Научная статья на тему 'Оценка инвестиционного климата автомобильного кластера Самарской области'

Оценка инвестиционного климата автомобильного кластера Самарской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / АВТОМОБИЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / AUTOMOTIVE CLUSTER / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT CLIMATE / ОЦЕНКА / ASSESSMENT / ФАКТОРЫ / FACTORS / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ РЫНОК / БЛАГОПРИЯТНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / FAVORABLE INVESTMENT CLIMATE / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / INDUSTRIAL CLUSTER / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / DOMESTIC AND FOREIGN MARKETS / PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилова Анастасия Александровна

В современной экономике значение конкурентоспособности для существования компании, региона и страны в целом становится все более важным. Для России эта проблема актуальна, потому что растущая глобализация все больше приводит к необходимости усиления конкурентоспособности отраслей на внутреннем и внешнем рынках. Формирование стратегий, в том числе политических, это ключ к преодолению кризиса и реформированию экономики. Как показывает мировая практика, опыт внедрения кластеров в регионах с развитой инфраструктурой положительно влияет на развитие промышленности и региона и расширение производственных мощностей по всей стране. Для всей экономики государства кластера играет важную роль поддержка и развитие внутренней инфраструктуры, внедрение новых технологий, создание рабочих мест, а также платформа для привлечения иностранных инвестиций и технологий. Разработка качественных характеристик разработки и сборки транспортных средств имеет значение для повышения конкурентоспособности отрасли на внутреннем и внешнем рынках. Сегодня автомобильная промышленность принадлежит к одной из ведущих ролей в развитии и совершенствовании техники в целом и, в частности, в транспортной технике. Автомобильная промышленность является очень крупным и значительным сектором экономики и международного бизнеса, потому что это не только автомобили, но и различные продукты для обслуживания транспортных средств, а также обширный рынок для производства и продажи автозапчастей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF INVESTMENT CLIMATE OF THE AUTOMOTIVE CLUSTER OF SAMARA REGION

In the modern economy the importance of competitiveness for the existence of the company, the region and the country as a whole becomes increasingly important. For Russia this is a problem, because the increasing globalization leads to the necessity of strengthening the competitiveness of industries in domestic and foreign markets. The formation of strategies, including political strategies is the key to overcoming the crisis and reforming the economy. According to international practice the experience of implementation of clusters in the regions with developed infrastructure has a positive effect on the development of industry and of the region and the expansion of production capacity across the country. For the whole economy of the state of cluster support and development of internal infrastructure, the introduction of new technologies, creation of jobs, as well as a platform for attracting foreign investment and technology play an important role. Development of quality characteristics of the development and Assembly of vehicles is set to increase industry competitiveness in domestic and foreign markets. Nowadays the automotive industry is one of the leading roles in the development and improvement of technology in general and in particular in transport equipment. The automotive industry is a very large and significant sector of the economy and international business. Because it is a variety of products for maintenance of vehicles and it is a vast market for the production and sale of spare parts.

Текст научной работы на тему «Оценка инвестиционного климата автомобильного кластера Самарской области»

УДК 338

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА АВТОМОБИЛЬНОГО КЛАСТЕРА

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2017

Курилова Анастасия Александровна, доктор экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»

Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. В современной экономике значение конкурентоспособности для существования компании, региона и страны в целом становится все более важным. Для России эта проблема актуальна, потому что растущая глобализация все больше приводит к необходимости усиления конкурентоспособности отраслей на внутреннем и внешнем рынках. Формирование стратегий, в том числе политических, - это ключ к преодолению кризиса и реформированию экономики. Как показывает мировая практика, опыт внедрения кластеров в регионах с развитой инфраструктурой положительно влияет на развитие промышленности и региона и расширение производственных мощностей по всей стране. Для всей экономики государства кластера играет важную роль поддержка и развитие внутренней инфраструктуры, внедрение новых технологий, создание рабочих мест, а также платформа для привлечения иностранных инвестиций и технологий. Разработка качественных характеристик разработки и сборки транспортных средств имеет значение для повышения конкурентоспособности отрасли на внутреннем и внешнем рынках. Сегодня автомобильная промышленность принадлежит к одной из ведущих ролей в развитии и совершенствовании техники в целом и, в частности, в транспортной технике. Автомобильная промышленность является очень крупным и значительным сектором экономики и международного бизнеса, потому что это не только автомобили, но и различные продукты для обслуживания транспортных средств, а также обширный рынок для производства и продажи автозапчастей.

