3.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЖЕНЩИНЫ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ» (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
Малышевская Юлия Юрьевна, кандидат социологических наук, соискатель кафедры философии Бурятского государственного университета
Место работы: Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Аннотация: Задача. Рыночные преобразования, развитие демократических отношений, рост деловой активности женщин привели к перераспределению социальных ролей в обществе. В результате радикальных экономических реформ 90-х годов весьма актуальной в существующих условиях становится проблема развития женщин-предпринимателей как особой социальной группы, которая, в свою очередь, оказывает решающее влияние на динамику семейно-брачных отношений, на условия развития института брака и семьи, трансляции межпоколенче-ских ценностей и т.д.
В связи с этим, автор ставит перед собой задачу - определить положение женщин-предпринимателей в структуре современного российского общества, выявить специфику, особенности развития социальной группы «женщины-предприниматели». Проблема женского предпринимательства является объектом научных исследований главным образом в странах Запада. Среди них особую известность в России получили труды ЭМ Барбьери, Г.С. Беккер, Г. Бланки, Э. Гидденс, Т. Иствуд, М.Р. Дедерихс, М. Питерс, Б. Фридан, Р. Хизрич.
Модель. Выбор методов и инструментов исследования исходит из методологических посылок и гипотез. Основой методики является специализированные методы социологического исследования: анкетный опрос, метод включенного наблюдения и интервью. Кроме методов сбора и анализа эмпирического материала, методика исследования включает в себя: анализ статистической информации и официальных
документов по Республике Бурятия, вторичный анализ проведенных ранее репрезентативных исследований в субъектах Российской Федерации.
Социологический анкетный опрос женщин-предпринимателей Республики Бурятия проведен автором в 1 квартале 2012 года. Выборочная совокупность составила 712 единиц анализа. В соответствии с многоступенчатой квотной выборкой в схему исследования были включены 22 района и столица Республики Бурятия.
Выводы. Женщины-предприниматели - это объективно складывающаяся социально-профессиональная группа, объединенная общими условиями формирования и функционирования, с определенными социальнопсихологическими, сходными духовными ценностями, образом жизни. Особенностью данной социальнопрофессиональной группы является наличие организационно-правовой формы деятельности, отраслевая специфика: женщины-предприниматели работают в традиционных для женской занятости отраслях.
Рамки исследования. На основе обобщения и анализа теоретических подходов к исследованию проблемы в работе расширены социологические представления о женщинах-предпринимателях как одной из социальных групп. Результаты исследования могут использоваться для дальнейших научных исследований по проблемам женского предпринимательства, на основе данного исследования можно прогнозировать дальнейшие изменения в структуре общества, создания крупных обобщающих трудов, посвященных проблемам динамики духовно-нравственных ценностей, традиционных ценностей в современных социальных условиях.
Практическое значение. Основные положения и идеи исследования могут быть использованы в процессе преподавания курса социологии, учебных пособий, курсов по проблемам предпринимательства, а также для разработки спецкурсов по проблемам занятости женщин в современных условиях и гендерным проблемам.
Социальные последствия. Результаты исследования могут быть учтены при разработке республиканских программ социально-экономического развития, программ социальной помощи женщинам и совершенствование предпринимательской деятельности женщин в условиях рыночной экономики.
Оригинальность/ценность. Представленные данные представляют собой одно из первых исследований социальной группы «женщины-предприниматели» в Республике Бурятия в современных условиях. Исследованы формы, факторы образования социальной группы женщин-предпринимателей, а также мотивы предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: женщины-предприниматели, гендерная ориентация, предпринимательство, занятость женщин
PECULIARITIES OF THE FORMATION OF A SOCIAL GROUP «WOMEN ENTREPRENEURS» (ON MATERIALS OF THE REPUBLIC OF BURYATIA)
Malyshevskaya Yulia Yurievna, candidate of sociological sciences, аpplicant of the Department of philosophy of Buryat state University
Place of employment: the Ministry of social protection of population of the Republic of Buryatia
Abstract: The task. Market reforms and development of democratic relations, growth of business activity of women led to a redistribution of social roles in society. As a result of radical economic reforms of the 90s urgent in the current conditions is
the problem of development women entrepreneurs as a special social group, which, in turn, has a decisive influence on the dynamics of family and marriage relations, on conditions for the development of the institution of marriage and the family, broadcast intergenerational values etc.
In this regard, the author has set a task - to determine the position of women entrepreneurs in the structure of modern Russian society, identify specific features of development of a social group «women entrepreneurs». The problem of women's entrepreneurship is the object of scientific research, primarily in Western countries. Among them special popularity in Russia in proceedings of A.M. Barbieri, G.S. Becker, Forms, E. Giddens, So Eastwood, М.Р. Dederihs, M. Peters, B. Friedan's, R. Xu3-puH.
