Научная статья на тему 'Оценка динамики развития российской автомобильной промышленности'

Оценка динамики развития российской автомобильной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / AUTOMOBILE INDUSTRY / ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ / CARS / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / VEHICLES / ДОЛЯ РЫНКА / MARKET SHARE / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / STRATEGIC GOALS / ОБЪЕМ ПРОДАЖ / SALES VOLUME / САНКЦИИ / SANCTIONS / СТАГНАЦИЯ / STAGNATION / КОРРЕЛЯЦИЯ / CORRELATION / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / FINANCIAL CRISIS / ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВ / VOLUME OF PRODUCTION / СТОИМОСТЬ БАРРЕЛЯ НЕФТИ / COST OF A BARREL OF OIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилов Кирилл Юрьевич

В статье проводится оценка текущего состояние автомобильной промышленности России. По итогам проведенной оценки следует отметить, что после быстрого восстановления, которое наблюдалось в начале текущего десятилетия в России, рост автомобильного рынка в 2012 году замедлился, а в 2013 году началась его стагнация, которая была вызвана ухудшением макроэкономических показателей которую в свою очередь вызвали снижение продаж транспортных средств по всей России. К концу 2016 объем продаж легковых автомобилей и легкового коммерческого транспорта составил около 1,4 миллиона единиц. По итогам 2016 года объемы продаж сократились, как и показатель, отражающий фактический валовый внутренний продукт, предположительно достигнув дна. Положительной тенденцией является рост доли отечественных марок на фоне снижения доли импортных автомобилей. При этом продажи транспортных средств во всем мире выросли и составили 93,5 млн. шт. автомобилей в год. Общий парк автотранспортных средств вырос на 4,6 % в 2016 году, что говорит о положительных тенденциях в развитие отрасли по производству транспортных средств. Таким образом, наблюдается тенденция отрицательная корреляция между динамикой российской автомобильной промышленности и динамикой развития мировой автомобильной промышленности. Это свидетельствует о том, что в российской экономике существуют определенные негативные тенденции, влияющие на объем продаж транспортных средств. Несмотря на это, прогнозы показывают, что возможно восстановление рынка начнется в 2017 году. Также прогнозируется будущее увеличение продаж транспортных средств до значения в размере два миллиона транспортных средств в год и продолжением роста данного показателя в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE DYNAMICS OF THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN AUTOMOTIVE INDUSTRY

The article assesses the current state of the automotive industry in Russia. Based on the results of the assessment, it should be noted that after the rapid recovery that was observed at the beginning of the current decade in Russia, the growth of the automotive market in 2012 slowed, and in 2013 it began to stagnate, which was caused by deterioration in macroeconomic indicators, which in turn caused a decline in sales vehicles throughout Russia. By the end of 2016, sales of cars and commercial vehicles amounted to about 1.4 million units. At the end of 2016, sales volumes declined, as did the indicator reflecting the actual gross domestic product, presumably reaching the bottom. A positive trend is the growth of the share of domestic brands against the background of a decline in the share of imported cars. At the same time, sales of vehicles around the world increased and amounted to 93.5 million units. cars per year. The total fleet of vehicles increased by 4.6% in 2016, which indicates a positive trend in the development of the industry for the production of vehicles. Thus, there is a tendency for a negative correlation between the dynamics of the Russian automotive industry and the dynamics of the development of the world automotive industry. This indicates that in the Russian economy there are certain negative trends affecting the volume of sales of vehicles. Despite this, the forecasts show that it is possible that the market will recover in 2017. It is also forecasted the future increase in vehicle sales to a value of two million vehicles a year and the continuation of this growth in the future.

