомобилей.

Мировой финансовый кризис 2008 - 2009гг вызвал стагнацию автомобильной отрасли и привел к значительным негативным последствиям: Так продажи автомобилей в 2009г упали до уровня 2005г, по сравнению с 2007г снижение составило 8,12 % (см. рисунок 1). За последующие периоды объем производства и продаж транспортных средств значительно вырос и приблизился к 90 млн. транспортных средств в год.

Что касается России, то глубина «кроличьей норы» оказалась намного глубже - по сравнению с 2008г продажи легковых автомобилей в России упали на 50,6 % (см. рисунок 2).

После кризиса 2009 года рынок продолжил рост, вплоть до 2012 года, когда началось падение продаж ранспортных средств на российском рынке. При этом в целом мировой рынок демонстрирует рост продаж

транспортных средств. В 2015 году стагнация достигла максимальных размеров, объем продаж упал до 1,4 млн. штук транспортных средств в год, что ниже на 44,53 % от уровня продаж достигнутого в 2014 году и более чем в 2,2 раза меньше объема продаж который был зафиксирован по итогам 2012 года см. рисунок.2._

100 000 90 000 80 000 70 000 60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Продажи транспортных средств, тыс. шт.

— Производствотранспортных средств,тыс. шт.

Рисунок 1 - Динамика изменения объемов продаж транспортных средств во всем мире с 2005-2015гг

Падение продаж легковых автомобилей затронули практически все предприятия отрасли, в том числе крупнейшего производителя автомобилей - ОАО

«АВТОВАЗ».

вызван в случае наступления неблагоприятных обстоятельств [2, с.86].

Рисунок 2 - Динамика изменения объемов продаж легковых автомобилей в России с 2004-2015гг

Снижение продаж привело к значительному уменьшению объемов производства продукции предприятия. Объем продаж снизился, однако не достигнул минимального значения достигнутого в 2009 году. Динамика производства автомобилей показана на рисунок 3.

Рисунок 3 - Динамика изменения объемов производства автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» с 1990-2015гг

Помимо падения продаж предприятие оказалось в тяжелейшем финансовом положении. На протяжении периода с 2013-2015 предприятие получило значительные убытки, наибольший в размере 43 233 млн. руб. предприятие получило в 2015 году.

Рисунок 4 - Динамика изменения финансовых результатов ОАО «АВТОВАЗ» с 2010-2015гг

Одна из причин отрицательного финансового результата заключается в том, что предприятия автомобилестроения в своей хозяйственной деятельности встречаются с множеством рисков - от риска соблюдения договорных отношений в процессе поставок комплектующих и сырья до рисков, связанных с изменением правовой системы и форс-мажором (см. рисунок 5) [1. с.132].

Множество рисков, с которыми сталкиваются предприятия автомобильной промышленности, приводит к необходимости их хеджирования с помощью различных методов, в том числе с помощью финансовых инструментов. Этапу минимизации последствий воздействия рисков на хозяйственную деятельность предприятий автомобильной промышленности должно предшествовать оценка рисков предприятий автомобильной промышленности с точки зрения вероятности их возникновения, а также возможного объема последствий, который будет

Рисунок 5 - Риски предприятий автомобильной промышленности

В процессе оценки рисков предприятий автомобильной промышленности проводится:

- описание процессов внутреннего контроля предприятий автомобильной промышленности;

- выявление потенциальных рисковых событий, определение источников рисков - внешних и внутренних факторов, влияющих на достижение целей процессов;

- качественная (рейтинговая) оценка выявленных рисков по критериям вероятности возникновения и существенности последствий рисковых событий;

- составление карты рисков по процессам предприятий автомобильной промышленности для иллюстрации значимости рисков, актуальных для управления.

Оценка рисков обычно производит обычно службами внутреннего контроля и аудита предприятий ежегодно при разработке планов аудитов и отборе процессов предприятий для самооценки рисков на очередной год.

Оценка рисков осуществляется структурными подразделениями предприятий автомобильной промышленности непрерывно в ходе текущей деятельности, для обеспечения достижения целей предприятий автомобильной промышленности, а также при проведении ежегодной самооценки рисков. В случае существенного изменения оценки рисков, выявленного структурными подразделениями в ходе текущей деятельности, структурные подразделения обязаны проинформировать службу внутреннего контроля и аудита предприятия, независимо от сроков проведения самооценки.