Model. The choice of methods and tools of research comes from the methodological parcels and hypotheses. The methodology is specialized methods of sociological research: a questionnaire survey, the method of participant observation and interviews. In addition to the methods for collection and analysis of empirical material, research methodology includes: analysis of the statistical information and official documents of the Republic of Buryatia, secondary analysis of previous representative studies in subjects of the Russian Federation.
Sociological questionnaire of women entrepreneurs of the Republic of Buryatia conducted by the author in the 1 quarter of 2012. The sample population amounted to 712 units of analysis. In accordance with the multi-stage quota sampling scheme studies were included 22 districts and the capital of the Republic of Buryatia.
Conclusions. Women-entrepreneurs are objectively emerging socio-professional group United by common conditions of formation and functioning, with certain socio-psychological, similar cultural values, and way of life. Feature of the given socioprofessional groups is the availability of organizational and legal forms of activity, industry-specific: women-entrepreneurs operate in the traditional for the female employment sectors.
Scope of the study. On the basis of generalization and the analysis of theoretical approaches to the study of problems in work of the expanded sociological views about women entrepreneurs as one of the social groups. The results of the study can be used for further research on women's entrepreneurship, on the basis of this study, one could expect further changes in the structure of society, creation of large generalizing works devoted to the problems of the dynamics of spiritual-moral values, traditional values in modern social conditions.
Practical value. The main provisions and ideas research can be used in the process of teaching of a rate of sociology, manuals, courses on the problems of entrepreneurship, as well as for the development of special courses on the problems of women's employment in the modern conditions and gender issues.
Social consequences. Results of research can be taken into account when developing national socio-economic development programs, programs of social assistance to women and improving women's entrepreneurship in conditions of market econo-my.
Originality/value. The presented data are one of the first studies of the social group «women entrepreneurs» in the Republic of Buryatia in modern conditions. Investigated form factors of education, the social group of women entrepreneurs, as well as the motives for entrepreneurial activity.
Keywords: women entrepreneurs, gender orientation, entrepreneurship, employment of women
Предпринимательство как форма занятости - это целесообразная деятельность, основанная на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направленная на получение трудового дохода и обусловливающая самореализацию и самоутверждение индивида как личности.
Как показывают многие исследования, в генезисе предпринимательства существенную роль играет ряд социальных факторов - пол, возраст, образование, до-предпринимательская карьера, семья, система социальных связей.
Предпринимательская деятельность была в основном мужским занятием, например, 3 из 4 вновь созданных предприятий в ФРГ в 80-е годы возглавляли мужчины. Традиционно бизнес требовал таких качеств, как воля к победе и стремление к господству. Однако в последнее время появился спрос и на типичные женские качества -интуицию, открытость к людям, чувство такта и т.д. в силу этих обстоятельств на Западе темпы роста численности женщин-предпринимателей в два-три раза выше, чем темпы роста численности предпринимателей-мужчин.
В последнее время и в нашей стране женское предпринимательство начинает играть все большую роль в рыночной экономике и решать важнейшие экономические и социальные задачи. По данным Госкомстата России, если в 1996 году женщины составляли 12-15% от общего числа предпринимателей, то сегодня - 30-34%. Исследо-
вания, проведенные Фондом поддержки женского предпринимательства, находящемся в г. Екатеринбурге, показали, что женское предпринимательство развивается динамичнее мужского и превышает последнее по темпам роста в 1,8 раза. Если эта тенденция сохранится, то через 5 лет доля женщин в бизнесе поднимется до отметки 45% и выше.
В научной литературе для определения понятия «женщины- предприниматели» можно выделить несколько подходов: демографический, социологический, исторический.
В демографическом понимании, женщины-предприниматели - это особая социальная группа женщин, преимущественно от 25-50 лет, имеющие социальный статус предпринимателя, имеющие ценностные ориентации, мировоззрение, интересы, потребности и социально-психологические свойства, обусловленные трансформирующимся обществом. В социально- демографическую группу женщин-предпринимателей входят женщины и до 25 лет, но их удельный вес сравнительно небольшой, деятельность молодых женщин-предпринимателей менее устойчива, не только из-за отсутствия жизненного опыта, но и так как личностные качества, интересы, ценности молодых женщин, занимающихся бизнесом, еще до конца не сформировались.
