Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ИСТОРИОГРАФИИ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ИСТОРИОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ОРИЕНТАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВКЛАД / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забайкин Ю.В., Красавина Е.В., Хашева И.А., Сологуб В.А.

Начало ХХ века было переломным этапом общественной и экономической борьбы на землях СССР. После Первой мировой войны проблема восстановления хозяйства призвала к жизни необходимость подготовки квалифицированных специалистов. Прогрессивная интеллигенция края разрабатывала теоретические и практические шаги, направленные на привлечение обедневших крестьянско-ремесленных слоев к экономической самочинности и Самопомощи. Педагоги рассматривали профессиональное экономическое образование, торговое обучения и овладения делом банкинга молодежи как важный фактор социальной защиты, социальной независимости человека, а в будущем - создания России. Целью нашего исследования стало изучение вклада интеллигенции в теорию и практику экономического образования детей и молодежи в первой трети ХХ века, применение методов психологических исследований в профессиональной ориентации, развитии экономического образования, приобретения новых профессий как фактора социальной защиты в социальноэкономических условиях послевоенных лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH AS A FACTOR OF SOCIAL PROTECTION IN HISTORIOGRAPHY

The beginning of the twentieth century was a turning point in the social and economic struggle on the lands of the USSR. After the First World War, the problem of restoring the economy brought to life the need to train qualified specialists. The progressive intelligentsia of the region developed theoretical and practical steps aimed at attracting impoverished peasant-craft layers to economic self-responsibility and self-help. Teachers considered professional economic education, trade training and mastering the business of banking for young people as an important factor of social protection, social independence of a person, and in the future - the creation of Russia. The purpose of our research was to study the contribution of the intelligentsia to the theory and practice of economic education of children and youth in the first third of the twentieth century, the use of psychological research methods in vocational guidance, the development of economic education, the acquisition of new professions as a factor of social protection in the socio-economic conditions of the postwar years.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ИСТОРИОГРАФИИ»

Экономическое образование детей и молодежи как фактор социальной защиты в историографии

Юрий Васильевич Забайкин

Кандидат экономических наук, доцент

Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе Москва, Россия 79264154444@yandex.com 0000-0000-0000-0000

Екатерина Валерьевна Красавина

Доктор социологических наук, доцент Российская таможенная академия Москва, Россия Krasavina_2905@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Владимир Антонович Сологуб

Доктор социологических наук, профессор

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства Ростов-на-Дону, Россия svvol65@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Ирина Анатольевна Хашева

Кандидат экономических наук, доцент

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства Ростов-на-Дону, Россия ihasheva@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 05.01.2022 Принята 09.02.2022 Опубликована 15.04.2022

$ 10.25726^4544-8251 -4963^

Аннотация

Начало ХХ века было переломным этапом общественной и экономической борьбы на землях СССР. После Первой мировой войны проблема восстановления хозяйства призвала к жизни необходимость подготовки квалифицированных специалистов. Прогрессивная интеллигенция края разрабатывала теоретические и практические шаги, направленные на привлечение обедневших крестьянско-ремесленных слоев к экономической самочинности и Самопомощи. Педагоги рассматривали профессиональное экономическое образование, торговое обучения и овладения делом банкинга молодежи как важный фактор социальной защиты, социальной независимости человека, а в будущем - создания России. Целью нашего исследования стало изучение вклада интеллигенции в теорию и практику экономического образования детей и молодежи в первой трети ХХ века, применение методов психологических исследований в профессиональной ориентации, развитии экономического образования, приобретения новых профессий как фактора социальной защиты в социально-экономических условиях послевоенных лет.

Ключевые слова

экономика, ориентация, образование, вклад, интеллигенция.

Введение

При профессиональной консультации функционировали отдельные секции: психотехническая, экономически-статистическая, секция профессионального школьничества (Маркс, 2018).

В учреждениях «родной школы» психотехническая секция проводила тестовые исследования различных психических функций, на основе которых были разработаны диаграммы и классификационные графики, обработана серия профессиональных тестов и составлены профессиографические карты с точным выделением психофизических требований 64-х профессий.

Сферой деятельности экономико-статистической секции было:

1) исследование вопросов современного экономического положения;

2) сбор сведений о рынке труда;

3) предоставление информации о срочных потребностях специалистов с конкретных специальностей;

4) направление молодежи из народных и средних школ до специализированных школ;

5) налаживание тесного контакта со всеми профессиональными организациями, экономическими учреждениями, промышленными и торговыми предприятиями по трудоустройству молоди;

6) обмен информацией и советами по подготовке специалистами, консультации, рефераты о выборе специальности и профессиональные школы.

