Научная статья на тему 'Правовое регулирование поддержки малого предпринимательства в Республике Бурятия'

Правовое регулирование поддержки малого предпринимательства в Республике Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / "ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ" / СУБСИДИИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / "THE BEST PROJECT OF ENTREPRENEUR BEGINNER" / THE COORDINATING COUNCIL FOR THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP / SUBSIDIES TO SUBJECTS OF SMALL MEDIUM ENTERPRISES / CORRUPTION FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Елена Сергеевна

Статья посвящена некоторым проблемам развития малого предпринимательства в Республике Бурятия. Рассматриваются виды государственной поддержки малого предпринимательства по республиканской целевой программе. Исследуются условия и порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства. Изложены специфика деятельности Гарантийного фонда, способы обеспечения перспективных проектов, доступа к кредитным ресурсам банков и лизинговых компаний. Рассматривается особый порядок предоставления субсидий начинающим предпринимателям на организацию бизнеса и реализацию инновационных проектов на основе проведения республиканского конкурса «Лучший проект начинающего предпринимателя».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF SMALL ENTREPRENEURSHIP SUPPORT IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

The article is devoted to the development of small business in the Republic of Buryatia. it discusses the types of state support to small business by means of the republican target program. The conditions and order of providing subsidies to subjects of small and medium enterprises are studied. The specific nature of the Guaranteeing Fund is described, as well as ways of provision of promising projects, access to credit resources of banks and leasing companies. The special order of subsidies provision to entrepreneurs beginners is considered for business foundation and implementation of innovative projects on the basis of conducting the republican competition “the Best Project of entrepreneur beginner”.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование поддержки малого предпринимательства в Республике Бурятия»

ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

УДК 346

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

© Алексеева Елена Сергеевна

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного, административного и муниципального права Бурятского госуниверситета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]

Статья посвящена некоторым проблемам развития малого предпринимательства в Республике Бурятия. Рассматриваются виды государственной поддержки малого предпринимательства по республиканской целевой программе. Исследуются условия и поряцок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства. Изложены специфика деятельности Гарантийного фонда, способы обеспечения перспективных проектов, доступа к кредитным ресурсам банков и лизинговых компаний. Рассматривается особый поряцок предоставления субсидий начинающим предпринимателям на организацию бизнеса и реализацию инновационных проектов на основе проведения республиканского конкурса «Лучший проект начинающего предпринимателя». Ключевые слова: Координационный совет по развитию предпринимательской деятельности при Правительстве Республики Бурятия, «лучший проект начинающего предпринимателя», субсидии субъектам малого среднего предпринимательства, коррупциогенные факторы.

LEGAL REGULATION OF SMALL ENTREPRENEURSHIP SUPPORT IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

Alekseeva Elena S.

PhD in Law, Senior Lecturer, Buryat State University 24a, Smolina, Ulan-Ude, 670000, Russia

The article is devoted to the development of small business in the Republic of Buryatia. it discusses the types of state support to small business by means of the republican target program. The conditions and order of providing subsidies to subjects of small and medium enterprises are studied. The specific nature of the Guaranteeing Fund is described, as well as ways of provision of promising projects, access to credit resources of banks and leasing companies. The special order of subsidies provision to entrepreneurs - beginners is considered for business foundation and implementation of innovative projects on the basis of conducting the republican competition "the Best Project of entrepreneur - beginner".

Keywords: the Coordinating Council for the development of entrepreneurship under the Government of the Republic of Buryatia, "the Best Project of entrepreneur - beginner", subsidies to subjects of small medium enterprises, corruption factors.

Малый бизнес способен обеспечивать экономике необходимую мобильность, создавать глубокую специализацию и кооперацию и не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду предпринимательства, без которых хорошо функционирующая рыночная экономика невозможна.

Малые предприятия объективно находятся в неблагоприятных условиях вследствие ограниченности собственных ресурсов и отсутствия возможностей на равных конкурировать с более крупными компаниями по таким параметрам, как доступ к финансовым ресурсам и государственным инвестициям, исследование конъюнктуры рынка, освоение новой продукции, приобретение современных технологий.

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из направлений работы государственных органов Республики Бурятия. Основные усилия государственной политики поддержки малого предпринимательства направлены на совершенствование нормативной правовой базы и разработку действенных финансово-кредитных механизмов его поддержки. Цель региональной политики поддержки малого предпринимательства — создание благоприятных условий для его развития,

особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.

