Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ РАЗНОУРОВНЕВЫХ СИСТЕМАХ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ РАЗНОУРОВНЕВЫХ СИСТЕМАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЯ / РАЗНОУРОВНЕВЫЕ СИСТЕМЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / НОВЫЕ ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забайкин Ю.В., Красавина Е.В., Сологуб В.А., Хашева И.А.

По своему содержанию действующие стандарты высшего экономического образования надо считать стандартами первого поколения с последующей разработкой стандартов второго, третьего и последующих поколений, в которых найдут отражение современные и будущие тенденции развития образования, а именно: ее диверсификация, последовательность, непрерывность, интенсификация образовательных процессов и их информатизация. Развитие стандартов экономического образования предусматривает: модернизацию отраслевых стандартов высшего образования разных образовательно-квалификационных уровней; внедрение в учебный процесс форм и методов, обеспечивающих усиленную его ориентацию на практическую или научную подготовку студентов в зависимости от образовательного квалификационного уровня. Образование является основой социального, политического, экономического, духовного и культурного развития общества. Одним из важных стратегических задач высших учебных заведений России является интеграция в единое европейское образовательное и научное пространство. Анализ практической деятельности и теоретических трудов кооператоров и педагогов свидетельствует, что как западноевропейские ученые, так и отечественные педагоги указывают применение методов психологических исследований в профессиональной ориентации, развитию экономического образования, приобретения новых профессий как фактора социальной защиты в новых социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забайкин Ю.В., Красавина Е.В., Сологуб В.А., Хашева И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EDUCATION IN RUSSIA IN INTEGRATION MULTI-LEVEL SYSTEMS

According to its content, the current standards of higher economic education should be considered the standards of the first generation, followed by the development of standards of the second, third and subsequent generations, which will reflect current and future trends in the development of education, namely: its diversification, consistency, continuity, intensification of educational processes and their informatization. The development of standards of economic education provides for: modernization of industry standards of higher education of different educational and qualification levels; introduction of forms and methods into the educational process that ensure its enhanced orientation to practical or scientific training of students, depending on the educational qualification level. Education is the basis of social, political, economic, spiritual and cultural development of society. One of the important strategic objectives of higher education institutions in Russia is integration into a single European educational and scientific space. An analysis of the practical activities and theoretical works of cooperators and teachers shows that both Western European scientists and domestic teachers indicate the use of psychological research methods in professional orientation, the development of economic education, the acquisition of new professions as a factor of social protection in new socio-economic conditions.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ РАЗНОУРОВНЕВЫХ СИСТЕМАХ»

Экономическое образование в России в интеграционных разноуровневых системах

Юрий Васильевич Забайкин

Кандидат экономических наук, доцент

Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе Москва, Россия 79264154444@yandex.com 0000-0000-0000-0000

Екатерина Валерьевна Красавина

Доктор социологических наук, доцент Российская таможенная академия Москва, Россия Krasavina_2905@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Владимир Антонович Сологуб

Доктор социологических наук, профессор

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства Ростов-на-Дону, Россия svvol65@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Ирина Анатольевна Хашева

Кандидат экономических наук, доцент

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства Ростов-на-Дону, Россия ihasheva@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 03.01.2022 Принята 07.02.2022 Опубликована 15.04.2022

$ 10.25726/(13082-4921 -4797-х

Аннотация

По своему содержанию действующие стандарты высшего экономического образования надо считать стандартами первого поколения с последующей разработкой стандартов второго, третьего и последующих поколений, в которых найдут отражение современные и будущие тенденции развития образования, а именно: ее диверсификация, последовательность, непрерывность, интенсификация образовательных процессов и их информатизация. Развитие стандартов экономического образования предусматривает: модернизацию отраслевых стандартов высшего образования разных образовательно-квалификационных уровней; внедрение в учебный процесс форм и методов, обеспечивающих усиленную его ориентацию на практическую или научную подготовку студентов в зависимости от образовательного квалификационного уровня. Образование является основой социального, политического, экономического, духовного и культурного развития общества. Одним из важных стратегических задач высших учебных заведений России является интеграция в единое европейское образовательное и научное пространство. Анализ практической деятельности и теоретических трудов кооператоров и педагогов свидетельствует, что как западноевропейские ученые,

так и отечественные педагоги указывают применение методов психологических исследований в профессиональной ориентации, развитию экономического образования, приобретения новых профессий как фактора социальной защиты в новых социально-экономических условиях.

