Научная статья на тему 'Основные виды финансовых стратегий и этапы их формирования'

Основные виды финансовых стратегий и этапы их формирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26461
879
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / FINANCIAL STRATEGY / АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ / THE RELEVANCE OF THE STRATEGY DEVELOPMENT / ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ / TYPES OF FINANCIAL STRATEGIES OF THE ENTERPRISE / ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ / STAGES OF DEVELOPMENT OF THE FINANCIAL STRATEGY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ / EFFECTIVENESS OF THE FINANCIAL STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латанова Елена Валерьевна

В статье обоснована актуальность разработки финансовой стратегии организации, приведены три уровня стратегии, описаны виды финансовых стратегий предприятия. Также приведены и охарактеризованы этапы разработки финансовой стратегии, представлены параметры оценки разработанной финансовой стратегии на критерий эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TYPES OF FINANCIAL STRATEGY AND STAGE OF THEIR FORMATION

In the article is substantiated the urgency of developing the financial strategy of the organization, are shown the three levels of strategy, describes the types of financial strategies of the enterprise. Also listed and described the stages of developing a financial strategy, presented evaluation parameters of developed financial strategies on the efficiency criterion.

Текст научной работы на тему «Основные виды финансовых стратегий и этапы их формирования»

В.В. Лагодиенко, А.В. Корниецкий

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ ...

ESSENCE AND ROLE OF THE LOGISTIC CONTROL SYSTEMS AS A MANAGEMENT FUNCTIONS

© 2014

V.V. Lagodienko, doctor of economical science, professor of the chair «World agriculture and the economic relation»

Nikolaevskiy national agrarian university, Nikolaev (Ukraine) A.V. Kornietskiy, the dean of the department of sea and river transport,

Kyiv State Academy of Water Transport named after Hetman Petro Konashevich Sagaydachnyi, Kiev (Ukraine)

Annotation: The paper outlines the nature of logistics control systems specified its role in the governance process, outlines the main approaches to understanding, and identifies factors that influence the activity enterprise. Menus controlling role of logistics systems play an important role in enterprise management, on management of material and related financial and information flows and makes a significant contribution to the company confident behavior, based on an analysis of the benefits of logistics projects, the requirements of customers, competition, the capability of the target logistics and logistics costs and requiring regular coordination purposes of planning, management and control by areas of the company.

Keywords: process management, logistics system, factors, public control, self-control, audit, information risk management process mechanism, management, enterprise management solution.

УДК 336.64 © 2014

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ СТРАТЕГИИ И ЭТАПЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

Е.В. Латанова, студентка Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье обоснована актуальность разработки финансовой стратегии организации, приведены три уровня стратегии, описаны виды финансовых стратегий предприятия. Также приведены и охарактеризованы этапы разработки финансовой стратегии, представлены параметры оценки разработанной финансовой стратегии на критерий эффективности.

Ключевые слова: финансовая стратегия, актуальность разработки стратегии, виды финансовых стратегий предприятия, этапы разработки финансовой стратегии, эффективность финансовой стратегии.

Важным инструментом управления деятельностью предприятия является финансовая стратегия. Реализация любых стратегических, тактических и оперативных решений организации связана с финансовой стратегией, так как в системе рыночных отношений каждое экономическое действие должно быть подкреплено финансовой составляющей.

Финансовая стратегия - относительно новое понятие в науке и практике, поэтому в современной экономической литературе нет однозначного определения данной категории. Однако, согласно зарубежным и отечественным исследованиям, финансовая стратегия - часть общей стратегии развития предприятия и должна соответствовать ее целям и направлениям развития.

Актуальность разработки финансовой стратегии компании в настоящее время определяется некоторыми условиями. Главным таким условием является частота изменений факторов внешней финансовой среды. Большие колебания основных макроэкономических показателей, темпы технологического прогресса, частые изменения конъюнктуры финансового рынка, неустойчивость государственной экономической политики не позволяют эффективно управлять финансами компании на основе лишь существующего опыта и традиционных методов финансового менеджмента. В данных условиях нехватка разработанной финансовой стратегии, предполагающей адаптацию к динамике факторов внешней среды, может повлиять на то, что решение финансовых вопросов будет вести за собой противоречия и снижение эффективности функционирования компании [1, с.154].