В соответствии секция сформировала каталоги профессий и ремесленных и торговых школ.

Материалы и методы исследования

Специалисты секции собирали информационный материал о профессиональных школах. Был составлен перечень русских и польских профессиональных школ, расположенных на землях СССР.

Члены секции собрали данные о профессиональных высших школах в Чехословакии, Англии, Австрии, Германии, Бельгии, Польше, а также во Франции, Дании, Норвегии, Швейцарии, Швеции, Италии. С целью облегчения поисковой работы установили контакты со студенческими организациями в высших школах (Комаров, 1994).

Секция профессионального образования организовывала обмен молодежи в других странах для обучения. В этом деле был принят документ (коммюнике) о посредничестве, потребности и возможности обмена для обучения учащихся, студентов, детей американских русских и местных русских граждан.

Такие информационные статьи были размещены в американской прессе (газеты «Свобода», «Народная воля», «Америка»). Тяжелое хозяйственное положение русского села - безземелья и безработицы - заставляли крестьян эмигрировать из села в города, где искать социальной защиты, труда на других участках хозяйственной жизни, но город мог дать работу только квалифицированным специалистам, которые имели знания в области ремесла, промысла и торговли (Доватур, 1965). Секция собирала информационный материал о различных ремесленно-промышленных и торговых фирмах, в которых могли работать практиканты, налаживала контакты и заботилась о направлении к ним кандидатов на практическое обучение.

Чтобы выполнить эту задачу, центр вел учет ремесленно-промышленных и торговых фирм с помощью отдельных картотек (Петти, 1940). Каждая фирма имела свою картотеку, в которой регистрировала прием и увольнение практикантов, отдельно вели учет для учащихся. Практика доказала, что большинство ремесленников и купцов не оценило большую потребность таких бюро.

Результаты и обсуждение

Хозяйственная нужда и высокая оплата затрудняли прием новых учеников (Джуринский, 1998). С целью социальной защиты и дальнейшего трудоустройства молодые члены секции достигли

договоренности с обществом «Народная Торговля» о приеме на обучение торговых практикантов только через центр профессиональной консультации (Утченко, 1969).

Для связей с частными лавками была организована их регистрация с Союзом торговцев России. Кроме того, были налажены связи с Мещанским братством, обществами «Заря», «Труд», Ремесленной бурсой, всего - с 42-мг ремесленными и промышленными, торговыми фирмами, привлечены к деятельности в секции представителей этих организаций (Рикардо, 2008).

Организация исследования тогдашних психотехнических институтов (профессиональных консультаций) - иностранных и отечественных - осуществлялась в двух направлениях:

1) изучение требований и медицинских и физиологических показаний или противопоказаний, которые ставит конкретная профессия к человеку, его психологических особенностей, то есть профессиографические опыты;

2) анализ способностей, наклонностей, психологических особенностей, трудоспособности кандидатов.

Результаты этих исследований служили основанием к составлению профессиографичних карт соответствующей профессии. Во время этой работы специалисты консультации использовали индивидуальные и групповые экспериментальные методы (физические раздражения органов мышления, реакция реагирования) и тестирование (Смит, 1956).

Результаты исследований подтверждали, что "профессиональной способности единицы, успехам, которые она может постичь в своем труде, способствует не только целесообразная профессиональная подготовка, но и в большой степени врожденная способность к выбранному призванию... Для каждого звания характерны несколько ярко выраженных основных признаков: специального вида внимание, память, соответствующий ритм жизни, реагирования нервной системы, комбинации способностей».

Интересным является факт, что психологи того времени выделяли в зависимости от доминирующей способности субъекта - активный, объективный, рефлексийный и чувственный типы людей, которые отвечают современным четырем акцентированным типам темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик (Новиков, 2011). Объективный тип (сангвиник) характеризовался как описательный, интеллектуально сохраняющий, выделяющий ту энергию, которую аккумулирует в себе собственным трудом, добавляя извне кое-что сугубо свое, тот, что приспосабливается к объекту.

По мнению психологов первой половины XX века, люди с этим типом темперамента имеют наклон к профессиональной деятельности учителя, втом числе инженера, адвоката, торгового работника, организатора, научного исследователя, администратора, служащего (Becker, 1962).

Относительно других психологических личностных качеств и способностей кандидата, необходимых для торговой деятельности, профессиография содержала следующие требования: зрительная память, умственная подвижность, талант к счетам, любовь к порядку, которые должны быть развиты в значительной степени.