Ключевые слова: кластер, автомобильный кластер, инвестиционный климат, оценка, факторы, экономика, внутренний и внешний рынок, благоприятный инвестиционный климат, перспективы развития, промышленный кластер, организация.

EVALUATION OF INVESTMENT CLIMATE OF THE AUTOMOTIVE CLUSTER OF SAMARA REGION

© 2017

Kurilova Anastasia Alexandrovna, doctor of economic sciences, associate professor of the department

"Finance and Credit" Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belorusskaya, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. In the modern economy the importance of competitiveness for the existence of the company, the region and the country as a whole becomes increasingly important. For Russia this is a problem, because the increasing globalization leads to the necessity of strengthening the competitiveness of industries in domestic and foreign markets. The formation of strategies, including political strategies is the key to overcoming the crisis and reforming the economy. According to international practice the experience of implementation of clusters in the regions with developed infrastructure has a positive effect on the development of industry and of the region and the expansion of production capacity across the country. For the whole economy of the state of cluster support and development of internal infrastructure, the introduction of new technologies, creation of jobs, as well as a platform for attracting foreign investment and technology play an important role. Development of quality characteristics of the development and Assembly of vehicles is set to increase industry competitiveness in domestic and foreign markets. Nowadays the automotive industry is one of the leading roles in the development and improvement of technology in general and in particular in transport equipment. The automotive industry is a very large and significant sector of the economy and international business. Because it is a variety of products for maintenance of vehicles and it is a vast market for the production and sale of spare parts.

Keywords: cluster, automotive cluster, investment climate assessment, factors, economy, domestic and foreign markets, a favorable investment climate, prospects for development, industrial cluster, organization.

Автомобильный кластер — это группа географически локализованных взаимосвязанных производственных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, объектов инфраструктуры: научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и других предприятий, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Отличительный признак эффективно действующих кластеров - это выход инновационной продукции.

Кластер автомобильной промышленности - один из наиболее развитых промышленных кластеров Самарской области [1, с.37]. Ядро кластера составляют два производителя конечной продукции (автомобилей) - ПАО «АВТОВАЗ» и ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ». Автокомпонентный сектор представляет собой более чем 100 организациями разных уровней, больше чем половина из которых являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Российский автопромышленный кластер производит более 14% ВРП региона, на предприятиях-участниках российского автопромышленного кластера занято более 50 000 человек.

В российский автопромышленный кластер входит 52 участника, в том числе якорные автосборочные организации, крупные интеграторы узлов и агрегатов: ООО «ВАЛЕО Сервис», ООО «ТПВ РУС», ООО «Рулевые си-АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1(18)

стемы», ООО «Брозе Тольятти Автомотив», ООО «ДСК», АО «АД ПЛАСТИК», АО «АКОМ», ОАО «ТЗТО», ООО «Нобель Автомотив Русиа», ООО «Металлопродукция» и другие, поставщики компонентов и комплектующих изделий.

Для Самарской области характерна наиболее высокая концентрация предприятий автомобильной промышленности и наиболее высокая доля автомобильной промышленности в структуре ВРП среди всех субъектов Приволжского федерального округа [2, с.110].

Автомобилестроение на сегодняшний день является одной из системообразующих отраслей. В данном кластере сконцентрировано около 40% производства, 40% занятых, 65% основных фондов промышленности, 25% затрат на исследования и разработки, 20% экспорта Самарской области.

