Научная статья на тему 'Состояние малого и среднего бизнеса в регионе'

Состояние малого и среднего бизнеса в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM BUSINESS DEVELOPMENT PROGRAMME / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / SOCIO-ECONOMIC SITUATION / ПРОГНОЗ / FORECAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манова Маргарита Викторовна

На волне повышенного внимания федеральной власти к проблемам малого и среднего бизнеса в регионах начали формироваться программы развития местного бизнеса. Разрабатывается такая программа и в Тольятти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE REGION

On the wave of increased attention of the Federal authorities to the problems of small and medium businesses in the regions began to form programs local business development. Developing such a program and in Togliatti.

Текст научной работы на тему «Состояние малого и среднего бизнеса в регионе»

М.В. Манова

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТЕЙ ...

Одной из разновидностей ценностей являются ценности предпринимательства, которые могут рассматриваться под различными углами зрения, отражающими его положение и влияние в экономической, социальной, культурной и политической сферах.

Предпринимательская культура возникает как производное рыночной культуре, и вне ее не возможны полноценная реализация ценностей и норм предпринимательского действия. Но при этом возможен и обратный процесс: предпринимательская культура, воспринятая большинством общества как модель социального действия, способствует преобразованию экономической (хозяйственной) культуры общества по рыночному типу. В этом и проявляется экспансионистская природа предпринимательской культуры.

Ценности предпринимательства можно классифицировать следующим образом:

1) ценности трудовой этики;

2) инструментальные (профессиональные, специализированные) ценности;

3) ценности поведения.

Изменение культуры предпринимательства происходит в соответствии с новыми представлениями о ценностях. Проведенные исследования показывают[5, с.166],

что свое значение теряют такие ранее признанные ценности, как послушание, дисциплина, централизация, иерархия, карьера, власть. Одновременно возрастает значение таких ценностей, как ориентация на потребности, самоопределение, участие, творчество, раскрытие личности, способность идти на компромиссы, децентрализация, надежность, стабильность, собственность, профессиональные способности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Верхан П. Предприниматель/ Пер. с нем. М.: Прогресс, 2011, 112 с.

2. Канаков Г. Стратегические ориентиры и тактика// Человек и труд. №9, 2004 г. С. 69.

3. Кунц Г., Доннел С.О. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 2011. Т. 1. С. 405; Т. 2. С. 512.

4. Общественное мнение в цифрах. Информ. Бюл. М.: ВЦИОМ, 2010 - 2014. вып.10.

5. Русинов Ф.М., Апишев А.А. Возрождение предпринимательства в России. Майкоп.: Адыгейское кн. Изд-во, 2012. С. 286.

6. Хойер В. Как сделать бизнес в Европе/ Пер. с нем. М.: Прогресс, 2010. С. 253.

SOCIO-CULTURAL ASPECTS OF THE VALUES OF ENTREPRENEURSHIP

© 2014

M.V. Manova, candidate of sociological sciences, associate professor of the chair «Sociology»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The business as the rather new social-economic phenomenon of the Russian validity is object of steadfast sociological supervision. Today became obvious what exactly business moves development of manufacture, the market, so also societies as a whole. Foreign countries prosper, owing to businessmen, and businessmen - owing to the states, national support. Perfection of culture is accompanied by occurrence and becoming concerning independent systems of values. The society in the given situation can play a role both stimulating, and the overwhelming factor.

Keywords: values, social and cultural aspects, strategic development, business, society.

УДК 316.422.42

СОСТОЯНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

© 2014

М.В. Манова, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: На волне повышенного внимания федеральной власти к проблемам малого и среднего бизнеса в регионах начали формироваться программы развития местного бизнеса. Разрабатывается такая программа и в Тольятти.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, программы развития, социально-экономическая ситуация, прогноз.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Для нашего города создание подобной программы крайне актуально еще и потому, что именно малый и средний бизнес поможет Тольятти избежать кабальной зависимости от благополучия двух-трех крупных промышленных предприятий. Появятся новые рабочие места, разнообразные сферы деятельности, а вместе с этим перспектива для творческих, активных людей. Они смогут реализовать свои амбиции на территории Тольятти, а, значит, перестанут бежать из города туда, где будут востребованы.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В современных условиях глобализации, все увеличивающегося смешения культур наметилась негативная тенденция унификации мира под единый - «правильный» - стандарт западной демократии, западной культуры, западных ценностей и морально-нравственных представлений, а по существу, западного видения мира.