В социологии же не дано четкого определения понятия «женщины- предприниматели». Существуют разные под-
ходы к определению категории женщин-предпринимателей. Так, Т А. Клименкова считает, что в настоящее время само определение социальной категории женщин зачастую происходит в терминах биологических функций, и, таким образом, с самого начала как бы умаляется - социальное существование женщины перепутывается с ее биологическими функциями [1, с. 35].
В Российской социологической энциклопедии дано следующее определение: «социальная категория - это совокупность индивидов, обладающих одним и тем же социальным статусом...; взаимодействие ее членов в отличие от коллектива, не осуществляется по одним и тем же правилам...» [2, с. 186].
Социальную категорию - людей, обладающих одной или несколькими сходными характеристиками (возраст, пол и т.п.), но не вовлеченных в социальные взаимодействия, следует отличать от социальной группы. Социолог Г.С. Антипова определяет социальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности [3, с.218]. Члены группы идентифицируют себя с ней, (появляется чувство «мы»), формируется устойчивое членство в группе и границы социального контроля. В социальной категории этих характеристики нет: отсутствуют межличностные отношения, формальные границы, социальный контроль.
На наш взгляд, женщины-предприниматели - это объективно складывающаяся социально-профессиональная группа, объединенная общими условиями формирования и функционирования, с определенными социальнопсихологическими, сходными духовными ценностями, образом жизни. Особенностью данной социальнопрофессиональной группы является одинаковый статус предпринимателя, то есть наличие какой-либо организационно-правовой формы деятельности (Индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество и т.д.).
На наш взгляд, исследуемая социальная группа жен-щин-предпринимателей имеет следующие признаки:
1) Женщины-предприниматели - это женщины в возрасте от 25-50 лет;
2) Наличие индивидуальной трудовой деятельности;
3) Факт выраженного профессионального становления и ответственность за продвижение своего дела;
4) Выраженная отраслевая специфика: женщины-предприниматели сконцентрированы в традиционных для женской занятости отраслях;
Таким образом, можно сделать вывод, что становление и развитие рыночных отношений изменило жизненные ориентиры многих женщин.
Предпринимательство для женщин - это один из способов адаптации к новым условиям. Несмотря на трудности, они смогли обрести уверенность в себе и своих силах, освоить новую для себя роль предпринимателя.
Со второй половины 1980-х годов Россия вступила на путь экономических реформ, общим направлением которых является переход относительно централизованного управления к экономической системе с рыночными механизмами координации. К изменению в сфере занятости это относится в той же степени, как и другим сферам экономической деятельности.
Занятость населения республики Бурятия имеет специфические, регионально обусловленные характеристики. В территориальном разделении труда Бурятия выступает как несырьевой аграрно-индустриальный регион России, расположенный в восточной части Сибири. Ос-
новным отличием народнохозяйственной структуры республики Бурятия от других несырьевых регионов является преобладание аграрного сектора в экономике, низкие адаптационные возможности отраслей специализации к рыночным условиям, периферийное экономикогеографическое расположение. Положение республики в момент перехода к рыночной экономике можно оценить как неблагоприятное, что отразилось на темпах его дальнейшего развития и ситуации в сфере занятости населения, особенно женщин.
В целом сложившиеся в результате проводимой в советские годы политики уровень и тип женской занятости, социальная роль женщины и качество женских трудовых ресурсов приходят в противоречие с требованиями рыночной экономики. С одной стороны, рыночная модель хозяйствования и конституционный принцип «равных прав и возможностей» позволяют свободно развиваться женской экономической инициативе, самостоятельности и независимости в выборе форм занятости, а с другой стороны, в условиях рыночной экономики, принципиально сложившихся в советское время норм и установок поведения, женщины оказываются менее защищенными в сфере труда и менее адаптированными к новой экономической политике, чем мужчины.
В современных условиях обостряется проблема гендерного баланса в сфере занятости. Можно сделать вывод об общей маргинализации женской рабочей силы на рынке труда, что находит свое проявление в самых разнообразных формах, начиная с растущего вытеснения женщин на малооплачиваемые и непрестижные рабочие места в нижней части иерархической лестницы и далее, в сферу неформальной занятости, и кончая прямой дискриминацией по полу при приеме на работу.
