Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ COVID-19 НА ТУРИСТИЧЕСКУЮ ОТРАСЛЬ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ COVID-19 НА ТУРИСТИЧЕСКУЮ ОТРАСЛЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ПАНДЕМИЯ / ВСЕМИРНАЯ ТУРИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ДИНАМИКА / ПРОГНОЗ / КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасов В.И., Ивойлова И.В.

Туристическая индустрия представляет собой системообразующую отрасль экономики, которая эффективно связывает и использует комплексы различных отраслей в общественно значимых целях. Туризм вовлекает в оборот около 4 трлн долл.США, для трети стран-участниц туристического рынка поступления от туризма составляют основную статью в бюджете, а в 80 странах - входят в первую пятерку бюджетообразующих статей. В статье кратко рассмотрено экономическое и социальное влияние пандемии COVID-19 на туристическую отрасль, отмечено, что туризм оказался одним из наиболее пострадавших от эпидемии секторов экономики во всех странах, что отразилось на получении людьми средств к существованию, системе общественных услуг и ограничило спектр возможностей на всех континентах. Отмечено, что ни одна страна не избежала серьезных потерь в своем туристическом бизнесе. Вместе с тем в статье указывается, что кризис дает возможность переосмыслить роль и место сектора туризма и его вклад в достижение целей в области устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND SOCIAL IMPACT COVID-19 ON THE TOURISM INDUSTRY

The tourism industry is a system-forming branch of the economy that effectively connects and uses complexes of various industries for socially significant purposes. Tourism involves about $4 trillion in turnover, for a third of the countries participating in the tourism market, tourism revenues make up the main item in the budget, and in 80 countries they are among the top five budget-forming items. The article briefly examines the economic and social impact of the COVID-19 pandemic on the tourism industry, noting that tourism turned out to be one of the sectors of the economy most affected by the epidemic in all countries, which affected people's livelihood, the system of public services and limited the range of opportunities on all continents. It is noted that no country has escaped serious losses in its tourism business. At the same time, the article points out that the crisis provides an opportunity to rethink the role and place of the tourism sector and its contribution to achieving the Sustainable Development Goals.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ COVID-19 НА ТУРИСТИЧЕСКУЮ ОТРАСЛЬ»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СОУГО-19 НА

ТУРИСТИЧЕСКУЮ ОТРАСЛЬ

В.И. Тарасов, академик1, вед. науч. сотр.2 И.В. Ивойлова, научный сотрудник2

1 Международная академия информатизации

2 ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-11-3-118-123

Аннотация. Туристическая индустрия представляет собой системообразующую отрасль экономики, которая эффективно связывает и использует комплексы различных отраслей в общественно значимых целях. Туризм вовлекает в оборот около 4 трлн долл.США, для трети стран-участниц туристического рынка поступления от туризма составляют основную статью в бюджете, а в 80 странах - входят в первую пятерку бюджетообразующих статей. В статье кратко рассмотрено экономическое и социальное влияние пандемии COVID-19 на туристическую отрасль, отмечено, что туризм оказался одним из наиболее пострадавших от эпидемии секторов экономики во всех странах, что отразилось на получении людьми средств к существованию, системе общественных услуг и ограничило спектр возможностей на всех континентах. Отмечено, что ни одна страна не избежала серьезных потерь в своем туристическом бизнесе. Вместе с тем в статье указывается, что кризис дает возможность переосмыслить роль и место сектора туризма и его вклад в достижение целей в области устойчивого развития.

Ключевые слова: Туризм, международный туризм, пандемия, Всемирная туристская организация, экономика, динамика, прогноз, кризис.

Туризм обеспечивает средствами к существованию миллионы людей, а миллиардам дает возможность по достоинству оценить культурную самобытность своего народа и народов других стран, а также богатство природы. В некоторых странах доля этого сектора в ВВП может составлять более 20 процентов, и в целом туризм является третьей по величине экспортной отраслью мировой экономики [1]. Туристическая отрасль - одна из тех отраслей мировой и российской экономики, которая в числе первых попала под удар новой ко-ронавирусной инфекции.

