Научная статья на тему 'ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ'

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
125
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА КУЛЬТУРЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / CULTURE SYSTEM / INFORMATION SOCIETY / INTERNET / VIRTUALIZATION / BUSINESS CULTURE / INTERNET COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шевченко Ольга Павловна

В статье отмечается, что XXI в. стал эпохой информационной революции, воплощением которой стала глобальная компьютерная сеть Интернет. Вследствие виртуализации социума посредством интернет-коммуникации, меняют свой устоявшийся облик многие элементы социокультурной реальности, в том числе, и предпринимательская культура, с момента возникновения которой изменилась как социально-экономическая и социокультурная ситуация, так и система социальных коммуникаций. Это привело к все более зримо проявляющимся тенденциям трансформаций предпринимательской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL CULTURE IN THE AGE OF INTERNET COMMUNICATIONS

The article notes that the XXI century was the era of the information revolution, which was embodied in the global computer network Internet. As a result of the virtualization of society through Internet communication, many elements of socio-cultural reality are changing their established appearance, including the entrepreneurial culture, since the emergence of which both the socio-economic and socio-cultural situation and the system of social communications have changed. This has led to increasingly visible trends in the transformation of entrepreneurial culture.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ»

УДК 316

DOI 10.23672/q6903-5395-6091 -e

Шевченко Ольга Павловна

кандидат экономических наук, доцент,

Кубанский государственный аграрный университет Milena.555@mail.ru

Olga P. Shevchenko

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Kuban State Agrarian University Milena.555@mail.ru

Предпринимательская культура

в эпоху интернет-коммуникаций

Entrepreneurial culture

in the age of internet communications

Аннотация. В статье отмечается, что XXI в. стал эпохой информационной революции, воплощением которой стала глобальная компьютерная сеть Интернет. Вследствие виртуализации социума посредством интернет-коммуникации, меняют свой устоявшийся облик многие элементы социокультурной реальности, в том числе, и предпринимательская культура, с момента возникновения которой изменилась как социально-экономическая и социокультурная ситуация, так и система социальных коммуникаций. Это привело к все более зримо проявляющимся тенденциям трансформаций предпринимательской культуры.

Ключевые слова: система культуры, информационное общество, Интернет, виртуализация, предпринимательская культура, интернет-коммуникации.

Annotation. ^e article notes that the XXI century was the era of the information revolution, which was embodied in the global computer network Internet. As a result of the virtualization of society through Internet communication, many elements of socio-cultural reality are changing their established appearance, including the entrepreneurial culture, since the emergence of which both the socio-economic and socio-cultural situation and the system of social communications have changed. This has led to increasingly visible trends in the transformation of entrepreneurial culture.

Keywords: culture system, information society, Internet, virtualization, business culture, Internet communications.

Предпринимательская культура насчитывает многовековую историю. В каждой стране генезис и развитие предпринимательской культуры имели свои неповторимые особенности. Не стала исключением и Россия, где вследствие глубоких преобразований государства и общества (прежде всего, речь идет о революциях февраля и октября 1917 г.), предпринимательская культура прошла ряд этапов генезиса, развития, упадка и возрождения:

- становление, развитие, совершенствование (с древних времен до 1917-1929 г.);

- период забвения (советская командная экономика, позиционирование предпринимательства как противоправного деяния: с 1929 г. по вторую половину 1980-х г.);

- возрождение (со второй половины 1980-х г. по настоящее время).

Наряду с указанными динамическими характеристиками предпринимательской культуры, происходило постепенное «погружение» социальных и культурных явлений российского социума в пространство информационно-компьютерных технологий. Этот процесс закономерно затронул и предпринимательскую культуру.

Прежде чем рассматривать особенности трансформаций предпринимательской культуры в эпоху интернет-коммуникаций, целесообразно обратиться к содержательной сути самого понятия, а также, определить основные его индикаторы, доступные для анализа на теоретическом и эмпирическом уровнях познания.

В научной литературе представлены различные точки зрения относительно семантики понятия «предпринимательская культура». Разнообразие подходов объясняется междисциплинарным характером познания, так как предпринимательская культура представляет интерес не только для социологов, но и культурологов, философов, психологов, антропологов, экономистов и др.

