Научная статья на тему 'Методические положения оценки рисков на предприятиях автомобильной промышленности'

Методические положения оценки рисков на предприятиях автомобильной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / КОНТРОЛЬ / ПРЕДПРИЯТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / САМООЦЕНКА РИСКОВ / RISK / THE CONTROL / THE ENTERPRISES OF MOTOR INDUSTRY / A SELF-ESTIMATION TO RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилова Анастасия Александровна

Процесс оценки рисков является одним из важнейших составляющих эффективной системы управления на предприятии. В процессе оценки рисков предприятий автомобильной промышленности проводится описание процессов внутреннего контроля предприятий, выявление потенциальных рисковых событий, качественная (рейтинговая) оценка выявленных рисков и составление карты рисков по процессам предприятий автомобильной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL POSITIONS OF AN ESTIMATION TO RISK AT THE ENTERPRISES OF AUTOMOTIVE INDUSTRY

Process of an estimation to risk is one of the major making effective control systems at the enterprise. During an estimation to risk of the enterprises of motor industry the description of processes of the internal control of the enterprises, revealing of potential brave of events, qualitative an estimation revealed to risk also drawing up of a card to risk on processes of the enterprises of automotive industry will be carried out.

Текст научной работы на тему «Методические положения оценки рисков на предприятиях автомобильной промышленности»

Ю.Е. Криводонова

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ У ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ...

потой (X = 25,75613). Эти люди, большей частью, склонны к фатализму. Такие данные объясняются осознанием своего дефекта: люди с врожденной слепотой не видят смысла жизни, цели жизни, неадекватно понимают, что такое вообще жизнь. Наиболее высокие показатели регистрируются у людей с остаточным зрением с детства (Х = 31,10387), с приобретенным остаточным зрением (X = 30,32667) и со слепотой с детства (X = 30,64267). Для них, возможно, более характерна убежденность в том, что жизнь подвластна, что они могут контролировать свою жизнь и сами принимать решения. Такие данные объясняются социальной ситуацией развития этих людей — в школе, в семье, - проведением коррекцион-ной работы.

Наглядно результаты экспериментального исследования представим па диаграмме:

Результаты проведения методики СЖО с разными группами слепых и слабовидящих (средние значения)

Также выявлялись различия результатов проведения методики «СЖО» между слепыми и слабовидящими по шкалам. Значимые различия выявились по шкале «Цели жизни» ^ — Ст = 2.85, а = 0,01). Низкие показатели регистрируются у слепых людей (X = 17.97), а высокие — у слабовидящих людей (X = 20.79). Таким образом, для слепых людей характерна ориентация на настоящее и прошлое, а для слабовидящих людей — целеустремленность, нацеленность на будущее. Такие данные объясня-

дей и полным его отсутствием у слепых, то есть зависят от степени выраженности дефекта, от степени его осознания и от собственных переживаний по этому поводу.

Итак, результаты проведения методики «СЖО» показали, что наиболее осмысленной свою жизнь считают люди с остаточным зрением с детства и люди с приобретенным остаточным зрением. Жизнь для них более насыщена, они легче преодолевают трудности, более удовлетворены самореализацией и управляемостью своей жизни. У людей с врожденной слепотой менее всего выражен смысл жизни личности, смысложизненные ориентации.

Таким образом, благодаря методике «СЖО» Леонтьева Д.А. можно изучать особенности смысловой сферы слепых и слабовидящих, наметить пути их адаптации в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. — М., 1999.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла. —М., 1990

3. Фобии и тревожные ожидания поздноослетиих: Методическое пособие для работников тифлопедагогики А ПН Института им. Герцена. — М., 2003.

4. Гудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушением зрения //Дефектология. — №2. —1996.

5. Шкляев А.В. Слепота и что за ней. — М., 1998.

ются наличием остаточного зрения у слабовидящих лю-

MEANINGFULNESS OF LIFE IN PEOPLE WITH IMPAIRED VISION AS A FACTOR OF REHABILITATING

© 2013

Ju.E. Krivodonova, the psychologist of office of social rehabilitation of minors with limited intellectual

and physical opportunities of health

Biysk territorial center of the social help to a family and children, Biisk (Russia)

Annotation: The article describes the features of educational rehabilitation late blinded blind rehabilitation center. Keywords: meaningfulness of life, rehabilitation, blind, blindness, low vision.

