Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / НАЦИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИИ / РАЗВИТИЕ / EDUCATION / ECONOMY / NATION / HUMAN CAPITAL / INVESTMENT / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерстюк Юлия Олеговна

Актуальность исследования обусловлена проблемой недооценки системы образования как важнейшего элемента воспроизводственного процесса экономики. Цель данной статьи заключается в том, чтобы раскрыть основные экономические аспекты сферы образования. Дано авторское определения образования как экономической категории, выделены 3 формы проявления образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE ECONOMIC CATEGORY OF EDUCATION

The relevance of the research is due to the problem of underestimating the education system as an important element of the reproduction process of the economy. The purpose of this article is to reveal the main economic aspects of education. The author’s definition of education is given 3 forms of education manifestation are highlighted.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

96

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Шерстюк Юлия Олеговна

аспирант,

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: yul267a2@mail.ru

Аннотация: актуальность исследования обусловлена проблемой недооценки системы образования как важнейшего элемента воспроизводственного процесса экономики. Цель данной статьи заключается в том, чтобы раскрыть основные экономические аспекты сферы образования. Дано авторское определения образования как экономической категории, выделены 3 формы проявления образования.

Ключевые слова: образование; экономика; нация; человеческий капитал; инвестиции; развитие.

JEL: А12;

THE ESSENCE OF THE ECONOMIC CATEGORY OF EDUCATION Yulia Olegovna Sherstuk

graduate student, FGOBU VO «Finance University under the Government of the Russian Federation» Moscow, Russian Federation

Abstract: the relevance of the research is due to the problem of underestimating the education system as an important element of the reproduction process of the economy. The purpose of this article is to reveal the main economic aspects of education. The author's definition of education is given 3 forms of education manifestation are highlighted.

Keywords: education; economy; nation; human capital; investment; development.

Образование включено в систему исторически сложившихся институтов общества, которые организуют экономические, политические, правовые, нравственные, этические и иные отношения. Образование и воспитание принято рассматривать в ряду фундаментальных социальных институтов [1].

На смену архаичным союзам племён пришли древнейшие государства, в которых обучение и воспитание, как правило, осуществлялось в семье. В эпоху перехода от общинно-родового к рабовладельческому строю в цивилизациях Востока были сохранены и видоизменены традиции воспитания в семье. Педагогические прерогативы патриархальной семьи нашли отражение в литературе Древнего Востока [2].

Историками было установлено, что еще в античном мире происходила классификация людей по их способностям к различным видам труда. Особенно широко такая градация использовалась в отношении рабов, как правило, при купле-продаже. Рабы, которые обладали более высокими знаниями и умениями, продавались по более высокой цене. Искусные мастера были основным достоянием наиболее богатых рабовладельцев. Богатство римского властителя Красса состояло в первую очередь из умельцев и образованных рабов [3].

Аристотель отмечал, что воспитание и образование формируют творческие способности человека. Обучение и формирование личности, как правило, происходило в домашней обстановке [4]. Человек формировался в рамках жёстких социальных регуляторов, идея развития человеческой

индивидуальности была слаба, личность растворялась в социальной страте. Высокообразованный человек, который осознаёт свою роль и значение в системе воспроизводства, стремится к высокой экономической культуре жизни.

Зачатки образования появились в качестве отражения практики воспитания, находившие выражение в существующих традициях и фольклоре. Со временем для осуществления специальной подготовки людей, обладающих определёнными знаниями и умениями, стал формироваться новый социальный институт - школа.

Школа в государствах Древнего Востока развивались под воздействием разнообразных социально-экономических факторов. Школы возникли в период, когда осуществлялся переход от общинно родового строя к социально дифференцированному обществу. Несмотря на то, что древние цивилизации существовали изолированно друг от друга, они имели принципиально общее в сфере образования и воспитания. На исходе первобытной истории начался процесс отделения умственного труда от физического.

В экономической теории образование принято считать фактором социально экономического развития. Следует обратить внимание на то, что существующие на сегодняшний день познания об образовании, как ресурсе социально-экономического развития, недостаточно широко раскрыты, при всём при том, что образование представляет из себя драйвер не только социально-экономического прогресса, а также и научно технологического, влияя на рост конкурентоспособности. Гармонию общечеловеческих и национальных ценностей, образованность нации, способность оперативно решать нестандартные задачи, развитое творческое мышление, а также стремление к самосовершенствованию в эпоху постидустриального общества вправе считать базой прогресса политической и экономической стабильности страны. От того, на сколько образовательный процесс будет качественным и действенным, зависит процесс создания сильной нации.

Основная задача образования на сегодняшний день направлена на рост качества социальной структуры. Во многих развитых странах при формировании социально экономической политики система образования является одним из главных направлений развития. Инвестиции в систему образования являются инструментом преодоления будущих кризисов, так как кризис в экономике является одной из проекций кризиса образования [5]. Качественное улучшение сферы образования представляет из себя приоритетное направление национального развития. В эпоху глобального капитализма образование влияет на все отрасли жизнедеятельности человека, вследствие чего образование должно быть рассмотрено совместно с экономическими интересами.

