economic sceinces
УДК 338.24.01
ВЛИЯНИЕ РИСКОВ РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ НА ИХ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
© 2017
Курилова Анастасия Александровна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Финансы и кредит» Полтева Татьяна Владимировна, преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14,e-mail: aakurilova@yandex.ru)
Аннотация. Российская гражданская авиация в настоящее время испытывает значительные кризисные явления. Причина этого в том, что спрос на авиаперевозки российской авиации значительно снизился. Причина снижения спроса на авиаперевозки заключается в кризисных явлениях в российской экономике, которые были вызваны, в том числе санациями ЕС и США. Влияние санкций США и ЕС достаточно велико, так ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в 2015 году получило значительный убыток в размере 18 420 млрд. руб. и только в 2016 финансовое состояние ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» стабилизировалось и «ЮТэйр» получило положительный результат в размере 589 млрд. руб. У других авиакомпаний также наблюдались значительные негативные тенденции в их финансово-хозяйственной деятельности связанные с падением пассажиропотока, выручки и т. д. Значительным негативным фактором повлиявшим на деятельность российских авиакомпаний стало прекращении ряда международных перевозок в Египет и Турцию. В этой связи значительно возросла актуальность управления рисками российских авиакомпаний. Следует отметить, что общее состояние российской экономики постепенно улучшается, так рейтинг Standard & Poor's в настоящее время составляет BB + / B, долгосрочный и краткосрочный суверенные рейтинги по обязательствам в национальной валюте на данный момент находятся на уровне BBB- / A -3. Перспективы рейтинга были улучшены агентством Standard & Poor's до «стабильных». Долгосрочный рейтинг по национальной шкале подтвержден Standard & Poor's на уровне ruAAA. Однако улучшение в российской экономике не снижают актуальность оценки влияния рисков на финансово-хозяйственную деятельность российских авиакомпаний.
Ключевые слова: отрасль авиаперевозок, воздушные суда, пассажиропоток, воздушный транспорт, финансовые результаты, цена нефти, кризис, отраслевые риски, экологические риски, страновые риски, региональные риски, валютные риски, правовые риски, политические риски, социальные риски.
INFLUENCE OF RISKS OF RUSSIAN AIRLINES ON THEIR FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES
© 2017
Kurilova Anastasia Alexandrovna, Ph.D., professor of «Finance and Credit» Polteva Tatyana Vladimirovna, lecturer of «Finance and Credit» Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: aakurilova@yandex.ru)
Abstract. Russian civil aviation is currently experiencing significant crisis phenomena. The reason for this is that the demand for air transportation of Russian aviation has significantly decreased. The reason for the decline in demand for air transportation is the crisis phenomena in the Russian economy, which were caused, including by the sanction of the EU and the United States. The impact of US and EU sanctions is quite high, since PJSC UTair Aviation in 2015 received a significant loss of 18 420 billion rubles. and only in 2016 the financial condition of PJSC UTair Aviation was stabilized and UTair obtained a positive result of 589 billion rubles. Other airlines also experienced significant negative trends in their financial and economic activities related to the fall in passenger traffic, revenue, etc. A significant negative factor affecting the activities of Russian airlines was the termination of a number of international shipments to Egypt and Turkey. In this regard, the relevance of risk management of Russian airlines has significantly increased. It should be noted that the overall state of the Russian economy is gradually improving, as the Standard & Poor's rating is currently BB + / B, and the long-term and short-term sovereign ratings for liabilities in the national currency are currently at BBB- / A -3. Prospects for the rating were improved by Standard & Poor's agency to "stable". The long-term rating on the national scale was confirmed by Standard & Poor's at ruAAA level. However, improvements in the Russian economy do not reduce the relevance of assessing the impact of risks on the financial and economic activities of Russian airlines.
Keywords: aviation industry, passenger traffic, air transport, financial results, oil price, crisis, sectoral risks, environmental risks, country risks, regional risks, currency risks, legal risks, political risks, social risks.
Российская гражданская авиация играет огромную роль в развитии российской экономики, в решении социально-экономических задач, особенно в удаленных регионах, лишенных наземного транспорта. Российская экономика в настоящее время находится в состоянии кризиса. Причина этого в том, что рост объемов перевозок российской гражданской авиацией, который происходил в предыдущие годы закончился и в настоящее время на рынке наблюдается значительное снижение объемов авиаперевозок, которое вызвано значительным ухудшением состояния экономики России.
