Научная статья на тему 'Оценка рисков российских предприятий автомобильной промышленности'

Оценка рисков российских предприятий автомобильной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2313
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / AUTOMOBILE INDUSTRY / ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ / CARS / ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА / PRODUCTION VOLUME / ОТРАСЛЕВЫЕ РИСКИ / INDUSTRY RISKS / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / ENVIRONMENTAL RISKS / СТРАНОВЫЕ РИСКИ / COUNTRY RISKS / РЕГИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ / REGIONAL RISKS / ВАЛЮТНЫЕ РИСКИ / CURRENCY RISKS / ПРАВОВЫЕ РИСКИ / LEGAL RISKS / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ / POLITICAL RISKS / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / SOCIAL RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилов Кирилл Юрьевич, Кирюшкина Анна Николаевна

Российская автомобильная промышленность находится в тяжелом кризисе. Причина этого в том, что рост автомобильного рынка, который происходил в предыдущие годы закончился и в настоящее время на рынке наблюдается значительное снижение продаж, которое вызвано значительным ухудшением состояния экономики России. Одна из причин этого в санкциях ЕС и США. Ухудшение экономической конъюнктуры вызвало соответствующее ухудшение финансового состояния предприятий автомобильной промышленности. Так ПАО «АВТОВАЗ» по итогам 2016 года компанией был получен убыток в размере 17 726 тыс. руб. Значительное ухудшение финансового состояния испытали также и другие предприятия автомобильной промышленности. Российская экономика на данный момент характеризуется следующими параметрами: ВВП на 2016 год снизился на 0,2%; рейтинг Standard & Poor's BB + / B, долгосрочные и краткосрочные суверенные рейтинги по обязательствам в национальной валюте на уровне BBB/ A -3. Перспективы рейтинга были улучшены до «стабильных». Долгосрочный рейтинг по национальной шкале подтвержден на уровне ruAAA. Перспективы рейтинга были улучшены до «стабильных». Таким образом, российская экономика постепенно выходит из кризиса, следовательно, в последующем возможно постепенное улучшение деятельности предприятий автомобилестроения. Тем не менее, кризис показал необходимость управления рисками предприятий автомобилестроения которые потерпели значительные убытки в результате реализации различных рисков. Одним из наиболее значительных рисков предприятий отрасли по производству транспортных средств стал валютный риск. Причина это в том, что предприятия автомобилестроения приобретают значительное количество комплектующих у иностранных поставщиков. Поэтому для предприятий автомобилестроения является актуальным анализ рисков предприятий автомобильной промышленности по данным годовой отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курилов Кирилл Юрьевич, Кирюшкина Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF RISKS OF RUSSIAN ENTERPRISES OF THE AUTOMOTIVE INDUSTRY

The Russian automotive industry is in a serious crisis. The reason for this is that the growth of the automotive market, which occurred in previous years ended and now the market there is a significant decline in sales, which caused a significant deterioration of the Russian economy. One of the reasons for this is in EU and US sanctions. The deterioration of the economic situation caused a corresponding deterioration in the financial condition of the automobile industry. So, PJSC AVTOVAZ as a result of 2016 the company received a loss of 17,726 thousand rubles. A significant deterioration in the financial condition was also experienced by other enterprises in the automotive industry. The Russian economy at the moment is characterized by the following parameters: GDP in 2016 decreased by 0.2%; Standard & Poor's rating is BB + / B, long-term and short-term sovereign ratings on liabilities in national currency at BBB/ A -3. Prospects for the rating have been improved to "stable." The long-term national scale rating is confirmed at ruAAA level. Prospects for the rating have been improved to "stable." Thus, the Russian economy is gradually emerging from the crisis, therefore, in the future, it is possible to gradually improve the activities of the automotive industry. Nevertheless, the crisis showed the need to manage the risks of automotive enterprises that suffered significant losses as a result of various risks. One of the most significant risks of the industry in the production of vehicles was the currency risk. The reason is that automotive manufacturers acquire a significant number of components from foreign suppliers. Therefore, for enterprises of the automotive industry, the analysis of the risks of the enterprises of the automotive industry according to the annual accounts is relevant.