В частности, в научной литературе отмечается, что предпринимательская культура - это «определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законодательными, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса» [6, с. 90-98].

О.Ю. Ожерельева полагает, что «предпринимательская культура - это часть совершенно конкретной культуры с ее специфическим языком и стилем мышления, позволяющими воспроизводить и читать только ей присущий социокод, опираясь при этом на системы ценностей как ментального, так и прагматичного характера. В тоже время, она включает специфические регуляторы жизнедеятельности в виде норм, систем отношений, социокультурных механизмов, имеющих свое социокультурное пространство проявления, которое порождается характером взаимодействия всей совокупности общественных отношений» [5, с. 8].

С точки зрения В.Г. Макеевой, предпринимательская культура представляет собой «совокупность образцов поведения, ценностной системы, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, ориентирующих субъекты на те или иные формы экономической активности в системе предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства во времени» [6, с. 90-98]. Существует и множество других определений понятия «предпринимательская культура».

Как показывает анализ различных дефиниций предпринимательской культуры, она трактуется исследователями весьма неоднозначно. Объединяющим семантическим элементом для большинства определений выступает передача социально-профессионального, духовно-нравственного опыта от старших поколений предпринимателей к младшим. В духовно-нравственной сфере предпринимательская культура аккумулирует ценности, традиции, обычаи, нормы, идеалы и др. элементы социокультурного пространства. На этой специфике предпринимательской культуры акцентируют внимание многие исследователи. Таким образом, представляется возможным в качестве индикаторов предпринимательской культуры рассматривать:

- носит локальный характер - характерна для предпринимателей как особой социально-профессиональной группы общества;

- обладает способностью к динамике, существенно зависит от условий, в которых существует - политических, экономических, социальных, духовно-нравственных коммуникативных.

- включает в себя морально-этические принципы ведения бизнеса (предпринимательская этика);

- интегративной частью выступают традиции, обычаи ведения бизнеса;

- ядром являются ценности и идеалы;

- непосредственно связана с этническим, национальным менталитетом;

- включает в себя различные социокультурные механизмы передачи опыта ведения бизнеса от старших к младшим поколениям.

Учитывая тот факт, что на протяжении последних десятилетий наблюдается стремительное развитие информационно-компьютерных технологий, трансформации социальной системы стали неизбежными. Это напрямую касается и предпринимательской культуры, которая существенно зависит от условий ведения бизнеса, функционирования социальной системы в целом.

Как отмечает Н.А. Туякбасарова, «информационно-коммуникационные технологии выступают сегодня как фактор социокультурной реальности, революционным образом воздействуя на экономическую и социальную сферу, науку и образование, культуру и образ жизни людей» [7, с. 5]. Воплощением научно-технологического прогресса стала глобальная компьютерная сеть Интернет, которая меняет привычный облик социума, способствует условному «снятию» пространственно-временных границ, но, в то же время, виртуализи-рует социальное пространство, существенно перестраивает характер социальных действий, взаимодействий, повседневных практик.

Как указывают исследователи, «происходящая в современном мире глобальная трансформация современного общества сопровождается проникновением интернет-коммуникации во все сферы жизнедеятельности социума. Уровень проникновения Интернета в России высок, однако, находится ниже ряда европейских стран. Растет доля людей, включенных в активные формы социального взаимодействия в Сети» [3, с. 205-216].

Интернет оказывает воздействие на предпринимательскую культуру в двух основных направлениях.

Во-первых, Интернет «становится средством не просто массовой, но глобальной коммуникации, перешагивающей через национальные границы и объединяющей мировые информационные ресурсы в единую систему» [1, с. 3]. В этой связи, серьезно ускоряются процессы социокультурного общения, взаимодействия между предпринимательскими культурами различных этносов, стран, континентов. Раньше подобные тенденции в обществе наблюдались весьма редко и носили скорее локальный, а не глобальный характер.