Ключевые слова

экономическое образование, Россия, разноуровневые системы, социальная защита, новые профессии

Введение

Наблюдая за направлениями современного реформирования системы образования в России, достаточно часто возникает вопрос: как государство представляет переход к рыночной системе экономики, если она практически ничего не делает для «подготовки» членов общества - строителей современной экономики. В этом контексте остро стоит вопрос формирования «экономической культуры» детей еще при отсутствии опыта регулирования экономических отношений, в частности на этапе школьного обучения.

В современных школах экономическое образование находиться на недостаточном уровне изучения: 35 часов за 12 лет обучения, то есть если ученик за 12 лет будет присутствовать на 10500 уроках, то на экономическое образование государство отводит 0,3% времени.

Потом этот человек выходит «творить рыночную экономику», ориентироваться в рыночных механизмах при помощи «багажа», который учителя успели ей дать за 12 лет учебы.

Материалы и методы исследования

Если мы хотим иметь рыночную экономику в государстве, мы должны выращивать поколение, способное к реальной рыночной экономики. Считаем, что ставка может быть сделана на инновационные реформы, которые происходят в современной школе.

Мы разделяем мнение А. Мамедова о том, что изучение основ экономических знаний в общеобразовательной школе основывается на основе многолетнего опыта преподавания учебных курсов экономического обучения, которые внедрялись во многих учебно-воспитательных учебных заведениях практически со времени развала СССР.

Однако, лишь в 2001-2002 учебном году предмет «Основы экономики» было включено в инвариантной составляющей типового учебного плану для общеобразовательных учебных заведений.

Он является базовой учебной дисциплиной, которую изучают в 10 классе общеобразовательных школ всех профилей. В основной школе (5-9 классы), знания по экономике интегрированы в содержании программного материала по географии, истории, математике, правоведению (Истрофилова, 2014).

В отечественной теории и практике образования вопросы экономической подготовки учащихся рассматривало немало педагогов - исследователей, психологов, экономистов.

В числе наиболее значимых работ следует отнести труды ученых: А. Аксёнова («Методика преподавания экономики»); Н. Вачевского и В. Мадзигона («Основы экономики»); А. Падевского («Современные педагогические технологии»); С. Линденсен («Экономическое образование школьников»). Правда, следует отметить существование научных исследований современных исследователей, в которых освещен анализ результатов отдельных составляющих экономического воспитания учащихся разного возраста и исследования по трансформации экономического опыта ребенка из теории в практику.

Именно поэтому одно из центральных мест в реализации учебно-познавательного процесса в Новой русской школе занимает трансформация знаний из одной области познания в другую для того, чтобы ребенок мог строить свою жизнь в современном экономическом мире.

Результаты и обсуждение

Школьный курс экономики должен ориентироваться не только на потребности Высшей школы. Основная его цель-экономическая, интеллектуальная и правовая грамотность учащихся, которые, в

свою очередь, создают среду для формирования самосознания. Это обусловлено тем, что переход России к рыночным отношениям коренным образом изменил цели и задачи экономического образования молодежи и профессионализации людей, поскольку современные условия их трудовой деятельности требуют новых форм экономического мышления и поведения.