В то же время качественные изменения в российской экономике, привлекшие в частности возрождение малого предпринимательства, предоставили определенные возможности для раскрытия женской экономической инициативы, более полного проявления потенциала женщин в сфере труда, повышения их активности. Экономическая реформа в определенной степени предоставляет женщине возможность занять иное положение в обществе и его экономической сфере. Легализация предпринимательской деятельности позволила женщинам открыть собственное дело и таким образом решить для себя многие проблемы занятости. Сегодня оказались востребованы те задатки женщин, которые были сформированы предшествующей историей развития взаимоотношения полов. Способность к предпринимательству для обеспечения необходимых потребностей семьи, а навыки принимать ответственность за конечный результат переданы женщинам гендерным опытом хранительницы домашнего очага. Чтобы обеспечить занятость женщин в сфере предпринимательства, необходим целый ряд мер, в том числе социально-экономический анализ развития предпринимательства в республике и изучение уже существующей социальной группы женщин-предпринимателей.
Содержание основных социально-экономических понятий, которыми мы пользовались, были определены ранее в теоретической части работы. Направления анализа собранных фактов было определено следующими сформулированными гипотезами:
- современное предпринимательство является преимущественно мужской сферой деятельности, где женщинам отведена второстепенная роль;
- выраженная отраслевая специфика: женщины-
предприниматели сконцентрированы в традиционных
для женской занятости отраслях;
- формы предпринимательской деятельности прямо и косвенно связаны с местом жительства, а также с возрастом женщин-предпринимателей.
Как показал проведенный анализ, социальная группа женщин-предпринимателей по своей структуре неоднородна. Первой базовой характеристикой деления всей совокупности женщин на различные формы предпринимательской деятельности, как, оказалось, служит возраст. Возраст является, прежде всего, демографическим показателем, однако, как установлено во многих исследованиях, именно этот фактор предопределяет взгляды, позиции, установки, а в нашем случае, формы предпринимательской деятельности.
Для анализа респонденты были разделены по возрасту на 4 группы, так как жизненные интересы внутри этих групп довольно близки. Молодой возраст (до 30 лет) -это этап профессионального самоопределения, получения и завершения профессионального образования, начала трудовой биографии и развития карьеры, создания семьи, рождения и воспитания детей, на данном этапе происходит усвоение норм и стереотипов трудового поведения, формирование установок на труд и трудовую активность. Средний возраст (31-40 лет) - квалификационный и профессиональный рост, реализация социальных ожиданий и замыслов, достижение наивысших точек (отрезков) профессионального и должностного развития, трудовой активности; поддержание жизнеспособности семьи, воспитание детей. Зрелый возраст (41-50) - продолжение и завершение карьеры, реализация накопленного трудового и профессионального опыта. Старше 50 лет - пенсионный возраст, реализация остаточной трудоспособности, нуждаемость в социальной защите. В данной схеме могут быть различия в соответствии с индивидуальными особенностями развития трудовой и семейной биографий каждой женщины, однако, общие тенденции таковы.
Установка на определенную форму предпринимательской деятельности во взаимосвязи с возрастом женщины. Здесь прослеживается следующая зависимость: чем старше женщина, тем меньше по масштабу организационно-правовая форма, и наоборот, чем моложе женщина, тем чаще они регистрируют большую по масштабу форму деятельности их бизнеса. Скорее всего, это также связано с уровнем и соответствующим образованием женщин-предпринимателей. (Табл.1.)
Таблица 1.
По результатам нашего исследования, преобладающее число женщин-предпринимателей составляют лица в возрасте от 31 до 40 лет (33,5%). Представительной является группа женщин-предпринимателей в возрасте от 41-50 лет (30,5%), женщины-предприниматели в возрасте до 30 лет составили 16,2%, старше 50 лет - 15%. Средний возраст респондентов - 41 год. По семейному положению опрошенные женщины-предприниматели распределились следующим образом: 57% - замужем, 15,5% - не замужем, 15% - гражданский брак, 7% - вдовы, 6,2% - разведены.
Уровень образования женщин-предпринимателей вы-
ше, чем в среднем у занятых в экономике женщин. Подавляющее большинство женщин-предпринимателей (43%) имеют высшее образование, 33% - среднее специальное образование. Каждая третья женщина-предприниматель имеет экономическое образование, 20% - инженерно-техническое. 19% - торговое, 14% -гуманитарное (педагогическое, филологическое, историческое), 9% - медицинское и 7% - юридическое. Специальную подготовку для занятия предпринимательской деятельностью (обучение на курсах, семинарах, получение консультаций и т.д.) имеют 17% респондентов, 83% опрошенных женщин-предпринимателей такой подготовки не имеют. Более того, часть женщин считает, что следует создать специальные государственные программы поддержки и развития бизнеса с участием женщин-предпринимателей (34,2%); другая часть (28,3%) считает, что это дело различных общественных организаций, коммерческих структур, фондов, ассоциаций; третья часть (30,1%) не очень хорошо представляет себе, о чем идет речь, по-видимому, сказывается отсутствие подобного социального опыта; четвертая часть, самая малочисленная (6,4%), отвергает подобные программы поддержки.
