Научная статья на тему 'ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО СМЫСЛА'

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО СМЫСЛА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
129
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ИНДИКАТОРЫ / ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шевченко Ольга Павловна

В статье отмечается, что социологический анализ предпринимательской культуры сталкивается с рядом методологических и методических сложностей, обусловленных, в том числе, противоречивостью понятийного аппарата. Множество существенно отличающихся друг от друга определений понятия «предпринимательская культура», как и одновременное существование близких по смыслу дефиниций, усложняет теоретико-прикладной социологический анализ, особенно на уровне разработки индикаторов проявлений предпринимательской культуры. Именно поэтому актуальным для современной социологической науки является стремление к консенсусу по поводу содержания понятия «предпринимательская культура», а также ее основных признаков. Особое внимание уделяется разграничению понятий «предпринимательская культура», «культура предпринимательства» и «предпринимательская этика». Предпринимательская культура рассматривается через призму динамической соотнесенности внешних условий хозяйствования, внутренней организационно-технической структуры предпринимательства и социальных связей, возникающих между хозяйствующими субъектами. Предпринимательская этика выступает частным элементом предпринимательской культуры, которая регламентирует нормативные требования, предъявляемые субъектам предпринимательской деятельности, и обосновывает необходимость следования нравственным императивам предпринимательства. Делается вывод о наличии значительного потенциала социологической науки в разработке системы методологических индикаторов определения этико-нормативной природы предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL CULTURE: PROBLEMS IN DETERMINING MEANINGFUL SENSE

The sociological analysis of entrepreneurial culture is faced with a number of methodological difficulties, due, among other things, to the inconsistency of the conceptual apparatus. Many significantly different definitions of the concept of "entrepreneurial culture", as well as the simultaneous existence of definitions close in meaning, complicate theoretical and applied sociological analysis, especially at the level of developing indicators of manifestations of entrepreneurial culture. That is why the desire for consensus on the content of the concept of "entrepreneurial culture," as well as its main features, is relevant for modern sociological science. Special attention is paid to the distinction between the concepts of "entrepreneurial culture", "culture of entrepreneurship" and "entrepreneurial ethics." Entrepreneurial culture is considered through the lens of the dynamic correlation of external economic conditions, the internal organizational and technical structure of entrepreneurship and social relations arising between economic entities. Entrepreneurial ethics is a specific element of the entrepreneurial culture, which regulates the regulatory requirements imposed on the subjects of entrepreneurial activity, and justifies the need to follow the moral imperatives of entrepreneurship. The author suggests that there is a significant potential of sociological science in the development of a system of methodological indicators for determining the ethical and normative nature of entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО СМЫСЛА»

УДК 316.334.23:316.7 ББК 60.561.22-3 Ш 37

О.П. Шевченко,

Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар, Россия,

e-mail: mona80@mail.ru

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО СМЫСЛА

( Рецензирована)

Аннотация. В статье отмечается, что социологический анализ предпринимательской культуры сталкивается с рядом методологических и методических сложностей, обусловленных, в том числе, противоречивостью понятийного аппарата. Множество существенно отличающихся друг от друга определений понятия «предпринимательская культура», как и одновременное существование близких по смыслу дефиниций, усложняет теоретико-прикладной социологический анализ, особенно на уровне разработки индикаторов проявлений предпринимательской культуры. Именно поэтому актуальным для современной социологической науки является стремление к консенсусу по поводу содержания понятия « предпринимательская культура», а также ее основных признаков. Особое внимание уделяется разграничению понятий «предпринимательская культура», «культура предпринимательства» и «предпринимательская этика». Предпринимательская культура рассматривается через призму динамической соотнесенности внешних условий хозяйствования, внутренней организационно-технической структуры предпринимательства и социальных связей, возникающих между хозяйствующими субъектами. Предпринимательская этика выступает частным элементом предпринимательской культуры, которая регламентирует нормативные требования, предъявляемые субъектам предпринимательской деятельности, и обосновывает необходимость следования нравственным императивам предпринимательства. Делается вывод о наличии значительного потенциала социологической науки в разработке системы методологических индикаторов определения этико-нормативной природы предпринимательства.

Ключевые слова: общество, культура, социальный институт, предпринимательская культура, социокультурное содержание, индикаторы, теоретико-прикладной анализ.