Текст научной работы на тему «Оценка рисков российских предприятий автомобильной промышленности»

УДК 338.24.01

ОЦЕНКА РИСКОВ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© 2017

Курилов Кирилл Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Кирюшкина Анна Николаевна, преподаватель кафедры «Финансы и кредит»

Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14,e-mail: aakurilova@yandex.ru)

Аннотация. Российская автомобильная промышленность находится в тяжелом кризисе. Причина этого в том, что рост автомобильного рынка, который происходил в предыдущие годы закончился и в настоящее время на рынке наблюдается значительное снижение продаж, которое вызвано значительным ухудшением состояния экономики России. Одна из причин этого в санкциях ЕС и США. Ухудшение экономической конъюнктуры вызвало соответствующее ухудшение финансового состояния предприятий автомобильной промышленности. Так ПАО «АВТОВАЗ» по итогам 2016 года компанией был получен убыток в размере 17 726 тыс. руб. Значительное ухудшение финансового состояния испытали также и другие предприятия автомобильной промышленности. Российская экономика на данный момент характеризуется следующими параметрами: - ВВП на 2016 год снизился на 0,2%; рейтинг Standard & Poor's - BB + / B, долгосрочные и краткосрочные суверенные рейтинги по обязательствам в национальной валюте на уровне BBB- / A -3. Перспективы рейтинга были улучшены до «стабильных». Долгосрочный рейтинг по национальной шкале подтвержден на уровне ruAAA. Перспективы рейтинга были улучшены до «стабильных». Таким образом, российская экономика постепенно выходит из кризиса, следовательно, в последующем возможно постепенное улучшение деятельности предприятий автомобилестроения. Тем не менее, кризис показал необходимость управления рисками предприятий автомобилестроения которые потерпели значительные убытки в результате реализации различных рисков. Одним из наиболее значительных рисков предприятий отрасли по производству транспортных средств стал валютный риск. Причина это в том, что предприятия автомобилестроения приобретают значительное количество комплектующих у иностранных поставщиков. Поэтому для предприятий автомобилестроения является актуальным анализ рисков предприятий автомобильной промышленности по данным годовой отчетности.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, легковые автомобили, объем производства, отраслевые риски, экологические риски, страновые риски, региональные риски, валютные риски, правовые риски, политические риски, социальные риски.

ASSESSMENT OF RISKS OF RUSSIAN ENTERPRISES OF THE AUTOMOTIVE INDUSTRY

© 2017

Kurilov Kirill Yuryevich, candidate of economic sciences, associate professor of «Finance and Credit» Kiryushkina Anna Nikolaevna, lecturer of «Finance and Credit» Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: aakurilova@yandex.ru)

Abstract. The Russian automotive industry is in a serious crisis. The reason for this is that the growth of the automotive market, which occurred in previous years ended and now the market there is a significant decline in sales, which caused a significant deterioration of the Russian economy. One of the reasons for this is in EU and US sanctions. The deterioration of the economic situation caused a corresponding deterioration in the financial condition of the automobile industry. So, PJSC AVTOVAZ as a result of 2016 the company received a loss of 17,726 thousand rubles. A significant deterioration in the financial condition was also experienced by other enterprises in the automotive industry. The Russian economy at the moment is characterized by the following parameters: - GDP in 2016 decreased by 0.2%; Standard & Poor's rating is BB + / B, long-term and short-term sovereign ratings on liabilities in national currency at BBB- / A -3. Prospects for the rating have been improved to "stable." The long-term national scale rating is confirmed at ruAAA level. Prospects for the rating have been improved to "stable." Thus, the Russian economy is gradually emerging from the crisis, therefore, in the future, it is possible to gradually improve the activities of the automotive industry. Nevertheless, the crisis showed the need to manage the risks of automotive enterprises that suffered significant losses as a result of various risks. One of the most significant risks of the industry in the production of vehicles was the currency risk. The reason is that automotive manufacturers acquire a significant number of components from foreign suppliers. Therefore, for enterprises of the automotive industry, the analysis of the risks of the enterprises of the automotive industry according to the annual accounts is relevant.

Keywords: automobile industry, cars, production volume, industry risks, environmental risks, country risks, regional risks, currency risks, legal risks, political risks, social risks.