В состав российского автомобильного кластера входят организации по следующим направлениям деятельности:

1) Сборочное производство легковых автомобилей;

2) Производство автокомпонентов, материалов, узлов для автосборочных заводов;

3) Предприятия автосервиса и торговли, оказывающие сервисные услуги владельцам автомобилей;

4) Исследовательские, конструкторские, технологические, консалтинговые предприятия;

5) Предприятия, осуществляющие подготовку ка-

101

дров для организации кластера;

6) Финансовые организации, обеспечивающие текущее обслуживание, кредитование, страхование, деятельность на фондовом рынке.

Таблица 1 - перспективы развития российских автомобильных кластеров

Ключевые факторы успеха кластера Оценка текущего развития факторов успеха кластеров Возможные шаги по стимулированию эффективности кластеров

Масштабное а ВТ О пр ОИЗБО Д СТБО Масштаб, достигнутый в ущерб гибкости производства Создать гибкие производства. Сотрудничество с мировыми автопроизводителями

Развитие поставщиков Только около 5% российских поставщиков соответствуют мировым стандартам., наиболыпаячасть поставщиков немасшта оны, их издержки на 10-15% выше, чем за рубежом Повышение требованийпо локализации производства. Сотрудничество смировыми производителями

База сырьевых переделов Нехватка базовых технологий (автомобильный лист, литье чугуна,цветных металлов) Масштабные инвестиции в сырьевые пер еделы

Сотрудничество по НИОКР OES не имеют собственной о азы по НИОКР, слабый уровень сотрудничества икооперации. нехватка независимых исследовательских и инжиниринговых центров Государственная поддержка приоритетных НИОКР, координация и создание консорциумовпо реализации проектов НИОКР, специализация на отдельных компетенциях, интеграция российских инжиниринговых центров в международные исследовательские

Транспортная инфр а структур а Нехватка дорожнойиж'д инфраструктуры, гакжене хватает складских мощностей® регионе, существуют некоторые сложностив ыультимодальных перевозках Развитие логистической инфраструктуры,в т.ч. транспортной, складскойипр., повышение конкуренции логистических компаний, оптимизация тарифной

Поддерживающие (смежные) отрасли Частичное присутствие поддерживающих (смежных) наукоемких отраслей{авиакосмос, химия, и т.п.). недостаточная межотраслевая кооперация Системное привлечение наукоемких отраслей

Гибкостьраоочей силы Неразвитость инеравнозначность социальной инфраструктуры вразличных регионах препятствует мобильности квалифицир ованного персонала Меры по поддержке переездов, компенсации отдельных видов затрат, развитие региональной социальной инфр а структуры

Конкур ентнаябнзнес среда Низкий рейтинг России по показателям пр озрачно сти и корруыпир о ваяно сти бизнеса Государственные меры поддержки пр озр ачно сти и снижению ур овня коррупции, го судар сгвенная поддержка развития малого и среднего предпринимательства

Основной организацией автомобильного кластера Самарской области является крупнейшая российская автомобильная компания ПАО «АвтоВАЗ» (рис. 20). Его доля в российском производстве легковых автомобилей составляет 70%, ниша на внутреннем российском рынке - 40%, ценовой сегмент - средний.

Поставщиками деталей и комплектующих для ПАО «АвтоВАЗ» являются порядка 700 компаний с общей численностью занятых около 2 млн. чел. ПАО «АвтоВАЗ» вошел в десятку ведущих российских компаний, имеющих наибольшие объем выручки и численность персонала и был включен в список крупнейших компаний мира, составленный влиятельным американским экономическим журналом «Форбс», в числе 14 российских компаний.

Значимую роль в автомобильном кластере играют холдинговые компании и совместные предприятия, которые создали с участием иностранного капитала [3, с.227].

С ПАО «АвтоВАЗ» сотрудничает более 320 организаций Самарской области. Действующие на территории области производители автомобилей и автокомпонентов координируют с ним свою производственную и сбытовую политику, находясь одновременно в позиции партнеров и конкурентов на рынке и участвуя в цепочках создания добавленной стоимости. В сфере услуг значительное место занимают предприятия по продаже и сервисному обслуживанию легковых автомобилей, также развита сеть специализированных мелкооптовых организаций и магазинов.

