Научная статья на тему 'Предпринимательство Бурятии: этапы формирования (конец xx - начало xxi вв. )'

Предпринимательство Бурятии: этапы формирования (конец xx - начало xxi вв. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ / ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бальжинимаева Елена Панфиловна

Статья посвящена исследованию предпринимательства, изучению этапов формирования и развития предпринимательства в Бурятии. Показаны основные признаки, характеризующие людей, занимающихся предпринимательством как отдельный социальный класс. Автор отмечает, что для каждого этапа характерен определенный тип предпринимателя, отражающий особенности социально-экономического развития региона. В настоящее время происходит становление новых видов предпринимательской деятельности, инициаторами которых становятся молодые подготовленные квалифицированные специалисты, владеющие новыми технологиями, ориентированные на кластерные модели региональной экономики и социальной сферы. Данная статья будет интересна специалистам в области социально-экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство Бурятии: этапы формирования (конец xx - начало xxi вв. )»

УДК 316.334

Бальжинимаева Елена Панфиловна

кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии, Бурятский государственный университет elena.balzhinima@mail.ru

Предпринимательство

бурятии:

этапы формирования (конец xx - начало xxi вв.)

Elena P. Balzhinimaeva

Candidate of Sociology, Associate Professor of the Chair of Political Science and Sociology, Buryat State University elena.balzhinima@mail.ru

entrepreneurship

of buryatia:

stages of formation

(the end of the xx century

beginning

of the xxi century)

Аннотация. Статья посвящена исследованию предпринимательства, изучению этапов формирования и развития предпринимательства в Бурятии. Показаны основные признаки, характеризующие людей, занимающихся предпринимательством как отдельный социальный класс. Автор отмечает, что для каждого этапа характерен определенный тип предпринимателя, отражающий особенности социально-экономического развития региона. В настоящее время происходит становление новых видов предпринимательской деятельности, инициаторами которых становятся молодые подготовленные квалифицированные специалисты, владеющие новыми технологиями, ориентированные на кластерные модели региональной экономики и социальной сферы. Данная статья будет интересна специалистам в области социально-экономических отношений.

Ключевые слова: предприниматель, предпринимательство, рыночная экономика, сектора экономики, производство.

Annotation. The article is devoted to the study of entrepreneurship, the study of the stages of formation and development of entrepreneurship in Bu-ryatia. The main features characterizing people engaged in entrepreneurship as a separate social class are shown. The author notes that each stage is characterized by a certain type of entrepreneur, reflecting the characteristics of the socioeconomic development of the region. At present, new types of entrepreneurial activity are emerging, initiated by young, trained, qualified specialists who own new technologies, focused on cluster models of the regional economy and social sphere. This article will be of interest to specialists in the field of socio-economic relations.

Keywords: entrepreneur, entrepreneurship, market economy, economic sectors, production.

К числу важных научных проблем, имеющих особое прикладное значение, относятся вопросы формирования и развития предпринимательства.

Роль этого явления на сегодняшний день достаточно велика, и не ограничивается только экономической значимостью. Немаловажное значение имеют также и социальные и иные характеристики предпринимательства. Связано это, прежде всего, с тем, что предприниматели активно способствуют решению проблем занятости населения, являясь при этом одним из основных источников пополнения среднего слоя населения.

Именно это обстоятельство и служит причиной того, что за последние 20 лет предпринимательству стало уделяться все более пристальное внимание не только со стороны ученых - специалистов в сфере экономики и социологии, но и

также и со стороны политиков, правоведов и широкой общественности в различных странах.

Как объект самостоятельного научного и прикладного исследования в отечественной науке по сравнению с мировой практикой предпринимательство стало рассматриваться не так давно, около тридцати лет назад. К настоящему времени, несмотря на короткий по историческим меркам срок, написано достаточно большое число научных трудов и публикаций, посвященных углублённому анализу этого масштабного явления, правда, главным образом, его экономическому содержанию.

По оценке большинства исследователей, предпринимательство относится к категории сложных и многогранных явлений, требующих, при своем изучении системного подхода и представляет собой тип общественной деятельности, активно участвующей и способствующей рыночной трансфор-

мации социально-экономической жизни общества, взятого безотносительно к конкретным методам и задачам, которые преследуют предприниматели.