Служба внутреннего контроля и аудита предприятия осуществляет координацию оценки рисков в структурных подразделениях, разрабатывает методологию и проводит обучение, составляет тепловую карту рисков предприятий автомобильной промышленности на основе информации от структурных подразделений, использует собственную оценку рисков и результаты оценки рисков структурных подразделений для планирования аудитов и для подготовки внешней отчетности предприятий автомобильной промышленности в части рисков.

Структурные подразделения предприятия - осуществляют оценку рисков в своей деятельности для принятия своевременных и обоснованных решений, разрабатывают меры (планы действий) по реагированию на риски и улучшению внутреннего контроля, и контролируют их внедрение.

Предлагаются следующие этапы оценки рисков предприятий автомобильной промышленности.

Первый этап представляет собой проведение предварительной оценки присущих рисков.

Участникам процесса оценки рисков для проведения оценки рисков необходимо предварительно изучить нормативные и организационно-распорядительные документы, подтверждающие такие существенные факторы, как перечень процессов и подпроцессов изучаемого вида деятельности, перечень целей структурного подразделения, закрепление ответственности за управление рисками, документы, определяющие политику в отношении управления рисками.

На начальном этапе развития системы управления рисками предприятий автомобильной промышленности, а также при появлении новых видов деятельности предприятий автомобильной промышленности, проводится оценка присущих рисков, которая может проходить в условиях отсутствия описаний отдельных процессов [3, с.8]. В этом случае оценка рисков осуществляется службой внутреннего контроля и аудита и структурных подразделениях предприятиях экспертным путем на основе подсчета количества рисков, присущих процессам, включенным в систему внутреннего контроля (см. таблицу 1):

Таблица 1 - Вопросы для оценки присущих рисков

п/н Вопросы для оценки рисков Вариант ответа*

1. Риски, связанные с поставщиками (1- есть, 0 - нет)

2. Риски, связанные с продвижением продукции (например, утрата конкурентноспособности, ценовой диктат оптового покупателя) (1- есть, 0 - нет)

3. Финансово-экономические риски (кредитный, ликвидности, валютный, излишние затраты, ошибки бух.учета и т.п.) (1- есть, 0 - нет)

4. Правовые и регуляторные риски (утрата активов, фальсификация, мошенничество, санкции гос.органов, суды) (1- есть, 0 - нет)

5. Техногенные риски (риски, связанные с безопасностью производства и экологией) (1- есть, 0 - нет)

6. Риски информационных систем (1- есть, 0 - нет)

7. Риски социальных проблем и волнений в трудовых коллективах (1- есть, 0 - нет)

8. Производственные риски (остановка производства/конвейера, ошибочное решение руководства) (1- есть, 0 - нет)

9. Риски, связанные с качеством (1- есть, 0 - нет)

По сумме ответов см. табл.1 дается рейтинговая оценка уровня риска процесса (от 1 до 2 низкий риск, от 3 до 4 средний риск, от 5 и выше - высокий риск).

Второй этап - это проведение самооценки рисков и уточнение предварительной оценки рисков.

В целях выявления и анализа рисков, руководители структурных подразделений обязаны проводить непрерывный мониторинг. Для обеспечения системного подхода к осуществлению мониторинга на предприятиях автомобильной промышленности осуществляется процедура самооценки рисков структурными подразделениями, путем опросов персонала структурных подразделений.

Оценка текущего уровня операционных рисков осуществляется путем заполнения таблицы с оценкой отдельных рисков по каждому подпроцессу. Итоговая оценка уровня риска по каждому подпроцессу рассчитывается как средняя по всем выделенным операционным рискам [4, с.148].

По сумме ответов в форме самооценки рисков процесса дается рейтинговая оценка уровня риска процесса (от 1 до 10 низкий риск, от 11 до 20 средний риск, от 21 до 40 высокий риск).

По результатам самооценки рисков уточняется предварительная оценка присущих рисков. Полученная оценка рисков используется для построения и актуализации тепловой карты рисков предприятий автомобиль-

ной промышленности - списка процессов внутреннего контроля с цветовым выделением уровня риска.

Третий этап включает проведение оценки рисков процессов предприятий автомобильной промышленности.

Оценка рисков предприятий автомобильной промышленности основывается на описании рисков присущих каждому из процессов.

Для более глубокого понимания рисков в процессах и имеющихся внутренних контролей рекомендуется провести описание процессов [5-0000]. В случае если рассматриваемый вид деятельности входит в процессную модель систему контроля предприятий автомобильной промышленности, может использоваться описание соответствующего процесса (подпроцесса) системы контроля.