Исследования и разработки в сфере новых технологий, материалов, комплектующих осуществляет научно-технический центр ПАО «АвтоВАЗ» - крупнейшая в России научно-исследовательское, конструкторское и технологическое предприятие. Работы проводятся также специализированными бюро организаций-производителей автокомплектующих, подразделениями вузов и научных организаций области.

Итак, автомобильный кластер, сложившийся на территории Самарско-Тольяттинской агломерации, имеет довольно зрелую форму, характеризуется ярко выраженными чертами, которые свойственны классической кластерной системе - с крупной основной организацией,

окруженнои широкои разветвленной сетью поставщиков и партнеров [4, с.15].

Оценивая инвестиционный климат - создание положительных экономических, политических и социальных условий для привлечения капитала, и, прежде всего, от иностранных инвесторов, можно следующие негативно сказывающие факторы: народные волнения, массовые забастовки, вооруженные восстания, военная угроза и прочее [5, с.125].

Как и во всех экономических и других явлений, в формировании инвестиционного климата существуют благоприятные и неблагоприятные факторы развития.

Факторы, благоприятно влияющие на инвестиционный климат [6, с.93]:

1. Предоставление гарантий иностранным инвесторам. Здесь речь идет о защите вкладываемого капитала.

Во-первых, о свободном передвижении денежных средств как на территории России, так и за ее пределами, безусловно, после оплаты всех необходимых налогов [7, с.7].

Во-вторых, защита интересов и условий предпринимательской деятельности иностранных инвесторов.

На сегодняшний день, экономическое положение Российской Федерации находится не в самом лучшем виде, но даже, несмотря на это, государство создает наиболее благоприятные условия для привлечения инвестиций [8-14]. Но проблема остается, связанная с острой нехваткой долгосрочных иностранных капиталовложений, то есть инвестиций во все производственные отрасли [15, с. 111].

2. Следующий фактор связан с усовершенствованием и развитием правовой базы инвестиционного климата, которая действует на территории России [16, с.91]. Здесь можно выделить следующие гарантии, которые обеспечивают стабильность и прозрачность налогового обложения:

а) Срок вступления в силу нового налогового закона не может быть установлен ранее одного месяца со дня опубликования в официальных источниках; не может быть установлен раньше первого числа месяца, являющегося отчетным периодом по уплате налогов или сборов [17, с.63].

б) федеральные законы, а также законодательные акты субъектов Российской Федерации, касающиеся и предполагающие установление новых ставок, правил и др. по уплате налогов и сборов не могут установить срок вступления в силу раньше первого января года, следующего за принятием решения.

Также мы можем выделить, факторы, неблагоприятно влияющие на развитие инвестиционного климата:

Количество иностранных инвесторов невелико. Можно выделить две основные причины, по которым складывается такая ситуация [18, с.110]:

1. Неэффективная работа государственных органов по проведению инвестиционной политики, которая приводила к результату, удовлетворяющему как государство, так и инвесторов. Неэффективность работы заключается в недостаточном количестве гарантий, предоставляемых инвесторам. В не оптимальных условиях, согласно которым инвестор практически не получает собственную выгоду [19, с. 49].

2. Невыполнение задачи по государственному регулированию ценовой политики естественных монополий, а именно государство не должно допускать резкого скачка цен на продукцию, а также услуги, предоставляемые естественными монополиями.

Объектом исследования инвестиционного климата являются страны, регионы внутри них, отрасли и города. Существует много методов оценки инвестиционного климата, при этом применяемые методики совершенно различны [20, с.25]. В ряде стран, например в Японии, используются описательные методы без какой-либо количественной оценки. Но наиболее распространены методы, в которых экономические показатели выражаются

числовыми значениями [21, с.105].