Развитие автомобильной промышленности в России тесно связано с деятельностью всего нескольких предприятий.

По данным Минэкономразвития России, ВВП на 2016 год снизился на 0,2% по сравнению с 2015 годом. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's 16 сентября 2016 года подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Российской Федерации для иностранной валюты обязательства на уровне BB + / B, долгосрочные и краткосрочные суверенные рейтинги по обязательствам в национальной валюте на уровне BBB - / A-3. Перспективы рейтинга были улучшены до «стабильных». Долгосрочный рейтинг по национальной шкале подтвержден на уровне ruAAA

Роль Российской Федерации как крупнейшего производителя и экспортера газа и нефти определяет зависимость российской экономики от цен на эти ресурсы на мировых рынках. Общее состояние российской экономики оказывает влияние и на рынок транспортных средств.

Данные Министерства экономического развития показывают, что производство транспортных средств и продукции машиностроения (оборудования) по итогам 2016 года по отношению к 2015 году упало на 3,0 %, что в большей степени обусловлено сокращением инвестиций в основной капитал. Производство легковых автомобилей в 2016 году по отношению к 2015 году уменьшилось более чем на семь процентов (7,4 %). Данная ситуация вызвана падением доходов домохозяйств, а также таких показателей как инвестиционная активность. Произошло сокращение объемов выдаваемых потребительских кредитов, а также операций по лизингу транспортных средств. Причина это - повышение ставок по кредитам.

При этом объем производства грузовых транспортных средств в 2016 году по отношению к 2015 году возросло на 6,9 %.

Прогнозы показывают, что возможно восстановление рынка начнется в 2017 году. Также прогнозируется будущее увеличение продаж транспортных средств до значения в размере два миллиона транспортных средств

Kurilov Kirill Yuryevich, Kiryushkina Anna Nikolaevna ASSESSMENT OF RISKS OF RUSSIAN ENTERPRISES ...

в год и продолжением роста данного показателя в будущем.

Оценивая состояние российской автомобильной промышленности в целом, можно сделать следующие заключения.

Значительное сокращение продаж автомобилей, обусловленное кризисом, не снижает долгосрочного потенциала российского автомобильного рынка, который достаточно высок, что вызвано низким показателем владения транспортными средствами, значительным возрастом эксплуатируемых транспортных средств.

По итогам 2016 года объемы продаж сократились, как и показатель, отражающий фактический валовый внутренний продукт, предположительно достигнув дна. Положительной тенденцией является рост доли отечественных марок на фоне снижения доли импортных автомобилей.

Рынок может начать свое восстановление в 2017 году с возможным увеличением продаж до двух миллионов транспортных средств классифицируемых как легковые автомобили к 2020 году. Также ожидается дальнейшее продолжение роста.

Следует отметить, что в условиях кризиса на деятельность российских производителей значительное влияние оказывают риски связанные с деятельностью российских автопроизводителей.

Рассмотрим риски российских автопроизводителей.

По данным годовых отчетов [1-3] автопроизводители проводит постоянную процедуру мониторинга возможных рисков в процессе своей текущей деятельности, возможных рисковых событий при реализации текущих операций, принятии управленческих решений, разработке стратегии и при рассмотрении, принятии и управлении инвестиционными проектами. В настоящее время автопроизводителями разработана методологическая база, позволяющая оперативно реагировать на рисковые события, и проводится внедрение механизмов идентификации, оценки и управления рисками как части интегрированной системы управления рисками.

Автопроизводителями используется достаточно большое количество способов избегания рисков, в том числе.

Обеспечение ухода от рисков за счет отказа от мероприятий по осуществлению проектов с высоким степенью риска.

Уменьшение фактора риска: реализация комплекса мер для целей ухода от рисков или минимизации возможных потенциальных негативных последствий и уменьшения вероятности его реализации.

Погашение затрат от негативных последствий реализации риска используя резервы предприятия.

Трансферт рисков путем частичной или полной передачи убытков другим лицам за счет заключения финансовых контрактов.

Приоритетным методом управления рисками российских автопроизводителей является минимизация риска путем снижения последствий и/или вероятности реализации риска [4-10]. Данные мероприятия проводятся в целях уменьшения либо полного устранения рисков, либо максимального возможного уменьшения потенциальных негативных последствий и уменьшения вероятности его реализации.