Фактор образования значительно влияет на формы предпринимательской деятельности женщин. Для жен-щин-предпринимателей с высшим образованием бизнес представляет самостоятельную терминальную ценность по сравнению с другими категориями опрошенных и эта ценность по мере снижения образовательного уровня снижается.
Так, среди мотивов трудовой деятельности по мере роста уровня образования увеличивается значимость таких мотивов как содержание труда, возможность реализовать себя, престиж сферы деятельности. Между масштабом и формой предпринимательской деятельности и уровнем образования отмечается значительная корреляционная зависимость (диаграмма!).
Из приведенных данных видно, что женщины-предприниматели с высшим образованием в основном заняты бизнесом в сфере услуг: имеют парикмахерские, кафе, закусочные, туристические фирмы, то есть являются владельцами какой-либо коммерческой недвижимости.
Диаграмма 1
Заметна разница с женщинами-предпринимателями, имеющих среднее образование. Они заняты в основном челночным бизнесом, содержат места в торговых центрах, имеют магазины смешанных товаров.
Масштаб предпринимательской деятельности до 30 лет 31-40 41-50 старше 50
крупный 0% 2,4% 1,5% 1,2
средний 9% 10,7% 6,2% 5,3%
мелкий 21% 22,8% 24,5% 10%
Анализ итогов обследования показал, что 64% из числа опрошенных женщин-предпринимателей были ранее квалифицированными рабочими и служащими, то есть были представителями таких профессий как преподаватели учебных заведений, врачи общего профиля; 12% -специалисты в области торговли; 8% - ранее занимали руководящие должности на государственных предприятиях, 16% - квалифицированными специалистами работ торгово-распределительной сети. Эти данные свидетельствуют о том, что для перехода в предпринимательство большое значение имеет опыт, полученный в предыдущей деятельности.
Если учитывать тот факт, что большая часть женщин-предпринимателей имеет высшее образование, а пик карьерной активности приходится на возраст 36-40 лет, то из этого вытекает, что при большей возможности самореализовываться в Улан-Удэ, чем в районах Республики Бурятия, молодые женщины эмигрируют в столицу республики. Так, на 1 января 2007 года в г. Улан-Удэ зарегистрировано 6874 женщин-предпринимателей. В совокупности всех районов республики женщины-предприниматели составили 4706. В городе Улан-Удэ возраст женщин-предпринимателей значительно меньше по сравнению с районами Республики Бурятия. Это говорит о наибольшей активности женской части молодого поколения. Соответствующие данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Возраст женщин-предпринимателей н- а С п £ £ |_ районы республики
до 30 лет 16% 6%
31-40 29% 4,5%
41-50 22,4% 8,1%
старше 50 8% 7%
Кроме того, с возрастом сильно коррелирует такой показатель как адаптированность к рынку, включая различные ее стороны. Взаимосвязь прямая: чем моложе женщина, тем лучше она подготовлена мыслить, жить и работать по-новому. Чем старше - тем хуже она адаптирована к рыночным условиям (Табл. 3)
Таблица 3
Вариант ответа до 30 лет 31-40 лет 41-50 лет свыше 50
Внутренне не готовы к рынку, но начали вынужденно менять свой уклад 0% 8% 15% 68%
Психологически готовы и изменили трудовую деятельность 85% 76% 45% 5%
Сегодня в России предпринимательство для некоторых женщин является вторичной занятостью. По данным опроса российских исследователей 34,4% опрошенных женщин-предпринимателей имеют какую-либо другую работу. По России доля имеющих вторичную занятость составляет 20%. Половина из них и на другой работе являются руководителями, а некоторым удается совмещать и более двух мест работы. Как показали исследования, «желание увеличить доход - первостепенный мотив вторичной занятости у всех социальнодемографических групп». Видимо, существующая напряженность на рынке труда, высокий уровень безработицы, экономический и финансовый кризис, падение уровня жизни населения приводят к тому, что многие женщины
опасаются сразу порывать связи со старым местом работы, стремятся сохранить за собой гарантию занятости и дополнительные источники дохода [4, с. 19].