Учитывая значительные экономические и политические различия между отдельными странами, выявить явные преимущества по тем или другим аспектам функционирования национальных экономик зачастую очень сложно. Для стран с переходной экономикой (в том числе России) часто используется метод индекса Бери.

Таблица 2 - критерии оценки инвестиционного климата

Критерии опенки Вес овая значимость (измеряетсяв процентах)

Политическая стабильность 12

Темпы экономического роста 10

Конвертируемость валюты и тд 10

Возможность долгосрочного кредитования и условия внес гния иностранным инвестором своей доли е капитал 3

Возможность краткосрочного кредитования

Расходы на заработную плату н производительность труда

Девальвация 6

Состояние платежного баланса б

Возможно стьреализации договора б

Отношение к иностранныминЕестидаям и прибыли б

Возможность национализации: отэкспроприациидо преимуществ резидентов б

Бюрократические процедуры (степень государственного регулирования) 4

Местное управление и партнерство 4

Организация транспорта и связи 4

Возможность использования экспертов и услуг 2

Каждый критерий оценивался по шкале от одного (неприемлемого) до четырех (очень благоприятный) [22, с. 53]. Индекс Бери - это синтетический индикатор, который представляет собой сумму баллов экспертных оценок отдельных компонентов (критериев). Метод в значительной степени зависит от субъективных мнений, особенно когда дело касается оценки рисков, прежде всего политических [23, с. 175].

Среди мероприятий, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата в РФ, можно выделить:

1) Развитие государственно-частного партнерства, способного значительно повысить эффективность инвестиционных проектов за счет использования преимуществ государственных и частных инвестиций

2) Формирование инфраструктуры инвестиционной сферы

3) Развитие малого предпринимательства

4) Совершенствование нормативно-правовых основ инвестиционной деятельности

5) Развитие системы долгосрочного кредитования

Конкретные мероприятия в этом направлении должны вносить изменения или отменить различные законодательные акты, которые затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Снижать влияние государственных компаний на инвестиционный климат путем приватизации крупных пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, и за исключением из совета директоров акционерных обществ с государственным участием руководителей федеральных органов исполнительной власти с включением вместо них независимых директоров, а также ужесточать контроль над коррупционными правонарушениями.

Таким образом, инвестиционный климат является сложной и многоуровневой концепцией [24, с. 45]. Сложность заключается в том, что она сформирована, как показано выше, под влиянием многих факторов, создающих условия для инвестиционной деятельности [25, с. 115]. Многоуровневый характер инвестиционного климата показывает, что уровни оценки стран, регионов и секторов [26, с. 93].

Если рейтинг страны имеет решающее значение для иностранного инвестора, рейтинг региона, отрасль важна как для иностранных, так и для внутренних инвесторов. Имея это в виду, инвестор выбирает инвестиции фондов, оценивая инвестиционную привлекательность. Подход к оценке объекта инвестиций различен в зависимости от того, является ли новый или существующий. Но во всех случаях для инвесторов (и для оценки инвестиционного климата) важно оценить эффективность и риски инвестиций. Разные будут только подходы к решению этих проблем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Булярская С. А. Управление промышленным экономическим кластером / С. А. Булярская, А. О. Синицын // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2011. - № 5. - С. 36-40.

2. Гагарина Г. Ю. Кластеры как основа обеспечения устойчивого социально-экономического развития российских регионов / Г. Ю. Гагарина // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова - 2011. - № 6. - С. 107-111.

3. Миролюбова Т. В. Региональный промышленный кластер: характерные свойства и виды / Т. В. Миролюбова, А. Г. Афонина // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2012. - Т. 64, № 5. - С. 224-229.

4. Абдикеев Н. М. Динамическое моделирование и сценарный анализ развития инновационных кластеров в регионах / Н. М. Абдикеев, Д. В. Малова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2012. - № 31. - С. 12-23.

5. Новоселова С. В. Межрегиональный обмен как фактор развития кластерной структуры экономики региона / С. В. Новоселова // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 3. - С. 118-126.