Сегодня педагогические коллективы получили значительно большую творческую свободу. Педагогам импонирует философия нового предмета «Финансовая грамотность», поскольку в центре ее содержания - человек и его потребности. Они отмечают, что финансовая грамотность предусматривает расширение личной свободы человека, который становится все более независимым от государства, способствует преодолению последствий пресловутого патернализма (то есть убеждение людей в том, что государство и правительство за свой счет обязаны обеспечивать потребы граждан, брать на себя все заботы о них).

Знающий человек, в том числе в финансовой сфере, является надежным кирпичиком в строении гражданского общества и его экономически компетентного населения.

Поэтому традиции фундаментальной экономического образования, так же как и образования в целом, построенные на парадигме, основой которой является триада «знания - умения - навыки».

Введение в школьную программу курса по основам экономических знаний должно помочь частично решить вопрос финансовой грамотности школьников. К сожалению, в этих программах акцент сделан на подготовку учащихся к экономическим вузам для дальнейшего профессионального обучения. Появились государственные и частные школы экономического профиля, учебники по основам экономической теории переведены в основном из Западной учебной и методической литературы.

Все это привело к перенасыщению рынка труда экономистами с высшим образованием.

Важнейшим компонентом духовной жизни общества выступает образование, как связанное с реализацией процесса распространения и продуцирования знаний. Ускорение экономического развития, совершенствование законодательной базы и налоговой политики в России усиливают роль экономического образования.

Состояние современного экономического образования в России обусловлено необходимостью перехода к новым основам формирования и развития экономических знаний, которые базируются на историко-культурных и духовно-нравственных традициях народа и ориентированы на углубленный анализ экономических процессов, которые будут способствовать формированию основ социально ориентированной экономики; формирование современных экономических взглядов, которые будут способствовать развитию гуманизации и социализации общественных процессов, Национальной самоидентификации.

Актуализируется проблема создания модели экономического образования, которая соответствовала бы развитию мировых образовательных систем, выражала прогрессивные тенденции нового века и одновременно сохраняла, развивала национальные традиции.

Несмотря на то, как показывают исследования отечественных и зарубежных экономистов, современное образование находится в кризисном состоянии, что в первую очередь обусловлено отделением экономического развития страны от моральных ценностей и потребностей человека, через превращение экономической деятельности из средства в цель жизни. Обостряется также и противоречие между экономическим образованием и современным бизнесом, которому нужны практико-ориентированные специалисты.

Владение и умение применять знания, повышают конкурентоспособность предприятия, сегодня особенно важны для успешной экономической деятельности в современной рыночной среде.

Использование «компетентностного» подхода, который базируется на оптимальном сочетании фундаментального образования и практической подготовки, является приоритетным в подготовке будущих экономистов, ведь он способствует повышению личностного и практического уровней специалистов, профессиональном развитии выпускников и поддержанию высокого статуса экономического образования в профессиональной структуре современного общества.

По опыту использования компетентностного подхода, следует отметить, наиболее положительные аспекты:

- обновление содержания теоретической и практической подготовки будущих специалистов через разработку инновационных моделей подготовки бакалавров и магистров (подготовка осуществляется существенно обновленными учебными планами и программами учебных дисциплин);

- совершенствование контроля за качеством преподавания учебных дисциплин через публичные презентации учебных дисциплин преподавателями Института;

- разработка и реализация концепции сквозной практической подготовки, которая начинается на первом курсе и заканчивается на последнем, а также дополняется обязательным международным стажировкам студентов в летний период.

Заключение

Проведя анализ современного состояния экономического образования в России, можно отметить, что несмотря на экономический и финансовый кризисы, экономические специальности имеют достаточно большую популярность среди абитуриентов как нашей страны, так и всего мира.

Престижность Высшего экономического образования в России по сравнению с другими специальностями сохранилась из-за влияния следующих факторов:

- в России выросла потребность в специалистах-экономистах и управленцах, владеющих новыми методами хозяйствования и управления;

- изменение в структуре отраслей промышленности России, уменьшения количества производственных предприятий и увеличение количества предприятий непроизводственного профиля в сфере торговли, общественного питания, бытовых услуг, развлечений и других создали новые рабочие места, где требовались специалисты именно экономического профиля.