Такой подход дает возможность рассматривать предпринимателей как сложный, внутренне дифференцированный социальный класс, состоящий из относительно самостоятельных социальных групп, объединенных такими основными признаками как:

• место ее представителей в системе общественного производства;

• общие цели деятельности - извлечение дополнительного (предпринимательского) дохода;

• близость притязаний к занятию определенных статусных позиций - стремление занять высокое (достойное) положение в обществе;

• наличие собственной субкультуры - общие интересы, общая деловая этика и схожесть в ценностных ориентациях;

• наличие особых личностных качеств, присущих предпринимателям [1, с. 17].

С этих позиций предприниматели являются неотъемлемым и важным элементом социальной структуры современного регионального общества.

Становление собственно предпринимательского класса происходило как двусторонний процесс, с одной стороны предпринимательство формируется как следствие развития рыночных отношений, с другой стороны, оно само оказывает воздействие на формирование соответствующей рыночной среды.

Процесс формирования и становления предпринимательства включал в себя три взаимосвязанных этапа.

Первый этап был связан с развитием кооперативного и торгового секторов экономики (19871990 гг.). Вступление в силу Законов СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.), «О кооперации» (1987 г.), «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.) являлось государственно-правовой основой для возрождения предпринимательской деятельности в стране. Этот период характеризовался нестабильной политико-правовой ситуацией, возникновением, главным образом, мелких негосударственных предприятий, активизацией индивидуально-трудовой деятельности, развитием кооперативного сектора экономики. Развитие последнего привело к формированию предпринимателя - кооператора, который был одним из первых, кто на рубеже 80-90-х годов XX в. создавал совместные предприятия, акционерные общества или концерны.

Предприниматель того времени отличался смелостью, чувством новизны, упорством и настойчивостью, хотя бы, потому что он повел за собой многих людей сомневающихся в возможности перемен. Трудности начального периода зарож-

дения рынка наложили определенный отпечаток на представителей этой группы предпринимателей. Наряду с деятельной энергичностью для них характерным было упрямство, даже нередко в ущерб экономической выгоды. Предприниматель кооперативного сектора экономики оставался реальным носителем собственности негосударственных предприятий. Капитал этих предприятий появился не путем заимствования или «перекачки» средств из государственных структур, а исключительно на базе собственной коммерческой деятельности предпринимателя. Таким образом, представители данной группы создали своего рода стартовую базу, из которой впоследствии выросли другие группы предпринимателей.

Второй этап (1991-1996 гг.) связан с преобразованием государственных предприятий и организаций в негосударственные (преимущественно) акционерные общества и возникновением на этой основе крупного, среднего и малого предпринимательства.

С 1991 года в стране стали активно создаваться предпринимательские структуры с различной степенью концентрации капитала - крупные, средние и мелкие. Основными видами их деятельности были торговая, биржевая и банковская. В Бурятии в этот период возникли торговые дома, биржи, коммерческие банки, посреднические организации. Во главе этих структур, наряду с молодыми специалистами и опытными профессионалами, стали также представители ВЛКСМ, КПСС и ВЦСПС.

Начавшаяся с 1992 года массовая приватизация государственной собственности привела к масштабному перераспределению объектов хозяйствования (торговых заведений, фабрик, заводов, учреждений и др.) в пользу частного сектора и различных акционерных обществ. Эти процессы объективно сопровождались созданием необходимых условий для становления массового предпринимательства. Нишу предпринимательской сферы, наряду с представителями руководства государственных предприятий стали заполнять и управленческие кадры среднего звена, инженерно-технические работники предприятий. По мнению многих исследователей, это был самый конструктивный и плодотворный тип предпринимателей [2, с. 34]. Если бывшие директора государственных предприятий принесли в предпринимательскую среду опыт организационно-управленческой и хозяйственной деятельности, то представители этого типа (специалисты) -свои профессиональные знания и новаторство. Для данного типа предпринимателей характерна последовательность, систематичность в действиях, поиск нового, высокий профессионализм. Хотя во многих случаях, из-за отсутствия опыта организаторской работы конечный эффект и условия их могут быть несоизмеримыми, однако здравый ум и практическая находчивость позволяют им достигать успеха. Активно участвуя в коммерческой деятельности, они опирались на малодоступные для «кооператоров» и «аппаратчиков» источники - интеллектуальную собственность. В то же время не всегда высокий профессионализм и глубокая компетентность в опреде-

ленной сфере может заменить предпринимательскую интуицию.