Вопросы экономического аспекта в образовании были рассмотрены представителями классической школы политической экономии. Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо и Карл Маркс положили начало исследованиям в данном направлении. Родоначальник английской буржуазной классической политэкономии У Петти в работе «О ценности населения» писал о том, что величие и слава государя «покоятся... на численности, искусности и трудолюбии его народа» [6]. У Петти выделил новую категорию «живых действующих сил человека», обобщающую и объединяющую в себе свойства и способности человека, задействованные в производственных процессах, и предложил считать данную категорию составной частью общенационального богатства. Классик английской политической экономии А. Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» назвал знания, мастерство и навыки составной частью достояния человека и всего общества. Согласно Смиту, человеческие способности к труду становятся в случае, когда попадают в распоряжение к капиталисту. Он определяет заработную плату не как рыночную цену личностных способностей к труду, а как рыночную цену самого труда, зависящую от «стоимости труда» [7]. Последователь Адама Смита Д.Рикардо в своих трудах высказал мысль о том, что для счастья народа нужно улучшить систему обучения, все зло исходит от недостатка образования [8]. В первом отделе «Капитала» К.Маркса автором показано, что уровень развития науки и уровень её применения в

технологии производства зависит от распространения образования в стране. «Производительная сила труда, - писал Карл Маркс, -определяется разнообразными обстоятельствами, между прочим средней степенью искусства рабочего, уровнем развития науки и степенью её технологического применения...» [9].

Основоположниками классической экономической теории были заложены основы формирования концепции человеческого капитала. Первое определение человеческого капитала принадлежит лауреату премии по экономике памяти А. Нобеля Теодору Шульцу, который в 1960 году опубликовал авторскую работу «Формирование капитала и образования» [10]. Затем Гэри Беккер, также получивший премию по экономике памяти А.Нобеля, дал развитие теории человеческого капитала, внеся самый большой вклад в данное научное направление. В книге «Инвестиции в человеческий капитал» Беккер писал о том, что человеческий капитал формируется благодаря инвестициям в человека, выделяя обучение как одно из основных направлений инвестирования [11].

Исследования дали чёткое представление о производительном характере инвестиций в формировании человеческого капитала. Научные знания человека считаются ценными, от его способностей и заинтересованности зависит социально-экономическое развитие страны, и её статус в мире. Образование связано с конкурентоспособностью. Без качественных исходных материалов общество не сможет осуществлять производство высококачественной продукции. Образование создаёт «человеческий капитал», который в результате интеграции с «физическим капиталом» даёт увеличение качества и рост производительности. В случае, если «человек» не обладает необходимыми знаниями и способностями, человеческий фактор может стать «тормозом» в интенсификации производства, а впоследствии развитии прогресса.

В мировой экономической науке XX века вопросы финансирования образования были рассмотрены в двух направлениях: 1) неоклассическом; 2) кейнсианском. Неоклассики (М. Фридман, Е.Уэст, А.Пикок) рассматривали проблемы финансирования образования со стороны свободного предпринимательства. Согласно их воззрениям, центром экономической системы должен быть «потребительский» выбор. В работе «Капитализм и свобода» М.Фридманом был предложен «план ваучеров», где государство бы выполняло роль гаранта соблюдения свободной конкуренции участников и могло бы вмешиваться в процесс лишь при условии возникновения факторов, которые могут препятствовать функционированию свободного рыночного механизма в отношении социальной сферы [12]. Современные государства ведут активную деятельность относительно экономики образования, что для Фридмана и его последователей считается неприемлемым в условиях развития социально-культурной сферы.

Сторонники неоклассического направления придерживаются мнения, что государство должно осуществлять унификацию учреждений образования и программ обучения, сокращая выбор образовательных услуг, тем самым «приводя» всех к одному «шаблону». По мнению неоклассиков, государственное вмешательство в сферу образования нарушает принципы социальной справедливости, так как за услуги образовательных учреждений платят одни, а получают другие.

Для М. Фридмана и его последователей подобное положение является несправедливым в отношении членов общества, у которых нет детей или дети которых проходят обучение в частных образовательных учреждениях.

Согласно воззрениям неоклассиков, вмешательство государства в экономику образования влечёт за собой негативные последствия, оно ограничивает частную инициативу, что в конечном счёте подавляет стимулирование конкурентной борьбы между производителями услуг образования, а также затрудняет развитие качества услуг. Плюс наблюдается нарушение принципа рыночного ценообразования, что является бесполезным, как для отрасли, так и для общества.

Со второй половины 30-х годов до конца 70-х годов XX века основным направлением западной экономической теории стало кейнсианство (Джон Мейнард Кейнс).

Приверженцы кейнсианского направления считают, что государство имеет обоснованные причины, чтобы вмешаться не только в экономику, но и в сферу образования. Согласно их воззрениям, отдельно взятый индивид может не до конца осознавать свою личную заинтересованность в удовлетворении интересов общества и в стремлении к личным выгодам может пренебречь общественными.

Сторонники кейнсианства считают, что государство является активным участником регулирования экономических отношений в образовательной сфере. Согласно их теории, индивид не может сам определить необходимый для развития общества уровень образовательных услуг. В связи с чем механизм финансирования образования может деформировать систему, в результате чего общество столкнётся с недополучением важных услуг. Избежать такую ситуацию под силу только государству.