УДК 338.24.01

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОЦЕНКИ РИСКОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© 2013

A.A. Курилова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Процесс оценки рисков является одним из важнейших составляющих эффективной системы управления на предприятии. В процессе оценки рисков предприятий автомобильной промышленности проводится описание процессов внутреннего контроля предприятий, выявление потенциальных рисковых событий, качественная (рейтинговая) оценка выявленных рисков и составление карты рисков по процессам предприятий автомобильной промышленности.

Ключевые слова: риск, контроль, предприятия автомобильной промышленности, самооценка рисков.

Актуальность процесса оценки рисков.

В процессе оценки рисков предприятий автомобильной промышленности проводится:

- описание процессов внутреннего контроля предприятий автомобильной промышленности;

- выявление потенциальных рисковых событий, определение источников рисков - внешних и внутренних факторов, влияющих на достижение целей процессов;

- качественная (рейтинговая) оценка выявленных рисков по критериям вероятности возникновения и существенности последствий рисковых событий;

- составление карты рисков по процессам предприятий автомобильной промышленности для иллюстрации значимости рисков, актуальных для управления.

Оценка рисков обычно производит обычно службами внутреннего контроля и аудита предприятий ежегодно при разработке планов аудитов и отборе процессов предприятий автомобильной промышленности для самооценки рисков на очередной год. Оценка рисков осуществляется структурными подразделениями пред-

приятий автомобильной промышленности непрерывно в ходе текущей деятельности, для обеспечения достижения целей предприятий автомобильной промышленности, а также при проведении ежегодной самооценки рисков. В случае существенного изменения оценки рисков, выявленного структурными подразделениями в ходе текущей деятельности, структурные подразделения обязаны проинформировать службу внутреннего контроля и аудита предприятия, независимо от сроков проведения самооценки.

Служба внутреннего контроля и аудита предприятия - осуществляет координацию оценки рисков в структурных подразделениях, разрабатывает методологию и проводит обучение, составляет тепловую карту рисков предприятий автомобильной промышленности на основе информации от структурных подразделений, использует собственную оценку рисков и результаты оценки рисков структурных подразделений для планирования аудитов и для подготовки внешней отчетности предприятий автомобильной промышленности в части рисков.

Структурные подразделения предприятия - осущест-

А.А. Курилова

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОЦЕНКИ РИСКОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ .

вляют оценку рисков в своей деятельности для принятия своевременных и обоснованных решений, разрабатывают меры (планы действий) по реагированию на риски и улучшению внутреннего контроля, и контролируют их внедрение.

Предлагаются следующие этапы оценки рисков предприятий автомобильной промышленности [1, с.133].

Первый этап представляет собой проведение предварительной оценки присущих рисков.

Участникам процесса оценки рисков для проведения оценки рисков необходимо предварительно изучить нормативные и организационно-распорядительные документы, подтверждающие такие существенные факторы, как перечень процессов и подпроцессов изучаемого вида деятельности, перечень целей структурного подразделения, закрепление ответственности за управление рисками, документы, определяющие политику в отношении управления рисками.

На начальном этапе развития системы управления рисками предприятий автомобильной промышленности, а также при появлении новых видов деятельности предприятий автомобильной промышленности, проводится оценка присущих рисков, которая может проходить в условиях отсутствия описаний отдельных процессов [2, с.8]. В этом случае оценка рисков осуществляется службой внутреннего контроля и аудита и структурных подразделениях предприятиях экспертным путем на основе подсчета количества рисков, присущих процессам, включенным в систему внутреннего контроля (см. табл. 1):

Таблица 1 - Вопросы для оценки присущих рисков

п/н Вопросы для оценки рисков Вариант ответа*

1 Риски, связанные с поставщиками (1- есть, 0 - нет)

2. Риски, связанные с продвижением продукции (например, утрата конкурентноспособности, ценовой диктат оптового покупателя) (1- есть, 0 - нет)

3. Финансово-экономические риски (кредитный, ликвидности, валютный, излишние затраты, ошибки буи учета и т.п.) (1- есть, 0 - нет)

4. Правовые и регуляторные риски (утрата активов, фальсификация, мошенничество, санкции гос.органов, суды) (1- есть, 0 - нет)

5. Техногенные риски (риски, связанные с безопасностью производства и экологией) (1- есть, 0 - нет)

¡5 Риски информационных систем (1- есть, 0 - нет)

7. Риски социальный проблем и волнений в трудовым коллективах (1- есть, 0 - нет)

8. Производственные риски (остановка производства/конвейера, ошибочное решение руководства) (1- есть, 0 - нет)

9 Риски, связанные с качеством (1- есть. 0 - нет)

сти.