O.P. Shevchenko,

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia, mona80@mail.ru

ENTREPRENEURIAL CULTURE: PROBLEMS IN DETERMINING MEANINGFUL SENSE

Abstract. The sociological analysis of entrepreneurial culture is faced with a number of methodological difficulties, due, among other things, to the inconsistency of the conceptual apparatus. Many significantly different definitions of the concept of "entrepreneurial culture", as well as the simultaneous existence of definitions close in meaning, complicate theoretical and applied sociological analysis, especially at the level of developing indicators of manifestations of entrepreneurial culture. That is why the desire for consensus on the content of the concept of

"entrepreneurial culture," as well as its main features, is relevant for modern sociological science. Special attention is paid to the distinction between the concepts of "entrepreneurial culture", "culture of entrepreneurship" and "entrepreneurial ethics." Entrepreneurial culture is considered through the lens of the dynamic correlation of external economic conditions, the internal organizational and technical structure of entrepreneurship and social relations arising between economic entities. Entrepreneurial ethics is a specific element of the entrepreneurial culture, which regulates the regulatory requirements imposed on the subjects of entrepreneurial activity, and justifies the need to follow the moral imperatives of entrepreneurship. The author suggests that there is a significant potential of sociological science in the development of a system of methodological indicators for determining the ethical and normative nature of entrepreneurship.

Keywords: society, culture, social institute, entrepreneurial culture, sociocul-tural content, indicators, theoretical and applied analysis

Социологическое исследование предпринимательской культуры в обществе XXI в. характеризуется серьезными эвристическими перспективами, особенно учитывая тот факт, что в постиндустриальном обществе именно бизнес занимает ключевые позиции не только в экономической, но и в социальной, духовной, а некоторых случаях и политической подсистемах. Страны, определяющие векторы движения глобального информационного общества, характеризуются именно рыночной экономической системой, где от действий предпринимателей зависит не только производство и распределение материальных благ, но и удовлетворение основных потребностей населения, выходящих за пределы хозяйственно-экономических. В этой связи исследование предпринимательской культуры позволяет более глубоко понять мотивацию, особенности жизненного мира и систему социокультурных установок предпринимателей, стоящих за их поступками, социальными действиями и взаимодействиями. Именно поэтому социологическое исследование предпринимательской культуры весьма злободневно в настоящее время.

Однако следует обратить внимание на ряд гносеологических проблем, непосредственно связанных с проведением исследований предпринимательской культуры в России. Одной из таких проблем является

неоднозначность толкования содержательного смысла понятия «предпринимательская культура».

На парадоксальность сложившейся ситуации обращают внимание исследователи. По их наблюдениям, в настоящее время «существуют четыре подхода к характеристике предпринимательской культуры: 1) игнорирование; 2) недооценка; 3) идентификация предпринимательской культуры либо с организационной культурой, либо с корпоративной культурой; 4) интерес и исследование» [1; 13-25]. Таким образом, глубина гносеологической проблемы становится очевидной: речь идет не просто о разногласиях по поводу содержания понятия «предпринимательская культура», а в целом - по поводу корректности применения данного понятия в сложившихся условиях и применительно именно к духовно-нравственной специфике предпринимательского сообщества. Именно вследствие возникших разногласий семантическое поле оказалось заполнено множеством вариантов трактовок понятия, прямо или косвенно связанного с социокультурной системой координат предпринимательского сообщества.

В частности, С.Г. Михнева и Е.В. Малышева определяют предпринимательскую культуру как «органическое целое: с одной стороны, предпринимательская

культура ориентирована на достижение определенных целей (максимизация прибыли, минимизация издержек, риск, иннова-ционность), а с другой стороны, нормы и ценности, заложенные в национальной культуре, позволяют определить цену, которую готово заплатить общество при достижении данных целей» [2; 50-56].

В свою очередь, западные авторы, исследуя проблемы предпринимательской культуры, в основном сосредотачивают внимание на взаимодействии и взаимопонимании, возникающих между представителями разных культур в процессе предпринимательской деятельности, рассматривают особенности организации бизнеса и деловой коммуникации, технику ведения переговоров и торгов, создание эффективной рекламы и обратной связи с потребителем [2].

По мнению российских исследователей, вполне целесообразно рассматривать предпринимательскую культуру как динамическое соответствие трех уровней: а) внешних условий хозяйствования, б) внутренней организационно-технической структуры и в) социальных связей. В рамках этой точки зрения предпринимательская культура системно рассматривается как конкретизация предпринимательской этики, как ее выражение [1]. Таким образом, в данном ракурсе анализа предпринимательская культура предстает как сложный социокультурный комплекс, состоящий из множества элементов, одним из которых выступают ценности и ценностные ориентации, а также особые социально-профессиональные нормы, в своей совокупности формирующие предпринимательскую этику. Однако именно в рамках предпринимательской культуры оказываются весьма развиты идеологические, мировоззренческие и иные, более глубинные, конструкты, которые, свою очередь,

оказывают непосредственное воздействие на социальные практики предпринимателей.