Менее важны для торговца здоровые нервы, здоровые легкие, скорость движений, слуховая память, неприятие того, что вредит вниманию, способность реагировать одновременно на разные вещи, продолжительность внимания, оперативное мышление и терпение (Количественные, 1964).

Требования (профессиография) к профессии секретаря-машинистки или стенографистки заключались в способности читать несказанное, сложный или вообще неразборчивый текст, в общем знании правильной орфографии, значительной по объему и распределением виду, скорости и упорядоченности движений, зрительной памяти, точечной уязвимости. Такие исследования и составленные специалистами профессиональной консультации профессиографические карты давали возможность молодежи сделать правильный профессиональный выбор, обеспечить трудоустройство.

"Бессмертный творческий гений живой нации даже в худших обстоятельствах находил для себя выход», - отмечалось в 1938 году в педагогическом журнале «путь воспитания и обучения». На место общеобразовательных школ всех типов создавались разного рода курсы, обучение, как новые формы отечественного экономического воспитания (Friedman, 1982). Среди многих неотрадных явлений в отечественном образовании 1930-х годов, что восстали в конце концов не по нашей вине,

профессиональное образование принадлежит безусловно положительных и радостных, подтверждая тем, что образование направляется в своем развитии правильным путем, занимая все новые участки, в частности так нужны в пору социальной перестройки общества - профессиональные, экономические школы (Рикардо, 2008).

Внедрение педагогических идей прошлого успешно продолжается в современных условиях.

Благодаря усилиям государства, общественности и международных организаций в России ввести ряд мер по повышению уровня общественного сознания, социальной защиты. В условиях становления рыночных отношений экономическое обучение имеет цель переосмысления содержания образования, приобретение новых профессий и выживание во время безработицы, экономного поведения населения как основы макроэкономической стабильности, инноваций в решении социально-экономических проблем, социального обеспечения (Schulz, 2015).

К 10 ключевым компетенциям Новой русской школы относятся предприимчивость, гражданская и социальная.

Поэтому сегодня актуальной является проблема формирования социально и экономически активного человека, способного на основе полученных знаний осознавать свое место в социально-экономических процессах, происходящих в обществе; обрабатывать и анализировать информацию; ориентироваться в программах правительства; успешно выполнять основные социальные роли; вступать в цивилизованные отношения и принимать взвешенные решения як для самореализации в профессиональном и личностном плане, так и в интересах общества.

На наш взгляд, не стоит полностью разделять социальное и экономическое образование, ведь они чрезвычайно связаны и взаимопроникающие. Ведь экономика изучает сферу жизни и деятельности людей, то есть жизнедеятельность социума. А социальные процессы очень часто зависят именно от экономических факторов.

Учителя начального звена могут формировать экономические знания и умения учащихся в процессе преподавания математики, природоведению, основам здоровья и физкультуры, трудового обучения, «Я в мире» и тому подобное.

Спецкурс по экономики позволит повысить эффективность подготовки учащихся к жизни в современном социуме, сформировать систему общечеловеческих ценностей, общую культуру будущего предпринимателя, который знает основные особенности рыночной экономики, маркетинга, менеджмента, методы получения экономических знаний, имеет представление об основах предпринимательской деятельности (Марксизм, 1966).

Экономическое воспитание подрастающего поколения имеет давние традиции, непосредственно связанные с историко-культурными процессами и социоэкономическим развитием человечества.

Еще с древнейших времен цель экономического воспитания подчинялась социальному заказу, потребностям и возможностям членов определенного общества. Суждения о социальной природе экономического воспитания нашли отражение в педагогическом наследии выдающихся мыслителей прошлого в различные историко-культурные периоды человечества, начиная с древнейших времен.

Заключение

Стоит отметить, что в произведениях античных философов Ксенофонта, Аристотеля осуществлены первые попытки теоретического осмысления экономического строения своего общества. Неслучайно одним из заглавий произведений Ксенофонта стало слово "экономия" (от греческого "oikonomia" - ойкос - дом, хозяйство; номос - правило, закон). В этом труде античного автора в форме диалога рассматривались правила эффективного домашнего хозяйствования, а также необходимость привлечения детей к домашнему труду (Янжул, 2005).

Подчеркивая, что ценностные ориентации детей закладываются в семьи, ученые акцентируют, что воспитание экономических качеств и навыков необходимо осуществлять в процессе взаимодействия с родителями. Экономическое воспитание в семье происходит во время повседневного учета доходов и расходов, анализ рациональности использования денег, бережное отношение к продуктам питания, уважительное отношение к результатам человеческого труда.