Текст научной работы на тему «Оценка динамики развития российской автомобильной промышленности»

Kurilov Kirill Yuryevich EVALUATION OF THE DYNAMICS .

economic sceinces

УДК 338.24.01

ОЦЕНКА ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© 2017

Курилов Кирилл Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14,e-mail: aakurilova@yandex.ru)

Аннотация. В статье проводится оценка текущего состояние автомобильной промышленности России. По итогам проведенной оценки следует отметить, что после быстрого восстановления, которое наблюдалось в начале текущего десятилетия в России, рост автомобильного рынка в 2012 году замедлился, а в 2013 году началась его стагнация, которая была вызвана ухудшением макроэкономических показателей которую в свою очередь вызвали снижение продаж транспортных средств по всей России. К концу 2016 объем продаж легковых автомобилей и легкового коммерческого транспорта составил около 1,4 миллиона единиц. По итогам 2016 года объемы продаж сократились, как и показатель, отражающий фактический валовый внутренний продукт, предположительно достигнув дна. Положительной тенденцией является рост доли отечественных марок на фоне снижения доли импортных автомобилей. При этом продажи транспортных средств во всем мире выросли и составили 93,5 млн. шт. автомобилей в год. Общий парк автотранспортных средств вырос на 4,6 % в 2016 году, что говорит о положительных тенденциях в развитие отрасли по производству транспортных средств. Таким образом, наблюдается тенденция отрицательная корреляция между динамикой российской автомобильной промышленности и динамикой развития мировой автомобильной промышленности. Это свидетельствует о том, что в российской экономике существуют определенные негативные тенденции, влияющие на объем продаж транспортных средств. Несмотря на это, прогнозы показывают, что возможно восстановление рынка начнется в 2017 году. Также прогнозируется будущее увеличение продаж транспортных средств до значения в размере два миллиона транспортных средств в год и продолжением роста данного показателя в будущем.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, легковые автомобили, транспортные средства, доля рынка, стратегические цели, объем продаж, санкции, стагнация, корреляция, финансовый кризис, объем производств, стоимость барреля нефти.

EVALUATION OF THE DYNAMICS OF THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN AUTOMOTIVE INDUSTRY

© 2017

Kurilov Kirill Yuryevich, candidate of economic sciences, associate professor

of «Finance and Credit» Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: aakurilova@yandex.ru)

Abstract. The article assesses the current state of the automotive industry in Russia. Based on the results of the assessment, it should be noted that after the rapid recovery that was observed at the beginning of the current decade in Russia, the growth of the automotive market in 2012 slowed, and in 2013 it began to stagnate, which was caused by deterioration in macroeconomic indicators, which in turn caused a decline in sales vehicles throughout Russia. By the end of 2016, sales of cars and commercial vehicles amounted to about 1.4 million units. At the end of 2016, sales volumes declined, as did the indicator reflecting the actual gross domestic product, presumably reaching the bottom. A positive trend is the growth of the share of domestic brands against the background of a decline in the share of imported cars. At the same time, sales of vehicles around the world increased and amounted to 93.5 million units. cars per year. The total fleet of vehicles increased by 4.6% in 2016, which indicates a positive trend in the development of the industry for the production of vehicles. Thus, there is a tendency for a negative correlation between the dynamics of the Russian automotive industry and the dynamics of the development of the world automotive industry. This indicates that in the Russian economy there are certain negative trends affecting the volume of sales of vehicles. Despite this, the forecasts show that it is possible that the market will recover in 2017. It is also forecasted the future increase in vehicle sales to a value of two million vehicles a year and the continuation of this growth in the future.

Keywords: automobile industry, cars, vehicles, market share, strategic goals, sales volume, sanctions, stagnation, correlation, financial crisis, volume of production, cost of a barrel of oil.

Оценивая существующее состояние автомобильной промышленности России, следует отметить, что после быстрого восстановления, которое наблюдалось в начале текущего десятилетия в России, рост автомобильного рынка в 2012 году замедлился, а в 2013 году началась его стагнация, которая была вызвана ухудшением макроэкономических показателей которую в свою очередь вызвали снижение продаж транспортных средств по всей России. К конце 2016 объем продаж легковых автомобилей и легкового коммерческого транспорта составил около 1,4 миллиона единиц.

По итогам 2016 года объемы продаж сократились (см. рисунок 1), как и показатель, отражающий фактический валовый внутренний продукт, предположительно достигнув дна. Положительной тенденцией является рост доли отечественных марок на фоне снижения доли импортных автомобилей.

При этом продажи транспортных средств во всем мире выросли и составили 93,5 млн. шт. автомобилей в год. Общий парк автотранспортных средств вырос на 4,6 % в 2016 году, что говорит о положительных тенденциях в развитие отрасли по производству транспортных 210 Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

средств [2].