Рыночные отношения, по крайней мере, в той форме, в какой они имеются сейчас в нашей республике, не позволяют, работая на государственном предприятии, обеспечивать необходимый материальный достаток. Поэтому и безработные женщины и те, кто получает низкую заработную плату в государственном секторе, все больше ориентируются на занятие предпринимательской деятельностью. В последние годы все большие масштабы приобретает предпринимательство на временной основе - парапредпринимательство, когда наемные работники (врачи, юристы, экономисты, инженеры) создают собственное дело, которым занимаются часть рабочего дня или сезонно. В отдельных видах деятельности (деловые и личные услуги, розничная торговля, ремонтные работы) данный бизнес успешно конкурирует и сосуществует с постоянными предпринимателями. В социальном плане для подавляющего большинства женщин-парапредпринимателей, действующих на временной основе, смысл активности состоит не только в извлечении дополнительного дохода, но в проверке своих возможностей в сфере бизнеса и своеобразном тренинге предпринимательских способностей. Так, по результатам социологического исследования методом анкетирования во всех районах республики Бурятия и в городе Улан-Удэ, из 700 женщин-предпринимателей 16% совмещают предпринимательскую деятельность с работой государственного сектора.
Анализ истории женского предпринимательства в Республике Бурятия показывает, что оно не получило широкого распространения, однако весьма важен был сам факт участия женщин в экономической деятельности. В советский период предпринимательство по-прежнему оставалось в основном мужским занятием, но уже по причине того, что оно практически полностью развивалось в рамках теневой экономики. К началу 1990-х годов изменение экономической и политической ситуации в нашей стране привело, с одной стороны, к сокращению занятости женщин в общественном производстве, а с другой стороны, к частичному их уходу в предпринимательские сферы. Приток женщины в предпринимательскую сферу был крайне неравномерен по времени. Первые женщины-предприниматели начинали свою деятельность в кооперативном движении в конце 1980-х годов. Наиболее интенсивным приход женщин в сферу бизнеса был в 1996-1997 годах.
В ходе исследования нами была определена гендерная структура предпринимательства в республике. В сфере предпринимательства четко обнаруживается асимметрия: чем крупнее бизнес, тем меньше в нем женщин. При этом с утверждением анкетного опроса о том, что «Современное предпринимательство в России является преимущественно мужской сферой деятельности, где женщинам отведена второстепенная роль» согласны 11,9% респондентов, большая часть женщин-предпринимателей 69,3% данное утверждение не поддерживает, и считают, что мужчины-предприниматели воспринимают их как равноправных деловых партнеров (65,5%), а не как женщин, случайно попавших в бизнес (11,1%). Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза о том, что современное предпринимательство является преимущественно мужской сферой деятельности, где женщинам отведена второстепенная роль не подтвердилась.
При ответе на вопрос «Как Вы считаете, женщина, по-
падающая в предпринимательскую среду, должна обладать мужским характером, уметь «перешагивать» через людей, стремясь к достижению своей цели. Чтобы выжить в современном мире бизнеса?», респонденты разделились на две примерно равные группы: 45% опрошенных женщин согласны и 44% - не согласны с данным утверждением. Сравнение этических установок женщин и мужчин-предпринимателей, проведенное Л.В. Бабаевой и А.Е. Чириковой, позволило сделать вывод, что в бизнесе женщины сильнее зависят от других, и поэтому их этические принципы выражены более ярко, чем у муж-чин-предпринимателей [5, с. 123].
Изучив основные тенденции развития бизнеса женщин, мы можем сделать вывод о том, что преобладание тех или иных форм предпринимательской деятельности зависит не только от возрастных характеристик, но и от места жительства. Основной сферой, в которой занято наибольшее количество женщин-предпринимателей на селе, является сфера торговли. Такая ситуация характерна для всей республики в целом. Из опрошенных нами предпринимательниц торгово-посреднической деятельностью занимается 52,4% женщин. Можно констатировать, что торговля является наиболее крупным сектором малого бизнеса не только в нашей республике, но и в целом по стране. Исследования, проведенные Емельяновым И.Л. [6, с. 182] в 1998-1999 годах, показали, что в Читинской области торговля также является сферой, где занята основная часть предпринимателей (76%). Возможно, разница цен внутри страны, республики приносит наибольшую прибыль, поэтому торговля является относительно доступным бизнесом. В связи с этим, можно выделить ряд обстоятельств развития частной торговли на селе: сокращение числа государственных магазинов, отсутствие необходимых товаров для сельского населения и т.д. Между тем частная торговля полностью решает эти проблемы, ведь предприниматели делают все, для того, чтобы увеличить количество покупателей.
