Научная статья на тему 'ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА'

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / СИСТЕМА КУЛЬТУРЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕНТАЛИТЕТ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шевченко Ольга Павловна

В статье отмечается взаимосвязь предпринимательской культуры и менталитета в современном российском обществе. Предпринята попытка анализа механизмов влияния российского менталитета на предпринимательскую культуру, особенно в аспекте социального настроения, эмоционально-чувственного восприятия предпринимателями окружающей социально-экономической реальности. Обращено внимание на социальное противоречие, заключающееся, с одной стороны, в рационализации бизнес-стратегий, с другой стороны, в определенной иррациональности социокультурных установок, связанных с российским менталитетом. Выявлены характерологические особенности менталитета российского общества, оказывающие влияние на развитие предпринимательской культуры, к числу которых относятся: менталитет как инструмент трансляции исторической памяти предшествующих поколений; менталитет как система обостренного эмоционально-чувственного реагирования на окружающую действительность; менталитет российского общества как пространство аккумуляции специфического восприятия государства и права в координатах «справедливость - несправедливость». На основе проведенного анализа предпринимательской культуры современных россиян автор делает вывод о ее детерминированности ментальными установками, представляющими собой симбиоз рационально-логических и эмоционально-чувственных конструктов, актуализирующих иррациональные элементы сознания и поведения в профессиональной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL CULTURE IN THE SOCIOCULTURAL SPACE OF RUSSIAN SOCIETY

The article discusses the relationship between entrepreneurial culture and mentality in Russian contemporary society. An attempt is made to analyze the mechanisms of the influence of the Russian mentality on entrepreneurial culture, especially in the aspect of social mood, emotional and sensual perception by entrepreneurs of the surrounding socio-economic reality. Attention is drawn to the social contradiction, which consists, on the one hand, in rationalizing business strategies, and on the other hand, in a certain irrationality of socio-cultural attitudes related to the Russian mentality. Characteristic features of the mentality of Russian society have been identified influencing the development of entrepreneurial culture, including: mentality as an instrument for translating the historical memory of previous generations; mentality as a system of aggravated emotional and sensory response to the surrounding reality; the mentality of Russian society as a space for accumulating a specific perception of the state and law in the coordinates "justice - injustice". Based on the analysis of the entrepreneurial culture of modern Russians, the author concludes that its deterministic mental attitudes are symbiosis of rational-logical and emotionally-sensual constructs that actualize irrational elements of consciousness and behavior in the professional environment.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»

УДК 316.74:338.2

ББК 60.561.22

Ш 37

О.П. Шевченко,

Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар, Россия,

e-mail: [email protected]

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье отмечается взаимосвязь предпринимательской культуры и менталитета в современном российском обществе. Предпринята попытка анализа механизмов влияния российского менталитета на предпринимательскую культуру, особенно в аспекте социального настроения, эмоционально-чувственного восприятия предпринимателями окружающей социально-экономической реальности. Обращено внимание на социальное противоречие, заключающееся, с одной стороны, в рационализации бизнес-стратегий, с другой стороны, в определенной иррациональности социокультурных установок, связанных с российским менталитетом. Выявлены характерологические особенности менталитета российского общества, оказывающие влияние на развитие предпринимательской культуры, к числу которых относятся: менталитет как инструмент трансляции исторической памяти предшествующих поколений; менталитет как система обостренного эмоционально-чувственного реагирования на окружающую действительность; менталитет российского общества как пространство аккумуляции специфического восприятия государства и права в координатах «справедливость - несправедливость». На основе проведенного анализа предпринимательской культуры современных россиян автор делает вывод о ее детерминированности ментальными установками, представляющими собой симбиоз рационально-логических и эмоционально-чувственных конструктов, актуализирующих иррациональные элементы сознания и поведения в профессиональной среде.

Ключевые слова: общество, система культуры, предпринимательская культура, менталитет, социокультурное пространство.

O.P. Shevchenko,

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia, e-mail: [email protected]

ENTREPRENEURIAL CULTURE IN THE SOCIOCULTUR-AL SPACE OF RUSSIAN SOCIETY

Abstract. The article discusses the relationship between entrepreneurial culture and mentality in Russian contemporary society. An attempt is made to analyze the mechanisms of the influence of the Russian mentality on entrepreneurial culture, especially in the aspect of social mood, emotional and sensual perception by entrepreneurs of the surrounding socio-economic reality. Attention is drawn to the social contradiction, which consists, on the one hand, in rationalizing business strategies, and on the other hand, in a certain irrationality of socio-cultural attitudes related to the Russian mentality. Characteristic features of the mentality of Russian society have been identified influencing the development of entrepreneurial culture, including: mentality as an instrument for translating the historical memory of previous

generations; mentality as a system of aggravated emotional and sensory response to the surrounding reality; the mentality of Russian society as a space for accumulating a specific perception of the state and law in the coordinates "justice - injustice". Based on the analysis of the entrepreneurial culture of modern Russians, the author concludes that its deterministic mental attitudes are symbiosis of rational-logical and emotionally-sensual constructs that actualize irrational elements of consciousness and behavior in the professional environment.