В то же время восстановление туристской деятельности открывает перспективы для проведения преобразований с акцен-

том на то, чтобы регулировать воздействие пандемии на посещаемые туристами направления и формировать у населения и работающих в этой сфере компаний более высокий потенциал противодействия посредством осуществления инноваций, обеспечения устойчивости и налаживания партнерских связей[1].

В 2019 году число международных туристов достигло 1,5 млрд человек, что на 4 процента больше, чем в 2018 году, еще 8,8 млрд человек пришлось на внутренний туризм. Этот сектор обеспечил экспорт в размере 1,5 трлн. долл. США, и в нем прямо или косвенно был занят каждый десятый житель планеты.

Таблица 1. Туризм в мировой экономике

2Q19 г. 2Q2Q г.

Мировой ВВП сектора туризма и путешествий, в % к предыдущему году 103,5 50,9

Мировой ВВП, в % к предыдущему году 102,5 96,3

Вклад туризма в мировой ВВП, трлн долл. США 9,2 4,7

в % от мирового ВВП 10,4 5,5

Число рабочих мест в сфере туризма, млн ед. 334 272

в % от общего числа рабочих мест в мире 10,0 8,9

Инвестиции в основной капитал в сфере туризма, млрд долл. США 986,2 693,2

в % от общего объема инвестиций 4,4 3,2

Источник: По данным ежегодного исследования Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) с участием экспертов Oxford Economics за 2020 год [3]

Как показывают данные, приведенные в таблице 1, мировой ВВП сектора туризма и путешествий по сравнению с 2019 годом (103,5%) сократился в 2020 году (50,9%) на 52,6%, сократилось и число рабочих мест - с 334 до 272 млн ед., уменьшились инвестиции в основной капитал в сфере туризма - с 986,2 до 693,2 млрд долл. США.[3]

Количество международных туристов в 2020 году сократилось на 56%-78%, что привело к сокращению объема доходов от туризма с 1,5 трлн долл. США в 2019 году

Международный туризм составляет треть от общего туристического потока. Для европейских курортов он играет большую роль - его доля порядка 50%. В этой связи существенные потери от снижения международного туризма в отдельных странах могут быть частично компенсированы внутренним туризмом, в случае снятия внутренних карантинных ограничений. Масштаб проблем будет тем меньше, чем выше ориентированность туристической отрасли на внутренних потребителей. Если для Черногории, Хорватии, Кипра, Греции и Австрии доля иностранных туристов составляет 70-90% (высокие риски снижения доходов туристической отрасли), то для Испании, Италии, Турции, Болгарии - 50% (умеренные риски). В других крупнейших по объему туристическо-

до 310-570 млрд долл. США в 2020 году. Вследствие этого под угрозой оказались более 100 млн рабочих мест, непосредственно связанных с туризмом.

Ни одна страна не избежала серьезных потерь в своем туристском секторе — от Италии, где в 2020 году отмечена самая высокая доля туризма, составившая 7%, до России, где на долю сферы путешествий и туризма пришлось в 2020 году около 2,7% (табл.2). Существенный отрицательный прирост отрасли к 2019 году показали все значимые туристические страны[3].

го потока странах - Франции, Британии, Германии и Японии (170-400 млн. туристов в год) - доля иностранного туризма составляет менее 30% [4]. В случае снятия внутренних ограничений, в данных странах риски масштабных потерь в туристической отрасли существенно ниже, по крайней мере, у них появится возможность частично восстановить доходы от внутреннего туризма, которые в случае России, Японии, Украины и Австралии составляют более 70% доходов национальной туристической отрасли.

Убытки небольших, но сильно зависящих от туризма стран (в размере нескольких млрд. долл. в случае Хорватии и Черногории) могут быть частично покрыты за счет государственной помощи. Однако сделать то же для крупных туристических

Таблица 2. Вклад сферы путешествий и туризма в ВВП отдельных стран в 2019 и 2020

гг.