Российские автопроизводители используют имеющиеся способы для минимизации воздействия рисков в случае их реализации.

К одной из больших групп рисков общества, относятся отраслевые риски.

Поскольку российские автопроизводители в основном ведут свою хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, большинству российских автопроизводителей свойственен объем рисков, связанный преимущественно со сложившейся обстановкой на внешнем и внутреннем рынках.

Рассмотрим отраслевые риски российских автопро-220

изводителей.

Значительная часть издержек производства, российских автопроизводителей, формируется за счет сырья и приобретенных компонентов, в результате чего на компанию существенно влияет риск повышения цен на них.

Основными рисками производства и продажи автомобилей являются:

- изменения рыночных условий и ценообразования на поставку ресурсов, необходимых для обеспечения производственной деятельности;

- уменьшение покупателей автомобилей приверженности брэнду;

- большая корреляция объемов на автомобильном рынке с социально-экономической ситуацией в России, потребительские ожидания и большой объем выданных автокредитов;

- постепенно сокращение фактора «ценовое преимущество» российских производителей транспортных средств в силу существенного роста затрат на приобретения сырья, автокомпонентов и тарифов на продукцию естественных монополий;

- увеличение тарифов на перевозку транспортом, падение спроса на услуги, рост конкурентной борьбы на рынке сбыта продукции;

- регулирование цен на оборонную продукцию государством, а также регулирование цен на государственные заказы;

- влияние внешнеполитических и экономических систем на деятельность российских компаний в связи с продажей продукции на экспортных рынках.

Российские автопроизводители оперативно реагирует на текущие изменения, анализируя ситуацию и реализуя меры по устранению негативного воздействия, в частности:

- проводит мероприятия по стимулированию продаж;

- повышает информированность потребителей о продуктах;

- разрабатывает и реализует комплекс мер по оптимизации затрат;

- проводит мероприятия по улучшению качества продукции.

В ситуации, когда один или часть предприятий производителей комплектующих не выполняют своих обязательств по организации поставок комплектующих, ряд предприятий российских автопроизводителей могут столкнуться со значительными трудностями при достижении запланированных производственных показателей.

Если невозможно найти замену поставщика или поставщик не сможет производить дополнительные продукты в срок или полностью, это может оказать существенное негативное влияние на показатели экономической деятельности и показателей деятельности дочерних компаний.

Чтобы ограничить риск неблагоприятных изменений цен на сырье и услуги, российские автопроизводители:

- осуществляет деятельность, направленную на передачу субподготовки компонентов поставщикам верхнего уровня, чтобы уменьшить зависимость от большого числа мелких поставщиков;

- заключает долгосрочные контракты с поставщиками сырья и компонентов с цель оптимизации затрат с течением времени;

- выбор и поиск других предприятий, которые будут осуществлять поставку комплектующих;

- разрабатывает информационную базу о поставщиках сырья и комплектующих;

- снижение затрат;

- осуществляет меры по снижению стоимости выпускаемой продукции.

Меры, принимаемые российскими автопроизводителями для минимизации рисков дочерних компаний связанных с конкретной отраслью:

- обеспечение разработки новых моделей транспорт-

ных средств и силовых агрегатов, а также обеспечение усовершенствования и модернизации устаревших моделей для обеспечения более высоких потребительских качеств транспортных средств, а также в целях достижения действующих стандартов качества, экологичности и безопасности;

- обеспечение диверсификации существующего рынка сбыта, обеспечение доступа на новые экспортные рынки, в том числе обеспечение поиска дополнительных потребителей на внутреннем и внешнем рынках сбыта продукции;

- поиск и обеспечение привлечения стратегических зарубежных контрагентов для реализации проектов по созданию совместных производств по сборке транспортных средств и организации производства автомобильных компонентов;

- увеличение потребительского спроса за счет его стимулирования посредством разработки и реализации программ субсидирования процентных ставок по кредитам на покупку транспортных средств;

- осуществление плана по сокращению расходов, включая поиск альтернативных поставщиков качественных и недорогих материалов и компонентов.

Экологические риски российских автопроизводителей.