В условиях кризиса растет необходимость управления рисками российских авиакомпаний, в этой связи является необходимым оценка влияния рисков российских авиакомпаний на их финансово-хозяйственную деятельность [1-3].
Учитывая вышеизложенное, проведем описание основных факторов риска, связанных с деятельностью российских публичных авиакомпаний.
Бизнес российских публичных авиакомпаний как осуществляющих эксплуатацию воздушных судов, осу-
ществляющих перевозку грузов и пассажиров, а также субъектов осуществляющих хозяйственную деятельность, связан с воздействием множества факторов риска, которые определяются особенностями авиационной отрасли, уровнем развития экономики и спецификой работы российских авиакомпаний.
Российские акционерные авиационные компании ведут системную работу по выявлению и оценке рисков, которые могут оказать существенное влияние на деятельность российских компаний авиаперевозчиков. Предпринимаются меры по минимизации потенциального воздействия рисков и снижению зависимости деятельности от факторов, которые могут оказать негативный эффект на работу компании.
Основным принципом управления рисками является количественная оценка приемлемости риска для каждого события [4-7]. В том случае если риск неприемлем, а устранить его нельзя, следует разработать и применять соответствующие меры для устранения последствий уже происходящих неблагоприятных событий и предотвращения или уменьшения вероятности их возникновения в
228
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
экономические науки
Курилова Анастасия Александровна, Полтева Татьяна Владимировна ВЛИЯНИЕ РИСКОВ РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ ...
будущее. Принципы реагирования на осознанные ситуации риска определяются ретроактивным мониторингом, принципами предотвращения или противодействия наступлению ситуаций риска - превентивными (проактив-ными) методами управления рисками.
Ретроактивный мониторинг основан на тщательном исследовании и анализе каждого опасного события в авиационной отрасли, и позволяет определить причины и случайные факторы, вызвавшие его. В этом случае авиакомпания реагирует на риск путем изменения внутренних требований и процедур, для того чтобы избежать условий, в которых произошло рисковое событие, и смягчить или нейтрализовать последствия для всех потенциально вовлеченных сторон.
Упреждающие методы управления рисками включают предварительный анализ угроз безопасности на этапе, которого осуществляется тщательный анализ существующей ситуации для анализа любых возможных рисков.
Анализ рисков осуществляется на различных уровнях управления, при анализе процессов и решении проблем, направленных на минимизацию вероятности убытка или ошибочной идентификации потенциального риска.
Деятельность российских авиакомпаний по управлению рисками включает:
- определение условий для возникновения потенциальных рисков инцидентов и аварий с серьезными последствиями, незаконного или несанкционированного вмешательства третьих лиц или других нежелательных последствий;
- определение основной причины (комплекса причин) возникновения условий возникновения рисков;
- анализ определения уровня рисков, связанных с реальными условиями;
- разработка корректирующих и / или профилактических мер по устранению или снижению уровня неприемлемых рисков;
- оценка результатов корректирующих или профилактических действий для определения их эффективности.
Следует отметить, что страхование является эффективным и широко используемым инструментом управления рисками.
Российские компании используют ряд программ страхования, как требуемых в обязательном порядке действующим законодательством, так и осуществляемых компанией добровольно. При этом, в части добровольного страхования, российские авиакомпании стремятся обеспечить в долгосрочном аспекте оптимальное соотношение между качеством и стоимостью страхового покрытия.
Российскими авиакомпаниями используются следующие программы обязательного страхования:
- обеспечение страхования гражданской ответственности авиакомпании;
- обеспечение страхования ответственности организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов с повышенной производственной опасностью;
- обеспечение страхования гражданской ответственности организаций осуществляющих эксплуатацию оборудования использующие источники радиации;
- обязательное личное страхование членов экипажей ВС, а также представителей службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов.