Во-вторых, социотехнический облик глобальной сети, а именно, «особенности коммуникативного пространства Интернета: субъективность информации, интерактивность, гипертекстуальность, глобальность, анонимность и физическая удаленность, мозаичность, низкий уровень рисков социального и коммуникативно характера в процессе общения, свобода выбора контактов и открытость к созданию новых связей, эмоциональные ограничения в общении» [3, с. 205-216] принципиально изменили ту среду, в которой существует предпринимательская культура. Это нашло свое отражение не только в создании предпринимателями аккаунтов в социальных сетях, совершении бизнес-операций с использованием возможностей Интернета, расширении возможностей общения с коллегами-предпринимателями, но и изменении сознания, ценностных ориентаций, мировоззрения и др. структурных элементов,

составляющих основу предпринимательской культуры.

Ряд исследователей обращает внимание на высокий потенциал Интернета в изменении социокультурной реальности, что далеко выходит за рамки обычного средства массовой коммуникации. Как полагает Р.В. Кончаковский, именно Интернет обладает высоким потенциалом изменения социальной реальности. Развитие сети «приводит к возникновению новых социальных практик. Из механизма передачи информации Интернет превращается не только в структурирующую, объединяющую людей социальную технологию, но и в самостоятельную сферу жизни, функционирование которой приводит к трансформации современного социального пространства, возникновению новых социокультурных паттернов» [4, с. 3-4].

С точки зрения Т.С. Ивановой, «Интернет представляет собой сложную социотехническую систему, не имеющую географических границ. Эта система представляет собой нестабильную, постоянно меняющуюся среду. Виртуальная реальность Интернета по мере развития приобретает черты нового мира и стиля жизни, который стимулирует появление новых средств коммуникации» [2, с. 178-180].

Рассуждая о влиянии Интернета на изменения, происходящие в облике предпринимательской культуры, необходимо обратить внимание на такой важный аспект, как передача опыта предшествующих поколений предпринимателей, а также связанных с этим традиций, обычаев, ценностей, практик ведения бизнеса. В последние десятилетия прогресс информационно-компьютерных технологий привел к доминированию стихийной профессиональной социализации, сходных по направленности интеграционных процессов (инкорпорация в предпринимательскую среду), которые априори содержат в себе информационные пласты, способные привести к определенным непрогнозируемым эффектам предпринимательской культуры. Данная проблема нуждается в более глубоком научном исследовании, как и различные аспекты «сетевизации» предпринимательской культуры.

В этой связи, О.А. Фихтнер рассуждает о сетевой предпринимательской культуре, которая «служит фоном и необходимым условием эффективного функционирования всех видов сетей. Их участники, имея общие ценностные ориентации, формируемые посредством культурных механизмов через религию, традиции, исторические обычаи, а также на основе практики совместного решения проблем выживания и приспособления к новым экономическим условиям, т.е. используя единые нормы сетевой культуры, получают неоспоримые преимущества такого взаимодействия» [8].

Следует обратить внимание на то, что Интернет реализует свой высокий воздействующий потенциал в отношении предпринимательской культуры, занимая уникальное положение в коммуникационной системе общества. В частности, по мнению исследователей, именно глобальная

сеть обладает такими объективными характеристиками:

- массовая аудитория, которая имеет определенные общие ценностные ориентации;

- социальная значимость информации;

- соответствующие средства, поддерживающие процесс функционирования средства массовой коммуникации;

- многоканальность осуществляемых коммуникаций и вариативность коммуникативных средств (обеспечивается параллельным использованием визуального, аудитивного и аудиовизуального каналов, вариативностью языка) [9, с. 13].

Обладая существенным потенциалом массово-коммуникативного воздействия, Интернет способен прямо или косвенно формировать предпринимательскую культуру, транслировать определенные установки, ценности, стереотипы, нормы на предпринимательскую аудиторию, а также, предоставляя свои онлайн площадки для диалога и обмена мнениями предпринимательского сообщества. Постепенная «сетевизация» бизнеса на фоне развивающегося глобального общества потребления также приводит к аналогичным эффектам в отношении предпринимательской культуры.