В Законе Республики Бурятия «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия» от 07.11.2008 № 568-1У предусмотрены следующие формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: финансовая поддержка; имущественная поддержка; поддержка в области инноваций и промышленного производства; поддержка в области ремесленной деятельности; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность; поддержка в других приоритетных направлениях развития экономики, внесенных в республиканские программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

К полномочиям органов государственной власти Республики Бурятия по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся разработка и реализация республиканских программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом региональных социально-экономических и других особенностей; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности [3].

По мнению министра промышленности и торговли республики А. Г. Гребенщикова, «в республике создана одна из лучших, на наш взгляд, в Российской Федерации инфраструктура для развития малого и среднего бизнеса. Так, функционирует Микрофинансовый фонд, который предоставляет предпринимателям микрозаймы. Создан Гарантийный фонд для обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам банков и лизинговых компаний. В каждом районе республики созданы муниципальные фонды поддержки предпринимательства, которые предоставляют сельским предпринимателям недостающее обеспечение и оказывают финансовую поддержку в реализации предпринимательских проектов» [2].

Основные виды поддержки, порядок их предоставления содержатся в постановлении правительства Республики Бурятия «О Республиканской целевой программе государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия на 2008-2014 годы» от 25.12.2007 №419.

В приложении 2 к данной Республиканской целевой программе изложен Порядок предоставления субъектам малого среднего предпринимательства субсидий за счет средств республиканского бюджета. Субсидии предоставляются на возмещение части расходов по уплате процентов по кредитам на реализацию приоритетных предпринимательских проектов; части расходов, связанных с уплатой первого взноса по договорам лизинга; части расходов по плате за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства; части расходов, связанных с выплатой вознаграждения по банковской гарантии банку, по договорам поручительства; части расходов по оплате услуг по подтверждению соответствия продукции (сертификация, декларирование соответствия); части расходов по сбору, заготовке и переработке дикоросов и переработке овощей и т. д.

Решение о предоставлении субсидии принимается Координационным советом по развитию предпринимательской деятельности при правительстве Республики Бурятия. Одним из требований субсидирования является тот факт, что ранее этому субъекту не оказывалась аналогичная поддержка для реализации представленного предпринимательского проекта в соответствии с иными нормативными правовыми актами Республики Бурятия.

Субсидии предоставляются по кредитам — в размере 70-процентной ставки по кредиту, но не более 4/5 ставки рефинансирования Центрального банка; по лизинговым платежам — в размере до 90 % первого взноса по договорам лизинга оборудования, но не более 50 % стоимости предмета лизинга; за технологическое присоединение, за сертификацию — в размере 50 % произведенных расходов; по выставочно-ярмарочной деятельности — в размере 90 % произведенных расходов; по оплате банковских гарантий и договоров поручительств — в размере 90 % произведенных получателем кредита, лизингополучателем затрат на выплату вознаграждения по гарантии, но не более 4/5 ставки рефинансирования Центрального банка и т. д.

Условием субсидирования является подтверждение целевого характера использования средств. Кредит коммерческого банка не может быть использован на другие цели, в том числе на погашение ранее полученных кредитов.

Сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям субсидиях

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2(1)/2015

являются открытыми и доступны на сайте Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия.

Главным распорядителем бюджетных средств по данным субсидиям является Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия, которое должно обеспечивать эффективное и законное использование бюджетных средств.

В приложении 3 к данной Республиканской целевой программе регламентирован порядок предоставления субсидий на формирование Гарантийного фонда Республики Бурятия. Целью создания Гарантийного фонда является обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих перспективные проекты, к кредитным ресурсам банков и лизинговых компаний. Система лизинга позволяет малому бизнесу решать такие сложные для него проблемы, как непомерные процентные ставки и жесткие требования к обеспечению. Кроме того, лизинг позволяет получать средства на более длительные сроки, чем обычные сроки кредитов коммерческих банков, и нередко является единственным источником инвестирования, способом получения основных средств.

Гарантийный фонд предоставляет обеспечение по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга) предпринимателей в форме поручительства Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Бурятия, некоммерческой организации «Гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Бурятия».

Гарантийный фонд формируется за счет республиканских субсидий, предусмотренных по рассматриваемой Республиканской целевой программе; федеральных средств, предоставленных на конкурсной основе для Гарантийного фонда; доходов, полученных от размещения средств Гарантийного фонда в коммерческих банках; средств, взысканных Фондом с заемщиков за исполнение их обязательств перед кредитными, лизинговыми компаниями. Средства Гарантийного фонда могут размещаться в банковских вкладах, депозитах на основании конкурсного отбора.

