Научная статья на тему 'Сущность взаимосвязи социальной, культурной и этнической идентичностей в современном российском обществе'

Сущность взаимосвязи социальной, культурной и этнической идентичностей в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
478
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC AND CULTURAL IDENTITY / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ETHNIC CONSCIOUSNESS / ЭТНОС / ETHNICITY / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ГРУППА / SOCIO-CULTURAL GROUP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ляушева Светлана Аслановна, Кускарова Ольга Ивановна

Данная статья посвящена проблеме формирования и укрепления этнокультурной идентичности. Автор анализирует и раскрывает сущность взаимосвязи социальной, культурной и этнической идентичностей в современном российском обществе. В социокультурном контексте рассмотрены некоторые аспекты концептуальной взаимосвязи этнического самосознания и этнической идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of the relationship of social, cultural and ethnic identities in contemporary Russian society

This article is devoted to the problem of establishment and strengthening of ethnic and cultural identity. The author analyzes and reveals the essence of the relationship of social, cultural and ethnic identities in contemporary Russian society. In the socio-cultural context some aspects of the conceptual relationship of ethnic identity and ethnic identity are analyzed.

Текст научной работы на тему «Сущность взаимосвязи социальной, культурной и этнической идентичностей в современном российском обществе»

С.А. Ляушева

Доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета г.

Майкопа*

О.И. Кускарова Кандидат социологических наук, Адыгейскоий государственный университет г. Майкопа**

Сущность взаимосвязи социальной, культурной и этнической идентичностей в современном российском обществе

В современных условиях модернизации российского общества проблема социальной идентичности человека выступает как одна из наиболее значимых и актуальных. Феномен идентичности возникает в рамках масштабной проблематики существования всего человеческого общества. Человек становится в полном смысле этого слова человеком, когда он осознает свою идентичность социальной среде. Идентичность личности - это состояние, основывающееся на рефлексивном чувстве личной самотождественности и целостности, непрерывности во времени и пространстве. Данное состояние предполагает гармоничное сочетание индивидуальной самости и включенности индивида в социум.

Эпоха социокультурных изменений современного российского общества характеризуется острой необходимостью социального самоопределения личности. Масштабные перемены в жизни россиян послужили основой создания уникальных механизмов формирования новых социогрупповых идентификаций, возросла потребность индивида в отнесении себя к чему-либо, именно поэтому, на наш взгляд, активизировался процесс социальной идентификации личности.

Начиная с 70-х годов XX века термин «идентичность» получил широкое распространение, что объясняется как социальными, так и научными, отражающими логику познания, процессами. Данное понятие стало необходимым для трактовки изменения соотношения общественного и личного, биологического и социального, автономного и общественного, нетипичного и стандартного, глобального и локального, т. е. тех социальных процессов, которыми характеризуется динамичный XX век.

* Ляушева Светлана Аслановна, e-mail: lyausheva@rambler.ru

** Кускарова Ольга Ивановна, e-mail: olga.kuskarova.81@mail.ru

Идентичность есть ощущение и осознание уникальности индивида в его неповторимости личностных качеств при наличии принадлежности к своей социальной реальности. Идентичность является сильнейшим фактором, определяющим эмоциональное состояние и самооценку человека.

Важнейшими составляющими идентичности являются общение, опыт, речь. Общение и опыт порождают идентичность, в речи она выражается.

Следует отметить взаимосвязь идентичности человека с социальными условиями, общественной ситуацией. Среди элементов, влияющих на формирование идентичности и выступающих значимыми ее компонентами, также называют ритуальные и материальные символы; нормы, соответствующие предлагаемым ролям; репрезентативные церемонии; физические объекты; речь (эксплицитные и имплицитные части) в структуре общения; социальное окружение, сред; социальные санкции; ритуалы.

Социальная идентичность, по В.А. Ядову, есть осознание, ощущение, переживание своей принадлежности к различным социальным общностям. Идентичность осуществляется в социальных группах, поэтому они являются объектами социальной идентификации.

В.А. Ядов рассматривает в качестве основного механизма социальной идентификации сопоставление (или противопоставление) интересов, взглядов, ценностей, оценок, моделей поведения «своей» группы (общности) тем, которые полагаются «несвоими» (или враждебными), интересы которых безразличны для данной общности или конфликтны.

Социальная идентичность рассматривается как идеальное отождествление себя с той или иной социальной общностью, сопровождаемое интериоризацией идентифицирующего поведения. Она отражает то, каким образом индивид переживает, воспринимает, характеризует себя в качестве своеобразного агента общественных отношений. Социальная идентичность выступает как значение, которое субъект приписывает себе и которое другие приписывают ему, что позволяет субъекту включиться в систему социальных взаимосвязей.