Общий вклад сферы путешествий и туризма в ВВП, млрд долл. США (об- Прирост в % к 2019 г. Доля сферы путешествий и туризма в ВВП

менный 2020 г.) курс страны, в %

2019г. 2020г. 2019г. 2020г.

США 1869,7 1103,7 - 41,0 8,6 5,3

Китай 1665,6 667,2 - 59,9 11,6 4,5

Япония 373,0 234,9 - 37,0 11,6 4,5

Германия 393,1 208,8 - 46,9 9,8 5,5

Италия 269,8 132,2 - 51,0 13,1 7,0

Франция 240,5 123,2 - 48,8 8,5 4,7

Великобри-тания 305,0 115,0 - 62,3 10,1 4,2

Испания 202,1 75,4 - 62,7 14,1 5,9

Канада 111,6 52,4 - 53,0 6,4 3,2

Россия 75,5 40,1 - 47,0 4,9 2,7

Турция 77,6 35,5 - 54,2 11,0 5,0

ЮАР 22,1 11,1 - 49,8 6,9 3,7

Источник: Ежегодное исследование Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) с участием экспертов Oxford Economics за 2020 год. https://wttc. org/Research/Economic-Impact [3]

стран - Греции, Испании, Италии, - с потенциальными потерями экспортной выручки в 40-100 млрд. долл. это будет очень затруднительно. В этой связи правительства этих стран стоят перед сложным выбором между ранним снятием большинства ограничений с целью восстановления туристического потока и доходов и рисками усиления эпидемии на этом фоне.

Туристические компании столкнулись не только с серьезными финансовыми проблемами из-за того, что перед началом ограничительных мер были выплачены крупные суммы налогов и имелись предоплаты по всему миру, но и с многочисленными требованиями туристов вернуть депозиты по турам.

Новые санитарные требования, как в России, так и в других странах, однозначно повышают операционные расходы компаний. С другой стороны, эти же компании остро нуждаются хоть в каком-то денежном потоке, поэтому руководители предприятий вынуждены принимать решения - работать пока не в убыток, но и без прибыли. Скидки и акции предприниматели готовы предоставлять только в том случае, если хотя бы временно будет снижена налоговая нагрузка и другие местные сборы.

По мнению экспертов сейчас турбизнес будет развиваться в направлении индивидуальных путешествий и путешествий в небольших группах. Вероятно, путешественники будут отходить от того, чтобы пользоваться общественным транспортом и большими туристическими автобусами. Ожидается спрос на автомобильные путешествия и путешествия на небольших автобусах (не более 15-17 человек). Туристы будут стремиться проживать в небольших отелях, где будет обеспечена возможность дистанцироваться от большого количества людей. Но в любом случае туры должны будут отвечать требованиям государства, включая требования безопасности путешественников.

Введенные ограничения обозначили и новые туристические тренды - безусловным приоритетом стали безопасные путешествия. Большой популярностью будут пользоваться поездки на оздоровительные

курорты, активный отдых на природе и свежем воздухе и формат коротких автомобильных путешествий на выходные.

К основным направлениям развития российской туристической отрасли в текущих условиях следует отнести цифрови-зацию и ориентацию на внутренний туризм. Цифровизация включает в себя не только предоставление возможности ознакомиться с природными и культурными достопримечательностями и маршрутами, а также экспозициями музеев в онлайн-режиме, но и разработку дистанционных сервисов, в том числе таких, как выбор туристического направления, поддержка клиентов и сбор обратной связи в формате 24/7. В условиях ограничений по выездному туризму также происходит смена ориентира на внутренний туризм (в целом по России или в пределах одного региона) [4].

Одним из основных толчков для оживления и восстановления сектора туризма в странах сейчас является внимание, которое каждое заинтересованное государство уделяет туризму. Кризис - это не только проблемы, но и новые возможности. Отсутствие въездного туризма сейчас компенсируется внутренним, в частности, в России. Развивая внутренний туризм, игроки рынка развивают и въездной, поскольку создаются база, инфраструктура, механизмы, практика взаимодействия.