Одной из распространенных стратегий выживания для женщин в Республике Бурятия стал «рынок» - розничная или мелкооптовая торговля, «челночество». Розничная и мелкооптовая торговля организована на принципах теневой экономики. По наблюдениям экспертов [7, с. 92], на устойчивое развитие своего бизнеса вышли женщины, которые начинали как челноки. Они накопили начальные средства, капитал и сегодня его вложили в развитие и расширение своего дела. На сегодняшний день 52,4% женщин-предпринимателей занимаются торговопосреднической деятельностью. Челночество, торговля на рынке, о которых пишут многие исследователи [8, с. 24], выступают специфической формой предпринимательской деятельности женщин в Бурятии.
К группе отраслей, не имеющих четкой гендерной ориентации, отнесены медицинские услуги, операции с недвижимым имуществом. К отраслям, наименее освоенным женщинами, принадлежат пищевая промышленность, оптовая торговля, а также строительство, транспорт и другие отрасли промышленности. Это объясняется тем, что женщины не имеют соответствующего специального образования, им труднее найти заемный капитал, так как данные отрасли требуют большого объема первоначального капитала. Выбор сферы деятельности у мужчин-предпринимателей часто связан с соответствующим базовым образованием (техническим, экономическим) и имеющимся положительным опытом предыдущей работы в сфере, где создается предприятие, на-
копленным профессионализмом и компетентностью. Мужчины чаще, чем женщины, являются профессиональными специалистами в выбранной области или имеют разносторонний опыт работы. Таким образом, гипотеза, о том, что в Республике Бурятия, выраженная отраслевая специфика: женщины-предприниматели
сконцентрированы в традиционных для женской занятости отраслях, подтвердилась.
К числу факторов, воздействующих на выбор сферы бизнеса для женщины, помимо некоторого опыта в выбранной сфере, относятся социально-психологические факторы: интерес к данной области деятельности, осознание собственной возможности что-то в ней сделать, личные увлечения, а также отклик на существующую проблему и желание помочь в ее решении, что объясняется повышенной социальной ответственностью женщин.
Возможности для развития предпринимательства имеются практически в каждой отрасли экономики. Однако в силу различия потенциальных возможностей для развития предпринимательства, малый бизнес в одних отраслях занимает более сильные позиции, чем в других. Возможно, женское предпринимательство будет играть более заметную роль в сфере услуг. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, сфера услуг требует меньше первоначальных инвестиций, чем, например, производственные отрасли, поэтому финансовые барьеры для начала собственного дела и выхода из него в непроизводственной сфере деятельности существенно ниже.
Во-вторых, сфера услуг обладает особой привлекательностью для женщин-предпринимателей вследствие возрастающих темпов ее развития. Она открыта для новаторства и обещает предпринимателю более высокую прибыль на единицу вложенных финансовых средств, требуя меньше затрат времени. В-третьих, сфера услуг предлагает больше возможностей для развития избранных рыночных ниш, что имеет решающее значение на стадиях становления и развития предприятия. В-четвертых, сфера услуг не требует большой численности работников.
С точки зрения экономических показателей и численности занятых работников доля мелких предприятий, возглавляемых женщинами, значительно выше. Данное обстоятельство вызвано тем, что женское предпринимательство сконцентрировано в отраслях, технология которых не предполагает многочисленности работников.
Итак, по результатам нашего исследования можно выделить следующие особенности женского предпринимательства как формы занятости:
- выраженная отраслевая специфика: женщины-
предприниматели сконцентрированы в традиционных для женской занятости отраслях;
- в большинстве случаев женское предпринимательство является вынужденным, однако важной составляющей мотивации является потребность в творческой деятельности и самореализации;
- фактор образования значительно влияет на формы предпринимательской деятельности: чем выше уровень образования, тем больше масштаб предпринимательской деятельности, и, наоборот, чем ниже уровень образования, тем меньше масштаб предпринимательской деятельности.
Специфика проведения приватизации в стране обусловила участие женщин в сферах малоприбыльных для мужского бизнеса, - социальной сфере и сфере услуг. Образование, медицина, бытовое обслуживание - имен-
но те направления деятельности, которые были поддержаны в первую очередь женщинами-предпринимателями.
Вступление женщин в бизнес носит в основном вынужденный характер. С одной стороны, предпринимательская деятельность является менее желаемой для женщин, чем постоянный доход от наемного труда. С другой стороны, ухудшение положения женщин на рынке труда за период реформ, демографическая ситуация в стране, изменение семейно-брачных отношений и рост разводов усиливают необходимость в собственном доходе, способном обеспечить свои потребности и детей.
Тем не менее, женщины-предприниматели ориентированы на контроль над своим временем, иногда в ущерб росту прибыли, при этом попытка найти удачный баланс между работой и семьей выступает своего рода ограничителем масштаба предприятия.
