Научная статья на тему 'Этническая культура и репрезентация этнической идентичности в интернет-пространстве'

Этническая культура и репрезентация этнической идентичности в интернет-пространстве Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
574
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / IDENTITY / ETHNIC IDENTITY / ETHNICITY / INTERNET / MODERN CULTURE / TRADITIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Волокитина Н. А.

В статье подняты вопросы трансформации этнической культуры и идентичности в рамках современной социокультурной ситуации. Процесс оформления идентичности человека, в том числе этнической, в современном мире подвергся ряду преобразований. Изменилось само культурное пространство, значительную роль в котором стали играть Интернет, коммуникации, медиасфера. В современной ситуации человек может отразить свою идентичность в интернет-пространстве, поэтому формируются новые формы ее репрезентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ethnic culture and the representation of ethnic identity through the internet

The article discusses the problem of the transformation of ethnic culture and identity in modern culture. The process of forming personal identity, including ethnic identity, has undergone a number of transformations in the modern world. The cultural space itself has changed. The role of the Internet and media in human life has increased. Now people express their identities on the Internet. New forms of identity representation have emerged in the modern culture.

Текст научной работы на тему «Этническая культура и репрезентация этнической идентичности в интернет-пространстве»

УДК 316.7 DOI: 10.34130/2223-1277-2019-3-39-45

н. а. волокитина

Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Сыктывкар

Этническая культура и репрезентация этнической идентичности в интернет-пространстве

В статье подняты вопросы трансформации этнической культуры и идентичности в рамках современной социокультурной ситуации. Процесс оформления идентичности человека, в том числе этнической, в современном мире подвергся ряду преобразований. Изменилось само культурное пространство, значительную роль в котором стали играть Интернет, коммуникации, медиасфера. В современной ситуации человек может отразить свою идентичность в интернет-пространстве, поэтому формируются новые формы ее репрезентации.

Ключевые слова: идентичность, этническая идентичность, этнич-ность, Интернет, современная культура, традиционная культура.

N. A. Volokitina

Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Sykryvkar

The ethnic culture and the representation of ethnic identity through the Internet

The article discusses the problem of the transformation of ethnic culture and identity in modern culture. The process of forming personal identity, including ethnic identity, has undergone a number of transformations in the modern world.

The cultural space itself has changed. The role of the Internet and media in human life has increased. Now people express their identities on the Internet. New forms of identity representation have emerged in the modern culture.

Keywords: identity, ethnic identity, ethnicity, internet, modern culture, traditional culture.

© Волокитина Н. А., 2019

Вопрос жизнеспособности традиционной этнической культуры в современном обществе зачастую на практике сводится лишь к обсуждению функционирования языка и популяризации культурного наследия различных этнических групп в новой коммуникативной среде. Меж тем проблема этнического самоопределения человека в новых культурных условиях является столь же важной при обсуждении процессов трансформации этнической культуры в современных условиях, как и языковой вопрос. Новая социокультурная реальность порождает у человека необходимость поиска иных, отличных от привычных, форм представления своей идентичности, ведь изменилось культурное пространство, значительную роль в котором стал играть Интернет, коммуникации, медиасфера.

Также необходимо понимать, что в современном мире этническая идентичность не отмирает, этот критерий вновь становится базовым, поэтому естественны поиски этнического самовыражения, новых возможностей и вариантов, которые представляет Интернет. Наша актуальная жизнь сейчас разворачивается в информационном пространстве, и интернет-реальность уже не представляется, как это было недавно, вторичной по отношению к физической. Для многих существование и самовыражение в пространстве Интернета становится столь же значимым, как и в классической форме.

В целом идентичность можно рассматривать как принятие и осознание человеком своей принадлежности к определенной культуре, социальной группе, отождествления себя с культурными ценностями, нормами и идеалами. Но сам процесс оформления идентичности человека в современном мире подвергся ряду изменений.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, — это вопрос создания идентичности. Современная культура подарила нам свободу выбора и культурное многообразие. Человек сейчас может не просто выразить свою идентичность, но и создать ее в рамках предложенных вариантов. Мало того, сейчас человек может смело заявить о своем выборе «себя» публично и должен это делать постоянно, чтобы соответствовать правилам коммуникации в интернет-пространстве.

Второй аспект заключается в том, что современный человек вынужден постоянно обновлять репрезентуемый образ «себя» вслед за

актуальными изменениями. В современной социокультурной ситуации человек не может лишь однажды, например в социальных сетях, заявить о своей этнической идентичности, ведь через час это заявление пропадет за валом другой информации, человек постоянно должен подтверждать свой индификационный выбор и поддерживать репрезентацию своей идентичности.

