УДК 316.44
DOI: 10.21685/2072-3016-2017-4-11
К. Ю. Лаубертс, Л. В. Орлова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация.
Актуальность и цели. В статье анализируется влияние института образования женщин-предпринимательниц Республики Казахстан на их предпринимательскую деятельность. В этой связи исследование было направлено на разработку системы мероприятий, способствующих преодолению трудностей в образовательной сфере женского предпринимательства Казахстана.
Материалы и методы. Для реализации цели проведены социологические исследования в виде опроса, ориентированные на оценку уровня образования женщин-предпринимателей и влияния образования на женское предпринимательство в Западно-Казахстанской области. Методом выборочного анкетирования проведен количественный анализ особенностей предпринимателей-женщин как социальной группы. Качественный анализ по изучению отношения женщин-предпринимателей к условиям предпринимательской деятельности и обоснованию на практике связи между образованием и вовлеченностью женщины в сферу бизнеса проводился методом фокус-групп. С целью качественного анализа уровня образования предпринимательских кадров применен метод глубинных стандартизированных интервью.
Результаты. В статье представлены результаты социологических исследований, направленных на определение пропорционального соотношения и взаимовлияния уровня полученного образования и сферы деятельности женщины-предпринимателя Западно-Казахстанской области Республики Казахстан, как важнейшего элемента социальной системы, основная задача которого состоит в повышении профессиональной компетентности женщины-предпринимателя, конкурентоспособной на мировом рынке труда. Констатируется низкий уровень профессионального образования женщин-предпринимателей Казахстана, что приводит к неспособности принятия обоснованных решений, слабой информированности о деятельности организаций по поддержке и развитию бизнеса.
Выводы. Предложенные направления поддержки женского предпринимательства позволят раскрыть экономический и творческий потенциал женщин-предпринимателей, повысить эффективность их деятельности в сфере предпринимательства, уровень профессиональных компетенций и конкурентоспособность на мировом рынке труда, способствуя развитию экономики Казахстана в целом.
Ключевые слова: бизнес, женское предпринимательство, бизнес-образование, обучение.
K. Yu. Lauberts, L. V. Orlova
SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE EFFECT OF EDUCATION ON WOMEN'S ENTREPRENEURSHIP (BY THE EXAMPLE OF WEST-KAZAKHSTAN REGION)
Abstract.
Background. In the article the author is analyzing the influence of female-entrepreneurs educational institute of the Kazakhstan Republic on the professional
occupation. In this case the research was focused on the system of activities which will help to overcome difficulties in the educational sphere of female-entreprene-urship in Kazakhstan.
Materials and methods. For the realization of the goal sociological research as survey was conducted which was oriented to the evaluation of female-entrepreneurs educational level and the influence of education on female-entrepreneurship in the West-Kazakhstan region. By the means of the method of selective questionnaire quantitative research of the special aspects of female-entrepreneurs as a social group was held. Qualitative research of the female-entrepreneurs attitude to the business activities and verification in practice the link between education and female engagement in the business sphere was conducted by means of focus-group. To reach the goal of qualitative research of entrepreneurial staff the method of remote structured interview was used.
Results. The article demonstrates the results of sociological research, which focuses on the defining the proportional correlation and interinfluence of education level and female-entrepreneur action sphere of the West-Kazakhstan region the Kazakhstan Republic, as the important element of social system, which main goal is to rise the competitive on the labor-market professional competence of female-entrepreneurs. The article illustrates the low level of professional education among female-entrepreneurs in Kazakhstan, that leads to inability of decision making, weak awareness about actions of support and business development organizations.
Conclusions. The given approaches of female-entrepreneurship supporting will help to reveal economic and creative potential of female-entrepreneurs, to increase effectiveness of their occupation in the sphere of entrepreneurship, the level of professional competences and competitiveness in the global labor-market, supporting the development of economy of Kazakhstan in general.
Key words: business, female enterprise, business degree, education.