Рисунок 1 - Объем продаж транспортных средств в России шт. [1].

Прогнозы показывают, что возможно восстановление рынка начнется в 2017 году. Также прогнозируется будущее увеличение продаж транспортных средств до значения в размере два миллиона транспортных средств в год и продолжением роста данного показателя в буду-

экономические науки

Курилов Кирилл Юрьевич ОЦЕНКА ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ...

щем.

Оценивая состояние российской автомобильной промышленности в целом, можно сделать следующие заключения.

Значительное сокращение продаж автомобилей, обусловленное кризисом, не снижает долгосрочного потенциала российского автомобильного рынка, который достаточно высок, что вызвано низким показателем владения транспортными средствами, значительным возрастом эксплуатируемых транспортных средств.

Рынок может начать свое восстановление в 2017 году с возможным увеличением продаж до двух миллионов транспортных средств классифицируемых как легковые автомобили к 2020 году. Также ожидается дальнейшее продолжение роста.

Рисунок 2 - Объем продаж транспортных средств во всем мире шт. [1].

К числу факторов, которые будут определять темп восстановления российского автомобильного рынка, следует отнести цену на нефть, курс рубля, размер процентных ставок по кредитными ресурсам, мероприятия по государственной поддержке и их эффективность, а также работы по снижению показателя стоимость эксплуатации и владения автомобилем.

По показателю уровень распространения и применения кредитов на приобретения автомобилей, Россия значительно отстает от развитых стран. При этом понижение ключевой ставки Банка России, рост бизнеса кэп-тивных банков принадлежащих автоконцернам, а также постепенное восстановление российского потребительского рынка, в конечном счете поспособствует росту доли продаж автомобилей в кредит увеличивая рост потребительского рынка.

Финансовый кризис и стагнация привели к тому, что некоторые собственники дилерских центров принуждены закрывать дилерские центры или уходить с рынка.

К числу основных причин этой ситуации следует отнести, падение показателя «прибыль», в том числе из-за отсутствия или слабой диверсификации бизнеса, а также высокого уровня заемных пассивов в общей структуре пассивов предприятия. Параллельно с данной тенденцией происходит консолидация отраслевых активов и увеличение присутствия крупных игроков. В целях обеспечения сохранности бизнеса по продаже автомобилей на долгосрочную перспективу собственникам дилерских центров необходимо трансформировать бизнес модель с увеличением показателя диверсификации предлагаемых услуг и товаров, а также осуществлением инвестирования в такие направления как организация торговли по системе трейд-ин (подержанными автомобилями), а также организация продаж различных финансовых продуктов.

Российские производители в сегменте коммерческих автомобилей заняли доминирующее положение. Это позволило им увеличить занимаемую рыночную долю в условиях экономического кризиса. Следует отметить, что рынок тяжелых транспортных средств (грузовых автомобилей) боле зависит от экономической конъюн-

ктуры по сравнению с рынком легковых автомобилей. При этом следует отметить более высокую возможность восстановления Российского автомобильного рынка.

Также следует отметить значительные перспективы рынка автобусов России связанные со значительным возрастом автобусов которые используются в целях осуществления пассажирских перевозок. Также следует отметить значительную поддержку со стороны государства данной отрасли.

Глобальные производители автомобилей продолжают осуществлять процесс локализации производства транспортных средств на территории России, при этом к числу главных препятствий, для широкой локализации производства комплектующих следует отнести отсутствие качественной базы производителей комплектующих второго, третьего и более низких уровней. Данная проблема должна решаться за счет государственной адресной поддержки российских производителей комплектующих, а также за счет объединения их активов и производственных мощностей и создания совместных предприятий с иностранными производителями в целях обеспечения доступа к наиболее современным технологиям.

При этом следует отметить, что стагнация объемов продаж автомобильных комплектующих и запчастей на вторичном рынке происходит значительно медленнее, за счет роста парка автомобилей даже в условиях кризиса.

Характеризуя рынок стран СНГ, необходимо отметить, что на нем отмечается стагнация, которая обусловлена ухудшением макроэкономической ситуации, а также девальвацией большинства национальных валют.