6. Дроздова Н. В. Методологические аспекты формирования кластеров на уровне региона / Н. В. Дроздова // Известия высших учебных заведений. Серия Экономика, финансы и управление производством. -

2011. - № 2. - С. 90-95.

7. Ковалев А. И. Методологические аспекты создания экономических кластеров в наноиндустрии / А. И. Ковалев, П. Г. Ильина, О. П. Тезикова // Маркетинг. -

2012. - № 1. - С. 3-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Лобанова В. А. Теоретические аспекты функционирования межрегиональных кластеров / В. А. Лобанова, Е. В Понькина // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 17. - С. 35-44.

9. Курилова А.А. Анализ инвестиционного климата Самарской области // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 161-164.

10. Лукьянова Т.Н. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 286-291.

11. Царук В.Ю. Мировые тенденции реализации экономического роста с помощью инвестиций // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 192-195.

12. Волков И.В. Некоторые подходы в управлении инвестициями в АПК // Вестник НГИЭИ. 2014. № 5 (36). С. 9-14.

13. Полтева Т.В., Кирюшкина А.Н. Портфель реальных инвестиций: формирование и управление // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 173-176.

14. Кулина Е.А., Курилова А.А. Учет и оценка финансовых вложений // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 50-53.

15. Медведев А. А. Поддержка экономического роста субъектов РФ через механизм особых экономических зон / А. А. Медведев // Образование. Наука. Научные кадры. - 2011. - № 2. - С. 109-111.

16. Понькина Е. В. Экономический кластер : взгляд с позиции теории систем и системного анализа / Е. В. Понькина, С. В. Лобова // Известия высших учебных заведений. Серия Экономика, финансы и управление производством. - 2011. - № 4. - С. 90-99.

17. Салимгареев Н. Г. Разработка потенциальных кластеров в пространственных социально-экономических микросистемах / Н. Г. Салимгареев // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2011. - № 76. - С. 61-66.

18. Старцев Ю. Н. Сети и кластеры - становление современных подходов к региональному развитию / Ю. Н. Старцев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 36. - С. 110-116._

19. Мурыгин С. В. Актуальные проблемы формирования автомобильных кластеров в регионе / С. В. Мурыгин, Д. Б. Грызлов // Вестник Национальной академии туризма. - 2011. - № 2. - С. 48-50.

20. Карлина Т. В. Идентификация ядер региональных экономических кластеров на основе анализа структурных сдвигов в условиях циклично развивающейся экономики / Т. В. Карлина // Вестник Пермского университета. Серия Экономика. - 2011. - № 4. - С. 18-29.

21. Данько Т. П. Кластеры в субъектах Российской Федерации : инновационный путь развития / Т. П. Данько, Е. С. Куценко // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 5. - С. 104113.

22. Боев А. Г. Формирование интегрированной системы разработки и реализации стратегии развития предприятия в условиях образования промышленного кластера / А. Г. Боев // Организатор производства. - 2011.

- № 4. - С. 52-55.

23. Шабаев А. В. Построение организационно-экономических аспектов качества услуг жизнеобеспечения / А. В. Шабаев // Фундаментальные исследования. - 2011.

- № 4. - С. 175-178.

24. Соловейчик К. А. Методический подход к моделированию промышленных кластеров / К. А. Соловейчик // Экономика и управление. - 2011. - № 1. - С. 42-45.

25. Порваткина М. В. Зарубежный опыт формирования и развития региональных кластеров в экономически развитых странах / М. В. Порваткина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 12. - С. 112-116.

26. Немчинов О. А. Формирование конкурентоспособности региона на основе кластеризации машиностроения / О. А. Немчинов // Организатор производства.

- 2011. - № 3. - С. 89-95.

Статья подготовлена в рамках работы над исследовательским проектом «К 50-летию ВАЗа: Влияние автомобилизации на социально-экономическое развитие Поволжья», поддержанным грантом Российского гуманитарного научного фонда № 16-12-63003 по результатам регионального конкурса «Волжские земли в истории и культуре России - 2016, Самарская область».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.