В рамках добровольного страхования используются следующие программы добровольного страхования:
- обеспечение страхования авиатранспорта, по программам обеспечивающее выплату владельцу авиатранспорта в случае гибели, повреждения воздушного судна и т. д.;
- обеспечение страхования ответственности перевозчика в рамках гражданской ответственности сверх минимальных лимитов, установленных нормами законодательства об обязательном страховании;
- обеспечение страхования персонала от несчастных случаев и болезней;
- обеспечение страхования сотрудников, выезжающих за рубеж;
- обеспечение страхования недвижимого имущества, в том числе зданий и сооружений;
- обеспечение страхования перевозимых грузов;
- реализация программ добровольного медицинского страхования при участии компании;
- реализация программ по страхованию ответственности менеджеров высшего звена российских авиакомпаний;
- обеспечение страхования ответственности авиаперевозчика за эксплуатацию объектов недвижимости, в том числе таких объектов как здания и сооружения.
Рассмотрим эксплуатационные риски, и риски безопасности полетов российских авиакомпаний.
Управление эксплуатационными рисками выполнялось российскими авиакомпаниями в рамках действующей системы управления безопасности полетов (СУБП) с использованием проактивной стратегии выявления факторов опасности и их минимизацией в соответствии с требованиями международных стандартов и рекомендуемой практики ICAO и IATA, на основе Постановления Правительства РФ от 18.11.2014 № 1215 «О порядке разработки и применения систем в области системного управления безопасностью полетов» основные мероприятия в 2016 году были направлены на:
- идентификацию (выявление) факторов опасности для безопасности полетов, определение их индекса риска путем выполнения статистического и экспертного анализа, разработку и, при необходимости, внедрение в производственный процесс мер по снижению эксплуатационных рисков;
- разработку и, при необходимости, внедрение в производственный процесс мер по снижению эксплуатационных рисков;
- дальнейшую активизацию работы системы добровольных сообщений в части выявления факторов опасности для безопасности полетов;
- контроль изменений в российских авиакомпаниях, управление рисками, обусловленными внутренними и внешними изменениями;
- дальнейшее совершенствование СУБП согласно с требованиями IOSA (IATA Operational Safety Audit) 10-го издания, выполнение Программы гарантии качества и проведении внутреннего аудита по стандартам IOSA.;
- прохождение аудита экспертами Boeing по программе FOSP (Flight Operational Support Program.
Для внедрения в СУБП функций активного и прогнозного управления авиакомпаниями многими компаниями были инициированы и актуализированы корпоративные Программа развития СУБП с введением ежемесячного мониторинга уровня безопасности полетов с системным и факторным анализом, анализом участия авиакомпаний в отраслевых и международных научно-практических мероприятиях по данному направлению и т.д.
В результате проведенных мероприятий, большинство российских авиакомпаний обеспечило соответствие заданному уровню безопасности полетов, авиационных происшествий в 2016 году в авиакомпании нет, мониторинг уровня безопасности полетов с системным и факторным анализом показывает устойчивое снижение частоты авиационных событий с одновременным снижением их тяжести.
Для российских авиакомпаний существуют следующие риски рыночного позиционирования и риски изменения спроса в странах и регионах присутствия:
- падение спроса на авиаперевозки, и, как следствие, рост конкуренции борьбы на рынке, особенно среди перевозчиков, относящихся к группе лидеров;
- укрупнение и консолидация авиакомпаний с преобладающим участием государства;
- совершенствование и развитие железнодорожного и автомобильного транспорта его инфраструктуры и дорожной сети.
Для обеспечения ответа на эти и другие вызовы необходимо осуществлять мероприятия, которые, направленны на обеспечение укрепления позиций российских авиакомпаний в следующих сферах их финансово-хозяйственной деятельности:
- контроль над расходами;
- сокращение издержек;
- оптимизация парка воздушных судов, учитывающая динамику спроса на авиаперевозки и авиауслуги, а также текущий уровень цен на авиаГСМ;
- обеспечение оптимального развития маршрутной сети российских авиакомпаний;
- обеспечение развития базы для осуществления ремонта и технического обслуживания воздушных судов;
- совершенствование системы поддержания летной годности и инфраструктуры
- наземного и сервисного обслуживания.
К рискам, связанным с зарубежной деятельностью российских авиакомпаний, относятся санкционные меры и введение запретов на проведение полетов, турбулентная ситуация в политике и экономике, существующие и возможные локальные войны, вспышки эпидемических заболеваний, недостаточный уровень или полное отсутствие полетной инфраструктуры в страх где присутствуют российские авиакомпании. Вероятность наступления таких рисков оценивается, как средняя.