Следует обратить внимание на то, что параллельно с термином «предпринимательская культура» в социологической литературе весьма активно используется и конструкт «культура предпринимательства». Как полагает Г.А. Абулханова, «культура предпринимательства рассматривается как многоуровневая система производственных взаимоотношений в аспекте основных элементов предпринимательства: самостоятельная инновационная деятельность, предпринимательский риск, предпринимательская прибыль, предпринимательские способности» [3; 6].

Вместе с тем, с точки зрения В.Б. Орлова, «культура предпринимательства - это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда» [4; 90-98].

А.Н. Мухамедшина обращает внимание на «основные сферы, которые необходимо выделить в рамках определения понятия культуры предпринимательства: экономическая (осуществление предпринимательской деятельности подразумевает необходимость получения и максимизации прибыли), правовая (необходимость соблюдения установленных законов и норм), этическая (необходимость выполнения нравственных и этических установок, принятых в обществе и бизнес-среде), социальная (в том числе осуществление цивилизованного бизнеса)» [5; 165-168].

Как показывает анализ приведенных вариантов трактовок понятия «культура предпринимательства», оно не рассматривается социологами как тождественное сходному по смыслу понятию

«предпринимательская культура». В данном случае акцент делается на социально-экономической ситуации, связанной с производством материальных благ, бизнесом, предпринимательской деятельностью и т.п. Таким образом, предпринимательская культура - термин, чаще используемый социологами для оценки духовно-нравственного мира предпринимателей, их социокультурной системы координат. В то же время концепция «культуры предпринимательства» зачастую бывает прямо или косвенно связана с организациями ведения бизнеса, самим бытованием предпринимательства как формы ведения дел. В первом случае перед нами - духовно-нравственная «оболочка» предпринимательства, во втором - социально-профессиональная сфера деятельности и связанные с ней социальные практики, настроения и т.п. Становится очевидным, что именно термин «предпринимательская культура» оказывается более широким по своему содержанию и, безусловно, более валидным для описания именно духовного мира предпринимателей (что особенно ценно для социологической науки).

Следует заметить, что в научной социологической литературе нередко используется и термин «предпринимательская этика». Его глубокое изучение связано с творчеством немецкого социолога М. Вебера, в частности с фундаментальной работой «Протестантская этика и дух капитализма». Согласно Веберу, основу протестантской этики составляла идея мирской аскезы. В первом приближении она предполагает, что человек обязан, с одной стороны, отдавать всего себя своей мирской деятельности, пытаясь достичь в ней максимальных высот (в этом его нравственный долг), но с другой -воздерживаться от пользования её плодами. Наградой ему за успехи в профессии или бизнесе становится не получение доступа к большему объему потребительских благ, а

нечто гораздо более важное - обретение надежды на спасение, вера в то, что раз ему сопутствует успех в мирских делах, значит, Бог избрал его для вечной жизни [6; 25-49].

Н.В. Матолыгина и Л.В. Ругло-ва полагают, что именно «профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определённых видов деятельности. Несоблюдение этих норм препятствует деловому общению, успеху профессиональной деятельности. Особым видом профессиональной этики является этика сферы предпринимательства. В развитых экономических странах считается естественным и необходимым соблюдение этики предпринимательства, т.к. неэтичное поведение предпринимателя снижает авторитет его самого и его организации» [7; 126].

Как показывает анализ понятия «предпринимательская этика», речь в данном случае идет о локальном элементе предпринимательской культуры, непосредственно связанным с духовными ценностями (при этом существует более широкий комплекс ценностных ориен-таций) и морально-нравственными принципами (как части социальных норм). Именно поэтому этика в предпринимательской культуре занимает часть социокультурного пространства, регулируя поведения предпринимателей с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, религиозности и т.п. Вместе с тем более широкий комплекс социокультурных установок оказывается вне перечисленных этических регуляторов: идеология, мировоззрение, стиль жизни и т.п. Кроме того, классическое понимание предпринимательской этики, введенное в научный оборот М. Вебером, во многом опирается на существенную роль религии и религиозных воззрений предпринимателей. Однако в современном обществе религия оказывает уже не столь существенное воздействие на бизнес, как еще

один-два века ранее. Становится очевидным, что, несмотря на важное значение в жизни и профессиональной деятельности многих предпринимателей, этика все же не может заменять собой систему предпринимательской культуры как более широкого, многоуровневого регулятивного механизма.

Помимо рассмотренных понятий, описывающих различные сферы, элементы, стороны предпринимательской культуры, существует и ряд других, анализ которых выходит за рамки поставленных в данной работе задач. Кроме того, отрицание некоторыми исследователями наличия особой культуры в среде предпринимателей также детально не анализировалось, так как все же большинство социологов-исследователей не поддерживают такую точку зрения.