В завершении следует отметить, что предпринимательская культура закономерно испытывает существенное влияние со стороны глобальной сети Интернет вследствие происходящих масштабных социальных и социокультурных трансформаций общества XXI в. Это касается и российской предпринимательской культуры, которая характеризуется сложной, противоречивой динамикой, обусловленной переходом от рыночной к командной, а, затем, от командной к рыночной экономической системе. В результате, оказалось травмированным сознание поколений российских предпринимателей, часть из них подверглась преследованию со стороны советского государства за поведение, которое ранее считалось правомерным, а затем было признано преступным. Такая ситуация нашла свое отражение в российском менталитете, системе ценностей, традициях, усвоенных новым поколением предпринимателей (в период конца 1980-х - 2000-е гг.).

Ситуация осложнилась в последнее десятилетие, так как только начавшая формироваться полноценная предпринимательская культура столкнулась с происходящими глобальными изменениями социальной реальности, результате которых начало возрастать влияние Интернета и интернет-коммуникации. Таким образом, неустойчивое, лабильное доктринальное ядро предпринимательской культуры оказалось подвержено серьезному коммуникативному воздействию, направленному на трансляцию зачастую иных ценностей, норм, идеалов, традиций, чем те, которые были заложены именно в российскую предпринимательскую культуру. Так возник определенный социокультурный шок, последствия которого еще предстоит изучить социологической науке.

Литература:

1. Биккулов А.С. Интернет как средство массовой коммуникации : дис. ... канд. соц. наук. СПб., 2003.

2. Иванова Т.С. Интернет как социокультурное явление // Russian Journal of Education and Psychology. 2011. № 1. С. 178-180.

3. Киржаева Д.П. Интернет как средство коммуникации и особенности его использования Российской молодежью / Д.П. Киржаева, А.В. Полов-нев // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2018. № 1. С. 205-216.

4. Кончаковский Р.В. Сетевое интернет-сообщество как социокультурный феномен : дис. ... канд. соц. наук. Екатеринбург, 2010.

5. Ожерельева О.Ю. Предпринимательская культура в условиях социокультурной трансформации российского общества: специфика становления и тенденции развития : дис. . канд. филос. наук. Ростов-н/Д., 2012.

6. Орлов В.Б. Сущностные и содержательные характеристики понятия «предпринимательская культура» // Sciences of Europe. 2016. № 8. С. 9098.

7. Туякбасарова Н.А. Интернет-коммуникации как средство формирования ценностных ориента-ций личности студента : дис. ... канд. соц. наук. Курск, 2006.

8. Фихтнер О.А. Сетевая предпринимательская культура в России // Экономический журнал. 2011. № 21. С. 70-78.

9. Шеремет А.Н. Интернет как средство массовой коммуникации: социологический анализ : дис. ... канд. соц. наук. Екатеринбург, 2004.

Literature:

1. Bikkulov A.S. Internet as a means of mass communication : dis. ... cand. of social sciences. SPb., 2003.

2. Ivanova T.S. Internet as a socio-cultural phenomenon // Russian Journal of Education and Psychology. 2011. № 1. P. 178-180.

3. Kirzhaeva D.P. Internet as a means of communication and features of its use by Russian youth / D.P. Kirzhaeva, A.V. Polovnev // Bulletin of the Moscow state linguistic University Social science. 2018. № 1. P. 205-216.

4. Konchakovsky R.V. Network Internet community as a socio-cultural phenomenon : dis. ... cand. of social sciences. Yekaterinburg, 2010.

5. Kolereva O.Yu. Entrepreneurial culture in the conditions of socio-cultural transformation of the Russian society: specifics of formation and development trends: dis. ... cand. philos. sciences. Rostov-on/D., 2012.

6. Orlov V.B. Essential and content characteristics of the concept of «entrepreneurial culture» // Sciences of Europe. 2016. № 8. P. 90-98.

7. Tuyakbasarova N.A. Internet communications as a means of forming value orientations of a student's personality : dis. ... cand. of social sciences. Kursk, 2006.

8. Fichtner O.A. Network entrepreneurial culture in Russia // Economic journal. 2011. № 21. P. 70-78.

9. SheremetA.N. Internet as a mass communication medium: sociological analysis : dis. ... cand. of social sciences. Yekaterinburg, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.