Оценка рисков предприятий автомобильной промышленности основывается на описании рисков присущих каждому из процессов. Для более глубокого понимания рисков в процессах и имеющихся внутренних контролей рекомендуется провести описание процессов. В случае, если рассматриваемый вид деятельности входит в процессную модель систему контроля предприятий автомобильной промышленности, может использоваться описание соответствующего процесса (подпроцесса) системы контроля.

Критерием достаточности процессной модели структурного подразделения для целей системы внутреннего контроля является отражение всех функций, направленных на выполнение целей подразделения по следующим направлениям:

- результативность и эффективность операций;

- сохранность активов;

- достоверность всех видов отчетности;

-соблюдение контрактных обязательств, требований

законодательства и внутренних нормативных документов предприятий автомобильной промышленности.

Одновременно с составлением графической схемы модели процессов рекомендуется провести её текстовое описание. Текстовое описание модели процесса проводится в виде комментариев к выполнению отдельных функций процесса. Текстовое описание прилагается к графической схеме. В ходе такого описания целесообразно отметить наличие источников рисков, которые могут привести к возникновению рисковых событий.

При анализе процессов экспертным путем выявляются возможные источники рисков - внешние и внутренние факторы, которые могут привести к возникновению рисковых событий, влияющих на достижение целей [4, с.25; 5].

Для оценки уровня вероятности рисковых событий и существенности их последствий, используется рейтинговая (от одного до пяти) оценка рисковых событий (см. табл. 2 и табл. 3).

Таблица 2 - Рейтинговая оценка вероятности

По сумме ответов (см. табл.1) дается рейтинговая оценка уровня риска процесса (от 1 до 2 низкий риск, от 3 до 4 средний риск, от 5 и выше - высокий риск).

Второй этап - это проведение самооценки рисков и уточнение предварительной оценки рисков.

В целях выявления и анализа рисков, руководители структурных подразделений обязаны проводить непрерывный мониторинг. Для обеспечения системного подхода к осуществлению мониторинга, на предприятиях автомобильной промышленности осуществляется процедура самооценки рисков структурными подразделениями, путем опросов персонала структурных подразделений.

Оценка текущего уровня операционных рисков осуществляется путем заполнения таблицы с оценкой отдельных рисков по каждому подпроцессу. Итоговая оценка уровня риска по каждому подпроцессу рассчитывается как средняя по всем выделенным операционным рискам [3, с.148].

По сумме ответов в форме самооценки рисков процесса дается рейтинговая оценка уровня риска процесса (от 1 до 10 низкий риск, от 11 до 20 средний риск, от 21 до 40 высокий риск).

По результатам самооценки рисков уточняется предварительная оценка присущих рисков. Полученная оценка рисков используется для построения и актуализации тепловой карты рисков предприятий автомобильной промышленности - списка процессов внутреннего контроля с цветовым выделением уровня риска.

Третий этап включает проведение оценки рисков процессов предприятий автомобильной промышленно-

Вероятность Описание Пояснение

5 Высокая вероятность Событие почти обязательно произойдет

4 Вероятно Вероятность того, что событие произойдет, велика

3 Возможно Возможно, что событие произойдет

2 Низкая вероятность Низкая вероятность того, что событие произойдет

1 Минимальная вероятность Событие произойдет только в исключительных обстоятельствах

последствий устанавливается отдельно для присущего риска и остаточного риска. В отчетность по оценке рисков включается информация по остаточному риску, то есть с учетом оценки эффективности контрольных процедур, предусмотренных для управления данным видом риска. Для перехода от оценки рисков по вероятности и существенности последствий к простой (единой) рейтинговой оценке от одного до пяти, используется средняя величина между вероятностью и существенностью последствий, с округлением до целого числа. Распределение рисков предприятий автомобильной промышленности по уровням от 1 до 5 отражается в матрице оценки рисков.