На кредитные организации, лизинговые компании возлагается обязанность оценки заемщиков и представленных бизнес-планов, технико-экономических обоснований.

В соответствии с приказами Минэкономразвития России Гарантийный фонд разрабатывает порядок конкурсного отбора банков-партнеров, порядок предоставления поручительств, порядок расчета лимитов поручительств на кредитные организации.

В мае 2013 г. рейтинговое агентство «Эксперт РА» на основании проведенного анализа финансового состояния Гарантийного фонда содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Бурятия присвоило Фонду рейтинг надежности гарантийного покрытия (долгосрочной кредитоспособности): А+ «Очень высокий уровень надежности гарантийного покрытия».

В 2013 г. Гарантийным фондом Республики Бурятия было предоставлено 40 поручительств, что позволило привлечь на реализацию предпринимательских проектов 658 млн р. кредитных ресурсов коммерческих банков [41.

Особое внимание уделялось развитию и модернизации материально-технической базы малых предприятий. Кроме компенсации лизинговых платежей для приобретения оборудования предприниматели, модернизировавшие производство, приняли участие в конкурсах и получили субсидии на возмещение 50 % расходов, связанных с приобретением оборудования, и компенсацию банковского процента.

Кроме этого, предусмотрено предоставление субсидий начинающим предпринимателям на организацию бизнеса и реализацию инновационных проектов на основе проведения республиканского конкурса «Лучший проект начинающего предпринимателя». Порядок предоставления субсидий представлен в приложении 4 к вышеназванной Республиканской целевой программе. К конкурсу допускаются предприниматели, зарегистрированные в качестве предпринимателей не ранее 1 года до даты объявления конкурса.

Республиканской целевой программой государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия на 2008-2014 годы регламентирован порядок предоставления микрозаймов (приложение 5). Микрозаймы предоставляются Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Бурятия.

Средства Фонда, предназначенные для выдачи микрозаймов, формируются за счет бюджетных ассигнований из республиканского бюджета, субсидий из федерального бюджета, предоставляемых по итогам проводимых правительством РФ конкурсов по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для поддержки малого и среднего предприниматель-

ства, других источников. Фонд предоставляет микрозаймы на пополнение оборотных средств, капитальные вложения, приобретение земельных участков, уплату первого взноса по договору лизинга оборудования. Микрозаймы предоставляются в размере до 1 млн р. на срок до 12 месяцев. Микрозаймы предоставляются при наличии обеспечения в форме залога имущества или поручительства третьих лиц.

Процентная ставка устанавливается в размере 5 % годовых от суммы микрозайма, за исключением проектов в сфере торговли — по ним процентная ставка в размере 10 % годовых от суммы зай-

В 2013 г. Фондом было предоставлено 15 займов на сумму 14,0 млн р., 21 микрозайм на сумму 19,09 млн р. [4]. Элементы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства являются каналами, по которым государственная поддержка в основных своих формах доводится до ее получателей. Одновременно по этим каналам должна осуществляться обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы анализируемых субъектов хозяйственной деятельности [1]. Однако такое не наблюдается. Государственные органы устанавливают приоритеты, правила предоставления бюджетных средств определенным типам предпринимателей. Выборочная господдержка не решает в должной мере изначальных целей. Складывается противоречивая тенденция, заимствуя зарубежные формы господдержки рыночных субъектов, органы власти «искажают» свободу предпринимательства. В системе господдержки изначально заложены коррупциогенные факторы. Думается, более правильным для поддержки малого предпринимательства будут меры общего характера, налоговые льготы, решение проблем с производственными помещениями.

Литература

1. Граждаикин В. А. Формирование институтов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009.—№93.

2. Интервью с министром промышленности и торговли Республики Бурятия. — URL: dprb.ru/latters/2019/149512.php

3. Ст. 3 Закона Республики Бурятия «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия» от 07.11.2008 № 568-1V.

References

1. Grazhdankin V. A. Formirovanie institutov infrastruktury podderzhki malogo predprinimatel'stva v Altaiskom krae [The formation of Infrastructure institutions to support small business in the Altai Krai], Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena - Proceedins of A. I. Herzen Russian State Pedagogical University. 2009. No 93.

2. Interv'yu sMinistrom promyshlennosti i torgovli Respubliki Buryatiya [Interview with Minister of Industry and Trade of the Buryat Republic], Available at: dprb.ru/latters/2019/149512.php

3. О razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Respublike Buryatiya [On the development of small and medium enterprises in the Republic of Buryatia], Law of the Buryat Republic No 568-IV, enaced November 1, 2008. Art. 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.