Keywords: society, system of culture, entrepreneurial culture, mentality, socio-cultural space.

Предпринимательская культура выступает важным элементом системы культуры общества. Именно данная система интегрирует в себе множество различных форм, элементов, подсистем, в своей совокупности формирующих ее единство и неповторимость. «Ткань» системы культуры образуют различные субкультуры, контркультуры, профессиональные, возрастные, гендерные, этнические и иные культурные формы. В этой сложной социокультурной мозаике предпринимательская культура занимает важное положение. Подобная ситуация связана с тем, что «предпринимательство - это не обычная, рядовая деятельность, а творческая активность, необходимая тем, кто занимается бизнесом» [1; 31-40].

В научной литературе не наблюдается консенсуса не только по поводу содержания понятия «предпринимательская культура», различными учеными предложено множество вариантов его трактовок. Рассмотрим некоторые из них.

В частности, исследователи считают, что предпринимательская культура - это «определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законодательными, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса» [2; 90-98]. Подобное позиционирование предпринимательской культуры

в большей мере деятельностное, где во главу угла выносится социально-профессиональная составляющая и соответствующие поведенческие практики, а другие элементы, прежде всего, непосредственно социокультурные, отходят на второй план. Такое концептуальное видение было характерно в большей мере именно для классического этапа развития социологической науки, однако в XXI в. может быть поставлено под сомнение.

О.Ю. Ожерельева, в свою очередь, полагает, что «предпринимательская культура - это часть совершенно конкретной культуры с ее специфическим языком и стилем мышления, позволяющими воспроизводить и читать только ей присущий социокод, опираясь при этом на системы ценностей как ментального, так и прагматичного характера. В то же время она включает специфические регуляторы жизнедеятельности в виде норм, систем отношений, социокультурных механизмов, имеющих свое социокультурное пространство проявления, которое порождается характером взаимодействия всей совокупности общественных отношений» [3; 8]. Это определение понятия «предпринимательская культура» в значительной мере опирается на социокультурный подход, сильной стороной подобного подхода выступает констатация факта тесной взаимосвязи предпринимательской культуры со сложными духовно-нравственными регулятивными элементами, прежде всего, менталитетом. Схожая по смыслу трактовка «предпринимательской культуры» как «системы ценностей, смыслов,

символов, знаний, традиций, обеспечивающих мотивацию и регуляцию предпринимательской деятельности, определяющих форму ее осуществления, а также восприятие ее обществом» предложена и В.Б. Орловым [2; 90-98]. Автор рассматривает и следующий вариант трактовки предпринимательской культуры, разработанный В.Г. Макеевой: «...совокупность образцов поведения, ценностной системы, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, ориентирующих субъекты на те или иные формы экономической активности в системе предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства во времени» [2; 90-98]. Данное определение эвристически ценно вследствие репрезентации предпринимательской культуры как «связующей нити» между старшими и младшими поколениями предпринимателей. Подобная культура не просто аккумулирует и передает социально-профессиональный опыт -она наполняет его аксиологическим, мировоззренческим, нормативным, ментальным содержанием.

Как показывает анализ различных определений понятия «предпринимательская культура», оно трактуется весьма неоднозначно. Объединяющим семантическим элементом для большинства определений выступает передача социально-профессионального, духовно-нравственного опыта от старших поколений предпринимателей к младшим. В духовно-нравственной сфере предпринимательская культура аккумулирует ценности, традиции, обычаи, нормы, идеалы и др. элементы социокультурного пространства. В этой связи стоит согласиться с мнением К.А. Высокова о том, что «формирующаяся в России предпринимательская культура напрямую связана с культурно-этическими традициями, преобладающими в ней. Культура и этика являются

неотъемлемой частью предпринимательства, особыми регуляторами межличностных и деловых отношений. Когда такого рода экономическая деятельность освобождается от этих регуляторов, она криминализируется» [4].

Вместе с тем, помимо этики, важное значение для генезиса и развития предпринимательской культуры имеют глубинные социокультурные регуляторы, одним из которых является менталитет. Очевидно, что предпринимательская культура тесно связана с менталитетом - это устойчивые регулятивные механизмы, коренящиеся в пространстве духовной культуры. При этом содержание понятия «менталитет» существенно шире, чем «предпринимательская культура».

Н.С. Южалина отмечает: «Менталитет - интегральная характеристика духовной жизни индивида (социума), выражающаяся через сложную совокупность глубинных, невербализуемых интеллектуальных установок (познавательных стереотипов, стереотипов мнений, суждений, оценок.) и долговременных поведенческих архетипов (стереотипов действия - традиций, привычек и т.д.)» [5; 6].