Анализу и исследованию проблемы женского предпринимательства посвящены труды многих ученых Казахстана. В них раскрыты аспекты изучения предпринимательства в контексте эффективного использования трудового потенциала женщин, решения проблем безработицы, преодоления тендерного неравенства, мотивации предпринимательской деятельности. В настоящем исследовании подчеркивается необходимость эффективного использования потенциала женщины-предпринимателя, как одного из основных факторов совершенной системы управления предприятием, посредством повышения качества образования, развития уровня интеллектуального потенциала и профессионализма. Концепция исследований позволяет оценить основную образовательную стратегию, характерную для женского предпринимательства Западного Казахстана, - развитие (получение дополнительного образования) или выживание (адаптация к имеющимся условиям и отказ от дальнейшего развития) [1].
Женщины-предприниматели - современное явление в социально-экономической и общественной жизни. Образование играет исключительно важную роль в решении женщины заняться собственным бизнесом и в ее способности поддерживать его, добиваясь постоянного роста прибыли. Сегодня женщины-предприниматели в основной своей массе не имеют специального образования, и сфера их деятельности не связана с профилем полученного ими образования. В литературе, посвященной проблемам женского предпринимательства, часто можно увидеть точку зрения, согласно которой стан-
дартные действия женщин относительно большого количества проблем управленческого и финансового характера напрямую связаны с определенным отсутствием у них базы знаний, необходимой для осуществления подобной деятельности. Отсутствие понимания известных приемов поведения в ответ на различные трудности, сопряженные с производственным процессом, приводит к тому, что они начинают проявлять поведение, которое можно охарактеризовать как инновационное. Образование женщины, занимающейся предпринимательством, является одним из ключевых параметров ее успеха [2, 3].
По результатам социологического исследования, 77 % респондентов охарактеризовали себя как индивидуальные предприниматели, 13 % респондентов характеризуют себя в контексте принадлежности к сфере малого бизнеса, 4 % респондентов заняты в секторе среднего бизнеса, 6 % респондентов работают в КФХ.
Проведенное исследование показало, что каждая четвертая женщина, занимающаяся предпринимательством в Западно-Казахстанской области (ЗКО), не имеет полного высшего образования. В том числе 12 % предпринимательниц из данной группы имеют только среднее образование. Совпадение или несовпадение направления осуществляемой деятельности с образованием представлены на рис. 1. Поскольку большее число женщин, занимающихся предпринимательством в РК, обучались в период Советского Союза, когда на крупные производственные предприятия были необходимы узкие специалисты. Полученное образование, как правило, не совпадает с отраслью их актуальной предпринимательской деятельности сегодня полностью либо совпадает только частично: 40 % не совпадает, 31 % совпадает частично и 29 % совпадает полностью.
■ Полностью совпадает I Совпадает частично Полностью не совпадает
Рис. 1. Распределение ответов о совпадении полученного образования со сферой бизнеса (п = 300)
Значительная доля опрашиваемых тем или иным образом осуществляет подготовку персонала. Не занимаются обучением персонала только 31 % респондентов, 39 % опрошенных проводят обучение персонала внутри компании, пятая часть участников опроса проводит обучение внутри компании и отправляет сотрудников на курсы стажировки, 10 % обучают сотрудников за пределами компании. Распределение ответов респондентов на вопрос об осуществлении практики обучения персонала отражено в табл. 1.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос об осуществлении практики обучения персонала
Варианты ответа Доля, %
Да, провожу внутри компании 39
Да, провожу внутри компании и отправляю персонал на курсы, стажировки 20
Да, отправляю персонал на курсы, стажировки 10
Нет, не провожу 31
В целом можно утверждать, что сами женщины-предпринимательницы понимают важность дополнительного образования. То есть при наличии соответствующих условий можно рассчитывать, что они заинтересуются не только повышением уровня своих сотрудников, но и собственным профессиональным уровнем.
Только четвертая часть участников опроса отметила, что нанимает высококвалифицированных сотрудников. Две пятых участников опроса работает с кадрами, которые нуждаются в обучении, так как их подготовка недостаточна. 38 % респондентов разделяют точку зрения о том, что если платить хорошую заработную плату, то можно нанять квалифицированных сотрудников. Этот вариант ответа более характерен для участников опроса, ориентированных на стабильный бизнес.