В настоящее время речь идет о частичном восстановлении рынка - 10-15%. При этом полноценное возвращение к докризисным показателям может занять от двух до пяти лет в зависимости от дальнейшего развития событий. Компаниям отрасли придется отдавать долги, что будет сложно. Часть предпринимателей решит сменить профиль деятельности, часть уйдет из бизнеса.

Последствия COVID-19 для туризма чреваты ростом нищеты и неравенства в регионах, где он является основным направлением развития экономики, существует опасность свести на нет результаты усилий по сохранению природы и культуры. Из-за пандемии также существует риск замедления прогресса в достижении целей в области устойчивого развития.

По данным исследования, проведенного в 2015 году специализированным учреждением Организации Объединенных Наций — Всемирной туристской организацией (ЮНВТО), 14 африканских стран получают в виде сборов за доступ на охраняемые природные территории порядка 142 млн долл. США.

Как отмечается в «Концептуальной записке: COVID-19 и перестройка сектора туризма» Организации Объединенных Наций [1], «Дорожная карта» по преобразованию сектора туризма должна охватывать пять приоритетных областей:

1. Управление кризисом, смягчение социально-экономических последствий для жизни людей, особенно для занятости и экономической безопасности женщин;

2. Повышение конкурентоспособности и потенциала;

3. Продвижение инноваций, цифрови-зации экосистемы туризма;

4. Содействие обеспечению устойчивости и инклюзивному «зеленому» росту;

5. Укрепление координации и партнерских связей в целях преобразования туризма.

Негативные последствия от вынужденного простоя из-за пандемии ощутили на себе все представители туриндустрии.

По последним оценкам ИКАО, в 2020 году авиакомпании потеряли от 324 до 387 млрд. долл. США своих валовых операционных доходов, учитывая, что около 90% всего авиационного парка вынужденно находилось на земле, а спрос во втором квартале 2020 года был практически равен нулю. Как и в секторе туризма, последствия для авиационной отрасли зависят от продолжительности и масштабов вспышки заболевания и принимаемых мер по его сдерживанию, уровня доверия потребителей и экономических условий, причем долгосрочные последствия еще не вполне очевидны. Около 100 млн рабочих мест непосредственно в секторе туризма и, соответственно, связанные с ним источники средств к существованию находятся в зависимости от решения проблемы распространения СОУГО 19. Только трудоемкие гостиничная отрасль и отрасль общественного питания обеспечивают занятость во

всем мире 144 млн человек. Сюда входят около 44 млн самозанятых работников и 7 млн работодателей. В гостиничном подсекторе и подсекторе общественного питания 51 млн фирм работают в чрезвычайно сложной деловой среде, существенно влияющей на занятость. На Ямайке, где связи между туризмом и другими секторами очень тесны, около 300000 человек потеряли работу в результате введения мер изоляции, включая закрытие аэропортов, в странах Карибского бассейна [1] .

Кроме того, к наиболее уязвимым и пострадавшим от пандемии группам населения мира в секторе туризма следует отнести женщин, на долю которых приходится 54 процента рабочей силы, занятой в отрасли, молодежь и трудящиеся-мигранты, имеющие ограниченный доступ или не имеющие доступа к системе социальной защиты. Они также чаще оказываются субъектами неформальной или случайной занятости.

Глобальный кризисный комитет ЮНВТО[1] в области туризма выработал в мае 2020 года план действий по восстановлению туризма, предусматривающий поддержку как государственного, так и частного сектора в целях:

• защиты рабочих мест;

• восстановления доверия путем обеспечения безопасности и защищенности;

• эффективного возобновления деятельности на основе государственно-частного сотрудничества;

• ответственного открытия границ;

• согласования и координации протоколов и процедур;

• создания более достойных рабочих мест с помощью новых технологий;

• внедрения инноваций и принципов устойчивого развития как новой нормы.

Восстановление туристских направлений и компаний будет полностью зависеть от их способности использовать преимущества новых технологий для лучшего понимания и мониторинга потребностей путешественников и тенденций, создавать и продвигать на рынок новые предложения, использовать цифровые платформы для

повышения конкурентоспособности и гибкости малых и средних предприятий в плане охвата клиентов, обеспечивать более достойные рабочие места и внедрять эффективные протоколы охраны здоровья. Искусственный интеллект и большой объем данных могут помочь управлять потоками и защищать сообщества и ресурсы.