Риски процессов оцениваются в ходе опросов экспертов в данной области (работников структурного подразделения, участвующего в процессе) и/или смежных областях (других работников предприятий автомобильной промышленности). Эксперты, обладающие знаниями по проблематике соответствующего процесса, оценивают риски процессов (вероятность и существенность последствий), основываясь на своем профессиональном опыте, статистических данных и других источниках, которые они считают нужными использовать.

A.A. Курилова

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОЦЕНКИ РИСКОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ...

Для определения факторов риска и выбора методов реагирования могут использоваться различные технологии сбора и анализа информации, такие как FMEA-анализ, SWOT-анализ, диаграмма Исикавы и т.п.

Таблица 3 - Рейтинговая оценка существенности последствий

путем опроса экспертов в структурных подразделениях предприятий автомобильной промышленности.

Результаты оценки рисков используются руководителями структурных подразделений для принятия своевременных и обоснованных решений, организации мер по реагированию на риски и улучшению внутреннего контроля. Результаты оценки рисков, предоставленные структурными подразделениями, используются Служба внутреннего контроля и аудита для актуализации тепловой карты рисков и матрицы оценки рисков предприятий автомобильной промышленности, для подготовки рекомендаций по мерам реагирования на риски, для планирования аудитов и проверок, а также учитываются при подготовке внешней отчетности предприятий автомобильной промышленности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богатырев В.Д. Модели механизмов взаимодействия в активных производственно - экономических системах. Самара: СНЦ РАН, 2003. -230c.

2. Курилов К.Ю. Прогнозы развития мировой автопромышленности // Международный научный журнал. 2011. № 5. С. 5-10.

3. Курилов К.Ю. Финансовый механизм, его содержание и основные компоненты // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 24. С. 146-152.

4. Шуклов Л.В.Управление финансами в контексте жизненного цикла организации // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2011. № 25. С. 23-30.

5. Латанова Е.В., Курилова А.А. Понятие финансовой стратегии и этапы ее формирования // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1. С. 16-18.

6. Курилов К.Ю. развитие российского автомобиль-рисков), на предприятиях автомобильной промышлен- ного рынка до 2020 года // Азимут научных исследова-ности осуществляется оценка прочих рисков, непосред- ний: экономика и управление. 2012. № 1. С. 37-40. ственно не связанных с отдельными процессами (рисков 7. Курилова А.А. прогноз развития автомобильной общекорпоративного уровня). Оценку прочих рисков промышленности до 2026г // Азимут научных исследо-организовывает Служба внутреннего контроля и аудита ваний: экономика и управление. 2012. № 1. С. 40-42.

METHODICAL POSITIONS OF AN ESTIMATION TO RISK AT THE ENTERPRISES

OF AUTOMOTIVE INDUSTRY

© 2013

A.A. Kurilova, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor "Finance and credit"

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существенность последствий Описание Пояснение

5 Катастрофическая Денежная оценка последствий более 500 млн. руб^ или последствия наступления риска могут не позволить выполнить стратегические цели предприятий автомобильной промышленности (прекращение деятельности, срыв планов развития, банкротство)

4 Критическая Денежная оценка последствий от 100 до 500 млн. руб., или последствия существенно влияют на результаты деятельности подразделения или предприятий автомобильной промышленности в целом, и ликвидация последствий связана с крупными затратами

3 Большая Денежная оценка последствий от 30 до 100 млн. руб., или последствия существенно влияют на выполнение процесса, в котором выявлен риск, но ликвидация этих последствий не связана с крупными затратами

2 Умеренная Денежная оценка последствий от 3 до 30 млн. руб., или последствия незначительны или легко устранимы

1 Незначительная Денежная оценка последствий < 3 млн. руб., или последствия отсутствуют или пренебрежимо малы

Annotation: Process of an estimation to risk is one of the major making effective control systems at the enterprise. During an estimation to risk of the enterprises of motor industry the description of processes of the internal control of the enterprises, revealing of potential brave of events, qualitative an estimation revealed to risk also drawing up of a card to risk on processes of the enterprises of automotive industry will be carried out.

Keywords: risk, the control, the enterprises of motor industry, a self-estimation to risk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.