Список литературы

1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов / А.Н. Джуринский. - М.: Издательская группа «ФОРУМ» - «ИНФРА-М», 1998. -272 с.

2. Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля / А.И. Доватур Акад. Наук СССР. Ленингр. Отд-ение Ин-та истории. - Москва; Ленинград: Наука. [Ленингр. отд-ние], 1965. - 390 с.

3. Количественные методы в социологических исследованиях: Сборник статей / Науч. ред. к.э.н. В.Н. Шубкин. - Новосибирск: [б.и.], 1964. - 489 с.

4. Колобкова А.А. Учебные книги по французскому языку в России XVIII века // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 163-171. DOI 10.31862/2218-8711-2020-5-163-171.

5. Комаров М.С. Введение в социологию: Учеб. для вузов / М.С. Комаров. - М.: Наука, 1994.

- 317 с.

6. Литвинов С.В. О возникновении и изменении значения термина англомания // Русская речь. 2004. № 3. С. 66-68.

7. Литвинов С.В. Россия - Западная Европа (историческая динамика взаимодействия культур : середина XVI - середина XIX вв.): специальность 24.00.01 "Теория и история культуры": диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Москва, 2008. 632 с.

8. Литвинов С.В. Россия - Западная Европа: историческая динамика взаимодействия культур (середина XVI - середина XIX вв.) : специальность 24.00.01 "Теория и история культуры": автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Москва, 2009. 44 с.

9. Маркс К. Капитал / Пер. с нем. - СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Книжная лаборатория», 2018.

10. Марксизм и педагогика; Учение В.И. Ленина об образовании и коммунистическом воспитании: (В помощь парт. учебе). - Москва: Просвещение, 1966. - 120 с.

11. Мягкова С.Н., Литвинов С.В. Организация и проведение физкультурных парадов в СССРв 30-е годы XX в. // Вестник спортивной истории. 2015. № 1. С. 12-20.

12. Новиков В.С. Философия и образование. Монография. М.: Изд-во СГУ, 2011. - 176 с.

13. Петти В. Экономические и статистические работы / В. Петти. - М.: Соцэкгиз, 1940. - 324 с.

14. Рикардо Д. Собрание сочинений. Том первый. Начала политической экономии и податного обложения. - Санкт-Петербург, книгоиздательство «Зерно», 2008

15. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М.: Соцэкгиз, 1956. - 490 с.

16. Тонких А.П. Исторические закономерности последствий длительного пребывания у власти первых лиц государства // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Т. 12. №1 (82) С. 128-133.

17. Утченко С.Л. Древний Рим: События. Люди. Идеи / С.Л. Утченко - Москва: Наука, 1969. -

324 с.

18. Янжул И.И. Избранные труды / И.И. Янжул. - М.: Наука, 2005. - 438 с.

19. Becker G.S. Investment in Human Capital A. Theoretical Analysis // Journal of Political Eckonomy. Supplement. Oct., 1962

20. Friedman Milton. Capitalism and Freedom. - U.S.: by the Univ. of Chicago, 1982 - 202 p.

21. Schulz T. Capital Formation by Education // Journal of Politikal Economu.- 2015, p. 25

Economic education of children and youth as a factor of social protection in historiography Yuri V. Zabaykin

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Sergo Ordzhonikidze Russian State Geological Exploration University Moscow, Russia 79264154444@yandex.com 0000-0000-0000-0000

Ekaterina V. Krasavina

Doctor of Sociological Sciences, Associate Professor Russian Customs Academy Moscow, Russia Krasavina_2905@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Vladimir A. Sologub

Doctor of Sociological Sciences, Professor

South Russian Institute of Management -Branch of the Russian Academy of National Economy Rostov-on-Don, Russia svvol65@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Irina A. Khasheva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

South Russian Institute of Management -Branch of the Russian Academy of National Economy Rostov-on-Don, Russia ihasheva@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Received 05.01.2022 Accepted 09.02.2022 Published 15.04.2022

i 10.25726/q4544-8251-4963-d

Abstract

The beginning of the twentieth century was a turning point in the social and economic struggle on the lands of the USSR. After the First World War, the problem of restoring the economy brought to life the need to train qualified specialists. The progressive intelligentsia of the region developed theoretical and practical steps aimed at attracting impoverished peasant-craft layers to economic self-responsibility and self-help. Teachers considered professional economic education, trade training and mastering the business of banking for young people as an important factor of social protection, social independence of a person, and in the future - the creation of Russia. The purpose of our research was to study the contribution of the intelligentsia to the theory and practice of economic education of children and youth in the first third of the twentieth century, the use of psychological research methods in vocational guidance, the development of economic education, the acquisition of new professions as a factor of social protection in the socio-economic conditions of the postwar years.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords

economy, orientation, education, contribution, intelligentsia

References

1. Dzhurinskij A.N. Istorija zarubezhnoj pedagogiki: Uchebn. posobie dlja vuzov / A.N. Dzhurinskij. - M.: Izdatel'skaja gruppa «FORUM» - «INFRA-M», 1998. -272 s.