Другим условием, определяющим актуальность формирования финансовой стратегии организации, является прохождение организацией определенных стадий жизненного цикла. В соответствии с теорией жизненного цикла, каждая компания развивается по некоторому циклу, проходя при этом несколько стадий. На каждой стадии развития организация имеет следующие параметры, дающие характеристику условиям его функционирования: настоящее состояние и перспективы развития. Таким образом, каждой стадии жизненного цикла ком-

пании присущи характерные для нее уровень инвестиционной активности, формы и направления финансовой деятельности, особенности формирования и распределения финансовых ресурсов. Моделируемая финансовая стратегия дает возможность заранее адаптировать деятельность организации к предстоящим изменениям его экономического развития.

Также важным условием, определяющим актуальность разработки финансовой стратегии, является глобальное изменение направлений производственной деятельности предприятия, связанное с открывающимися новыми коммерческими возможностями. Реализация этих целей требует внедрения новых технологий, изменения производственного ассортимента, освоения новых рынков сбыта продукции и т.п. В таких условиях существенное возрастание инвестиционной активности компании и диверсификация форм финансовой деятельности должны быть прогнозируемы, а также подкреплены разработанной и четко сформулированной финансовой стратегией.

Финансовая стратегия предприятия представляет собой выявление долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их осуществления. Финансовая стратегия затрагивает вопросы усиления позиций на рынке капитала, укрепления и развития взаимосвязей с внешней средой, формирования и эффективного использования ресурсов, финансового потенциала и объединения этих факторов для устойчивого развития организации [2, с.334].

Финансовая стратегия является инструментом, способствующим достижению приоритетных финансовых целей организации. От правильности разработки финансовой стратегии, учета и оценки факторов, оказывающих влияние на предприятие, зависит насколько эффективно будет реализована финансовая стратегия в будущем.

Зачастую предприятие имеет несколько стратегий, а также несколько уровней каждой стратегии, взаимосвязанных между собой.

Существуют три уровня стратегии организации: -

корпоративная, деловая и функциональная, также виды финансовой стратегии [3, с.100]. Выбор вида финансовой стратегии осуществляется по прогнозным расчетам, предыдущему опыту работы компании и на основе вероятности влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия. Правильная оценка воздействия факторов внешней и внутренней среды важна как на первой стадии разработки стратегии, так и на последующих этапах, так как внедрение некоторых элементов финансовой стратегии осуществляется исходя из ситуации: особые факторы, в которые входят социально-экономические и политические, влияют на выбор их комбинации в различных вариантах.

Выделяют генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач (достижение частных стратегических целей) [4, с.240].

Генеральной финансовой стратегией является финансовая стратегия, определяющая деятельность предприятия. К примеру, получение и использование дохода организации, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования.

Оперативная финансовая стратегия - стратегия текущего управления финансовыми ресурсами (стратегия контроля использования средств и мобилизации внутренних резервов), разрабатывающаяся на квартал, месяц.

Оперативная финансовая стратегия затрагивает валовые поступления средств (доходы по ценным бумагам, расчеты с покупателями, платежи по кредитным операциям) и валовые расходы (расчеты с поставщиками, заработная плата, погашение обязательств перед бюджетом и банками), благодаря чему создается возможность рассчитать предстоящие за планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам.

В рамках генеральной стратегии формируется оперативная финансовая стратегия.

Стратегия достижения частных целей - стратегия, направленная на умелое выполнение финансовых операций, обеспечивающих исполнение главной стратегической цели.

И.А. Бланк выделил данные виды главной финансовой стратегии предприятия:

1. Стратегия финансовой поддержки ускоренного роста компании. Применяется в сфере быстрого возрастания потенциала формирования финансовых ресурсов компании и соответствует такому виду базовой корпоративной стратегии, как «ускоренный рост».

2. Стратегия финансового обеспечения ограниченного роста компании. Используется в сфере обеспечения эффективного распределения и использования финансовых ресурсов компании и соответствует такому виду базовой корпоративной стратегии, как «ограниченный рост».

3. Антикризисная финансовая стратегия организации. Применяется в сфере формирования достаточного уровня финансовой безопасности компании и соответствует такому виду базовой корпоративной стратегии, как «сокращение» [5, с.322].

В данной классификации перечень финансовых стратегий довольно узкий и не в полном объеме учитывает все многообразие различных финансовых состояний предприятия.