Касательно других стран СНГ наиболее высокие объемы продаж транспортных средств по итогам 2016 года наблюдаются на Украине. По показателю объем производства лидирует республика Узбекистан.

Необходимо отметить, что данным исследования компании EY для производителей автомобилей будут являться ключевыми следующие вопросы:

- цена автомобиля и стоимость владения им;

- усиление позиций банков, страховых и лизинговых компаний автопроизводителей;

- концентрация автопроизводителей на моделях премиального и внедорожного класса, а также на транспортных средствах относящихся к категории А.

Как видно из вышеназванных вопросов для автопроизводителей является актуальным снижение стоимости автомобиля, чему в немалой степени может способствовать использование системы хеджирования валютных рисков.

Рассмотрев общее состояние автомобильного рынка России, перейдём к оценке и анализу существующих автопроизводителей в России.

Следует отметить, что на существующих российских производителей транспортных средств можно разделить на четыре основных вида (см. рисунок 3).

К первой группе следует отнести традиционных производителей транспортных средств, это такие предприятия как публичное акционерное общество «КАМАЗ», публичное акционерное общество «АВТОВАЗ», публичное акционерное общество «ГАЗ». Данные предприятия характеризует наличие производственно-технологической базы имеющую высокую степень износа, недостаточный уровень технологий и гибкость производства и профессионализм менеджмента.

Следует отметить, что, несмотря на указанные недостатки предприятий первой группы в настоящий момент осуществляют в основном при помощи иностранных компаний глубокую модернизацию производства, позволяющую им значительно повысить эффективность своей хозяйственной деятельности.

Предприятиям второй группы используют современные технологии, гибкое производство, а также передовой стиль управления используемый ведущими автопроизводителями. При этом следует отметить, что данным

Kurilov Kirill Yuryevich EVALUATION OF THE DYNAMICS .

economic sceinces

предприятиям не хватает эффекта масштаба для роста уровня локализации производства. К числу таких предприятий следует отнести общество с ограниченной ответственностью «ОАГ», общество с ограниченной ответственностью «Тагаз», предприятия входящие в группу «Соллерс».

Третью группу представляют иностранные производители транспортных средств такие как ДжиЭм (GM), Киа (Kia), Ниссан (Nissan), Форд (Ford). Данных производителей характеризует то, что они являются крупными мировыми автопроизводителями с относительно недавним запуском производства транспортных средств на территории России, незначительными объемами производства, низким уровнем локализации и отсутствием центров инжиниринга.

Необходимо подчеркнуть, что транспортные средства производимые производителями данной группы на территории РФ относятся к автомобилям, произведенным в России, но формально не могут являться отечественными автомобилями. Также основными бенефициарами от производства данных автомобилей на территории являются иностранные государства, в которых расположены данные глобальные производители автомобилей.

мер металла. Высокий износ оборудование, устаревшие технологии производства, неэффективное управление персоналом, маленький ассортимент производимой продукции, незначительный объем продаж за рубежом.

Несмотря на вышеуказанные проблемы, большинство экспертов оценивают перспективы развития российской автомобильной промышленности.

Предполагаемые показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий автомобильной промышленности РФ которые будут достигнуты к 2020 году с учетом данных перспектив отражены на рисунках 5, 6.

Как видно из рисунка 5 и рисунка 6 при развитии российской автомобильной промышленности основная роль будет принадлежать производству легковых автомобилей.

Рисунок 3 - Виды производителей транспортных средств

Третью группу представляют производители транспортных средств, осуществляющие прямой импорт. Они имеют свое присутствие на рынке во всех категориях автомобилей. При этом объем продаж продукции производителей этой категории значительно зависит от мер регулирования предпринимаемых государством путем установления различных тарифов или нетарифного регулирования. Необходимо отметить, что доля таких производителей в результате мер предпринимаемых правительством России значительно сокращается.

Структура производства транспортных средств по указанным группам показана на рисунке 4.

Рисунок 5 - Предполагаемые показатели российской автомобильной промышленности с учетом определенных экспертами перспектив к 2020 году, %.