Опрос показал, что предпринимательская деятельность среди женщин в ЗКО, как правило, формируется с чистого листа, малого бизнеса. Для женщин, организующих бизнес, не является характерным приобретение на дополнительных курсах специального бизнес-образования. Иногда они проходят стажировку или заканчивают узкоспециализированные курсы по своей профессиональной деятельности.
Социологическое исследование в форме интервью выявило определенные данные по поводу образования и временной продолжительности занятий предпринимательством.
Интервьюируемые предприниматели-женщины в своем большинстве имеют высшее образование. Тем не менее высшее образование не обеспечивает понимания всех нюансов в сфере управления и финансов. Только одна из опрошенных сформировала организацию, исходя из собственной профессиональной подготовки либо в близкой отрасли деятельности.
Предприниматели-женщины подчеркивали важность наличия высшего образования, несмотря на то, что оно нечасто принималось во внимание при организации бизнеса. Они считали высшее образование одним из ключевых условий для эффективного ведения предпринимательской деятельности. Ответы респондентов позволяют выявить малую долю экономического образования среди женщин-предпринимателей. Отсутствие экономического образования приводит к неспособности принятия нестандартных решений, слабой информированности о деятельности организаций по поддержке развития предпринимательства.
Однако опрашиваемые не изъявили желания приобретать дополнительное образование, непосредственно направленное на предпринимательскую
деятельность до тех пор, пока это не станет жизненно необходимым. Это связано с актуальным личным опытом, отработанными моделями поведения в предпринимательстве.
Анализ результатов фокус-групп показал следующее.
Все участницы интервью в ходе обсуждения образования сотрудников указали на сложность работы с людьми, не имеющими специальных знаний и навыков. Практически во всех случаях предпринимательницы объясняли, что им приходится обучать сотрудников самостоятельно, в рамках собственного предприятия.
Респондент П. (директор гостиничного бизнеса, малый бизнес, стаж 9 лет): «Поскольку регулярно приезжают гости из дальнего зарубежья, необходимо проходить различные тренинги и курсы, но такие курсы проводятся в Центральной области Казахстана, и стоимость очень большая. Работник уедет на долгое время, все это мешает работе бизнеса. Вот и приходится учить самой, опыт имеется. Конечно, чувствуется недостаток квалифицированных специалистов в области гостиничного бизнеса».
Респондент М. (руководитель салона красоты, малый бизнес, стаж 6 лет): «Конечно, я планирую для своих работников пройти спецкурсы, а также стажировку по профилю работы, поскольку салон красоты позиционируется как VIP».
Таким образом, можно сказать, что, несмотря на отсутствие у большинства женщин высшего образования, они в полной мере оценивают важность специализированных знаний в сфере, в которой они сами работают.
Большинство респондентов отмечали, что ошибок в момент начала предпринимательской деятельности было бы существенно меньше, если у них имелись бы соответствующие знания перед тем, как начинать свое дело.
Респондент О. (глава крупной строительной организации, окончил строительный университет, средний бизнес, стаж 7 лет): «Безусловно, необходимо получение дополнительного образования, поскольку недостаточно знаний в экономике и юриспруденции, особенно это ощущалось при регистрации своего предприятия».
В результате все женщины пришли к выводу, что возможность получения дополнительного образования крайне важна как на уровне курсов, так и на уровне специальных организаций, занимающихся кооперацией и поддержкой женского предпринимательства [4, 5].
Особенно актуальной является проблема доступа к предпринимательскому образованию в сельской местности. Как показал опрос фокус-группы в поселке Дарьинске, женщины, проживающие в сельской местности, крайне слабо осведомлены о различных образовательных возможностях - курсах и программах. Кроме того, они не могут позволить себе надолго уехать на учебу, так как в большинстве своем являются ключевой фигурой собственного бизнеса и не могут никому делегировать полномочия по его управлению. Нередко женщина-предприниматель работает в одиночку, не нанимая сотрудников со стороны. Ситуацию усугубляет и тот факт, что в сельской местности ЗКО практически не развит Интернет. Таким образом, даже если предпринимательницы и выражают желание учиться, реализация его сопряжена с серьезными препятствиями.