Список литературы:
1. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России / Т.А. Клименкова.- М.: Преображение, 1996. - С. 35
2. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: ИНФРА-М, - 1999. -С. 186.
3. Антипова Г.С. Четыре типа адаптации к рынку труда и перспективы социального расслоения в России / Г.С. Антипова // Социологический журнал. - 1996. - № 3-4. - С. 218-226.
4. Стрекалова Н.Д. Деловая женщина в современном бизнесе / Н.Д. Стрекалова. - СПб.,1999. - С. 19.
5. Бабаева Л.В.Деловая сила «слабого пола» / Л.В. Бабаева, А.Е. Чирикова // Эко. - 1996. - № 5. - С. 123-132.
6. Емельянов И.Л. Изменение социальной структуры Забайкалья в современных условиях / И.Л. Емельянов, И.И. Осинский. - Чита: Изд-во Чит ГТУ, 2001. - 182 с.
7. Малютина Т.Г. Отличительные черты женского предпринимательства в России / Т.Г. Малютина. Женское предпринимательство в России и СНГ. - М., 2002. - С.92
8. Абзаев П.А. Предпринимательство Бурятии: проблемы формирования: автореф. дис. канд. социол. наук / П.Б. Абзаев. - Улан-Удэ, 1999. - 24 с.
Reference list:
1. Klimenkova T.A. Zhenshchina as culture phenomenon. Look from Russia / T.A. Klimenkova. - M.: Transformation, 1996. - Page 35
2. The Russian sociological encyclopedia / Under a general edition of G. V. Osipov. - M.: INFRA-M, - 1999. - Page 186.
3. Antipova G. S. Four types of adaptation to a labor market and prospects of social stratification in Russia/G S. Antipo-va//the Sociological magazine. - 1996 . - No. 3-4. - Page 218-226.
4. Strekalova N. D. Business woman in modern business/N D. Strekalova. - SPb., 1999 . - Page 19.
5. Babayeva L.V. Business force "weaker sex" / L.V force. Babayevo, A.E. Chirikova//Eko. - 1996 . - No. 5. - Page 123132.
6. Yemelyanov I.L. Change of social structure of Transbaikalia in modern conditions / I.L. Yemelyanov, 1.1. Osinsky. -Chita: Publishing house of Chit of GTU, 2001. - 182 pages.
7. Malyutina T.G. Distinctive features of female business in Russia / T.G. Malyutina. Female business in Russia and the CIS. - M., 2002. - Page 92
8. Abzayev P. A. Business of Buryatia: formation problems: автореф. yew. edging. sociological sciences / Item B. Abzayev. - Ulan-Ude, 1999. - 24 pages.
ОТЗЫВ
на статью кандидата социологических наук Ю.Ю. Малы-
шевской «Особенности формирования социальной группы
«женщины-предприниматели» (на материалах Республики Бурятия)
В статье автор рассматривает особенности формирования социальной группы «женщины-предприниматели», анализирует мотивационный спектр для занятия бизнесом женщин. Развитие предпринимательства, растущая трудовая активность женщин повлекла образование социальнопрофессиональной группы женщин-предпринимателей, а также изменения в формировании нравственных основ их жизнедеятельности, которые, с одной стороны, демонстрируют усиление значимости духовно-нравственных ценностей как защитного гендерного эффекта, с другой стороны, изменения вызвали функциональные и ролевые установки жен-щин-предпринимателей.
Применительно к исследуемой проблеме проанализированы понятия: «женщины-предприниматели», предложена авторская интерпретация понятия «женщины-
предприниматели». Определены значение, роль традиционных ценностей в развитии социально-профессиональной группы женщин-предпринимателей и специфика ее ориентаций на эти ценности в условиях переходного периода.
В настоящее время Республика Бурятия, как и вся Российская Федерация в целом, вступила в систему рыночных отношений. Успешное функционирование предпринимательской деятельности в новых условиях хозяйствования во многом будет зависеть от того, как сложится аксиологический подход предпринимательской деятельности в Республике Бурятия, какое место в общественной системе займут женщины-предприниматели как элементы новой экономической культуры, как основные носители ее ценностей.
Из выше сказанного следует теоретическая и практическая значимость исследования женщин-предпринимателей как особой социальной группы, а также духовно-нравственных основ их жизнедеятельности в условиях переходного периода в развитии российского общества, что также актуализирует обсуждаемую проблему.
Научная статья Ю.Ю. Малышевской «Особенности формирования социальной группы «женщины-предприниматели» (на материалах Республики Бурятия) соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Социально-политические науки» в открытой печати.
Консультант
доктор философских наук, профессор
Д.Ш. Цырендоржиева