Производство автомобильного оборудования связано с неизбежным воздействием на окружающую среду. Несмотря на то, российские автопроизводители принимают меры, направленные на снижение воздействия на окружающую среду, любой значительный экологический ущерб окружающей среде отрицательно сказывается на бизнесе и результатах производственной деятельности.

Для минимизации этих рисков российские автопроизводители принимает следующие меры:

- модернизация существующих производственных мощностей и использование передовых методов в области охраны окружающей среды и открытие новых производственных площадок;

- комплексная оценка возможных инцидентов и их экологических последствий, разработка эффективной системы реагирования на эти ситуации.

Страновые и региональные риски.

Основными страновыми рисками для российских автопроизводителей являются политические и экономические риски. Перспективы экономической стабильности в Российской Федерации во многом зависят от эффективности политических и экономических мер, предпринимаемых правительством, а также от развития законодательной базы и политической ситуации.

Далее рассмотрим политические и социальные риски российских автопроизводителей.

Российская Федерация является государством с федеративным устройством, состоящим из 85 субъектов Федерации. Разногласия между российским правительством и региональными властями часто приводят к публикации противоречивых законодательных актов субъектами разного уровня правосознания, что может вызвать политическую нестабильность и негативно повлиять на экономическую ситуацию российских автопроизводителей.

В настоящее время политическая ситуация в России не вызывает серьезной обеспокоенности. Политический настрой и расстановка сил у власти остаются достаточно прозрачными, однако уровень коррупции остается высоким.

Правительство Российской Федерации оказывают влияние на деятельность российских автопроизводителей путем принятия законодательных и нормативных мер, которые могут существенно повлиять финансовое положение и результаты деятельности российских автопроизводителей.

Риски, связанные с возможными военными конфликтами, введение чрезвычайных ситуаций и забастовок в

стране (странах) и регионе, в котором российские автопроизводители зарегистрированы в качестве налогоплательщиков и / или осуществляют основную деятельность, рассматривается российскими компаниями автопроизводителями как низкое. Следует отметить, что российские автопроизводители находятся за пределами зоны военных конфликтов.

Российские регионы, в которых работают российские автопроизводители, достаточно стабильны в социально-политических условиях. За предыдущие годы не было ни одного факта забастовки на заводах российских автопроизводителей.

Российские автопроизводители проводят активную работу с персоналом, устанавливают конкурентоспособный уровень заработной платы для рабочих и служащих российских автопроизводителей, организуют поддержку социально-культурных организаций, к которым относятся детские сады, школы, больницы, детские спортивные лагеря, спортивные школы и т.д.

Предприятия российских автопроизводителей расположены в центральной части России, в регионах, относительно спокойных с точки зрения риска стихийных бедствий и других негативных природных последствий.

Большинство из вышеперечисленных рисков экономического, политического и юридического характера не могут эффективно контролироваться российскими автопроизводителями из-за их глобального масштаба.

В случае значительной политической нестабильности в России или в определенном регионе российские автопроизводители предполагает принятие ряда антикризисных мер управления для мобилизации бизнеса и минимизации негативного влияния политической ситуации в стране и регионе на бизнес российских автопроизводителей.

Далее рассмотрим финансовые риски, связанные с деятельностью российских автопроизводителей.

В первую очередь рассмотрим валютный риск, связанный с хозяйственной деятельностью российских автопроизводителей.

Российские автопроизводители осуществляет свою хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации. Поскольку большинство обязательств российских автопроизводителей номинированы в рублях, фактор возможных колебаний обменных курсов не представляет значительного риска для кредиторов российских автопроизводителей.

В конце 2016 года официальный курс доллара США к рублю снизился на 17% до 60,6569 руб. по доллару США на 01.01.2017 года курс евро к рублю - на 20%, до 63,8111 рубля. за евро.

По расчетам Минэкономразвития России, оценка реального эффективного обменного курса рубля на 2016 год (рассчитанная по состоянию на декабрь 2016 года к декабрю 2015 года) оценивается в 20,7%.

Валютный риск возникает в отношении торговых операций (экспорт, импорт), займов и кредитных операций с использованием иностранной валюты. Российские автопроизводители осуществляют торговые операции и покупки как на внутреннем, так и на внешнем рынках, в результате чего на них влияют колебания валютных курсов, в основном в США доллара и евро.