Критерием достаточности процессной модели структурного подразделения для целей системы внутреннего контроля является отражение всех функций, направленных на выполнение целей подразделения по следующим направлениям:

- результативность и эффективность операций;

- сохранность активов;

- достоверность всех видов отчетности;

- соблюдение контрактных обязательств, требований законодательства и внутренних нормативных документов предприятий автомобильной промышленности.

Одновременно с составлением графической схемы модели процессов рекомендуется провести её текстовое описание. Текстовое описание модели процесса проводится в виде комментариев к выполнению отдельных функций процесса. Текстовое описание прилагается к графической схеме. В ходе такого описания целесообразно отметить наличие источников рисков, которые могут привести к возникновению рисковых событий.

При анализе процессов экспертным путем выявляются возможные источники рисков - внешние и внутренние факторы, которые могут привести к возникновению рисковых событий, влияющих на достижение целей [5, с.25].

Для оценки уровня вероятности рисковых событий и существенности их последствий, используется рейтинговая (от одного до пяти) оценка рисковых событий (см. таблицу 2 и таблицу 3).

Таблица 2 - Рейтинговая оценка вероятности

Вероят- Описание Пояснение

5 Высокая вероятность Событие почти обязательно произойдет

4 Вероятно Вероятность того, что событие произойдет, велика

3 Возможно Возможно, что событие произойдет

2 Низкая вероятность Низкая вероятность того, что событие произойдет

1 Минимальная вероятность Событие произойдет только в исключительных обстоятельствах

Рейтинговая оценка вероятности и существенности последствий устанавливается отдельно для присущего риска и остаточного риска. В отчетность по оценке рисков включается информация по остаточному риску, то есть с учетом оценки эффективности контрольных процедур, предусмотренных для управления данным видом риска. Для перехода от оценки рисков по вероятности и существенности последствий к простой (единой) рейтинговой оценке от одного до пяти, используется средняя величина между вероятностью и существенностью последствий, с округлением до целого числа. Распределение рисков предприятий автомобильной промышленности по уровням от 1 до 5 отражается в матрице оценки рисков.

Риски процессов оцениваются в ходе опросов экспертов в данной области (работников структурного под-

разделения, участвующего в процессе) и/или смежных областях (других работников предприятий автомобильной промышленности). Эксперты, обладающие знаниями по проблематике соответствующего процесса, оценивают риски процессов (вероятность и существенность последствий), основываясь на своем профессиональном опыте, статистических данных и других источниках, которые они считают нужными использовать.

Таблица 3 - Рейтинговая оценка вероятности

Существенность по- Описание следствий

Пояснение

Катастрофическая

Денежная оценка последствий более 500 млн. руб.,

или последствия наступления риска могут не позволить выполнить стратегические цели предприятий автомобильной промышленности (прекращение деятельности, срыв планов развития, банкротство)

Денежная оценка последствий от 100 до 500 млн. руб., или последствия

4 Критическая существенно влияют на результаты деятельности подразделения или предприятий автомобильной промышленности в целом, и ликвидация последствий связана с крупными затратами

3 Большая Денежная оценка последствий от 30 до 100 млн. руб., или последствия существенно влияют на выполнение процесса, в котором выявлен риск, но ликвидация этих последствий не связана с крупными затратами

2 Умеренная Денежная оценка последствий от 3 до 30 млн. руб., или последствия незначительны или легко устранимы

1 Незначительная Денежная оценка последствий < 3 млн. руб., или последствия отсутствуют или пренебрежимо малы

Для определения факторов риска и выбора методов реагирования могут использоваться различные технологии сбора и анализа информации, такие как FMEA-анализ, SWOT-анализ, диаграмма Исикавы и т.п. [6-12].

Кроме оценки рисков процессов (операционных рисков), на предприятиях автомобильной промышленности осуществляется оценка прочих рисков, непосредственно не связанных с отдельными процессами (рисков общекорпоративного уровня). Оценку прочих рисков организовывает служба внутреннего контроля и аудита путем опроса экспертов в структурных подразделениях предприятий автомобильной промышленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты оценки рисков используются руководителями структурных подразделений для принятия своевременных и обоснованных решений, организации мер по реагированию на риски и улучшению внутреннего контроля. Результаты оценки рисков, предоставленные структурными подразделениями, используются службами внутреннего контроля и аудита для актуализации карты рисков и матрицы оценки рисков предприятий автомобильной промышленности, для подготовки рекомендаций по мерам реагирования на риски, для планирования аудитов и проверок, а также учитываются при подготовке внешней отчетности предприятий автомобильной промышленности.