Исследование мотивов поступления на обучение по экономическим специальностям показало, что основными причинами избрания будущей профессии были следующие:

- «улучшение материального положения в будущем» - 46% студентов;

- «престижность будущей профессии» - 36% опрошенных;

- «возможность продвижения по службе» (выбрали 3% студентов);

- «склонность к точным и экономических наук» (поддержали 9% респондентов);

- «семейная традиция» (отметили 2% респондентов).

Другие причины - «возможность получить высшее образование», «отклониться от военного долга», «доступность высшего учебного заведения», «не поступил на желаемую специальность» -указали 3% опрашиваемых.

Список литературы

1. Бабич Е.В., Мишустина С.Ю., Анастасьева А.А. Инновации в образовании или инновационное образование // Методы и механизмы реализации компетентностного подхода в психологии и педагогике : сб. статей междунар. науч. -практ. конф. М., 2018. С. 13-15.

2. Захарова Д.В., Егменова К.А. Дистанционное обучение как инновация в образовании // Традиции и инновации в образовательном пространстве России: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 37-39.

3. Истрофилова О.И. Инновационные процессы в образовании: учеб.-метод. пособие. Нижневартовск, 2014.

4. Колобкова А.А. Учебные книги по французскому языку в России XVIII века // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 163-171. РО! 10.31862/2218-8711-2020-5-163-171.

5. Левандовская М.П., Моспанова Н.Ю. Управленческая компетентность педагога и ее формирование в системе повышения квалификации // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития. Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 274-278.

6. Об образовании в Российской Федерации : [Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020)].

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата): [Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.11.2015 № 1327].

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» : [Приказ Мино-брнауки России от 12.08.2020 № 954].

9. Полякова А.Г. Инновации в образовании: дистанционное сопровождение учебного процесса студентов заочной формы обучения // Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты: сб. науч. трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 67-68.

10. Прядко И.А., Гладкова И.О. Инновации в образовании. Университетское образование // Современный взгляд на будущее науки: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 188-191.

11. Сергеева С. А., Иванова Е.В., Удот Э.М. Чемпионат школы по финансовой грамотности // Концепция «общество знаний» как новая форма постиндустриального общества: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2020. С. 265-267.

12. Усынина Н.Г. Инновации в бухгалтерском образовании // Профессиональное образование и общество. 2015. № 2 (14). С. 82-83.

13. Хасанов С.Ш. Различия между традиционной системой образования и системой образования, которая базируется на современных инновациях // Ученый XXI века. 2017. № 1-1 (26). С. 51-52.

14. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Инновационный образовательный процесс как основа подготовки современного специалиста // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.

Economic education in Russia in integration multi-level systems

Yuri V. Zabaykin

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Sergo Ordzhonikidze Russian State Geological Exploration University Moscow, Russia 79264154444@yandex.com 0000-0000-0000-0000

Ekaterina V. Krasavina

Doctor of Sociological Sciences, Associate Professor Russian Customs Academy Moscow, Russia Krasavina_2905@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Vladimir A. Sologub

Doctor of Sociological Sciences, Professor

South Russian Institute of Management -Branch of the Russian Academy of National Economy Rostov-on-Don, Russia svvol65@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Irina A. Khasheva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

South Russian Institute of Management -Branch of the Russian Academy of National Economy Rostov-on-Don, Russia ihasheva@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Received 03.01.2022 Accepted 07.02.2022 Published 15.04.2022