Факторами, которые могут привести к ухудшению положения всей экономики стран и регионов, где осуществляют свою деятельность российские авиакомпании, являются политическая и экономическая ситуация, военные конфликты, введение чрезвычайного положения, забастовки, стихийные бедствия.
Большинство таких рисков находятся вне контроля российских авиакомпаний, так как они имеют значительный глобальный масштаб. Однако практика финансово-хозяйственной деятельности российских авиакомпаний показывает, что в случае возникновения значительной нестабильности связанной с политической ситуацией в той или иной стране, а также в отдельно взятом регионе, определяется значение данного фактора на финансово-хозяйственную деятельность российской авиакомпании. В том случае, если эта нестабильность оказывает значительное негативное влияние на хозяйственную деятельности и получаемые доходы российских авиакомпаний, последние предпринимают меры по обеспечению антикризисного управления, в целях максимального снижения возможности оказания негативного воздействия политической ситуации на их финансово-хозяйственную деятельность.
Ввиду многовариантности потенциально возможных событий, заблаговременное определение предполагаемых действий российских авиакомпаний при наступлении какого-либо риска не представляется возможным. Конкретный набор осуществляемых мер будет целиком зависеть от конкретных характеристик сложившейся обстановки.
Рассмотрим топливные риски российских авиакомпаний.
Существенное влияние на деятельность российских авиакомпаний на внутреннем рынке оказывает риск изменения цен на авиационные ГСМ.
С целью сокращения влияния данного риска российскими авиакомпаниями осуществляется ряд мероприятий таких как:
- получение сетевых предложений от крупнейших операторов аэропортовых топливозаправочных комплексов (ТЗК) в России;
- применение тэнкеринга;
- анализ рынка нефтепродуктов, в том числе монито-
ринг биржи;
- диверсификация поставок авиаГСМ для вертолетного сегмента.
На внешнем рынке влияние цены авиационных ГСМ в деятельности Авиакомпании минимизировано, т.к. основной объем работ выполняется по контрактам с ООН, на условиях ответственности заказчика за топли-вообеспечение.
Рассмотрим кадровые риски российских авиакомпаний.
Основными факторами, влияющими на достаточность обеспечения операционной деятельности кадровым ресурсом в 2016 году, в российских авиакомпаниях являлись:
- увеличение объемов собственной производственной программы российских авиакомпаний;
- длительные сроки подготовки экипажей (от 2-х до 6-ти месяцев для летных экипажей, до 4-х месяцев для кабинных экипажей);
- естественный отток летного состава (выход на пенсию, увольнение по медицинским показаниям);
- переход экипажей на работы в другие российские и зарубежные авиакомпании с более привлекательными условиями оплаты труда.
В целях минимизации кадровых рисков в части нехватки летных экипажей российскими авиакомпаниями предпринимаются следующие действия:
- осуществляется найм летных экипажей для выполнения текущей производственной программы и восполнения естественной убыли персонала;
- осуществляется превентивная подготовка дополнительных летных экипажей;
- разрабатываются мероприятия по оптимизации системы оплаты труда летных экипажей;
- внедряется долгосрочная программа омоложения летного состава.
Кадровый риск в части нехватки кабинных экипажей большинством российских авиакомпаний оценивается как не существенный, ввиду успешной реализации программы подготовки новых кабинных экипажей в постоянном режиме [8-12].
К факторам, потенциально влияющим на увеличение степени кадрового риска можно отнести планы большинства российских авиаперевозчиков по увеличению парка воздушных судов (ВС).
В условиях сложившегося к концу 2016 года дефицита подготовленных экипажей Boeing-737 на рынке труда РФ указанный фактор может привести к применению расширяющими парк ВС авиаперевозчиками агрессивной политики найма подготовленного персонала за счет установления более высокого уровня оплаты труда. Описанная ситуация может привести к увеличению оттока квалифицированного между российскими авиакомпаниями и в международные авиакомпании.
Рассмотрим процентные риски российских авиакомпаний.