Является достаточно актуальным вопрос интегрирования системы оценки рисков в хозяйственную деятельность автомобилестроительного предприятия, ведь большинство линейного персонала предприятий автомобильной промышленности не сталкивалось с процессами оценки рисков, и не обладает необходимым опытом.

Первый вариант интеграции связан с созданием в структуре каждого из подразделений автомобильной компании специального подразделения или прием спе-

циалиста, в зависимости от масштаба деятельности, ответственного за оценку рисков конкретного подразделения и подчиняющегося службе внутреннего контроля и аудита. Данный вариант является наиболее удобным с точки зрения скорости внедрения системы оценки рисков на всем предприятии, однако может привести к достаточно большим единовременным и эксплуатационным затратам при внедрении системы оценки рисков. Недостатком является еще и то, что руководство подразделений оказывается оторванным от процесса оценки рисков и не может влиять на результаты оценки.

Второй вариант интеграции предполагает делегирование полномочий по оценки рисков сотрудникам подразделений компании работающих в структурных подразделениях дополнительно к основной работе. Преимущество данного метода заключается в относительно невысоких затратах на интеграцию системы, а также участие непосредственных исполнителей в процессе оценки рисков. Недостаток - слабая заинтересованность сотрудников подразделения в эффективности оценки рисков, существующих на предприятии. Также необходимо отметить достаточно слабую квалификацию линейного персонала подразделений большинства российских предприятий автомобильной промышленности.

Наиболее целесообразным является третий вариант - назначение экспертов из числа инициативных специалистов в составе персонала подразделений их обучение и подчинение службе внутреннего контроля и аудита в части вопросов, касающихся оценки рисков (см. рисунок 6). Необходимым шагом является соответствующая мотивация персонала в целях повышения заинтересованности в эффективности процесса оценки рисков предприятия. Такой вариант системы оценки рисков предприятия с одной стороны позволит обеспечить связь с руководством подразделений, с другой стороны не вызовет резкого роста затрат и обеспечит участие в процессе оценки рисков наиболее инициативного и эффективного персонала.

Служба внутреннего контроля и аудита

в

о

Эксперты в подразделениях

Руководители подразделений

Рисунок 6 - Предлагаемая схема интеграции системы оценки рисков в хозяйственную деятельность предприятий автомобильной промышленности

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Хеджирование валютных и товарных рисков с использованием опционов предприятиями автомобильной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 2. С. 132-137.

2. Курилова А.А. Риск-ориентированный финансовый механизм управления затратами и теория активных систем // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1. С. 85-88.

3. Курилова А.А. Формирование системы финансового планирования на предприятиях автомобильной промышленности // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 36. С. 18-26.

4. Курилова А.А. Бюджетирование как элемент финансового механизма управления затратами на предприятиях автомобилестроения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 4. С. 144-148.

5. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Механизм управления затратами на предприятиях автомобилестроения на основе финансового планирования // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 20. С. 98-103.

5

6. Курилова А.А. Методические положения оценки рисков на предприятиях автомобильной промышленности // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 21-23.

7. Курилова А.А. Теоретические основы управления кредитными рисками в коммерческом банке // Вестник НГИЭИ. 2015. № 7 (50). С. 43-50.

8. Третьякова Е.А., Рудакова М.А. Теоретические и практические аспекты управления рисками в области обеспечения качества выпускаемой продукции на промышленных предприятиях // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 151-156.

9. Юрлова Н.С., Скачок И.В. Управление рисками // Вестник НГИЭИ. 2014. № 3 (34). С. 95-98.

10. Ширинкина Е.В., Валиуллина Л.А. Формализация модели прогнозирования риска несостоятельности предприятия // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 (36). С. 169-180.

11. Барташевская Ю.Н. Вопросы классификации инвестиционных рисков предприятий // Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С. 16-20.

12. Курилов К.Ю. Хеджирование как способ повышения эффективности предприятий автомобилестроения // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 62-69.

Авторы благодарны Российскому гуманитарному научному фонду за частичную финансовую поддержку данной работы (Региональный конкурс «Волжские земли в истории и культуре России», грант № 16-1263003).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.