0 10.25726/d3082-4921 -4797-x

Abstract

According to its content, the current standards of higher economic education should be considered the standards of the first generation, followed by the development of standards of the second, third and subsequent generations, which will reflect current and future trends in the development of education, namely: its diversification, consistency, continuity, intensification of educational processes and their informatization. The development of standards of economic education provides for: modernization of industry standards of higher education of different educational and qualification levels; introduction of forms and methods into the educational process that ensure its enhanced orientation to practical or scientific training of students, depending on the educational qualification level. Education is the basis of social, political, economic, spiritual and cultural development of society. One of the important strategic objectives of higher education institutions in Russia is integration into a single European educational and scientific space. An analysis of the practical activities and theoretical works of cooperators and teachers shows that both Western European scientists and domestic teachers indicate the use of psychological research methods in professional orientation, the development of economic education, the acquisition of new professions as a factor of social protection in new socio-economic conditions.

Keywords

economic education, Russia, multi-level systems, social protection, new professions

References

1. Babich E.V., Mishustina S.Ju., Anastas'eva A.A. Innovacii v obrazovanii ili innovacionnoe obrazovanie // Metody i mehanizmy realizacii kompetentnostnogo podhoda v psihologii i pedagogike : sb. statej mezhdunar. nauch. -prakt. konf. M., 2018. S. 13-15.

2. Zaharova D.V., Egmenova K.A. Distancionnoe obuchenie kak innovacija v obrazovanii // Tradicii

1 innovacii v obrazovatel'nom prostranstve Rossii: materialy IV Vseros. nauch.-prakt. konf. M., 2015. S. 37-39.

3. Istrofilova O.I. Innovacionnye processy v obrazovanii: ucheb.-metod. posobie. Nizhnevartovsk,

2014.

4. Kolobkova A.A. Uchebnye knigi po francuzskomu jazyku v Rossii XVIII veka // Problemy sovremennogo obrazovanija. 2020. № 5. S. 163-171. DOI 10.31862/2218-8711-2020-5-163-171.

5. Levandovskaja M.P., Mospanova N.Ju. Upravlencheskaja kompetentnost' pedagoga i ee formirovanie v sisteme povyshenija kvalifikacii // Social'no-psihologicheskie vyzovy sovremennogo obshhestva. Problemy. Perspektivy. Puti razvitija. Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019. S. 274-278.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : [Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 31.07.2020)].

7. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 38.03.01 «Jekonomika» (uroven' bakalavriata): [Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 12.11.2015 № 1327].

8. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija — bakalavriat po napravleniju podgotovki 38.03.01 «Jekonomika» : [Prikaz Mino-brnauki Rossii ot 12.08.2020 № 954].

9. Poljakova A.G. Innovacii v obrazovanii: distancionnoe soprovozhdenie uchebnogo processa studentov zaochnoj formy obuchenija // Aktual'nye zadachi sovremennoj nauki i obrazovanija: teoreticheskie i prikladnye aspekty: sb. nauch. trudov po materialam mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 2015. S. 67-68.

10. Prjadko I.A., Gladkova I.O. Innovacii v obrazovanii. Universitetskoe obrazovanie // Sovremennyj vzgljad na budushhee nauki: sb. statej mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 2015. S. 188-191.

11. Sergeeva S.A., Ivanova E.V., Udot Je.M. Chempionat shkoly po finansovoj gramotnosti // Koncepcija «obshhestvo znanij» kak novaja forma postindustrial'nogo obshhestva: sb. statej mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ufa, 2020. S. 265-267.

12. Usynina N.G. Innovacii v buhgalterskom obrazovanii // Professional'noe obrazovanie i obshhestvo. 2015. № 2 (14). S. 82-83.

13. Hasanov S.Sh. Razlichija mezhdu tradicionnoj sistemoj obrazovanija i sistemoj obrazovanija, kotoraja baziruetsja na sovremennyh innovacijah // Uchenyj XXI veka. 2017. № 1-1 (26). S. 51-52.

14. Chuprova L.V., Ershova O.V., Mullina Je.R., Mishurina O.A. Innovacionnyj obrazovatel'nyj process kak osnova podgotovki sovremennogo specialista // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2014. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.