Стоит заметить, что задачи финансовой стратегии должны быть сопоставимы с возможностями предприятия. Внедрение финансовой стратегии «должно осуществляться на основе сочетания жесткого централизованного финансового стратегического руководства и гибкого своевременного реагирования на изменившиеся условия».

В литературе предлагается различная структуризация уровней финансовой стратегии. Способы достижения поставленных целей определяются исходя из отдельных компонентов финансовой стратегии и ее составляющих

- финансовых политик [6, с.76].

Данный подход дает возможность определить финансовую стратегию предприятия как интегрированную структуру пяти взаимосвязанных компонентов (финансовых стратегий второго уровня):

- стратегии формирования финансовых ресурсов;

- стратегии обеспечения финансовой безопасности;

- инвестиционной стратегии;

- стратегии повышения качества унифицированных форм документов;

- налоговой стратегии.

Объединение финансовой стратегии и системы бюджетирования является высококлассным инструментом управления финансовым состоянием и устойчивостью организации.

Процесс разработки финансовой стратегии предприятия можно разделить на следующие этапы (рис. 1):

Рисунок 1 - Этапы разработки финансовой стратегии предприятия

1. Первый этап формирования финансовой стратегии компании заключается в постановке цели - финансовая стабильность предприятия в совокупности с устойчивым развитием. Для описания этой цели необходимо выявить влияние финансовой стратегии на устойчивое развитие организации.

Построение дерева целей финансовой стратегии компании основывается на результатах стратегического финансового анализа, оценке воздействия финансовой стратегии на устойчивое развитие организации.

Процесс формирования финансовой стратегии может охватить одну из ветвей, а может задействовать все ветви дерева целей. Более нестабильное предприятие охватывает больше ветвей, стабильное - меньше. После выбора конечного набора целей, предприятие должно перейти к разработке вариантов достижения целей [7, с.143].

2. Вторым этапом формирования финансовой стратегии предприятия является разработка вариантов достижения целей. Так как ресурсы компании ограничены, следует определить важность проблем по их актуальности, масштабности, при этом учитывая стадию жизненного цикла организации. Затем важно осуществить анализ влияния внутренних и внешних факторов (политических, экономических, социальных и экологических) на финансовую стратегию компании и факторный анализ влияния финансовой стратегии на устойчивое развитие организации с целью выявления причин, оказывающих на него неблагоприятное воздействие.

3. Третий этап формирования финансовой стратегии организации заключается в выборе наиболее целесообразных вариантов из всех существующих. Благодаря определению стадии жизненного цикла организации и оценке производственных возможностей, осуществляется выбор, и составляются эффективные пути достижения конечной цели предприятия [8, с.134].

Для принятия управленческого решения важную роль играет финансовое положение компании и соответствующие критерии устойчивого развития. Для создания финансовой стратегии, направленной на устойчивое развитие компании, имеет смысл использовать критерии и подходы, установленные в международных рекомендациях для открытой отчетности по устойчивому развитию.

Разработка финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности является начальным

этапом формирования финансовой стратегии и считается наиболее ответственным. Финансовая политика является формой реализации финансовой идеологии и финансовой стратегии организации с точки зрения наиболее существенных аспектов финансовой деятельности на конкретных этапах ее осуществления. Финансовая политика, в отличие от финансовой стратегии, формируется лишь по отдельным направлениям финансовой деятельности компании, для которых необходимо обеспечение наиболее эффективного управления для достижения главной стратегической цели этой деятельности. Формирование финансовой стратегии на основании отдельных аспектов финансовой деятельности организации может иметь многоуровневый характер. К примеру, согласно политике управления активами компании могут быть внедрены политика управления оборотными и внеоборотными активами. Также политика управления оборотными активами может содержать в качестве обособленных блоков политику управления их отдельными видами.