Нынешний кризис предоставляет беспрецедентную возможность изменить отношения между сектором туризма и природой и тем самым внести более весомый вклад в достижение целей в области устойчивого развития и Парижского соглашения об изменении климата.

Заключение.

Кризис в туристической отрасли дает возможность переосмыслить роль и место сектора туризма и его вклад в достижение целей в области устойчивого развития, в охрану природы, возможность работать в направлении формирования более устойчивого и инклюзивного туристского сектора, обладающего повышенным потенциалом противодействия бедствиям.

Состояние и перспективы туристической отрасли особенно сильно зависят от успехов борьбы с эпидемией в каждой отдельной стране. Высокая ориентированность отрасли на внутреннего потребителя

дает шанс частичной компенсации потерь в случае ослабления внутренних ограничений.

Текущая ситуация дает шанс национальным туристическим секторам в тех странах, где есть соответствующие природные условия и инфраструктура. Многое также зависит от адаптивной реакции со стороны туриндустрии: предложения туристических услуг, соотношения цены и качества сервиса, а также динамики доходов населения в пандемию и готовности самих потребителей переключиться на национальные туристические направления. Дополнительную неопределенность

накладывает негативная динамика доходов населения, которая может затормозить процессы переориентации турпотоков. Эти процессы также будут сопровождаться ростом спроса на относительно бюджетные варианты отдыха. В странах с выходом к теплым морям и значительными рекреационными ресурсами, таких как Россия, есть значительный потенциал для роста доходов туристической отрасли.

Туризм должен становиться устойчивым, ресурсосберегающим, безопасным, способствовать выработке более ответственного поведения во время путешествий.

Библиографический список

1. Концептуальная записка: COVID-19 и перестройка сектора туризма. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, август 2020г.

2. Тарасов В.И, Бикмулин А.Л. Анализ и динамика развития российского туризма до 2035 года. Экономика и бизнес: теория и практика, 2019, №9, стр.171-178.

3. Статистический бюллетень Росстата к Всемирному Дню туризма-2021

4. Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. Обзор влияния пандемии коронавируса на туристическую отрасль. Центр комплексных европейских и международных исследований. Зайцев А.А., Тихонов А.А., 2020.

5. Сердюков Н. Текущее состояние международного туризма в зеркале статистики. Аргументы недели, 16.10.2020 г.

6. Топ-25 стран, зарабатывающие на туризме - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://finance.bigmir.net/news/2819705-top-25-stran-zarabatyvajucshih-na-turizme

7. Ивойлова И.В. Экономические аспекты туризма в России и мире. Экономика и бизнес: теория и практика, №1-1(71), 2021

ECONOMIC AND SOCIAL IMPACT COVID-19 ON THE TOURISM INDUSTRY

V.I. Tarasov, Academician1, Leading Researcher2 I.V. Ivoilova, Researcher2 international Academy of Informatization 2FGBNU FNTS VNIIESH (Russia, Moscow)

Abstract. The tourism industry is a system-forming branch of the economy that effectively connects and uses complexes of various industries for socially significant purposes. Tourism involves about $4 trillion in turnover, for a third of the countries participating in the tourism market, tourism revenues make up the main item in the budget, and in 80 countries they are among the top five budget-forming items. The article briefly examines the economic and social impact of the COVID-19 pandemic on the tourism industry, noting that tourism turned out to be one of the sectors of the economy most affected by the epidemic in all countries, which affected people's livelihood, the system of public services and limited the range of opportunities on all continents. It is noted that no country has escaped serious losses in its tourism business. At the same time, the article points out that the crisis provides an opportunity to rethink the role and place of the tourism sector and its contribution to achieving the Sustainable Development Goals.

Keywords: Tourism, international tourism, pandemic, World Tourism Organization, economy, dynamics, forecast, crisis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.