2. Dovatur A.I. Politika i politii Aristotelja / A.I. Dovatur Akad. Nauk SSSR. Leningr. Otd-enie In-ta istorii. - Moskva; Leningrad: Nauka. [Leningr. otd-nie], 1965. - 390 s.

3. Kolichestvennye metody v sociologicheskih issledovanijah: Sbornik statej / Nauch. red. k.je.n. V.N. Shubkin. - Novosibirsk: [b.i.], 1964. - 489 s.

4. Kolobkova A.A. Uchebnye knigi po francuzskomu jazyku v Rossii XVIII veka // Problemy sovremennogo obrazovanija. 2020. № 5. S. 163-171. DOI 10.31862/2218-8711-2020-5-163-171.

5. Komarov M.S. Vvedenie v sociologiju: Ucheb. dlja vuzov / M.S. Komarov. - M.: Nauka, 1994. -

317 s.

6. Litvinov S.V. O vozniknovenii i izmenenii znachenija termina anglomanija // Russkaja rech'. 2004. № 3. S. 66-68.

7. Litvinov S.V. Rossija - Zapadnaja Evropa (istoricheskaja dinamika vzaimodejstvija kul'tur : seredina XVI - seredina XIX vv.): special'nost' 24.00.01 "Teorija i istorija kul'tury": dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora istoricheskih nauk. Moskva, 2008. 632 s.

8. Litvinov S.V. Rossija - Zapadnaja Evropa: istoricheskaja dinamika vzaimodejstvija kul'tur (seredina XVI - seredina XIX vv.) : special'nost' 24.00.01 "Teorija i istorija kul'tury": avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora istoricheskih nauk. Moskva, 2009. 44 s.

9. Marks K. Kapital / Per. s nem. - SPb.: Izdatel'skaja gruppa «Lenizdat», «Knizhnaja laboratorija»,

2018.

10. Marksizm i pedagogika; Uchenie V.I. Lenina ob obrazovanii i kommunisticheskom vospitanii: (V pomoshh' part. uchebe). - Moskva: Prosveshhenie, 1966. - 120 s.

11. Mjagkova S.N., Litvinov S.V. Organizacija i provedenie fizkul'turnyh paradov v SSSRv 30-e gody XX v. // Vestnik sportivnoj istorii. 2015. № 1. S. 12-20.

12. Novikov V.S. Filosofija i obrazovanie. Monografija. M.: Izd-vo SGU, 2011. - 176 s.

13. Petti V. Jekonomicheskie i statisticheskie raboty / V. Petti. - M.: Socjekgiz, 1940. - 324 s.

14. Rikardo D. Sobranie sochinenij. Tom pervyj. Nachala politicheskoj jekonomii i podatnogo oblozhenija. - Sankt-Peterburg, knigoizdatel'stvo «Zerno», 2008

15. Smit A. Issledovanie o prirode i prichinah bogatstva narodov / A. Smit. - M.: Socjekgiz, 1956. -

490 s.

16. Tonkih A.P. Istoricheskie zakonomernosti posledstvij dlitel'nogo prebyvanija u vlasti pervyh lic gosudarstva // Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. 2022. T. 12. №1 (82) S. 128-133.

17. Utchenko S.L. Drevnij Rim: Sobytija. Ljudi. Idei / S.L. Utchenko - Moskva: Nauka, 1969. -324 s.

18. Janzhul I.I. Izbrannye trudy / I.I. Janzhul. - M.: Nauka, 2005. - 438 s.

19. Becker G.S. Investment in Human Capital A. Theoretical Analysis // Journal of Political Eckonomy. Supplement. Oct., 1962

20. Friedman Milton. Capitalism and Freedom. - U.S.: by the Univ. of Chicago, 1982 - 202 p.

21. Schulz T. Capital Formation by Education // Journal of Politikal Economu.- 2015, p. 25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.