Она способствует приспособлению к новым социальным условиям, поиску своего места в социальном пространстве, осмыслению своей сущности, построению модели поведения, придает определенность и упорядоченность.

Социальная идентичность есть осознание, ощущение, переживание своей принадлежности к различным социальным общностям, таким как малая группа, класс, семья, территориальная

общность, этнонациональная группа, народ, общественное движение,

1

государство, человечество в целом .

Культурная идентичность имеет два аспекта исследования. Одни исследователи рассматривают ее как часть социальной, т.е. индивидуальной идентичности, другие - как групповую. Культурная идентичность является результатом процесса осознания себя частью определенной (родной) культуры и подразумевает определенную степень отождествления себя с этой культурой и другими ее представителями и, соответственно, определенную степень отграничения или обособления от других культур. И отождествление, и обособление носят динамический характер, взаимно обусловливая друг друга: чем сильнее осознание того, как и чем «своя» культура отличается от «чужой» или «чужих», тем сильнее чувство принадлежности к ней. И, наоборот, если отсутствует восприятие различий между культурами, не возникает и потребности определить, к какой же культуре принадлежишь ты сам и что именно характеризует эту культуру.

Культурная идентичность - это показатель личностного развития. Чем более точно идентифицирует себя человек с культурой того социума, где разворачивается его деятельность, чем более развито у него личностное начало, тем более четко и последовательно он выстраивает систему своих взаимоотношений с другими индивидами и миром в целом. Утрата культурной идентичности проявляется в таких явлениях, как отчуждение от самого себя, других людей, общества в целом, деперсонализация, ролевые конфликты, девиантное поведение.

Приступая к анализу этнокультурной идентичности, мы предварительно определяем ее как сложный социально-психологический феномен, подразумевающий как осознание индивидом общности с локальной группой на основе разделяемой культуры, так и осознание группой своего единства на тех же основаниях, психологическое переживание этой общности, а также индивидуальные и коллективные формы ее манифестации.

Говоря о соотношении социальной и этнической идентичности, мы отмечаем их взаимосвязь и взаимообусловленность. Следует отметить, что этническая идентичность выступает одним из аспектов социальной идентичности. Идентификация по этническому признаку -один из способов формирования социальной идентичности, другими признаками выступают, например, профессиональный, сословный, имущественный и другие.

Этническая идентичность характеризуется самоопределением индивида и его идентификацией с окружающими с позиций

1

Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. Т. 4. № 3-4. С. 158-181.

социального статуса - того положения, которое он занимает в этносоциальной структуре. Таким образом, отношения этнической и социальной идентичности могут рассматриваться как отношения соподчинения.

Этнокультурная идентификация активизирована в современных условиях, это проявляется у каждого российского этноса. Возможно, это обусловлено активизирующимися глобализационными процессами и боязнью этносов (особенно малочисленных) раствориться в изменяющемся мире. Именно поэтому активизируют свою деятельность этнокультурные объединения, идут поиски перспектив этнокультурной идентичности в контексте глокализации2.

С точки зрения интеграции и консолидации общества важнейшим этнообразующим феноменом является этническое самосознание. Исторический путь этноса во многом определяется взаимодействием языка и этнического самосознания. Являясь субъективной категорией, этническое самосознание отражает, тем не менее, объективные признаки этноса. Одним из таких признаков, занимающих главное место в самосознании в числе элементов представлений этноса о типичных чертах своей общности, является представление о родном языке. Оно способно оказывать мощное влияние на реальные общественные процессы.

Понятия «этническая идентичность» и «этническое самосознание» не всегда выступают синонимами. Этническое самосознание тесно сопряжено с чувством «своей» территории и принадлежности к государству на этой территории. Неся в себе характерные черты объекта отражения, этническое самосознание формируется на основе этнической самоидентификации, выраженной в этнониме, на представлении об общности происхождения, едином историческом прошлом и типичных чертах своей общности, ее свойствах и достижениях как целого, на осознании общих интересов.

Этническая самоидентификация занимает центральное место в ряду компонентов этнического самосознания, так как все другие особенности, зафиксированные сознанием, выполняют функцию этнических только при наличии главного противопоставления «мы -они». Поэтому принципиальную значимость при характеристике этнического сознания имеет самоидентификация.

В современном мире из-за миграций и активного этнокультурного взаимодействия практически и теоретически невозможно сохранение однозначного этнического самосознания.