И в этом русле в последнее десятилетие появились многочисленные работы зарубежных и отечественных авторов, таких как Р.Д.Льюис, М.Питерс, Р.Рюттингер,

К.Татеиси, М.Фелью, Р.Хизрич, А.Хоскинг, Г.Хофстеда,

B.С.Автономов, В.П.Андреев, А.Е.Бусыгин, Г.К.Гинс,

C.Э.Жилинский, Т.С.Зубарева, Т.В.Игнатова, Т.В.Кашанина, Ю.Д.Красовский, М.И.Кулагин,

B.В.Лаптев, М.Г.Лапуста, Б.З.Мильнер, А.И.Наумов,

C.М.Никитин, Ю.А.Помпеев, С.В.Сметанин, Г.П.Черников, Ф.И.Шамхалов, О.И.Шкаратан, В.П.Яковлев и др. Но это обилие работ в области теории предпринимательства еще не означает, что уже имеется более или менее ясное и четкое понимание предпринимательства как исторического явления. Строгого понимания предпринимательства нет.

Формирование целей статьи (постановка задания). В практическом плане исследовательской работы неоспоримое значение имеет получение объективной информации о содержании и направленности, а также состояния малого и среднего бизнеса в регионе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

АНО Поволжский центр мониторинга и развития проводит серию социологических исследований по проблемам развития местного бизнеса. Первые опросы, проведенные в августе-сентябре 2014 г. касались отношения тольяттинских бизнесменов к событиям прошедшего года и того, как воспринимается местное бизнес-

сообщество горожанами.

Как выяснилось, предприниматели и бизнесмены наиболее позитивно, оптимистично настроенная категория горожан. Не смотря на то, что экономическая и политическая ситуация в городе достаточно долго оставалась напряженной, что конечно сказалось на благополучии бизнеса, 47% опрошенных предпринимателей считают, что жизнь в городе изменилась к лучшему. Это практически в два раза выше количества позитивных ответов бюджетников, муниципальных служащих и работников торговли и в три раза - пенсионеров и работников ВАЗа. Больше трети опрошенных бизнесменов считают, что жить в городе стало безопаснее, это также самый оптимистичный ответ.

Предприниматели,бизнесмены Бюджетная сфера Сфера обслуживания, торговля Госуд. и муницип. служащие Работники ОАО АвтоВАЗ Пенсионеры

10 20

30

40

50 60

Интересным представляется также то, что тольяттин-ский бизнес еще и политически активен. Почти четверть (24%) опрошенных предпринимателей готовы участвовать в деятельности политических структур и партий. Можно это назвать коньюктурой, а можно чутьем и пониманием, как можно наиболее эффективным способом повлиять на ситуацию в городе в целом и на отношение к своей сфере деятельности в частности.

Предприниматели, бизнесмены

Госуд. и муницип. служащие

Бюджетная сфера

Сфера обслуживания, торговля

Работники ОАО АвтоВАЗ

0 10 20 30 40 50 60 70

80

| □ Жизнь в городе изменилась к лучшему □ Жить в городе стало безопаснее

Рисунок 1 - Как изменилась жизнь в городе? (%)

Практически 77% предпринимателей относятся к жизненным трудностям устойчиво. Причем 42% смотрит на жизнь без иллюзий и считает необходимость преодолевать сложности нормальной рабочей ситуацией. И снова по другим категориям горожан этот показатель практически в два раза ниже. Это и понятно - бизнес всегда находится в ситуации рыночной неопределенности и конкурентной войны. Отсюда и стойкость перед неожиданностями и самостоятельность в решении проблемных ситуаций.

Раздражение.

Рисунок 3 - Кто должен нести ответственность за решение городских проблем?

Таким образом, потрет тольяттинского бизнеса смотрится довольно симпатично: активный, ответственный, лояльный, с оптимизмом смотрящий в будущее, проявляющий стойкость по отношению к возникающим проблемам. Таким наш бизнес ощущает и презентует себя.

А каким видят его горожане? Этому было посвящено еще одно исследование. Надо отметить, что главные традиционные ценности опрошенных тольяттинцев хорошо укладываются в приоритеты, характерные для бизнес-мышления: активная жизнь, работа (70%), здоровье (63%), материальное благополучие (61%). А дальше с большим отрывом идут семья (54%), дружба (43%), любовь (28%) и совсем подзабытое творчество (11%).

Активная жизнь, работа Здоровье

Материальное благополучие Семья, дета Дружба Любовь Уважение людей Отдых,хобби Творчество

И1 И1

:28

] 54

343

] 70

□ 63 61

Рисунок 2 - Какие чувства Вы испытывают представители бизнеса, сталкиваясь с трудностями сегодняшней жизни? (%)

Опрашивая горожан, мы задавали вопрос, кто, по их мнению, должен нести ответственность за решение городских проблем. Первое почетное место все категории опрашиваемых отдали, конечно же, мэру и его команде. Однако именно предприниматели и бизнесмены в большей степени готовы разделить это тяжкое бремя с представителями городской власти. Более 35% из них, считают, что в решение проблем должны включаться сами жители, понимая, что самый успешный мэр и самая лучшая команда муниципалитета не сможет без поддержки горожан эффективно выстроить жизнь восьмисоттысячного города. Даже у муниципальных и государственных служащих этот показатель существенно ниже - 25 %.