Н.Н. Губанов обращает внимание на тесную взаимосвязь менталитета и других элементов социокультурной регуляции общества. Автор убежден, что «менталитет частично перекрывается с родственными категориями. Элементами менталитета являются особенности мировоззрения, общественного сознания, общественной психологии, духовного мира, идеологии. Менталитет, помимо этого, включает в себя ещё особенности бессознательного психического и личностные особенности субъекта менталитета. Компонентами менталитета служат специфические ценностные ориентации, стиль мышления, национальный характер» [6; 11].

Таким образом, менталитет -особый элемент духовной жизни,

отвечающий за сложный симбиоз рационально-логических и, одновременно, эмоционально-чувственных действий, реакций человека. Именно менталитет наиболее полно соответствует противоречивой, порой парадоксальной, социально-биологической природе человека. В зависимости от того, какие факторы действуют на человека, в какой социальной среде он находится, с кем вступает во взаимодействие - активизируются рациональные либо иррациональные стороны его сознания. При помощи использования понятия «менталитет» исследователи стремятся максимально точно охарактеризовать особую социально-биологическую природу человека. Такой методологический подход весьма эффективен применительно к предпринимательской культуре, так как именно эта среда характеризуется априорным риском, инновациями, стремлением к профессиональной динамике.

Исследователи указывают, что при помощи использования категории «менталитет» представляется возможным «более полным образом характеризовать широкий спектр культурных феноменов - от культурных трафаретов, традиций, этапов духовного развития культуры до образа мысли, душевного склада, типа мышления различных общностей. Ценность понятия «менталитет» заключается в его содержательном универсализме» [5; 4].

В отличие от других элементов системы культуры, именно менталитет тесно связан с исторической памятью народа, его психологией, социальными чувствами, настроениями. Социально-исторические аспекты генезиса и развитие менталитета особенно важны для понимания особенностей предпринимательской культуры в России, где окончательное становление рыночных отношений произошло в XVII веке (складывание всероссийского рынка); полноценное развитие бизнеса в его классическом понимании

имело место лишь в середине XIX в., после отмены в 1861 г. крепостного права. После Октябрьской революции 1917 г. начался переход к командной системе (после свертывания НЭПа в 1929 г. предприниматели оказались окончательно «вне закона»). Лишь в период перестройки 1985-1991 г. началось постепенное возрождение бизнеса, а окончательный переход к рыночной экономике и признание важной роли предпринимательства произошли на рубеже 1991-1992 г. В этом аспекте Россия существенно отстает от ведущих стран с рыночной экономикой, история развития бизнеса в которых насчитывает уже много веков.

Вместе с тем, как отмечает А.П. Кравцова, «предпринимательская культура существует в обществах любого типа, адаптируясь и приспосабливаясь к условиям собственного существования, определяемым, как правило, правящим политическим режимом. В условиях тоталитарного или авторитарного управления она существует имплицитно (скрытно). В условиях идеологического прессинга и прямого правового давления предпринимательская культура принимает, как правило, теневые формы [7; 7]. Однако даже принимая во внимание факт существования теневого бизнеса в СССР, вряд ли этот вид предпринимательства можно рассматривать как полноценный бизнес - в то время как в других странах предприниматели беспрепятственно развивались, совершенствовали свое мастерство, создавали профессиональные объединения. Это отразилось и на социокультурных основах предпринимательства, где этические моменты, традиции, ценности весьма важны. В нашей стране в период 19171991 г. объективно возникла своего рода пауза в ведении полноценного бизнеса, что не могло не сказаться на традициях, ценностях, нормах, в целом - на этике предпринимательства. Для понимания специфики современной предпринимательской

культуры в России весьма важно изучение менталитета бизнесменов, а также и менталитета российского общества в целом. Объясняется это тем, что менталитет по преимуществу аккумулирует коллективный опыт предшествующих поколений. Одновременно в структуре менталитета находят отражение аксиологические, мировоззренческие, соционормативные структуры, определяющие во многом сознание и поведение людей. И, наконец, именно менталитет отражает социально-психологические особенности его носителей, что весьма важно во многих случаях, когда действия людей носят иррациональный, аффективный, нелогичный характер. Эти факты требуют научно обоснованных интерпретаций.