Третий этап (1997 г. - настоящее время) связан с созданием новых структур ориентированных на новейшие технологии в организации и управлении производственным процессом, а также сбытом продукции. Развитие последнего этапа связано с преобладанием высококвалифицированных специалистов, менеджеров, маркетологов и управленцев нового поколения. Одну из важнейших групп современных предпринимателей составляют представители торгово-распорядительной сети. Они наиболее приспособлены к рыночной конъюнктуре. Для них характерно интуиция и быстрая реакция на изменения рыночной ситуации. Эта группа предпринимателей была в основном ориентирована на реализацию, прежде всего, личных и групповых экономических интересов.

Предпринимателей этого периода отличает, прежде всего, грамотность, дисциплина, умение работать с людьми, широкие связи. Эти люди приходили в предпринимательскую среду, имея не только опыт организаторской работы, но и обладая определенным капиталом. Источником его было или государственное имущество или «фиктивная» собственность, за которой, однако, стояла реальная власть [2, с. 5-12].

Между тем за 2002-2016 годы источники формирования предпринимательства не претерпели существенной трансформации, но при этом заметно изменились [4, с. 27]. За это время сузились внешние экономические и инвестиционные возможности расширения бизнеса с западными партнерами, значительно возросли экономические риски, и это происходило на фоне обещаний налоговых послаблений и уменьшения административного надзора со стороны государственных органов, которые не выполнялись и, по-прежнему оказывали большое влияние на предпринимательскую среду. В этих условиях все более затруднительным стало вести успешный

Литература:

1. Абзаев П.Б. Предприниматели в социальной структуре современной Бурятии. Улан-Удэ : БНЦ СО РАН, 2004. С.17.

2. Хандуев П.Ж. Современный предприниматель (по результатам выборочного социологического исследования) / П.Ж. Хандуев, Э.П. Гунова // Аваль. Сибирская финансовая школа. Новосибирск, 1997. С. 34.

3. Госкомстат РБ. Социально-экономическое положение Республики Бурятия за 2003 г. Улан-Удэ, 2003. С. 5-12

4. Социально-экономическое положение Республики Бурятия за 2010-2013 гг. // Стат. бюллетень № 01-01-01 / Бурятстат. Улан-Удэ, 2014. С. 27.

бизнес. Этому способствовали и наступившая рецессия в экономике, равно как и высокий банковский кредит для ведения дела и приобретения ресурсов. Во многих случаях имело место быть и недоверие потребителей к продукции и услугам бизнесменов, а также и правовая неграмотность самих предпринимателей, а значит рост их судебных издержек.

Многие предприниматели не имея достаточный опыт работы в условиях длительного кризиса, не просчитывая возможные риски, попадали в бан-кротные состояния (строительство, ЖКХ, сельское хозяйство). В этой ситуации те из них, которые надеялись на быстрый успех, а не на упорную и целенаправленную работу вынуждены уходить из этой сферы. Все эти факторы, несомненно, оказывают сильное воздействие на состав, структуру и источник формирования предпринимательства. Если, в известной степени, крупный и средний бизнес можно считать устоявшимся, то малые предприятия (МП) и особенно индивидуальное предпринимательство (ИП), наиболее чувствительны к указанным причинам, прежде всего именно они подвержены большим трудностям из-за конъюнктуры рынка и, часто нехватки ресурсов. Тем не менее, и эта часть подвижного предпринимательства не стоит на месте, а продолжает развиваться: происходит смена поколений, наблюдается приток молодых и амбициозных людей; изменяются и источники зарождения новых видов предпринимательской деятельности, инициаторами которых становятся:

а) младшее поколение самих предпринимателей;

б) подготовленные квалифицированные специалисты после окончания вузов, владеющие новыми информационными технологиями;

в) приезжие молодые энергичные люди, ориентированные на кластерные модели региональной экономики и социальной сферы.

Literature:

1. Abzayev P.B. Entrepreneurs in the social structure of modern Buryatia. Ulan-Ude : BNTSSO RAN, 2004. P.17.

2. Handuev P.Zh. Modern entrepreneur (according to the results of a selective sociological study) / P.Zh. Handuev, E.P. Gunova // Aval. Siberian financial school. Novosibirsk, 1997. P. 34.

3. Goskomstat RB. The socio-economic situation of the Republic of Buryatia for 2003. Ulan-Ude. 2003. P. 5-12

4. Socio-economic situation of the Republic of Buryatia for 2010-2013 // Stat. Bulletin № 01-0101 / Buryatstat. Ulan-Ude, 2014. P. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.