В дореволюционной России влияние образования на экономику изучалось Д.И. Менделеевым,

A.И Чупровым, И.И. Янжулом, Д.И. Багалеем и другими. Академик Янжул затронул вопрос роли лжи и обмана в русской жизни. «Сколько бы школ в России ни настроили, но пока не поднимется у нас развитие и значение честности, нельзя ожидать успешного хода общего благосостояния» [13]. Согласно воззрениям, И. Янжула благодаря честности настоящую культуру можно поставить на твёрдое основание. Без доверия не может быть качественного развития. Для полноценного функционирования образования как института необходимы нравственность и честность.

Вусловиях,когдакапитализмбылвпоследнейстадииразвития-империализме,основныевопросы образования требовали вмешательства, и В.И. Ленин открыл зависимость школы от экономического и политического строя в стране. Ленин считал, что образование является неотъемлемой частью революционной борьбы трудящихся. Согласно мнению Владимира Ильича общество нуждается в культурной революции, страна нуждается в грамотном населении. Существенная роль отводилась Владимиром Ильичом Лениным ознакомлению с электрификацией [14].

Проблема образования была рассмотрена советскими учёными. Академик Г.С.Струмилин вывел модель эффективности народного образования. Благодаря анализу квалификации станочников Струмилин заключил, что один год школьного образования даёт примерно в 2,6 раза большую прибавку квалификации, чем год заводского стажа [15]. В 60-х годах XX века исследования продолжил

B.А. Калмык.

В 90-х годах XX века значение образования для экономического развития вызвало интерес российских учёных, которые высказали идею, что образование населения имеет социальную и экономическую значимость.

На XX сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, проходившей в 1996 году, было принято новое определение образования. Опираясь на определение ЮНЕСКО, в новой редакции ФЗ РФ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» образование определяется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [16].

Фундаментальность понятия «институт» в рамках нового институционального подхода экономической теории даёт возможность анализа образования как социально экономического института. В связи с чем образование представляется как социально экономический институт, сформированный в виде структурного основополагающего государственного элемента для удовлетворения личных, государственных и общественных экономических интересов, развивающий творческий потенциал личности, способной к воспроизводству и наращиванию новых знаний и

умений, способствующих реализации государственной социально-экономической политики с целью долгосрочного развития социально-экономической системы.

Образование в качестве целесообразной деятельности человека имеет 3 формы проявления: 1) затраты физиологической энергии обучающихся 2) взаимодействие учащихся с научно технологическим прогрессом 3) взаимодействие государства и обучающихся.

На сегодняшний день в России стремление к получению образования обусловлено тем, что на рынке труда существует необходимость выполнения формальной нормы, без привязки к качеству образования. В связи с этим происходит процесс обесценивания диплома о высшем образовании.

Таким образом, исследование социально-экономических отношений института образования способствует повышению качества образования, что впоследствии будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию. Образованность нации выступает гарантом развития современной российской экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Комаров М.С. Введение в социологию: Учеб. для вузов / М.С. Комаров. - М.: Наука, 1994. -

317 с.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов / А.Н. Джуринский. - М.: Издательская группа «ФОРУМ» - «ИНФРА-М», 1998. -272 с.

3. Утченко С.Л. Древний Рим: События. Люди. Идеи / С.Л. Утченко - Москва: Наука, 1969. -324

с.

4. Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля / А.И. Доватур Акад. Наук СССР. Ленингр. Отд-ение Ин-та истории. - Москва; Ленинград: Наука. [Ленингр. отд-ние], 1965. - 390 с.

5. Новиков В.С. Философия и образование. Монография. М.: Изд-во СГУ, 2011. - 176 с.

6. Петти В. Экономические и статистические работы / В. Петти. - М.: Соцэкгиз, 1940. - 324 с.

7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М.: Соцэкгиз, 1956. - 490 с.

8. Рикардо Д. Собрание сочинений. Том первый. Начала политической экономии и податного обложения. - Санкт-Петербург, книгоиздательство «Зерно», 1908

9. Маркс К. Капитал / Пер. с нем. - СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Книжная лаборатория», 2018.

10. Schulz T. Capital Formation by Education // Journal of Politikal Economu.- 1960, p. 25

11. Becker G.S. Investment in Human Capital A. Theoretical Analysis // Journal of Political Eckonomy. Supplement. Oct., 1962

12. Friedman Milton. Capitalism and Freedom. - U.S.: by the Univ. of Chicago, 1982 - 202 p.

13. Янжул И.И. Избранные труды / И.И. Янжул. - М.: Наука, 2005. - 438 с.

14. Марксизм и педагогика; Учение В.И. Ленина об образовании и коммунистическом воспитании: (В помощь парт. учебе). - Москва: Просвещение, 1966. - 120 с.

15. Количественные методы в социологических исследованиях: Сборник статей / Науч. ред. к.э.н. В.Н. Шубкин. - Новосибирск: [б.и.], 1964. - 489 с.

16. ФЗ РФ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.