Третий важный момент — это форма выражения идентичности. Современные репрезентационные практики культурной идентичности не совпадают с традиционными, их называют «визуальным оформлением», или «иллюстрированием». По факту в интернет-пространстве действительно происходит зачастую лишь внешнее оформление признаков принадлежности к культуре, социальной или культурной группе.

Четвертый аспект касается понятия «инаковости». В современном мире идентичность перестала быть групповой, происходит индивидуальное оформление «себя». Массовый и групповой уровни формирования идентичности присутствуют, но индивидуальный превалирует над коллективным. Идентичность теперь основывается не на связи с группой и отражении этой связи, а на постоянном стремлении подчеркнуть свою исключительность. Это желание обусловлено современной социокультурной ситуацией, в которой побеждает тотальность, унификация, представление об отсутствии «инаковости». В связи с этим растет потребность в представлении своей уникальности, человек стремится оказаться вне обыденности, быть «иным».

Если говорить о состоянии самой традиционной этнической культуры, то на сегодняшний момент наблюдается возросший интерес к традиционной этнической культуре или ее элементам. В современных практиках активно воспроизводятся, реконструируются и возрождаются образы традиционной культуры, которая превратилась в удобный носитель, наполняемый новым современным значением. Так исследователи говорят о том, что в процессе развития информационных технологий, а следовательно, и интернет-пространства, появляется такой феномен, как этновизуальная культура.

Этновизуальная культура представляет собой совокупность национальных особенностей мировосприятия, заключающихся в трак-

товке характера человека, его внешнего облика, особенностей быта, образа жизни, отраженных в аудиовизуальных текстах [3, с. 59]. На данный момент возрождение этнических ценностей носит несистематический характер и зачастую сводится к внешней атрибутике, возрождаются отдельные элементы — ритуалы, обычаи и пр. Особенность, уникальность культуры воспринимается через своеобразие внешних атрибутов и символов. При этом элементы и образы традиционной этнической культуры, привлекаемые для современного массового потребления, в основном вторичны, они являются результатом трансформации и изменения контекста их существования [1, с. 21—22]. Такие процессы, например, происходят с традиционной праздничной культурой в России, где возрождаются традиционные этнические аутентичные праздники, но в соответствии с изменившейся реальностью, с изменением их функций и содержания конструируются новые по форме и содержанию праздники на основе традиционной культуры (символов, кодов, приемов, сценария, элементов] [2, с. 50—58].

Нечто подобное наблюдается и в сфере репрезентации этнической идентичности, когда основной упор делается на внешние отдельные элементы этнической культуры. В целом надо сказать, что сейчас репрезентация идентичности большей частью визуальная, поэтому акцент делается на яркие визуально воспринимаемые элементы своей культуры. Можно сказать, что идентичность человека сетевой культуры строится через определение своей связи с объектами и отдельными элементами культуры и показ этой связи окружающим.

Сейчас репрезентация этнической идентичности в интернет-пространстве — это прежде всего подчеркнутое использование своего родного языка в интернет-пространстве, хотя бы минимально и в смеси с официальным государственным языком. На данный момент вопрос использования родных языков в Интернете — один из самых волнующих активистов этнических движений. Использование в интернет-коммуникациях родного языка не просто позволяет сохранить данный язык и показать его востребованность и жизнеспособность в современном мире, но также отражает этническую идентичность человека. Это самый легкий способ по-

казать свою осознанную принадлежность к своей этнической группе в пространстве современной культуры, подчеркнуть свой выбор идентичности.

Кроме того, этническая идентичность выражается через участие в тематических пабликах, группах и интернет-сообществах. Для примера можно привести ряд названий групп, действующих в российской социальной сети «Вконтакте»: «ФИННО-УГРЫ», «МЫ КОМИ ПЕРМЯКИ», «Вепсы, вепсский язык и вепсская культура», «Самь оллмэ vkontakte.ru/Саамы вконтакте» и т. д. Надо отметить, что общение участников подобных сообществ чаще всего происходит не на родном языке, а на русском, да и сам состав участников практически всегда этнически разнородный, это не традиционные закрытые этнические группы. Взаимодействие в интернет-пространстве проходит в условиях открытости, отсутствуют языковые, национальные, территориальные и иные барьеры. Активное участие в подобных сообществах людей, которые ранее никогда не смогли бы себя идентифицировать с определенной этнической общностью ввиду отсутствия объективных показателей (язык, место рождения и прочее], показывает возрастание фактора осознанного личного выбора идентичности современного человека. Сейчас важнее не объективные признаки, а чувство принадлежности к группе, заинтересованности в культуре, собственное отношение к сообществу, собственно «индивидуальное оформление себя».