Следует отметить, что российская авиационная отрасль в силу капиталоемкости традиционно испытывает нехватку оборотных средств.
Большинство стратегий российских авиакомпаний ранее предполагала значительные инвестиции, для чего привлекалось стороннее финансирование. Однако в настоящее время большинство инвестиционных планов российских авиакомпаний оказываются пересмотрены, т.к. макроэкономические факторы усилили влияние финансовых рисков.
Большинство российских авиакомпаний, в том числе российское публичное акционерное общество «ЮТэйр» в рамках снижения процентных рисков осуществляют сделки по рефинансированию своего долгового портфеля. Так компания «Ютейр» в декабре заключила сделку по реструктуризации своего долгового портфеля, представляющую собой два синдицированных кредита совокупным объемом 42,6 млрд руб. и двух облигаци-Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
экономические науки
Курилова Анастасия Александровна, Полтева Татьяна Владимировна ВЛИЯНИЕ РИСКОВ РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ ...
онных займов общим номинальным объемом около 13,3 млрд руб. с погашением через 7 и 12 лет.
Величина процентных ставок во всех долговых продуктах (кредиты, займы, облигации) в кредитном портфеле большинства российских авиакомпаний является фиксированной что делает российские авиакомпании нечувствительными к влиянию резкого изменения процентных ставок .
Данный факт позволяет говорить о минимизации процентных рисков в деятельности российских авиакомпаний до момента погашения заемных обязательств в силу отсутствия в них переменных процентных ставок, а также долгосрочного характера всех заимствований.
Рассмотрим валютные риски российских авиакомпаний. Следует отметить, что доходы от международной деятельности большинства российских авиакомпаний поступают в иностранной валюте, и изменение курса рубля по отношению к доллару США приводит к колебаниям доходности этого вида деятельности. При этом наличие в структуре большинства российских авиакомпаний расходов и лизингового портфеля определенной доли платежей в валюте в некоторой степени нивелирует колебания валютных доходов и валютные риски.
Как любой объект коммерческой деятельности на территории Российской Федерации российские авиакомпании подвержена влиянию макросреды, в частности риску инфляционных изменений. Рост инфляции может способствовать увеличению стоимости услуг поставщиков и подрядчиков, что приведет к росту соответствующих расходов, увеличению себестоимости услуг российских авиакомпаний. Как следствие может возникнуть необходимость повышения тарифа на авиаперевозки, что в свою очередь ограничено высокой ценовой конкуренцией на российском рынке пассажирских перевозок.
Рассмотрим комплекс правовых рисков свойственный российским авиакомпаниям. Российские авиакомпании осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, значительных правовых рисков, связанных с основной деятельностью не имеется. На деятельность российских авиакомпаний, однако, могут влиять риски, установленные в сфере общего правового регулирования хозяйствующих субъектов, такие как:
- изменение валютного регулирования;
- изменение налогового законодательства;
- изменение правил таможенного контроля и пошлин.
Рассмотри риски потери коммерческой репутации
или репутационные риски. Под репутационным риском - понимается риск возникновения у российских авиакомпаний убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости российских авикомпаний, качестве оказываемых им услуг или характере деятельности в целом.
Для снижения репутационного риска российские авиакомпании прилагают значительные усилия по формированию положительного имиджа у клиентов и общественности путем повышения информационной прозрачности.
Российские авиакомпании осуществляют управление риском потери деловой репутации в целях снижения возможных убытков, сохранения и поддержания деловой репутации перед клиентами и контрагентами, учредителями (участниками), участниками банковскими союзами (ассоциациями), саморегулируемыми организациями, участником которых является российские авиакомпании. Для выявления и оценки факторов возникновения риска потери деловой репутации, эффективной оценки самого риска, а также изучения степени подверженности воздействию указанного риска используются различные критерии, предусмотренные внутренними документами российских авиакомпаний.
При этом риски потери деловой репутации российских авиакомпаний следует оценить как низкий.
Рассмотрим комплекс стратегических рисков российских авиакомпаний.