Следует обратить внимание, что менталитет российского общества оказывает влияние на предпринимательскую культуру. Это происходит по нескольким основаниям. Во-первых, менталитет транслирует историческую память предшествующих поколений, соединяя, таким образом, нынешнее поколение предпринимателей с предыдущими, преодолевая возникший разрыв поколений вследствие временного демонтажа рыночной и построения командной экономической системы. Во-вторых, менталитет несет в себе сугубо российскую специфику эмоционально-чувственного реагирования на окружающую действительность, что не характерно, например, для германской или американской предпринимательской традиции (в результате рисковые стратегии в бизнес-среде становятся весьма распространёнными, растет число невынужденных банкротств; в то же время существенно возрастает число конфликтов, так как стороны весьма сложно идут на компромиссные варианты - следствием чего стала волна заказных убийств предпринимателей в России в 1990-е г.). В-третьих, менталитет российского общества аккумулирует в себе

специфическое восприятие государства и права в координатах «справедливость - несправедливость», но отнюдь не в системе категорического императива И. Канта [8], что находит отражение в восприятии предпринимателями законов, прежде всего, Налогового кодекса РФ. Криминализация части российского бизнеса, его теневые формы стали закономерным следствием укоренившихся в менталитете социокультурных конструкций.

Подводя некоторые итоги, целесообразно заметить, что предпринимательская культура и менталитет находятся в тесной взаимосвязи, выступая ключевыми элементами социокультурного пространства российского социума. При этом речь идет как о менталитете российского общества в целом, так и предпринимателей как особой социально-профессиональной группы. Именно специфика российского менталитета во многом определяет облик предпринимательской культуры, в которой наблюдается сложный симбиоз рационально-логических и эмоционально-чувственных конструктов, а в ряде случаев оказываются актуализированы иррациональные элементы сознания и поведения. Именно так формируются социокультурные установки российского бизнеса, оказывающие влияние, в свою очередь, на конкретные бизнес-стратегии, повседневные социальные практики предпринимателей. Подобная специфика менталитета способствует, например, формированию негативного социального настроения бизнесменов даже в ситуациях, когда нет объективных причин для этого; аналогичным образом распространяются различные фобии в бизнес-среде, например, связанные с давлением со стороны государства. Весьма специфическое восприятие государства и права, коренящееся в российском менталитете уже на протяжении длительного периода времени, способствует принятию криминальных установок и

практик частью бизнеса. Отмечен- информация может иметь важное

ные проблемы нуждаются в более значение для системы государствен-

детальном социологическом анали- ного управления, стать основой

зе, который должен сочетать теоре- принятия эффективных решений в

тические и эмпирические методы аспекте политики в отношении рос-

анализа. Полученная первичная сийских предпринимателей.

Примечания:

1. Гордова Э.Е. Этическая направленность и ценностные установки в предпринимательской деятельности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 2. С. 31-40.

2. Орлов В.Б. Сущностные и содержательные характеристики понятия «предпринимательская культура» // Sciences of Europe. 2016. № 8. Р. 90-98.

3. Ожерельева О.Ю. Предпринимательская культура в условиях социокультурной трансформации российского общества: специфика становления и тенденции развития: дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2012.

4. Высоков К.А. Культура и этика российского предпринимательства // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12. URL: http://web.snauka. ru/issues/2013/12/30352 (дата обращения: 12.10.2020).

5. Южалина Н.С. Менталитет как социокультурная целостность: дис. ... канд. культурологии. Челябинск, 2003.

6. Губанов Н.Н. Менталитет: сущность, закономерности формирования, развития и функционирования в обществе: дис. ... д-ра филос. наук. М., 2014.

7. Кравцова А.П. Предпринимательская культура в современном российском обществе: социологические аспекты: дис. . канд. социол. наук. Саратов, 1999.

8. Кант И. Критика практического разума: пер. с нем. СПб: Наука, 1995.

References:

1. Gordova E.E. Ethical orientation and value attitudes in entrepreneurial activity // Gumanitarnye Vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo. 2014. No. 2. P. 31-40.

2. Orlov V.B. Essential and substantive characteristics of the concept of "entrepreneurial culture" // Sciences of Europe. 2016. No. 8. P. 90-98.

3. Ozherelyeva O.Yu. Entrepreneurial culture in the context of socio-cultural transformation of the Russian society: the specifics of formation and development trends: Diss. for the Cand. of Philosophy degree. Rostov-on-Don, 2012.

4. Vysokov K.A. Culture and ethics of Russian entrepreneurship // Modern scientific research and innovations. 2013. No. 12. URL: http://web.snauka.ru/is-sues/2013/12/30352 (date of access: 12.10.2020).

5. Yuzhalina N.S. Mentality as a sociocultural integrity: Diss. for the Cand. of Culturology degree. Chelyabinsk, 2003.

6. Gubanov N.N. Mentality: essence, patterns of formation, development and functioning in the society: Diss. for the Dr. of Philosophy degree. M., 2014.

7. Kravtsova A.P. Entrepreneurial culture in modern Russian society: sociological aspects: Diss. for the Cand. of Sociology degree. Saratov, 1999.

8. Kant I. The critique of practical reason: transl. from German. Spb.: Nauka, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.