Оценка разработанной финансовой стратегии на критерий эффективности считается заключительным этапом формирования финансовой стратегии организации и осуществляется по следующим основным параметрам:

- согласованность финансовой стратегии организации с общей стратегией ее развития. В процессе данной оценки выявляется степень согласованности целей, направлений и этапов в реализации этих стратегий;

- согласованность финансовой стратегии компании с возможными изменениями внешней финансовой среды;

- внутренняя сбалансированность финансовой стратегии;

- реализуемость финансовой стратегии. В процессе этой оценки изначально рассматривают потенциальные возможности организации в создании собственных финансовых ресурсов;

- приемлемость возможных рисков, связанных с реализацией финансовой стратегии. В процессе данной оценки необходимо сопоставить, насколько уровень прогнозируемых финансовых рисков, возможных при осуществлении деятельности компании, гарантирует необходимое финансовое равновесие в процессе ее развития и соответствует финансовому менталитету его собственников и ответственных финансовых менеджеров;

- результативность сформированной финансовой стратегии. Оценка результативности финансовой стратегии может быть произведена, в первую очередь, на основе прогнозных расчетов системы основных финансовых коэффициентов.

Формирование финансовой стратегии и финансовой политики по наиболее значимым аспектам финансовой деятельности предоставляет возможность принимать эффективные управленческие решения, направленные на финансовое развитие предприятия.

В процессе разработки финансовой стратегии много внимания следует уделять выявлению денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, эффективному распределению и использованию прибыли, правильному использованию капитала компании, определению потребности в оборотных средствах. Финансовая стратегия должна быть разработана с учетом скачков инфляции, риска неплатежей и других непредвиденных обстоятельств. Она должна быть разработана в соответствии с основными производственными задачами и при необходимости иметь возможность корректироваться и изменяться. Контроль реализации финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, их рациональное использование, так как хорошо выстроенный финансовый контроль помогает обнаружить внутренние резервы, повысить рентабельность производства, увеличить денежные накопления.

Разработка внутренних нормативов является значительной частью финансовой стратегии и успешно ис-

пользуется в практике зарубежных предприятий. С помощью этих нормативов может определяться, к примеру, направление распределения прибыли.

Предложения по формированию финансовой стратегии предприятия разрабатывают в соответствии с выводами финансового анализа компании по объектам и составляющим генеральной финансовой стратегии.

Таким образом, перед тем, как сформировать финансовую стратегию, необходимо провести подробный экономический анализ деятельности организации, включающий:

- анализ хозяйственной деятельности организации;

- определение финансовых возможностей компании.

Анализ хозяйственной деятельности компании предоставляет возможность оценивать эффективность деятельности, найти ее «узкие» места.

С точки зрения обоснования и разработки финансовой стратегии организации, анализ хозяйственной деятельности следует проводить по данным основным направлениям:

- оценка возможности организации оплатить наступившие краткосрочные обязательства;

- оценка уровня, до которого компания может финансироваться за счет заемных средств;

- оценка эффективности использования компанией собственных ресурсов;

- оценка эффективности управления организацией, включая прибыльность его деятельности.

Определение финансовых возможностей организации важно для оценки его настоящего и будущего потенциала в образовании фондов, размерах и источниках реализации базовой стратегии развития компании [9, 10]. Поэтому финансовые возможности определяют и готовность компании к каким-либо стратегическим действиям и в большинстве своем определяют характер этих действий.

Создание финансовой стратегии состоит из нескольких этапов. Во-первых, необходимо определить, на какой срок формируется финансовая стратегия. Выявление периода разработки финансовой стратегии зависит от некоторых условий, основным из которых является длительность периода формирования общей стратегии развития (финансовая стратегия не может выходить за пределы этого периода). Поэтому, исходя из срока, определяются цели финансовой деятельности и степень проработки финансовых планов.

Во-вторых, необходимо определить цели финансовой деятельности организации. Главная финансовая цель - максимизация рыночной стоимости предприятия при минимизации риска. Данная цель может быть достигнута, если у компании достаточно финансовых ресурсов, оптимальная рентабельность собственного капитала и сбалансированная структура собственных и заемных средств [12, с.125].

Далее главную финансовую цель необходимо детализировать, например:

- прибыль;

- величина собственного капитала;

- рентабельность собственного капитала;

- структура активов;

- финансовые риски.

Каждая цель должна быть четко сформулирована и выражена в конкретных показателях, например:

- рентабельность продаж;

- финансовый рычаг;

- уровень платежеспособности;

- уровень ликвидности.

Однако разработка финансовой стратегии включает не только разработку целей, но и разработку плана действий для достижения данных целей. Также нужно регулярно контролировать достижение стратегических целей. Для контроля осуществления стратегии стратегические цели делятся на отдельные задачи, которые необходимо решить в определенный срок.