И этническая, и общероссийская идентичности в человеческом восприятии вписываются в другие множественные идентичности и на уровне личности в большинстве случаев в более-менее спокойной

2 Северный Кавказ в фокусе российской идентичности / под общ. ред. А. Ю. Шадже. М.; Майкоп, 2011.С. 7.

социально-политической обстановке отнюдь не являются доминирующими.

В поликультурной среде этническая идентичность приобретает особую чувствительность и к самооценке, и к оценке себя другими -другими на уровне повседневного общения и на уровне деклараций властных элит, в дискурсе СМИ, текстах учебников, научной и художественной литературы3.

Чувство национального достоинства - неизменный спутник, а иногда и главный работающий элемент в этнической идентичности.

Этнонациональное и российское самосознание совместимы и пересекаются в том случае, если и то, и другое в пределах нормы. Нормальной этнической идентичностью выступает та, при которой образ своего народа воспринимается как положительный, отношение к его культуре, истории благоприятное (что не отрицает критики каких-то их сторон), имеют место естественный патриотизм (не переходящий в фаворитизм) и толерантные установки на общение с другими народами, людьми других национальностей, понимание их вклада в историю.

При нормальной этнической идентичности люди открыты для общения с другими этническими группами, толерантны к ним, не создают препятствий для общероссийской солидаризации. Уважение к своему народу, его культуре создает возможность для понимания подобных чувств у «других».

Под этнокультурной идентичностью нами понимается такая форма социальной идентичности, которая формируется на основе этнической (национальной) принадлежности.

Формирование этнической идентичности как на массовом, так и на личностном уровнях - процесс, в который включены многие социальные институты и среды, в том числе такие в высокой степени автономные от государства, как семья и ближайшее социальное окружение.

Этнокультурная идентичность представляет собой феномен, обусловленный как ментальным опытом народа, так и социальными, экономическими и политическими факторами его бытия; как межэтническими и межнациональными взаимодействиями, так и политико-идеологическими стратегиями этнонациональных элит. В связи с этим неправомерно рассматривать этнокультурную идентичность как исключительно ситуативное проявление групповой солидарности во имя достижения коллективных целей.

Именно культура объединяет людей и обеспечивает связь поколений, включает опыт прошлого в современный социальный контекст. Такой подход позволяет нам утверждать, что специфика

3

Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / под ред. Л.М. Дробижевой. М., 2002. С. 452.

этнокультурной идентичности заключается в ее архаичности, историчности и центростремительности. Она формируется в процессе дифференциации социальных общностей друг от друга на основании социокультурных различий и вместе с тем стимулирует интеграционные процессы в культурно-гомогенном обществе. В силу этих свойств этнокультурная идентичность в максимальной степени удовлетворяет психологическую потребность человека в адаптации, поскольку позволяет ощущать себя интегрированным в окружающий мир посредством партиципационного переживания единства со своей этнокультурной группой как в актуальном аспекте, так и в контексте исторической преемственности и перспективы.

Среди многочисленных социокультурных групп наиболее стабильными являются устойчивые во времени этносы. Благодаря этому именно этнос является для человека самой надежной группой, которая может обеспечить ему необходимую адаптацию и укорененность. Этнические культуры представляют собой исторически выработанные способы деятельности, благодаря которым обеспечивалась и обеспечивается адаптация различных народов к условиям окружающей их природной и социальной среды.

Поэтому можно сделать вывод о том, что одной из важнейших функций этнокультурной идентичности выступает партиципация (причастность) к определенному культурному сообществу, усвоение выработанных им знаний, навыков и технологий и посредством специфических для него культурных институтов адаптация к социальному и природному окружению.

Ляушева С.А., Кускарова О.И. Сущность взаимосвязи социальной, культурной и этнической идентичностей в современном российском обществе. Данная статья посвящена проблеме формирования и укрепления этнокультурной идентичности. Автор анализирует и раскрывает сущность взаимосвязи социальной, культурной и этнической идентичностей в современном российском обществе. В социокультурном контексте рассмотрены некоторые аспекты концептуальной взаимосвязи этнического самосознания и этнической идентичности.

Ключевые слова: идентичность, культура, этнокультурная идентичность, этническое самосознание, этнос, традиция, социокультурная группа.

Lyausheva S.A., Kuskarova O.I. The essence of the relationship of social, cultural and ethnic identities in contemporary Russian society. This article is devoted to the problem of establishment and

strengthening of ethnic and cultural identity. The author analyzes and reveals the essence of the relationship of social, cultural and ethnic identities in contemporary Russian society. In the socio-cultural context some aspects of the conceptual relationship of ethnic identity and ethnic identity are analyzed.

Key words: identity, culture, ethnic and cultural identity, ethnic consciousness, ethnicity, tradition, socio-cultural group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.