Учебные семинары, тренинги и форумы проводятся достаточно редко, нет доступа к необходимой для предпринимателей информации по изменениям в законодательной и нормативной базе предпринимательства, существует дефицит учебных пособий по ведению бизнеса.
Итак, использование метода анкетирования с последующим уточнением результатов методом фокус-групп позволило получить в ходе опросов и интервью следующие результаты:
1. Для женщин-предпринимателей наиболее характерно получение экономического образования.
2. Уровень образования влияет на следующие характеристики бизнеса:
- на форму бизнеса. В большинстве своем женщины-предприниматели ЗКО занимаются мелким, реже - средним бизнесом;
- на сферу предпринимательской деятельности. Как уже отмечалось выше, в основном женщины работают в мелкой торговле и в небольших заведениях в сфере общепита, ресторанного бизнеса, индустрии красоты.
3. Очень важна возможность получения дополнительного образования, так как предпринимательницы испытывают недостаток качественно организованных умений, знаний, а также опыта формирования и регулирования бизнеса в рыночных условиях.
В силу отсутствия специальных знаний, необходимых для открытия своего дела, многие предприниматели сталкиваются с проблемами уже при регистрации своего дела.
4. Отмечается слабая информированность женщин-предпринимателей и общества по налоговым, правовым, экономическим проблемам предпринимательства.
Респонденты, ведущие бизнес в сфере, представители которой не имеют между собой связей и контактов, отмечают необходимость консолидации хотя бы на самом низком уровне, например информационные площадки в сети Интернет. Приведем прямую цитату: «Мы только знаем друг друга, и все. На сближение никто особо не идет, а оно нужно. Хотя бы просто какой-нибудь сайт... Внутренне у нас очень разобщено».
В ходе исследования женского предпринимательства в ЗКО путем опроса представительниц бизнеса было выяснено, что:
- каждая четвертая женщина, занимающаяся предпринимательством в ЗКО, имеет неоконченное высшее образование;
- профессиональный опыт отсутствует у 28 % опрошенных;
- направление существующей в настоящее время предпринимательской деятельности женщин не соответствует в большинстве случаев полученному ранее образованию;
- значительная доля респондентов так или иначе осуществляет обучение сотрудников;
- все ответы респондентов подтверждают нехватку экономических знаний и соответствующего образования.
Начинающие заниматься предпринимательством женщины характеризуются отсутствием отдельного бизнес-образования, полученного на курсах повышения квалификации. Лишь иногда они проходят подобное обучение либо стажировку. Значительная доля опрошенных занимается предпринима-
тельством свыше пяти лет. Однако в Казахстане уже с 2005 г. широко распространились фонды, занимающиеся поддержкой малого и среднего предпринимательства, которые, в том числе, реализуют и различные образовательные программы. Тем не менее внедрение указанных курсов начиналось с Центрального и Южного регионов, столицы и других крупных городов [6]. Для ЗКО с преимущественно сельскими поселениями и близостью государственной границы характерно отставание в процессе внедрения инноваций. Следовательно, получение экономического образования до того, как начнется реализация предпринимательских идей, было связано с трудностями, а экспресс-программы и вовсе отсутствовали. Формирование образовательных курсов для начинающих предпринимателей осуществляется лишь в настоящее время.
Резюмируя вышеизложенное, можно предложить практические рекомендации по преодолению трудностей в образовательной сфере женского предпринимательства:
- внедрение программы дополнительного профессионального образования: программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, семинары, тренинги, выставки, ярмарки;
- реализация возможности дистанционного обучения;
- организация свободного доступа к экспертам, готовым проводить индивидуальные и групповые консультации женщин по вопросам предпринимательства, права и рыночной специфики;
- реализация учебных программ по основам ведения бизнеса для предпринимателей-женщин - формирование инновационных образовательных центров, которые будут аккумулировать опыт и знания, необходимые для эффективного ведения предпринимательской деятельности;
- создание пунктов оказания консалтинговых услуг для женщин-предпринимателей в сельской местности Казахстана;
- усиление пропаганды развития женского предпринимательства в сети электронной информации - издание специальной литературы, освещающей различные вопросы женского предпринимательства; создание страничек женского бизнеса в Интернете;
- научное исследование проблем теории и практики женского предпринимательства.