Подводя некоторые итоги, следует отметить, что социокультурное, духовно-нравственное, аксиологическое, соционормативное содержание предпринимательской культуры отражает несколько сходных по содержательному смыслу понятий. Ситуация также несколько осложняется тем обстоятельством, что исследование предпринимательской культуры осуществляется в рамках теоретико-методологических построений нескольких общественных наук (социологии, психологии, культурологии, философии, истории, экономики и др.). Вследствие сложившейся противоречивой ситуации затрудняется переход от фундаментальных, теоретических построений к эмпирии, практике, к осуществлению социально-управленческих мероприятий, связанных с бизнесом. Как представляется, в современных условиях одной из ключевых задач социологии как науки об обществе, является создание непротиворечивой, логически стройной системы индикаторов, отражающих социокультурную, духовно-нравственную специфику предпринимательства. Среди

имеющихся в распоряжении исследователей понятийных конструктов именно предпринимательская культура в наибольшей степени оказывается валидной для теоретико-прикладной социологической оценки. В рамках предпринимательской культуры оказывается интегрирован сложный набор признаков, в своей совокупности отражающих социокультурные основы предпринимательства (ценности, нормы, идеалы, идеологии, мировоззрение, мироощущение, стиль жизни, социальные практики и т.п.). Осуществляя замер этих признаков, прежде всего эмпирическими методами, социология характеризуется широкими возможностями экстраполяции полученной информации на теоретический уровень с целью создания концептуальных моделей предпринимательской культуры в обществе начала XXI в. Именно социология обладает способностью осуществить эмпирическое качественное и количественное исследование, в ходе которого на первом этапе возможно глубокое изучение ценностей, норм, идеалов, установок, картин мира предпринимателей. На втором этапе полученные в ходе качественного анализа данные можно будет верифицировать на репрезентативной выборке с применением математических и статистических процедур. В отличие от большинства других общественных наук, социология характеризуется потенциалом получения уникальной первичной информации о предпринимательской культуре, которая затем может лечь в основу релевантных общетеоретических концепций. Учитывая широкие эвристические возможности социологии в аспекте теоретико-прикладного изучения предпринимательской культуры, весьма важно, чтобы понятийный аппарат, которым оперирует социология и использует его для процедур интерпретации и операционализации основных понятий, был в целом непротиворечивым, так как это с

неизбежностью отразится на научном поиске. В свою очередь, успешность социологического познания предпринимательской культуры будет способствовать повышению

эффективности социально-управленческих мероприятий, опирающихся на данные социологических исследований сознания, установок предпринимателей.

Примечания:

1. Орлов В.Б., Мизерова О.Г., Орлова Е.В. Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия // Вестник Югорского государственного университета. 2009. № 4. С. 13-25.

2. Михнева С.Г., Малышева Е.В. Экономическая природа и сущность предпринимательской культуры // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. 2013. № 1. С. 50-56.

3. Абулханова Г.А. Формирование и развитие культуры предпринимательства: дис. ... канд. экон. наук. Уфа, 2010. С. 6.

4. Орлов В.Б. Сущностные и содержательные характеристики понятия «предпринимательская культура» // SCIENCES OF EUROPE. 2016. № 8-2 (8). С. 90-98.

5. Мухамедшина А.Н. К вопросу о понятии культуры предпринимательства // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 6. С. 165-168.

6. Капелюшников Р.И. Гипноз Вебера. Заметки о «Протестантской этике и духе капитализма» // Экономическая социология. 2018. № 3. С. 25-49.

7. Матолыгина Н.В., Руглова Л.В. Этика предпринимательства в современной России // Вестник евразийской науки. 2012. № 4. С. 126.

References:

1. Orlov V.B., Mizerova O.G., Orlova E.V. Entrepreneurial culture: the essence and content of the concept // Bulletin of the Yugra State University. 2009. No. 4. P. 13-25.

2. Mikhneva S.G., Malysheva E.V. The economic nature and essence of the entrepreneurial culture // News of higher educational institutions. Volga region. Economic Sciences. 2013. No. 1. P. 50-56.

3. Abulkhanova G.A. Formation and development of the culture of entrepreneurship: Diss. for the Cand. of Economy degree. Ufa, 2010. P.6.

4. Orlov V.B. Essential and substantive characteristics of the concept of "entrepreneurial culture" // SCIENCES OF EUROPE. 2016. No. 8-2 (8). P. 90-98.

5. Mukhamedshina A.N. On the problem of the concept of the culture of entrepreneurship // Izvestia of St. Petersburg State University of Economics. 2014. No. 6. P. 165-168.

6. Kapelyushnikov R.I. Weber's hypnosis. Notes on "Protestant ethics and the spirit of capitalism" // Economic sociology. 2018. No. 3. P. 25-49.

7. Matolygina N.V., Ruglova L.V. Ethics of entrepreneurship in modern Russia // Bulletin of Eurasian Science. 2012. No. 4. P. 126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.