В любом случае факт существования различных сообществ и групп в социальных сетях, нацеленных на популяризацию той или иной традиционной этнической культуры, показывает, что окончательная утрата этих культур в условиях глобализации, как опасались многие, не произошла.

Репрезентация этнической идентичности в интернет-пространстве выражается также в подчеркнутом участии в этнических праздниках и публичной демонстрации этого участия через фото или видео в социальных сетях, через феномен мобилографии (мобильной фотографии] в этническом контексте (фото малой родины, со значимыми культурными объектами и людьми, фото отчего дома, фото с представителями своего старшего поколения], через активную публикацию и распространение материалов тематических этнических

СМИ, через демонстративное выкладывание книг о культуре своего народа. Репрезентация этнической идентичности происходит и через сетевое творчество (создание мемов или комиксов на родных языках и этнические темы], а также через демонстрацию своего участия в различных культурных сетевых акциях, например чтение стихов на родных языках на видео, участие в конкурсе открыток и поздравлений ко дню родного языка и т. п.

Нужно подчеркнуть, что подобная публичная демонстрация происходит постоянно, закрепляя образ. В современной ситуации человек транслирует свою идентичность на массовый уровень, отражая при этом свою принадлежность к конкретной «узкой» группе, поэтому он вынужден оперировать материалом, который должен быть понятен публике, принадлежащей двум этим разным уровням. По факту происходит сигнализирование о принадлежности к отдельной (уникальной] группе и показ отстранённости от других групп и масс в целом. Отсюда использование очень ярких элементов и символов этнической культуры, дабы стало ясно, с кем себя соотносит человек и от кого отстраняется. Собственно, таким образом и формируется этновизуальная культура.

Остается открытым вопрос о репрезентации идентичности в социальных сетях. Можно ли считать новой формой репрезентации идентичности человека персональную страницу в социальных сетях? Ведь через личный аккаунт человек конструирует свой образ в виртуальной среде, дистанцируется от себя, превращая свой образ в демонстрируемый объект. В этой связи встает вопрос о разнице образов, конструируемых одним человеком в разных аккаунтах в разных социальных сетях. Современное коммуникативное пространство предоставило человеку возможность транслировать несколько вариантов своей идентичности.

Также надо отметить, что современная виртуальная культура приводит к потере телесного и искажению вещного. Вещь нужна и существует (интересна] только в контексте отображения в сети. Это же происходит и с этнической традиционной культурой, которая для некоторых интересна только в связи со своей непохожестью на официальную доминирующую культуру. Это же может происходить и с отображением этнической идентичности в сети Интернет. Выражать

свою этническую идентичность интересно, поскольку через это транслируется идея индивидуальности человека, его непохожести на остальных. Однако наблюдение показывает, что для многих выражение своей этнической идентичности в сети «Интернет» становится не просто способом привлечь внимание, а действительно способом отразить «себя». Особенно хорошо это заметно в среде активистов этнических движений, которые поддерживают отображение своей этнической принадлежности всеми способами и во всех акка-унтах в социальных сетях.

Тема трансформации культурной идентичности в целом и этнической в частности в рамках современной социокультурной ситуации актуальна и на данный момент еще полностью не изучена. Рассмотрение частных аспектов оставляет больше открытых вопросов. Можно сказать, что на данный момент фиксируется трансформация форм реперезентации этнической идентичности в современной культуре, поиск вариантов репрезентации в интернет-пространстве.

Библиографический список

1. Волокитина Н. А. Традиционная культура на современном этапе: направления и формы воспроизведения (на примере Республики Коми) // Человек. Культура. Образование. 2017. № 2 (24). С. 21—29.

2. Волокитина Н. А. Взаимодействие традиционной и современной праздничной культуры в Республике Коми // Человек. Культура. Образование. 2018. № 3 (29). С. 50—58.

3. Корючкина П. С. Этнический образ в пространстве современной медиа-культуры // Культура и цивилизация. 2018. № 4А. Т. 8. С. 57—63.

References

1. Volokitina N. A. Tradicionnaya kul'tura na sovremennom etape: napravleniya i formy vosproizvedeniya (na primere Respubliki Komi). Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie [Human. Cultuew. Education], 2017, no. 2 (24), pp. 21—29. (In Russ.)

2. Volokitina N. A. Vzaimodejstvie tradicionnoj i sovremennoj prazdnichnoj kul'tury v Respublike Komi. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie [Human. Cultuew. Education], 2018, no. 3 (29), pp. 50—58. (In Russ.)

3. Koryuchkina P. S. Etnicheskij obraz v prostranstve sovremennoj mediakul'tury. Kul'tura i civilizaciya [Culture and Civilization], 2018, no. 4A, vol. 8, pp. 57—63. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.