Основными стратегическими рисками развития российских авиакомпаний является неопределенность государственной политики в сфере поддержки государственных перевозчиков и национальных производителей авиационной техники. Действующие на рынке схемы субсидирования отдельных авиакомпаний, таких как «Аэрофлот» и разрабатываемые Правительством механизмы поддержки авиакомпаний, приобретающих авиационную технику отечественного производства, создают барьеры для реализации принципов открытой и честной конкуренции, стимулируя приток на рынок излишней емкости. Лишняя емкость будет создавать напряжение на рынке, не позволяя пассажирским тарифам на перевозку следовать вместе с инфляцией, создавая угрозы для перевозчиков, действующих полностью на рыночных принципах.
Рассмотрев факторы риска, связанные с хозяйственной деятельностью российских авиакомпаний проведем сравнительную оценку рисков влияющих на деятельность публичного акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр», S7 (ПАО «Авиакомпания « Сибирь») и компании «Аэрофлот».
Для авиакомпаний «Сибирь» и «Ютейр» более значительными являются риски связанные с персоналом и кадрами. Виной тому расширение объемов перевозок «Аэрофлотом» в результате, которого квалифицированные кадры этих компаний переманиваются кадровыми службами компании «Аэрофлот». Также отток кадров идет в зарубежные компании, предлагающие более высокую оплату труда.
При этом компания «Аэрофлот» меньше подвержена кадровым рискам в силу ведущего положения на рынке, мощной учебной базы, более устойчивого финансового положения и других факторов.
Также для авиакомпании «ЮТэйр» пережившей реструктуризацию задолженности существенным является риск, связанный с финансовой устойчивостью компании. Другими компаниями «Сибирь» и «Аэрофлот» этот риск оценивается как средний и низкий соответственно.
Применительно к существующей экономической ситуации для российских авиакомпаний следует отметить такие риски как валютный, процентный и риск, связанный с финансовой устойчивостью российских авиакомпаний, так как большой объем заемных средств, валютные лизинговые контракты делают большинство российских авиакомпаний значительно зависимыми от указанных рисков. Поэтому в целях повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности российских авиакомпаний проведем разработку комплекса мероприятий по уменьшению влияния данных рисков на финансово-хозяйственную деятельность российских авиакомпаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Годовой отчет ПАО «Аэрофлот» // официальный сайт ПАО «Аэрофлот» [сайт]: URL: http:// М1р:// ir.aeroflot.ru/ru/reporting/annual-reports/ (дата обращения: 27.11.2017)
2. Годовой отчет ПАО «Авиакомпания «Сибирь» // официальный сайт ПАО «Авиакомпания «Сибирь» [сайт]: URL: https://www.s7.ru/about/investors.dot (дата обращения: 27.11.2017)
3. Годовой отчет ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» // официальный сайт ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» [сайт]:URL: https://www.utair.ru/about/corporate/investors/ inform/ann_rep/ (дата обращения: 27.11.2017)
4. Курилова А.А., Фролова О.Ю. Управление рисками на предприятиях авиастроительной промышленности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 45-47.
5. Юрлова Н.С., Скачок И.В. Управление рисками //
economic sceinces
Вестник НГИЭИ. 2014. № 3 (34). С. 95-98.
6. Варкулевич Т.В., Биктагирова Е.И. Совершенствование системы внутреннего контроля как способ управления рисками в коммерческих организациях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 42-44.
7. Масленников В.В., Трохов А.А. Методические подходы к оценке рисков, определяющих экономическую безопасность компании // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 272-274.
8. Квятковский Ю.Г., Ремонтов А.П., Селиванов Е.П., Юранов В.С., Котякова В.А. Об управлении учебно-тренировочной системой летного состава // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.
2015. № 4 (26). С. 268-273.
9. Суслова Ю.В. Организационно-педагогические условия эффективного развития аудитивной компетенции курсантов // Балтийский гуманитарный журнал.
2016. Т. 5. № 2 (15). С. 92-96.
10. Истомина Т.В., Грибанов А.Д., Никитин В.С. Интегральный критерий определения оценки уровня стрессоустойчивости лиц летного состава // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 5 (21). С. 298-301.
11. Бамбурова Е.А. Проблема исследования интегра-тивного подхода при обучении авиационному английскому языку в военном вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 59-62.
12. Стародубцева Т.А. Параметры оценки уровня иноязычной компетентности курсантов авиационного вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 193-195.
Статья поступила в редакцию 02.11.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
232
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)