Кроме того, почти 60% опрошенных представителей бизнес сообщества поддерживают деятельность мэра, считая, что он делает все от него зависящее. Главное теперь не обмануть ожиданий самой активной части городского сообщества

Рисунок 4 - Рейтинг традиционных ценностей горожан (в %)

Большинство опрошенных считает, что главным достоинством малого и среднего бизнеса с точки зрения пользы для города является создание новых рабочих мест (45%), экономическая выгода и налоги (по 17%).

Новые рабочие места Налоги

Экономическая выгода Разнообразие товаров Личную выгоду Благополучие Развитые рыночные отношения Свободу выбора Повышение уровня жизни НЬвые пути развития Благотворительные программы Качественные товары и услуги

10,3

□ 44,9

Рисунок 5 - Что получает городское сообщество от развития предпринимательства (%)

0

3

5

Все остальные «бонусы», которые обычно прилагаются к развитому городскому бизнесу, видятся горожанам более смутно: разнообразие товаров (10%), повышение уровня жизни (3,5%), благотворительность (3,5%), новые пути развития (3,5%). То ли тольяттинский бизнес не умеет себя преподнести, то ли он действительно не осуществляет своей социальной миссии.

Это также подтверждается тем, что из всех мероприятий, проводимых бизнес-структурами для горожан очень небольшое количество опрошенных тольяттинцев (от 4 до 8%) смогли вспомнить только 6. Почти 70 % отвечавших на анкету не вспомнили ни одного.

Никакие не запомнились Фестиваль света Мероприятия "Автотрейд" День рождения "Август-радио" Открытие салонов "Мегафон Открытие магазинов Концерт ФИАБАНКА

Производство

товаров, строительство

Бытовые услуги

Торговля

риски, которые только усиливаются административным бременем.

63,9

"28-

"28-

5,6

Только чтобы выжить

Зависит от Сверхвысокий Выше, чем у сферы бизнеса бюджетников

Рисунок 6 - Какие городские мероприятия, организованные предпринимательским сообществом Вам запом-нились?(%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характерно также, что максимальное количество опрошенных связывает тольяттинский малый и средний бизнес исключительно с торговлей (62%). Второе место с большим отставанием занимает сфера бытовых услуг (29%). А производственный бизнес только на третьем месте (23%). Все остальные бизнес-сферы смотрятся совсем уж незначительно. Как-то неприятно и тревожно воспринимать наш город как большой рынок, на котором возвышаются большими пирамидами несколько промышленных гигантов.

Рисунок 8 - Какие доходы у предпринимателей (%)

Благотворительность со стороны бизнес-структур воспринимается опрошенными горожанами также неоднозначно. Есть те (хорошо, что их не мало), кто считает, что это проявление заботы о людях (21,5%). Такое же количество опрошенных говорит, что это необходимое условие развития цивилизованного бизнеса. Но большая часть (31%) все же считает, что это еще один способ заработать деньги. По 10 % ответили, что это рекламный ход и уход от налогов.

Получение прибыли Необходимое условие развития бизнеса Проявление заботы о людях Чтобы засветиться, пиар, рекламный ход Уход от налогов Каждый в своих целях Для повышения статуса

10,18

9,82

Рисунок 7 - С какими сферами деятельности Вы связываете предпринимательство? (%)

Что касается доходов бизнеса, то большинство опрошенных считает их высокими, уж, по крайней мере, намного выше, чем у бюджетников. Со стороны-то видится только общая доходная часть и совсем не видны те солидные затраты, которые бизнесмен или предприниматель вынужден нести, чтобы удержаться на плаву, те финансовые, материальные и предпринимательские

Рисунок 9 - Зачем бизнес занимается благотворительностью (%)

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Вот такой получился взгляд на бизнес с разных сторон. Наверное, можно пожелать, чтобы тольяттинский малый и средний бизнес пытался вступить в диалог не только с представителями власти. Надо бы также тщательно и настойчиво искать путь к сердцу горожан. Тогда тольяттинские бизнесмены и предприниматели получат такую поддержку, которая мощной «народной» волной смоет все бюрократические препоны и плотины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Манова М.В. Влияние ценностей предпринимательства на культуру трансформирующегося общества (социологический анализ) (монография) - Тольятти: ТГУ, 2013. 163 с.

2. Рюттингер, Р. Культура предпринимательства [Текст]/ Р.Рютингер. - М.: ЭКОМ, 2012. - 240 с.

THE STATE OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE REGION

© 2014

M.V. Manova, candidate of sociological sciences, associate professor of the chair «Sociology»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: On the wave of increased attention of the Federal authorities to the problems of small and medium businesses in the regions began to form programs local business development. Developing such a program and in Togliatti. Keywords: small and medium business development programme, the socio-economic situation, forecast.

30,55

4 5

61,9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.