Финансовые цели группируются по направлениям и образуют финансовую политику компании.

При формировании финансовой стратегии организации следует руководствоваться тремя основными принципами:

- простота;

- постоянство;

- защищенность.

Простота финансовой стратегии заключается в том, что она должна быть ясна для восприятия всеми работниками организации независимо от того, в каком подразделении они работают. Это нужно для того, чтобы действия всех сотрудников были направлены на достижение общих целей развития.

Постоянство финансовой стратегии обосновано тем, что при глобальных изменениях в процессе реализации другие функциональные подразделения предприятия не смогут сразу перестроиться, что приводит к сбоям в функционировании компании.

Защищенность финансовой стратегии компании означает, что она составлена с учётом возможных изменений факторов внешней среды.

Эффективная реализация финансовой стратегии в значительной степени связана с работой системы финансового планирования, включающей кратко-, средне-и долгосрочное планирование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шуляк П.Н. Финансы предприятия. Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. 183 с.

2. Яковлева И.Н. Справочник по финансовой стратегии и тактике - М.: Профессиональное издательство, 2014. 336 с.

3. Финансовый менеджмент: теория и практика.

Учебник / под ред. Е.С. Стояновой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Перспектива, 2010. 235 с.

4. Ученые записки: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России. Сб. науч. трудов. вып. XXXII / под общей ред. В.С. Балабанова. М.: Российская Академия предпринимательства; Агентство печати «Наука и образование», 2012. 256 с.

5. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. -К.: «Ника-Центр», «Эльга», 2012. 711 с.

6. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Финансовый механизм управления затратами на основе методики внутреннего аудита // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 20. С. 74-80.

7. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Цикличность развития автомобильной отрасли как основа для формирования финансового механизма управления автомобилестроительным предприятием // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 1. С. 139-145.

8. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Хеджирование валютных и товарных рисков с использованием опционов предприятиями автомобильной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 2. С. 132-137.

10.Шнайдер В.В., Ещенко Е.С. Угроза банкротства и особенности финансового оздоровления в современных условиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 394-396.

11. Батова В.Н. Концептуальные основы и стратегия обеспечения экономической безопасности российских предприятий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 180-182.

12. Колачева Н.В. Проектирование технологий формирования естественнонаучных знаний студентов экономических специальностей университетов (на примере математики) // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тольятти, 2006. - 186 с.

MAIN TYPES OF FINANCIAL STRATEGY AND STAGE OF THEIR FORMATION

© 2014

E. V. Latanova, student

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: In the article is substantiated the urgency of developing the financial strategy of the organization, are shown the three levels of strategy, describes the types of financial strategies of the enterprise. Also listed and described the stages of developing a financial strategy, presented evaluation parameters of developed financial strategies on the efficiency criterion.

Keywords: financial strategy, the relevance of the strategy development, types of financial strategies of the enterprise, stages of development of the financial strategy, effectiveness of the financial strategy.

УДК 316.421

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© 2014

М.В. Манова, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Бизнес как относительно новое социально-экономическое явление российской действительности является объектом пристального социологического наблюдения. Сегодня стало очевидным, что именно бизнес двигает развитие производства, рынка и общества в целом. Зарубежные страны процветают, благодаря предпринимателям, а предприниматели - благодаря государству, национальной поддержки. Совершенствование культуры сопровождается возникновением относительно самостоятельных систем ценностей. Общество в данной ситуации может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора.

Ключевые слова: ценности, социокультурные аспекты, стратегическое развитие, предпринимательство, общество.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Со сменой социально-политического и экономического устройства в России произошел пересмотр основных систем ценностей, принципов отношений между обществом и личностью, развития ведущих сфер социальной жизни. Стремительные и радикальные изменения оказали неоднозначное воздействие на такой социальный институт, как культурное воспитание. Были отвергнуты старые и выдвинуты новые нравственные категории и ориентиры, культурные и духовные ценности. Система социальных институтов, их целевые и ре-

гулятивные функции и механизмы продолжают трансформироваться.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В трудах отечественных ученых рассматривается обоснование своеобразия ценностей и авторитетов: А.С.Ахиезера, отмечающего, что в российской цивилизации особое значение имеет мера соотношения традиционного и либерального компонентов в каждый конкретный исторический период; О.И.Шкаратана, который

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.