Следующим фактором влияющим на хозяйственную деятельность российских автопроизводителей являются риски изменения процентных ставок.

Российские автопроизводители используют заемные средства в своей деятельности. Значительное увеличение процентной ставки по кредитам может отрицательно сказаться на деятельности российских автопроизводителей.

В связи с резким увеличением процентных ставок по заемным средствам российские автопроизводители принимают следующие меры:

- привлекают заемные средства с учетом приоритетного финансирования областей с более высокой доход-

Kurilov Kirill Yuryevich, Kiryushkina Anna Nikolaevna ASSESSMENT OF RISKS OF RUSSIAN ENTERPRISES .

ностью капитала;

- рассматривают возможность продления сроков погашения текущих заимствований и от срока погашения будущих сроков заимствования до более благоприятного периода.

Для дальнейшей оценки факторов риска рассмотрим влияние инфляции на хозяйственную деятельность российских автопроизводителей. Исходя из данных Росстата за 2016 год потребительская инфляция составила 5,4%. Российские производители в своих годовых отчетах рекомендуют инвесторам учитывать риск изменения покупательной способности рубля при принятии решения о покупке своих ценных бумаг. Изменение покупательной способности рубля может оказать существенное влияние на доходность инвестиций.

Из годовой отчетности российских автопроизводителей видно, что активы предприятий (состоящие в основном из финансовых вложений в акции дочерних компаний) номинированы в валюте Российской Федерации и поэтому подвержены инфляционному влиянию. Также инфляционному влиянию подвержены доходы, связанные с ростом рыночной стоимости доли дочерних компаний и доходы от предоставления услуг различных услуг. Соответственно, изменение покупательной способности рубля при превышении критических значений может отрицательно повлиять на чистую прибыль российских автопроизводителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведем оценку правовых рисков российских автопроизводителей.

Правовая система Российской Федерации в настоящее время находится в процессе реформирования, направленной на то, чтобы привести ее в соответствие с требованиями рыночной экономики.

Для ряда принятых в последние годы российских законов характерны неадекватная последовательность и техническое несовершенство. Быстрое развитие российской правовой системы порождает неопределенность в толковании большого числа правовых норм. Обилие и противоречивая юриспруденция, в том числе практика Конституционного Суда Российской Федерации, порождают многочисленные случаи диаметрально противоположных выводов относительно применения тех же норм в разных обстоятельствах. Кроме того, российские законы часто характеризуются наличием пробелов в регулировании.

Эти факторы могут повлиять на возможность того, чтобы российские автопроизводители столкнутся с определенными рисками, связанными с заключенными договорами или нормами уставов российских производителей.

Среди рисков связанных с деятельностью российских автопроизводителей следует выделить риски связанные с изменениями валютного регулирования и изменениями в правилах таможенного контроля и пошлин.

Принимая во внимание общие тенденции стран-импортеров продукции российских автопроизводителей риск негативных последствий от изменений можно определить как средний.

Деятельность компаний, действующих на территории Российской Федерации, облагается большим количеством различных налогов, включая налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налоги на фонд заработной платы, налоги на имущество и т. д.

В прошлом система сбора налогов характеризовалась относительно низкой эффективностью, что привело к введению новых налогов для увеличения государственных доходов. В этой связи Правительство Российской Федерации провело ряд реформ налоговой системы, что привело к повышению прозрачности налоговой системы и некоторому улучшению налоговой среды.

Законодательство, в том числе налоговое законодательство и юриспруденция Российской Федерации, подпадают под частные изменения и характеризуются несогласованностью толкования и избирательности

правоприменительной практики. В некоторых случаях российские налоговые органы осуществляли налогообложение операций, проведенных до вступления в силу соответствующих налогов, несмотря на противоречие таких действий с нормами Конституции Российской Федерации. Такие обстоятельства в сочетании с обычной налоговой нагрузкой усложняют налоговое планирование и принятие экономических решений российскими налогоплательщиками.