Указанные векторы содействия предпринимательства среди женщин с высокой вероятностью раскроют их творческий и финансовый потенциал, повысят уровень их профессиональных компетенций и конкурентоспособность на мировом рынке труда, будут содействовать повышению эффективности их предпринимательской деятельности, существенно уменьшат показатели безработицы, таким образом способствуя улучшению экономической ситуации в ЗКО в целом.
Библиографический список
1. Лаубертс, К. Ю. Оценка уровня образования предпринимательских кадров: социологический аспект / К. Ю. Лаубертс // Вестник Самарского муниципального института управления. - Самара : САГМУ, 2014. - № 4 (31). - С. 129-134.
2. Кошарная, Г. Б. Мотивация современных российских предпринимателей / Г. Б. Кошарная // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 4 (36). - С. 146-154.
3. Сарсенбаева, Р. Б. Тендерные аспекты системных социально-экономических реформ в Казахстане: социологический анализ : дис. ... д-ра соц. наук : 22.00.04 / Сарсенбаева Р. Б. - Алматы : Казахский национальный ун-т им. аль-Фараби, 2005. - 276 с.
4. Орлова, Л. В. Эффективность кадрового обучения предпринимателей малого и среднего бизнеса / Л. В. Орлова // Труд и социальные отношения. - М. : АТиСО, 2010. - № 3. - С. 69-74.
5. Орлова, Л. В. Инвестиции в образование персонала как эффективная система управления бизнесом / Л. В. Орлова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - Т. 13, № 2 (2). - С. 315-317.
6. Ибраев, Е. Б. Состояние и проблемы безработицы в Западно-Казахстанской области / Е. Б. Ибраев. - URL: http://www.scienceforum.ru/2013/21/3690 (дата обращения: 30.07.2017).
References
1. Lauberts K. Yu. Vestnik Samarskogo munitsipal'nogo instituía upravleniya [Bulletin of Samara Municipal Institute of Administation]. Samara: SAGMU, 2014, no. 4 (31), pp. 129-134.
2. Kosharnaya G. B. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2015, no. 4 (36), pp. 146-154.
3. Sarsenbaeva R. B. Gendernye aspekty sistemnykh sotsial'no-ekonomicheskikh reform v Kazakhstane: sotsiologicheskiy analiz: dis. d-ra sots. nauk: 22.00.04 [Gender aspects of systemic socio-economic reforms in Kazakhstan: sociological analysis: dissertation to apply for the degree of the doctor of sociological sciences]. Almaty: Kazakhskiy natsional'nyy un-t im. al'-Farabi, 2005, 276 p.
4. Orlova L. V. Trud i sotsial'nye otnosheniya [Labour and social relations]. Moscow: ATiSO, 2010, no. 3, pp. 69-74.
5. Orlova L. V. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk [Proceedings of the Samara scientific center of the RAS]. 2011, vol. 13, no. 2 (2), pp. 315-317.
6. Ibraev E. B. Sostoyanie i problemy bezrabotitsy v Zapadno-Kazakhstanskoy oblasti [State and problems of unemployment in West-Kazakhstan region]. Available at: http:// www.scienceforum.ru/2013/21/3690 (accessed July 30, 2017).
Лаубертс Кира Юрьевна
аспирант, Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара, ул. Советской Армии, 141)
E-mail: [email protected]
Орлова Людмила Викторовна
доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии, политологии и истории Отечества, Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244)
E-mail: [email protected]
Lauberts Kira Yur'evna Postgraduate student, Samara State Economic University (141 Sovetskoy Armiy street, Samara, Russia)
Orlova Lyudmila Viktorovna
Doctor of sociological sciences, professor,
sub-department of sociology, political
science and Russian history, Samara
State Technical University
(244 Molodogvardeyskaya street,
Samara, Russia)
УДК 316.44 Лаубертс, К. Ю.
Социологический анализ влияния образования на женское предпринимательство (на примере Западно-Казахстанской области) /
К. Ю. Лаубертс, Л. В. Орлова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2017. - № 4 (44). - С. 96-104. БОТ: 10.21685/2072-3016-2017-4-11