Необходимым условием успешной реализации данного прогноза является поддержка государства, которое на данный момент достаточно активно реализует мероприятия по поддержке отечественных производителей транспортных средств.

Рисунок 4 - Структура производств транспортных средств по группам в %

Главная проблема традиционных производителей транспортных средств в России связана с тем, что российский покупатель отдает выбор той или иной марке транспортного средства не из приверженности к бренду, а исходя из соотношения цена/качества по которому отечественные брэнды значительно уступают зарубежным.

Также проблемами отечественных производителей транспортных средств являются низкие показатели качества комплектующих и отдельных материалов, напри-

Рисунок 6 - Предполагаемые показатели российской автомобильной промышленности с учетом определенных экспертами перспектив к 2020 году, тыс. шт.

Так правительством разработана и реализуется программа по развитию промышленности, а также увеличению ее конкурентоспособности период которой определен до 2020 года. Данная программа включает в себя подпрограмму связанную с развитием автомобильной промышленности.

Подпрограмма содержит в себе набор задач и целей, а также описание возможных рисков, с которыми отрасль по производству транспортных средств может столкнуться в предстоящие периоды.

Указанная выше подпрограмма содержит в себе цели и задачи, которые поставлены для обеспечения достижения ключевых показателей определенных на 2020 год. Также в подпрограмме указываются риски, с которыми возможно столкнется отрасль по производству транс-

212

Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

экономические науки

Курилов Кирилл Юрьевич ОЦЕНКА ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ...

портных средств в процессе достижения поставленных ключевых показателей.

95%

■ВВПвсего □АЕТомобкпьнаяпрамышпенность

Рисунок 7 - Предполагаемые показатели российской автомобильной промышленности с учетом определенных экспертами перспектив к 2020 году, тыс. шт.

Предотвращение данных рисков обеспечит улучшение состояния отрасли по производству транспортных средств, а также обеспечит потенциальную возможность конкуренции с иностранными производителями транспортных средств.

Указанная программа предлагает комплекс мероприятий, отображённых на рисунке 8.

Набор мероприятий для формирова кил производства транспортных средств в рыночных условиях на

территории России

Меры, нацеленные на обееп »чение устойчивого развития инноваций в автомс бильной пр омышленно ста

России

5. Автомобильная отрасль // PricewaterhouseCoopers [сайт]: http://www.pwc.ru/ru/industries/automotive.html (дата обращения: 27.11.2017).

Статья поступила в редакцию 25.09.2017 Статья принята к публикации 26.12.2017

\

Правовое регулирование и обеспечение

Рисунок 8 - Комплекс мероприятий по развитию отрасли по производству транспортных средств в России

Указанная выше программа ставит перед российским производителями транспортных средств задачу, связанную с обеспечением увеличения доли продукции российских автопроизводителей в общем объеме продаваемых на внутреннем рынке автомобилей.

Следует отметить, что большинство экспертов и политиков отмечают необходимость развития отрасли по производству транспортных средств в России в связи совершенствованием технологий производства и разработки автомобилей, а также необходимостью развития в российской экономике отраслей отличных от сырьевого сектора.

При этом еще десять лет назад большинство политиков отрицательно высказывались по вопросам поддержки автопрома.

Проанализировав состояние автомобильной промышленности в целом, перейдем к анализу динамки хозяйственной деятельности российских предприятий -производителей транспортных средств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Материалы сайт OICA // официальный сайт OICA [сайт]: URL: http://www.oica.net/category/production-statistics/ (дата обращения: 27.11.2017)

2. Парк автотранспортных средств вырос на 4,6 % в 2016 году (World Vehicle Population Rose 4.6% in 2016) // Вардз Ауто (Wards Auto): [сайт]. URL: http://wardsauto. com/analysis/world-vehicle-population-rose-46-2016 (дата обращения: 27.11.2017).

3. Мировой индекс моторизации 2015// Международная организация производителей автомобилей (OlCFA): [сайт]. URL: http://www.oica.net/category/ vehicles-in-use/ (дата обращения: 27.11.2017).

4. Автомобильная промышленность и перевозки (Automotive & Transportation) // Ernst & Young [сайт]: URL: http://www.ey.com/ru/en/industries/automotive (дата

обращения: 27.11.2017)._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.