Действующее российское налоговое законодательство допускает неоднозначную интерпретацию. В этой связи интерпретация налоговыми органами налогового законодательства в отношении определенных операций российских автопроизводителей может не совпадать с толкованием этого закона юридической службой российских автопроизводителей.

Как следствие, налоговые органы могут оспорить правильность применения налогового законодательства, а российские автопроизводители могут, вменены дополнительные налоги, штрафы и пени, размер которых может быть значительным.

В хозяйственной деятельности российских предприятий существуют риски, связанные с изменением требований к лицензированию основной деятельности или лицензирование прав на использование объектов, которые ограничены в обращении (включая природные ресурсы).

Рисунок 1 - Комплекс рисков влияющих на финансово-хозяйственную деятельность российских автопроизводителей

Рассмотрим эти риски применительно к деятельности российских автопроизводителей.

Данные годовых отчетов показывают, что российские автопроизводители не является участником судебных процессов, которые могут оказать существенное влияние на его деятельность, и в ближайшем будущем российские автопроизводители не прогнозирует каких-либо судебных разбирательств со своим участием, поэтому риск изменения судебной практики является для российских производителей является низким.

На следующем этапе рассмотрим риск потери деловой репутации (риск репутации).

Под репутационным риском понимается это совокупность рисков, связанных с уменьшением объема продаж продукции в результате потери лояльности конечных пользователей к продуктам, формирования негативного имиджа качества продукции.

Необходимо отметить, что российские автопроизводители подвержены этому риску.

Одним из Важнейших видов риска является стратегический риск.

К ключевым стратегическим рискам относятся:

- риск ошибочной стратегии развития Компании в результате неправильного определения перспективных направлений развития;

- риск потери доли рынка в связи с принятием неверных управленческих решении.

В целом применительно к российским автопроиз-

водителям комплекс стратегических рисков оказывает влияние на хозяйственную деятельность автопроизводителей которое можно оценить как среднее.

На рисунке 1 показан комплекс рисков влияющих на финансово-хозяйственную деятельность российских автопроизводителей.

Из рисунка 1 видно, что для предприятий автомобильной промышленности свойственны следующие риски:

- риски, связанные с изменением процентной ставки которые связаны с наличием значительного портфеля кредитов и займов в структуре пассивов предприятия процентные ставки по которым могут измениться.;

- риски, изменения стоимости валюты связанные с наличием контрактов выраженных в иностранной валюте;

- кредитные риски, связанные тем что кредитные ресурс занимают значительное место в структуре пассивов компании;

- риски ликвидности, которые связаны с тем, что соотношение активов и пассивов большинства автомобилестроительных предприятий находятся после кризиса в неблагоприятной для предприятий зоне.

Предприятиям автомобилестроения следует осуществлять избегания рисков путем хеджирования рисков различными финансовыми инструментами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Годовой отчет ПАО «АВТОВАЗ» // официальный сайт ПАО «АВТОВАЗ» [сайт]: URL: http:// http://info. avtovaz.ru/ (дата обращения: 27.11.2017)

2. Годовой отчет ПАО «ГАЗ» // официальный сайт ПАО «ГАЗ» [сайт]: URL: http://gazgroup.ru/shareholders/ pao_gaz/investors/ (дата обращения: 27.11.2017)

3. Годовой отчет ПАО «Соллерс» // официальный сайт ПАО «Соллерс» [сайт]: URL: http://www.sollers-auto.com/ru/investors/(дата обращения: 27.11.2017)

4. Бурганов А.Н. Особенности расчетов между автопроизводителем и дилером на примере ОАО «АВТОВАЗ» // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 5-10.

5. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Внутренний контроль и аудит на предприятиях автомобильной промышленности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 22-26.

6. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Оценка рентабельности предприятий автомобильной промышленности // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 36-41.

7. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Основные факторы, влияющие на падение продаж на российском автомобильном рынке // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 2 (38). С. 102-112.

8. Курилов К.Ю. Развитие российского автомобильного рынка до 2020 года // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 37-40.

9. Курилова А.А. Прогноз развития автомобильной промышленности до 2026г // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 40-42.

10. Шмыгов А.Ф., Фролова О.Ю. Тенденции автомобильного кластера самарской области на современном этапе развития // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 107-110.

Статья поступила в редакцию 18.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.